МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Этика и нормы права в профессиональной деятельности психолога

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки37.03.01. Психология
ПрофильОбщая психология и психология личности
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планФлБел_v37_03_01_Психология_ОПиПЛ-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 135
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
курсовой проект: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 21,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 54 54 54 54
Сам. работа 135 135 135 135
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
кандидат психол.наук, доцент , Шамардина М.В.

Рецензент(ы):
кандидат психологических наук, доцент, Волкова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
Этика и нормы права в профессиональной деятельности психолога

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 37.03.01 Психология (приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 г. № 839)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 24.06.2022 г. № 3
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н. доцент Малюкова Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 24.06.2022 г. № 3
Заведующий кафедрой к.ф.н. доцент Малюкова Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование базовых представлений о нормативно-правовой и морально-нравственной регуляции профессиональной деятельности психолога; усвоение знаний об основных юридических и этических принципах организации профессиональной деятельности психолога; формирование навыков нормативно-правового анализа различных проблемных ситуаций в профессиональной деятельности психолога-практика; формирование навыков решения этических проблем в профессиональной деятельности психолога.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6 Способен оценивать и удовлетворять потребности и запросы целевой аудитории для стимулирования интереса к психологическим знаниям, практике и услугам
ОПК-8 Способен выполнять свои профессиональные функции в организациях разного типа, осознанно соблюдая организационные политики и процедуры
ПК-7 Способен проектировать и выполнять работы по психологическому просвещению и повышению психологической культуры различных возрастных и социальных групп населения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности на основе нормативно-одобренного способа деятельности; этапы профессионального развития и их содержательные характеристики; основные правовые и этические нормы организации профессиональной деятельности; различные нормативно-правовые документы регламентирующие трудовую деятельность в организациях; основные правовые и этические нормы организации профессиональной деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1.проводить нормативно-правовой и этический анализ профессиональной деятельности и
соотносить нормативно одобренный и субъективно принятый способ деятельности с точки зрения нормативно-правовой и этической стороны организации профессиональной деятельности;
планировать и проводить исследование профессиональной деятельности; проводить комплексный анализ профессиональной деятельности с нормативно-правовых и этических принципов ее организации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами анализа факторов профессионального развития/выгорания; принципами соотнесения способа деятельности с нормативно-правовым и этическим полем; планированием практико-ориентированного исследования с учетом нормативно-правовых и этических проблем в работе психолога; навыками планирования юридически и этически грамотной профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Правовая культура как условие профессионального становления специалиста-психолога
1.1. Основные уровни анализа профессиональной деятельности психолога: нормативно-правовой, моральный, нравственный Практические 4 2 ОПК-6, ОПК-8, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1
1.2. Нормативная документация в работе практического психолога Практические 4 2 ОПК-6, ОПК-8, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1
1.3. Нормативная документация в работе практического психолога Практические 4 2 ОПК-6, ОПК-8, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1
1.4. Положения Конституции РФ регламентирующие деятельность практического психолога. Нормативная документация в работе практического психолога Практические 4 2 ОПК-6, ОПК-8, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1
