МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Территориальное планирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки21.03.02. Землеустройство и кадастры
ПрофильОценка земли и управление объектами недвижимости
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планz21_03_02_Землеустройство и кадастры_ОЗиУОН-2023
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 155
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 155 155 155 155
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.г.н., доцент кафедры экономической географии и картографии , Рыгалова Н.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Территориальное планирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 978)

составлена на основании учебного плана:
21.03.02 Землеустройство и кадастры
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 08.06.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 08.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов экологического мышления при решении задач различных видов экологического планирования;
Изучение основных понятий и методологических положений и нормативно-правовой основы планирования окружающей среды;

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен выполнять проектные работы в области землеустройства и кадастров с учетом экономических, экологических, социальных и других ограничений
ОПК-2.1 Знает порядок выполнения, структуру, состав проектных работ в области землеустройства и кадастров
ОПК-2.2 Умеет определять экономические, экологические, социальные и другие ограничения при выполнении проектных работы в области землеустройства и кадастров
ОПК-2.3 . Владеет навыками определения ограничений при выполнении проектных работ в создании проектов различной степени сложности и направленности в области землеустройства и кадастров
ОПК-3Способен участвовать в управлении профессиональной деятельностью, используя знания в области землеустройства и кадастров
ОПК-3.1 Знает теоретические положения управления земельными ресурсами, способы принятия управленческих решений
ОПК-3.2 Умеет использовать методы и методики применения управленческих решений при реализации функции управления земельными ресурсами и иными объектами недвижимости
ОПК-3.3 Владеет навыками принятия управленческих решений, используя знания в области землеустройства и кадастров
ОПК-6Способен принимать обоснованные решения в профессиональной деятельности, выбирать эффективные методы и технологии выполнения землеустроительных и кадастровых работ
ОПК-6.1 Знает методы и технологии выполнения землеустроительных и кадастровых работ, а также, критерии эффективности решений в профессиональной деятельности в области землеустройства и кадастров
ОПК-6.2 Умеет обосновывать принятие решений в профессиональной деятельности и выбирать эффективные методы и технологии выполнения землеустроительных и кадастровых работ
ОПК-6.3 Владеет навыками оценки эффективности решений при определении методов и технологии выполнения землеустроительных и кадастровых работ, и обоснования принятого решения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы организации проектнопроизводственной деятельности по мониторингу и менеджменту окружающей среды

3.2.Уметь:
3.2.1.выбирать и оценивать достоверность методов организации проектнопроизводственной деятельности по мониторингу и менеджменту окружающей среды.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками организации и проведения проектно-производственной деятельности по мониторингу и менеджменту окружающей среды

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Планирование окружающей среды: методология и общие принципы
1.1. Основные понятия, предмет и история планирования окружающей среды. Структура и назначение планирования окружающей среды. Лекции 2 8 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.2. Методологические положения и принципы планирования окружающей среды. Особенности размещения объектов на территории. Сам. работа 2 10 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.3. Уровни планирования территории в России. Содержание документов территориального планирования различного уровня Сам. работа 2 8 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.4. Планирование размещения промышленных и хозяйственных объектов Практические 2 8 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.5. Опыт планирования окружающей среды в странах мира Сам. работа 2 8 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.6. Ландшафтное планирование Сам. работа 2 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.7. Ландшафтное обоснование землепользования Сам. работа 2 8 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.8. Отраслевое планирование Сам. работа 2 10 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.9. Оценка размещения промышленных зон в городах Сам. работа 2 10 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.10. Планирование размещения объектов специального назначения Сам. работа 2 6 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.11. Экологическое обоснование размещения. Промышленная освоенность, факторы, ограничивающие размещение промышленности. Экологическое обоснование лицензий на природопользование. Экологическое обоснование градостроительных проектов. Сам. работа 2 55 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3
Раздел 2. Экологическая оценка хозяйственной деятельности
2.1. История ОВОС в России и за рубежом. Сам. работа 2 10 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3
2.2. Экологическая документация. Общественная экологическая экспертиза Сам. работа 2 26 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Искусственно созданные человеком объекты (предприятия, транспортные магистрали и т.д.), находящиеся в природе, входят в состав:
a) артеприродной среды
b) квазиприродной среды
c) антропосреды
d) антропосферы

2. В новой редакции закона "Об окружающей среде" понятие "размещение" заменено на понятие:
a) "территориальное планирование"
b) "функциональное зонирование"
c) "ландшафтное планирование"
d) "градостроительное зонирование"

