МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы бережливого производства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки19.03.01. Биотехнология
ПрофильБиотехнология продуктов на основе растительного сырья
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план19_03_01_Биотехнология_БПОРС-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 21,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Основы бережливого производства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 19.03.01 Биотехнология (приказ Минобрнауки России от 10.08.2021 г. № 736)

составлена на основании учебного плана:
19.03.01 Биотехнология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев Сергей Васильевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Темерев Сергей Васильевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1. сформирование представления о концепции бережливого производства и возможностях применения принципов и инструментов для решения задач профессиональной деятельности, создания процесса непрерывного устранения потерь, устранения любых действий/операций, которые потребляют ресурсы, но не создают ценности для конечного потребителя.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной, так и философской категории
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
УК-2Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.1 Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач
УК-2.2 Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем
УК-2.3 Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-3Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства
УК-3.2 Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командной задачи, презентуя профессиональные задачи
УК-3.3 Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками
УК-9Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
УК-9.1 Знает базовые экономические понятия, объективные основы функционирования экономики и поведения домохозяйств и его субъектов; ресурсные ограничения экономического развития и особенности циклического развития рыночной экономики; понятие общественных благ, роль государства в их обеспечении и возможностях их получения домохозяйствами, основы функционирования финансовых рынков и принятия домохозяйствами инвестиционных решений
УК-9.2 Умеет использовать понятийный аппарат экономической науки для описания экономических и финансовых процессов функционирования домохозяйств; искать и собирать финансовую и экономическую информацию для принятия обоснованных решений; анализировать финансовую и экономическую информацию, необходимую для принятия обоснованных решений в сфере экономики домохозяйства; оценивать процентные, кредитные, курсовые, рыночные, операционные, общеэкономические, политические риски неблагоприятных экономических и политических событий для экономики домохозяйства; решать типичные задачи, связанные с личным финансовым планированием
УК-9.3 Владеет методами оценки будущих доходов и расходов домохозяйства, сравнение условий различных финансовых продуктов и условий инвестирования личных доходов; навыками решения типичных задач в сфере личного экономического и финансового планирования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- принципы бережливого производства, его его теоретические основы и современные практики разработки и внедрения рачительного производства;
- оптимальные принципы организации производства и технологических процессов;
- усорвия рациональной сорганизации производства и технологических процессов, ресурсного потенциала предприятия;
- сущность и характерные черты современного менеджмента;
- процесс и методику принятия и реализации управленческих решений
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать инструменты бережливого производства;
- внедрять в производственную и управленческую деятельность принципы бережливости как средство обеспечения системы менеджмента качества;
- планировать и организовывать работу подразделения;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- процессами, осуществлять анализ бизнес-процессов;
- выявлять и формулировать актуальные научные проблемы;
- проводить мониторинг устранения менеджментом выявленных нарушений, недостатков и рисков;
- применять в профессиональеой деятельности методы, средства и приемы менеджмента

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Выбор темы бережливого проекта для команды. Разработка паспорта проекта Практические 2 4 УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
1.2. Идеи бережливого производства в условиях современного рынка Практические 2 4 УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
1.3. Картирование потока создания ценностей по проекту в соответствии с профилем (направленностью) профессиональной деятельности в соответствии с предложенным алгоритмом Практические 2 4 УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
1.4. Выбор инструментов решения проблемы в рамках реализуемого проекта по результатам картирования Практические 2 4 УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
1.5. Применение методов бережливого производства в выбранном студентами проекте («Реализация системы 5 S») Практические 2 4 УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
1.6. Определение целей и способов их достижения. Подготовка вариантов решения с использованием методов Бережливого производства Практические 2 4 УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
1.7. Структурирование и оценка потерь. Анализ причин проблем. Практические 2 4 УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
1.8. Основные проблемы внедрения бережливого производства Практические 2 4 УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
1.9. Представление Кейса по выбранной тематике. Практические 2 4 УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
1.10. Бережливое ппроизводство как основа новой философиии менеджмента. История появления и развития бережливого производства Сам. работа 2 8 УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
1.11. Организация непрерывного обучения и совершенствования. Характеристика принципов непрерывного совершенствования Кайдзен Сам. работа 2 8 УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
1.12. Алгоритм внедрения бережливого производства на современном этапе. Инструменты бережливого производства Сам. работа 2 8 УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
1.13. Сокращение потерь как основной фактор концепции бережливого производства Сам. работа 2 8 УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
1.14. Оррганизация производственног процесса Сам. работа 2 8 УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
1.15. Применение принципоп TPS на современных предприятиях Сам. работа 2 8 УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
1.16. Сам. работа 2 8 УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
1.17. Причины отставания внедрения бережливого производства на российских предприятиях Сам. работа 2 8 УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
1.18. Причины сопротивления изменениям при внедрении модели бережливого производства Сам. работа 2 8 УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. К какому шагу 5S относится рационально размешение предметов?
а) 1S
б) 2S
в) 3S
г) 4S
Ответ: б

