МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление земельными ресурсами и объектами недвижимости

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки21.03.02. Землеустройство и кадастры
ПрофильОценка земли и управление объектами недвижимости
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный план21_03_02_Землеустройство и кадастры_ОЗиУОН-2023
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 104
самостоятельная работа 193
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6
зачеты: 5
курсовой проект: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 15,5 16
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22 44 44
Практические 30 30 30 30 60 60
Сам. работа 128 128 65 65 193 193
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 180 180 144 144 324 324

Программу составил(и):
к.с-х.н., доцент кафедры экономической географии и картографии, Латышева О.А.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Управление земельными ресурсами и объектами недвижимости

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 978)

составлена на основании учебного плана:
21.03.02 Землеустройство и кадастры
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 08.06.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 08.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов понимания механизма функционирования системы государственного и муниципального управления земельными ресурсами, формирование значимости земельных ресурсов в развитии территории, знания структуры и особенностей земельных ресурсов как объекта исследования и управления, овладение знаниями о механизме управления земельными ресурсами, о методах исследования, мониторинга и анализа процессов управления земельными ресурсами.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен разрабатывать план реализации проекта информационной модели объектов капитального строительства для использования их в градостроительной и кадастровой деятельности
ПК-3.1
ПК-3.2
ПК-3.3
ПК-3.4
ПК-5Способен планировать виды инженерно-геодезических изысканий для градостроительной, кадастровой, землеустроительной деятельности и разрабатывать программу их выполнения
ПК-5.1 Нормативно-правовые акты, методические и локальные нормативные акты, регламентирующие выполнение инженерно-геодезических изысканий
ПК-5.2 Умеет планировать и организовывать выполнение конкретного вида инженерно-геодезических работ в соответствии с правилами
ПК-5.3 Владеет навыками поиска и анализа информации, хранящейся в банках геопространственных данных
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы действия и устройство приборов и инструментов для инженерно-геодезических изысканий и метрологическое обеспечение геодезических приборов и инструментов, методы и технологии камеральной обработки результатов инженерно-геодезических изысканий, требования нормативно-правовых актов к содержанию отчетов о выполненных инженерно-геодезических и кадастровых работах
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать все типы геодезического оборудования, приборы, предназначенными для выполнения инженерно-геодезических изысканий, анализировать и систематизировать результаты полевых работ, составлять краткую физико-географическую характеристику и топографо-геодезическую изученность района работ
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками использования цифровых средств и технологий для просмотра, анализа и редактирования цифровых моделей местности и их структурных элементов, навыками оформления инженерно-геодезических и кадастровых данных для составления текстовых и графических приложений технических отчетов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные теоретические положения систем управления.
1.1. Основные понятия системы управления. Законы, принципы, функции и цели систем управления. Классификация методов и видов управления. Лекции 5 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1
1.2. Теоретические основы систем управления. Система и ее свойства. Структура системы управления. Классификация структур управления. Законы управления. Функции системы управления и связывающие процессы. Классификация методов управления. Практические 5 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1
1.3. Основные теоретические положения систем управления. Сам. работа 5 8 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1
Раздел 2. Теоретические основы управления земельными ресурсами.
2.1. Основные понятия системы управления земельными ресурсами. Понятие системы УЗР. Составные части системы УЗР. Функции УЗР. Объекты и субъекты УЗР. Понятие землевладения и землепользования. Виды УЗР. Практические 5 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1
2.2. Теоретические основы управления земельными ресурсами. Сам. работа 5 10 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1
Раздел 3. Земельные ресурсы как объект управления.
3.1. Земельные ресурсы как объект управления. Понятие земельного фонда и категории земель его формирующие. Специфика земель сельскохозяйственного назначения. Специфика земель населенных пунктов. Специфика земель особо охраняемых природных территорий и объектов. Специфика земель промышленности, транспорта и иного специального назначения. Специфика земель водного фонда. Специфика земель лесного фонда. Специфика земель запаса. Понятие земельных угодий. Их виды. Практические 5 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1
3.2. Земельные ресурсы как объект управления. Сам. работа 5 11 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1
Раздел 4. Организационно-правовой механизм управления земельными ресурсами.
4.1. Нормативно-правое регулирование системы УЗР. Земельный кодекс РФ. Лесной кодекс РФ. Водный кодекс РФ. ФЗ «О землеустройстве». ФЗ «О государственной регистрации недвижимости. Нормативно-правовые акты Алтайского края в области УЗР. Практические 5 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1
