МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История культуры и религии Кореи

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКорея и корейский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_Зарубежное регионоведение_КореяиКЯ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 12
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.ист.наук, доцент, Анисимова и.В.;

Рецензент(ы):
к.и.н.., доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
История культуры и религии Кореи

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.01 Зарубежное регионоведение (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 553)

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование представлений о культуре Кореи как части мировой духовной культуры, приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям в различных областях корейской художественной культуры, изучение
истории формирования религиозного пространства Корейского полуострова

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять сбор, систематизацию и анализ первичной информации в сфере политического, социально-экономического, культурного развития региона специализации
ПК-1.1 Знает принципы формирования источниковой базы исследования, методы анализа источников
ПК-1.2 Умеет выявлять, собирать и систематизировать первичную информацию в сфере политического, социально- экономического, культурного развития региона специализации для решения конкретной научно- исследовательской задачи
ПК-1.3 Умеет применять данные оригинальных источников для решения конкретной научно- исследовательской задачи в профессиональной деятельности
ПК-1.4 Владеет методами анализа источниковой базы научного исследования
ПК-4Способен составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его природных, экономико-географических, исторических, политических, правовых, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей.
ПК-4.1 Знает природные, экономико-географические, исторические, политические, правовые, социальные, экономические, демографические, лингвистические, этнические, культурные, религиозные особенности развития региона специализации
ПК-4.2 Умеет составлять комплексную характеристику региона специализации с применением современных технологий поиска, обработки и анализа информации
УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно- исторической обусловленности
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этапы развития культуры Кореи; современные тенденции развития корейской культуры; особенности этнокультурного развития региона специализации
3.2.Уметь:
3.2.1.определять причинно-следственные связи исторических событий, анализировать актуальные этнокультурные проблемы региона специализации; характеризовать этические концепции и религиозные традиции и обосновывать их роль в духовной культуре Корейского полуострова
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами научного анализа исторических процессов; категориальным аппаратом дисциплины и способностью применять его в учебно-исследовательской деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Художественная культура Кореи в эпоху древности
1.1. Особенности развития культуры Кореи в эпоху древности (палеолит, неолит, железный век) Лекции 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.1, Л2.1
1.2. Культура протогосударства Древний Чосон Лекции 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.1, Л2.1
1.3. Расцвет художественной культуры в период Объединённого Силла. Лекции 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.1
1.4. Основные направления развития культуры в период Трёх государств Практические 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.1, Л2.1
1.5. Становление и развитие буддийского искусства в средневековой Корее Практические 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.1, Л2.1
1.6. Основные направления развития живописи и декоративно- прикладного искусства в средние века Практические 8 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.1
1.7. Работа с дополнительными материалами Сам. работа 8 15 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Культура и литература Кореи в позднее средневековье и новое время
2.1. Живопись, архитектура и скульптура в период Корё Лекции 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.1, Л2.1
2.2. Влияние конфуцианства на культуру периода Чосон Лекции 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.1
2.3. Корейская музыкальная традиция и ее расцвет в культуре Чосон Лекции 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.1
2.4. Становление и развитие корейской литературной традиции в средние века Лекции 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.1
2.5. Формирование национальной литературы в XV - XVII вв. Лекции 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.1
2.6. Развитие поэзии в период Корё Практические 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.1, Л2.1
2.7. Основные направления развития музыкальной традиции в период Корё Практические 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.1
2.8. Становление и развитие традиционного корейского театра Практические 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.1
2.9. Корейская литература XVIII - начала XX в. Сохранение традиционных черт и иностранное влияние Практические 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.1
2.10. Работа с дополнительными материалами Сам. работа 8 14 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.1
Раздел 3. Религия и мифология Кореи
3.1. Древнейшие религиозные верования населения Корейского полуострова Лекции 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.1, Л2.1
3.2. Проникновение буддизма на корейский полуостров и основные этапы формирования буддийской религиозной традиции в Корее Практические 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.1, Л2.1
3.3. Проникновение и распространение на Корейском полуострове иностранных конфессий Практические 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.1, Л2.1
3.4. Работа с дополнительными материалами Сам. работа 8 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.1
3.5. Религиозная система Кореи в эпоху средневековья и Новое время Лекции 8 2
3.6. Мифология народов Корейского полуострова Практические 8 2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля знаний китайского языка размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1247
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен осуществлять сбор, систематизацию и анализ первичной информации в сфере политического, социально-экономического, культурного развития региона специализации, ПК-4: Способен составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его природных, экономико-географических, исторических, политических, правовых, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей.