Вопрос 2. На какие группы можно разделить действия, выполняемые при переналадке оборудования?
а) выталкивающие и вытягивающие
б) первичные и вторичные
в) внешние и внутренние
г) основные и вспомогательные
Ответ: в

Вопрос 3. Часть операций процесса наладки, которые выполняются при отключении оборудования, подлежащего наладке, назыываются:
а) выталкивающими
б) вторичными
в) внутренними
г) вспомогательными
Ответ: в

Впорос 4. Что такое «Стандартные Операционные Карты»?
а) Это документы, содержащие экономическую информацию о деятельности предприятия.
б) Это документы, описывающие шаги (элементы) в процедуре, которым необходимо
следовать.
в) Это документы, описывающие шаги анализа хозяйственной деятельности.
Ответ: б

Вопрос 5. Определите систему «Точно вовремя (just-in-time, JIT)».
а) Это система, при которой изделия производятся и доставляются в нужное место точно в
нужное время и в нужном количестве.
б) Это система, при которой изделия производятся и доставляются в соответствии со
временем работы поставщика.
в) Это система, при которой изделия доставляются в нужное место.
Ответ: а

Вопрос 6. Как называется в системе бережливого производства «защита от ошибок»?
а) Пока-ёкэ
б) Кайзен
в) Обея
Ответ: а

Вопрос 7. Как называется деятельность, при которой потребляются ресурсы, но не создает ценности для потребителя?
а) Мури
б) Муда
в) Мура
Ответ: б

Вопрос 8. Как можно определить время такта?
а) Это интервал времени, через который потребитель требует заказанную продукцию от
поставщика.
б) Это интервал времени, через который производитель может выпускать продукцию.
в) Это интервал времени, через который потребитель требует замены продукции.
Ответ: а

Вопрос 9. Определите понятие «Кайдзен».
а) Непрерывное совершенствование деятельности персонала по повышению квалификации
б) Непрерывное совершенствование деятельности с вовлечением всего персонала в
постоянную работу по сокращению потерь
в) Непрерывное совершенствование производственной деятельности.
Ответ: в

Вопрос 10. Что такое «Гемба»?
а) любое место, где непосредственно создаётся ценность для потребителя.
б) производственный цех.
в) офисное здание
Ответ: б




Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85 % - отлично
70 % - хорошо
50 % - удовлетворительно
Менее 50 % - неудовлетворительно


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Что означает понятие "перебалансировка"?
Ответ: выравнивыание загругки опреатора в соответствии с требуемым времененм такта

Вопрос 2. Выберите правильную последовательность шагов в 5S.
Ответ:Шаг 1. Сортировка; Шаг 2. Соблюдение порядка; Шаг 3. Содержание в чистоте; Шаг 4. Стандартизация; Шаг 5. Совершенствование

Вопрос 3. Что подразумевает понятие "Сортировка" при способе организации рабочего места – «5S»?
Ответ: Освобождение рабочего пространства от ненужных предметов

Вопрос 4. Что подразумевает понятие "Соблюдение порядка" при способе организации рабочего места – «5S»?
Ответ: рациональное размещение объектов в пределах рабочей зоны

Вопрос 5. Что подразумевает понятие "Содержание в чистоте" при способе организации рабочего места – «5S»?
Ответ: полная чистота производственных и офисных помещений, содержание оборудования и инструментов в исправности