1.5. Перечень этических принципов практического психолога Практические 4 2 ОПК-6, ОПК-8, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1
1.6. Перечень этических принципов практического психолога Сам. работа 4 35 ОПК-6, ОПК-8, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1
1.7. Этические нормы работы практического психолога. Этический кодекс психолога Практические 4 2 ОПК-6, ОПК-8, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1
1.8. Нормативные документы регламентирующие деятельность профессионала в организации. Создание нормативной документации регламентирующей деятельность профессионала в организации. Практические 4 2 ОПК-6, ОПК-8, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1
1.9. Этические нормы работы практического психолога. Этический кодекс психолога Сам. работа 4 20 ОПК-6, ОПК-8, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1
1.10. Нормативные документы регламентирующие деятельность профессионала в организации. Создание нормативной документации регламентирующей деятельность профессионала в организации. Практические 4 2 ОПК-6, ОПК-8, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1
1.11. Нормативные документы регламентирующие деятельность профессионала в организации. Создание нормативной документации регламентирующей деятельность профессионала в организации. Сам. работа 4 20 ОПК-6, ОПК-8, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1
Раздел 2. Деятельность психолога как объект правового регулирования. Основные этические регуляторы деятельности психолога.
2.1. Правовая культура как условие профессионального становления специалиста-психолога. Международные правовые документы, лежащие в основе профессиональной деятельности психолога. Практические 4 2 ОПК-6, ОПК-8, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1
2.2. Правовое обеспечение деятельности психолога как представителя профессии социометрического типа. Нормативно-правовое обеспечение деятельности психолога в Российской Федерации. Профессиональная этика психолога Практические 4 8 ОПК-6, ОПК-8, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1
2.3. Правовое обеспечение деятельности психолога как представителя профессии социометрического типа. Нормативно-правовое обеспечение деятельности психолога в Российской Федерации. Профессиональная этика психолога Практические 4 2 ОПК-6, ОПК-8, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1
2.4. Международные правовые документы, лежащие в основе профессиональной деятельности психолога.. Нормативно-правовое обеспечение деятельности психолога в Российской Федерации. Сам. работа 4 20 ОПК-6, ОПК-8, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1
2.5. Правовое обеспечение деятельности психолога как представителя профессии социометрического типа. Нормативно-правовое обеспечение деятельности психолога в Российской Федерации. Профессиональная этика психолога Практические 4 2 ОПК-6, ОПК-8, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1
2.6. Модели психологической службы и ее кадровое обеспечение. Практические 4 2 ОПК-6, ОПК-8, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1
2.7. Модели психологических служб в центрах медико-социальной и психолого-педагогической помощи населению Практические 4 12 ОПК-6, ОПК-8, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1
2.8. Модели психологических служб в центрах медико-социальной и психолого-педагогической помощи населению Сам. работа 4 20 ОПК-6, ОПК-8, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1
2.9. Кадровое обеспечение службы практической психологии. Деятельность психолога в решении проблем социально уязвимых категорий граждан Сам. работа 4 20 ОПК-6, ОПК-8, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1
2.10. Кадровое обеспечение службы практической психологии. Деятельность психолога в решении проблем социально уязвимых категорий граждан Практические 4 6 ОПК-6, ОПК-8, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1
2.11. Тарифно-квалификационные требования к должности психолога. Требования к квалификации практических психологов при присвоении им квалификационной категории Практические 4 4 ОПК-6, ОПК-8, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1
2.12. Зачет с оценкой 4 27 ОПК-6, ОПК-8, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-7: Способен проектировать и выполнять работы по психологическому просвещению и повышению психологической культуры различных возрастных и социальных групп населения

