МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы коммерциализации научных исследований

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра информационной безопасности
Направление подготовки03.04.02. Физика
ПрофильФизика наносистем
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план03_04_02_Физика_ФН-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 57
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 12
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 57 84 57 84
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 135 108 135

Программу составил(и):
д.ф.м.н., профессор, Минакова Н.Н.

Рецензент(ы):
к.ф.м.н., доцент, Рудер Д.Д.

Рабочая программа дисциплины
Основы коммерциализации научных исследований

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 03.04.02 Физика (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 914)

составлена на основании учебного плана:
03.04.02 Физика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информационной безопасности

Протокол от 28.06.2022 г. № 12-2021/22
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.-м.н., профессор Поляков В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информационной безопасности

Протокол от 28.06.2022 г. № 12-2021/22
Заведующий кафедрой д.ф.-м.н., профессор Поляков В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов базовой системы знаний в области преобразования интеллектуальной собственности в товар
понимание основных проблем трудоустройства вчерашних студентов и способов их решения.
подготовка к деятельности, требующей выявления идеи коммерчески ценного продукта на базе научных и прикладных исследований.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 Способен систематизировать и анализировать отобранную документацию (составлять подробный плана документа, текст документа, подготовку иллюстраций), подготовить и составить текст научно-технической статьи, патента
ПК-7 Способен разрабатывать элементы планов и методических программ проведения исследований, разработок и проверять правильность результатов, полученных самостоятельно и в коллективе
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Способы коммерциализации результатов научно-производственной деятельности по профилю специальности
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать, оценивать возможность коммерциализации конкретных результатов по профилю деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.практическими приемами обоснования инновационных решений в условиях неопределенности и риска

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Стратегическая значимость нововведений
1.1. Цели и задачи учебной дисциплины. Место и роль дисциплины в системе подготовки специалистов. Взаимосвязь изучаемого предмета и других учебных дисциплин. Предмет изучения. Связь понятий коммерциализация научных разработок и инновации. Авторское право. Патентное право. Ноу-хау Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Связь интеллектуальной собственности. коммерциализация научных разработок и инновации. Сам. работа 3 20 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Введение в теорию и практику коммерцииализации интеллектуальнйо собственности.
2.1. Основные характеристики, модели и формы процесса коммерциализации результатов НИОКР. Стратегии коммерциализации интеллектуальной собственности. Ключевые аспекты и понятия коммерциализации интеллектуальной собственности. Обоснование выбора стратегии. Технологический трансфер как способ коммерциализации интеллектуальнйо собственности Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1
2.2. Основные характеристики, модели и формы процесса коммерциализации результатов НИОКР. Стратегии коммерциализации интеллектуальной собственности. Ключевые аспекты и понятия коммерциализации интеллектуальной собственности. Обоснование выбора стратегии. Технологический трансфер как способ коммерциализации интеллектуальнйо собственности Практические 3 4 Л2.1, Л1.1
2.3. Инструменты и методы аналитической работы при подготовке решения о выборе стратегии. Типичные стратегические ошибки.Риски инвесторов и покупателей Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1
2.4. Инструменты и методы аналитической работы при подготовке решения о выборе стратегии. Типичные стратегические ошибки.Риски инвесторов и покупателей Сам. работа 3 19
Раздел 3. Формы и источники финансирования инновационной деятельности
3.1. Проблемы и возможности финансирования инновационных проектов. Инвестиции в инновационный бизнес. Формы и источники финансирования инновационной деятельности. Государственные фонды, поддерживающие инновационные проекты. Лекции 3 4 Л2.1, Л1.1
3.2. Государственные фонды, поддерживающие инновационные проекты. Привлечение зарубежных инвестиций Сам. работа 3 27 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Инновационная инфраструктура Система поддержки коммерциализации интеллектуальной собственности
4.1. Инфраструктура для поддержки и продвижения инноваций. Наукограды. Малые инновационные организации. Роль малого инновационного предпринимательства в экономике. Внутри и межфирменные организационные формы инновационной деятельности. Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1
4.2. Инфраструктура процесса коммерциализации разработок Практические 3 8 Л2.1, Л1.1
4.3. Роль малого инновационного предпринимательства в экономике. Внутри и межфирменные организационные формы инновационной деятельности. Сам. работа 3 18 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3197

