МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Стратегии развития туристско-рекреационных территорий

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.04.01. Сервис
ПрофильМенеджмент санаторно-курортного дела
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_04_01_Сервис_МСКД-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 78
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 78 78 78 78
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., Доцент, Редькин А.Г.

Рецензент(ы):
к.г.н., Доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Стратегии развития туристско-рекреационных территорий

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 43.04.01 Сервис (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 518)

составлена на основании учебного плана:
43.04.01 Сервис
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.п.н., доцент Биттер Наталья Викторовна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.п.н., доцент Биттер Наталья Викторовна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса заключается в том, чтобы студенты научились управлять маркетинговой деятельностью в социально-культурной сфере и туризме на основе маркетинговой информации.
Задачи курса «Стратегии развития туристско рекреационных территорий»:
• постижение студентами содержания и сущности маркетинговой деятельности на предприятиях СКС и туризма, ознакомление их с основными рабочими понятиями маркетинга;
• ознакомление студентов с методологией и методами проведения маркетинговых исследований;
• приобретение студентами знаний и навыков в формировании ценовой политики фирмы;
• приобретение студентами знаний и навыков в планировании маркетинга и организации маркетинговой деятельности на предприятиях СКС и туризма.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен исследовать и анализировать потребности в изменениях деятельности предприятий санаторно-курортного комплекса
ПК-3.1 Знает основные процессы исследования и анализа потребностей предприятий санаторно-курортного комплекса
ПК-3.2 Умеет выявлять потребности в изменениях деятельности предприятий санаторно-курортного комплекса
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает основные процессы проектирования проектов для предприятий санаторно-курортного комплекса с применением систем информационного моделирования и проектирования
Знает основные методы планирования и управления предприятиями санаторно-курортного комплекса
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет составлять проектную документацию для предприятий санаторно-курортного комплекса с применением систем информационного моделирования
Умеет проводить анализ процессов предоставления услуг на предприятиях санаторно-курортного комплекса
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет методами управления изменениями в деятельности предприятий санаторно-курортного комплекса

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные понятия и содержание маркетинга
1.1. Основные понятия и содержание маркетинга туристско-рекреационных территорий Лекции 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Основные понятия и содержание маркетинга Сам. работа 2 5 ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.1
1.3. Основные понятия и содержание маркетинга Практические 2 4 ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Факторы внешней и внутренней среды маркетинга
2.1. Факторы внешней и внутренней среды маркетинга Лекции 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.1, Л2.3
2.2. Факторы внешней и внутренней среды маркетинга Сам. работа 2 8 ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.1
2.3. Факторы внешней и внутренней среды маркетинга Практические 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Содержание и методы маркетинговых исследований
3.1. Содержание и методы маркетинговых исследований Лекции 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.1
3.2. Содержание и методы маркетинговых исследований Сам. работа 2 10 ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.1
3.3. Содержание и методы маркетинговых исследований Практические 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Маркетинговые исследования. Исследования рынка услуг
4.1. Маркетинговые исследования. Исследования рынка услуг Лекции 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.1
4.2. Маркетинговые исследования. Исследования рынка услуг Сам. работа 2 9 ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.1
4.3. Маркетинговые исследования. Исследования рынка услуг Практические 2 3 ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Товар и товарная политика
5.1. Товар и товарная политика Лекции 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.1
5.2. Товар и товарная политика Сам. работа 2 10 ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.1
5.3. Товар и товарная политика Практические 2 3 ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Политика цен
6.1. Политика цен Лекции 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.1
6.2. Политика цен Сам. работа 2 8 ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.1
6.3. Политика цен Практические 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Маркетинговые коммуникации
7.1. Маркетинговые коммуникации Лекции 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.1
7.2. Маркетинговые коммуникации Сам. работа 2 18 ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.1
7.3. Маркетинговые коммуникации Практические 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Планирование маркетинга. Организация и деятельность маркетинговой службы предприятия. Международный маркетинг
8.1. Планирование маркетинга. Организация и деятельность маркетинговой службы предприятия. Международный маркетинг Лекции 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.1
8.2. Планирование маркетинга. Организация и деятельность маркетинговой службы предприятия. Международный маркетинг Сам. работа 2 10 ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.1
8.3. Планирование маркетинга. Организация и деятельность маркетинговой службы предприятия. Международный маркетинг Практические 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.1
Раздел 9. Зачет

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины (экзамен) в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6722

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен исследовать и анализировать потребности в изменениях деятельности предприятий санаторно-курортного комплекса


