МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы планирования и проведения тренинга

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки37.03.01. Психология
ПрофильОбщая психология и психология личности
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планФлБел_v37_03_01_Психология_ОПиПЛ-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 55
индивидуальные консультации 80
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 23,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 34 34 34 34
Сам. работа 55 55 55 55
Консультации 80 80 80 80
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.пс.н., доцент, Шамардина М.В.

Рецензент(ы):
к.п.н., доцент, Семенченко И.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы планирования и проведения тренинга

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 37.03.01 Психология (приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 г. № 839)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 24.06.2022 г. № 3
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н. доцент Малюкова Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 24.06.2022 г. № 3
Заведующий кафедрой к.ф.н. доцент Малюкова Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: обучение студентов основам разработки программы и проведения психологического тренинга как метода практической работы психолога.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 Способен выполнять и организовывать диагностическую, профилактическую и коррекционную работу, направленную на адаптацию работников организаций и обучающихся к образовательным условиям
ПК-10 Способен проводить индивидуальное и групповое психологическое консультирование работников организаций и обучающихся по вопросам обучения, развития, проблемам осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной карьеры, самовоспитания, межличностных взаимоотношений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятие, цели, задачи, принципы организации и проведения психологического тренинга как метода психологического воздействия, в т.ч. психологических тренингов, ориентированных на личностный рост сотрудников организации и профилактику психологического здоровья.
3.2.Уметь:
3.2.1.разрабатывать и реализовывать программы психологического тренинга с целью предупреждения нарушений и отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в профессиональной деятельности, создания условий для личностного роста сотрудников организации и профилактики психологического здоровья.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.опытом и креативными приемами, принципами, процедурами организации, проведения, анализа результатов осуществления программ психологических тренингов в условиях оказания психологической помощи

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические и методологические основы технологии психологического тренинга
1.1. Понятие психологического тренинга Лекции 6 2 ПК-6, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
1.2. Тренинг как метод психологического воздействия Практические 6 2 ПК-6, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
1.3. Теоретические и методологические основы психологического тренинга Консультации 6 4 ПК-6, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
1.4. Ведущие направления групповой работы, виды тренинговых групп Лекции 6 2 ПК-6, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
1.5. Характеристика видов тренингвых групп Консультации 6 10 ПК-6, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
Раздел 2. Психологический тренинг как метод развития компетентности в общении
2.1. Основная характеристика фаз тренинга. Практические 6 2 ПК-6, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
2.2. Ведущие направления групповой работы, виды тренинговых групп. Лекции 6 2 ПК-6, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
2.3. Структура психологического тренинга Лекции 6 2 ПК-6, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
2.4. Принципы организации и проведения психологического тренинга Практические 6 2 ПК-6, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
2.5. Правила взаимодействия участников в группе. Принципы обучения в тренинге. Практические 6 2 ПК-6, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
2.6. Эмоциональная сфера как аспект психологического воздействия. Роль ведущего в тренинге. Консультации 6 22 ПК-6, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
2.7. Модели тренинговой работы Лекции 6 6 ПК-6, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
2.8. Модели тренинговой работы. Характеристика и критерии различия моделей тренинга. Практические 6 2 ПК-6, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
Раздел 3. Разработка программы социально-психологического тренинга
3.1. Основные принципы разработки программы психологического тренинга Лекции 6 6 ПК-6, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
3.2. Разработка и экспертиза программы психологического тренинга. Сам. работа 6 55 ПК-6, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
3.3. Основные этапы составления программы психологического тренинга, их характеристика.Разработка целевой и инструментальной составляющей программы тренинговой работы. Практические 6 8 ПК-6, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
3.4. Разработка и экспертиза программы психологического тренинга. Консультации 6 20 ПК-6, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
Раздел 4. Социально-психологической тренинг эффективной коммуникации
4.1. Демонстрационный психологический тренинг Практические 6 8 ПК-6, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
4.2. Апрбация элементов тренинговой программы, разработанной студентами. Практические 6 8 ПК-6, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
4.3. Экспертная оценка программы. Консультации 6 24 ПК-6, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
4.4. Зачет 6 27 ПК-6, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-10: Способен проводить индивидуальное и групповое психологическое консультирование работников организаций и обучающихся по вопросам обучения, развития, проблемам осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной карьеры, самовоспитания, межличностных взаимоотношений

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1.Тренинговый метод – это?
а) способ достижения цели, осуществления познания, освоения и преобразования объектов действительности
б) способ познания действительности посредством участия в групповой работе
в) способ организации активности участников в пространстве и времени тренинга с целью достижения изменений в их жизни и в них самих
Ответ: в)

