МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономика личных решений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки37.03.01. Психология
ПрофильОбщая психология и психология личности
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планФлБел_v37_03_01_Психология_ОПиПЛ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 90
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 90 90 90 90
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., Доцент, Лепешкина С.В.

Рецензент(ы):
канд. экон. наук, Доц., Деркач Н.О.

Рабочая программа дисциплины
Экономика личных решений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 37.03.01 Психология (приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 г. № 839)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 24.06.2022 г. № 3
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н. доцент Малюкова Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 24.06.2022 г. № 3
Заведующий кафедрой к.ф.н. доцент Малюкова Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование знаний по осуществлению экономических расчетов, необходимых при принятии личных экономических решений с которыми сталкивается человек в своей повседневной жизнедеятельности, а также умений и навыков их осуществления. Каждая тема курса предполагает приобретение знаний, а также обучение принятию решений в конкретных жизненных ситуациях, возникающих:
- при формировании общих доходов и доходов тех, с кем в настоящее время проживаете и ведете совместное хозяйство;
- при планировании личных расходов;
-при потребительском кредитовании;
- при жилищном ипотечной кредитовании;
- при налогообложении личных доходов и имущества;
- при личном участии в инвестиционной деятельности;
- при вступлении в страховые отношения;
- при организации личного дела и др..
освоение дисциплины призвано обеспечить формирование слудующих комптенций:
УК–1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач (направления подготовки бакалавриата)
УК–1. Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий (направления подготовки специалитета)
УК–3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК–5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах (направления подготовки бакалавриата)
УК–5. Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия (направления подготовки специалитета)
УК-10. Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности (УК-9 для отдельных образовательных программ)