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Стратегическое планирование – это:
а. Комплекс мероприятий, направленных на решение первостепенных целей и задач фирмы
+ б. Процесс разработки стратегии фирмы, при котором план развития конкретизируется на длительный период с подробным описанием решений и действий, необходимых для достижения целей плана
в. Процесс создания заданий для каждого члена трудового коллектива фирмы
2. Виды корпоративной стратегии диверсификации:
+ а. Связанная и несвязанная
б. Общая и частная
в. Конкретная и абстрактная
3. Высший уровень стратегического менеджмента – это:
+ а. Корпоративный
б. Деловой
в. Общественный
4. Назовите три элемента, составляющих процесс стратегического менеджмента:
а. Стратегическое планирование, анализ внешней среды, формирование целей и задач фирмы
б. Анализ внешней среды, формирование целей и задач фирмы, реализация стратегии
+ в. Стратегическое планирование, реализация стратегии, контроль и регулирование
5. Будущее фирмы, предсказанное методом экстраполяции исторически сложившихся тенденций развития – это:
а. Среднесрочное планирование
+ б. Долгосрочное планирование
в. Прогнозирование
6. Какая ошибка наиболее часто встречается при реализации новой стратегии?
а. Отсутствуют необходимые ресурсы
б. Необходимо много времени для приспособления к новым условиям рынка
+ в. Новая стратегия автоматически налагается на старую управленческую структуру
7 - Тест. Что предполагает оценка стоимости стратегических программ элементным методом?
а. Выделение элементов затрат по каждой из работ, входящих в программу
+ б. Калькулирование затрат на каждую из работ, входящих в программу
в. Сравнительный анализ и укрупненные расчеты на основе аналогичных проектов, реализованных ранее
8. Процесс комплексного анализа внутренних ресурсов и возможностей предприятия, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление стратегических проблем – это:
+ а. SWOT-анализ
б. STEP-анализ
в. Управленческий анализ
9. Какая из стратегий наиболее подходящая для фирм-лидеров рынка определенной отрасли?
а. Стратегия отличительного имиджа
б. Стратегия специализации
+ в. Стратегия активной обороны
10. Что подразумевает PEST-анализ?
+ а. Анализ политических, экономических, социальных и технологических аспектов внешней среды, способных повлиять на деятельность фирмы
б. Группировку всех факторов внутренней среды и изучение каждой из них в контексте влияния на развитие фирмы
в. Изучение наиболее сильных конкурентов фирмы
11. Раздел стратегического плана, в котором рассматриваются вопросы концепции стратегического маркетинга, анализа рынка, жизненного цикла товара, сегментирования рынка товара, стратегии ценообразования, классификации и анализа конкурентов, планирования сбыта и товародвижения, планирования рекламной кампании – это:
а. Стратегический план производства
б. Стратегический план управления персоналом
+ в. Стратегический план маркетинга
12. Стратегия управления персоналом фирмы, производством, финансами и стратегии всех других сфер деятельности – это:
+ а. Корпоративная стратегия
б. Функциональная стратегия
в. Бизнес-стратегия
13. Для чего может использоваться модель Бостонской консультативной группы?
а. Для формирования конкурентной стратегии фирмы
+ б. Для формирования портфельной стратегии фирмы
в. Для формирования бизнес-стратегии фирмы
14. Какой из элементов не входит в состав стратегического плана?
+ а. Инвестиционный план
б. Финансовый план
в. Маркетинговый план


