Закреплена за кафедрой | Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха) |
---|---|
Направление подготовки | 37.03.01. Психология |
Профиль | Общая психология и психология личности |
Форма обучения | Очно-заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | ФлБел_v37_03_01_Психология_ОПиПЛ-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 14 | 14 | 14 | 14 |
Сам. работа | 42 | 42 | 42 | 42 |
Консультации | 40 | 40 | 40 | 40 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Протокол от 24.06.2022 г. № 3
Заведующий кафедрой к.ф.н. доцент Малюкова Е.В.
1.1. | дать представление о современной роли обучения и воспитания в развитии личности, механизмах и условиях становления личности в процессе обучения и воспитания, о многообразии современных методов обучения и воспитания и техниках педагогического взаимодействия |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-3 | Способен использовать методы психологической оценки параметров образовательной среды, в том числе ее безопасности и комфортности, и образовательных технологий |
ПК-9 | Способен разрабатывать и апробировать программы психологического сопровождения образовательных процессов в образовательной организации, в том числе психолого-профилактические программы, программы формирования благоприятного психологического климата на основе социально-психологической диагностики особенностей обучающихся и развития коллективов обучающихся. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - содержание процессов самоорганизации и самообразования, их особенности и технологии реализации, исходя из целей совершенствования профессиональной деятельности. - основы педагогического мастерства; законодательные акты в области образования; современные методы и технологии обучения. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - ставить и планировать цели и устанавливать приоритеты при осуществлении деятельности; самостоятельно строить процесс овладения информацией, отобранной и структурированной для выполнения профессиональной деятельности. - планировать и осуществлять педагогическую деятельность с учетом специфики предметной области в образовательных организациях; проектировать рабочие программы, учебные занятия; осуществлять взаимодействие в условиях педагогической деятельности. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - организации процесса самообразования и самоорганизации; приемами целеполагания во временной перспективе, способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности. - планирования и осуществления педагогической деятельности с учетом специфики предметной области в образовательных организациях; разработкой конспектов учебных занятий; отбором современных средств обучения. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. СТАНОВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ | ||||||
1.1. | Краткий исторический очерк становления педагогической психологии | Лекции | 5 | 2 | ПК-9, ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.2. | Предмет, задачи, актуальные проблемы современной педагогической психологии | Практические | 5 | 2 | ПК-9, ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.3. | Методы исследования в педагогической психологии | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-9, ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 2. ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ | ||||||
2.1. | Сущность понятия обучения. Актуальные проблемы современного школьного обучения | Лекции | 5 | 2 | ПК-9, ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.2. | Обучение как условие развития. Гипотеза Л.С. Выготского о соотношении обучения и развития | Практические | 5 | 2 | ПК-9, ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.3. | Современные направления обучения | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-9, ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 3. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ||||||
3.1. | Психологическая сущность и структура учебной деятельности | Лекции | 5 | 2 | ПК-9, ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
3.2. | Компоненты учебной деятельности | Практические | 5 | 2 | ПК-9, ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
3.3. | Проблема неуспеваемости учащихся в процессе учебной деятельности | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-9, ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 4. НАУЧЕНИЕ И ЕГО ЗАКОНОМЕРНОСТИ | ||||||
4.1. | Сущность научения и его виды | Лекции | 5 | 2 | ПК-9, ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
