МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в математическое моделирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра дифференциальных уравнений
Направление подготовки01.03.02. Прикладная математика и информатика
ПрофильМатематическое и компьютерное моделирование в природных и индустриальных системах
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план01_03_02_Прикладная математика и информатика_МКМПиИС-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.-м.н., Доцент, Токарева М.А.

Рецензент(ы):
д.ф.-м.н., Профессор, Родионов Е.Д.

Рабочая программа дисциплины
Введение в математическое моделирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 01.03.02 Прикладная математика и информатика (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 9)

составлена на основании учебного плана:
01.03.02 Прикладная математика и информатика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра дифференциальных уравнений

Протокол от 30.06.2023 г. № 7
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Папин Александр Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра дифференциальных уравнений

Протокол от 30.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой Папин Александр Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является знакомство с возможностями использования обыкновенных дифференциальных уравнений при изучении реальных явлений и процессов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять фундаментальные знания, полученные в области математических и (или) естественных наук, и использовать их в профессиональной деятельности
ОПК-1.1 Обладает навыками работы с учебной литературой по основным дисциплинам математических и (или) естественных наук
ОПК-1.2 Использует фундаментальные знания (основные понятия, факты, концепции, принципы математики, информатики, естественных наук и т.д.) для решения практических задач, связанных с прикладной математикой и информатикой
ОПК-1.3 Умеет применять на практике математических моделей и компьютерных технологий для использовать их при решении задач профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Методы качественного исследования дифференциальных уравнений
3.2.Уметь:
3.2.1.Использовать дифференциальные уравнения в процессе познания природных явлений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть приемами составления дифференциальных уравнений

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Построение дифференциальных моделей и их решений
1.1. Задача об остывании Практические 2 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Задача об остывании Сам. работа 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Стационарный тепловой поток Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Стационарный тепловой поток Сам. работа 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Закон излучения тепла Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Закон излучения тепла Сам. работа 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.7. Истечение жидкости из сосудов. Водяные часы Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.8. Истечение жидкости из сосудов. Водяные часы Сам. работа 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.9. Эффективность рекламы Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.10. Эффективность рекламы Сам. работа 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.11. Спрос и предложение Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.12. Спрос и предложение Сам. работа 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.13. Химические реакции Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.14. Химические реакции Сам. работа 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.15. Дифференциальные модели в экологии Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.16. Дифференциальные модели в экологии Сам. работа 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.17. Задача математической теории эпидемий Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.18. Задача математической теории эпидемий Сам. работа 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.19. Кривая погони Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.20. Кривая погони Сам. работа 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.21. Модели боевых действий Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.22. Модели боевых действий Сам. работа 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.23. Модель маятниковых часов Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.24. Модель маятниковых часов Сам. работа 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.25. Модель циклоидных часов Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.26. Модель циклоидных часов Сам. работа 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.27. Задача о брахистохроне Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.28. Задача о брахистохроне Сам. работа 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.29. Среднее арифметическое, среднее геометрическое и дифференциальное уравнение. Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.30. Среднее арифметическое, среднее геометрическое и дифференциальное уравнение. Сам. работа 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.31. Задача о полете тела, брошенного под углом к горизонту Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.32. Задача о полете тела, брошенного под углом к горизонту Сам. работа 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.33. Модель невесомости. Практические 2 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.34. Модель невесомости. Сам. работа 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.35. Законы Кеплера о движении планет Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.36. Законы Кеплера о движении планет Сам. работа 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.37. Задача о прогибе балок. Транспортировка леса. Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.38. Задача о прогибе балок. Транспортировка леса. Сам. работа 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Методические материалы, лекции, сборники задач, вопросы для подготовки к экзамену и перечень необходимой литературы представлен на образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/ и бесплатных онлайн библиотеках.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1
Способен применять фундаментальные знания, полученные в области математических и (или) естественных наук, и использовать их в профессиональной деятельности.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА - https://disk.yandex.ru/i/CPOq6wkRzgXlwA

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА - https://disk.yandex.ru/i/S-tBuVC3VIJluQ

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 3 баллами. Максимальная сумма баллов за ИПЗ – 30 баллов. Оценивание КИМ в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий (26-30 баллов); «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий (22-25 баллов);
«удовлетворительно» – верно выполнено 50- 69% заданий (14-21 баллов); «неудовлетворительно» – верно выполнено 49% или менее 49% заданий (0-13 баллов).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ:
1. Задача об остывании
2. Стационарный тепловой поток
3. Закон излучения тепла
4. Истечение жидкости из сосудов. Водяные часы
5. Эффективность рекламы
6. Спрос и предложение
7. Химические реакции
8. Дифференциальные модели в экологии
9. Задача математической теории эпидемий
10. Кривая погони
11. Модели боевых действий
12. Модель маятниковых часов
13. Модель циклоидных часов
14. Задача о брахистохроне
15. Среднее арифметическое, среднее геометрическое и дифференциальное уравнение.
16. Задача о полете тела, брошенного под углом к горизонту
17. Модель невесомости.
18. Законы Кеплера о движении планет
19. Задача о прогибе балок. Транспортировка леса.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
"Отлично": Студентом дан исчерпывающий и незамедлительный ответ на вопрос из списка вопросов для проверки основных знаний (без подготовки);
дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на вопрос из второй части, где он продемонстрировал достаточно глубокое осмысление дисциплины; самостоятельно, и исчерпывающе ответил на дополнительные вопросы, решил предложенные практические задания.
"Хорошо": Студентом дан правильный ответ на вопрос из списка вопросов для проверки основных знаний (без подготовки);
Студентом дан развернутый ответ на вопрос из второй части, подготовленный с использование собственного рукописного конспекта, однако допускается неточность в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
"Удовлетворитеьно": Студентом дан в правильный ответ на вопрос из списка вопросов для проверки основных знаний (без подготовки);
Студентом дан ответ на вопрос из второй части, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
"Неудовлетворитеьно": Студентом не дано правильного ответа на вопрос из первой части. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Амелькин В.В. Дифференциальные уравнения в приложениях.: М.: Наука, 1987
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Хеннер В.К., Белозерова Т.С., Хеннер М.В. Обыкновенные дифференциальные уравнения, вариационное исчисление, основы специальных функций и интегральных уравнений: Учебные пособия Издательство "Лань", 2017 e.lanbook.com
Л2.2 Литвин Д. Б. , Мелешко С. В. , Мамаев И. И. Обыкновенные дифференциальные уравнения: учебное пособие : Ставропольский государственный аграрный университет, 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета www.elibrary.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства "Лань" www.e.lanbook.com
Э3 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека Online" www.biblioclub.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для проведения практических работ: Microsoft Office Excel, Microsoft Office Word, Adobe Reader.



Microsoft Windows
7-Zip
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем


1.Единый образовательный портал
http://portal.edu.asu.ru/
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии).
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- Принимайте участие в обсуждении темы и задач на практических занятиях, так как при этом развиваются ваши навыки коммуникативного общения по предмету.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
3. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины для успешного её освоения необходимо самостоятельно прорешивать существенный объём задач, аналогичных или усложненного вида по отношению к решённым на аудиторных занятиях. К тому же не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
4. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету возьмите у преподавателя перечень вопросов .
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш теоретический ответ украсит приведение примеров, иллюстрация практического применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции по рассматриваемому вопросу.