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Дайте определение понятию "Этика".
1. учение о нравственности (морали), ее происхождении и развитии, о правилах и нормах человеческого поведения, об их обязанностях по отношению друг к другу, к обществу, к государству.
2. философское учение (объектом которого является мораль), объясняющее и описывающее происхождение и природу нравственности, структуру и социальные функции этого явления. Это наука, ориентированная на повседневные нужды человеческой жизни.
3. нормы поведения, мораль человека какого-либо класса, общественной или профессиональной группы.
4. кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер взаимоотношений между людьми, который вытекает из их профессиональной этики.
Ответ: 1-4.

Вопрос 2. Дайте определение понятию "Мораль".
1. один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; одна из форм общественного сознания и вид общественных отношений. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.
2. важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений,общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни (семья, быт,наука, политика, труд и др.).
Ответ: 1, 2.

Вопрос 3. Дайте определение понятию "Нравственность".
1. освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая индивидуальное поведение личности, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувство совести.
2. единство внешней и внутренней культуры личности.
Ответ: 1.

Вопрос 4. Дайте определение понятию "Этикет".
1. установленный порядок поведения где-либо.
2. совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождения с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда).
3. порядок речевого поведения, установленный в данном обществе.
Ответ: 1, 2.

Вопрос 5. Дайте определение понятию "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА".
1. составная часть этики, отражающая специфику функционирования морали (нравственности) в условиях целостного педагогического процесса, наука о разных аспектах нравственной деятельности учителя.
2. закономерности проявления морали в сознании, поведении, отношениях и деятельности педагога.
Ответ: 1.

Вопрос 6. назовите категории педагогической этики.
1. понятие добра;
2. понятие долга;
3. понятие добродетели;
4. понятие совести;
5. система представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей и т.п.
6. педагогическая справедливость;
7. профессиональный педагогический долг;
8. профессиональная честь и совесть;
9. достоинство;
10. педагогический авторитет;
11. самодисциплина.
Ответ: 6-11.

Вопрос 7. Назовите виды ложного авторитета.
1. авторитет подавления;
2. авторитет педантизма;
3. авторитет резонерства;
4. авторитет мнимой доброты;
5. авторитет знаний;
6. авторитет эрудиции;
7. авторитет отношения к работе.
Ответ: 1-4.

Вопрос 8. Назовити родоначальников идей гуманизации образования.
1. Ш.Бюлер;
2. А.Маслоу;
3. К.Роджерс;
4. Дж. Дьюи;
5. М. Монтессори;
6. Р.Штайнера.
Ответ: 1-6.

Вопрос 9. Назовите составляющие гуманизации воспитательно-образовательного процесса.
1. правовая база: соблюдение прав и гуманное отношение к ребенку;
2. гуманистическое воспитание;
3. гуманизация образования.
Ответ: 1-3.

Вопрос 10. Назовите виды насилия в педагогической деятельности.
1. физическое оскорбление;
2. словесное оскорбление;
3. публичное унижение;
4. коллективное осуждение с унижением достоинства;
5. шантаж;
6. наказание трудом.
Ответ: 1-6.

Вопрос 11. Назовите условия реализации гуманизация образования.
1. учитель с высоким уровнем развития нравственных и интеллектуальных качеств, подлинный интеллигент.
2. новые технологии обучения, максимально учитывающие предпочитаемые ребенком способы переработки учебного материала.
3. новые технологии воспитания и в целом развития личности, стимулирующие самообучение, саморазвитие, самовоспитание.
Ответ: 1-3.

Вопрос 12. Назовите главные цели правового обучения.
1. повышения правовой грамотности детей;
2. формирование высокого уровня воспитанности;
3. ормирование высокого уровня ответственности;
4. ормирование высокого уровня социальной активности.
Ответ: 1-4.

Вопрос 13. Дайте определение понятию "Нравственное сознание человека".
1. складывается из первичных нравственных представлений, которые в течение жизни усложняются и обогащаются, интегрируются в нравственные понятия. Основой человеческой нравственности является нравственное чувство, переживания, совесть;
2. связано с нравственным идеалом, идеальным представлением о поведении человека;
3. сознание предполагает знание моральных принципов, норм, постоянное осознание и осмысление своего нравственного положения в обществе.
4. обусловлено влиянием факторов конкретной социальной среды, его природа является идеальной, так же, как идеальной является природа мысли и природа сознания вообще;
5. часть общего сознания личности;
6. удостоверяет личность в действительной подлинности ее присутствия в универсуме бытия;
7. выражает отношение личности к осуществляемым ею самой процессам ориентации, самоопределения и участия в общем универсуме бытия;
8. открывает перед человеком двойную очевидность: реальность его собственного, этически воспринимаемого “я” и реальность нравственного порядка в общей структуре бытия;
9. является одним из самых глубоких и самых интимных проявлений личности.
Ответ: 1-9.

Вопрос 14. Назовите систему элементов нравственной культуры личности педагога.
1. культуру этического мышления;
2. культуру чувств;
3. культуру поведения;
4. этикет как уровень приверженности правилам, регламентирующим форму, манеры, стиль, тон общения.
Ответ: 1-4.

