Закреплена за кафедрой | Кафедра экономической географии и картографии |
---|---|
Направление подготовки | 05.03.02. География |
Профиль | Физическая география, геоинформатика и география туризма; Экономическая и политическая география |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 05_03_02_География_Профили-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экономической географии и картографии
Протокол от 08.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Крупочкин Евгений Петрович
1.1. | формирование у будущих бакалавров теоретических знаний в области маркетинга территорий, рассмотрении роли территориального маркетинга в сфере государственного и муниципального управления и применение маркетинга территорий на практике с целью повышения эффективности управления территориями. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02.01 |
ПК-4.02 | Способен проектировать и прогнозировать функционирование общественно-экономических территориальных структур |
ПК-4.02.1 | Знает теоретические основы проектирования и прогнозирования функционирования общественно- экономических территориальных структур |
ПК-4.02.2 | Умеет применять аппарат экономической и политической географии для прогнозирования и проектирования функционирования общественно- экономических территориальных структур |
ПК-4.02.3 | Имеет навыки проектирования и прогнозирования функционирования территориальных структур |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - сущность маркетинга территорий, его цели, задачи, основные понятия, концепции, принципы и функции; - субъекты территориального маркетинга; - элементы комплекса маркетинга территорий; - маркетинговую среду территории; - виды, источники и методы получения маркетинговой информации; - особенности поведения потребителей ресурсов и общественных благ территории. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - сегментировать территориальные рынки, осуществлять позиционирование и дифференциацию территорий; - составлять анкеты и проводить маркетинговые исследования; - разрабатывать товарные, ценовые и коммуникативные стратегии в разрезе объектов территориального маркетинга; - использовать маркетинговый инструментарий в сфере маркетинга территорий. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - приемами и методами проведения маркетинговых исследований в сфере территориального маркетинга; - основными стратегиями маркетинга территорий; - основными методами формирования конкурентных преимуществ территории. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ МАРКЕТИНГА ТЕРРИТОРИЙ | ||||||
1.1. | СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ МАРКЕТИНГА ТЕРРИТОРИЙ | Лекции | 7 | 4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1 | |
1.2. | СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ МАРКЕТИНГА ТЕРРИТОРИЙ | Практические | 7 | 4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1 | |
1.3. | СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ МАРКЕТИНГА ТЕРРИТОРИЙ | Сам. работа | 7 | 11 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1 | |
Раздел 2. РАЗРАБОТКА ЭЛЕМЕНТОВ КОМПЛЕКСА МАРКЕТИНГА ТЕРРИТОРИЙ | ||||||
2.1. | РАЗРАБОТКА ЭЛЕМЕНТОВ КОМПЛЕКСА МАРКЕТИНГА ТЕРРИТОРИЙ | Лекции | 7 | 4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1 | |
2.2. | РАЗРАБОТКА ЭЛЕМЕНТОВ КОМПЛЕКСА МАРКЕТИНГА ТЕРРИТОРИЙ | Практические | 7 | 4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1 | |
2.3. | РАЗРАБОТКА ЭЛЕМЕНТОВ КОМПЛЕКСА МАРКЕТИНГА ТЕРРИТОРИЙ | Сам. работа | 7 | 11 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1 | |
Раздел 3. МАРКЕТИНГ ТЕРРИТОРИЙ | ||||||
3.1. | МАРКЕТИНГ ТЕРРИТОРИЙ | Лекции | 7 | 4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1 | |
3.2. | МАРКЕТИНГ ТЕРРИТОРИЙ | Практические | 7 | 4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1 | |
3.3. | МАРКЕТИНГ ТЕРРИТОРИЙ | Сам. работа | 7 | 11 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1 | |
Раздел 4. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИИ | ||||||
4.1. | ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИИ | Лекции | 7 | 4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1 | |
4.2. | ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИИ | Практические | 7 | 4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1 | |
4.3. | ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИИ | Сам. работа | 7 | 11 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1 | |
Раздел 5. ЦЕЛЕВОЙ МАРКЕТИНГ В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ | ||||||
5.1. | ЦЕЛЕВОЙ МАРКЕТИНГ В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ | Лекции | 7 | 4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1 | |