3. Зоны, для которых в правилах землепользования и застройки (документ градостроительного зонирования) определены границы и установлены градостроительные регламенты называются
a) территориальными
b) функциональными
c) градостроительными
d) красными

4. Какой отраслевой схемы планирования еще не разработано для территории РФ:
a. транспорта
b. энергетики
c. обороны страны
d. сельского хозяйства

5. В материалах, предоставляемых на ГЭЭ, должны быть:
a) Результаты экологического аудита.
b) Материалы ОВОС, согласований с органами власти, общественных слушаний.
c) Материалы финансовой проверки.
d) Всё выше перечисленное.

6. Государственным органом, специально уполномоченным в области экологической экспертизы является:
a) Министерство природных ресурсов
b) Росприроднадзор
c) Роспотребнадзор
d) Ростехнадзор

7. На сколько этапов, согласно "Положению об ОВОС в РФ", разделена данная процедура?
a) два
b) три
c) четыре
d) пять

8. Что включает в себя предварительная оценка воздействия на окружающую среду?
1. Анализ, проверка, выявление и прогноз.
2. Описание, анализ и характеристика.
3. Характеристика и оценка.

4. Анализ и меры по снижению воздействия.
9. Должно ли учитываться мнение населения при размещении новых хозяйственных объектов?
а) нет, если объект не загрязняет окружающую среду;
б) да;
в) да, если был проведен референдум;
г) нет, если есть положительное заключение экологической экспертизы.

10. Для всех ли предприятий обязательна оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)?
а) да, для всех;
б) только для особо опасных объектов;
в) нет;
г) по выбору органов местного самоуправления.

11. Положения о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы) содержатся в:
a) Генеральном плане
б) Дендроплане
в) Земельном кодексе

12. Документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты:
а) Правила землепользования и застройки
б) Генеральный план
в) Дендроплан

13. Зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов это:
а) Градостроительное зонирование
б) Проектирование
в) Функциональное зонирование
г) Административное зонирование

14.Целью территориального планирования является:

а) оптимизация размещения предприятий и организаций частной формы собственности;
б) развитие территориального разделения труда в малых городах;
в) обеспечение устойчивого и сбалансированного развития территорий;
г) улучшение социально-политической обстановки в крупных городах.

15. Нормативно-правовой документ, устанавливающий понятие «территориальное планирование»:
а) Гражданский Кодекс
б) Бюджетный кодекс
в) Градостроительный Кодекс
г) Правила ведения Федеральной государственной информационной системы территориального планирования.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Прогноз, который становится достоверным только потому, что был сделан называется _________(Самоосуществляющийся, самоосуществляемым).
2. Участок геометрической или свободной формы с высаженными одно-, дву- или многолетними цветочными растениями, называется ______ (цветник, цветники).
3. Зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов называется ______ (градостроительное, градостроительным).
4. Прогноз сроком до одного года называют _____ (краткосрочным, краткосрочный).
5. Прогноз сроком до пяти лет называют ________ (среднесрочным, среднесрочный).
6. Прогноз сроком от 15 до 20 лет называют _____ (долгосрочным, долгосрочный).
7. Территории находящиеся в пределах административных границ города называют ________ (внутригородские, внутренние).
8. Мероприятия по восстановлению и оптимизации нарушенных ландшафтов ______ (рекультивация, рекультивирование).
9. Природные и искусственно созданные элементы, объединенные функциями отдыха, обслуживания, а также формирования окружающей городской среды называют ________ (парками, парковками).
10. Временное исключение земель из хозяйственного оборота в целях предотвращения их деградации, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий называется ______ (консервация земель, консервирование земель).
11. Коренное улучшение земель, в целях повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель, а также создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель и формирования рациональной структуры земельных угодий называется ______ (мелиорацией земель, мелиорация земель).
12. Гармоничное (правильное, равномерное, сбалансированное) развитие территорий, изменения в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений называется_____ (устойчивым развитием, устойчивое развитие).
13. Систему длительных наблюдений за состоянием окружающей среды и процессами, происходящими в экосистемах и биосфере, называют экологический ______( мониторинг, мониторинги).
14. Коммунальные зоны, зоны размещения производственных объектов, иные виды производственной, инженерной и транспортной инфраструктур входят в состав _______(производственных зон, промышленных зон, промышленных территорий).
15. Перечислите состав и содержание документа территориального планирования субъектов РФ.