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ:
УК 2 Способен управлять проектом на всех этапах жизненного цикла.
Индикаторы достижения компетенции
Знать основные сведения о проектной деятельности
Уметь разрабатывать компоненты проекта по коммерциализации научных разработок
Владеть основными навыками по процессу коммерциализации научных разработок


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
Вопрос 1
Верно ли утверждение- "Успешность продукта находится в рамках ответственности команды проекта, а за успешность проекта отвечает еще и вся организация":
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 2
Правильно ли утверждение: способ достижения цели через детальную проработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне определенным практическим результатом, оформленным тем или иным образом:-Проектная деятельность
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 3
Отвечает ли следующая цель проекта критериям SMART?
Увеличить посещаемость сайта с помощью ежедневной публикации новых материалов и рекламы ресурса в социальных сетях.
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 4
Выберите, что из нижеперечисленного относится к признакам классификации проектов.
а) Основные сферы деятельности, в которых осуществляется проект
б) Применение новых технологий
с)Продолжительность периода осуществления проекта (+)
д) Характер предметной области проекта
Ответ а, с, д
Вопрос 5
Верно ли следующее утверждение: "Полностью успешный проект тот, который успешен в обоих направлениях: успех управления проектом и успех продукта проекта?"
а) да
б) нет
Ответ а
6.Нужно ли оценивать риски проекта по коммерциализации научной разработки?
7.Какое из определений термина "Участник проекта" верно?
а) Физические и/или юридические лица, которые непосредственно вовлечены в реализацию проекта
б) Сотрудники организации-заказчика, вовлеченные в организацию проекта
с) Сотрудники организации-исполнителя, вовлеченные в организацию проекта
Ответ а, б, с
Вопрос 8
К какой из групп ролей участников проекта относятся роли- инициатор, куратор, заказчик, руководитель проекта?
а)Поддержание существования команды проекта
б) Управление проектом
с) Выполнение работ проекта
Ответ б)
Вопрос 9
Верно ли данное утверждение- "Одна роль может брать на себя только одну степень ответственности"
а) да
б) нет
Ответ б
Вопрос 10
Какая методика используется для определения персональной ответственности и степени участия за выполнение отдельных этапов и задач проекта?
а) График проекта
б) Модель ролей
в) Матрица ответственности
Ответ в
Вопрос 11
Справедливо ли утверждение: бизнес ангелы – разновидность венчурного финансирования
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 12
Справедливо ли утверждение: бизнес план по законодательству обязателен для коммерциализации научно-технической разработки
а) да
б) нет
Ответ б
Вопрос 13
Может ли инвестиционный проект быть инновационным
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 14
Бизнес- инкубатор – это
а) Инфраструктурный комплекс для молодых начинающих компаний
развивающихся быстрыми темпами компаний, как молодых, так и зрелых
б) Нет правильного ответа
Ответ б
Вопрос 15
Справедливо ли утверждение
Для инновационной разработки возможность коммерческой реализации обязательно
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 16
Справедливо ли утверждение
Коммерческая тайна может иметь неограниченное время защиты
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 17
Справедливо ли утверждение
Системные, прорывные инновации – это одинаковые инновации
а) да
б) нет
Ответ б



ПК3 владеет современными аналитическими системами обработки и визуализации данных. А также системами визуального и логического проектирования документов
Индикаторы достижения компетенции
Знает системы обработки данных и проектирования документов по проблемам коммерциализации научных разработок
Умеет использовать системы обработки данных и проектирования документов по проблемам коммерциализации научных разработок
Владеет навыками работы с системами ы обработки данных и проектирования документов по проблемам коммерциализации научных разработок

