МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология семьи и семейное консультирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки37.03.01. Психология
ПрофильОбщая психология и психология личности
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планФлБел_v37_03_01_Психология_ОПиПЛ-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 52
самостоятельная работа 47
индивидуальные консультации 90
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 16,5 23
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 12 12 8 8 20 20
Лабораторные 0 0 10 10 10 10
Практические 16 16 6 6 22 22
Сам. работа 8 8 39 39 47 47
Консультации 0 0 90 90 90 90
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 36 36 180 180 216 216

Программу составил(и):
Старший преподаватель, Фишер Ю.А.

Рецензент(ы):
к.п.н., доцент, Семенченко И.В.

Рабочая программа дисциплины
Психология семьи и семейное консультирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 37.03.01 Психология (приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 г. № 839)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 24.06.2022 г. № 3
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н. доцент Малюкова Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 24.06.2022 г. № 3
Заведующий кафедрой к.ф.н. доцент Малюкова Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса:
Изучение закономерностей формирования и развития человека как члена семьи, овладение методами диагностики семейных проблемных зон и технологией семейного психологического консультирования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7 Способен проектировать и выполнять работы по психологическому просвещению и повышению психологической культуры различных возрастных и социальных групп населения
ПК-10 Способен проводить индивидуальное и групповое психологическое консультирование работников организаций и обучающихся по вопросам обучения, развития, проблемам осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной карьеры, самовоспитания, межличностных взаимоотношений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.закономерности формирования и развития человека в семье, функции, структуру, динамику, жизненный цикл семьи; основные механизмы влияния семьи на дезадаптацию детей и подростков группы риска; наиболее значимые методы, направления, подходы и теории, выступающие методологическим основанием комплексного консультирования по поводу семейных проблем; психологические закономерности преодоления детьми трудных семейных ситуаций (развод, нормативный семейный кризис), выступающие факторами риска девиантного поведения
3.2.Уметь:
3.2.1.с помощью психологических методов выявлять основную специфику функционирования человека как члена семьи; разрабатывать технологии индивидуального и группового семейного консультирования; выделять основные факторы во внутрисемейных отношениях, способствующие или препятствующие адаптации детей и подростков группы риска; организовывать психологическую помощь детям, направленную на коррекцию девиантного поведения, инициированного переживанием трудных семейных ситуаций
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами оценки семейной ситуации посредством диагностики функций, структуры, динамики и жизненного цикла семьи (генограмма семьи и другие проективные методы, тест психологической готовности к родительству, удовлетворенности браком, методами диагностики семейной тревоги, модифицированные опросники, скульптура семьи и пр.); методологией психологической поддержки детей и подростков группы риска посредством перестройки внутрисемейных отношений; ведущими технологиями семейного консультирования; технологиями организации психологической помощи детям, направленной на коррекцию девиантного поведения, инициированного переживанием трудных семейных ситуаций

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Семья как многоуровневая и многофункциональная система.
1.1. Социально-психологическая модель семьи. Лекции 7 2 ПК-7, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Социально-психологическая модель семьи. Сам. работа 7 2 ПК-7, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Жизненный цикл семьи. Лекции 7 2 ПК-7, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.4. Жизненный цикл семьи. Практические 7 2 ПК-7, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.5. Жизненный цикл семьи. Сам. работа 7 6 ПК-7, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.6. Факторы семейного благополучия, стадии и кризисные периоды брака. Практические 7 2 ПК-7, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.7. Развод как социально-психологический феномен. Лекции 7 2 ПК-7, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.8. Нарушение функционирования семьи. Практические 7 4 ПК-7, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.9. Причины конфликта.Предотвращение конфликта. После конфликта. Процессы распада и дестабилизации семейных отношений Лекции 7 2 ПК-7, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.10. Причины конфликта.Предотвращение конфликта. После конфликта. Процессы распада и дестабилизации семейных отношений Практические 7 2 ПК-7, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Теория и практика семейного консультирования.
2.1. Семья как источник психической травмы. Лекции 7 2 ПК-7, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Семья как источник психической травмы. Практические 7 2 ПК-7, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Состояние глобальной семейной неудовлетворенности. Семейная тревога. Лекции 7 2 ПК-7, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.4. Состояние глобальной семейной неудовлетворенности. Семейная тревога. Практические 7 4 ПК-7, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.5. Диагностика семьи Практические 8 2 ПК-7, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.6. Диагностика семьи Лабораторные 8 2 ПК-7, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.7. Модели консультирования семьи. Лекции 8 2 ПК-7, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.8. Модели консультирования семьи. Лабораторные 8 4 ПК-7, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.9. Основные теоретические подходы в семейной терапии Лекции 8 2 ПК-7, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.10. Стандартизированные методы исследования детско-родительских отношений. Лекции 8 2 ПК-7, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.11. Стандартизированные методы исследования детско-родительских отношений. Лабораторные 8 4 ПК-7, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.12. Стандартизированные методы исследования детско-родительских отношений. Лекции 8 2 ПК-7, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.13. Стандартизированные методы исследования супружеских отношений. Сам. работа 8 39 ПК-7, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.14. Стандартизированные методы исследования детско-родительских и супружеских отношений. Практические 8 4 ПК-7, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.15. Диагностика Консультации 8 90 ПК-7, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.16. Экзамен 8 27 ПК-7, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-7: Способен проектировать и выполнять работы по психологическому просвещению и повышению психологической культуры различных возрастных и социальных групп населения

