МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Планирование использования земель с основами проектирования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки21.03.02. Землеустройство и кадастры
ПрофильОценка земли и управление объектами недвижимости
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz21_03_02_Землеустройство и кадастры_ОЗиУОН-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 96
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2
курсовой проект: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 8 8 8 8
Сам. работа 96 96 96 96
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.г.н., профессор кафедры экономической географии и картографии, Дунец А.Н.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Планирование использования земель с основами проектирования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 978)

составлена на основании учебного плана:
21.03.02 Землеустройство и кадастры
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 08.06.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., д.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 08.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., д.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение основных положений планирования, понятия планирования использова-ния земель и особенности системы государственного планирования использования и охраны земель,формирование представлений о функциях и принципах планирования использова-ния земель, формирование представлений о методах разработки плановых мероприятий, инфор-мационного обеспечения и эффективности планирования и охраны земель

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен выполнять проектные работы в области землеустройства и кадастров с учетом экономических, экологических, социальных и других ограничений
ОПК-2.1 Знает порядок выполнения, структуру, состав проектных работ в области землеустройства и кадастров
ОПК-2.2 Умеет определять экономические, экологические, социальные и другие ограничения при выполнении проектных работы в области землеустройства и кадастров
ОПК-2.3 . Владеет навыками определения ограничений при выполнении проектных работ в создании проектов различной степени сложности и направленности в области землеустройства и кадастров
ОПК-6Способен принимать обоснованные решения в профессиональной деятельности, выбирать эффективные методы и технологии выполнения землеустроительных и кадастровых работ
ОПК-6.1 Знает методы и технологии выполнения землеустроительных и кадастровых работ, а также, критерии эффективности решений в профессиональной деятельности в области землеустройства и кадастров
ОПК-6.2 Умеет обосновывать принятие решений в профессиональной деятельности и выбирать эффективные методы и технологии выполнения землеустроительных и кадастровых работ
ОПК-6.3 Владеет навыками оценки эффективности решений при определении методов и технологии выполнения землеустроительных и кадастровых работ, и обоснования принятого решения
УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
УК-10Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
УК-10.1 Знает базовые экономические понятия, объективные основы функционирования экономики и поведения домохозяйств и его субъектов; ресурсные ограничения экономического развития и особенности циклического развития рыночной экономики; понятие общественных благ, роль государства в их обеспечении и возможностях их получения домохозяйствами, основы функционирования финансовых рынков и принятия домохозяйствами инвестиционных решений
УК-10.2 Умеет использовать понятийный аппарат экономической науки для описания экономических и финансовых процессов функционирования домохозяйств; искать и собирать финансовую и экономическую информацию для принятия обоснованных решений; анализировать финансовую и экономическую информацию, необходимую для принятия обоснованных решений в сфере экономики домохозяйства; оценивать процентные, кредитные, курсовые, рыночные, операционные, общеэкономические, политические риски неблагоприятных экономических и политических событий для экономики домохозяйства; решать типичные задачи, связанные с личным финансовым планированием
УК-10.3 Владеет методами оценки будущих доходов и расходов домохозяйства, сравнение условий различных финансовых продуктов и условий инвестирования личных доходов; навыками решения типичных задач в сфере личного экономического и финансового планирования
УК-2Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.1 Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач
УК-2.2 Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем
УК-2.3 Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.4 Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач
УК-3Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства
УК-3.2 Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи
УК-3.3 Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками
УК-8Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
УК-8.1 Знает терминологию, предмет безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, источники, причины их возникновения, детерминизм опасностей; методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций; сущность и содержание чрезвычайных ситуаций, их классификацию, поражающие факторы чрезвычайных ситуаций; основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и способы применения современных средств поражения, основные меры по ликвидации их последствий; технику безопасности и правила пожарной безопасности
УК-8.2 Способен разрабатывать алгоритм безопасного поведения при опасных ситуациях природного, техногенного и пр. характера; использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций
УК-8.3 Имеет опыт использования основных средств индивидуальной и коллективной защиты для сохранения жизни и здоровья граждан; планирования обеспечения безопасности в конкретных техногенных авариях и чрезвычайных ситуациях; оказания первой помощи пострадавшим в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.порядок выполнения, структуру, состав проектных работ в области землеустройства и кадастров, теоретические положения управления земельными ресурсами, способы принятия управленческих решений, методы и технологии выполнения землеустроительных и кадастровых работ, а также, критерии эффективности решений в профессиональной деятельности в области землеустройства и кадастров, основные подходы реализации профессиональных и дополнительных образовательных программ, особенности отбора и представления учебных материалов в образовательном процессе
