МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методы оптимизации и оптимальное управление

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра дифференциальных уравнений
Направление подготовки01.03.02. Прикладная математика и информатика
ПрофильМатематическое и компьютерное моделирование в природных и индустриальных системах
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план01_03_02_Прикладная математика и информатика_МКМПиИС-2023
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 30 30 30 30
Практические 42 42 42 42
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
д.ф.-м.н., Зав.кафедрой, Папин А.А.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Методы оптимизации и оптимальное управление

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 01.03.02 Прикладная математика и информатика (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 9)

составлена на основании учебного плана:
01.03.02 Прикладная математика и информатика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра дифференциальных уравнений

Протокол от 30.06.2023 г. № 7
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Папин Александр Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра дифференциальных уравнений

Протокол от 30.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой Папин Александр Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель учебной дисциплины «Методы оптимизации» – изучение основ теории экстремальных задач. Получение необходимых концептуальных представлений, достаточных для понимания, оценки существующих алгоритмов решения оптимизационных задач и, если необходимо, разработки новых методов и подходов решения новых типов таких задач. Ознакомление с базовыми математическими методами и изучение алгоритмов решения задач линейного, выпуклого и нелинейного программирования, а также знакомство с современными направлениями развития методов оптимизации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен применять и модифицировать математические модели для решения задач в области профессиональной деятельности
ОПК-3.1 Обладает навыками применения современного математического аппарата для построения адекватных математических моделей реальных процессов, объектов и систем для решения задач в области своей профессиональной деятельности
ОПК-3.2 Имеет способность критически переосмысливать накопленный опыт, модифицировать при необходимости вид и характеристики разрабатываемой математической модели
ОПК-3.3 Умеет применять на практике математические модели и компьютерные технологии для решения различных задач в области своей профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Начальные сведения
1.1. Множества и функции в n-мерном пространстве Лекции 7 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л3.1
1.2. Множества и функции в n-мерном пространстве Практические 7 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
1.3. Множества и функции в n-мерном пространстве Сам. работа 7 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
1.4. Постановка задачи математического программирования. Классификация Лекции 7 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л3.1
1.5. Постановка задачи математического программирования. Классификация Практические 7 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
1.6. Постановка задачи математического программирования. Классификация Сам. работа 7 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
1.7. Сходимость в экстремальных задачах Лекции 7 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л3.1
1.8. Сходимость в экстремальных задачах Практические 7 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
1.9. Сходимость в экстремальных задачах Сам. работа 7 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
Раздел 2. Аналитические методы поиска экстремума в задачах математического программирования.
2.1. Безусловная оптимизация Лекции 7 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л3.1
2.2. Безусловная оптимизация Практические 7 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
2.3. Безусловная оптимизация Сам. работа 7 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
2.4. Задачи с ограничениями типа равенств Лекции 7 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л3.1
2.5. Задачи с ограничениями типа равенств Практические 7 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
2.6. Задачи с ограничениями типа равенств Сам. работа 7 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
2.7. Задачи с ограничениями типа равенств и неравенств Лекции 7 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л3.1
2.8. Задачи с ограничениями типа равенств и неравенств Практические 7 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
2.9. Задачи с ограничениями типа равенств и неравенств Сам. работа 7 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
2.10. Минимизация Линейной функции на выпуклом, замкнутом и ограниченном множестве. Лекции 7 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л3.1
2.11. Минимизация Линейной функции на выпуклом, замкнутом и ограниченном множестве. Практические 7 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
2.12. Минимизация Линейной функции на выпуклом, замкнутом и ограниченном множестве. Сам. работа 7 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
Раздел 3. Задачи вариационного исчисления
3.1. Простейшая задача вариационного исчисления Лекции 7 3 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л3.1
3.2. Простейшая задача вариационного исчисления Практические 7 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
3.3. Простейшая задача вариационного исчисления Сам. работа 7 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
3.4. Вариационные задачи с подвижными границами Лекции 7 3 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л3.1
3.5. Вариационные задачи с подвижными границами Практические 7 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
3.6. Вариационные задачи с подвижными границами Сам. работа 7 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
3.7. Многомерная и связанные задачи вариационного исчисления Лекции 7 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л3.1
3.8. Многомерная и связанные задачи вариационного исчисления Практические 7 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
3.9. Многомерная и связанные задачи вариационного исчисления Сам. работа 7 9 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
Раздел 4. Численные методы решения задач математического программирования
4.1. Одномерный поиск Лекции 7 3 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л3.1
4.2. Одномерный поиск Практические 7 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
4.3. Одномерный поиск Сам. работа 7 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
4.4. Минимизация на простых множествах Лекции 7 3 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л3.1
4.5. Минимизация на простых множествах Практические 7 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
4.6. Минимизация на простых множествах Сам. работа 7 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
4.7. Общая задача нелинейного программирования Лекции 7 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л3.1
4.8. Общая задача нелинейного программирования Практические 7 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
4.9. Общая задача нелинейного программирования Сам. работа 7 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Методические материалы, лекции, сборники задач, вопросы для подготовки к экзамену и перечень необходимой литературы представлен на образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/ и бесплатных онлайн библиотеках.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3:
Способен применять и модифицировать математические модели для решения задач в области профессиональной деятельности.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА - https://disk.yandex.ru/i/6fQlarVwNLXjnQ

