МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в численные методы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра дифференциальных уравнений
Направление подготовки01.03.02. Прикладная математика и информатика
ПрофильМатематическое и компьютерное моделирование в природных и индустриальных системах
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план01_03_02_Прикладная математика и информатика_МКМПиИС-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 88
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 36 36 36 36
Сам. работа 88 88 88 88
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.ф.-м.н, Профессор, Гончарова Ольга Николаевна;Препод., Вирц Рудольф Александрович

Рецензент(ы):
д.ф.-м.н., профессор, Родионов Евгений Дмитриевич

Рабочая программа дисциплины
Введение в численные методы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 01.03.02 Прикладная математика и информатика (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 9)

составлена на основании учебного плана:
01.03.02 Прикладная математика и информатика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра дифференциальных уравнений

Протокол от 30.06.2023 г. № 7
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.-м.н. Папин А.А., профессор кафедры дифференциальных уравнений


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра дифференциальных уравнений

Протокол от 30.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой д.ф.-м.н. Папин А.А., профессор кафедры дифференциальных уравнений


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью преподавания дисциплины «Введение в
численные методы» является:
- обучение студентов основным (базовым) численным методам решения
классических задач алгебры, математического анализа и математической
физики;
- формирование навыков и умений, необходимых при постановке задач
вычислительной математики, построении и выборе эффективных
алгоритмов, программировании методов, использовании стандартных
математических пакетов для расчетов, анализе и интерпретации результатов
вычислений;
- изучение математических моделей, алгоритмов, методов, программного
обеспечения, инструментальных средств, необходимых для решения
классических задач;
- углубление математического образования, развитие системного восприятия
дисциплин, предусмотренных учебным планом для данного направления;
- подготовка студентов к дальнейшему самообразованию и применению
полученных знаний в научно-исследовательской деятельности в областях,
использующих математические методы и компьютерные технологии, при
решении задач естествознания, техники, управления и экономики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен применять математические методы и математическое моделирование, информационные и имитационные модели по тематике выполняемых научно-исследовательских прикладных задач или опытно-конструкторских работ в сфере профессиональной деятельности
ПК-2.1 Ориентируется в современных методах исследования и способен модифицировать и разрабатывать новые для решения прикладных задач анализа в сфере профессиональной деятельности
ПК-2.2 Имеет навыки рационального выбора и применения методов исследования, соответствующих области математического моделирования в сфере профессиональной деятельности
ПК-2.3 Способен применять методы исследования при решении задач в области проектирования комплексов программ в сфере науки, техники и технологии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные понятия и идеи
вычислительной математики, основные
методики постановки и проведения
вычислительного эксперимента, основные
методы численного решения классических
задач линейной алгебры, аппроксимации
функций, численного дифференцирования и
интегрирования. Знает место и роль
численных методов в решении
естественнонаучных и практических задач.
3.2.Уметь:
3.2.1.Применять основные алгоритмы и
методы вычислений при решении задач
вычислительной математики,; применять
функционально-логическую методологию
вычислительной математики к системному
анализу взаимосвязей процессов,
построению и исследованию
математических моделей. Умеет оценивать
возникающую вычислительную
погрешность и доказывать основные
теоремы теории численных методов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Инструментарием для решения
задач в области вычислительной
математики, навыками построения
эффективных численных алгоритмов
с использованием изученных языков
программирования, сравнения методов
применительно к конкретным задачам по
точности и скорости. Владеет навыками
интерпретировать и использовать
полученные знания при проведении
научных и прикладных исследований.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение, элементы теории погрешностей. Численные методы линейной и нелинейной алгебры
