МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Установление процесса выявления преступного деяния

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки40.03.01. Юриспруденция
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планФлБел_z40_03_01_Юриспруденция_Общеправовой-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 123
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 123 123 123 123
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии, Колесникова Ольга Аркадьевна

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Малюков С.Г.

Рабочая программа дисциплины
Установление процесса выявления преступного деяния

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 г. № 1011)

составлена на основании учебного плана:
40.03.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 23.06.2023 г. № 1
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н. доцент Малюкова Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 23.06.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой к.ф.н. доцент Малюкова Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Углубленное изучение одного из важнейших институтов Общей части уголовного права, наделяющего граждан правом на причинение вреда охраняемым уголовным законом объектам, при наличии оснований и соблюдении установленных законом и теорией уголовного права условий правомерности причинения вреда.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 Способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
ПК-4 Способен обеспечивать законность, правопорядок,безопасность личности, общества и государства
ПК-5 Способен обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-3.1. Знает практику, тенденции и проблемы применения правовых норм.
ПК-4.1. Знает нормативные правовые акты в сфере обеспечения законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства.
ПК-5.1 Знает правовую основу регулирования прав и свобод человека и гражданина.

3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-3.2. Умеет анализировать правовые нормы и юридические факты.
ПК-4.2. Умеет определять способы обеспечения законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства в зависимости от конкретной юридической ситуации.
ПК-5.2. Умеет в рамках конкретной правовой ситуации определять подходящие формы и способы защиты прав и свобод человека и гражданина.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-3.3. Владеет навыками принятия правовых решений и осуществления иных юридических действий в точном соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными актами
ПК-4.3. Владеет алгоритмами выявления и пресечения противоправного поведения при выполнении профессиональных задач.
ПК-5.3. Владеет навыками правового разрешения конфликтных ситуаций, затрагивающих права и свобод человека и гражданина

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие обстоятельств, исключающих преступность деяния и их виды.
1.1. Понятие обстоятельств, исключающих преступность деяния и их виды. Лекции 4 1 ПК-5, ПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Понятие обстоятельств, исключающих преступность деяния и их виды. Практические 4 1 ПК-5, ПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Понятие обстоятельств, исключающих преступность деяния и их виды. Сам. работа 4 14 ПК-5, ПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Необходимая оборона (ст. 37 УК РФ)
2.1. Необходимая оборона (ст. 37 УК РФ) Лекции 4 1 ПК-5, ПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Необходимая оборона (ст. 37 УК РФ) Практические 4 1 ПК-5, ПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Необходимая оборона (ст. 37 УК РФ) Сам. работа 4 11 ПК-5, ПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст.38 УК РФ)
3.1. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст.38 УК РФ) Лекции 4 1 ПК-5, ПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст.38 УК РФ) Практические 4 1 ПК-5, ПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.3. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст.38 УК РФ) Сам. работа 4 14 ПК-5, ПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 4. Крайняя необходимость (ст. 39 УК РФ)
4.1. Крайняя необходимость (ст. 39 УК РФ) Лекции 4 1 ПК-5, ПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.2. Крайняя необходимость (ст. 39 УК РФ) Практические 4 1 ПК-5, ПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.3. Крайняя необходимость (ст. 39 УК РФ) Сам. работа 4 14 ПК-5, ПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 5. Физическое или психическое принуждение (ст. 40 УК РФ)
5.1. Физическое или психическое принуждение (ст. 40 УК РФ) Сам. работа 4 14 ПК-5, ПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
5.2. Физическое или психическое принуждение (ст. 40 УК РФ) Практические 4 1 ПК-5, ПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
5.3. Физическое или психическое принуждение (ст. 40 УК РФ) Сам. работа 4 14 ПК-5, ПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 6. Обоснованный риск (ст. 41 УК РФ)
6.1. Обоснованный риск (ст. 41 УК РФ) Лекции 4 1 ПК-5, ПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
6.2. Обоснованный риск (ст. 41 УК РФ) Сам. работа 4 14 ПК-5, ПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
6.3. Обоснованный риск (ст. 41 УК РФ) Сам. работа 4 14 ПК-5, ПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 7. Исполнение приказа или распоряжения (ст. 42 УК РФ)
7.1. Исполнение приказа или распоряжения (ст. 42 УК РФ) Лекции 4 1 ПК-5, ПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
7.2. Исполнение приказа или распоряжения (ст. 42 УК РФ) Практические 4 1 ПК-5, ПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
7.3. Исполнение приказа или распоряжения (ст. 42 УК РФ) Сам. работа 4 14 ПК-5, ПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 8. Контроль