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-3 Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-10 Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-1.1. Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории.
УК-3.1. Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства.
УК-5.1. Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира.
УК-10.1. Знает базовые экономические понятия, объективные основы функционирования экономики и поведения домохозяйств и его субъектов; ресурсные ограничения экономического развития и особенности циклического развития рыночной экономики; понятие общественных благ, роль государства в их обеспечении и возможностях их получения домохозяйствами, основы функционирования финансовых рынков и принятия домохозяйствами инвестиционных решений,
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-1.2. Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов.
УК-1.3. Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений.
УК-3.2. Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи.
УК-5.2. Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности.
УК-10.2. Умеет использовать понятийный аппарат экономической науки для описания экономических и финансовых процессов функционирования домохозяйств; искать и собирать финансовую и экономическую информацию для принятия обоснованных решений; анализировать финансовую и экономическую информацию, необходимую для принятия обоснованных решений в сфере экономики домохозяйства; оценивать процентные, кредитные, курсовые, рыночные, операционные, общеэкономические, политические риски неблагоприятных экономических и политических событий для экономики домохозяйства; решать типичные задачи, связанные с личным финансовым планированием.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-1.4. Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
УК-3.3. Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками.
УК-5.3. Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества.
УК-5.4. Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия.
УК-10.3. Владеет методами оценки будущих доходов и расходов домохозяйства, сравнение условий различных финансовых продуктов и условий инвестирования личных доходов; навыками решения типичных задач в сфере личного экономического и финансового планирования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Личные решения в экономической сфере
1.1. Решения в системе отношений современного домашнего хозяйства. Практические 3 1 УК-1, УК-3, УК-5, УК-10 Л1.2, Л2.3
1.2. Решения в системе отношений современного домашнего хозяйства. Сам. работа 3 3 УК-1, УК-3, УК-5, УК-10 Л1.2, Л2.3
1.3. Решения при планирование экономики домашнего хозяйства и формировании его доходов и расходов. Практические 3 2 УК-1, УК-3, УК-5, УК-10 Л1.2, Л2.3
1.4. Решения при планирование экономики домашнего хозяйства и формировании его доходов и расходов. Сам. работа 3 5 УК-1, УК-3, УК-5, УК-10 Л1.2, Л2.3
1.5. Решения при формировании личных доходов и их налогообложения. Практические 3 2 УК-1, УК-3, УК-5, УК-10 Л1.2, Л2.3
1.6. Решения при формировании личных доходов и их налогообложения. Сам. работа 3 4 УК-1, УК-3, УК-5, УК-10 Л1.2, Л2.3
1.7. Решения в системе «личные расходы - источники их обеспечения». Практические 3 2 УК-1, УК-3, УК-5, УК-10 Л1.2, Л2.3
1.8. Решения в системе «личные расходы - источники их обеспечения». Сам. работа 3 4 УК-1, УК-3, УК-5, УК-10 Л1.2, Л2.3
1.9. Решения в системе потребительского кредитования. Практические 3 1 УК-1, УК-3, УК-5, УК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.10. Решения в системе потребительского кредитования. Сам. работа 3 3 УК-1, УК-3, УК-5, УК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.11. Решения в системе жилищного ипотечного кредитования. Формы и механизмы оптимизации платежей по ипотечному кредиту. Практические 3 1 УК-1, УК-3, УК-5, УК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.12. Решения в системе жилищного ипотечного кредитования. Формы и механизмы оптимизации платежей по ипотечному кредиту. Сам. работа 3 3 УК-1, УК-3, УК-5, УК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.13. Решения в системе налогообложения физических лиц. Механизмы оптимизации налоговых платежей. Практические 3 1 УК-1, УК-3, УК-5, УК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3
1.14. Решения в системе налогообложения физических лиц. Механизмы оптимизации налоговых платежей. Сам. работа 3 4 УК-1, УК-3, УК-5, УК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3
1.15. Решения по осуществлению сбережений и личных инвестиций. Практические 3 2 УК-1, УК-3, УК-5, УК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.16. Решения по осуществлению сбережений и личных инвестиций. Сам. работа 3 6 УК-1, УК-3, УК-5, УК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.17. Решения по страхованию личных рисков, как инструменте их нивелирования. Практические 3 1 УК-1, УК-3, УК-5, УК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.18. Решения по страхованию личных рисков, как инструменте их нивелирования. Сам. работа 3 4 УК-1, УК-3, УК-5, УК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.19. Решения по организации предпринимательской деятельности. Практические 3 2 УК-1, УК-3, УК-5, УК-10 Л1.2, Л2.3
1.20. Решения по организации предпринимательской деятельности. Сам. работа 3 4 УК-1, УК-3, УК-5, УК-10 Л1.2, Л2.3
Раздел 2. Разработка личного экономического проекта (решения)
2.1. Идея проекта (решения) и механизм его воплощения в системе личных экономических решений Практические 3 1 УК-1, УК-3, УК-5, УК-10 Л1.2, Л2.3
2.2. Идея проекта (решения) и механизм его воплощения в системе личных экономических решений Сам. работа 3 8 УК-1, УК-3, УК-5, УК-10 Л1.2, Л2.3
2.3. Презентация личных экономических проектов (решений) Практические 3 2 УК-1, УК-3, УК-5, УК-10 Л1.2, Л2.3
2.4. Презентация личных экономических проектов (решений) Сам. работа 3 42 УК-1, УК-3, УК-5, УК-10 Л1.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=8124

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Развитие экономического мышления людей способствует:
а) ограничению свободы выбора;
+ б) ориентации в сфере бизнеса;
в) повышению духовной культуры общества.

2. К материальным относятся потребности человека:
а) в образовании;
б) духовной культуре;
+ в) бытовой технике.

3. К субститутам относятся товары (услуги):
а) удовлетворяющие исключительно материальные потребности человека;
+ б) заменяющие друг друга при использовании;
в) дополняющие друг друга при использовании.

4. Месторождение нефти, обнаруженное на дачном участке, является таким экономическим ресурсом, как:
а) предпринимательство;
б) труд;
+ в) земля.

5. Знание экономических законов способствует:
а) появлению большего количества свободного времени у человека;
+ б) рациональному поведению в сфере производства и потребления;
в) обесцениванию личных сбережений.

6. К комплементарным относятся товары (услуги):
+ а) дополняющие друг друга при использовании;
б) заменяющие друг друга при использовании;
в) удовлетворяющие исключительно духовные потребности людей.

7. Компьютеры, обслуживающие работу фирмы, являются таким фактором производства, как
+ а) капитал;
б) труд;
в) предпринимательство.