Вопрос 6. Что подразумевает понятие "Стандартизация" при способе организации рабочего места – «5S»?
Ответ: Регламентация достижений принципов: Сортировка,Соблюдение порядка, Содержание в чистоте. Необходимо сформировать пакет документов, например: информационные стенды; схемы с указаниями местоположений объектов рабочей зоны; знаки обозначения опасных зон, зон временных складов и бракованной продукции; приказы, распоряжения, чек листы аудиторов; прочие предостережения и важные указания; краткие инструкции и памятки

Вопрос 7. Что подразумевает понятие "Совершенствование" при способе организации рабочего места – «5S»?
Ответ: Поддержание и улучшение выполнения установленных процедур первых четырех пунктов.

Вопрос 8. Метод "Шесть сигма" - это __________.
Ответ: инновационная концепция управления организацией, основанная на стандартном отклонении случайной величины от среднего значения

Вопрос 9. Что означает поятие "время переналадки"?
Ответ: период времени, прошедший между завершением произвдства последнего изделия предыдущей партии и выходом из производства первого годного изделия после переналадки

Вопрос 10. Чем система бережливого производства отличается от программы улучшения?
Ответ:

Вопрос 11. Дайте определение понятию «ценность».
Ответ: Ценность - совокупность свойств продукта или услуги, за которые потребитель готов
заплатить поставщику.

Вопрос 12. Что такое визуальный контроль?
Ответ: Визуальный контроль - оценка качества изготовления продукции методом осмотра или тактильным способом.

Вопрос 13. Карта потока создания ценности — это ______.
Ответ: схема, отображающая каждый этап движения потоков материалов и информации, нужных для того, чтобы выполнить заказ потребителя.

Вопрос 14. Что должна отражать карта будущего состояния?
Ответ: отражаются варианты и точки совершенствования процессов, а также ключевые показатели, по которым можно оценить достижение будущего состояния потока создания ценности

Вопрос 15. Что показывает карта идельного состояния?
Ответ: когда устранены все возможные потери и использованы все ресурсы оборудования и персонала. А также показатели удовлетворенности клиента, например объемы производства, степень удовлетворенности спроса, ритмичность поставки.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: выполнено 88 – 100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос.
«Хорошо»: Овыполнено 62 – 87% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
«Удовлетворительно»: Овыполнено 61 – 36% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
«Неудовлетворительно»: выполнено 0 – 35% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).



ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-9: Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Какие основные причины обусловливают возникновение и развитие техносферы:
а) аграрная деятельность человека
б) научные достижения в области технологий
в) солнечная активность
г) демография
д) урбанизация
Ответ: а,б,г,д

Вопрос 2. К антропогенным опасностям относятся:
а) ошибки человека, управляющего техническими устройствами
б) низкий уровень подготовки специалиста
в) вредные вещества
г) тревожность
д) несоблюдение инструкций по эксплуатации
Ответ: а,б,д

Впорос 3. Потребности человека в защите от опасностей – это:
а) физиологические потребности в пище, продолжении рода
б) в безопасности
в) в социальных сетях (включенность в общество, любовь близких)
г) в уважении, одобрении, признании
д) в духовном развитии
Ответ: б

Вопрос 4. Потребности общества в защите от опасностей – это:
а) сохранение здоровья и трудоспособности членов общества
б) защита членов общества от естественных опасностей
в) сохранение или рациональный рост численности членов общества в условиях воздействия опасностей от внешних причин
г) физиологические потребности в пище
д) продолжение рода
Ответ: а,б,в

Вопрос 5. На производствах с вредными или опасными производственными факторами проводятся медицинские осмотры (обследования):
а) бактериологические исследования
б) внеплановые медицинские осмотры
в) предварительные медицинские осмотры
г) консультации психоневролога
д) периодические медицинские осмотры
Ответ: д

Вопрос 6. К естественным опасностям относятся:
а) климатические явления
б) взрывоопасные производства
в) гидрологические явления
г) землетрясения
д) космические излучения
Ответ: а,в,г,д

Вопрос 7. К техногенным опасностям относятся:
а) электрический ток
б) лазерное излучение
в) электромагнитные поля
г) вибрации
д) ошибки человека
Ответ: а,б,в,г