4.2. | Современные зарубежные теории научения | Практические | 5 | 2 | ПК-9, ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
4.3. | Руководство научением. Роль подкрепления и наказания в научении | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-9, ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 5. ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ | ||||||
5.1. | Многообразие представлений о процессе воспитания | Лекции | 5 | 2 | ПК-9, ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
5.2. | Психологические аспекты воспитания | Практические | 5 | 4 | ПК-9, ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
5.3. | Структура воспитательного процесса | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-9, ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 6. ПСИХОЛОГИЯ УЧИТЕЛЯ | ||||||
6.1. | Предмет и направления исследования психологии учителя | Лекции | 5 | 2 | ПК-9, ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
6.2. | Личность учителя как условие эффективного обучения | Практические | 5 | 2 | ПК-9, ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
6.3. | Педагогическая деятельность | Сам. работа | 5 | 12 | ПК-9, ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
6.4. | Консультации | 5 | 40 | ПК-9, ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - «Педагогическая психология» ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3 Способен использовать методы психологической оценки параметров образовательной среды, в том числе ее безопасности и комфортности, и образовательных технологий ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Педагогическая психология – это наука: а) о закономерностях развития психики ребенка в процессе учебной деятельности; б) о закономерностях становления и развития личности в системе социальных институтов обучения и воспитания; в) о структуре и закономерностях протекания процесса учения; г) изучающая феномены и закономерности развития психики учителя. Правильный ответ: б Вопрос 2. Основной задачей образования является: а) содействие усвоению человеком знаний в процессе обучения; б) формирование умений и навыков; в) содействие развитию и саморазвитию личности в процессе обучения; г) овладение социокультурным опытом. Правильный ответ: в Вопрос 3. Под обучением понимают: а) процесс усвоения знаний, формирование умений и навыков; б) процесс передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику; в) предпринимаемые учеником учебные действия; г) процесс взаимодействия двух деятельностей: деятельности учителя и деятельности ученика. Правильный ответ: г Вопрос 4. Специфической формой деятельности ученика, направленной на усвоение знаний, овладение умениями и навыками, а также на его развитие является: а) научение; б) учение; в) обучение; г) обученность. Правильный ответ: б Вопрос 5. Ведущим принципом отечественной педагогической психологии является: а) принцип социального моделирования; б) принцип трансформации знаний, их расширение и приспособление к решению новых задач; в) принцип личностно-деятельностного подхода; г) принцип установления связи между стимулами и реакциями; д) принцип упражняемости. Правильный ответ: в Вопрос 6. Основоположником русской педагогической психологии является: а) К.Д. Ушинский; б) А.П. Нечаев; в) П.Ф. Каптерев; г) А.Ф. Лазурский. Правильный ответ: в Вопрос 7. Самым глубинным и полным уровнем обученности является: а) воспроизведение; б) понимание; в) узнавание; г) усвоение. Правильный ответ: г Вопрос 8. Л. С. Выготский рассматривает проблему соотношения обучения и развития: а) отождествляя процессы обучения и развития; б) полагая, что обучение должно опираться на зону актуального развития ребенка; в) полагая, что обучение должно забегать вперед развития и вести его за собой. Правильный ответ: в Вопрос 9. Основной психологической проблемой традиционного подхода к обучению является: а) низкий уровень знаний; б) недостаточно развитые познавательные процессы учащихся; в) недостаточная активность учащихся в процессе обучения. Правильный ответ: в Вопрос 10. Целью развивающего обучения является: а) развитие ученика как субъекта учебной деятельности; б) достижение высокого уровня обученности учащихся; в) формирование умственных действий и понятий; г) развитие действий самоконтроля и самооценки у учащихся в процессе обучения. Правильный ответ: а Вопрос 10. Ведущим мотивом учебной деятельности, обеспечивающим эффективность процесса обучения, является: а) потребность изменить социально-статусную позицию в общении; б) потребность получать одобрение и признание; в) стремление соответствовать требованиям