4.2. Организационно-правовой механизм управления земельными ресурсами. Сам. работа 5 11 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1
Раздел 5. Экономический механизм управления земельными ресурсами.
5.1. Экономические регуляторы системы УЗР. Основные формы платы за землю. Формирование рыночного оборота земли. Лекции 5 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1
5.2. Расчет основных платежей за землю. Земельный налог. Арендная плата. Плата за право аренды. Компенсационные платежи при изъятии земель. Штрафные платежи за экологический ущерб. Практические 5 3 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1
5.3. Экономический механизм управления земельными ресурсами. Сам. работа 5 11 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1
Раздел 6. Система методов управления земельными ресурсами в РФ.
6.1. Понятие о методах управления. Методы УЗР. Классификация методов УЗР. Лекции 5 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1
6.2. Система методов управления земельными ресурсами в РФ. Сам. работа 5 11 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1
Раздел 7. Мониторинг земель.
7.1. Понятие государственного мониторинга земель как информационной системы для принятия решений по УЗР. Основные подсистемы мониторинга земель: правового режима, использования земель, качества земель. Использование данных мониторинга при УЗР. Государственное регулирование мониторинга. Федеральные, региональные и муниципальные программы и мероприятия мониторинга земель. Лекции 5 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1
7.2. Сбор, обработка и хранение информации о земельных ресурсах. Сбор информации о состоянии земель, о использовании земель. Обработка информации о земельных ресурсах. Хранение информации о земельных ресурсах. Практические 5 3 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1
7.3. Мониторинг земель. Сам. работа 5 13 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1
Раздел 8. Землеустройство.
8.1. Понятие землеустройства. Землеустройство в системе УЗР. Система землеустройства в РФ: период 90-х годов (трансформация из советской системы землеустройства), 2000-е годы (формирование современной системы землеустройства). Основные направления государственного регулирования проведения землеустройства в РФ. Совершенствование институциальной системы государственного управления земельными ресурсами и землеустройством. Установление порядка проведения землеустройства, состава, видов и содержания землеустроительных работ. Документы, получаемые в результате землеустройства и их использование при УЗР. Организация и проведение государственного землеустройства. Совершенствование нормативно-правового регулирования отношений в сфере землеустройства.Государственное управление землеустройством.Контроль за проведением землеустройства и осуществлением землеустроительных мероприятий. Лекции 5 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1
8.2. Система землеустройства. Система землеустройства РФ в период 90-х годов XX века. Формирование современной системы землеустройства. Практические 5 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1
8.3. Землеустройство. Сам. работа 5 13 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1
Раздел 9. Государственный кадастр недвижимости и система государственной регистрации прав.
9.1. Понятие ГКН. ГКН как составная часть системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Составные части ГКН. Цель ведения ГКН в системе УЗР. Сведения ГКН, используемые при УЗР. Кадастровые сведения. Кадастровые инженеры. Документы ГКН, содержащие сведения для УЗР. Информационное взаимодействие в системе ведения ГКН. Лекции 5 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1
9.2. Состав сведений ГКН, необходимых для УЗР и порядок их создания. Состав сведений ГКН об объекте недвижимости. Состав сведений ГКН о прохождении Государственной границы РФ, о границах между субъектами РФ, о границах муниципальных образований, о границах населенных пунктов. Состав сведений ГКН о проекте межевания территорий. Состав сведений ГКН о кадастровом делении. Состав сведений ГКН о поверхностных водных объектах. Состав сведений ГКН о картографической и геодезической основе кадастра. Порядок подготовки сведений для внесения в ГКН. Практические 5 3 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1
9.3. Государственный кадастр недвижимости и система государственной регистрации прав. Сам. работа 5 13 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1
Раздел 10. Государственный земельный надзор.
10.1. Государственный контроль за использованием и охраной земель как функция управления. Виды надзора (контроля). Государственный земельный надзор за землями различных категорий. Органы, ответственные за проведение надзора. Государственные земельные инспекторы. Муниципальный земельный контроль. Лекции 5 3 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1
10.2. Основные понятия системы контроля (надзора) за использованием земель. Основания для проведения контроля (надзора) за использованием земель. Виды правонарушений. Органы, ответственные за проведение контроля (надзора) за использованием земель. Понятие проверок использования земель. Виды проверок. Практические 5 3 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1
10.3. Государственный земельный надзор. Виды правонарушений, на предотвращение которых направлены действия по государственному земельному надзору. Виды дисциплинарных взысканий. Виды правонарушений в области использования земель. Практические 5 3 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1
10.4. Муниципальный земельный контроль. Органы муниципального земельного контроля и их полномочия. Порядок проведения муниципального земельного контроля. Порядок применения наказаний по результатам муниципального земельного контроля. Практические 5 3 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1