Вопрос 8. Основные группы потоков (веществ, энергии, информационные потоки и т.д.) формирующие опасности (неблагоприятные факторы) для жизнедеятельности человека:
а) потоки в техносфере
б) потоки в природной сфере
в) потоки, воспринимаемые (потребляемые) и выделяемые человеком;
г) потоки в социальной среде
д) потоки рек и водопадов
Ответ: а,б,в,г

Вопрос 9.Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается:
а) профилактикой заболеваний
б) диспансеризацией
в) выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий
г) проведением социально-гигиенического мониторинга
д) государственной регистрацией потенциально опасных для человека химических и биологических веществ
Ответ: а,г,д

Вопрос 10. Защита урбанизированных территорий и природных зон опасного воздействия техносферы включает в себя:
а) защиту атмосферного воздуха от выбросов
б) защиту гидросферы от стоков
в) защиту от насекомых
г) защиту земель и почвы от загрязнения
д) защиту от химических, бактериологических и радиационных отходов
Ответ: а,б,г,д

Вопрос 11. Потребность человека в защите от опасностей является коренной среди:
а) физиологических потребностей
б) потребности в принадлежности к социальной группе, причастности, поддержке
в) потребности в уважении и признании
г) потребности в самовыражении
д) все ответы правильные
Ответ: д

Вопрос 12. Какие из указанных опасных объектов не относятся к объектам, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование?
а) опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре
б) лифты, подъемные платформы для инвалидов, эскалаторы (за исключением эскалаторов в метрополитенах)
в) автозаправочные станции жидкого моторного топлива
г) опасные производственные объекты, расположенные в границах объектов использования атомной энергии
д) пассажирские конвейеры (движущиеся пешеходные дорожки).
Ответ: г

Вопрос 13. Как производится ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта?
а) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности
б) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности
в) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании
Ответ: б

Вопрос 14. В отношении каких объектов предусмотрена разработка планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах?
а) всех опасных производственных объектов
б) опасных производственных объектов I и II классов опасности
в) опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, предусмотренных пп. 1, 4, 5 и 6 приложения 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»
Ответ: в

Вопрос 15. Культура безопасности жизнедеятельности – это:
а) уровень развития человека и общества в обеспечении безопасности как в повседневной жизни, так и в условиях чрезвычайных ситуаций
б) процесс приспособления индивидуума или группы к определенным условиям, нормам и ценностям социальной среды
в) знания об опасностях, угрожающих отдельно взятому человеку
г) мировоззрение
д) область научных знаний об опасностях, угрожающих каждому человеку, его сообществам, методах и способах защиты от них в любых условиях обитания человека
Ответ: а

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85 % - отлично
70 % - хорошо
50 % - удовлетворительно
Менее 50 % - неудовлетворительно


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-9: Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Какие организации обязаны создавать системы управления промышленной безопасностью?
Ответ: Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I или II класса опасности, обязаны создать системы управления промышленной безопасностью и обеспечивать их функционирование

Вопрос 2. Как производится ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта?
Ответ: В порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности

Вопрос 3. На каком этапе осуществляется присвоение класса опасности опасному производственному объекту?
Ответ:На этапе его регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов

Вопрос 4.Кто устанавливает требования к организации и осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности?
Ответ:Правительство Российской Федерации

Вопрос 5. При получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайной ситуации или угрозе начала войны устанавливается режим ____.
Ответ: Чрезвычайной ситуации


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: выполнено 88 – 100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос.
«Хорошо»: Овыполнено 62 – 87% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
«Удовлетворительно»: Овыполнено 61 – 36% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
«Неудовлетворительно»: выполнено 0 – 35% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач; УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений; УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде; УК-9: Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности

ПРИМЕРЫ ОЦЕНОЧНОГО СРЕДСТВА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
1. Разработка карты потока создания ценности.
2. Время такта и цикла.
3. Визуальная система 5S.
4. Разработка контрольного листа стандартизации 5S.
5. Разработка инструкции по выполнению 5S.
6. Разработка карты 5S.
7. Оценка и анализ потерь.
8. Разработка стандартизированной работы.
9. Оценка и анализ потребности в карточках канбан.
10.Планировка многостаночного рабочего места на основе использования
методов и инструментов лин-менеджмента.
11.Планировка производственного участка на основе использования
методов и инструментов