Вопрос 15. Назовите элементы структуры нравственного сознания педагога.
1. нравственные (этические) взгляды;
2. убеждения (идеалы);
3. нравственные чувства, которые отражают моральные отношения, возникающие в процессе обучения и воспитания ребенка.
Ответ: 1-3.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Основание КИМ теоретического характера в целом:
- "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий;
- "не зачтено" - не верно выполнено 50% заданий и более;
- "отлично" - верно выполнено 85% - 100% заданий;
- "хорошо" - верно выполнено 70% - 84% заданий;
- "удовлетворительно" -верно выполнено 51% - 69% заданий;
- "неудовлетворительно" -верно выполнено 50% и менее заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Какие этические категории включают этические взгляды педагога?

Ответ:
 идеалы детства, отрочества, юности,
 принципы диалогового взаимодействия учителя с учащимися,
 осознание своего профессионального долга,
 осмысление для себя понятий чести, достоинства, профессиональной совести учителя,
 понимание основных моральных категорий (добра и зла) применительно к педагогической деятельности.
Вопрос 2. Назовите структурные элементы убеждения.

Ответ:
 познавательный компонент (глубокое знание предмета (темы) разговора),
 эмоционально – мотивационный компонент (отношение к этому знанию),
 волевой компонент (готовность действовать в соответствии со знанием и желанием).

Вопрос 3. Дайте определение понятию "Нравственные чувства педагога".

Ответ: это переживания по поводу того или иного поведения людей или своего собственного поведения с позиций нравственных категорий, таких как «справедливо - несправедливо», «человечно - бесчеловечно».
Вопрос 4. Назовите ведущие нравственные чувства педагога.

Ответ:
 любовь к детям,
 профессиональная ответственность за жизнь, здоровье и развитие ребенка,
 терпимость,
 доброжелательность,
 доверие и уважение к учащимся.

Вопрос 5. Дайте определение понятию "ДИДАКТОГЕНИЯ".

Ответ:
 (от греч. didaktikos — поучительный, genos — происхождение) — вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя (педагога, тренера, руководителя и т. д.) негативное психическое состояние учащегося (угнетенное настроение, страх, фрустрацияи др.), отрицательно сказывающееся на его деятельности и межличностных отношениях. Может являться причиной неврозов.
 негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны учителя (воспитателя). Выражается в повышенном
нервно-психическом напряжении, страхах, подавленном настроении и т.п. Отрицательно сказывается на деятельности учащихся, затрудняет общение. В основе
возникновения дидактогении лежит психическая травма, полученная учеником по вине педагога. Этим объясняется близость симптоматики дидактогении и неврозов у детей, причем дидактогения нередко перерастает в невроз, и может возникнуть необходимость в специальном лечении, в частности методами
психотерапии.

Вопрос 6. Назовите способы выражения любви к ребенку.

Ответ: визуальный, кинестетический, психологический, педагогический.

Вопрос 7. Дайте определение понятию "Общение".

Ответ: сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

Вопрос 8. Дайте определение понятию "Педагогическое общение".

Ответ: …многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

Вопрос 9. Назовите функции педагогического общения по Л.М.Митиной.

Ответ:
 информационная,
 социально-перцептивная,
 самопрезентативная,
 интерактивная,
 аффективная.

Вопрос 10. Назовите функции общения, которые играют главную роль в формировани этики человеческих отношений.

Ответ:
 «открытие» ребенка на общение,
 «соучастие» ребенку в процессе общения,
 «возвышение» ребенка в процессе общения.
Вопрос 11. Назовите принципы педагогического общения.

Ответ:
 принцип ненасилия (право ученика быть тем, что он есть),
 принцип паритетности взаимоотношений,
 принцип уважения труда познания ученика,
 принцип уважения неудач и слез ребенка,
 принцип уважения тяжелой работы роста,
 принцип уважения самобытности ученика,
 принцип безусловной любви воспитателя к воспитаннику,
 принцип оптимальной требовательности и уважения,
 принцип опоры на положительное в ребенке,
 принцип компромиссности спорных решений.