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11784

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

ПК-3: Способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим в (во)…
A) время расследования уголовных дел
B) время совершения общественно опасного деяния
C) в момент наступления общественно опасных последствий
D) время вынесения приговора
Ответ: B

Вопрос 2. Какое из указанных обстоятельств исключает преступность деяния?
A) осуществление профессиональных обязанностей
B) исполнение предписаний закона
C) исполнение распоряжения
D) оправданный риск
Ответ: C

Вопрос 3. При необходимой обороне посягательство может НЕ характеризоваться такой чертой как
A) общественная опасность
B) действительность
C) виновность
D) наличность
Ответ: C
Вопрос 4. Предвидение неизбежности наступления общественно опасных последствий уголовный закон связывает…
A) только с прямым умыслом
B) только с косвенным умыслом
C) с прямым и косвенным умыслом
D) с прямым, косвенным умыслом и легкомыслием
Ответ: А

Вопрос 5. Предвидение возможности наступления общественно опасных последствий уголовный закон связывает…
A) только с прямым умыслом
B) только с косвенным умыслом
C) с прямым и косвенным умыслом
D) с прямым, косвенным умыслом и легкомыслием
Ответ: D

Вопрос 6. Причинение вреда личности при превышении пределов необходимой обороны предусмотрено в УК РФ как самостоятельное преступление...
A) в одной статье
B) в двух статьях
C) в трех статьях
D) в четырех статьях

Ответ: B
Вопрос 7Допустима ли необходимая оборона при посягательстве на жизнь и здоровье лица со стороны невменяемого или лица, не достигшего возраста, с которого наступает уголовная ответственность?
A) недопустима
B) допустима
C) допустима лишь в отношении невменяемого лица
D) допустима лишь в отношении лица, не достигшего возраста, с которого наступает уголовная ответственность
Ответ: B

Вопрос 8. Совершение общественно опасного деяния в состоянии невменяемости…
A) не влияет на уголовную ответственность
B) исключает уголовную ответственность
C) освобождает от уголовной ответственности
D) освобождает от наказания
Ответ: В

Вопрос 9. Допустима ли необходимая оборона при защите другого лица?
A) да
B) нет
C) только в случае, если посягательство направлено против несовершеннолетнего
D) нет, если посягательство совершается несовершеннолетним лицом
Ответ: A

Вопрос 10. Косвенный умысел уголовный закон связывает…
A) с желанием наступления общественно опасных последствий
B) с нежеланием, но сознательным допущением общественно опасных последствий
C) с нежеланием, но сознательным допущением общественно опасных последствий либо безразличным к ним отношениям
D) с самонадеянным расчетом на предотвращение общественно опасных последствий
Ответ: В

Вопрос 11. Действия задерживающего лица НЕ образуют состава преступления при:
A) причинении смерти
B) причинении тяжкого вреда здоровью
C) причинении средней тяжести вреда здоровью
D) причинении легкого вреда здоровью
Ответ: D

Вопрос 12. Состав преступления, в котором указывается несколько действий, каждое из которых в отдельности достаточно для признания преступления оконченным, называется…
A) формальным составом преступления
B) усеченным составов преступления
C) составом с факультативными действиями
D) составом с альтернативными действиями
Ответ: D

Вопрос 13. Признаки, присущие не всем составам преступлений, называются…
A) вариативными
B) неглавными
C) факультативными
D) переменными
Ответ: C