8. К базовым (первичным) потребностям относятся:
а) социальные потребности;
б) потребности в почете и уважении;
+ в) физиологические потребности.

9. Ручка и писчая бумага являются производственным капиталом, когда:
а) они лежат в портфеле;
б) ученик решает задачу по математике;
+ в) писатель пишет рукопись новой книги.

10. Связь между спросом и ценой на товар:
а) прямо пропорциональна;
б) обратно пропорциональна;
в) отсутствует.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. «Цифровые рубли можно будет использовать точно так же, как и обычные купюры и монеты, банковские карты и электронные кошельки: расплачиваться за товары и услуги, делать переводы. Цифровые рубли будут эквивалентны наличным и безналичным: 1 наличный рубль = 1 безналичный рубль = 1 цифровой рубль».

(да)

2. Максимальный размер выплаты на ремонт автомобиля по полису обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) составляет ____ рублей. (Ответ введите в виде целого числа).

(400000)

3. Документ, удостоверяющий, с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов, имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении - это _________бумага.

(ценная)

4. Денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе с лимитом кредитования – это__________кредит.

(потребительский)

5. Обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований - это ____________.

(налог)

6. Признанная арбитражным судом или наступившая в результате завершения процедуры внесудебного банкротства гражданина неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей - это ______________.

(банкротство)

7. Какие расходы, включенные в декларацию для получения налогового вычета, позволят уменьшить сумму налога на доходы физических лиц.

(Расходы на образование налогоплательщика и его детей. Расходы на благотворительность, Оплата стоматологических услуг для детей налогоплательщика. Строительство гаража на даче.Расходы на обучение в вузе.)

8. Ценная бумага, закрепляющая за ее владельцем право собственности на долю капитала компании-эмитента – это __________.

(акция)

9. Счет до востребования с минимальной процентной ставкой, то есть текущий счет, открывается для _________ карты.

(дебетовой)

10. Ценная бумага, дающая право ее владельцу на получение дивиденда в качестве фиксированного процента, право на долю собственности при ликвидации общества и не дающая права голоса на участие в управлении обществом – это ____________ акция.

(Привилегированная)

11. Определите, сколько денег потребуется на реализацию финансовой цели через 4 года при индексе потребительских цен – 104,8%, если сейчас она стоит 354 000 руб. (Ответ введите в виде целого числа).Ответ _________ рублей

(427020)

12. Отчисления во внебюджетные фонды от заработной платы сотрудников составляют в сумме ___ % (Ответ введите в виде целого числа)

(30)

13. Какую максимальную сумму средств можно внести на индивидуальный инвестиционный счет в течение календарного года? (Ответ введите в виде целого числа . Ответ :____ тыс.руб

(1000)

14. Выберите самую высокую ставку из перечисленных ниже (один правильный ответ)

(1,5 % в день)

15. Работник биржи, который оказывает посреднические услуги при реализации товаров (услуг), действуя по поручению клиента за определенное вознаграждение, называют - __________.

(брокер)
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Если вы спрашиваете у продавца о стоимости компьютера, то в этом случае деньги выполняют функцию:
а) меры стоимости;
+ б) средства накопления;
в) средства платежа.

2. Если вы купили в кредит компьютер и собираетесь внести определенную сумму в счет погашения долга, то в этом случае деньги выполняют функцию:
+ а) меры стоимости;
б) мировых денег;
в) средства платежа.

3. Объем спроса на конкретный товар останется неизменным в случае:
а) изменения цены на данный товар;
+ б) изменения цены на товары-комплементы;
в) высокого конкурса для поступающих в высшие учебные заведения.

4. Тесты. Одна из функций современного домашнего хозяйства:
а) утверждение законопроектов;
+ б) потребление товаров и услуг;
в) осуществление контроля за рыночными ценами.

5.К первичным (первоочередным) расходам домашнего хозяйства относится расход:
а) на оплату обучения;
б) покупку автомобиля;
+ в) оплату жилья.

6. Увеличение удельного веса расходов на питание в бюджете семьи свидетельствует:
а) о росте благосостояния семьи;
+ б) снижении благосостояния семьи;
в) стабильном уровне благосостояния семьи.