10.5. Порядок расчета штрафов за нарушение земельного законодательства. Практические 5 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1
10.6. Государственный земельный надзор. Сам. работа 5 13 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1
Раздел 11. Реализация функций управления земельными ресурсами.
11.1. Управление как процесс, состоящий из функций. Функции управления: прогнозирование, планирование, организация, мотивация, координация, контроль. Связывающие процессы: коммуникация (обмен информацией, принятие решений. Лекции 5 3 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1
11.2. Реализация функций управления земельными ресурсами. Сам. работа 5 14 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1
Раздел 12. Прогнозирование использования земельных ресурсов.
12.1. Понятие прогнозирования. Классификация прогнозов. Задачи и принципы прогнозирования использования земельных ресурсов. Прогнозирование в условиях многообразия форм собственности на землю. Методы прогнозирования. Организация разработки прогнозов использования земельных ресурсов. Процесс прогнозирования. Лекции 6 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1
12.2. Методы землеустроительных прогнозов использования земель сельскохозяйственного назначения региона. Методы землеустроительных прогнозов использования земель сельскохозяйственного назначения региона. Классификация методов прогнозирования. Методы экстраполяции. Методы экспертных оценок. Методы моделирования. Практические 6 3 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1
12.3. Задачи, содержание принципы разработки долгосрочных прогнозов использования земель. Прогнозирование потребности в землях для сельскохозяйственных и несельскохозяйственных нужд. Зарубежный опыт прогнозирования использования земельных ресурсов. Лекции 6 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1
12.4. Прогнозирование использования земельных ресурсов. Сам. работа 6 7 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1
Раздел 13. Планирование использования земельных ресурсов.
13.1. Понятие планирования. Задачи планирования использования земельных ресурсов. Функции планирования использования земельных ресурсов. Методы и приемы планирования использования земельных ресурсов. Документы планирования использования земель. Лекции 6 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1
13.2. Анализ использования земельных ресурсов в целях перспективного планирования. Анализ состава, размера и структуры земельных угодий, интенсивности и эффективность использования земель сельскохозяйственного назначения. Анализ экономической эффективности возделывания основных товарных и кормовых культур, экономическая оценка структуры посевных площадей. Практические 6 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1
13.3. Планирование использования земельных ресурсов. Сам. работа 6 11 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1
Раздел 14. Организация использования земельных ресурсов.
14.1. Организация использования земель. Понятие рационального использования. Критерии рациональности использования земель. Система землеустроительного обеспечения организации рационального использования земельных ресурсов: разработка прогнозов и программ использования и охраны земель; схем использования и охраны земельных ресурсов и схем землеустройства на различных уровнях; проектов территориального землеустройства; проектов внутрихозяйственного землеустройства; рабочих проектов на отдельные участки и мероприятия. Лекции 6 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1
14.2. Программы использования и охраны земель. Основание для разработки программы. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами. Мероприятия программы. Контроль за исполнением программы. Практические 6 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1
14.3. Организация использования земельных ресурсов. Сам. работа 6 16 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1
Раздел 15. Координация, мотивация и контроль использования земельных ресурсов.
15.1. Взаимодействие органов, ответственных за организацию рационального использования земель, координация их деятельности. Мотивация субъектов к организации рационального использования земель. Способы мотивации. Развитие государственной системы наблюдений и контроля за использованием и охраной земель в России. Система органов государственного контроля за использованиемземель и их охраной. Лекции 6 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1
15.2. Стимулирование землепользователей к организации рационального использования земельных ресурсов. Правовые методы стимулирования использования земельных ресурсов (права и обязанности землепользователей, порядок изъятия земель). Экономические методы стимулирования. Практические 6 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1
15.3. Координация, мотивация и контроль использования земельных ресурсов. Сам. работа 6 16 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1
Раздел 16. Принятие управленческих решений и их информационное обеспечение.
16.1. Характеристика и значение информации для УЗР. Характеристика информации. Понятие информационного обеспечения системы УЗР. Понятие управленческого решения. Способы принятия управленческих решений. Порядок принятия управленческого решения при УЗР. Лекции 6 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1
16.2. Основные этапы принятия решения по УЗР1. Постановка задачи, поиск информации, определение объекта управления и связанных с ним структур. Определение круга пользователей и определение запросов землепользователей. Накопление, систематизация и анализ данных об объекте управления. Расчет возможной эффективности. Осуществление пилот-проекта. Расчет фактической эффективности или ее моделирование, выбор варианта и принятие управленческого решения. Практические 6 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1
16.3. Принятие управленческих решений и их информационное обеспечение. Сам. работа 6 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1