Вопрос 14. Если санкция статьи (части статьи) Особенной части Уголовного кодекса РФ предусматривает наказание не в виде лишения свободы, а более мягкий вид наказания, содеянное относится…
A) к уголовным проступкам
B) к преступлениям незначительной тяжести
C) к преступлениям небольшой тяжести
D) если преступление является умышленным, то к преступлениям средней тяжести, а если неосторожным, то к преступлениям небольшой тяжести
Ответ: C

Вопрос 15. Какой вред при задержании лица, совершившего преступление априори правовмерен
A) любой вред правомерен
B) легкий вред здоровью
C) средней тяжести вред здоровью
D) любой вред неправомерен
Ответ: B

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Превышение пределов необходимой обороны образуют:
Ответ: умышленные действия, явно не соответствующие характеру и опасности посягательства

Вопрос 2. Мнимая оборона – это защита от...
Ответ: посягательства, не существующего в действительности

Вопрос 3. При необходимой обороне посягательство должно характеризоваться следующими признаками...
Ответ: общественная опасность, наличность, действительность

Вопрос 4. Какое общественно опасное посягательство дает право на причинение любого вреда в пределах необходимой обороны?
Ответ: посягательство, сопряженное с насилием, опасным для жизни или с угрозой применения такого насилия.

Вопрос 5. Состояние необходимой обороны возникает не только с момента начала посягательства, не сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, но и...
Ответ: при наличии реальной угрозы такого посягательства

Вопрос 6. В каком законодательстве впервые была упомянута необходимая оборона?
Ответ: В Русской правде

Вопрос 7. Как квалифицировать деяние в тех случаях, когда лицо не осознавало, но по обстоятельствам дела должно было и могло осознавать отсутствие реального общественно опасного посягательства?
Ответ: по соответствующей статье УК РФ как совершенное по неосторожности

Вопрос 8. В УК РСФСР 1960 г. не было нормы, предусматривавшей правомерность причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление. На практике такие ситуации рассматривались по правилам …
Ответ: о необходимой обороне.

Вопрос 9. Кто имеет право на задержание лица, совершившего преступление?
Ответ: все лица, независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения.
Вопрос 10. В течение какого времени возможно причинение вреда при задержании лица совершившего преступление, сотрудником правоохранительных органов?
Ответ: в пределах срока давности совершенного преступления

Вопрос 11. Причинение вреда при крайней необходимости признается соразмерным, если...
Ответ: причиненный вред меньше вреда предотвращенного.

Вопрос 12. Причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами - это...
Ответ: Крайняя необходимость.

Вопрос 13. Подлежит ли возмещению вред, причиненный в состоянии крайней необходимости?
Ответ: Вред должен быть возмещен лицом, причинившим его в порядке гражданского судопроизводства.

Вопрос 14. Превышение пределов крайней необходимости влечет за собой уголовную ответственность…
Ответ: только в случае умышленного причинения вреда

Вопрос 15. По каким правилам решается вопрос об ответственности за причинение вреда, охраняемым законом интересам в результате психического принуждения:
Ответ: по правилам о причинении вреда в состоянии крайней необходимости

Вопрос 16. Что является основанием для причинения вреда в результате принуждения?
Ответ: невозможность или ограниченная возможность руководить своими действиями (бездействием)

Вопрос 17. Целью обоснованного риска согласно ст. 41 УК РФ является…:
Ответ: достижение общественно полезной цели.

Вопрос 18. С каким видом какой формы вины схож повлекший причинение вреда правомерный риск?
Ответ: Преступное легкомыслие как разновидность неосторожной формы вины.

Вопрос 19. Недостижение лицом общественно полезной цели, к которой оно стремилось при обоснованном риске:
Ответ: не исключает обоснованности риска и не влечет уголовной ответственности при соблюдении остальных условий правомерности.