7. Один из главных факторов, влияющих на уровень благосостояния семьи:
а) исследования в области космической индустрии;
б) налогообложение; %
+ в) возможность членов семьи реализовывать свои способности.

8. Показатель, отражающий уровень жизни семьи:
+ а) удельный вес расходов на питание;
б) размер налогов;
в) расходы на транспорт.

9. Наиболее выгодным для домашних хозяйств является вложение денег:
а) в крупномасштабные коммерческие проекты;
б) финансовые «пирамиды»;
+ в) образование членов семьи.

10. Главная функция финансового рынка:
+ а) трансформация временно бездействующих денежных средств в ссудный капитал;
б) законодательное регулирование спроса и предложения на рынке труда;
в) реализация биржевых товаров.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Федеральные государственные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии стажа государственной службы не менее __ лет. (Ответ запишите в виде целого числа)

(15)

2. Средства, которые обязательно перечисляет работодатель за своего работника или самозанятые граждане сами за себя в Социальный Фонд России - _________взносы.

(страховые)

3. Особый вид деятельности, предметом которой является человек, нуждающийся в помощи это - _________ работа.

(социальная)

4. Назовите способы защиты от интернет-мошенников

( Никогда и никому не сообщать пароли . Не открывать сайты платежных систем по ссылке (например, в письмах) . При поиске удаленной работы не реагировать на просьбы оплаты каких-либо регистрационных взносов )

5. Безработица, вызванная неудовлетворенностью содержанием и условиями труда, называется ________________ безработицей.

(фрикционной)

6. Особый вид деятельности, предметом которой является человек, нуждающийся в помощи это - _________ работа.

(социальная)

7. Участник срочного рынка, который желает установить цены на активы, по которым в перспективе планируется сделка, а также застраховать на срочном рынке уже приобретенные активы на спотовом рынке - это ___________.

(хеджер)

8. На купонном поле банкноты кто-то ручкой написал номер телефона. Можно ли оплатить покупку в магазине такой банкнотой? (да или нет)
Ответ:_______

(да)

9. На каких платформах можно оплатить налоги онлайн?

(В личном кабинете на сайте своего банка. На сайте Министерства финансов. На портале «Госуслуги». На сайте Федеральной налоговой службы)

10. Карточка заёмщика, в которую записываются все операции с кредитами: какой банк выдавал, сколько есть долгов и вовремя ли платит гражданин – это __________ история.

(кредитная)

11. Безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации – это социальное __________.

(пособие)

12. Определенный промежуток времени, в течение которого владелец кредитной карты может бесплатно пользоваться заемными средствами – это __________ период.

(льготный или грейс-период или беспроцентный)

13. Финансовое учреждение, предоставляющее финансовые средства под залог движимого имущества (изделия из драгоценных металлов и камней, ковры, носильные вещи, электроника, радиоаппаратура, компьютерная техника и др.), в ряде случаев — под заклад ценных бумаг – это ____________.

(ломбард)

14. Система отношений между рыночными субъектами, в которой одна сторона на возмездной основе передает другой стороне право использования ее бизнес-модели, в том числе ее товарного знака- это _____________.

(франчайзинг)

15. Физическое лицо, обратившееся к кредитору с намерением получить, получающее или получившее потребительский кредит (заем) – это ___________.

(заемщик)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1:Индексация доходов …
Варианты ответа:
+а) используется для поддержания уровня жизни лиц с фиксированными доходами
б) способствует уменьшению разрывов в доходах лиц различных социальных категорий
в) стимулирует производительный труд
г) ведет к усилению социальной дифференциации

Вопрос 2:Личный доход – это …
Варианты ответа:
+а) доход, полученный домохозяйствами в течение данного года, включая сумму, которую составляют их налоги
б) весь доход, предназначенный для личных расходов, после уплаты налогов
в) стоимость произведенных за год товаров и услуг
г) ВНП минус амортизация

Вопрос 3:Политика доходов в административно-командной экономике основывается на …
Варианты ответа:
а) равном распределении на душу населения
+б) нормативном распределении
в) распределении по труду
г) распределении по потребностям