5.2. | ЦЕЛЕВОЙ МАРКЕТИНГ В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ | Практические | 7 | 4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1 | |
5.3. | ЦЕЛЕВОЙ МАРКЕТИНГ В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ | Сам. работа | 7 | 11 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1 | |
Раздел 6. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ ТЕРРИТОРИИ | ||||||
6.1. | СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ ТЕРРИТОРИИ | Практические | 7 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1 | |
6.2. | СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ ТЕРРИТОРИИ | Сам. работа | 7 | 11 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ВОПРОС 1. Какие аргументы использует маркетинг для характеристики уровня функционирования территорий? Варианты ответа: 1. Количество приезжающих туристов и стоимостный объем оказываемых им услуг 2. Потребительские характеристики жилищного фонда, коммунальных услуг, благоустройства 3. Потребительские характеристики жилищного фонда, коммунальных услуг, систем благоустройства и общего образования 4. Состояние и динамика благосостояния, производства, инфраструктуры 5. Возможность самофинансирования территорий ОТВЕТ: 4 ВОПРОС 2. Относительная рыночная доля данного региона определяется как: Варианты ответа: 1. Степень значимости товаров из данного региона в интересующем регион сообществе 2. Доля (процен продаж товара из данного региона в совокупном объеме рынка интересующего сообщества по конкретному товару или товарной группе 3. Отношение темпов роста регионального валового продукта к темпам его роста в целом в интересующем регион сообществе 4. Отношение рыночной доли данного региона к доле ведущего конкурента в данном сегменте рынка по конкретному товару или товарной группе 5. Отношение рыночной доли ведущих предприятий региона к емкости рынка по конкретному виду продукции и услуг ОТВЕТ: 4 ВОПРОС 3. Какие аргументы использует маркетинг для характеристики развития территории? Варианты ответа: 1. Состояние и эксплуатация жилого фонда, дорог, благоустройства, коммунальных услуг 2. Выставочная, ярмарочная активность 3. Состояние и динамика благосостояния, производства, инфраструктуры, инвестиций 4. Динамика внутренних и внешних инвестиций 5. Уровень образования населения территорий ОТВЕТ: 4 ВОПРОС 4. Что такое территориальный маркетинг? Варианты ответа: 1. Это международный маркетинг, маркетинг во внешней торговле 2. Это маркетинг территорий и маркетинг на территориях 3. Это маркетинг, присущий данной территории и базирующийся на ее специфических чертах, особенностях 4. Это маркетинг в интересах территории и территориальных субъектов, осуществляемый как в ее пределах, так и за ее пределами 5. Это маркетинг предприятий территории. ОТВЕТ: 4 ВОПРОС 5. Каковы ограничения сетевой организационной структуры в работе по маркетингу территорий? Варианты ответа: 1. Трудно уравновесить амбиции участников 2. Трудно наладить коммуникации, обмен информацией 3. Невозможно работать одновременно по многим направлениям 4. Трудно реализовать потенциал участников 5. Трудно использовать достоинства участников ОТВЕТ: 2 ВОПРОС 6. Какая наиболее существенная информация реально распространяется по системе межрегиональных маркетинговых центров? Варианты ответа: 1. Перечни продукции, предлагаемой местными производителями и оптовиками для реализации, а также продукции, в которой в данном регионе существует потребность 2. Информация об адресах и другие координаты региональных производителей и посредников 3. Реклама товаров и услуг региональных производителей и посредников. 4. Показатели привлекательности регионов и их относительной рыночной доли по конкретным товарам и услугам 5. Потребности потребителей ОТВЕТ: 2 ВОПРОС 7. Чем отличается маркетинг имиджа территории от маркетинга ее привлекательности? Варианты ответа: 1. Маркетинг привлекательности популяризирует особые черты, гарантирующие преимущества в соперничестве территорий 2. Это одно и то же 3. Маркетинг имиджа пропагандирует уже созданные преимущества территории 4. Маркетинг имиджа территории требует больших усилий и затрат в сравнении с маркетингом ее привлекательности 5. Маркетинг привлекательности требует анализа инвестиционных вложений ОТВЕТ: 3 ВОПРОС 8. Что позволяет делать маркетинг территории? Варианты ответа: 1. Развивает рыночные отношения между субъектами внутри территории 2. Воздействует на отношения по поводу территории, имеющихся у нее ресурсов и возможностей воспроизводства ресурсов на территории 3. Определяет пределы территории, в которых она может быть привлекательна для ее посетителей