Вопрос 20. На каких условиях будет привлекаться к ответственности лицо, которым не были соблюдены условия правомерности обоснованного риска?
Ответ: на общих основаниях, однако с учетом смягчающего обстоятельства, предусмотренного п. «ж»ст. 61 УК РФ.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
• «Отлично» (зачтено): ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ПК-4: Способен обеспечивать законность, правопорядок,безопасность личности, общества и государства


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Уголовная ответственность предусмотрена за приготовление к совершению…
– преступлений средней тяжести;
– преступлений тяжких и особо тяжких;
– преступлений средней тяжести и особо тяжких;
+ преступлений особо тяжких и исключительной тяжести.

2. Преступление признается оконченным, если…
+ в совершенном лицом деянии содержатся все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ;
– в совершенном лицом деянии содержатся все признаки преступления, предусмотренного УК РФ;
– в совершенном лицом деянии содержатся признаки объективной стороны состава преступления, предусмотренного УК РФ;
– в совершенном лицом деянии содержатся все признаки субъективной стороны состава преступления, предусмотренного УК РФ.

3. Покушением на преступление признаются…

+ умышленные действия (бездействие) лица, непосредственно направленные на совершение преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам;

– неосторожные действия (бездействие) лица, непосредственно направленные на совершение преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам;

– умышленные и неосторожные действия (бездействие) лица, непосредственно направленные на совершение преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам;

– действия (бездействие) лица, непосредственно направленные на совершение преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам.

4. К видам покушения относятся:
– исполненное и неисполненное;
+ оконченное и неоконченное;
– умышленное и неосторожное;
– заранее обдуманное и внезапно возникшее.

5. Покушение исполнителя на преступление влечет за собой оценку деяния подстрекателя полностью выполнившего свои действия как…
– приготовление к преступлению;
– покушение на преступление;
+ оконченного преступления;
– обнаружение умысла.

6. ...признается лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом.
– пособником;
– организатором;
– исполнителем;
+ подстрекателем.

7. Подстрекавшее к убийству за вознаграждение лицо несет ответственность по…
– п. «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ;
– ч. 1 ст. 105 УК РФ;
– ч. 4 ст. 33 и ч. 1 ст. 105 УК РФ;
+ ч. 4 ст. 33 и п. «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ.

8. Действия организатора преступления, одновременно являющегося соисполнителем преступления, квалифицируются…
– по статье Особенной части УК РФ со ссылкой на п. «в» ч. 1 ст. 63 УК РФ;
+ только по статье Особенной части УК РФ;
– по статье Особенной части УК РФ со ссылкой на ч. 3 ст. 33 УК РФ;
– по статье Особенной части УК РФ со ссылкой на ч. 3 ст. 33 УК РФ и п. «в» ч. 1 ст. 63 УК РФ.

9. Созданная в целях совместного совершения одного или нескольких тяжких либо особо тяжких преступлений для получения прямо или косвенно финансовой или иной материальной выгоды есть…

– группа лиц без предварительного сговора;
+ организованная группа;
– группа лиц по предварительному сговору;
– преступное сообщество (преступная организация).

10. Соучастием в преступлении признается…
+ умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления;
– умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении преступления;
– совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления;
– умышленное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Преступления, относящиеся к преступлениям с усеченным составом:

" Преступление, оконченное с момента начала выполнения общественно опасных действий "

2. Все предписания Уголовного кодекса опираются на:

" Правонарушение и Преступление"

3. При конкуренции общей нормой признается норма, которая:

"Описывает более широкий круг случаев (преступных действий) подпадающих под нее"

4. Совокупностью преступлений признается совершение:

"Двух и более преступлений, предусмотренных различными статьями или частями Уголовного кодекса, ни за одно из которых лицо не было осуждено"

5. Два обязательных признака для любого состава преступления:

"Общественно опасное деяние, вина "

6. К рецидиву преступлений относится совершение:

"Умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление "

7. Определение преступления, которое дает уголовный закон РФ:

" Материально-нормативное "

8. При конкуренции специальной нормой признается норма, которая:

"Содержит дополнительные признаки и охватывает более узкий круг преступных деяний "

9. Видами множественности преступлений является:

"Совокупность "


10. Критерий образующий признак структуры Особенной части уголовного права:

"Объект преступлений"