Критерии оценивания:
Отлично (повышенный уровень): выполнено 80-100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос;
Хорошо (базовый уровень): выполнено 65-79% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
Удовлетворительно (пороговый уровень): выполнено 50-64% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
Неудовлетворительно (уровень не сформирован): выполнено менее 50% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 3 вопроса: 2 вопроса теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

1.Цели и задачи территориального планирования
2. Основные направления в территориальном планировании
3. Содержание Схемы территориального планирования региона
4. Содержание Схемы территориального планирования муниципальных районов
5. Назначение и содержание Генеральных планов поселений
6. Содержание карт (схем) генеральных планов поселений и городских округов.
7. Сущность концепции перспективной планировочной организации территории.
8. Цели и задачи оценки территориальных ресурсов в планировании градостроительного
развития.
9. Особенности оценки природных ресурсов для целей строительства. Оценка
территориальных ресурсов для целей сельского хозяйства.
10. Последовательность проведения комплексной оценки ресурсного потенциала
территории
11. Понятие градостроительного проектирования, его цели.
12. Состав и содержание документов территориального планирования субъекта РФ.
13. Состав и содержание документа схемы территориального планирования
муниципального района.
14. Содержание карт (схем) генеральных планов поселений и городских округов.
15. Оценка территории по природным условиям
16. Задачи функционального зонирования в схеме территориального планирования
17. Особенности и принципы формирования границ функциональных зон.
18. Задачи расселения в территориальном планировании и разработка планировочной структуры территории
19 Разработка условий водообеспечения и водоотведения в схемах и проектах
территориального планирования
20. Разработка транспортного раздела в схемах и проектах территориального планирования

Практические задания:
Нанести на карту-схему (выданную преподавателем на экзамене) определенные промышленные и хозяйственные объекты (полигон ТКО и ГОК, скотомогильник и крематорий, биотермическая яма и кладбище 20 га) с учетом ландшафтной специфики территории. Необходимо дать обоснование выбора определенной территории для размещения промышленных и хозяйственных объектов на предложенной карта-схеме.


Критерии оценивания ответов на экзамене
Отлично (повышенный уровень) 1.Полнота изложения теоретического материала; 2. Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий); 3. Самостоятельность ответа; 4. Культура речи. Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
Хорошо (базовый уровень) Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе.
Удовлетворительно (пороговый уровень) Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа.
Неудовлетворительно (уровень не сформирован) Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сытник Н.А. Экологическое проектирование и экспертиза : учебник: Керчь : КГМТУ, 2020, 2020 e.lanbook.com
Л1.2 Перцик Е.Н. Территориальное планирование: учебник для вузов Юрайт, 2023 urait.ru
Л1.3 Барышникова О.Н., Козырева Ю. В. Основы ландшафтного планирования: учеб. пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Рыгалова Н.В. Планирование территорий специального назначения [Электронный ресурс] : учеб. пособие: Барнаул : АлтГУ, 2018, 2018 elibrary.asu.ru
Л2.2 Латышева О.А., Дунец А.Н. Проектирование территорий промышленного, аграрного и туристско-рекреационного назначения : учеб. пособие: Барнаул : АлтГУ, 2019, 2019 elibrary.asu.ru
Л2.3 Низовцев В.А., Кочуров Б.И., Н. Эрман М. Ландшафтно-экологические исследования Москвы для обоснования территориального планирования город : монография Прометей, 2020 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ www.consultant.ru
Э2 Указ Президента РФ от 19.04.2017 N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года" www.consultant.ru
Э3 Приказ Минприроды России от 08.07.2010 N 238 (ред. от 25.04.2014) "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.09.2010 N 18364) www.consultant.ru
Э4 Федеральный закон "Об экологической экспертизе" от 23.11.1995 N 174-ФЗ www.consultant.ru
Э5 Постановление Правительства РФ от 11.06.1996 N 698 "Об утверждении Положения о порядке проведения Государственной экологической экспертизы" www.consultant.ru
Э6 <Письмо> Росприроднадзора от 28.04.2017 N ВС-08-02-36/8991 "О процедуре проведения государственной экологической экспертизы" www.consultant.ru
Э7 Курс в Moodle «Планирование окружающей среды (при поддержке DAAD)» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Территориальное планирование»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Территориальное планирование» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Территориальное планирование» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Территориальное планирование» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Территориальное планирование» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Территориальное планирование»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.