3.2.Уметь:
3.2.1.определять экономические, экологические, социальные и другие ограничения при выполнении проектных работы в области землеустройства и кадастров, использовать методы и методики применения управленческих решений при реализации функции управления земельными ресурсами и иными объектами недвижимости, обосновывать принятие решений в профессиональной деятельности и выбирать эффективные методы и технологии выполнения землеустроительных и кадастровых работ, отбирать информационно-аналитический материал для проведения лекции по проблеме международного сотрудничества
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками определения ограничений при выполнении проектных работ в создании проектов различной степени сложности и направленности в области землеустройства и кадастров, навыками принятия управленческих решений, используя знания в области землеустройства и кадастров, навыками оценки эффективности решений при определении методов и технологии выполнения землеустроительных и кадастровых работ, и обоснования принятого решения, методиками представления информационно-аналитического материала в структуре основных профессиональных и дополнительных образовательных программ с использованием информационно-коммуникационных технологий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы планирования использования земель.
1.1. Теоретические основы планирования использования земель и их охраны. Лабораторные 2 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Теоретические основы планирования использования земель. Сам. работа 2 5 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Система землеустройства и территориального планирования административно-территориального образования.
2.1. Особенности территориального планирования и землеустройства административно-территориального образования на современном этапе. Лабораторные 2 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Система землеустройства и территориального планирования административно-территориального образования. Сам. работа 2 5 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Содержание документов землеустройства.
3.1. Содержание документов землеустройства федерального и регионального значения. Сам. работа 2 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Содержание документов землеустройства. Сам. работа 2 6 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Содержание документов территориального планирования.
4.1. Содержание документов территориального планирования федерального и регионального значения. Сам. работа 2 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Содержание документов территориального планирования. Сам. работа 2 6 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Методические основы землеустройства муниципального образования.
5.1. Методические основы землеустройства муниципального образования. Сам. работа 2 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.2. Методические основы землеустройства муниципального образования. Сам. работа 2 8 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Природно-сельскохозяйственное районирование и функциональное зонирование.
6.1. Природно-сельскохозяйственное районирование (ПСХР) и функциональное зонирование. Сам. работа 2 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.2. Природно-сельскохозяйственное районирование и функциональное зонирование. Сам. работа 2 9 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 7. Отраслевые вопросы прогнозирования, планирования и организации территории.
7.1. Отраслевые вопросы прогнозирования, планирования и организации территории административно-территориального образования. Сам. работа 2 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.2. Отраслевые вопросы прогнозирования, планирования и организации территории. Сам. работа 2 9 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 8. Формирование землевладений и землепользований административно-территориального образования.
8.1. Формирование землевладений и землепользований административно-территориального образования. Сам. работа 2 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
8.2. Формирование землевладений и землепользований административно-территориального образования. Сам. работа 2 10 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 9. Развитие и размещение агропромышленного комплекса.
9.1. Развитие и размещение агропромышленного комплекса Административно-территориального образования. Сам. работа 2 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
9.2. Развитие и размещение агропромышленного комплекса. Сам. работа 2 6 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 10. Методика разработки мероприятий по планированию рационального использования и охране земельных ресурсов.
10.1. Методика разработки мероприятий по планированию рационального использования и охране земельных ресурсов в схемах землеустройства и территориального планирования. Сам. работа 2 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
10.2. Методика разработки мероприятий по планированию рационального использования и охране земельных ресурсов. Сам. работа 2 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 11. Эффективность организационно-территориальных мероприятий.
11.1. Эффективность организационно-территориальных мероприятий схемы землеустройства административно-территориального образования. Сам. работа 2 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
11.2. Характеристика экономической эффективности. Состав и содержание организационно-территориальных мероприятий схемы землеустройства. Система показателей эффективности организационно-территориальных мероприятий схемы землеустройства. Методика расчета экономической эффективности. Сам. работа 2 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
11.3. Эффективность организационно-территориальных мероприятий. Сам. работа 2 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Занятие №1.
1. Что такое планирование? Какова его основная цель?
2. В чем заключается основная задача планирования?
3. Назовите схожие и отличительные черты планирования и прогнозирования.
4. Какие виды работ включает в себя планирование использования земель в соответствии с ФЗ-78 «О землеустройстве»?
5. Что является объектом землеустройства?