11. Множественность преступлений имеет уголовно-правовое значение для:

"Назначения наказания лицу, совершившему несколько преступлений "

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
• «Отлично» (зачтено): ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ПК-5: Способен обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. В каком случае задержание лица, совершившего преступление, становится необходимой обороной?
A) задерживаемый не оказывает сопротивления
B) задерживаемый оказывает сопротивление, сопряженное с насилием или вооруженное сопротивление
C) задерживаемый скрывается
D) ни один из вариантов не является верным
Ответ: B

Вопрос 2. Правомерно ли причинение вреда в ходе задержания лица, совершившего преступление, если задерживаемое лицо не оказывает сопротивление?
A) да
B) нет
C) да, если лицо совершило особо тяжкое преступление
D) да, если преступление направлено против интересов государства
Ответ: B

Вопрос 3. Цели задержания лица, совершившего преступление:
A) пресечение совершения преступления
B) доставление лица в органы власти
C) возмездие за содеянное
Ответ: B

Вопрос 4. Превышением мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступления, признается …
A) их несоответствие характеру и степени общественной опасности совершенного задерживаемым лицом преступления
B) их несоответствие обстоятельствам задержания
C) их явное несоответствие характеру и степени общественной опасности совершенного задерживаемым лицом преступления и обстоятельствам задержания
D) их несоответствие совершенному преступлению
Ответ: C

Вопрос 5. Превышение мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, НЕ образует причинение вреда …
A) тяжкого
B) легкого
C) средней тяжести
D)особо тяжкого
Ответ: B

Вопрос 6. Пределы крайней необходимости будут признаваться превышенными, если:
A) причиненный вред был равен предотвращенному
B) причиненный вред был более значительным, чем предотвращенный
C) ответы А и В верны
D) нет верного варианта
Ответ: C

Вопрос 7. К какому виду принуждения можно отнести применение в отношении другого лица гипнотического воздействия?
A) к физическому принуждению
B) к психическому принуждению
C) к эмоциональному принуждению
D) на данный вопрос нет точного ответа
Ответ: B

Вопрос 8. В случае, если лицо при физическом или психическом принуждении сохранило возможность руководить своими действиями, вопрос об уголовной ответственности решается:
A) с учетом ст. 39 УПК РФ
B) с учетом ст. 39 УК РФ
C) с учетом УК и УПК РФ
D) нет правильного ответа
Ответ: B

Вопрос 9. Психическое принуждение всегда является...
A) исключающим преступность деяния
B) преодолимым
C) непреодолимым
D) законным
Ответ: B

Вопрос 10. За причиненный вред принуждающий субъект подлежит ответственности как:
A) организатор
B) пособник
C) исполнитель
D) подстрекатель
Ответ: C

Вопрос 11. Предпринятые для предотвращения вреда при обоснованном риске меры являются достаточными, если они:
A) исключают наступление вреда
B) исключают заведомую угрозу для жизни человека
C) минимизируют риск
D) исключают возможную угрозу для жизни многих людей
Ответ: A

Вопрос 12. Источником опасности при обоснованном риске являются:
A) действия самого рискующего
B) действия третьих лиц
C) воздействия сил природы
D) действия лиц, находящихся в опасности
Ответ: A

Вопрос 13. При нарушении условий правомерности обоснованного риска ответственность за причинение вреда охраняемым интересам наступает …
A) по правилам о превышении пределов необходимой обороны
B) по правилам о превышении пределов крайней необходимости
C) лишь в случаях, установленных в Особенной части УК РФ
D) по общим правилам
Ответ: D

Вопрос 14. Вред при обоснованном риске является:
A) необходимым
B) возможным
C) неизбежным
D) больший вред должен быть предотвращен за счет меньшего вреда
Ответ: B

Вопрос 15. Ст. 42 УК РФ (Исполнение приказа или распоряжения) неприменима:
A) в рамках управленческих процессов в юридических лицах
B) в сфере военных отношений
C) в сфере государственной гражданской службы
D) в преступной среде
Ответ: D

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Ответственность за умышленное причинение вреда при исполнении преступного приказа несут …

Ответ: начальник, отдавший приказ, и его исполнитель, кроме случаев, когда незаконный характер приказа для исполнителя не был очевиден.