15. Что лежит в основе конгломератной интеграции?
а. Отношения собственности
+ б. Единое управление
в. Общность финансов
16. Если преобладает ценовая конкуренция, то наиболее эффективной стратегией является:
+ а. Стратегия лидерства по ценам
б. Стратегия инноваций
в. Стратегия дифференциации сервиса
17. Согласно концепции стратегического менеджмента, на что стоит указывать работнику при постановке задачи?
а. Строго на круг его обязанностей
б. Строго на область приложения усилий
+ в. На желаемый результат, а не на его обязанности и область приложения усилий
18. Кого принято считать предшественниками стратегического менеджмента и первыми стратегами?
+ а. Античных философов
б. Китайских философов
в. Немецких военных стратегов
Тест - 19. Какая из стратегий наиболее эффективна как средство выхода из кризиса?
+ а. Принятие комплексных мер для резкого увеличения доходов
б. Придание товару или услуге тех свойств, за которые покупатель готов заплатить
в. Повышение цены товара до величины, способной покрыть издержки
20. Стратегия, которая предполагает отказ от долгосрочных взглядов на бизнес в пользу максимального получения доходов в краткосрочной перспективе – это стратегия:
а. Сокращения расходов
б. Развития продукта
+ в. «Сбора урожая»
21. Что такое функциональный бенчмаркинг?
а. Процесс изучения товаров, услуг, процессов работы фирм, которые являются прямыми конкурентами
+ б. Процесс изучения товаров, услуг, процессов работы фирм, которые не являются прямыми конкурентами
в. Проведение независимой экспертной оценки работы фирмы
22. Что является основным недостатком системы научного управления Ф. Тейлора?
+ а. Она реализуема лишь с дисциплинированными работниками
б. Она оторвана от реальных условий принятия решений
в. Уровень оплаты труда работников не зависит от качества их труда
23. Кто является автором научного труда «Общее и промышленное управление»?
а. Г. Форд
б. Ф. Тейлор
+ в. А. Файоль
24. Какие критерии используются для дифференциации стратегических планов?
а. Цели и принципы
+ б. Цели и задачи
в. Задачи и методы
25. Стратегия представляет собой заранее спланированную реакцию фирму на:
а. Изменение условий внутренней среды
+ б. Изменение условий внешней среды
в. Конкурентные преимущества
26. Что является основным недостатком стратегического планирования?
а. Невозможность создать потенциал для развития фирмы
б. Отсутствие альтернатив развития, кроме принятой
+ в. Невозможность дать точную и детальную картину будущего
27. Стратегия определяет:
+ а. Границы возможных действий фирмы и принимаемых управленческих решений
б. Сознательность управления фирмой
в. Эффективность использования внутреннего и внешнего потенциала
28. Японские компании, сосредоточившие свои усилия на сегменте дешевых автомобилей, которые лидеры американской автоиндустрии считали не заслуживающими внимания, применили стратегию:
а. Подражания
+ б. Фланговой атаки
в. Обходного маневра
29. Что является исходным этапом процесса стратегического планирования?
+ а. Анализ среды
б. Изучение конкурентов
в. Поиск ресурсов
30. Тест. Стратегическая зона хозяйствования – это:
а. Перспективный сегмент рынка
б. Свободная экономическая зона
+ в. Сегмент окружающей бизнес-среды, на который организация вышла или желает выйти


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«5» – верно выполнено более 90% заданий.
«4» – верно выполнено от 70% до 89% заданий.
«3» – верно выполнено 51% до 69% заданий.
«2» – верно выполнено менее 51% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Большая эффективность труда вследствие специализации по видам и методам работы, технологических инноваций в произв.процессах, оптимальной загрузки оборудования, рационального использования ресурсов, внедрения новых концепций товара является эффектом:
Ответ: кривой опыта


2. В процессе структурированного наблюдения:
Ответ: исследуются и фиксируются только те виды поведения, которые заранее определены, а все остальные игнорируются

3. В ситуации, когда сотрудники не готовы к разрешению задачи, но хотят научиться ее выполнять, наиболее целесообразным стилем лидерства в соответствии с моделью Херши-Бланшарда является:
Ответ: поддержка

4 Виды корпоративной стратегии диверсификации включают:
Ответ: диверсификацию в неродственные отрасли
Ответ: стратегию многонациональной диверсификации

5. Высшим уровнем стратегического менеджмента является:
Ответ: корпоративный уровень

6. Для каких целей организации характерна наибольшая детализация и конкретизация?
Ответ: для краткосрочных

7. Для механистической модели организации теоретической базой явилась:
Ответ: школа научного менеджмента
Ответ: школа административного управления

8. Вопрос: Для того, чтобы в организации начал осуществляться процесс стратегического управления, требуются огромные усилия
Ответ: да

9. Задачами создания стратегии являются:
Ответ: разработка стратегического видения
Ответ: разработка миссии фирмы
Ответ: установление целей и определение направления развития

10. К внутренним факторам, определяющим развитие стратегии, относятся факторы:
Ответ: организационные
Ответ: культурные
Ответ: финансовые

11. К какой группе стратегии относятся стратегии, связанные в основном с изменением продукта и (или) рынка и не затрагивающие отрасль, положение фирмы внутри отрасли и технологию?
Ответ: концентрированного роста

12 . К основным видам деятельности в цепочке ценностей относят:
Ответ: материально-техническое обеспечение
Ответ: продажи
Ответ: закупки

13.К факторам, формирующим стратегию, относятся:
Ответ: социальные, политические, гражданские и регулирующие нормы
Ответ: привлекательность продукции, отрасли
Ответ: конкурентоспособность фирмы

14. Какая из перечисленных стратегий развития предполагает отказ от рассмотрения долгосрочных перспектив бизнеса в пользу максимального получения доходов в краткосрочной перспективе?
Ответ: стратегия «сбора урожая»