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Выберите верное название научного подхода к изучению этничности, в котором нация или этническая общность представлены как социальные конструкты.
А. примордиализм
Б. ситуационизм (инструментализм)
В. конструктивизм
ОТВЕТ: В

2. Как называется стратегия аккультурации, которая предполагает идентификацию как со старой, так и с новой культурой?
А. маргинализация
Б. ассимиляция
В. интеграция
ОТВЕТ: В

3. Отрицание чужой культуры при сохранении идентификации со своей культурой называется...
А. сегрегация
Б. аккультурация
В. сепарация
ОТВЕТ: В

4. Свойство сознания человека воспринимать и оценивать окружающий мир с точки зрения превосходства традиций и ценностей собственной этнической группы над другими, определяется как…
А. патриотизм
Б. этноцентризм
В. эмпатия
ОТВЕТ: Б

5. К «природным» символам можно отнести…
А. герб, гимн, флаг
Б. леса, горы, озера
В. известных политических лидеров
ОТВЕТ: Б

6. Образ своей социальной группы (собственного этноса)
А. экстраобраз
Б. интрообраз
ОТВЕТ: Б

7. Отрицание культуры и цивилизации, убеждение в том, что любое усовершенствование человеческой жизни и «отдаление от природы» вредно:
А. мягкий примитивизм
Б. культурный примитивизм
ОТВЕТ: Б

8. Какого термина в современной этнологии не существует?
А. стереотип отражения
Б. стереотип восприятия
В. стереотип поведения
ОТВЕТ: А

9. Какие этнические представления, согласно концепции французской исследовательницы С. Марандон, являются первичными?
А. этнические образы
Б. этнические предубеждения
В. этнические стереотипы
Г. этнические (национальные) идеи (мнения)
ОТВЕТ: Б

10. Группа идей, связанных с романтизацией простого (первобытного) образа жизни и отрицательным отношением к прогрессу и цивилизации:
А. примитивизм
Б. коммунизм
ОТВЕТ: А

11. Какие идеи способствовали идеализации «варваров» в античности?
А. идеи примитивизма
Б. идеи ромоцентризма
В. идеи христианства
ОТВЕТ: А

12. Идеализация прошлых времен, убеждение в том, что раньше «и трава была зеленее, и деревья выше», в концепции американских ученых А.О. Лавджоя и Дж. Боаса называется:
А. культурный примитивизм
Б. хронологический примитивизм
ОТВЕТ: Б

13. При каком русском князе появилась концепция «Москва— третий Рим»?
А. Иване III
Б. Василии III
В. Иване IV
ОТВЕТ: А

14. Какой европейский автор написал первое подробное сочинение о Московском государстве, которое считается первоисточником всех стереотипов о России?
А. Сигизмунд фон Герберштейн
Б. Адам Олеарий
В. Джайлс Флетчер
ОТВЕТ: А

15. Какой французский писатель, посетивший Россию в XIX в., описал ее в таком неприглядном свете, что с тех пор считается едва ли не самым главным «клеветником России»?
А. Астольф де Кюстин
Б. Теофиль Готье
В. Александр Дюма
ОТВЕТ: А

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено 60% и менее 60% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Что относится к государственным символам?

Ответ: К государственным символам относятся – герб, гимн и флаг. Данные символы устанавливаются специальными законами, традициями, обычаями, как правило – это исторически сложившиеся символы, которые отражают суверенитет государства.

2. Кем был впервые введен в научный оборот термин «мягкая сила»?

Ответ: Термин был введен Джозефом Наем. Под «мягкой силой» понималась форма политической власти, способность добиваться желаемых результатов на основе добровольного участия, симпатии и привлекательности.

3. Что можно отнести к инструментам «жесткой силы»?