Занятие №2.
1. Назовите значение территориального планирования.
2. Выделите взаимосвязь и различия при проведении землеустройства административно-территориальных образований и территориального планирования.
3. Какие мероприятия являются первоочередными при построении системы государственного прогнозирования, планирования и организации рационального использования земель и их охраны?
4. Назовите базовые блоки системы землеустройства административно-территориального образования (АТО).
5. Назовите базовые блоки системы территориального планирования АТО.
6. Назовите основные нормативно-правовые акты, регулирующие планирование и организацию рационального использования земель и их охраны.
7. В ведении каких органов исполнительной власти находится планирование и организация рационального использования земель и их охрана?
8. Каков порядок подготовки и утверждения документов территориального планирования?
9. Что является объектом территориального планирования?
10. Кто является субъектами территориального планирования?

Занятие №3.
1. Каковы цели и задачи схем землеустройства АТО?
2. Каковы цели и задачи схем территориального планирования АТО?
3. Какова структура и содержание схем землеустройства?
4. Какие материалы относятся к текстовой части схемы землеустройства АТО?
5. Какие материалы относятся к графической части схемы землеустройства АТО?
6. Назовите особенности перераспределения земель АТО по категориям и формам собственности.
7. Назовите особенности организации системы землевладений и землепользований АТО.

Занятие №4.
1. Какова структура и содержание схем территориального планирования?
2. Какие материалы относятся к текстовой части схемы территориального планирования?
3. Какие материалы относятся к графической части схемы территориального планирования?
4. Назовите основные планируемые мероприятия в схемах землеустройства.
5. Назовите основные планируемые мероприятия в схемах территориального планирования.

Занятие №5.
1. Дайте определение понятию «землеустройство административного района»
2. Каковы цели и задачи землеустройства территориального образования?
3. Назовите основные программы и схемы землеустройства территории субъектов РФ и регионов.
4. Какова роль и значение схемы землеустройства административного района.
5. Назовите современные требования, предъявляемые к схемам землеустройства административного района.
6. Приведите структурную модель схемы землеустройства административного района.

Занятие №6.
1. Дайте определение понятия «природно-сельскохозяйственное районирование»
2. Каковы цели и задачи ПСХР?
3. Назовите нормативно-правовое обеспечение проведения ПСХР.
4. В чем заключается необходимость разработки ПСХР?
5. Опишите структуру и составные единицы ПСХР.
6. Из каких разделов состоит ПСХР?
7. Каковы перспективы использования земель в соответствии с ПСХР?
8. Что такое «функциональное зонирование территории»?
9. Каковы цели и задачи функционального зонирования территории?
10. Какова роль и применение функционального зонирования территории в документах планирования и организации рационального использования земель?