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Э. П. Бурнашева Основы бережливого производства: учебное пособие Санкт-Петербург : Лань, 2023 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 К. О. Староверова Основы бережливого производства: учебное пособие Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно)
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно)
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно)
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно)
Adobe Reader (http://wwwimages.adode.com/content/dam/Adode/en/legan/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно)
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (http://astalinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно)
Libre Office (http://ru.libreoffice.org/), (бессрочно)
Веб-браузер Сhromium (http://www.chromium.org/Home), (бессрочно)
Антивирус Касперский (http://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024)
Архиватор ARK (http://apps.kde.org/ark/), (бессрочно)
Okular (http://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http:
//www.consultant.ru/)

Профессиональные базы данных:

1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Электронная библиотечная система "Юрайт" https://urait.ru/viewer/sistemy
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
010К лаборатория органического синтеза - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторные столы, стулья на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; раковина; весы ВЛТЭ–2200; мешалка верхнеприводная; терморегулятор; вытяжной шкаф; электроплитка; виброизмельчитель «Ардена»; излучатель инфракрасный; центрифуга; сушильный шкаф; магнитная мешалка; водоструйный насос; прибор для определения температуры плавления; инструмент и приспособления; принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек), песочные и водяные бани; спиртовые горелки; пробки; наборы химической посуды; наборы химических реактивов.
104К лаборатория спецпрактикумов кафедры физической и неорганической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторные мебель на 12 посадочных мест; шкаф для хранения посуды; сейф для хранения реактивов; весы ВЛР-200; муфельная печь; вытяжной шкаф; калориметр В-08МА; вольтметр цифровой постоянного тока Щ-15-16; центрифуга ОПН-8УХЛ-4.2; элект. плитка; рН-340; колориметр фотоэлектрический концентрационный КФК-2МП -1; весы ВЛКТ-500;
215К лаборатория биотехнологий - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Холодильник для хранения реактивов с низкотемпературным отделением Бирюса 132L; лабораторные столы и шкафы; устройство для сушки посуды; термометры ртутные; штативы; сушильный шкафES- 4610; ламинарный бокс NuAire Eppendorf NU-437-400E; климатическая камера; вытяжной шкаф; электроплитка; печь муфельная SNOL; термостат ТЖ-ТБ-01; баня водяная циркуляционная Daihan WiseCircu WСB-6; металлический стеллаж Титан-МС 2000*1000*600 мм (4 полки); респиратор; противогаз; наборы химической посуды, наборы химических реактивов.
518К лаборатория аналитического контроля живых и техносферных систем; лаборатория водоподготовки и водоочистки; лаборатория дозиметрии; лаборатория промышленной радиоэкологии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная переносная - 1шт. Вытяжной шкаф 4-х секционный; лабораторные столы; набор химической посуды; набор ареометров; иономер-кондуктометр; весы аналитические; весы технические; штативы металлические; электроплитки; шкаф сушильный; электроаспиратор; газоанализатор портативный; магнитные мешалки; подъемный столик; вискозиметр Энглера; термостат; прибор для определения температуры вспышки в закрытом тигле; аппарат АРН-ЛАБ-03 для определения фракционного состава нефтепродуктов; прибор для определения вспышки по Мартенс-Пенскому; насос для отбора проб воздуха; газоадсорбционные трубки; мешки для хранения газовых проб; рН-метр 150МИ; весы НВ-600М
521К лаборатория инженерно-технических систем защиты техносферы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стол весовой; сьло лабораторный; доска меловая 1шт.; сейф для хранения приборов; шкафы для хранения оборудования, лабораторной посуды и материалов; медицинская кушетка; стационарный экран: - 1 единица; тонометры, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий, аспиратор для отбора проб воздуха АПВ-4-12/220В-40; дозиметр ДБГ-06Т; измеритель длины лазерный PLR; люксметр ТКА-ПКМлюксметр+УФ-Радиометр; печь муфельная SNOL; пирометр Самоцвет С500; универсальный учебный комплекс для мониторинга водной/воздушной среды на базе AsusX51RL.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации по организации практических занятий:
Организация практической работы обучающегося в рамках освоения данной дисциплины имеет сквозной принцип. Каждое последующее практическое занятие дает возможность расширить спектр инструментов бережливого производства для решения задач профессиональной деятельности.

