МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Политические элиты государств Восточной Азии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКорея и корейский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_Зарубежное регионоведение_КореяиКЯ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Анисимова И.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Бочкарева И.Б.

Рабочая программа дисциплины
Политические элиты государств Восточной Азии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.01 Зарубежное регионоведение (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 553)

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от г. №
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доцент Д.А. Глазунов


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Д.А. Глазунов


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - формирование целостного представления, накопление практических знаний о составе, видах и законах функционирования элит в истории и современности с учетом региональной специфики
Задачи курса: рассмотреть классические и современные теории элит; выявить и обосновать природу и сущность политической элиты; рассмотреть типы политической элиты и способы ее рекрутирования; проанализировать суть политического лидерства; охарактеризовать основные теории лидерства в современной политической науке, рассмотреть основные тенденции развития политических элит в государствах Восточной Азии

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
ОПК-4.1 Знает общественно- политические, экономические и социокультурные события и процессы в регионе специализации в их взаимосвязи с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально- государственном, региональном и локальном уровнях
ОПК-4.2 Умеет анализировать причинно-следственные связи в исследовании общественно- политических и социально- экономических событий и процессов в регионе специализации
ОПК-4.3 Способен давать характеристику и оценку политическим и социально- экономическим процессам в регионе специализации, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстом на глобальном уровне
УК-2Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.1 Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач
УК-2.2 Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем
УК-2.3 Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.4 Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач
УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно- исторической обусловленности
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.суть политической элиты как неотъемлемой части любого общества; типы политической элиты и способы ее рекрутирования; роль политической элиты в жизни современного государства
суть политического лидерства и определение лидера как личности, объединяющей и руководящей, выразителя интересов различных социальных групп; основное содержание современных теорий политического лидерства;
3.2.Уметь:
3.2.1.квалифицированно пользоваться историческими источниками и научной литературой
выделять характерные черты, которыми должна обладать личность, претендующая на лидерство; определять тип лидера по результатам его деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.оперировать категориальным и понятийным аппаратом дисциплины
навыками анализа и оценки состояния политических элит, применения теоретических знаний в практической деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Политическая элита, ее структура и функции
1.1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе. Термин «элита»: этимологическое и оценочное значения. Подходы к определению понятия «элита»: ценностный (меритократический) и структурно-функциональный. Соотношение понятий «элита» и «правящая элита», «элита» и «господствующий класс». Практические 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-2.1, УК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.2. Признаки политической элиты. Психологические установки в анализе элит: инстинктивистские, фрейдистские и бихевиористские. Цивилизационный подход к элите. Практические 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-2.1, УК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.3. Методы изучения элит: произвольный, репутационный метод, метод изучения случаев (case studies) Сам. работа 3 7 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Классические элитарные теории
2.1. Концепция бюрократии как одно из важнейших обоснований элитаризма. В. Парето и проблема циркуляции элит. Элита, контрэлита и неэлита. Классификация политической элиты. Теория «»правящего класса» Г. Моска. Теория элит Р. Михельса: обоснование элитизма, массы и лидер. «Железный закон олигархии». Циркуляция элит и циркуляции в элите. Практические 3 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-2.1, УК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Современные теории элит
3.1. Современные теории элит: макиавеллистская, ценностная, функциональная (теории множественности, плюралистичности элит), леволиберальная, либеральная, партократическая теория. «Плюрализм элит». Неоэлитистские теории. Модель «правящей элиты». «Ревизионистская школа». Корпоративистские концепции элит. Практические 3 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-2.1, УК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.2. Элитарная теория демократии» И. Шумпетера Леворадикальные концепции «правящего класса» (Р. Милле, М. Паренти, У. Домхофф и др.). Сам. работа 3 10 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.3. М. Вебер о роли бюрократии. Влияние идей К. Маркса на становление элитистских теорий. Сам. работа 3 10 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 4. Сущность и функции политической элиты