Ответ: К таким инструментам можно отнести принуждение, силу, использование оружия, войск и т.д. Кроме того, «экономическая сила», а именно: экономические санкции, взятки также являются инструментами «жесткой силы».

4. Что такое «информационная война»?

Ответ: Информационная война – противоборство сторон посредством распространения специально подготовленной информации и противодействия аналогичному внешнему воздействию на себя. Информационная война – это война без правил, война без видимых разрушений и порой даже без четко определенного противника.

5. Какие бывают этнические стереотипы?

Ответ: Этнические стереотипы можно разделить на положительные (позитивные), отрицательные (негативные) и нейтральные. Кроме того, среди разновидностей этнических стереотипов выделяют: автостереотипы, гетеростереотипы и т.д.

6. Какие бывают символы, непосредственно оказывающие влияние на имидж государства?

Ответ: Символы бывают государственные, природные, исторические, религиозные, культурные и т.д. Кроме того, символами могут выступать и официальный язык государства, и денежная единица, и даже какие-либо институты общества.

7. Какие основные формы межкультурной коммуникации выделяют?

Ответ: Выделяют четыре основные формы межкультурной коммуникации — прямую и косвенную, опосредованную и непосредственную. При этом, в межкультурной коммуникации стоит учитывать внутренний и внешний контекст коммуникации.

8. Что можно отнести к инструментам информационной войны?

Ответ: К инструментам информационной войны можно отнести психологические операции, дезинформацию, прямые информационные атаки, искажение информации и т.д. В информационной войне не задействуются психоактивные вещества, прямой шантаж и запугивание (это характерно для терроризма), подкуп, физическое воздействие и т.д.

9. Кто ввел в научный оборот термин «имидж»?

Ответ: В научный оборот термин «имидж» ввёл американский экономист К. Боулдинг. В 60-е годы ХХ в. он рассматривал имидж с позиции практической значимости, поскольку привязывал этот феномен к экономической сфере.

10. Что из перечисленного относится к негативному этническому стереотипу: «русские – ленивые», «немцы – пунктуальные», «англичане любят пить чай», «в России всегда холодно»?

Ответ: «Русские – ленивые» – является негативным этническим стереотипом. Считается, что данный стереотип был создан иностранцами, посещавшими Россию в XVI–XVII вв.

11. Дайте определение термину «ассимиляция».

Ответ: Тип этнических процессов, представляющий собой взаимодействие двух этносов, в результате которого один из них поглощается другим и утрачивает этническую идентичность.

12. Что такое «бренд»?

Ответ: Торговая марка, имеющая определенные характерные ценные свойства и атрибуты. Обычно бренд тесно связан с репутацией компании, продукта или услуги в глазах клиентов, партнеров, общественности.

13. Что изучает «имиджелогия»?

Ответ: «Имиджелогия» — научно-практическое, прикладное направление, специализирующееся на изучении формирования имиджа (публичных деятелей, фирм, городов, регионов, стран). Представители данного направления (профессии) называются имиджмейкерами.

14. Что входит в понятие «ксенофобия»?

Ответ: Страх, неприязнь и/или ненависть к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному; восприятие чужого в негативном ключе, как непонятного, непостижимого и поэтому опасного и враждебного.

15. Как вы понимаете слово менталитет?

Ответ: Относительно целостная совокупность мыслей, верований, создающих коллективную картину мира и скрепляющих единство культурной традиции и какой-либо общности.

16. Как вы понимаете концепцию «Москва — Третий Рим».

Ответ: Теологическая, историософская и политическая концепция, утверждающая, что Москва является преемницей Римской империи и Византии. С этим связаны идеи об особой имперской миссии государства.

17. Что является национализмом?

Ответ: Идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства, ее первичности в государствообразующем процессе.

18. Что в отечественной научной традиции обычно понимается под словом «нация»?

Ответ: Исторический тип этноса, представляющий собой социально-экономическую целостность, которая складывается и воспроизводится на основе общности территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры, психологического склада и этнического (национального) самосознания.

19. Какое явление называется пропагандой?

Ответ: Целенаправленное распространение взглядов, фактов, аргументов и других сведений, в том числе слухов или заведомо ложных сведений, для формирования общественного мнения или иных преследуемых целей.

20. Дайте определение этноса.

Ответ: Исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка), а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), зафиксированным в самоназвании (этнониме).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-10 Способен проводить индивидуальное и групповое психологическое консультирование работников организаций и обучающихся по вопросам обучения, развития, проблемам осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной карьеры, самовоспитания, межличностных взаимоотношений

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Анализ социально-психологических характеристик нуклеарной семьи осуществляется на следующем уровне:
а) микросистемном
б) макросистемном
Ответ: а.