Раздел 17. Концепция управления земельными ресурсами РФ.
17.1. Концепция УЗР в РФ. Цель и задачи Генеральной схемы землеустройства РФ, принципы ее составления и обоснования. Составные части Генеральной схемы землеустройства РФ. Порядок оформления, экспертизы, согласования и утверждения Генеральной схемы землеустройства РФ. Лекции 6 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1
17.2. Проект «Концепции управления земельными ресурсами и землеустройства сельских территорий Российской Федерации» от 29 марта 2013 года. Характеристика проблемной ситуации. Прогноз развития проблемной ситуации в области использования земель и их охраны. Система рекомендуемых мероприятий. Ожидаемые результаты реализации мероприятий. Практические 6 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1
17.3. Концепция управления земельными ресурсами РФ. Сам. работа 6 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1
Раздел 18. Управление земельными ресурсами на уровне субъекта РФ.
18.1. Понятие субъекта РФ. Земельный фонд субъекта РФ. Уровни УЗР в субъекте РФ. Организационная структура УЗР в соответствии с принадлежностью органов к уровню управления (федеральные, региональные, местные). Распределение полномочий по УЗР между органами различных уровней. Документы, используемые при УЗР на уровне региона (схема землеустройства субъекта РФ, схема территориального планирования субъекта РФ). Особенности управления землями различных категорий субъекта РФ. Лекции 6 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1
18.2. Земельный фонд Алтайского края. Общая характеристика земельного фонда края. Распределение земель края по категориям, угодьям. Распределение земель края по формам собственности. Качественная характеристика земель края. Практические 6 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1
18.3. Управление земельными ресурсами на уровне субъекта РФ. Сам. работа 6 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1
Раздел 19. Управление земельными ресурсами на уровне муниципального образования.
19.1. Понятие муниципального образования. Типы муниципальных образований. Территория муниципального образования. Органы УЗР в муниципальном образовании. Мероприятия по УЗР в муниципальном образовании. Документальное обеспечение системы УЗР на уровне муниципалитета. Лекции 6 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1
19.2. Управление земельными ресурсами в муниципальном районе. Муниципальные органы УЗР. Порядок распоряжения муниципальными землями. Организация торгов по продаже в аренду или собственность земельных участков. Практические 6 3 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1
19.3. Управление земельными ресурсами на уровне муниципального образования. Сам. работа 6 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1
Раздел 20. Особенности управления земельными ресурсами в городах и городских агломерациях.
20.1. Земельные ресурсы городов как объект управления. Понятие городского округа. Граница города. Граница городского округа. Особенности использования земли для различных сфер жизнедеятельности (социальная, жилая, промышленная). Разрешенное использование. Генеральный план. Градостроительное зонирование. Правила землепользования и застройки. основные мероприятия системы управления земельными ресурсами в городе. Понятие городской агломерации. Использование земель в агломерациях (лекция) Лекции 6 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1
20.2. Управление земельными ресурсами в городах Алтайского края. Муниципальные органы УЗР. Порядок распоряжения муниципальными землями. Организация торгов по продаже в аренду или собственность земельных участков. Практические 6 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1
20.3. Управление земельными ресурсами в Барнаульской агломерации. Общая организация использования земель в агломерации. Развитие жилой функции на территории агломерации. Развитие промышленной функции на территории агломерации. Развитие территорий инженерной и транспортной инфраструктуры. Практические 6 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1
20.4. Особенности управления земельными ресурсами в городах и городских агломерациях. Сам. работа 6 7 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1
Раздел 21. Определение эффективности системы управления земельными ресурсами в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.
21.1. Понятие эффекта и эффективности системы УЗР. Виды эффективности УЗР. Факторы, влияющие на эффективность управленческого решения. Критерии эффективности системы УЗР. Показатели эффективности системы УЗР. Методика определения эффективности системы УЗР. Определение доли участия системы УЗР в поступлении платежей за землю. Лекции 6 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1
21.2. Критерии и виды эффективности УЗР. Виды эффективности УЗР. Уровни эффективности УЗР. Классификация критериев эффективности системы УЗР. Практические 6 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1
Раздел 22. Управление земельными ресурсами в зарубежных странах.
22.1. Управление земельными ресурсами в странах Западной Европы. Германия. Великобритания. Франция. Практические 6 3 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1
22.2. Управление земельными ресурсами в странах Восточной Европы. Венгрия. Болгария. Эстония, Литва. Практические 6 3 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1
22.3. Подготовка к экзамену. Экзамен 6 27 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Занятие №1.
Что такое система и каковы ее основные свойства? Что такое внешняя среда системы? Какие структуры системы управления вы знаете? Перечислите и раскройте содержание основных законов систем управления. Перечислите и раскройте содержание основных принципов систем управления. Какие функции систем управления вы знаете? Назовите основные методы управления. Какие виды управления вы знаете?