Вопрос 4: В коротком периоде при повышении уровня цен занятость возрастет, если …
Варианты ответа:
+а) рост номинальной зарплаты отстает от роста уровня цен
б) рост реальной ставки зарплаты отстает от роста средней производительности труда
в) индексация заработной платы отстает от инфляции
г) повышается реальная ставка зарплаты

Вопрос 5: Добровольно уволившийся работник во время поиска новой работы подвержен … форме безработицы
Варианты ответа:
а) структурной
б) застойной
+в) фрикционной
г) циклической

Вопрос 6: Эгалитарный принцип социальной справедливости подразумевает, что …
Варианты ответа:
а) максимизируется полезность всех членов общества
б) справедливость устанавливается рынков
+в) все члены общества получают равные блага
г) максимизируется полезность наименее обеспечённых лиц

Вопрос 7: Правительство в текущем году увеличило расходы на образование населения за счет сокращения затрат на содержание государственного аппарата. Вследствие этого …
Варианты ответа:
а) вырос номинальный национальный доход текущего года
б) вырос реальный национальный доход текущего года
в) национальный доход возрастет в следующем году
+г) возрос перманентный доход страны

Вопрос 8: Система обязательного социального страхования охватывает всех, кроме …
Варианты ответа:
а) временно нетрудоспособных
б) работающих по найму
+в) детей
г) пенсионеров

Вопрос 9:Основной тенденцией политики доходов и заработной платы в экономически развитых странах является …
Варианты ответа:
а) сокращение реальной заработной платы при увеличении числа получателей трансфертных платежей
б) нарастание дифференциации доходов и сокращение социальных программ
в) последовательное увеличение налога на прибыли, и увеличение трансфертных платежей
+г) постепенное увеличение нормы заработной платы и повышение равномерности распределения доходов

Вопрос 10: Государственная политика доходов в странах с рыночной экономикой – это …
Варианты ответа:
а) противодействие инфляции
+б) перераспределение доходов через систему налогов и социальных выплат с целью сглаживания социальных различий
в) установление государством размера заработной платы и жалованья всем категориям занятых
г) поддержание сопоставимого уровня заработной платы в различных отраслях национальной экономики

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Субъект экономики, который состоит из одного ведущего самостоятельное хозяйство индивида, или группы людей, живущих совместно и ведущих общее хозяйство с целью удовлетворения физиологических, духовных и культурных потребностей – это _______хозяйство.

(домашнее)

2. Минимальная, необходимая для обеспечения жизнедеятельности сумма доходов гражданина Российской Федерации, называется прожиточный __________.

(минимум)

3. Денежная единица одной страны или групп стран, используемая для измерения величины стоимости товаров, работ, услуг, а также как общепринятое средство платежа и расчетов – это __________.

(валюта)

4. Физическое лицо, которое находится на территории Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 месяцев, идущих подряд, согласно НК РФ определено как налоговый _________ .

(резидент)

5. Безвозмездное предоставление гражданам определенной суммы из бюджета согласно законодательству РФ представляет собой социальное _________.

(пособие)

6. Работающий гражданин, который оплатил собственное лечение в частной клинике, может получить налоговый _________.

(вычет)

7. Всем гражданам РФ, а также постоянно проживающим на территории РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства выдаётся ________ обязательного медицинского страхования.

(полис)

8. Граждане РФ, а также иностранные граждане могут получить кредит под залог недвижимости, который иначе называют _________.

(ипотека)

9. Социальными целями домохозяйства могут выступают:
(воспитание детей. повышение образовательного уровня. обеспечение условий для полноценного отдыха)

10. К расходам, которые в случае падения доходов необходимо сокращать в первую очередь, можно отнести:

(расходы на приобретение брендовой одежды)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-10: Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1:Неравенство доходов – это …
Варианты ответа:
а) разница в доходах от собственности, предпринимательском доходе и трудовых доходах
+б) неравномерное распределение национального дохода между населением страны
в) различия в уровне оплаты труда
г) различия в налогообложении доходов

Вопрос 2: «Полная занятость» – это …
Варианты ответа:
а) когда число незанятых к наличной рабочей силе составляет 9-10%
+б) уровень безработицы, равный сумме уровней фрикционной и структурной безработицы при нулевом уровне циклической безработицы
в) естественный уровень безработицы для конкретного государства
г) абсолютное отсутствие безработицы