Вопрос 2. Анализ социально-психологических характеристик расширенной семьи осуществляется на следующем уровне:
а) микросистемном
б) макросистемном
Ответ: б.

Вопрос 3. Отношения доминирования-подчинения в семье характеризуют:
а) гибкость б) иерархию
Ответ: б.

Вопрос 4. Понятие, относящееся к историческому контексту семьи и описывающее хронологию значимых событий жизни семьи в течение нескольких поколений:
а) семейный миф б) семейная ценность
Ответ: а.

Вопрос 5. Способность семейной системы адаптироваться к изменениям внешней и внутренней семейной ситуации:
а) гибкость б) иерархия
Ответ: а.

Вопрос 6. Форма брачно-семейных отношений, которая предполагает, что брак заключается на определенный срок, по истечению которого считается автоматически расторгнутым
а) сезонная семья б) традиционная семья
Ответ: а.

Вопрос 7. Функция семьи, направленная на создание эмоционально комфортного климата и условий для разрешения личных проблем
а) репродуктивная б) психотерапевтическая
Ответ: б.

Вопрос 8. Функция семьи, направленная на организацию быта и ведение домашнего хозяйства
а) репродуктивная б) хозяйственно-бытовая
Ответ: б.

Вопрос 9. Понятие, описывающее устойчивые функции семейной системы, закрепленные за каждым ее членом:
а) семейные мифы б) семейные роли
Ответ: б.

Вопрос 10. Трудности, связанные с прохождением семьей основных этапов жизненного цикла и возникающие при их смене:
а) ненормативный семейный кризис б) нормативный семейный кризис
Ответ: б.

Вопрос 11. Трудности, не связанные с прохождением семьей основных этапов жизненного цикла и потенциально возникающие на любой из его стадий:
а) ненормативный семейный кризис г) нормативный семейный кризис
Ответ: а.

Вопрос 12. Разрешение конфликта между личными и семейными потребностями происходит в период:
а) кризиса принятия на себя супружеских обязательств
б) кризиса включения детей во внешние социальные структуры
Ответ: а.

Вопрос 13. Перераспределение обязанностей в семье в связи с поступлением ребенка в детский сад или школу происходит в период:
а) кризиса принятия на себя супружеских обязательств
б) кризиса включения детей во внешние социальные структуры
Ответ: б.

Вопрос 14. Адаптация супругов к семейной жизни и друг к другу происходит в период:
а) кризиса принятия на себя супружеских обязательств г) кризиса включения детей во внешние социальные структуры
Ответ: а.

Вопрос 15. Реорганизация семьи для выполнения задачи по уходу за маленьким ребенком происходит в период:
а) кризиса принятия на себя супружеских обязательств
б) кризиса включения детей во внешние социальные структуры
в) кризиса принятия факта смерти одного из супругов
г) кризиса освоения супругами родительских ролей
Ответ: г.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено 60% и менее 60% заданий.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Понятие, относящееся к историческому контексту семьи и описывающее хронологию значимых событий жизни семьи в течение нескольких поколений – это…

Ответ: семейный миф.

Вопрос 2. Способность семейной системы адаптироваться к изменениям внешней и внутренней семейной ситуации – это …

Ответ: гибкость.

Вопрос 3. Форма брачно-семейных отношений, которая предполагает, что брак заключается на определенный срок, по истечению которого считается автоматически расторгнутым – это…

Ответ: сезонная семья.

Вопрос 4. Понятие, описывающее устойчивые функции семейной системы, закрепленные за каждым ее членом – это …

Ответ: семейные роли.

Вопрос 5. В научной литературе трудности, связанные с прохождением семьей основных этапов жизненного цикла и возникающие при их смене обозначаются термином ….

Ответ: нормативный семейный кризис.

Вопрос 6. В научной литературе трудности, не связанные с прохождением семьей основных этапов жизненного цикла и потенциально возникающие на любой из его стадий обозначаются термином…

Ответ: ненормативный семейный кризис.

Вопрос 7. В период какого кризиса происходит разрешение конфликта между личными и семейными потребностями супругов?

Ответ: кризиса принятия на себя супружеских обязательств .

Вопрос 8. В период какого семейного кризиса происходит перераспределение обязанностей в семье в связи с поступлением ребенка в детский сад или школу?

Ответ: кризиса включения детей во внешние социальные структуры.

Вопрос 9. В период какого кризиса происходит адаптация супругов к семейной жизни и друг к другу?

Ответ: кризиса принятия на себя супружеских обязательств.

Вопрос 10. В период какого кризиса происходит реорганизация семьи для выполнения задачи по уходу за маленьким ребенком?