Занятие №2.
Какие аспекты управления земельными ресурсами с учетом взаимодействия общество-природа являются наиболее важными? Что является объектом, предметом и субъектом УЗР? Какие есть виды УЗР? Какие основные задачи государственного управления земельными ресурсами вы знаете? Какие функции УЗР вы знаете? Какие основные методы реализации управленческих решений используют? Перечислите общие и частные принципы УЗР. Какие могут быть тапы принятия управленческого решения?

Занятие №3.
Дайте понятие земельных ресурсов как объекта управления. Какие тенденции сложились в распределении земельного фонда страны по категориям земель? Какова классификация видов угодий? Какова динамика распределения земельного фонда страны по угодьям? Какие негативные процессы формируют качественное состояние земель? Охарактеризуйте тенденции и динамику распределения земель по различным формам прав на землю.

Занятие №4.
Для чего формируют организационную структуру и механизм функционирования системы управления земельными ресурсами? Перечислите организационно-структурные блоки системы управления. Какими свойствами обладают организационные системы управления? Какие существуют виды (формы) управления? Сформулируйте уровни компетенции в области управления земельными ресурсами: органов законодательной власти федерального уровня; органов исполнительной власти федерального уровня; органов законодательной власти субъектов Федерации; органов исполнительной власти субъектов Федерации; органов местного самоуправления; федеральных органов специальной компетенции. Какая классификация источников права существует в области управления земельными ресурсами?

Занятие №5.
Какие имеются экономические регуляторы управления земельными ресурсами? Какие в соответствии с законодательством формы платы за землю вы знаете? Как определяют арендную плату за землю?

Занятие №6.
Какие основные методы применяют при УЗР? Как классифицируют методы УЗР?

Занятие №7.
Каковы основные задачи мониторинга земель в области формирования системы УЗР? Как используют информацию мониторинга земель при управлении земельными ресурсами?

Занятие №8.
Каковы основные цели землеустройства области УЗР? Какие виды землеустроительной документации используют при управлении земельными ресурсами? В чем заключается значение землеустройства для формирования системы УЗР?

Занятие №9.
Каковы основные цели ведения государственного кадастра недвижимости в области УЗР? В чем заключается значение ГКН для формирования системы УЗР?

Занятие №10.
Какие федеральные органы исполнительной власти осуществляют земельный надзор? В чем значение земельного надзора при формировании системы УЗР?