Вопрос 12. Дайте определение понятию "Эмпатия".

Ответ: сопереживание, умение поставить себя на место другого, способность человека к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей.

Вопрос 13. Дайте определение понятию "Симпатия".

Ответ: устойчивое положительное (одобрительное, хорошее) отношение к кому- или чему-нибудь (другим людям, их группам, социальным явлениям), проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания, помощи (альтруизму).

Вопрос 14. Дайте определение понятию "Аттракция".

Ответ: привлечение, притяжение одного человека к другому.

Вопрос 15. Дайте определение понятию "Антипатия".

Ответ: неприязнь, нерасположение, эмоциональное отношение неприятия кого-либо или чего-либо: отдельных черт характера и вкусов человека, его голоса и т.п.

Вопрос 16. Дайте определение понятию "Стиль общения"

Ответ: особенности коммуникативных возможностей учителя, достигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческая индивидуальность педагога (В.А. Кан-Калик).

Вопрос 17. Назовите основные стили управления и общения.

Ответ: авторитарный, демократический, либеральный.

Вопрос 18. Назовите стили педагогического общения по классификации В.А. Кан-Калика.

Ответ: «СОВМЕСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО»,«ДРУЖЕСКОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ», «ЗАИГРЫВАНИЕ»,«ОБЩЕНИЕ-ДИСТАНЦИЯ»,«МЕНТОРСКИЙ, «УСТРАШЕНИЕ».

Вопрос 19. Назовите виды стиля педагогической деятельности.

Ответ:
 репродуктивный стиль;
 ситуативный стиль;
 репродуктивно-творческий стиль;
 творческий стиль.

Вопрос 20. Назовите барьеры восприятия в общении.

Ответ:
 Эффект ореола – распространение общего оценочного впечатления о человеке на все его еще неизвестные личностные качества и свойства, действия и поступки. Ранее сложившееся представление мешает по – настоящему понять человека: «Она отличница и такая милая девочка, и я сомневаюсь, что она могла совершить дурной поступок».
 Эффект первого впечатления - обусловленность восприятия и оценивания человека первым впечатлением о нем, которое может оказаться ошибочным.
 Эффект первичности – придание большого значения при восприятии и оценивании незнакомого воспитанника или группы той информации о нем (ней), которая поступила раньше: «Это ужасный класс, как вы согласились в нем работать».
 Эффект новизны – придание большого значения более поздней информации при восприятии и оценивании знакомого человека.
 Эффект проекции – приписывание своих достоинств «приятным» воспитанникам или другим людям, и своих недостатков – «неприятным».
 Эффект стереотипизации – использование в процессе межличностного восприятия устойчивого образа человека. Приводит к упрощению в познании человека, построению неточного образа другого, к возникновению предубеждения: «Он из неполной семьи? Наверняка хулиган и трудновоспитуемый»

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
"Отлично" (зачтено): ответ полный, развернутый.Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
"Хорошо" (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов.Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
"Удовлетворительно" (зачтено): ответ не полный. В терминологии имеются недостатки.Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки.Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-6: Способен оценивать и удовлетворять потребности и запросы целевой аудитории для стимулирования интереса к психологическим знаниям, практике и услугам

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Дайте определение понятию "Этика".
1. учение о нравственности (морали), ее происхождении и развитии, о правилах и нормах человеческого поведения, об их обязанностях по отношению друг к другу, к обществу, к государству.
2. философское учение (объектом которого является мораль), объясняющее и описывающее происхождение и природу нравственности, структуру и социальные функции этого явления. Это наука, ориентированная на повседневные нужды человеческой жизни.
3. нормы поведения, мораль человека какого-либо класса, общественной или профессиональной группы.
4. кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер взаимоотношений между людьми, который вытекает из их профессиональной этики.
Ответ: 1-4.