Ответ: кризиса освоения супругами родительских ролей.

Вопрос 11. Адаптация овдовевшего партнера к одиночеству происходит в период…

Ответ: кризиса принятия факта смерти одного из супругов.

Вопрос 12. Соматизация ребенка (частые простудные заболевания, энурез, аллергические реакции, расстройства ЖКТ и пр.) часто происходит в период…

Ответ: кризиса включения детей во внешние социальные структуры.

Вопрос 13. Как называется механизм, в результате действия которого в момент нормативного кризиса семья регрессирует, возвращается к более ранним моделям функционирования?

Ответ: регрессия.

Вопрос 14. Данная категория указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью, но возникают во взаимодействии с другими людьми

Ответ: гендер.

Вопрос 15. Последовательность стабильных и критических этапов, которые проходит в своем развитии любая среднестатистическая семья – это

Ответ: жизненный цикл семьи.

Вопрос 16. Нормативный семейный кризис, в ходе которого происходит реорганизация семьи для выполнения задачи по уходу за маленьким ребенком – это

Ответ: кризис освоения родительских ролей.

Вопрос 17. Совокупность оснований и требований, на которых строится жизнь семьи – это

Ответ: семейные нормы и правила.

Вопрос 18. Психологическое расстояние между членами семьи обозначается термином

Ответ: семейная сплоченность.

Вопрос 19. Показатель оценки семейной структуры, отражающий отношения доминирования-подчинения обозначается термином ..

Ответ: семейная иерархия.

Вопрос 20. Данная категория описывает биологические различия, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и функциями в деторождении

Ответ: пол.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамен (для обучающихся, не получивших оценку по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса.

ВОПРОСЫ:
1. Характеристики семьи как системы.
2. Уровни функционирования семейной системы (индивидуальный, микросистемный и т. д.).
3. Функции современной семьи.
4. Структура семьи: параметры (сплоченность, иерархия, гибкость, внешние и внутренние границы, семейные роли).
5. Анализ эволюционных процессов семейной системы (семейная история, семейный миф, семейный сценарий).
6. Проблема гендерной идентификации в современных социальных условиях.
7. Жизненный цикл современной семьи: основные стадии.
8. Кризис супружеской адаптации: феноменология, диагностика.
9. Кризис рождения первого ребенка: феноменология, диагностика.
10. Кризис включения ребенка в социальные структуры: феноменология, диагностика.
11. Семейная система и кризис подросткового возраста ребенка: феноменология, диагностика, психологическая помощь.
12. Семейный кризис, инициированный сепарацией детей: феноменология, диагностика. 13. Кризис семьи, реализовавшей родительскую функцию: феноменология, диагностика.
14. Кризис принятия факта смерти одного из супругов: феноменология, диагностика.
15. Методы диагностики супружеских отношений.
16. Семейная социограмма как метод диагностики отношений в семье.
17. Проективные методы диагностики семейных отношений.
18. Нормативный кризис как фактор риска возникновения нарушений в семье.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Суслова Т.Ф., Шаповаленко И.В. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ С ОСНОВАМИ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Векилова С.А. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Векилова, С. А. Психология семьи: учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 www.biblio-online.ru/book/ABC96C93-8353-4F22-B767-8D8B92B5888C.
Л2.2 Прохорова О.Г., Торохтий В.С. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 2. электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 3. элктронный курс в системе Moodle "Психология семьи"
6.3. Перечень программного обеспечения
Chrome http://www.chromium.org/chromium-os/licenses бессрочно
7-Zip https://www.7-zip.org/ бессрочно
Архиватор Ark https://apps.kde.org/ark/ бессрочно
Редактор изображений Gimp https://www.gimp.org/ бессрочно
Okular https://okular.kde.org/ru/download/ бессрочно
1С:Предприятие 8 Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
1С:Предприятие (учебная версия) Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
Libre Office https://www.libreoffice.org/download/license/ бессрочно
Windows 10 для образовательных учреждений Лицензии OEM, Academic Код продукта: 003 бессрочно
Microsoft Office Office 2013 Standart, бессрочно
Acrobat Reader https://get.adobe.com/reader/ бессрочноMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 7 (филиал в г. Белокуриха) учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и (или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 110 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03.
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки.
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по курсу «Психология семьи и семейное консультирование» в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается базовый объем базовых и специальных знаний и навыков теоретического и прикладного характера в изучаемой области. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к зачету и к экзамену.
Практические занятия ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС, а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по предыдущему занятию и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие, решать практические кейсы.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, выполнение практических заданий.
В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студенту следует обратиться к ведущему преподавателю.