Занятие №11.
В чем сущность управления как процесс, состоящего из функций? Перечислите основные функции управления. Какие связывающие процессы бывают?

Занятие №12.
Дайте понятие прогнозирования. Как классифицируют прогнозы? Перечислите задачи и принципы прогнозирования использования земельных ресурсов. В чем особенности прогнозирования в условиях многообразия форм собственности на землю? Какие методы прогнозирования используют? Как построен процесс прогнозирования? Перечислите задачи, содержание принципы разработки долгосрочных прогнозов использования земель.

Занятие №13.
Понятие планирования. Назовите задачи планирования использования земельных ресурсов. В чем состоят функции планирования использования земельных ресурсов? Какие методы и приемы планирования использования земельных ресурсов существуют? Какие документы планирования использования земель вы знаете?

Занятие №14.
Как происходит организация использования земель? Что такое рациональное использование? Назовите критерии рациональности использования земель. Из каких частей состоит система землеустроительного обеспечения организации рационального использования земельных ресурсов?

Занятие №15.
Как происходит взаимодействие органов, ответственных за организацию рационального использования земель? Как мотивируют субъектов к организации рационального использования земель? Какие способы мотивации существуют? Как происходило развитие государственной системы наблюдений и контроля за использованием и охраной земель в России? Опишите систему органов государственного контроля за использованием земель и их охраной.

Занятие №16.
Характеристика и значение информации для УЗР. Что такое информационное обеспечение системы УЗР? Что такое управленческое решение? Какие способы принятия управленческих решений бывают? Опишите порядок принятия управленческого решения при УЗР.

Занятие №17.
Что такое Концепция УЗР в РФ? Каковы цель и задачи Генеральной схемы землеустройства РФ, принципы ее составления и обоснования? Перечислите составные части Генеральной схемы землеустройства РФ. Каков порядок оформления, экспертизы, согласования и утверждения Генеральной схемы землеустройства РФ?

Занятие №18.
Каковы цели и задачи УЗР субъектов РФ? Что является предметом, объектом и субъектом УЗР субъектов РФ? Дайте основные характеристики земельным ресурсам, находящимся в собственности субъектов РФ. Какие государственные органы субъектов РФ принимают участие в системе УЗР региона? Перечислите основные задачи государственных органов субъекта РФ в области УЗР. Каковы основные аспекты УЗР субъектов РФ на землях сельскохозяйственного назначения? Какие задачи в области антимонопольной и социальной политики решают при формировании системы УЗР регионов? Каковы особенности управления земельными ресурсами субъектов РФ? Как финансируют системы управления земельными ресурсами субъектов РФ?

Занятие №19.
Что такое муниципальное образование? Расскажите о классификации форм муниципальных образований. Что является объектом, субъектом и предметом УЗР муниципальных образований? Каковы особенности муниципальных земель? В чем заключаются особенности УЗР муниципальных образований? Какие органы осуществляют управление землями муниципальных образований? Перечислите основные цели и задачи УЗР муниципальных образований. Какие мероприятия по управлению земельными ресурсами муниципалитетов вы знаете?

Занятие №20.
Охарактеризуйте земельные ресурсы городов как объект управления. Дайте понятие городского округа. Что такое граница города и граница городского округа? В чем состоят особенности использования земли для различных сфер жизнедеятельности? Что такое разрешенное использование? Перечислите мероприятия системы управления земельными ресурсами в городе. Дайте понятие городской агломерации. Чем регламентировано использование земель в агломерациях?

Занятие №21.
В чем заключаются различия в приемах анализа эффективности управления земельными ресурсами? Что такое экологическая эффективность системы УЗР? Чем отличаются первичный, промежуточный и конечный экологический эффекты системы УЗР? Что такое экономическая эффективность системы УЗР? Какие виды экономической эффективности управления земельными ресурсами вы знаете? В чем их отличия? Чем отличаются общенациональная и индивидуальная социальная эффективность? Что такое информационная эффективность системы УЗР? Расскажите о различии критериев оценки эффективности управления земельными ресурсами. Почему региональную эффективность управления земельной собственностью определяют как совокупность нескольких видов эффективности? В чем заключаются отличия в определении критериев на различных территориальных уровнях? Расскажите о методе определения критерия «затраты - доходы» при анализе управления земельными ресурсами.