1.1. Математическое моделирование и вычислительный эксперимент. Роль компьютерно-ориентированных численных методов в исследовании сложных математических моделей. Лекции 4 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.2. Классификация погрешностей. Абсолютная и относительная погрешности. Прямая и обратная задача теории погрешностей. Неустойчивые алгоритмы. Задачи вычислительной алгебры. Прямые и обратные методы. Лабораторные 4 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.3. Метод Гаусса решения систем линейных алгебраических уравнений (СЛАУ). Модификации метода. Условия применимости. Лекции 4 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.4. Вычисление определителя и обратной матрицы. Метод квадратного корня. Векторные и мат-ричные нормы. Согласованность норм. Обусловленность СЛАУ Лабораторные 4 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.5. Итерационные методы, их классификация. Методы Якоби, Зейделя, простой итерации и верх-ней релаксации. Каноническая форма одношаговых итерационных методов. Исследование сходимости итерационных методов. Необходимое и достаточное условие сходимости стацио-нарного итерационного метода. Оценка скорости сходимости. Лекции 4 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.6. Явный итерационный метод с чебышевским набором параметров. Теорема о выборе оптималь-ного набора параметров. Лабораторные 4 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.7. Итерационные методы вариационного типа. Методы минимальных невязок, минимальных по-правок, скорейшего спуска. Лабораторные 4 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.8. Разбор пройденных лекций и решение задач Сам. работа 4 20
Раздел 2. Аппроксимация функций. Решение нелинейных уравнений. Численное дифференцирование и интегрирование.
2.1. Задача интерполирования. Существование и единственность обобщенного интерполя-ционного многочлена. Интерполирование алгебраическими многочленами. Интерполяцион-ные полиномы Лаг-ранжа и Ньютона. Оценка погрешности интерполяции. Лекции 4 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
2.2. Многочлены Чебышева. Оптимальный выбор узлов интерполирования. Явный итерационный метод с чебышеским набором параметров. Сходимость интерполяционного процесса. Лабораторные 4 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
2.3. Интерполирование с кратными узлами. Многочлены Эрмита. Интерполирование сплайнами. Существование и единственность кубического сплайна. Построение кубического сплайна. Лекции 4 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
2.4. Интерполирование тригонометрическими многочленами и приближение рациональными функциями. Приближение функций в нормированном пространстве. Лабораторные 4 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
2.5. Задача численного дифференцирования. Простейшие операторы конечных разностей. Некорректность процедуры численного дифференцирования. Оценка погрешности. Лекции 4 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
2.6. Задача численного интегрирования. Составные квадратурные формулы. Квадратурные формулы интерполяционного типа на примере формул прямоугольников, трапеций и Симпсона. Погрешность. Апостериорная оценка погрешности по Рунге. Метод экстраполяции Ричардсона для повышения точности квадратурных формул. Лабораторные 4 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
2.7. Численное решение нелинейных уравнений. Выделение корней. Метод бисекции. Метод простой итерации. Теорема о сходимости метода простой итерации. Метод Эйткена ускорения сходимости. Лекции 4 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
2.8. Метод Ньютона, его модификации. Случаи простых и кратных корней. Условия сходимости. Метод секущих. Методы решения систем нелинейных уравнений. Теорема о неподвижной точке Лабораторные 4 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
2.9. Разбор пройденных лекций и решение задач Сам. работа 4 30
Раздел 3. Численные методы решения задач для обыкновенных дифференциальных уравнений.
3.1. Методы решения задачи Коши. Метод Эйлера, схема с весами, методы типа предиктор- корректор. Лабораторные 4 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
3.2. Семейства методов Рунге-Кутты 2-го, 3-го, 4-го порядков точности. Построение методов заданного порядка точности. Лабораторные 4 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
3.3. Численное решение задачи Коши с автоматическим выбором шага. Многошаговые разностные методы. Методы Адамса. Погрешность аппроксимации и устойчивость разностных методов. Лабораторные 4 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
3.4. Численное интегрирование жестких систем Сам. работа 4 2
3.5. Разбор пройденных лекций и решение задач. Подготовка к зачету Сам. работа 4 36 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в
онлайн курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11787

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1 (изменить на КОД нужной компетенции ) Способен
применять естественнонаучные и общеинженерные знания, методы математического анализа и моделирования,
теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности – поставить Формулировку
нужной компетенции
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА – https://disk.yandex.ru/i/UX46OOiU8giVjQ
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА – https://disk.yandex.ru/i/eKapbqIr5dXkxQ