Вопрос 1
Что такое бизнес-процесс?
а) Последовательность действий по преобразованию входов в выходы, удовлетворяющие потребителя
б) Любая деятельность в корпоративных масштабах.
в) нет правильного ответа.
г) Совокупность бизнес-функций.
Ответ а
Вопрос 2
а) Ключевым отличием проекта от процесса является
б) Требования к качеству результата.
В) Обязательное наличие результата.
Г) Уникальность.
Д) Ограничение в ресурсах.
Ответ г
Вопрос 3
Когда бизнес-аналитик должен оценить ограничения нового решения?
А) Когда решение будет реализовано.
б) Когда разработка решения будет завершена.
В) Когда разработка используется в той или иной форме
Ответ в
Вопрос 4
Инвестиционный поет всегда инновационный?
а) да
б) нет
Ответ б
Вопрос 5
Связаны ли между собой документация организации и интеллектуальная собственность организации
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 6
6 владелец бизнес-процесса – это
А) лицо, которое отвечает за результат процесса, заинтересовано в нем, обладает ресурсами и полномочиями для его выполнения
Б) функциональный менеджер
В) спонсор проекта
Ответ а
Вопрос 7
Инновация это:
a) Новаторская разработка
б) Новаторская разработка, имеющая статус интеллектуальной собственности
в) Новаторская разработка, нуждающаяся в определении прав на нее и подлежащая
коммерциализации
г) Новаторская разработка, реализованная и принесшая прибыль
Ответ г
Вопрос 8
Изобретение должно быть (укажите лишнее):
a) Неочевидно
b) Внедрено в производство
c) Доказуемо и осуществимо
Ответ а
Вопрос 9
Объектами промышленной собственности являются (укажите лишнее):
a) Открытия
б) Ноу-хау
в) Изобретения
г) Полезные модели
д) Товарные знаки и знаки обслуживания
е) Пресечение недобросовестной конкуренции
Ответ е
Вопрос 10
Справедливо ли утверждение?
Любая документация, созданная в организации может быть оформлена как
интеллектуальная собственность;
а) да
б) нет
Ответ б
Вопрос 11
Справедливо ли утверждение?
Паушальный платеж, - самая выгодная форма сатисфакции разработчику за спользование заказчиком прав на разработку
а) да
б) нет
Ответ б
Вопрос 12
Справедливо ли утверждение?
В России принята отсроченная система патентования, когда за формальной
экспертизой заявки на изобретение следует экспертиза по существу;
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 13
Справедливо ли утверждение?
При положительном результате экспертизы заявки на изобретение по существу
заявитель получает патент, который публикуется.
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 14
Какие есть виды инноваций
А)Продуктовые
Б)Процессные
В)Организационные
Г)Все ответ правильные+
Ответ г
Вопрос 15
16 После поисковых НИР проводится (ятся) …
Варианты ответа:
а) прикладные исследования и разработки +
б) проектно-технические работы
в) разработка конструкторской документации
Ответ а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание выполненных заданий в целом:
- «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
- «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Перечень примерных тем рефератов:
1. Критерии оценки эффективности проекта по коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. Особенности оценки эффективности инновационного проекта на разных стадиях жизненного цикла.
2. Особенности планирования проекта по коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. Планирование предметной области, времени, трудовых ресурсов, стоимости проекта и т.д.
3. Планирование рисков в проекте по коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. Построение матрицы рисков проекта. Разработка стратегии минимизации рисков проекта.
4. Риски участников процесса коммерциализации инноваций: разновидности и их сущность
5. Предпринимательские модели по коммерциализации научных разработок, технологический трансфер)
6. Способы продвижения научной разработки на рынок. Достоинтва и недостатки.
7. Направления и модели цифровой трансформационных преобразований в России. Их связь с инновационными процессами
8. Способы продвижения научной разработки на рынок. Коммуникации на рынке инноваций
9. Инновации в маркетинговой деятельности. Примеры. не менее 5)
10. Основные подходы к оценке результатов научной деятельности
(НИОКР). Рыночный, доходный и затратный подходы. Метод рейтинга/ранжирования.
11. Особенности планирования ресурсов инновационного проекта. Графическая модель.
12. Специфика управленческих инноваций. Основополагающие факторы разработки управленческих инноваций. Примеры (не менее 5)
13. Проектирование рабочих команд для коммерциализации научных разработок. Примеры
14. Оценка рисков при коммерциализации научной разработки
15. Система управления проектной деятельностью при коммерциализации научной разработки
16. Структура заявки на грант по научной разработки. Условия успешного прохождения
17. Венчурные фонды. Достоинства и недостатки для финансирования наукоемки разработок
18. Формирование опережающего спроса на инновационную продукции. Стимулирование сбыта инновационной продукции. Каналы распределения товаров и услуг.
19. Проблемы позиционирования новых товаров на рынке. Пути решения.
20. Прямые и косвенные выгоды от инноваций на потребительском и промышленном рынках.
21. Создание брэнда для новых товаров. Оценка его стоимости.
Трансфер технологий: формы, последовательные ступени. Механизмы обеспечения
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
- «Отлично» (зачтено) - Реферат (+презентация) выполнены самостоятельно, Проблема раскрыта глубоко и всесторонне, материал изложен логично. В работе используются материалы исследования по заданной теме. Широко представлен список использованных источников по теме работы.
Представленный доклад полностью отражают суть работы. Студент полно, правильно и грамотно ответил на поставленные в ходе дискуссии вопросы с приведением примеров и/или пояснений.
- «Хорошо» (зачтено) - Содержание в целом соответствует заявленной теме. Работа актуальна, выполнена самостоятельно. Представлены показатели, характеризующие проблемную ситуацию. Составлен список использованных источников по теме работы.
Представленный доклад раскрывает суть работы без необходимой детализации составляющих его задач. Студент правильно и грамотно ответил на большинство поставленных в ходе дискуссии вопросов.
- «Удовлетворительно» (зачтено) - Содержание и оформление соответствует установленным требованиям. Имеет место определенное несоответствие представленного содержания работы заявленной теме работы. Нарушена логика изложения материала, задачи раскрыты не полностью. В работе не полностью использованы необходимые для раскрытия темы научная литература.
Представленный доклад слабо раскрывает суть работы и составляющих его задач. Студент правильно ответил на некоторое количество поставленных в ходе дискуссии вопросов. Использование в ответах на вопросы дискуссии дополнительных примеров и/или пояснений вызывает затруднение или отсутствует.
В докладе и ответах на вопросы исследуемая проблема в основном раскрыта.
- «Неудовлетворительно» (незачтено) -Содержания работы не соответствует его теме. При выполнении проекта допущены существенные ошибки. Не показаны умения анализировать получаемые результаты и самостоятельно делать логически правильные выводы. Допущено большое количество разных ошибок.
Представленный доклад не позволяет понять суть работы и составляющих его задач. Студент не способен правильно ответить на большую часть поставленных в ходе дискуссии вопросов. Использование в ответах на вопросы дискуссии дополнительных примеров и/или пояснений отсутствует полностью.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
УК 2 Способен управлять проектом на всех этапах жизненного цикла.
Знать основные сведения о проектной деятельности
Уметь разрабатывать компоненты проекта по коммерциализации научных разработок
Владеть основными навыками по процессу коммерциализации научных разработок

Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: как правило, 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера


ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА:
1. В чем заключается основная особенность разработки проекта по коммерциализации научной разработки?
2. Каким критерием можно определить успешность продукта проекта по коммерциализации научной разработки?
3. Укажите, что может являться продуктом проекта по коммерциализации научной разработки?
4. Что такое «Команда проекта» проекта по коммерциализации научной разработки??
5. К какой из групп ролей участников проекта относятся роли – инициатор, куратор, заказчик, руководитель проекта?
6. Укажите компоненты проектной деятельности проекта по коммерциализации научной разработки?
7. Укажите основные этапы проектной деятельности по коммерциализации научной разработки?
8. Что включает успешность управления проектом?-
9. Что такое план график проекта по коммерциализации научной разработки?
10. Что такое график проекта?
11. Как составить план график проекта по коммерциализации научной разработки?
12. Что такое пошаговые инновации
13. Какие существуют модели реализации инновационного проекта:
14. Как называется деятельность по вовлечению в экономический оборот научных и (или) научно-технических результатов?
15. Кто такие бизнес ангелы?
16. Неформальные инвесторы
17. Укажите научно-технические риски инновационного проекта
18. Укажите риски правового обеспечения инновационного проекта
19. Укажите риски инновационного проекта
20. Что такое ресурсы в проекте?
21. Какие ресурсы нужны для проекта?


ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА:
1. Укажите основные практические проблемы коммерциализации научной разработки
2. Для коммерциализации научной разработки до какой стадии цикла коммерциализации она должна быть доведена?
3. На основании каких исходных данных решается задача коммерциализации разработки
4. Что такое проблема в проекте по коммерциализации научной разработки?
5. Как определить проблему в проекте по коммерциализации научной разработки
6. Основные требования к цели проекта по коммерциализации научной разработки
7. Укажите эффективные методы и техникам поиска решений при по коммерциализации научной разработки
8. Укажите понятие ресурса в проектах по коммерциализации научной разработки
9. Какие виды ресурсов для решения задач существуют?
10. Что такое ресурсы в проекте по коммерциализации научной разработки?
11. Какие ресурсы нужны для проекта?
12. Как правильно распределять ресурсы?
13. Что такое план график проекта
14. Как составить план график проекта?
15. Как выполнить бизнес-анализ организации?
16. Каковы риски инновационного проекта по коммерциализации научной разработки
17. Как получить финансирование для проекта по коммерциализации научной разработки?
18. Имеет ли смысл организации, занимающейся коммерциализацией инновационного проекта, обращаться в бизнес-инкубатор?
19. Нужно ли защит объектов интеллектуальной собственности перед коммерциализацией научной разработки?
20. Какой способ защиты интеллектуальной собственности можно назвать эффективным при коммерциализации разработки и почему?


ПК3 владеет современными аналитическими системами обработки и визуализации данных. А также системами визуального и логического проектирования документов
Знает системы обработки данных и проектирования документов по проблемам коммерциализации научных разработок
Умеет использовать системы обработки данных и проектирования документов по проблемам коммерциализации научных разработок

Владеет навыками работы с системами ы обработки данных и проектирования документов по проблемам коммерциализации научных разработок
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА:
1. Что такое научная коммуникация
2. Какие задачи решает инфографика в коммерциализации научных разработок
3. Какие данные чаще всего сравнивают при коммерциализации разработок
4. Что является кoнeчнoй тoчкoй кoммeрциaлизaции научных разработок?
5. На что ориентированы аналитические исследования при коммерциализации разработок
6 Какие услуги востребованы при коммерциализации научных разработок
7 Укажите главные части кoнцeпции упрaвлeния трaнсфeрoм научной разработки?
8 Укажите документы для бизнес-аналитики
9 Как выявляются требования к объекту коммерциализации??
10 В чем заключается анализ бизнес-модели?
11 Типы бизнес-аналитики?
12 Какую ожидаемую нефинансовую выгоду можно получить от коммерциализации научной разработки
13 Что такое бизнес-анализ?
14. В чем разница между бизнес анализом и бизнес аналитикой?
15 Каки методы используются в бизнес-анализе
16Чем отличается бизнес анализ от системного анализа?
17Чо такое бизнес-диагностика компании?
18. Что в первую очередь анализируется в научной работе для последующей коммерциализации?
19. Нужно ли анализировать конкурентное преимущества разработки?
20. Что такое венчурное финансирование?
6. Что такое научная коммуникация
7. Какие задачи решает инфографика в коммерциализации научных разработок
8. Какие данные чаще всего сравнивают при коммерциализации разработок
9. Что является кoнeчнoй тoчкoй кoммeрциaлизaции научных разработок?
10. На что ориентированы аналитические исследования при коммерциализации разработок
6 Какие услуги востребованы при коммерциализации научных разработок
7 Укажите главные части кoнцeпции упрaвлeния трaнсфeрoм научной разработки?
8 Укажите документы для бизнес-аналитики
9 Как выявляются требования к объекту коммерциализации??
10 В чем заключается анализ бизнес-модели?
11 Типы бизнес-аналитики?
12 Какую ожидаемую нефинансовую выгоду можно получить от коммерциализации научной разработки
13 Что такое бизнес-анализ?
14. В чем разница между бизнес анализом и бизнес аналитикой?
15 Каки методы используются в бизнес-анализе
16Чем отличается бизнес анализ от системного анализа?
17Чо такое бизнес-диагностика компании?
18. Что в первую очередь анализируется в научной работе для последующей коммерциализации?
19. Нужно ли анализировать конкурентное преимущества разработки?
20. Что такое венчурное финансирование?
11. Что такое научная коммуникация
12. Какие задачи решает инфографика в коммерциализации научных разработок
13. Какие данные чаще всего сравнивают при коммерциализации разработок
14. Что является кoнeчнoй тoчкoй кoммeрциaлизaции научных разработок?
15. На что ориентированы аналитические исследования при коммерциализации разработок
6 Какие услуги востребованы при коммерциализации научных разработок
7 Укажите главные части кoнцeпции упрaвлeния трaнсфeрoм научной разработки?
8 Укажите документы для бизнес-аналитики
9 Как выявляются требования к объекту коммерциализации??
10 В чем заключается анализ бизнес-модели?
11 Типы бизнес-аналитики?
12 Какую ожидаемую нефинансовую выгоду можно получить от коммерциализации научной разработки
13 Что такое бизнес-анализ?
14. В чем разница между бизнес анализом и бизнес аналитикой?
15 Каки методы используются в бизнес-анализе
16Чем отличается бизнес анализ от системного анализа?
17Чо такое бизнес-диагностика компании?
18. Что в первую очередь анализируется в научной работе для последующей коммерциализации?
19. Нужно ли анализировать конкурентное преимущества разработки?
20. Что такое венчурное финансирование?