Вопрос 2. Рекомендуемое количество участников тренинга?
а) 30-35 человек
б) 7-15 человек
в) 25-30 человек
Ответ: б)

Вопрос 3. Психологический тренинг – это?
а) исследовательский метод
б) метод воздействия
Ответ: б)

Вопрос 4. Одно и то же упражнение может использоваться в разных тренинговых программах:
а) только с одной целью
б) с разными целями
Ответ: б)

Вопрос 5. Конфиденциальность подразумевает запрет на обсуждение поведения, чувств, мыслей, волнующих участников группы, происходящих ………………………..?
а) за пределами группы
б) в настоящий момент
Ответ: а)

Вопрос 6. Тренинговая группа как психологическое зеркало рассматривается в схеме под названием «окошко …………………..»?
а) Джогарри
б) Джекгарри
в) Джеремигарри
Ответ: Джогарри

Вопрос 7. Принцип здесь и теперь в тренинговой работе означает?
а) не разглашение чувств и переживаний участников за пределами группы
б) фокусировка осознания участников тренинговой группы на актуальной, происходящей в данный момент ситуации
Ответ: б)

Вопрос 8. Принцип закрытости тренинговой группы означает?
а) не разглашение чувств и переживаний участников за пределами группы
б) работу тренинговой группы в одном и том же составе
Ответ: б)

Вопрос 9. В схеме «Окошко Джогарри» слепая область означает то, что…………….?
а) человек не знает о себе, а другие знают о нем
б) ни человек, ни другие не знают о нем
в) человек и другие знают о нем
г) человек о себе знает, а другие о нем не знают
Ответ: а)

Вопрос 10. В схеме «Окошко Джогарри» неизвестная область означает то, что…………….?
а) человек не знает о себе, а другие знают о нем
б) ни человек, ни другие не знают о нем
в) человек и другие знают о нем
г) человек о себе знает, а другие о нем не знают
Ответ: б)

Вопрос 11. В схеме «Окошко Джогарри» открытая область означает то, что…………….?
а) человек не знает о себе, а другие знают о нем
б) ни человек, ни другие не знают о нем
в) человек и другие знают о нем
г) человек о себе знает, а другие о нем не знают
Ответ: в)

Вопрос 12. В схеме«Окошко Джогарри» скрытая область означает то, что…………….?
а) человек не знает о себе, а другие знают о нем
б) ни человек, ни другие не знают о нем
в) человек и другие знают о нем
г) человек о себе знает, а другие о нем не знают
Ответ: г)

Вопрос 13. Стиль ведущего тренинга определяется дихотомией ………………………..?
а) директивный – свободный
б) провокативный – сотрудничающий
Ответ: а)

Вопрос 14. В своем развитии для вскрытия и преодоления внутригрупповых противоречий тренинговая группа проходит этап, связанный с ……………………….?
а) завершением
б) зависимостью
в) конфликтом
Ответ: в)

Вопрос 15. Форма организации тренинга, заключающаяся в проведении занятий ежедневно по 3-8 часов от 3-14 дней называется ……………………….?
а) интенсивный курс
б) регулярные занятия
в) эпизодические встречи
Ответ: а)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. …………………………………………. тренинг – тренинг, направленный на повышение коммуникативной компетентности?

Ответ: социально-психологический

Вопрос 2. …………….. …………………………… ……………. – тренинг, направленный на развитие самосознания, формирование адекватного представления о себе для полноценного раскрытия и роста личностного потенциала.

Ответ: тренинг личностного роста

Вопрос 3. Психологический тренинг важно отличать от таких видов оказания групповой психологической помощи, как психокоррекция и ………………………..?

Ответ: психотерапия

Вопрос 4. ……………………….. группы – специально созданные малые группы, участники которых при содействии ведущего включаются в опыт общения, ориентированный на оказание помощи каждому в решении разнообразных психологических проблем и в самосовершенствовании.

Ответ: тренинговая

Вопрос 5. Используя модель «окошко Джогарри», можно отметить, что в тренинговой работе происходит расширение ……………. области за счет уменьшения слепой, неизвестной и скрытой областей?

Ответ: открытой

Вопрос 6. …………………….. тренинговые занятия проводятся 1-2 раза в неделю по 3-4 часа в день.

Ответ: регулярные

Вопрос 7. Форма организации тренинга, заключающаяся в проведении занятий ежедневно по часов от 3-14 дней называется интенсивный курс.