15. Какие из следующих факторов могут влиять на выбор стратегии?
Ответ: наличие финансовых ресурсов
Ответ: отношение высшего руководства к риску

16.Ключевая роль в проведении стратегических изменений и мобилизации потенциала организации принадлежит:
Ответ: руководству организации

17. Конкурентные преимущества, связанные с наличием дешевой рабочей силы, доступностью источников сырья, относятся к конкурентным преимуществам:
Ответ: низкого ранга


18.Мобилизация организации, определение перспектив и целей относятся к:
Ответ: рефреймингу


19.На корпоративном уровне различают следующие виды стратегий:
Ответ: портфельная


20.Обеспечивающие успех деловых стратегий условия - это:
Ответ: предпочтение усилиям по обеспечению своей конкурентоспособности на длительный срок
Ответ: придерживаться тактики агрессивного наступления для создания конкурентных преимуществ
Ответ: избегать снижения цен без достаточного обоснования издержек

21.Основной целью деловой стратегии является:
Ответ: достижение устойчивых конкурентных преимуществ в организации

22.Основной целью портфельной стратегии является:
Ответ: расширение и укрепление портфеля ценных бумаг

23. Основной целью функциональной стратегии является:
Ответ: разработка целей и задач в подразделениях организации

24. Основными типами конкурентных стратегий являются:
Ответ: наступательная стратегия
Ответ: оборонительная стратегия

25.Основными типами наступательной стратегии являются:
Ответ: противостояние сильным сторонам конкурента или превышение их
Ответ: покупка предприятий конкурента
Ответ: захват незанятых рыночных пространств

26.Осуществление стратегии производится путем изменений:
Ответ: системы используемой информации
Ответ: поставщиков ресурсов

27.Переход к стратегическому управлению требует больших затрат времени и ресурсов
Ответ: да

28.Переход к стратегическому управлению требует определенных затрат времени, но не ресурсов
Ответ: нет

29.Планирование в реализации стратегии:
Ответ: определяет этапы разработки стратегических и оперативных планов

30. По осям матрицы Бостонской консалтинговой группы фиксируются:
Ответ: темпы роста отрасли
Ответ: относительная доля рынка


31.Повторные исследования с одинаковой структурой выборки и каждый раз с одними и теми же участниками, отбирающимися по специальной методике, являются:
Ответ: панельными исследованиями


32.Последовательность действий в рамках стратегического управления:
Ответ: определение миссии
определение целей
выбор стратегии


33.Принципами стратегического управления являются:
Ответ: создание конкурентных преимуществ



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 16.
1. Стратегический прогноз. Генетический и нормативный подходы к прогнозированию.
2. Стратегическое программирование. Виды стратегических программ.
3. основные этапы проведения конкурентного анализа в процессе стратегического планирования.
4. Основные требования к системе показателей в стратегическом планировании. Типы показателей.
5. Основные принципы сегментирования туристического рынка..
6. Оценка влияния возможностей на организацию с помощью метода позиционирования. Матрица возможностей.
7. Оценка влияния угроз на организацию с помощью метода позиционирования. Матрица угроз.
8. Туризм как объект государственного регулирования. Основные направления регулирования.
9. Показатели, характеризующие туристский потенциал территории.
10. Туристский потенциал территории. Оценка его основных компонентов.
11. Туристско-рекреационный комплексРеспублики Крым и его стратегическое развитие.
12. Туристско-рекреационный потенциалЮжной Сибири и его стратегическое развитие.
13. Проблемы стратегическое развития туризма и рекреации в Алтайском крае и Республике Алтай.
14. Туристско-рекреационный комплекс Камчатского края РФ и его стратегическое развитие.
15. Санаторно-курортный комплекс Южной Сибири и его влияние на стратегическое развитие туризма в регионе.
16. Горнолыжные районы Сибири и Дальнего Востока и их влияние на стратегическое развитие туризма и рекреации в СФО и ДФО.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Голубков Е. П. МАРКЕТИНГ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ: ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И. И. Ополченов Маркетинг в туризме: обеспечение рыночной позиции: учеб. пособие Сов. спорт, 2003
Л2.2 Феденева И. Н., Нехорошков В. П., Комарова Л. К. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме:: Учебное пособие для вузов Москва : Юрайт,, 2020.- https: //urait.ru/bcode/452688 (дата обращения: 25.03.2021).
Л2.3 Современные проблемы сервиса и туризма: Научно- практический журнал Москва, 2022 https://elibrary .ru/contents.as p? titleid=26229
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Стратегии развития туристско-рекреационных территорий portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)


6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.