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА:
1. Какую роль в практической деятельности коммерческой организации играет коммерциализации научной разработки?
2. Нужно ли юридически оформлять результаты научной деятельности перед коммерциализацией научной разработки?
3. От чего зависит стоимость реализации производства продукции на базе научной разработки?
4. В каком виде должен быть результат научной разработки для ее коммерциализации?
5. Как подбирается целевая аудитория для коммерциализации научной разработки?
6. Как распределяется прибыль от коммерциализации научной разработки по годам?
7. Какими умениями и навыками должны обладать сотрудники организации, занимающиеся коммерциализацией научной разработки?
8. Как выполнить анализ конкурентоспособности продукта на рынке?
9. Какие варианты поиска инвесторов для коммерциализации научной разработки могут быть
10. Обязательно ли конкурентное преимущество для коммерциализации научной разработки?
11. Как практически реализуется продвижение продукта на рынок?
12. Что такое логотип коммерческой организации? Нужно ли его защищать?
13. Что такое эмблема? Как она влияет на практическую деятельность коммерческой организации?
14. Нужен ли для повышения эффективности коммерческой деятельности регистрировать товарный знак?
15. Как влияет вид соавторства (делимое, неделимое) на коммерциализацию научной разработки?
16. Влияет ли количество соавторов на эффективности практического использования коммерческой тайны в организации?
17. Что может быть коммерческой тайной в организации?
18. Какие объекты интеллектуальной собственности чаще всего имеют место в коммерческой организации?
19. Какие последствия имеют место для коммерческой организации, если она использует чужую интеллектуальную собственность?
20. Зачем нужны патенты в практической деятельности коммерческой организации?
21. Как коммерческая организация может бороться с несанкционированным использованием интеллектуальной собственности?
22. Какие действия должна выполнить коммерческая организация для создания брэнда?
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. К. Жарова, С. В. Мальцева ; под общ. ред. С. В. Мальцевой Защита интеллектуальной собственности : учебник для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018//ЭБС Юрайт biblio-online.ru
Л1.2 Минакова Н.Н. Основы коммерциализации научных разработок: , portal.edu.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Щербак Н.В. АВТОРСКОЕ ПРАВО. : Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М: Издательство Юрайт, 2018\\ЭБС www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс на Moodle "Основы коммерциализации научных исследований" portal.edu.asu.ru
Э2 Национальная электронная библиотека. www.nns.ru/
Э3 Российская государственная библиотека. www.rsl.ru/
Э4 Образовательный сайт www.intuit.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по подготовке к лекционным занятиям (теоретический курс):
Перед очередной лекцией необходимо бегло ознакомиться с содержанием очередной лекции по основным источникам литературы в соответствии с рабочей программой дисциплины.
Часть лекционного материала представлена в виде презентаций, ссылок на Интернет-источники. Материалы распределены по разделам курса.

Рекомендации по подготовке к практическим работам:
- необходимо проработать теоретический материал, соответствующий теме работы.
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении.
- при ответе на вопросы, поставленные для самостоятельной проработки, необходимо его увязывать их с вопросами защиты информации в коммерческой организации.

Рекомендации по подготовке к самостоятельной работе:
- выполнять в установленные сроки все плановые задания, выдаваемые преподавателем, выяснять на консультациях неясные вопросы.
= прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы курса, все неясные моменты фиксировать и выносить на плановую консультацию.