Примеры заданий закрытого типа:
1) Ответьте на вопрос:
Основные философские и религиозные верования китайцев:
A) буддизм, конфуцианство;
B) ислам;
C) христианство.
Ответ: A

2.Ответьте на вопрос:
Пагода – это:
A) средневековый китайский монастырь;
B) мемориальная башня, возведенная в честь деяний знаменитых людей;
C) средневековый китайский дом.
Ответ: B

3. Ответьте на вопрос:
Основной жанр средневековой китайской живописи:
A) портрет;
B) пейзаж;
C) историко-бытовой жанр.
Ответ: B

4. Ответьте на вопрос:
Среди перечисленных ниже особенностей китайской пейзажной живописи
выбери лишнее (неверное):
A) символичность;
B) живопись на свитках;
C) живопись с натуры.
Ответ: С

5. Ответьте на вопрос:
Назовите провинцию в которой родился Конфуций:
A) Синьцзян;
B) Хэйлунцзян;
C) Шаньдун.
Ответ: С


6. Ответьте на вопрос:
Настоящее имя Конфуция:
A) Лао-цзы
B) Мэн-цзы
C) Кун-цзы
Ответ: С

7. Ответьте на вопрос:
Период наивысшего расцвета средневековое искусство Китая:
A) VII—XIII вв.
B) X-XI вв.
C) III-V вв.
Ответ:A

8. Ответьте на вопрос:
Самый знаменитый художник, теоретик искусства, поэт. Ему принадлежит труд «Тайное откровение науки живописца» (или «Тайны живописи»):
A) Ли Чжаодао
B) Чжоу Фан
C) Ван Вэй
Ответ: С

9. Ответьте на вопрос:
Как называются многоярусные башни, которые строили в Древнем Китае:
A) кампанилы;
B) соборы;
C) пагоды.
Ответ:С

10. Ответьте на вопрос:
Кто был основателем Даосизма?
A) Цинь Ши-Хуанди;
B) Лао-Цзы;
C) Конфуций.
Ответ:В

11. Ответьте на вопрос:
Кто из китайских мудрецов учил людей быть «гуманными, справедливыми, честными, дети должны уважать своих родителей, а старшие должны относиться к младшим с вниманием и заботой»?
A) Сыма Цянь;
B) Мен-цзы;
C) Конфуций.
Ответ: С

12. Ответьте на вопрос:
Когда была обнаружена «Терракотовая армия» императора Цинь Шихуанди?
A) 1974;
B) 1938;
C) 1980.
Ответ: А

13. Ответьте на вопрос:
Один из жанров китайской живописи называется:
А) реки – ручьи;
В) горы - воды
С) моря - океаны.
Ответ: В

14. Ответьте на вопрос:
В каком городе расположен «Запретный город»?
А) Циньдао;
В) Сиань;
С) Пекин.
Ответ: С

15.Ответьте на вопрос:
Какой из последователей Конфуция предложил учение о доброй природе человека?
А) Мэн-цзы;
В) Сюнь-цзы;
С) Дун Чжуншу.
Ответ: А

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.


Примеры заданий открытого типа:

1.В каком веке буддизм проник в Китай?
Буддизм начинает проникать в Китай на рубеже I тысячелетия н. э. Данный процесс характеризовался сложным взаимодействием буддийского учения с высокоразвитой китайской культурой, где уже сложились устойчивые формы конфуцианской и даосской идеологии.

2. Кто является основателем религии даосизм?
Даосизм – религиозное учение Древнего Китая, основателем которого считается Лао-Цзы 老子 (lǎozǐ), который жил в VI-V веков до н. э. В исторических записках Сыма Цяня говорится, что его настоящее имя – 李耳 (lǐěr - Ли Эр), и что он служил при дворе архивариусом.

3.Назовите главную книгу конфуцианства?
Главной книгой конфуцианства является «Лунь Юй» («Суждения и беседы») — записки и краткие заметки учеников Конфуция, в которых зафиксированы высказывания, поступки и диалоги их учителя.

4. Назовите священную книгу даосизма?
Дао-дэ-цзин - является основополагающим источником учения даосизма и один из выдающихся памятников китайской мысли, оказавший большое влияние на культуру Китая и всего мира.

5.Какой император в истории Китая свято верил в эликсир бессмертия?
Цинь Шихуанди - первый император Китая, который пытался достичь бессмертия. Во время правления императора Цинь Шихуанди были организованы экспедиции на острова Восточного моря и он сам трижды посещал остров Чжифу, на котором, якобы, находилась гора бессмертия. В последние 10 лет своего царствования Цинь Шихуанди постоянно совершал инспекционные поездки по стране, во время которых искал лекарей и магов, которые могли бы сообщить ему рецепт лекарства от смерти. По одной из версий, император умер, отравившись ртутью, которая входила в состав «эликсира бессмертия», составленного придворными медиками.