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Максимальная сумма баллов за ИПЗ – 15
балла. Оценивание КИМ в целом: «отлично» – верно выполнено 93-100% заданий (14-15 баллов); «хорошо» –
верно выполнено 74-93% заданий (11-13 баллов); «удовлетворительно» – верно выполнено 51- 73% заданий (8-10
баллов); «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее заданий (0-7 баллов).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Практическое (индивидуальное) задание ПЗ «Введение в численные методы» (15 заданий по образцу–
https://disk.yandex.ru/i/eKapbqIr5dXkxQ)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему
изученному за семестр материалу. Требование к зачету: выполнение практического
(индивидуального) задания на зачетное количество баллов, отсутствие пропусков без
уважительной причины и работа в аудитории, устный ответ два вопроса из Перечня вопросов.
Минимальная цена зачета – 20 баллов.
См. https://disk.yandex.ru/i/4wMAoOVFcBj7cA

Перечень вопросов для промежуточной аттестации в 4 семестре.
Элементы теории погрешностей. Численные методы линейной и нелинейной алгебры
1-1. Классификация погрешностей. Абсолютная и относительная погрешности. Прямая и
обратная задача теории погрешностей. Неустойчивые алгоритмы.
1-2. Задачи вычислительной алгебры. Прямые и обратные методы.
1-3. Метод Гаусса решения систем линейных алгебраических уравнений (СЛАУ).
Модификации метода.
1-4. Вычисление определителя и обратной матрицы. Метод квадратного корня. Векторные и
матричные нормы. Согласованность норм. Обусловленность СЛАУ.
1-5. Итерационные методы, их классификация. Методы Якоби, Зейделя, простой итерации и
верхней релаксации. Каноническая форма одношаговых итерационных методов.
1-6. Исследование сходимости итерационных методов. Необходимое и достаточное условие
сходимости стационарного итерационного метода. Оценка скорости сходимости.
1-7. Явный итерационный метод с чебышевским набором параметров. Теорема о выборе
оптимального набора параметров.
1-8. Итерационные методы вариационного типа. Методы минимальных невязок, минимальных
поправок, скорейшего спуска.
Аппроксимация функций. Решение нелинейных уравнений. Численное дифференцирование и
интегрирование.
2-1. Задача интерполирования. Существование и единственность обобщенного
интерполяционного многочлена. Интерполирование алгебраическими многочленами.
Интерполяционные полиномы Лагранжа и Ньютона. Оценка погрешности интерполяции.
2-2. Многочлены Чебышева. Оптимальный выбор узлов интерполирования. Явный
итерационный метод с чебышеским набором параметров. Сходимость интерполяционного
процесса.
2-3. Интерполирование с кратными узлами. Многочлены Эрмита. Интерполирование