и других заинтересованных лиц 4. Устанавливает рейтинги привлекательности территории 5. Для значимых субъектов рынка 6. Позволяет выявлять финансово-устойчивые территории ОТВЕТ: 2 ВОПРОС 9. Каковы, основные объекты маркетинга территорий? Варианты ответа: 1. Товарная политика, маркетинговые коммуникации, ценовая политика, сбыт на различных территориях 2. Города, муниципальные образования 3. Товары и услуги, производимые фирмами, расположенными на территории 4. Страна, регионы, более локальные места 5. Предприятия, организации, муниципальные образования ОТВЕТ: 1 ВОПРОС 10. Чем определяется деловая привлекательность региона? Варианты ответа: 1. Эффективностью вывоза региональных ресурсов и использования ввозимых ресурсов внутри территории 2. Соотношением уровней реального и нормативного потребления 3. Развитостью конкуренции в регионе 4. Уровнем валового регионального продукта на душу населения и его динамикой 5. Инвестиционными вложениями ОТВЕТ: 4 ВОПРОС 11. Конкурентоспособность региона – это … 1. Совокупность множественных отношений между регионами по поводу экономических ресурсов и потребителей в условиях конкурентного взаимодействия с другими регионами 2. Возможность участия региона в конкурентных отношениях как между регионами 3. Готовность отвечать на вызовы глобальной среды с одной стороны и поиску, защите локальных конкурентных преимуществ с другой стороны 4. Наличие у региона развитой системы производительных сил, включающей в себя все природные богатства ОТВЕТ: 1 ВОПРОС 12. На конкурентные позиции региона могут влиять … (выберите несколько вариантов ответа) 1. Эффективность существующих схем товародвижения 2. Количество населения 3. Природные условия 4. Наличие развитой материальной и рыночной инфраструктуры ОТВЕТ: 1,4 ВОПРОС 13. Характерные черты депрессивных регионов (выберите несколько вариантов ответа) 1. Максимальное использование внутренних ресурсов регион 2. Низкий уровень жизни населения 3. Минимальное использование внутренних ресурсов региона 4. Четкое разделение полномочий между центральной и местной властями ОТВЕТ: 2,3 ВОПРОС 14. Стратегическая группа – это 1. совокупность конкурирующих регионов, объединенных применяемыми технологиями, уровнем производства т.д. 2. совокупность конкурирующих регионов с разными отраслевыми конкурентными стратегиями 3. совокупность конкурирующих регионов с примерно одинаковыми отраслевыми конкурентными стратегиями 4. совокупность не конкурирующих регионов ОТВЕТ: 1,3 ВОПРОС 15. Ключевым фактором успеха в конкурентной борьбе региона может быть … 1. безопасность региона 2. зрелость политической власти 3. экономико-географическое положение региона 4. отсутствие сильных регионов-конкурентов ОТВЕТ: 1,3 ВОПРОС 16. Конкретные маркетинговые исследования, нацеленные на анализ городской деловой среды, необходимы, чтобы… ОТВЕТ: оценить потенциал местного рынка с точки зрения того, что из местной продукции определяет завтрашний день города и что будут покупать здесь в первую очередь. ВОПРОС 17. Стратегия территориальной конкуренции должна быть направлена на… ОТВЕТ: усиление определенных функций, специфических особенностей города, которые могли бы стать мотором конкурентного преимущества или дополнением функций других территорий. ВОПРОС 18. Объектом маркетинга на (внутри) территории является… ОТВЕТ: отношения по поводу конкретных товаров и услуг ВОПРОС 19. Главная цель муниципального маркетинга – ОТВЕТ: активизация социально-экономического развития муниципального образования ВОПРОС 20. План продвижения города представляет собой ОТВЕТ: систему действий, которые выявляют и поддерживают конкурентные преимущества города, способные сохраняться длительное время ВОПРОС 21. На кого не могут быть направлены мероприятия по стимулированию сбыта? ОТВЕТ: на поставщиков. ВОПРОС 22. Что такое территориальный маркетинг? ОТВЕТ: Это маркетинг в интересах территории и территориальных субъектов, осуществляемый как в ее пределах, так и за ее пределами ВОПРОС 23. Какой показатель чаще всего используется для измерения деловой привлекательности региона? ОТВЕТ: Отношение рыночной доли данного региона к доле ведущего конкурента в данном сегменте рынка по конкретному товару или товарной группе ВОПРОС 24 Относительная рыночная доля данного региона определяется как: ОТВЕТ: Отношение рыночной доли данного региона к доле ведущего конкурента в данном сегменте рынка по конкретному товару или товарной группе ВОПРОС 25. Что позволяет делать маркетинг территории? ОТВЕТ: Воздействовать на отношения по поводу территории, имеющихся у нее ресурсов и возможностей воспроизводства ресурсов на территории ВОПРОС 26. Чем отличается маркетинг имиджа