6. В коком городе была найдена терракотовая армия?
Терракотовая армия находится в провинции Шэньси рядом с городом Сиань, где в прошлом располагалось сердце государства Цинь.

7. Одина из древнейших памятников китайской литературы, уникальный источник информации о языке, идеологии, этике и традициях различных регионов древнего Китая.
Шицзин — один из древнейших памятников китайской литературы, уникальный источник информации о языке, идеологии, этике и традициях различных регионов древнего Китая.

8. Сборник бесед и суждений Конфуция:
Лунь Юй («Беседы и суждения», «Аналекты Конфуция») — наряду с «И-цзином» и «Дао Дэ Цзином» — один из наиболее знаменитых текстов Восточной Азии (Китая). Главная книга конфуцианства, составленная учениками Конфуция из кратких заметок, фиксирующих высказывания, поступки учителя, а также диалоги с его участием.

9. Назовите учение о дао или «пути вещей», китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии.
Даоси́зм — учение о дао или «пути вещей», китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии.

10. Какой классический китайский роман подробно описывает исторические события от начала заката Династии Хань до начала правления династии Цзинь.
«Путеше́ствие на За́пад» — один из четырёх классических романов на китайском языке. Опубликован в 1590-е годы без указания автора. В XX веке утвердилось мнение, что написал его книжник У Чэнъэнь.

11. В каких жанрах работал китайский художник Ци Байши?
Знаменит своими образцовыми произведениями в жанрах «цветы-птицы» и «травы-насекомые».

12. Для каких целей была построена буддийская "Пагода диких гусей"?
"Пагода диких гусей" была построена для сохранения сутр и буддийских статуэток, привезённых из Индии монахом Сюань - Цзаном. буддийских статуй и реликвий.

13. Китайский художник один из первых совместил китайские и европейские традиции живописи.
Сюй Бэйхун - китайский живописец и график, один из первых китайских художников XX века, который объединил национальные художественные традиции с достижениями европейской живописи.

14. Дайте описание китайским народным лубочным картинам.
Няньхуа - (буквально – новогодняя картина), китайские народные картины на бумаге, гравюры в технике ксилографии.

15. Исторический центр в Китае, сохранивший строения с многовековой историей, в 1997 году вошёл в число памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Могао - крупнейшая пещера раннебуддийского пещерного храмового комплекса Цяньфодун, воздвигнутого в 353-366 гг. н. э. в 25 км от оазиса Дуньхуан, провинция Ганьсу, Китай.

16. Разновидность китайских фразеологизмов, построенных по нормам древнекитайского языка и отражающих культуру страны, называется?
Чэнъюй — это устойчивые обороты в китайском языке, чаще всего состоящие из четырех иероглифов. Большинство чэнъюев берет свое начало из классических литературных произведений. В своей устной и письменной речи китайцы часто применяют их, что придает убедительности высказыванию, а также является признаком образованности.

17. Назовите китайскую традиционную практику, направленную на организацию пространства для достижения максимальной гармонии
Фэншуй — даосская практика символического освоения (организации) пространства. Адепты считают, что с помощью фэншуй можно выбрать «наилучшее» место для строительства дома или захоронения.

18. Поэт, мастер пейзажной лирики, известен под псевдонимом Шиху цзюйши (Отшельник с озера Шиху).
Ли Бо или Ли Тай-бо (701–762/763 гг.) — китайский поэт времён династии Тан. Известный как «бессмертный в поэзии», Ли Бо принадлежит к числу самых почитаемых поэтов в истории китайской литературы и считается одним из крупнейших мировых поэтов. Он оставил после себя около 1100 произведений (включая около 900 стихотворений).

19. Автор романа «Путешествие на Запад».
У Чэнъэнь - китайский писатель и поэт, живший во времена династии Мин. Написанный У Чэнъэнем около 1570 года роман «Путешествие на Запад» стал началом жанра фантастической или героико-фантастической эпопеи.

20. Технический трактат по архитектуре, написанный китайским автором Ли Цзе (1065—1110) во времена правления династии Сун.
Инцзао Фаши - архитектурный трактат, написанный китайским автором Ли Цзе во времена правления династии Сун.