Вопрос 2. Какими признаками должен характеризоваться приказ или распоряжение для целей ст. 42 УК РФ?
Ответ: обязательность приказа или распоряжения, издание приказа компетентным лицом, соблюдение формы и процедуры издания приказа или распоряжения

Вопрос 3. При исполнении заведомо незаконного приказа лицо, которое отдало приказ, подлежит ответственности в качестве…
Ответ: исполнителя преступления.

Вопрос 4. При совершении умышленного преступления во исполнение заведомо незаконного приказа имеет место ...
Ответ: соучастие в преступлении.

Вопрос 5 В каком случае уголовной ответственности подлежит исключительно исполнитель заведомо незаконного приказа?
Ответ: в случае, если исполнитель вышел за рамки предписанного ему поведения, и вред был причинен именно действиями, находившимися за границей приказа.

Вопрос 6. Какие 2 обстоятельства, исключающие преступность дения, предусматривал Уголовный кодекс РСФСР 1960 г.?
Ответ: необходимая оборона, крайняя необходимость.

Вопрос 7. Что общего между крайней необходимостью и необходимой обороной?
Ответ: своевременность причинения вреда

Вопрос 8. Система объективных и субъективных признаков, предусмотренных уголовных законом, характеризующих общественно опасное деяние как преступление, – это?
Ответ: состав преступления.

Вопрос 9. К какому виду состава преступления по степени общественной опасности относится состав убийства, совершенного при превышении пределов необходимой обороны (ч. 1 ст. 108 УК РФ)…
Ответ: привилегированному.

Вопрос 10. К какому виду состава преступления по степени общественной опасности относится состав причинения тяжкого вреда здоровью, совершенного при превышении мер необходимых для задержания лица, совершившего преступление (ч. 2 ст. 114 УК РФ)
Ответ: привилегированному.

Вопрос 11. Перечислите виды преступного бездействия, которые выделяются в уголовном праве России.
Ответ: бездействие чистое и бездействие смешанное.

Вопрос 12. Сколько обстоятельств, исключающих преступность деяния, включает Уголовный кодекс, принятий 24 мая 1996 года?
Ответ: шесть.

Вопрос 13. Деяния внешне схожие с преступлениями, однако не являющиеся преступлениями в силу отсутствия общественной опасности, противоправности и виновности называется…
Ответ: обстоятельства, исключающие преступность деяния.

Вопрос 14. В каком постановлении Пленума Верховного суда РФ раскрываются важнейшие положения о применении норм о необходимой обороне?
Ответ: в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2012 N 19 "О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление"

Вопрос 15. Какой закон содержит основные положения о необходимой обороне?
Ответ: Уголовный кодекс.

Вопрос 16. Мнимая оборона – это…
Ответ: защита от посягательства, которого не существует в действительности.

Вопрос 17. Признаки состава преступления, содержание которых может измениться без изменения текста статьи Особенной части УК РФ, называются…
Ответ: переменными признаками состава преступления.

Вопрос 18. Защита от посягательства, которая осуществляется после оконченного нападения называется….
Ответ: запоздалая оборона.

Вопрос 19. Защита от посягательства, которая начинает выполняться до осуществления реальной угрозы называется…
Ответ: преждевременной обороной.