Вопрос 2. Дайте определение понятию "Мораль".
1. один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; одна из форм общественного сознания и вид общественных отношений. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.
2. важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений,общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни (семья, быт,наука, политика, труд и др.).
Ответ: 1, 2.

Вопрос 3. Дайте определение понятию "Нравственность".
1. освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая индивидуальное поведение личности, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувство совести.
2. единство внешней и внутренней культуры личности.
Ответ: 1.

Вопрос 4. Дайте определение понятию "Этикет".
1. установленный порядок поведения где-либо.
2. совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождения с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда).
3. порядок речевого поведения, установленный в данном обществе.
Ответ: 1, 2.

Вопрос 5. Дайте определение понятию "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА".
1. составная часть этики, отражающая специфику функционирования морали (нравственности) в условиях целостного педагогического процесса, наука о разных аспектах нравственной деятельности учителя.
2. закономерности проявления морали в сознании, поведении, отношениях и деятельности педагога.
Ответ: 1.

Вопрос 6. назовите категории педагогической этики.
1. понятие добра;
2. понятие долга;
3. понятие добродетели;
4. понятие совести;
5. система представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей и т.п.
6. педагогическая справедливость;
7. профессиональный педагогический долг;
8. профессиональная честь и совесть;
9. достоинство;
10. педагогический авторитет;
11. самодисциплина.
Ответ: 6-11.

Вопрос 7. Назовите виды ложного авторитета.
1. авторитет подавления;
2. авторитет педантизма;
3. авторитет резонерства;
4. авторитет мнимой доброты;
5. авторитет знаний;
6. авторитет эрудиции;
7. авторитет отношения к работе.
Ответ: 1-4.

Вопрос 8. Назовите виды насилия в педагогической деятельности.
1. физическое оскорбление;
2. словесное оскорбление;
3. публичное унижение;
4. коллективное осуждение с унижением достоинства;
5. шантаж;
6. наказание трудом.
Ответ: 1-6.

Вопрос 9. Назовите условия реализации гуманизация образования.
1. учитель с высоким уровнем развития нравственных и интеллектуальных качеств, подлинный интеллигент.
2. новые технологии обучения, максимально учитывающие предпочитаемые ребенком способы переработки учебного материала.
3. новые технологии воспитания и в целом развития личности, стимулирующие самообучение, саморазвитие, самовоспитание.
Ответ: 1-3.

Вопрос 10. Назовите главные цели правового обучения.
1. повышения правовой грамотности детей;
2. формирование высокого уровня воспитанности;
3. ормирование высокого уровня ответственности;
4. ормирование высокого уровня социальной активности.
Ответ: 1-4.

Вопрос 11. Назовите систему элементов нравственной культуры личности педагога.
1. культуру этического мышления;
2. культуру чувств;
3. культуру поведения;
4. этикет как уровень приверженности правилам, регламентирующим форму, манеры, стиль, тон общения.
Ответ: 1-4.

Вопрос 12. Назовите элементы структуры нравственного сознания педагога.
1. нравственные (этические) взгляды;
2. убеждения (идеалы);
3. нравственные чувства, которые отражают моральные отношения, возникающие в процессе обучения и воспитания ребенка.
Ответ: 1-3.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Основание КИМ теоретического характера в целом:
- "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий;
- "не зачтено" - не верно выполнено 50% заданий и более;
- "отлично" - верно выполнено 85% - 100% заданий;
- "хорошо" - верно выполнено 70% - 84% заданий;
- "удовлетворительно" -верно выполнено 51% - 69% заданий;
- "неудовлетворительно" -верно выполнено 50% и менее заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Какие этические категории включают этические взгляды педагога?

Ответ:
 идеалы детства, отрочества, юности,
 принципы диалогового взаимодействия учителя с учащимися,
 осознание своего профессионального долга,
 осмысление для себя понятий чести, достоинства, профессиональной совести учителя,
 понимание основных моральных категорий (добра и зла) применительно к педагогической деятельности.