Критерии оценивания открытых вопросов
Оценка "отлично": Ответ полный и развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент владеет основной и дополнительной литературой, ошибки нет.
Оценка "хорошо": Ответ полный и хотя и краток, терминаологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
Оценка "удовлетворительно": Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент хорошо владеет программным материалом, но имеются недочеты.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1.Развитие афористической прозы.
2. Риторическая проза.
3. Социально-экономическое развитие Китая эпохи Тан. Предпосылки расцвета культуры.
4. Китайская живописно-теоретическая мысль
5. Этапы формирования понятийного строя китайской теории искусства. Трактат Цзун Бина (конец IV начало V в.) «Введение в пейзажную живопись». Трактат Се Хэ (конец V – начало VI в.) «Заметки о категориях старинной живописи».
6. Начальный этап формирования станковой живописи (эпоха Шести династий). Творчество Гу Кайчжи.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС по курсу "История культуры Китая" в полном объеме размещен в Электронном учебно-методическом комплексе по дисциплине на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1247

Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса теоретического
характера.

1.Литературно-письменная традиция в древнем Китае.
2.«Ши цзин» и его влияние на культуру и искусство Китая.
3.Зарождение авторской поэзии: творчество Цюй Юаня.
4.Литература эпохи Хань: первые жанрово-тематические классификации.
5.Буддизм и формирование беллетристической традиции в китайской литературе.
6.Конфуцианское «движение за возрождение древности» и его влияние на китайскую литературу в эпоху Тан.
7.Становление драмы и городского романа в период династии Юань.
8.Китайская классическая и сюжетная проза.
9.Традиционная китайская драматургия. Генезис китайского театра.
10.«Движение за новую культуру» в Китае 10-20-х годов ХХ в. и его отражение в литературе и искусстве.
11.Современные китайские литераторы и их творчество.
12.Конфуцианские трактаты о ритуале (ли): «Ли цзи», «Чжоу ли», «И ли». Основные особенности их содержания, роль в китайской культуре.
13.«Ши цзин» – происхождение, состав, особенности, роль в китайской культуре.
14.Основное содержание и особенности «Шу цзина» и «Чуньцю».
15.«Хань Фэй-цзы» – основное содержание, роль в китайской культуре.
16.«Лунь юй» («Беседы и суждения») – происхождение текста, общая концепция, роль в китайской культуре.
17.«Хун лоу мэн» («Сон в Красном тереме») – авторство, главные герои, характер сюжета, особенности содержания, метафорические образы, роль в культуре Китая.
18.«Си ю цзи» («Путешествие на Запад») – авторство, главные герои, идейная основа, основные метафоры и аллегории, роль в китайской культуре.
19. «Саньго яньи» («Троецарствие») - авторство, историческая основа сюжета, главные герои, особенности их характеров; роль в китайской культуре.
20.«Шуй ху чжуань» («Речные заводи») – авторство, источники, основные герои, характер сюжета, роль в китайской культуре.
21.«Цзинь Пин Мэй» («Цветы сливы в золотой вазе») – характер содержания, главные герои, отношение к роману в Китае в разные эпохи.
22. Китайское искусство эпохи неолита: ареалы распространения и характеристика неолитических культур.
23. Основные тенденции развития китайского искусства в эпоху Шан и Чжоу
24. Китайское искусство династии Хань - формирование жанрового своеобразия.
25. Китайская живописно-теоретическая мысль: основные вехи истории развития и центральная проблематика
26. Развитие китайской эстетики. Творчество Цзун Бина (конец IV - начало V в.) «Введение в пейзажную живопись». «Законы» Се Хэ (конец V – начало VI в.).
27. Творчество Гу Кайчжи.
28. Основные тенденции развития искусства в период Смутного времени
29. Развитие китайского искусства в эпоху Тан
30. Китайское искусство в Эпоху Пяти династий и династию Сун
31. Основные направления развития китайского искусства в эпоху Юань
32. Развитие художественной традиции в эпох Мин
33. Изобразительное искусство в эпоху Цин
34. Музыка и театр в эпоху позднего средневековья
35. Живопись второй половины ХIХ - начала ХХ века.
36. Китайская простонародная картина - няньхуа.
37. Архитектурно-инженерное искусство традиционного Китая.
38. Китайское садово-парковое искусство. Основные принципы и постройки.
39. История формирования буддийского и китайско-буддийского культового изобразительного искусства. Китайско-буддийское культовое зодчество.
40. Развитие декоративно-прикладного искусства в Китае в эпоху древности.
41. Развитие декоративно-прикладного искусства в Китае в эпоху средневековья.
42. Современная живопись. Модернизм в китайском искусстве.
43. "Новый" китайский театр XX в.
44. Развитие современных видов искусства (балет, кинематография)