преподавателей; избежать наказания; г) стремление приобрести новые знания и умения. Правильный ответ: г Вопрос 11. Недостатком программированного обучения является: а) отсутствие четких критериев контроля знаний; б) недостаточное развитие самостоятельности учащихся; в) отсутствие индивидуального подхода к обучению; г) недостаточное развитие творческого мышления учащихся. Правильный ответ: г Вопрос 12. Основным показателем готовности ребенка к обучению в школе является: а) овладение основными навыками чтения и счета; б) развитие у ребенка мелкой моторики; в) желание ребенка ходить в школу; г) зрелость психических функций и саморегуляция; д) наличие у ребенка необходимых учебных принадлежностей. Правильный ответ: г Вопрос 13. Уровень актуального развития характеризует: а) обученность, воспитанность, развитость; б) обучаемость, воспитуемость, развиваемость; в) самообучаемость, саморазвиваемость, самовоспитуемость; г) обученность, обучаемость. Правильный ответ: а Вопрос 14. Основной функцией педагогической оценки является: а) определение уровня фактического исполнения учебного действия; б) осуществление подкрепления в виде наказания-поощрения; в) развитие мотивационной сферы учащегося. Правильный ответ: в Вопрос 15. Один из концептуальных принципов современного обучения – «Обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой» – сформулировал: а) Л.С. Выготский; б) С.Л. Рубинштейн; в) Б.Г. Ананьев; г) Дж. Брунер. Правильный ответ: а КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях – это … (назовите вид образования). Правильный ответ: инклюзивное образование. Вопрос 2. Конструктивный, организаторский компонент, коммуникативный и гностический компоненты – это компоненты …. … , выделенные Н.В. Кузьминой. Вставьте 2 пропущенных слова. Правильный ответ: педагогической деятельности. Вопрос 3. Назовите основные факторы развития личности? Правильный ответ: наследственность, среда, воспитание. Вопрос 4. Специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения – это … технология. Вставьте пропущенное слово. Правильный ответ: педагогическая. Вопрос 5. На кого ориентирована гуманистическая педагогика? Правильный ответ: Личность. Вопрос 6. Кем введено понятие «Педагогическая психология»? Правильный ответ: П.Ф. Каптеревым. Вопрос 7. Кем был предложен термин «зона ближайшего развития»? Правильный ответ: Л.С. Выготским. Вопрос 8. Перечислите науки, с которыми связана педагогическая психология (не менее трех). Правильный ответ: философия, социология, психология, медицина, этика, эстетика, экономика, политология, право, анатомия. Вопрос 9. Педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества – .... (вставьте пропущенное слово). Правильный ответ: воспитание. Вопрос 10. Какова позиция учителя в личностно-ориентирующем обучении? Правильный ответ: развитие индивидуальности каждого обучающегося. Вопрос 11. Способ выполнения действия, ставший в результате упражнений автоматизированным, – это … (вставьте пропущенное слово). Правильный ответ: навык. Вопрос 12. Публичный спор, одна из активных форм работы с учащимися – это … (вставьте пропущенное слово). Правильный ответ: диспут. Вопрос 13. Комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых образовательным учреждением возможностей получения образования в рамках его образовательных программ с целью удовлетворения образовательных потребностей – это образовательные … (вставьте пропущенное слово). Правильный ответ: услуги. Вопрос 14. Специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности студентов, при которой все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы, – это … Правильный ответ: интерактивное обучение. Вопрос 15. Субъектно-деятельностный тип обучения, приходящий на смену традиционному объектно-трансляционному типу и основывающийся на новом представлении об онтогенезе психики человека, – это … Правильный ответ: развивающее обучение. Вопрос 16. Л.В. Занков разработал систему … … как технологию раннего интенсивного всестороннего развития личности ребенка? (вставьте два пропущенных слова) Правильный ответ: развивающего обучения. Вопрос 17. Специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности нужной и полезной обществу – это … (вставьте пропущенное слово) Правильный ответ: воспитание. Вопрос 18. Процесс двухсторонней активности учителя и учащихся, в результате которого учитель передает, а учащийся активно приобретает знания, умения, навыки, формируется научное мировоззрение, развиваются творческие силы учащихся – это … (вставьте пропущенное слово) Правильный ответ: обучение. Вопрос 19. Личностная (приобретенная) способность обучающегося успешно решать определенный круг задач – это ... (вставьте пропущенное слово) Правильный ответ: компетенция. Вопрос 20. Уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности – это ... (вставьте пропущенное слово) Правильный ответ: квалификация. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-9: Способен разрабатывать и апробировать программы психологического сопровождения образовательных процессов в образовательной организации, в том числе психолого-профилактические программы, программы формирования благоприятного психологического климата на основе социально-психологической диагностики особенностей обучающихся и развития коллективов обучающихся. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Способность сплочения ученического коллектива и воодушевления на решение важной задачи по В.А. Крутецкому – это…: а) дидактические способности; б) академические способности; в) перцептивные способности; г) организаторские способности. Правильный ответ: г Вопрос 2. Деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями – это…: а) воспитание; б) педагогические закономерности воспитания; в) самовоспитание; г) самообразование. Правильный ответ: в Вопрос 3. Умение понимать эмоциональное состояние учащихся относиться к умениям: а) межличностной коммуникации; б) восприятия и понимания друг друга; в) межличностного взаимодействия; г) передачи информации. Правильный ответ: б Вопрос 4. В воспитательном плане наиболее эффективен …тип обучения. а) традиционный; б) проблемный; в) программированный; г) догматический. Правильный ответ: б Вопрос 5. Педагогическое взаимодействие обучающегося и обучаемого при обсуждении и разъяснении содержания знаний и практической значимости по предмету составляет суть…функций взаимодействия субъектов педагогического процесса: а) организационной; б) конструктивной; в) коммуникативно-стимулирующей; г) информационно-обучающей. Правильный ответ: г Вопрос 6. Добровольное задание самому себе осознанных целей и заданий самосовершенствования – это…: а) самообязательство; б) самоотчет; в) осмысление собственных действий; г) самоконтроль. Правильный ответ: а Вопрос 7. Дальнейшая детализация, создание проекта, приближающегося для использования в конкретных условиях участниками воспитательного процесса – это..: а) педагогическая ситуация; б) педагогический процесс; в) педагогическое конструирование. Правильный ответ: в Вопрос 8. Специальная работа педагога по активизации познавательной деятельности учащихся с целью самостоятельного приобретения ими знаний лежит в основе: а) программированного обучения; б) проблемного обучения; в) теории поэтапного формирования умственных действий и понятий; г) традиционного обучения. Правильный ответ: б Вопрос 9. Воспитанность характеризуется: а) предрасположенностью человека к воспитательным воздействиям; б) усвоением нравственных знаний и форм поведения; в) умением человека адекватно вести себя в обществе, взаимодействуя с другими людьми в различных видах деятельности. Правильный ответ: в Вопрос 10. Педагогическая направленность – это: а) любовь к детям; б) система эмоционально-ценностных отношений, задающая структуру мотивов личности учителя; в) желание освоить профессию педагога. Правильный ответ: б Вопрос 11. Педагогическая деятельность начинается с: а) отбора учебного содержания; б) выбора методов и форм обучения; в) анализа возможностей и перспектив развития учащихся. Правильный ответ: в Вопрос 12. Эксперимент в психолого-педагогических исследованиях позволяет проверить гипотезы: а) о наличии явления; б) о наличии связи между явлениями; в) как о наличии самого явления, так и связей между соответствующими явлениями; г) о наличии причинной связи между явлениями. Правильный ответ: г Вопрос 13. Течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже ХIХ-ХХ вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику, психологию и развитием прикладных отраслей психологии, экспериментальной педагогики, называется: а) педагогика; б) педология; в) дидактика; г) психопедагогика. Правильный ответ: б Вопрос 14. Первый по порядку следования этап и компонент педагогической деятельности: а) подготовительный этап; б) организаторская деятельность; в) этап осуществления педагогического процесса; г) этап анализа результатов; д) гностическая деятельность; е) конструктивная деятельность; ж) коммуникативная деятельность. Правильный ответ: а Вопрос 15. Вид мотивов учения, характеризующийся ориентацией учащегося на овладение новыми знаниями – фактами, явлениями, закономерностями, называется: а) широкими познавательными мотивами; б) широкими