Вопрос 20. На каких основаниях влечет уголовную ответственность несвоевременная защита от посягательства?
Ответ: по общим нормам, однако с учетом смягчающего обстоятельства, предусмотренного п. «ж» ст. 61 УК РФ.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
• «Отлично» (зачтено): ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 1 вопрос теоретического характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Понятие обстоятельств, исключающих преступность деяния. Их виды. Социальная и юридическая природа.
2. Понятие необходимой обороны. Социальная и юридическая природа необходимой обороны.
3. Условия правомерности необходимой обороны, характеризующие общественно-опасное посягательство и защиту.
4. Мнимая оборона, провокация необходимой обороны. Особенность ответственности при мнимой обороне.
5. Превышение пределов необходимой обороны. Уголовная ответственность за превышение пределов необходимой обороны.
6. Социальная и юридическая природа правомерности причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление.
7. Сущность причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление. Отграничение уголовно-правового задержания от уголовно-процессуального и административного задержания.
8. Условия правомерности причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление. Объективные и субъективные признаки правомерности причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление.
9. Понятие превышения мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление.
10. Нарушение других условий правомерности задержания.
11. Уголовно-правовая ответственность за вред, причиненный при несоблюдении условий правомерного задержания.
12. Отличие причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление, от необходимой обороны.
13. Понятие крайней необходимости. Социальная и юридическая природа крайней необходимости.
14. Условия правомерности крайней необходимости.
15. Понятие превышения пределов крайней необходимости. Ответственность за превышение пределов крайней необходимости.
16. Ответственность за причинение вреда при нарушении условий правомерности крайней необходимости.
17. Отличие крайней необходимости от необходимой обороны и причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление.
18. Понятие физического и психического принуждения. Виды физического и психического принуждения.
19. Условия правомерности причинения вреда при физическом или психическом принуждении.
20. Особенности уголовной ответственности при физическом и психическом принуждении.
21. Соотношение физического или психического принуждения с крайней необходимостью.
22. Понятие обоснованного риска.
23. Условия правомерности обоснованного риска.
24. Понятие необоснованного риска. Уголовная ответственность за причинение вреда при необоснованном риске.
25. Исполнение приказа или распоряжения. Условия правомерности причинения вреда при исполнении приказа или распоряжения. Субъект исполнения приказа или распоряжения.
26. Ответственность за совершение преступления во исполнение заведомо незаконного приказа или распоряжения. Неисполнение заведомо незаконного приказа или распоряжения.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Наумов А.В., Кибальник А.Г. Уголовное право в 2 т. Том 1. Общая часть: учебник для вузов М.: Юрайт, 2022 urait.ru
Л1.2 под общей ред. В.В. Векленко Уголовное право ч. Общая: учебник для вузов Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ответственные редакторы А. В. Наумов, А. Г. Кибальник Уголовное право в 2 т. Том 1. Общая часть : учебник для вузов: Гриф УМО ВО Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л2.2 Сверчков В.В. Уголовное право. Общая часть: учебное пособие Юрайт, 2021 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Официальный интернет-портал правовой информации. pravo.gov.ru
Э2 Сайт Верховного Суда РФ www.vsrf.ru
Э3 Сайт государственной автоматизированной системы «Правосудие». sudrf.ru
Э4 ЭУМК "Установление процесса выявления преступного деяния" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Chrome http://www.chromium.org/chromium-os/licenses бессрочно
7-Zip https://www.7-zip.org/ бессрочно
Архиватор Ark https://apps.kde.org/ark/ бессрочно
Редактор изображений Gimp https://www.gimp.org/ бессрочно
Okular https://okular.kde.org/ru/download/ бессрочно
1С:Предприятие 8 Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
1С:Предприятие (учебная версия) Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
Libre Office https://www.libreoffice.org/download/license/ бессрочно
Windows 10 для образовательных учреждений Лицензии OEM, Academic Код продукта: 003 бессрочно
Microsoft Office Office 2013 Standart, бессрочно
Acrobat Reader https://get.adobe.com/reader/ бессрочно
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: внутриуниверситетская компьютерная сеть.
Электронная база данных "Scopus". Режим доступа: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета. Режим доступа: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU». Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 7 (филиал в г. Белокуриха) учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и (или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 110 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03.
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки.
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по курсу «Установление процесса выявления преступного деяния» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается базовый объем базовых и специальных знаний и навыков теоретического и прикладного характера в изучаемой области. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к зачету.
Практические занятия ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС, а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по предыдущему занятию и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие, решать практические кейсы.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, выполнение практических заданий.
В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студенту следует обратиться к ведущему преподавателю.