Вопрос 2. Назовите ведущие нравственные чувства педагога.

Ответ:
 любовь к детям,
 профессиональная ответственность за жизнь, здоровье и развитие ребенка,
 терпимость,
 доброжелательность,
 доверие и уважение к учащимся.

Вопрос 3. Дайте определение понятию "ДИДАКТОГЕНИЯ".

Ответ:
 (от греч. didaktikos — поучительный, genos — происхождение) — вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя (педагога, тренера, руководителя и т. д.) негативное психическое состояние учащегося (угнетенное настроение, страх, фрустрацияи др.), отрицательно сказывающееся на его деятельности и межличностных отношениях. Может являться причиной неврозов.
 негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны учителя (воспитателя). Выражается в повышенном
нервно-психическом напряжении, страхах, подавленном настроении и т.п. Отрицательно сказывается на деятельности учащихся, затрудняет общение. В основе
возникновения дидактогении лежит психическая травма, полученная учеником по вине педагога. Этим объясняется близость симптоматики дидактогении и неврозов у детей, причем дидактогения нередко перерастает в невроз, и может возникнуть необходимость в специальном лечении, в частности методами
психотерапии.

Вопрос 4. Назовите способы выражения любви к ребенку.

Ответ: визуальный, кинестетический, психологический, педагогический.

Вопрос 5. Дайте определение понятию "Общение".

Ответ: сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

Вопрос 6. Дайте определение понятию "Педагогическое общение".

Ответ: …многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

Вопрос 7. Назовите функции педагогического общения по Л.М.Митиной.

Ответ:
 информационная,
 социально-перцептивная,
 самопрезентативная,
 интерактивная,
 аффективная.

Вопрос 8. Назовите функции общения, которые играют главную роль в формировани этики человеческих отношений.

Ответ:
 «открытие» ребенка на общение,
 «соучастие» ребенку в процессе общения,
 «возвышение» ребенка в процессе общения.

Вопрос 9. Назовите принципы педагогического общения.

Ответ:
 принцип ненасилия (право ученика быть тем, что он есть),
 принцип паритетности взаимоотношений,
 принцип уважения труда познания ученика,
 принцип уважения неудач и слез ребенка,
 принцип уважения тяжелой работы роста,
 принцип уважения самобытности ученика,
 принцип безусловной любви воспитателя к воспитаннику,
 принцип оптимальной требовательности и уважения,
 принцип опоры на положительное в ребенке,
 принцип компромиссности спорных решений.

Вопрос 10. Дайте определение понятию "Эмпатия".

Ответ: сопереживание, умение поставить себя на место другого, способность человека к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей.

Вопрос 11. Дайте определение понятию "Симпатия".

Ответ: устойчивое положительное (одобрительное, хорошее) отношение к кому- или чему-нибудь (другим людям, их группам, социальным явлениям), проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания, помощи (альтруизму).

Вопрос 12. Дайте определение понятию "Аттракция".

Ответ: привлечение, притяжение одного человека к другому.

Вопрос 13. Дайте определение понятию "Антипатия".

Ответ: неприязнь, нерасположение, эмоциональное отношение неприятия кого-либо или чего-либо: отдельных черт характера и вкусов человека, его голоса и т.п.

Вопрос 14. Дайте определение понятию "Стиль общения"

Ответ: особенности коммуникативных возможностей учителя, достигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческая индивидуальность педагога (В.А. Кан-Калик).

Вопрос 15. Назовите основные стили управления и общения.

Ответ: авторитарный, демократический, либеральный.

Вопрос 16. Назовите стили педагогического общения по классификации В.А. Кан-Калика.

Ответ: «СОВМЕСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО»,«ДРУЖЕСКОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ», «ЗАИГРЫВАНИЕ»,«ОБЩЕНИЕ-ДИСТАНЦИЯ»,«МЕНТОРСКИЙ, «УСТРАШЕНИЕ».

Вопрос 17. Назовите виды стиля педагогической деятельности.