социальными мотивами; в) учебно-познавательными мотивами; г) узкими социальными мотивами. Правильный ответ: а КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Способ педагогического воздействия на воспитанника, выражающий положительную оценку его поведения с позиций интересов одноклассников и с целью закрепления положительных качеств – это … (вставьте пропущенное слово) Правильный ответ: поощрение. Вопрос 2. Какой подход требует учета индивидуальных особенностей воспитанников? Правильный ответ: личностно-ориентированный. Вопрос 3. Группа методов, в основе которых лежит феномен проекции, называется … методами (вставьте пропущенное слово) Правильный ответ: проективными. Вопрос 4. Предполагает отработку профессиональных навыков и умений по работе с различными техническими средствами и устройствами …тренинг (вставьте пропущенное слово) Правильный ответ: имитационный. Вопрос 5. Процесс воспитания длится по времени всю … (вставьте пропущенное слово) Правильный ответ: жизнь. Вопрос 6. Особенностью процесса воспитания является его … (вставьте пропущенное слово) Правильный ответ: комплексность. Вопрос 7. Процесс сознательного усвоения социального опыта и формирования определенных качеств самим индивидом, необходимых ему для собственного личностного становления и развития – это … (вставьте пропущенное слово) Правильный ответ: самовоспитание. Вопрос 8. Система методов воспитательного воздействия, направленных на изменение сформированных свойств личности, выработанных привычек и нравственных основ жизнедеятельности – это … (вставьте пропущенное слово) Правильный ответ: перевоспитание. Вопрос 9. Важную роль в самовоспитании играет …. (вставьте пропущенное слово) Правильный ответ: самосознание. Вопрос 10. Взаимодействующая общность, объединенная социально ценностными отношениями и единой социально ценностной деятельностью – это … (вставьте пропущенное слово) Правильный ответ: коллектив. Вопрос 11. В классном коллективе могут быть 2 лидера – это … и … . Правильный ответ: формальный и неформальный. Вопрос 12. Определенная степень овладения приемами и способами решения профессионально-педагогических задач – это … культура педагога (вставьте пропущенное слово) Правильный ответ: профессиональная. Вопрос 13. Профессиональная культура педагога конкретизируется в понятиях … Правильный ответ: культура педагогической деятельности, культура педагогического общения, культура личности педагога. Вопрос 14. Гносеологическая, гуманистическая, коммуникативная, обучающая, воспитывающая, нормативная, информационная выступают … профессиональной культуры педагога (вставьте пропущенное слово) Правильный ответ: функциями. Вопрос 15. Вставьте пропущенное слово. Наполнение содержания образования «человековедческим материалом» с учетом личностно-развивающих методик является отражением его культуры, которая называется … культурой. Правильный ответ: гуманитарной. Вопрос 16. На чем базируется пригодность человека к педагогической деятельности? Назовите 2-3 характеристики. Правильный ответ: на нормальном интеллектуальном развитии, эмпатичности, сценичности эмоций, нормальном уровне развития коммуникативно-познавательной активности. Вопрос 17. Когда мы имеем ввиду систему ценностных ориентаций, задающих иерархическую структуру доминирующих мотивов личности педагога, стремящегося утвердить её в педагогической деятельности и общении, о каком виде направленности идет речь? Правильный ответ: педагогическая направленность. Вопрос 18. Вставьте пропущенное слово. Способности к общению, специфическим образом выступающие в сфере педагогического взаимодействия – это … способности (вставьте пропущенное слово) Правильный ответ: коммуникативные. Вопрос 19. К способам невербальной коммуникации педагога относятся … Правильный ответ: язык глаз, мимика, пантомимика, жесты. Вопрос 20. На стремлении ребенка к подражанию основан такой метод воспитания как … (вставьте пропущенное слово) Правильный ответ: пример. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30. ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА 1. Предмет, задачи и структура педагогической психологии. 2. Основные проблемы педагогической психологии. 3. Принципы педагогической психологии. 4. Методы исследования в педагогической психологии. 5. Основные этапы становления и развития педагогической психологии как науки. 6. Образование в современном мире и специфика его содержания. 7. Понятие об обучении в педагогической психологии. Различные взгляды на проблему соотношения обучения и развития. 8. Движущие силы, факторы и условия психического развития. Уровни психического развития: зона актуального и ближайшего развития, их показатели. 