Ответ: 3-8

Вопрос 8. Принцип ………………………… в планировании программы тренинга подразумевает, что каждое упражнение и занятие должно содержательно стыковаться с предыдущим и являться обеспечивающим для следующего.

Ответ: преемственности

Вопрос 9. Работа с ……………………….. направлена на определение желаемых результатов участников тренинга?

Ответ: ожиданиями

Вопрос 10. Введение правил работы тренинговой группы необходимо осуществлять в ………….. тренинга?

Ответ: начале

Вопрос 11. Инструкция к тренинговому упражнению должна быть точной, понятной и ……………….?

Ответ: лаконичной (краткой)

Вопрос 12. После каждого упражнения ведущий организовывает его …………………?

Ответ: обсуждение

Вопрос 13. При использовании ролевых игр в тренинговой работе ведущий организовывает дебрифинг, то есть снятие ………………?

Ответ: ролей

Вопрос 14. …………………. являются важным элементом тренинга, поддерживающим чувство принадлежности к группе и означающим привычные повторяющиеся действия участников тренинговой группы?

Ответ: ритуалы

Вопрос 15. …………………. тренинга является важным этапом, когда участники осознают результаты тренинговой работы, пробуют закрепить полученный опыт и перенести его на реальную жизнь?

Ответ: завершение

Вопрос 16. Принцип ……………. означает, что если участник тренинга решил поделиться какой-то личной информацией, то она должна быть достоверной?

Ответ: искренности

Вопрос 17. Ведущий тренинга осуществляет работу в двух направлениях – работа с личностью и ……………..?

Ответ: группой

Вопрос 18. Наличие у ведущего детально продуманного плана проведения тренинговых занятий характерно для ……………………….. стиля.

Ответ: директивного

Вопрос 19. ……………….. стиль ведения тренинга является самым сложным в исполнении, не предполагает наличие жестко определенной программы занятий, ведущий ориентируется на стихийно возникающие запросы, действия участников тренинга.

Ответ: свободный

Вопрос 20. Конструктивная ………………. ……………….. в тренинговой работе способствует осознанию того, как участники воспринимают друг друга, что помогает получению нового знания о себе.

Ответ: обратная связь

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-6: Способен выполнять и организовывать диагностическую, профилактическую и коррекционную работу, направленную на адаптацию работников организаций и обучающихся к образовательным условиям

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1.Тренинговый метод – это?
а) способ достижения цели, осуществления познания, освоения и преобразования объектов действительности
б) способ познания действительности посредством участия в групповой работе
в) способ организации активности участников в пространстве и времени тренинга с целью достижения изменений в их жизни и в них самих
Ответ: в)

Вопрос 2. Рекомендуемое количество участников тренинга?
а) 30-35 человек
б) 7-15 человек
в) 25-30 человек
Ответ: б)

Вопрос 3. Психологический тренинг – это?
а) исследовательский метод
б) метод воздействия
Ответ: б)

Вопрос 4. Одно и то же упражнение может использоваться в разных тренинговых программах:
а) только с одной целью
б) с разными целями
Ответ: б)

Вопрос 5. Конфиденциальность подразумевает запрет на обсуждение поведения, чувств, мыслей, волнующих участников группы, происходящих ………………………..?
а) за пределами группы
б) в настоящий момент
Ответ: а)

Вопрос 6. Тренинговая группа как психологическое зеркало рассматривается в схеме под названием «окошко …………………..»?
а) Джогарри
б) Джекгарри
в) Джеремигарри
Ответ: Джогарри

Вопрос 7. Принцип здесь и теперь в тренинговой работе означает?
а) не разглашение чувств и переживаний участников за пределами группы
б) фокусировка осознания участников тренинговой группы на актуальной, происходящей в данный момент ситуации
Ответ: б)

Вопрос 8. Принцип закрытости тренинговой группы означает?
а) не разглашение чувств и переживаний участников за пределами группы
б) работу тренинговой группы в одном и том же составе
Ответ: б)

Вопрос 9. В схеме «Окошко Джогарри» слепая область означает то, что…………….?
а) человек не знает о себе, а другие знают о нем
б) ни человек, ни другие не знают о нем
в) человек и другие знают о нем
г) человек о себе знает, а другие о нем не знают
Ответ: а)

Вопрос 10. В схеме «Окошко Джогарри» неизвестная область означает то, что…………….?
а) человек не знает о себе, а другие знают о нем
б) ни человек, ни другие не знают о нем
в) человек и другие знают о нем
г) человек о себе знает, а другие о нем не знают
Ответ: б)