4.1. Место и роль элит в политическом процессе. Основные функции политической элиты. Способы рекрутирования элиты: закрытый и открытый. Макс Вебер о четырех типах мотивов, которыми руководствуются представители элиты, осуществляющие отбор той или иной кандидатуры. Практические 3 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-2.1, УК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
4.2. Системы отбора элит в современном демократическом обществе: гильдейная, антрепренерская, номенклатурная. Сам. работа 3 10 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 5. Формирование политической элиты
5.1. Типы элит: общенациональная (высшая), региональная (средняя), местная (низшая); внешний управляемый политической класс и внутренний, оппозиционный политический класс (Г. Дорса); правящая и неправящая (контрэлита); действительная (с резервной элитой) и потенциальная (с контрэлитой); псевдоэлита и антиэлита, открытая и закрытая элита. Ральф Дарендорф о видах элит: простая, контролирующая (комбинированная) монополия; истэблишмент, абстрактная элита; однообразная, многообразная; авторитарная, тоталитарная, либеральная элита. Практические 3 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-2.1, УК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
5.2. Виды элит с точки зрения формы осуществления власти (Парето), формы господства (Вебер), личных качеств и типа влияния (Сандерсен и Нейфе). Критерии эффективности элит. Дисперсия власти. Янг и Белл о видах элит: элита крови, элита богатства, элита знаний, меритократия. Д. Рисмэн и А. Голднер о видах элит. Вето-группы. П. Шаран о традиционной и современной элите. Сам. работа 3 8 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
5.3. Механизмы формирования и современные тенденции развития современных политических элит Восточной Азии Практические 3 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-2.1, УК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 6. Бюрократия как органическая часть правящей элиты
6.1. Исторические корни бюрократии. Механизмы и инструменты, с помощью которых осуществляется власть элиты. М. Вебер и проблемы региональной бюрократии. Три типа легитимности политического господства. Бюрократия и бюрократизм. “Менеджеризм” в технологических концепциях Дж. Бернхэма. Неотехнологическая теория Дж. Голбрейта. Научная элита в концепции постиндустриального общества Д. Белла. Социально-политические последствия бюрократического управления: проблемы и противоречия. Практические 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-2.1, УК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
6.2. «Менеджеризм» в технологических концепциях Дж. Бернхэма. Неотехнологическая теория Дж. Голбрейта. Научная элита в концепции постиндустриального общества Д. Белла. Сам. работа 3 7 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 7. Политическое лидерство
7.1. Понятие «лидер» и «лидерство» в различных науках. Природа и сущность лидерства как механизм взаимодействия лидера и ведомых. Политический лидер: отличительные характеристики. Соотношение понятий «лидер», «политический лидер», «руководитель», «менеджер». Типология политических лидеров. Формальные и неформальные политические лидеры. Функции политических лидеров. Роль политических лидеров в преодолении кризисных ситуаций в политическом и экономическом развитии государства. Современные теории политического лидерства: теория черт, ситуационная концепция и др. Политическое лидерство как механизм и конкретные способы реализации власти. Факторы, определяющие характер политического лидерства. Новые тенденции в развитии политического лидерства. Практические 3 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-2.1, УК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
7.2. Основные типы политических лидеров в современную эпоху. Механизмы их выдвижения. Современные общероссийские политические лидеры и политические лидеры КНР: аналитический портрет. Сам. работа 3 10 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
7.3. Пдготовка к зачету Сам. работа 3 10 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
7.4. Лидер в политической системе современной Восточной Азии Практические 3 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-2.1, УК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Какая из форм государства, по Платону, является наихудшей?
А. тирания
Б. демократия
В. олигархия
Г. царская власть
Ответ: А.
2. Какой регулятор общественной жизни Конфуций считал основным?
А. нравственный
Б. экономический
В. политический
Г. силовой
Ответ: А.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Одна из типологий политического лидерства М. Вебера содержит указание на три типа лидеров. Укажите их.
Ответ: традиционалист, рационалист, харизматик
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4: Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. По функциональному признаку элиты делятся на:
А. политическую, экономическую, культурно-информационную.
Б. экономическую, профессиональную, научную.
В. технократическую, демократическую, аристократическую.
Г. политическую, судебную, исполнительную.
Ответ: А.
2. Элитная инженерия — это ...
А. система кадровых отношений, создающая благоприятные условия для выдвижения на высшие посты наиболее талантливых и образованных людей, способных на реальное лидерство.
Б. современная элитарная теория.
В. система, формирующая харизматических лидеров.
Г. теория политических режимов, помогающая объяснить их функционирование и динамику.
Ответ: А.
3. В. Парето определял элиту как ....
А. лица, обладающие высшими показателями (результативностью) в своей области деятельности.
Б. лица, получающие материальные и нематериальные ценности в максимальном размере.
В. харизматические личности.
Г. наиболее активные в политическом отношении люди, ориентированные на власть.
Ответ: А.
4. Для теории плюрализма элит характерен постулат ...