9. Понятие и основные характеристики учебной деятельности. 10. Предметное содержание учебной деятельности. 11. Внешняя структура учебной деятельности. 12. Закономерности формирования и функционирования учебной деятельности. 13. Общая характеристика учебной мотивации и особенности ее формирования. 14. Классификация учебных мотивов, их характеристики и функции. 15. Возможности личностно-ориентированного подхода в современном образовании. 16. Сущность, содержание и характеристики понятий «традиционное обучение» и «развивающее обучение». 17. Система развивающего обучения Эльконина-Давыдова. 18. Особенности и структура педагогической деятельности. 19. Педагогическая направленность: понятие и структура. 20. Сущность и структура педагогических способностей. 21. Педагог как субъект педагогической деятельности. 22. Профессионально важные качества личности педагога. 23. Индивидуальный стиль педагогической деятельности. 24. Понятие и специфика педагогического общения. 25. Уровни, функции и модели педагогического общения. 26. Межличностное восприятие в педагогическом процессе. 27. «Барьеры» педагогического общения. 28. Воспитание как одна из основных категорий педагогической психологии. Цели и виды воспитания. 29. Нравственное воспитание. 30. Методы и приемы воспитания. 31. Принципы и закономерности воспитания. 32. Основные теории и подходы к воспитанию. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | А. Н. Фоминова, Т. Л. Шабанова | Педагогическая психология: учебное пособие | Москва : ФЛИНТА, 2021 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | И.В. Марусева | Современная педагогика (с элементами педагогической психологии): учебное пособие для вузов | М. ; Берлин : Директ-Медиа, электронный, 2015 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=279291 |
Л2.2 | .Л. Шабанова, А.Н. Фоминова. | Педагогическая психология: учебное пособие | М. : Флинта, электронный, 2016 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=79468 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | университетская библиотека on-line | www.biblioclub.ru | ||
Э2 | электронно-библиотечная система издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э3 | курс в Moodle «Педагогическая психология» | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Chrome http://www.chromium.org/chromium-os/licenses бессрочно 7-Zip https://www.7-zip.org/ бессрочно Архиватор Ark https://apps.kde.org/ark/ бессрочно Редактор изображений Gimp https://www.gimp.org/ бессрочно Okular https://okular.kde.org/ru/download/ бессрочно 1С:Предприятие 8 Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно 1С:Предприятие (учебная версия) Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно Libre Office https://www.libreoffice.org/download/license/ бессрочно Windows 10 для образовательных учреждений Лицензии OEM, Academic Код продукта: 003 бессрочно Microsoft Office Office 2013 Standart, бессрочно Acrobat Reader https://get.adobe.com/reader/ бессрочноMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
№ 7 (филиал в г. Белокуриха) | учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и (или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. | Учебная мебель на 110 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03. |
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) | помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. | Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки. |
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) | помещение для самостоятельной работы обучающихся. | Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду. |
Аудиторные занятия со студентами по курсу «Педагогическая психология» в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается базовый объем базовых и специальных знаний и навыков теоретического и прикладного характера в изучаемой области. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к зачету. Практические занятия ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС, а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса. При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по предыдущему занятию и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия. Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие, решать практические кейсы. Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации. С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, выполнение практических заданий. В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студенту следует обратиться к ведущему преподавателю. |