Вопрос 11. В схеме «Окошко Джогарри» открытая область означает то, что…………….?
а) человек не знает о себе, а другие знают о нем
б) ни человек, ни другие не знают о нем
в) человек и другие знают о нем
г) человек о себе знает, а другие о нем не знают
Ответ: в)

Вопрос 12. В схеме«Окошко Джогарри» скрытая область означает то, что…………….?
а) человек не знает о себе, а другие знают о нем
б) ни человек, ни другие не знают о нем
в) человек и другие знают о нем
г) человек о себе знает, а другие о нем не знают
Ответ: г)

Вопрос 13. Стиль ведущего тренинга определяется дихотомией ………………………..?
а) директивный – свободный
б) провокативный – сотрудничающий
Ответ: а)

Вопрос 14. В своем развитии для вскрытия и преодоления внутригрупповых противоречий тренинговая группа проходит этап, связанный с ……………………….?
а) заверщением
б) зависимостью
в) конфликтом
Ответ: в)

Вопрос 15. Форма организации тренинга, заключающаяся в проведении занятий ежедневно по 3-8 часов от 3-14 дней называется ……………………….?
а) интенсивный курс
б) регулярные занятия
в) эпизодические встречи
Ответ: а)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. …………………………………………. тренинг – тренинг, направленный на повышение коммуникативной компетентности?

Ответ: социально-психологический

Вопрос 2. …………….. …………………………… ……………. – тренинг, направленный на развитие самосознания, формирование адекватного представления о себе для полноценного раскрытия и роста личностного потенциала.

Ответ: тренинг личностного роста

Вопрос 3. Психологический тренинг важно отличать от таких видов оказания групповой психологической помощи, как психокоррекция и ………………………..?

Ответ: психотерапия

Вопрос 4. ……………………….. группы – специально созданные малые группы, участники которых при содействии ведущего включаются в опыт общения, ориентированный на оказание помощи каждому в решении разнообразных психологических проблем и в самосовершенствовании.

Ответ: тренинговая

Вопрос 5. Используя модель «окошко Джогарри», можно отметить, что в тренинговой работе происходит расширение ……………. области за счет уменьшения слепой, неизвестной и скрытой областей?

Ответ: открытой

Вопрос 6. …………………….. тренинговые занятия проводятся 1-2 раза в неделю по 3-4 часа в день.

Ответ: регулярные

Вопрос 7. Форма организации тренинга, заключающаяся в проведении занятий ежедневно по часов от 3-14 дней называется интенсивный курс.

Ответ: 3-8

Вопрос 8. Принцип ………………………… в планировании программы тренинга подразумевает, что каждое упражнение и занятие должно содержательно стыковаться с предыдущим и являться обеспечивающим для следующего.

Ответ: преемственности

Вопрос 9. Работа с ……………………….. направлена на определение желаемых результатов участников тренинга?

Ответ: ожиданиями

Вопрос 10. Введение правил работы тренинговой группы необходимо осуществлять в ………….. тренинга?

Ответ: начале

Вопрос 11. Инструкция к тренинговому упражнению должна быть точной, понятной и ……………….?

Ответ: лаконичной (краткой)

Вопрос 12. После каждого упражнения ведущий организовывает его …………………?

Ответ: обсуждение

Вопрос 13. При использовании ролевых игр в тренинговой работе ведущий организовывает дебрифинг, то есть снятие ………………?

Ответ: ролей

Вопрос 14. …………………. являются важным элементом тренинга, поддерживающим чувство принадлежности к группе и означающим привычные повторяющиеся действия участников тренинговой группы?

Ответ: ритуалы

Вопрос 15. …………………. тренинга является важным этапом, когда участники осознают результаты тренинговой работы, пробуют закрепить полученный опыт и перенести его на реальную жизнь?

Ответ: завершение

Вопрос 16. Принцип ……………. означает, что если участник тренинга решил поделиться какой-то личной информацией, то она должна быть достоверной?

Ответ: искренности

Вопрос 17. Ведущий тренинга осуществляет работу в двух направлениях – работа с личностью и ……………..?

Ответ: группой

Вопрос 18. Наличие у ведущего детально продуманного плана проведения тренинговых занятий характерно для ……………………….. стиля.

Ответ: директивного

Вопрос 19. ……………….. стиль ведения тренинга является самым сложным в исполнении, не предполагает наличие жестко определенной программы занятий, ведущий ориентируется на стихийно возникающие запросы, действия участников тренинга.