Вопрос 3:Кривая Лоренца показывает ..
Варианты ответа:
а) зависимость ставок налогообложения от уровня доходов
б) динамику изменения доходов за период
в) уровень доходов различных групп населения
+г) степень неравномерности персонального распределения доходов

Вопрос 4:Продление срока выплат пособий по безработице за счет увеличения дефицита госбюджета относится к мероприятиям …
Варианты ответа:
а) фискальной политики
б) кредитно-денежной политики
в) политики предложения
+г) комбинированной политики

Вопрос 5:Изменения в уровне реальной заработной платы можно определить путем сопоставления номинальной заработной платы с динамикой …
Варианты ответа:
а) ставки банковского процента
+б) уровня цен на товары и услуги
в) ставки налогообложения
г) нормы прибыли

Вопрос 6: Индекс потребительских цен может быть использован для того, чтобы оценить …
Варианты ответа:
+а) различия в рыночной стоимости «товарной корзины» двух разных временных периодов
б) разницу между уровнем оптовых и розничных цен
в) различия в уровнях цен двух разных стран
г) различия между структурой производства в данном и предыдущем году

Вопрос 7: Минимальный размер заработной платы устанавливается …
Варианты ответа:
а) тарифным соглашением
б) государством для госслужащих и предпринимателями для наемных работников
в) индивидуально для каждого работника
+г) государственным законом

Вопрос 8:Потерявший работу из-за спада в экономике попадает в категорию безработных, охваченных …
Варианты ответа:
а) структурной формой безработицы
б) застойной формой безработицы
в) фрикционной формой безработицы
+г) циклической формой безработицы

Вопрос 9: Если человек болен и не может работать, то он …
Варианты ответа:
а) относится к числу неполных занятых
б) рассматривается как потерявший возможность поступить на работу
в) относится к числу безработных
+г) не учитывается в составе рабочей силы

Вопрос 10: Продление срока выплат пособий по безработице за счет увеличения дефицита госбюджета относится к мероприятиям …
Варианты ответа:
а) кредитно-денежной политики
+б) комбинированной политики
в) фискальной политики
г) политики предложения
Подробнее: https://zaochnik.com/online-tests/economic/278-gosregsosf-s1/

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Если номинальная заработная плата увеличилась за год на 15%, а рост цен составил 10%, то реальная заработная плата уменьшилась на ______% (дать ответ в виде целого числа).

(5)

2. Если сумма начисленной заработной платы 30000 руб., то сумма налога на доходы физических лиц (НДФЛ) составит ________ руб. (дать ответ в виде целого числа).

(3900)

3. Если сумма начисленной заработной платы 30000 руб., то сумма страховых взносов, которые должен внести работодатель, составит______руб. (дать ответ в виде целого числа).

(9000)

4. Предположим, что темп инфляции составляет 7%, а ставка по вкладу в банке – 8%. В такой ситуации Ваш доход будет равен _______% (дать ответ в виде целого числа).

(1)

5. Гражданин выиграл в лотерею, проводимую компанией в целях рекламы своей продукции, 50000 руб. Сумма налога на доходы физических лиц (НДФЛ), которую необходимо заплатить обладателю выигрыша составит __________ руб. (дать ответ в виде целого числа).

(16100)

6. Гражданин, зарегистрированный в качестве самозанятого, в течение года получил доход в сумме 500000 руб. от контрагентов физических лиц. Сумма налога с профессионального дохода, которую должен заплатить данный гражданин, составит ________руб. (дать ответ в виде целого числа).

(20000)

7. Гражданин положил в банк 10000 руб. на год под 5% годовых. Доход гражданина в конце срока вклада составит ______ руб. (дать ответ в виде целого числа).

(500)

8. Стоимость минимальной потребительской корзины, включающей продовольственные и непродовольственные товары, 10000 руб. в месяц на одного человека. Доля расходов на питание в данной корзине составляет 70%. Сумма расходов на приобретение непродовольственных товаров равна _________ руб. (дать ответ в виде целого числа).