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. В. Анисимова [и др.] История Китая [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Петракова А. Е. Искусство Древнего Востока: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство «СПбКО», 2010 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт по истории древних цивилизаций, мифологии стран древнего Востока. www.ancient-east.ru
Э2 Научная электронная библиотека ELIBRARY.RU включает полнотекстовые версии и библиографические указатели статей из научных журналов по различным отраслям знаний. Режим доступа: www.elibrary.ru
Э3 Электронная библиотека восточной литературы: источники по истории и культуре древнего Египта, народов Передней Азии, древней Индии и древнего Китая eastlib.narod.ru
Э4 Российская национальная библиотека www.nlr.ru
Э5 Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова www.hist.msu.ru
Э6 Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине "История культуры Китая" на Едином образовательном портале АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайт по истории древних цивилизаций, мифологии стран древнего Востока. Режим доступа: http://www.ancient-east.ru
Научная электронная библиотека ELIBRARY.RU. Режим доступа: http://www.elibrary.ru/
Российская национальная библиотека Режим доступа: http://www.nlr.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
306бМ специализированная аудитория востоковедения для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; ЖК Телевизор LG - 1 шт.; колонки J- 530 AV MULTI-MEDIA -2 шт.; наглядные материалы для каллиграфии (кисточки, чернила, бумага) - 1 шт.; национальные китайские костюмы - 5 шт.; свитки китайские - 2 шт.; учебно-наглядные пособия и литература; карты
317М кабинет кафедры востоковедения – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-X31 - 1 единица; стационарный экран: REDLEAF; карты; плакаты

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе изучения дисциплины «История культуры и религий Китая» студентам предстоит актуализировать знания по истории Китая, этнографии региона, религии Китая. Дисциплина состоит из 3 разделов, выделенных в соответствии с хронологическим и тематическим принципами.
Освоение дисциплины осуществляется в рамках аудиторных занятий (18 часов лекционных и 24 часа практических занятий) . Большое внимание уделяется самостоятельной работе студента (102 часа). Степень освоения курса зависит от успехов студента при подготовке и выполнении парктических заданий, умении рационально огранизовать свое учебное время.
Работа на лекции - заключается в обсуждении контрольных вопросов, изучении рекомендованной литературы.
На практическом занятии студент должен аргументировано изложить полученные в ходе самостоятельной работы при подготовке знания, участвовать в дискуссии, отстаивать свою позицию, уметь презентовать свое выступление.
Web - сопровождением аудиторных занятий является электорнный учебно-методический комплекс дисциплины, расположенный по адресу: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1247
Работа с ним является обязательной для студентов. Темы ЭУМКД включают в себя вопросы для обсуждения, планы семинаров, задания для самостоятельной работы, контрольные вопросы и задания.Подготовится к лекции, семинару, выполнению самостоятельной работы помогут дополнительные материалы, расположенные в темах.Тема считается пройденной, если студент выполнил все задания для самостоятельной работы, контрольные задания и тест, расположенный в теме.
Каждый раздел завершается итоговым тестом.
Итоговая аттестация происходит в виде зачета. Итоговая оценка складывается из:
Посещаемость аудиторных занятий 5 - 10
Активность работы на занятиях 5 - 15
Самостоятельная работа студентов (через систему Moodle)25 - 50
Итоговая аттестация 15 - 25
Итоговая сумма баллов за курс 50 - 100
Общая сумма баллов и итоговая оценка
49 баллов и менее - «незачет» .
50 - 100 баллов – «зачет».
Баллы за посещаемость
Устанавливается следующее соответствие посещаемости занятий (% присутствия от общего числа аудиторных часов по данной дисциплине) баллам БРС:
менее 50% занятий - 0 баллов;
50%-85% занятий - 5 баллов;
86%-100% занятий - 10 баллов.
Проверка посещаемости осуществляется преподавателем в начале занятия.
Опоздание студента более чем на 10 минут считается пропуском занятия. Преподаватель имеет право не допускать к занятию студента, опоздавшего более чем на 10 минут.
Баллы за активность студента на занятии
Активность студента на занятии предполагает: активное обсуждение на семинарах вопросов, поднимаемых преподавателем; участие в дискуссии, успешное выступление на лекционном или семинарском занятии с презентацией и докладом по теме, одобренной преподавателем. Данный вид работы оценивается в max 3 балла за одно занятие.
Баллы за самостоятельную работу студентов через систему Moodle
0 баллов - самостоятельная работа не выполнена либо все задания выполнены на неудовлетворительную оценку;
10 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в не полном объеме (не менее 75% заданий), все работы в среднем достойны оценки не ниже хорошей;
20 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы в среднем достойны удовлетворительной оценки;
40 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы в среднем достойны хорошей оценки;
50 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы достойны отличной оценки