Занятие №7.
1. Назовите особенности отраслевого планирования в схемах землеустройства.
2. Назовите особенности отраслевого планирования в схемах территориального планирования
3. Перечислите особенности планирования земель с/х назначения
4. Охарактеризуйте развитие градостроительства в регионе.
5. Перечислите особенности организации социального и культурно-бытового обслуживания
6. Перечислите особенности развития системы особо охраняемых территорий и объектов
7. Перечислите особенности развития инженерной и транспортной инфраструктуры в системах территориального планирования

Занятие №8.
1. Дайте определение понятиям «землевладение» и «землепользование».
2. Какова структура землевладений и землепользований в административно-территориальном образовании?
3. Опишите землевладения и землепользования сельскохозяйственного назначения.
4. Назовите основные принципы распределения землевладений и землепользований в Российской Федерации.
5. Назовите показатели эффективности производства в сельскохозяйственных организациях различных форм собственности и хозяйствования.
6. Каковы экономические основы формирования структуры землевладений и землепользований сельскохозяйственного назначения на перспективу?

Занятие №9.
1. Назовите основные принципы развития и размещения АПК.
2. Опишите применение ПСХР и территориального зонирования как инструмента развития и размещения АПК.
3. Каким образом проводится оценка ущерба с/х производства в связи с сокращением посевов с/х культур?
4. Назовите основные различия между территориальными зонами и единицами ПСХР.
5. Приведите обоснование оптимальной структуры посевных площадей на перспективу.
6. Как определить оптимальную специализацию сельскохозяйственного производства в АТО на перспективу?

Занятие №10.
1. Назовите основные нормативно-правовые акты, регулирующие охрану земель.
2. Какие мероприятия по охране земель Вы знаете?
3. Что такое захламление земель?
4. Что такое загрязнение земель?
5. Приведите примеры мероприятий по предотвращению захламления и загрязнения земель?
6. Что такое рекультивация нарушенных земель?
7. Какие выделяют виды эрозии почв?
8. В чем заключается противоэрозионная организация территории?