А. отрицание элиты как единой привилегированной группы.
Б. формирование элиты - процесс естественного отбора обществом наиболее ценных представителей.
В. принадлежность к ней связана в первую очередь с природными дарованиями и воспитанием.
Г. первейшая функция властвующей элиты в обществе — обеспечение своего собственного господства.
Ответ: А.
5. Основоположником теории демократического элитизма был ...
А. Й. Шумпетер
Б. Г. Моска
В. В. Парето
Г. Д. Белл
Д. К. Маркс
Ответ: А.
6. Кому их перечисленных мыслителей принадлежит "железный закон олигархии" ?
А. Р. Михельс
Б. Г. Моска
В. В. Парето
Г. К. Маркс
Ответ: А.
7. Какая из перечисленных черт характеризует «закрытую» систему рекрутирования элиты?
А. значительный объем формальных требований, предъявляемых к кандидату
Б. селекторатом выступает весь электорат
В. элита формируется из представителей масс
Г. между элитой и массами границы размыты
Ответ: А.
8. Политическое рекрутирование – это…
А. вовлечение людей в активную политическую жизнь
Б. избрание в выборные органы власти
В. использование власти для получения социальных привилегий
Г. разделение общества на привилегированное меньшинство и пассивное большинство
Ответ: А.
9. Какую теорию политического лидерства отражает цепочка взаимосвязанных звеньев «конституенты - последователи - активисты - лидер»?
А. теорию конституентов
Б. теорию черт
В. психологическую теорию
Г. ситуационную теорию
Ответ: А.
10. Кому из ученых принадлежит теория циркуляции элит.
А. Парето
Б. Моска
В. Макиавелли
Г. Михельсу
Д. Веберу
Ответ: А.
11. Какому из современных направлений теории элит присуща следующая идея: элита – наиболее ценный элемент социальной системы?
А. ценностной теории
Б. теории демократического элитизма
В. теории плюрализма элит
Ответ: А.
12. Политическая элита - это...
А. группа людей, занимающая наиболее высокие позиции в обществе, обладающая в максимальной степени властью и возможностями влияния на общество
Б. добровольная группа, преследующая специфические интересы
В. группа промышленно богатых людей
Г. группа лиц, обладающая специфическими личностными особенностями и профессиональными качествами в сфере науки и культуры
Ответ: А.
13. В закрытых обществах обнаруживается тенденция геронтократии. Что означает в этом контексте термин геронтократия?
А. власть престарелых
Б. власть героических людей
В. власть богатых
Г. власть мудрейших
Ответ: А.
14. Кому из перечисленных мыслителей принадлежит выделение двух тенденций (аристократическая и демократическая) в развитии элит?
А. Моска
Б. Парето
В. Михельс
Г. Вебер
Ответ: А.
15. Одним из родоначальников теории элит считается
А. Г. Моска
Б. М. Вебер
В. Т. Парсонс
Г. Р. Даль
Ответ: А.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Назовите параметры, которые относятся к основным функциям лидера.
Ответ: (А) Инициирование обновления, генерирование оптимизма и социальной энергии, мобилизация масс на реализацию политических целей. (Б) Социальный арбитраж и патронаж, защита масс от беззакония и произвола. (В) Интеграция общества, объединение масс.
2. Назовите, какие черты относятся к антрепренерской системе рекрутирования элиты?
Ответ: открытость, небольшое число формальных требований, высокая конкурентность отбора.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мухаев Р.Т. Политология:: учебник М. : Проспект, , 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=251774
Л1.2 Исаев, Борис Акимович Политология: Учебное пособие/ Исаев Б.А.- 7-е изд: М. : Издательство Юрайт, 2017 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лютый, В.П. Политический менеджмент (политология, прикладные исследования, менеджмент) : учебное пособие Москва : Российская академия правосудия, 2012 biblioclub.ru
Л2.2 Спивак В.А. ЛИДЕРСТВО. ПРАКТИКУМ. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Спивак В.А. ЛИДЕРСТВО. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс "Политические элиты государств Восточной Азии" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ]
Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/]
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе изучения дисциплины « студентам предстоит актуализировать знания по политологии, философии, истории региона специализации. Освоение дисциплины осуществляется в рамках аудиторных занятий (36 часов практических занятий) . Большое внимание уделяется самостоятельной работе студента (72 часов). Степень освоения курса зависит от успехов студента при подготовке и выполнении практических заданий, умении рационально организовать свое учебное время.
На практическом занятии студент должен аргументировано изложить полученные в ходе подготовки знания, участвовать в дискуссии, отстаивать свою позицию, уметь презентовать свое выступление.
Web - сопровождением аудиторных занятий является электронный учебно-методический комплекс дисциплины, расположенный по адресу: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=964
Работа с ним является обязательной для студентов. Темы ЭУМКД включают в себя вопросы для обсуждения, планы семинаров, задания для самостоятельной работы, контрольные вопросы и задания. Подготовится практическому занятию, выполнению самостоятельной работы помогут дополнительные материалы, расположенные в темах. Тема считается пройденной, если студент выполнил все задания для самостоятельной работы, контрольные задания, расположенные в теме.
Промежуточная аттестация происходит в виде зачета. Вопросы к зачету выставлены в ЭУМКД.
Получение зачета зависит от текущей успеваемости студента, куда входит выполнение заданий в ЭУМКД, активность студента на аудиторных практических занятиях.
Активность студента на занятии предполагает: активное обсуждение на семинарах вопросов, поднимаемых преподавателем; участие в дискуссии, успешное выступление на лекционном или семинарском занятии с презентацией и докладом по теме, одобренной преподавателем.