Занятие №22.
Перечислите основные направления государственного управления земельными ресурсами в зарубежных странах. Какие экономические механизмы используют при УЗР зарубежных стран? Какие виды землеустроительных и земельно-кадастровых действий применяют за рубежом при УЗР? Перечислите основные характеристики формирования оборота земли в зарубежных странах. Каковы основные особенности продажи и аренды земель в развитых зарубежных странах? Какие особенности УЗР в Германии вы знаете? Назовите основные особенности УЗР США. Чем отличается система УЗР Великобритании от системы УЗР Франции? Какие особенности УЗР стран Центральной и Восточной Европы вы знаете?
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Основные понятия системы управления.
2. Законы, принципы, функции и цели систем управления.
3. Классификация методов и видов управления.
4. Понятие управление земельными ресурсами (УЗР).
5. Принципиальная схема процесса УЗР.
6. Объект, субъекты, предмет, цель, задачи и функции УЗР.
7. Виды УЗР.
8. Методы УЗР.
9. Понятие земельных ресурсов. Основные характеристики земельных
10. Распределение земельного фонда по категориям земель.
11. Распределение по угодьям.
12. Характеристика качественного состояния земель.
13. Специфика управления на землях сельскохозяйственного назначения.
14. Организационная структура управления земельными ресурсами.
15. Функции органов управления земельными ресурсами.
16. Классификация источников права в области управления земельными ресурсами.
17. Подведомственные учреждения и предприятия Росреестра и их роль в управлении земельными ресурсами.
18. Экономические регуляторы системы УЗР.
19. Основные формы платы за землю.
20. Земельный налог.
21. Арендная плата.
22. Плата за право аренды.
23. Компенсационные платежи при изъятии земель
24. Формирование и развитие рынка земель в городах и других населенных пунктах.
25. Формирование рынка земель сельскохозяйственного назначения
26. Понятие о методах управления. Методы УЗР.
27. Понятие государственного мониторинга земель как информационной системы для принятия решений по УЗР.
28. Использование данных мониторинга при УЗР.
29. Основные подсистемы мониторинга земель: правового режима, использования земель, качества земель.
30. Федеральные программы и мероприятия мониторинга земель.
31. Региональные программы и мероприятия мониторинга земель.
32. Муниципальные программы и мероприятия мониторинга земель.
33. Понятие землеустройства. Землеустройство в системе УЗР.
34. Система землеустройства в РФ: период 90-х годов (трансформация из советской системы землеустройства)
35. Система землеустройства в РФ: 2000-е годы (формирование современной системы землеустройства).
36. Основные направления государственного регулирования проведения землеустройства в РФ.
37. Государственное управление землеустройством.
38. Контроль за проведением землеустройства и осуществлением землеустроительных мероприятий.
39. Документы, получаемые в результате землеустройства и их использование при УЗР.
40. Понятие ГКН. ГКН как составная часть системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
41. Составные части ГКН. Цель ведения ГКН в системе УЗР.
42. Сведения ГКН, используемые при УЗР.
43. . Документы ГКН, содержащие сведения для УЗР.
44. Информационное взаимодействие в системе ведения ГКН.
45. Государственный контроль за использованием и охраной земель как функция управления.
46. Государственный земельный надзор.
47. Виды и порядок проведения проверок госземнадзора.
48. Виды правонарушений, на предотвращение которых направлены действия по государственному земельному надзору.
49. Муниципальный земельный контроль.
50. Органы муниципального земельного контроля и их полномочия.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 С.Н. Максимов. Управление недвижимостью: учебник и практикум для академического бакалавриата: М.: Издательство Юрайт, 2016 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Росреестр (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картогра-фии) – актуальная нормативно-правовая информация об управлении земельными ре-сурсами в Российской Федерации. rosreestr.ru
Э2 Курс в Moodle «Управление земельными ресурсами» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Управление земельными ресурсами и объектами недвижимости»
В ходе лекционных занятий по дисциплине «Управление земельными ресурсами и объектами недвижимости» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Управление земельными ресурсами» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Управление земельными ресурсами и объектами недвижимости» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Управление земельными ресурсами и объектами недвижимости» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Управление земельными ресурсами и объектами недвижимости»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.