(3000)

9. Стоимость автомобиля 400000 руб. Мощность двигателя автомобиля 106 л.с., ставка налога 20 руб. /л.с. Сумма транспортного налога, которую обязан уплатить собственник, составит __________ руб. (дать ответ в виде целого числа).

(2120 руб.)

10. Лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, обязаны уплачивать транспортный __________ .

(налог)

11. Инициативная самостоятельная деятельность граждан или их объединений, направленная на получение прибыли (или личного дохода) и осуществляемая от своего лица, на свой риск и под свою имущественную ответственность, а также от имени и под юридическую ответственность юридического лица называется ___________ деятельность.

(предпринимательская)

12. Укажите правильное утверждение о соотношении риска и доходности при инвестировании на финансовом рынке:

(чем выше риск, тем выше должна быть ожидаемая доходность)

13. Ваши деньги лежат на депозите со ставкой 6% годовых, а ежегодная инфляция составляет 7% годовых. Это значит, что через год, сняв деньги со счета, вы сможете купить товаров и услуг:

( меньше, чем могли бы купить на эти деньги сегодня)

14. Полис обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) гарантирует:

(возмещение ущерба, причиненного владельцем полиса другому автомобилю в пределах установленной суммы)

15. Фраза «евро подорожал к рублю» означает:

(за 1 евро стали давать больше рублей)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра ЗАЧЕТА (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

1. Ограниченность ресурсов. Выбор. Факторы производства
2. Альтернативная стоимость и КПВ
3. Основные экономические проблемы и типы экономических систем
4. Роль государства в рыночной экономике
5. Циклические потоки денег, товаров и услуг в рыночной экономической системе
6. Спрос, закон спроса, эластичность спроса
7. Предложение, закон предложения, эластичность предложения
8. Рыночное равновесие и причины его нарушения
9. Бюджет потребителя, виды бюджета
10. Формы организации бизнеса и их характеристика
11. Производство, производительность труда
12. Понятие конкуренции. Характеристика конкурентных рынков
13. Антимонопольное законодательство и защита конкуренции
14. Рынок труда
15. Понятие безработицы, виды и характеристика
16. Государственный бюджет. Бюджетный дефицит и государственный долг
17. Налоги, трансфертные платежи и перераспределение доходов
18. Деньги, их покупательная стоимость, свойства, виды денег
19. Инфляция, ее виды, социально-экономические последствия инфляции
20. Экономические индикаторы: ВВП, ВНП
21. Понятие безработица, характеристика видов безработицы
22. Циклы деловой активности, характеристика, причины цикличности
23. Фискальная и монетарная политика государства в различные периоды деловой активности
24. Особенности экономической системы в России


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Н.Г. Ивановой. Финансы, денежное обращение и кредит : учебник для академического бакалавриата Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л1.2 Корнейчук Б.В. Микроэкономика: учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под ред. Гончаренко Л.И. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Мазаева М.В. СТРАХОВАНИЕ. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Кумбашева, Ю. А. Человек в современном мире : учебное пособие Москва : ФЛИНТА, 2021 URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83373
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Экономика личных решений portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Chrome http://www.chromium.org/chromium-os/licenses бессрочно
7-Zip https://www.7-zip.org/ бессрочно
Архиватор Ark https://apps.kde.org/ark/ бессрочно
Редактор изображений Gimp https://www.gimp.org/ бессрочно
Okular https://okular.kde.org/ru/download/ бессрочно
1С:Предприятие 8 Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
1С:Предприятие (учебная версия) Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
Libre Office https://www.libreoffice.org/download/license/ бессрочно
Windows 10 для образовательных учреждений Лицензии OEM, Academic Код продукта: 003 бессрочно
Microsoft Office Office 2013 Standart, бессрочно
Acrobat Reader https://get.adobe.com/reader/ бессрочно
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки.
№ 7 (филиал в г. Белокуриха) учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и (или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 110 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по курсу «Экономика личных решений» в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается базовый объем базовых и специальных знаний и навыков теоретического и прикладного характера в изучаемой области. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к зачету и к зачету.
Практические занятия ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС, а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по предыдущему занятию и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие, решать практические кейсы.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, выполнение практических заданий.
В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студенту следует обратиться к ведущему преподавателю.