Организация самостоятельной работы:
Самостоятельная работа обучающегося – часть образовательного процесса, является дидактическим средством развития готовности к профессиональному самообразованию, средством приобретения навыков и компетенций, соответствующих компетентностной модели выпускника, освоившего основную образовательную программу соответствующего профиля/направленности.
Самостоятельная работа является обязательным компонентом учебного процесса, цель которого – овладение знаниями, профессиональными умениями и навыками в соответствии с предметной областью, указанной в РПД. Самостоятельная работа
способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
При определении удельного веса самостоятельной работы учитываются особенности планирования контактной работы по дисциплине, уровень требований к знаниям, умениям, навыкам обучающихся, предъявляемых к результатам освоения дисциплины и
достижимость этих результатов в ходе контактной и самостоятельной работы.
Условия, необходимые для реализации задач самостоятельной работы:
✓ наличие материально-технической базы;
✓ наличие необходимого фонда информации для самостоятельной работы студентов и возможности работы с ним в аудиторное и внеаудиторное время или соответствующих дисциплине электронных образовательных ресурсов;
✓ наличие помещений для выполнения конкретных заданий, входящих в самостоятельную работу;
✓ обоснованность содержания заданий, входящих в самостоятельную работу;
✓ развитие навыков самоорганизации, универсальных учебных компетенций через оптимальный набор образовательных технологий;
✓ сопровождение преподавателями всех этапов выполнения самостоятельной работы, текущий и конечный контроль ее результатов.
Принципы организации самостоятельной работы:
✓ принцип интерактивности обучения (обеспечение интерактивного диалога и обратной связи, которая позволяет осуществлять контроль и коррекцию действий обучающегося);
✓ принцип развития интеллектуального потенциала (формирование алгоритмического, наглядно-образного, теоретического стилей мышления, умений принимать оптимальные или вариативные решения в сложной ситуации, умений обрабатывать
информацию);
✓ принцип обеспечения целостности и непрерывности дидактического цикла обучения (предоставление возможности выполнения всех звеньев дидактического цикла в пределах темы, раздела, модуля);
✓ принцип индивидуализации обучения (учет преподавателем индивидуальных психологических особенностей обучающегося при осуществлении педагогического обеспечения самостоятельной работы);
✓ принцип идентификации, обосновывающий необходимость контроля самостоятельной работы при использовании информационной образовательной интернет-среды (например, Learning Management System (LMS);
✓ принцип опоры на базовые знания (наличие у обучающихся минимальных навыков работы с техническими средствами; умения рационально использовать свободное время иные базовые soft skills или сформированные универсальные компетенции, необходимые для освоения дисциплины);
✓ принцип опережающего обучения (направленность самостоятельной работы на активизацию, развитие мыслительной деятельности обучающегося, формирование способности самостоятельно прогнозировать, выбирать и решать дидактические
задачи, добывать знания в команде);
✓ принцип внешнего контроля и самооценки.
Выбор формы организации самостоятельной работы студентов (индивидуальная или групповая) определяется разработчиками учебной дисциплины и формой организации обучения (практическое занятие, контрольное занятие и др.).
В зависимости от формы промежуточной аттестации виды самостоятельной работы дополняются подготовкой к экзамену, зачету и процедурами текущей аттестации.
Дисциплина предполагает достижение познавательнопоискового и творческого уровня организации самостоятельной работы.
Этапы организации самостоятельной работы:
1 этап – определить цели самостоятельной работы;
2 этап – конкретизировать познавательные (практические или проблемные) задачи;
3 этап – оценить собственную готовность к самостоятельной работе по решению познавательных задач;
4 этап – выбрать оптимальный способ действий (технологии, методы и средства), ведущий к достижению поставленной цели через решение конкретных задач;
5 этап – спланировать (самостоятельно или с помощью преподавателя) программу самостоятельной работы;
6 этап – реализовать программу самостоятельной работы.