Ответ: свободный

Вопрос 20. Конструктивная ………………. ……………….. в тренинговой работе способствует осознанию того, как участники воспринимают друг друга, что помогает получению нового знания о себе

Ответ: обратная связь

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших экзамен по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса теоретического и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Исторические предпосылки возникновения групповых форм оказания психологической помощи.
2. Групповые методы в психологических школах
3. Психологический тренинг как метод групповой психологической работы.
4. Отличительные черты психологического тренинга от групповой психотерапии и психокоррекции.
5. Цели и задачи психологического тренинга.
6. Принципы психологического тренинга.
7. Основные черты и парадигмы психологического тренинга.
8. Факторы, способствующие изменению участников тренинга.
9. Группа как психологическое зеркало (окошко Джогарри).
10. Фазы развития тренинговой группы.
11. Стили работы ведущего тренинга.
12. Функции ведущего тренинга.
13. Особенности подбора упражнений для социально-психологического тренинга.
14. Принципы преемственности и поэтаптности при планировании тренинга.
15. Особенности подачи инструкции к тренинговым упражнениям.
16. Формы организации тренинга.
17. Ко-тренерство: понятие, трудности.
18. Особенности проведения процедуры знакомства в психологическом тренинге.
19. Правила групповой тренинговой работы.
20. Работа с групповыми ожиданиями.
21. Активные методы групповой работы в СПТ.
22. Ритуалы в тренинговой работе.
23. Специфика работы с немотивированными группами.
24. Специфика обсуждения упражнений в тренинговой работе.
25. Дебрифинг в тренинговой работе.
26. Особенности проведения групповой дискуссии.
27. Обратная связь в психологическом тренинге.
28. Особенности использования музыки при проведении тренинга.
29. Завершение тренинга.
30. Основные этапы разработки и реализации программы тренинга

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Сформулируйте тему, цель и задачи психологического тренинга для подростков.
2. Сформулируйте тему, цель и задачи психологического тренинга для трудового коллектива.
3. Сформулируйте тему, цель и задачи психологического тренинга для студенческой группы.
4. Придумайте упражнение на знакомство участников тренинга, сформулируйте его цели, определите время выполнения, создайте инструкцию, опишите ход упражнения и выделите основные вопросы для его обсуждения.
5. Придумайте упражнение, направленное на повышение коммуникативной компетентности участников тренинга, сформулируйте его цели, определите время выполнения, создайте инструкцию, опишите ход упражнения и выделите основные вопросы для его обсуждения.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Рамендик Д. М. ТРЕНИНГ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Рамендик, Д. М. Тренинг личностного роста : учебник и практикум для академического бакалавриата Москва : Издательство Юрайт, 2019 https://www.biblio-online.ru/bcode/434158 (дата обращения: 29.09.2019)
Л1.3 Н. И. Басманова Тренинг командообразования: учебное пособие Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кларин М.В. КОРПОРАТИВНЫЙ ТРЕНИНГ, НАСТАВНИЧЕСТВО, КОУЧИНГ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Басманова, Н.И. Тренинг командообразования : учебное пособие Технологический университет. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, , 2019 biblioclub.ru
Л2.3 Камнева, Е.В. Тренинг командообразования и групповой работы: : учебник для магистратуры Москва : Прометей, 2019 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary, elibrary.ru
Э2 ЭБС Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Электронный курс в Moodle
6.3. Перечень программного обеспечения
Chrome http://www.chromium.org/chromium-os/licenses бессрочно
7-Zip https://www.7-zip.org/ бессрочно
Архиватор Ark https://apps.kde.org/ark/ бессрочно
Редактор изображений Gimp https://www.gimp.org/ бессрочно
Okular https://okular.kde.org/ru/download/ бессрочно
1С:Предприятие 8 Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
1С:Предприятие (учебная версия) Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
Libre Office https://www.libreoffice.org/download/license/ бессрочно
Windows 10 для образовательных учреждений Лицензии OEM, Academic Код продукта: 003 бессрочно
Microsoft Office Office 2013 Standart, бессрочно
Acrobat Reader https://get.adobe.com/reader/ бессрочноMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки.
№ 7 (филиал в г. Белокуриха) учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и (или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 110 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по курсу «Основы планирования и проведение тренинга» в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается базовый объем базовых и специальных знаний и навыков теоретического и прикладного характера в изучаемой области. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к зачету и к экзамену.
Практические занятия ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС, а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по предыдущему занятию и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие, решать практические кейсы.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, выполнение практических заданий.
В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студенту следует обратиться к ведущему преподавателю.