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА - https://disk.yandex.ru/i/0D7zglhCmMQS9g

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 3 баллами. Максимальная сумма баллов за ИПЗ – 30 баллов. Оценивание КИМ в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий (26-30 баллов); «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий (22-25 баллов);
«удовлетворительно» – верно выполнено 50- 69% заданий (14-21 баллов); «неудовлетворительно» – верно выполнено 49% или менее 49% заданий (0-13 баллов).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ:
1. Множества и функции в n-мерном пространстве. Постановка задачи математического программирования. Классификация.
2. Постановка задачи математического программирования. Классификация.
3. Сходимость в экстремальных задачах.
4. Аналитические методы поиска экстремума в задачах математического программирования. Безусловная оптимизация.
5. Задачи с ограничениями типа равенств
6. Задачи с ограничениями типа равенств и неравенств
7. Минимизация Линейной функции на выпуклом, замкнутом и ограниченном множестве.
8. Задачи вариационного исчисления. Простейшая задача вариационного исчисления.
9. Вариационные задачи с подвижными границами
10. Многомерная и связанные задачи вариационного исчисления
11. Численные методы решения задач математического программирования. Одномерный поиск. Минимизация на простых множествах.
12. Общая задача нелинейного программирования.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
"Отлично": Студентом дан исчерпывающий и незамедли-тельный ответ на вопрос из списка вопросов для проверки основных знаний (без под-готовки);
дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на вопрос из второй части, где он продемонстрировал достаточно глубокое осмысление дисциплины; самостоятельно, и ис-черпывающе ответил на дополнительные вопросы, решил предложенные практические задания.
"Хорошо": Студентом дан правильный ответ на вопрос из списка вопросов для проверки основных знаний (без подготовки);
Студентом дан развернутый ответ на вопрос из второй части, подготовленный с использование собственного рукописного конспекта, однако допускается неточность в ответе. Решил пред-ложенные практические задания с небольшими неточностями.
"Удовлетворитеьно": Студентом дан в правильный ответ на вопрос из списка вопросов для проверки основных зна-ний (без подготовки);
Студентом дан ответ на вопрос из второй части, свидетельствующий в основном о знании про-цессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
"Неудовлетворитеьно": Студентом не дано правильного ответа на во-прос из первой части. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Васильев О.В., Аргучинцев А.В. Методы оптимизации в задачах и упражнениях: ФИЗМАТЛИТ, 1999
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э2 Интернет-университет информационных технологий «Интуит» www.intuit.ru
Э3 Онлайн-ресурс издательства «Лань» e.lanbook.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для проведения практических работ: Microsoft Office Excel, Microsoft Office Word, Adobe Reader.



Microsoft Windows
7-Zip
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru;
электронно-библиотечная система издательства «Лань»: www.e.lanbook.com;
электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online»: www.biblioclub.ru;
свободная энциклопедия «Википедия»: http://ru.wikipedia.org
единый образовательный портал http://portal.edu.asu.ru/course/index.php?categoryid=96

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к практическому занятию необходимо взять план занятия (у преподавателя).
- Самостоятельную подготовку к занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу, учебники.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте научные специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у преподавателя.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, практических занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, на практическом занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.