Занятие №11.
1. Охарактеризуйте экономическую эффективность организационно-территориальных мероприятий схемы землеустройства.
2. Опишите состав и содержание организационно-территориальных мероприятий схемы землеустройства.
3. Приведите классификацию системы показателей эффективности организационно-территориальных мероприятий схемы землеустройства.
4. Опишите методику расчета экономической эффективности в связи с изучением земель, проведением оценки качества земель.
5. Опишите методику расчета экономической эффективности в связи с разграничением земель по формам собственности, иными мероприятиями по территориальному землеустройству.
6. Опишите методику расчета экономической эффективности в связи с разработкой природно-сельскохозяйственного районирования и функционального зонирования.
7. Опишите методику расчета экономической эффективности в связи с освоением временно неиспользуемых плодородных земель сельскохозяйственного назначения.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Теоретические основы формирования дисциплины «Планирование использования земель».
2. Административно-территориальные и другие образования как объекты землеустройства.
3. Роль и значение территориального планирования.
4. Взаимосвязь и различия при проведении землеустройства административно-территориальных образований и территориального планирования.
5. Базовые блоки системы землеустройства административно-территориального образования.
6. Базовые блоки территориального планирования административно-территориальных образований.
7. Нормативно-правовое регулирование в области планирования и организации рационального использования земель.
8. Органы исполнительной власти в области планирования и организации рационального использования земель и их охраны.
9. Объекты и субъекты территориального планирования.
10. Подготовка, публикация, согласование и утверждение документов территориального планирования.
11. Понятие, цели и задачи схем землеустройства административно-территориального образования.
12. Понятие, цели и задачи схем территориального планирования административно-территориального образования.
13. Структура и содержание схем землеустройства административно-территориального образования.
14. Материалы текстовой и графической частей схемы землеустройства.
15. Анализ отечественного опыта разработок по схемам землеустройства.
16. Перераспределение земель административно-территориального образования по категориям и формам собственности.
17. Организация системы землевладений и землепользований.
18. Структура и содержание схем территориального планирования.
19. Материалы текстовой и графической частей схемы территориального планирования.
20. Анализ отечественного опыта разработок по схемам территориального планирования.
21. Содержание планируемых мероприятий в схемах землеустройства.
22. Содержание планируемых мероприятий в схемах территориального планирования.
23. Анализ зарубежного опыта планирования использования земель.
24. Понятие, цели и задачи землеустройства административного района.
25. Прогнозы, программы, схемы землеустройства территории субъектов РФ и регионов, как основа землеустройства административных районов.
26. Понятие, роль и значение схемы землеустройства административного района.
27. Современные требования, предъявляемые к схемам землеустройства административного района.
28. Структурная модель схемы землеустройства административного района.
29. Понятие, цели и задачи природно-сельскохозяйственного районирования.
30. Нормативно-правовое обеспечение природно-сельскохозяйственного районирования.
31. Необходимость разработки природно-сельскохозяйственного районирования.
32. Структура, единицы, разделы природно-сельскохозяйственного районирования.
33. Перспективы использования земель в соответствии с природно-сельскохозяйственным районированием.
34. Понятие, цели и задачи функционального зонирования территории.
35. Применение функционального зонирования в документах по планированию и организации рационального использования земель.
36. Особенности отраслевого планирования в схемах землеустройства и схемах территориального планирования.
37. Планирование использование земель сельскохозяйственного назначения.
38. Развитие градостроительства в регионе.
39. Организация социального и культурно-бытового обслуживания.
40. Развитие системы особо охраняемых территорий и объектов. Рекреация туризм.
41. Развитие инженерной и транспортной инфраструктуры в схемах территориального планирования.
42. Понятие землевладений и землепользований, их структура в административно-территориальном образовании.
43. Землевладения и землепользования сельскохозяйственного назначения.
44. Распределение землевладений и землепользований в РФ.
45. Показатели эффективности производства в сельскохозяйственных организациях различных форм собственности и хозяйствования.
46. Экономические основы формирования структуры землевладений и землепользований сельскохозяйственного назначения на перспективу.
47. Основы размещения и развития агропромышленного комплекса.
48. Оценка ущерба сельскохозяйственного производства в связи с сокращением посевов сельскохозяйственных культур.
49. Обоснование оптимальной структуры посевных площадей на перспективу.
50. Определение оптимальной специализации сельскохозяйственного производства в агропромышленном комплексе на перспективу.
51. Правовые основы охраны земель. Структура мероприятий по охране земель.
52. Предотвращение захламления и загрязнения земель. Рекультивация нарушенных земель.
53. Характеристика экономической эффективности организационно-территориальных мероприятий схемы землеустройства.
54. Состав, содержание и система показателей эффективности организационно-территориальных мероприятий схемы землеустройства.
55. Методика расчета экономической эффективности в связи с изучением земель, проведением оценки качества земель.
56. Методика расчета экономической эффективности в связи с разграничением земель по формам собственности, иными мероприятиями по территориальному землеустройству.
57. Методика расчета экономической эффективности в связи с разработкой природно-сельскохозяйственного районирования и функционального зонирования.
58. Методика расчета экономической эффективности в связи с освоением временно неиспользуемых плодородных земель сельскохозяйственного назначения.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Теоретические основы формирования дисциплины «Планирование использования земель».
2. Административно-территориальные и другие образования как объекты землеустройства.