территории от маркетинга ее привлекательности? ОТВЕТ: Маркетинг имиджа пропагандирует уже созданные преимущества территории ВОПРОС 27. Каковы, основные объекты маркетинга территорий? ОТВЕТ: Товарная политика, маркетинговые коммуникации, ценовая политика, сбыт на различных территориях ВОПРОС 28. Межрегиональные маркетинговые центры появились… ОТВЕТ: По результатам соглашения на Нижегородской ярмарке в 1995 г. ВОПРОС 29. Депрессивные регионы характеризуются тем, что в среднем на одного человека здесь приходится менее …. прожиточных минимума. ОТВЕТ: 1,5 ВОПРОС 30. Межрегиональная горизонтальная конкуренция — это конкуренция между ОТВЕТ: регионами одного ранга за доступ к ресурсам и привлечение мобильных ресурсов ВОПРОС 31. Межрегиональная вертикальная конкуренция — это конкуренция между ОТВЕТ: разными уровнями власти за большую долю независимости и перераспределяемых ресурсов ВОПРОС 32. Какая наиболее существенная информация реально распространяется по системе межрегиональных маркетинговых центров? ОТВЕТ: Информация об адресах и другие координаты региональных производителей и посредников ВОПРОС 33. Чем определяется деловая привлекательность региона? ОТВЕТ: Уровнем валового регионального продукта на душу населения и его динамикой ВОПРОС 34. При расчете распределительным методом ВРП исчисляется как … ОТВЕТ: сумма первичных доходов, выплаченных производственными единицами-резидентами ВОПРОС 35. При расчете методом конечного использования ВРП исчисляется как … ОТВЕТ: сумма конечного потребления товаров и услуг, валового накопление и сальдо экспорта и импорта товаров и услуг |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. Ответ логически последователен, могут быть приведены собственные примеры по проблематике поставленного вопроса. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. Однако допускается неточность в ответе. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный, недостаточно аргументирован. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса, отсутствуют логичность и последовательность. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | В. И. Беляев | Маркетинг: основы теории и практики: учеб. для вузов | М.: КНОРУС, 2007 | |
Л1.2 | Беляев В.И. | Маркетинговые исследования: сбор данных и производство знаний: учебник | Барнаул: [Азбука], 2010 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | под ред. А. В. Короткова, И. М. Синяевой | Управление маркетингом: учеб. пособие для вузов | М.: ЮНИТИ- [ДАНА], 2005 | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Гайдаенко Т.А. | Маркетинговое управление. полный курс МВА. принципы управленческих решений и российская практика: 2-е изд., перераб и дополн. | М.: Эксмо, 2008 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс на образовательном портале | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная) Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная) 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Маркетинг территорий и конкурентоспособность регионов» В ходе лекционных занятий по дисциплине «Маркетинг территорий и конкурентоспособность регионов» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно. Работа над конспектом лекции по дисциплине «Маркетинг территорий и конкурентоспособность регионов» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом. 8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине. Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа: 1) организационный; 2) закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам. На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов: • План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении. • Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника. • Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. • Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу). В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. 8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов Лабораторные практикумы по дисциплине «Маркетинг территорий и конкурентоспособность регионов» не предусмотрены. 8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ Курсовые работы по дисциплине «Маркетинг территорий и конкурентоспособность регионов» не предусмотрены. 8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины. Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Маркетинг территорий и конкурентоспособность регионов» Правила самостоятельной работы с литературой - Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; - Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.). - Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном. Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата. |