сплайнами. Существование и единственность кубического сплайна. Построение кубического
сплайна.
2-4. Интерполирование тригонометрическими многочленами и приближение рациональными
функциями. Приближение функций в нормированном пространстве.
2-5. Задача численного дифференцирования. Простейшие операторы конечных разностей.
Некорректность процедуры численного дифференцирования. Оценка погрешности.
2-6. Задача численного интегрирования. Составные квадратурные формулы. Квадратурные
формулы интерполяционного типа на примере формул прямоугольников, трапеций и Симпсона.
Погрешность. Апостериорная оценка погрешности по Рунге. Метод экстраполяции Ричардсона
для повышения точности квадратурных формул.
2-7. Численное решение нелинейных уравнений. Выделение корней. Метод бисекции. Метод
простой итерации. Теорема о сходимости метода простой итерации. Метод Эйткена ускорения
сходимости.
2-8. Метод Ньютона, его модификации. Случаи простых и кратных корней. Условия
сходимости. Метод секущих. Методы решения систем нелинейных уравнений. Теорема о
неподвижной точке
Численные методы решения задач для обыкновенных дифференциальных уравнений.
3-1. Методы решения задачи Коши. Метод Эйлера, схема с весами, методы типа предиктор-
корректор.
3-2. Семейства методов Рунге-Кутты 2-го, 3-го, 4-го порядков точности. Построение методов
заданного порядка точности.
3-3. Численное решение задачи Коши с автоматическим выбором шага. Многошаговые
разностные методы. Методы Адамса. Погрешность аппроксимации и устойчивость разностных
методов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ (ответов на вопросы): «Отлично»: студентом дан полный, в логической
последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в
полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и
исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике
поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок. «Хорошо»: студентом дан
развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и
семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу,
дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической
речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные
практические задания с небольшими неточностями. «Удовлетворительно»: студентом дан ответ,
свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной
глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками
анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры,
недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа.
Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий. «Неудовлетворительно»:
студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов
изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов
теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не
выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах
преподавателя.
Оценивание выполнения практических заданий (4-балльная шкала или уровень освоения; Показатели (полнота
выполнения практического задания; своевременность выполнения задания; самостоятельность решения) 1.
Отлично (повышенный уровень). Критерии: Студентом задание выполнено полностью, своевременно и
самостоятельно. Составлен правильный алгоритм решения задания, в выборе формул и решении нет ошибок,
получен верный ответ. 2. Хорошо (базовый уровень). Критерии: Студентом задание выполнено почти полностью,
своевременно. Составлен правильный алгоритм решения задания, в логическом рассуждении и решении нет
существенных ошибок; правильно сделан выбор формул, допущены несущественные ошибки, при указании на
которые самостоятельно проводит правильные вычисления. 3. Удовлетворительно (пороговый уровень). Критерии:
Студентом задание решено не полностью, несвоевременно. Допущены ошибки в выборе формул и проведении

математических расчетов. Фрагмент аналогичного задания может быть выполнено самостоятельно. 4.
Неудовлетворительно (уровень не сформирован). Критерии: Студентом задание не решено.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н. С. Бахвалов, Н. П. Жидков, Г. М. Кобельков Численные методы: М. : Наука, 1987
Л1.2 В. Б. Барахнин, В. П. Шапеев Введение в численный анализ: учеб. пособие СПб. : Лань, 2005
Л1.3 Кузиков С.С. Элементы методов вычислительной математики : учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л1.4 Журавлева В.В., Кузиков С.С. Лабораторный практикум по численным методам: учебно-методическое пособие АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кузиков С.С., Хворова Л.А. Введение в численные методы: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от
08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от
22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader
(http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrob
at_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-
linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/),
(бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня
2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
13. Scilab (бессрочно)
14. Visual Studio 2022 Community Edition (бессрочно)
15. Fortran 2018
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных "Scopus": http://www.scopus.com;
Электронно-библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru;
Научная электронная библиотека elibrary: http://elibrary.ru;

Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online»: www.biblioclub.ru;
Свободная энциклопедия «Википедия»: http://ru.wikipedia.org
Единый образовательный портал http://portal.edu.asu.ru/course/index.php?categoryid=96

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
411Л лаборатория математического моделирования и компьютерных технологий
207Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
203Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка ASUS модель i5-6500 - 14 единиц
202Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка HP - 14 единиц; мониторы: марка ASUS модель VS197DE - 14 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю
знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы,
правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании
лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно
приступить к освоению нового содержания
Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Самостоятельную подготовку к занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы.
Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать
и вести свой словарь терминов.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к
Internet ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически
«скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их
однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать -
специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках.
Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-
библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и
выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Если к занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения
при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по
самостоятельному изучению темы.
Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на занятиях, часть вопросов рекомендуется
преподавателем для самостоятельного изучения. - Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для
самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические
знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и
оценочные компетенции.
Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у преподавателя.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите
существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на занятии, изучите их самостоятельно