3. Роль и значение территориального планирования.
4. Взаимосвязь и различия при проведении землеустройства административно-территориальных образований и территориального планирования.
5. Базовые блоки системы землеустройства административно-территориального образования.
6. Базовые блоки территориального планирования административно-территориальных образований.
7. Нормативно-правовое регулирование в области планирования и организации рационального использования земель.
8. Органы исполнительной власти в области планирования и организации рационального использования земель и их охраны.
9. Объекты и субъекты территориального планирования.
10. Подготовка, публикация, согласование и утверждение документов территориального планирования.
11. Понятие, цели и задачи схем землеустройства административно-территориального образования.
12. Понятие, цели и задачи схем территориального планирования административно-территориального образования.
13. Структура и содержание схем землеустройства административно-территориального образования.
14. Материалы текстовой и графической частей схемы землеустройства.
15. Анализ отечественного опыта разработок по схемам землеустройства.
16. Перераспределение земель административно-территориального образования по категориям и формам собственности.
17. Организация системы землевладений и землепользований.
18. Структура и содержание схем территориального планирования.
19. Материалы текстовой и графической частей схемы территориального планирования.
20. Анализ отечественного опыта разработок по схемам территориального планирования.
21. Содержание планируемых мероприятий в схемах землеустройства.
22. Содержание планируемых мероприятий в схемах территориального планирования.
23. Анализ зарубежного опыта планирования использования земель.
24. Понятие, цели и задачи землеустройства административного района.
25. Прогнозы, программы, схемы землеустройства территории субъектов РФ и регионов, как основа землеустройства административных районов.
26. Понятие, роль и значение схемы землеустройства административного района.
27. Современные требования, предъявляемые к схемам землеустройства административного района.
28. Структурная модель схемы землеустройства административного района.
29. Понятие, цели и задачи природно-сельскохозяйственного районирования.
30. Нормативно-правовое обеспечение природно-сельскохозяйственного районирования.
31. Необходимость разработки природно-сельскохозяйственного районирования.
32. Структура, единицы, разделы природно-сельскохозяйственного районирования.
33. Перспективы использования земель в соответствии с природно-сельскохозяйственным районированием.
34. Понятие, цели и задачи функционального зонирования территории.
35. Применение функционального зонирования в документах по планированию и организации рационального использования земель.
36. Особенности отраслевого планирования в схемах землеустройства и схемах территориального планирования.
37. Планирование использование земель сельскохозяйственного назначения.
38. Развитие градостроительства в регионе.
39. Организация социального и культурно-бытового обслуживания.
40. Развитие системы особо охраняемых территорий и объектов. Рекреация туризм.
41. Развитие инженерной и транспортной инфраструктуры в схемах территориального планирования.
42. Понятие землевладений и землепользований, их структура в административно-территориальном образовании.
43. Землевладения и землепользования сельскохозяйственного назначения.
44. Распределение землевладений и землепользований в РФ.
45. Показатели эффективности производства в сельскохозяйственных организациях различных форм собственности и хозяйствования.
46. Экономические основы формирования структуры землевладений и землепользований сельскохозяйственного назначения на перспективу.
47. Основы размещения и развития агропромышленного комплекса.
48. Оценка ущерба сельскохозяйственного производства в связи с сокращением посевов сельскохозяйственных культур.
49. Обоснование оптимальной структуры посевных площадей на перспективу.
50. Определение оптимальной специализации сельскохозяйственного производства в агропромышленном комплексе на перспективу.
51. Правовые основы охраны земель. Структура мероприятий по охране земель.
52. Предотвращение захламления и загрязнения земель. Рекультивация нарушенных земель.
53. Характеристика экономической эффективности организационно-территориальных мероприятий схемы землеустройства.
54. Состав, содержание и система показателей эффективности организационно-территориальных мероприятий схемы землеустройства.
55. Методика расчета экономической эффективности в связи с изучением земель, проведением оценки качества земель.
56. Методика расчета экономической эффективности в связи с разграничением земель по формам собственности, иными мероприятиями по территориальному землеустройству.
57. Методика расчета экономической эффективности в связи с разработкой природно-сельскохозяйственного районирования и функционального зонирования.
58. Методика расчета экономической эффективности в связи с освоением временно неиспользуемых плодородных земель сельскохозяйственного назначения.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ильина И.Н., Леонард К.С., Лопатников Д.Л., Хорева О.Б. Региональная экономика и управление развитием территорий: Учебник и практикум М: Издательство Юрайт, 2016 biblio-online.ru
Л1.2 Перцик Е.Н. Территориальное планирование: Учебник М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лимонов Л.Э. Региональная экономика и пространственное развитие в 2 т. том 1: Учебник М : Издательство Юрайт, 2017 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии, государственное управление в сфере использования и охраны земель rosreestr.ru
Э2 Курс на образовательном портале portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Планирование использования земель с основами проектирования»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Планирование использования земель с основами проектирования» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Планирование использования земель» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Планирование использования земель с основами проектирования» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Планирование использования земель с основами проектирования» представлены в ФОС.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Планирование использования земель с основами проектирования»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.