Ответ:
 репродуктивный стиль;
 ситуативный стиль;
 репродуктивно-творческий стиль;
 творческий стиль.

Вопрос 18. Назовите барьеры восприятия в общении.
Ответ:
 Эффект ореола – распространение общего оценочного впечатления о человеке на все его еще неизвестные личностные качества и свойства, действия и поступки. Ранее сложившееся представление мешает по – настоящему понять человека: «Она отличница и такая милая девочка, и я сомневаюсь, что она могла совершить дурной поступок».
 Эффект первого впечатления - обусловленность восприятия и оценивания человека первым впечатлением о нем, которое может оказаться ошибочным.
 Эффект первичности – придание большого значения при восприятии и оценивании незнакомого воспитанника или группы той информации о нем (ней), которая поступила раньше: «Это ужасный класс, как вы согласились в нем работать».
 Эффект новизны – придание большого значения более поздней информации при восприятии и оценивании знакомого человека.
 Эффект проекции – приписывание своих достоинств «приятным» воспитанникам или другим людям, и своих недостатков – «неприятным».
 Эффект стереотипизации – использование в процессе межличностного восприятия устойчивого образа человека. Приводит к упрощению в познании человека, построению неточного образа другого, к возникновению предубеждения: «Он из неполной семьи? Наверняка хулиган и трудновоспитуемый»

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
"Отлично" (зачтено): ответ полный, развернутый.Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
"Хорошо" (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов.Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
"Удовлетворительно" (зачтено): ответ не полный. В терминологии имеются недостатки.Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки.Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-8: Способен выполнять свои профессиональные функции в организациях разного типа, осознанно соблюдая организационные политики и процедуры
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. назовите категории педагогической этики.
1. понятие добра;
2. понятие долга;
3. понятие добродетели;
4. понятие совести;
5. система представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей и т.п.
6. педагогическая справедливость;
7. профессиональный педагогический долг;
8. профессиональная честь и совесть;
9. достоинство;
10. педагогический авторитет;
11. самодисциплина.
Ответ: 6-11.

Вопрос 2. Назовите виды ложного авторитета.
1. авторитет подавления;
2. авторитет педантизма;
3. авторитет резонерства;
4. авторитет мнимой доброты;
5. авторитет знаний;
6. авторитет эрудиции;
7. авторитет отношения к работе.
Ответ: 1-4.

Вопрос 3. Назовите составляющие гуманизации воспитательно-образовательного процесса.
1. правовая база: соблюдение прав и гуманное отношение к ребенку;
2. гуманистическое воспитание;
3. гуманизация образования.
Ответ: 1-3.

Вопрос 4. Назовите виды насилия в педагогической деятельности.
1. физическое оскорбление;
2. словесное оскорбление;
3. публичное унижение;
4. коллективное осуждение с унижением достоинства;
5. шантаж;
6. наказание трудом.
Ответ: 1-6.

Вопрос 5. Назовите условия реализации гуманизация образования.
1. учитель с высоким уровнем развития нравственных и интеллектуальных качеств, подлинный интеллигент.
2. новые технологии обучения, максимально учитывающие предпочитаемые ребенком способы переработки учебного материала.
3. новые технологии воспитания и в целом развития личности, стимулирующие самообучение, саморазвитие, самовоспитание.
Ответ: 1-3.

Вопрос 6. Назовите главные цели правового обучения.
1. повышения правовой грамотности детей;
2. формирование высокого уровня воспитанности;
3. ормирование высокого уровня ответственности;
4. ормирование высокого уровня социальной активности.
Ответ: 1-4.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Основание КИМ теоретического характера в целом:
- "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий;
- "не зачтено" - не верно выполнено 50% заданий и более;
- "отлично" - верно выполнено 85% - 100% заданий;
- "хорошо" - верно выполнено 70% - 84% заданий;
- "удовлетворительно" -верно выполнено 51% - 69% заданий;
- "неудовлетворительно" -верно выполнено 50% и менее заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Какие этические категории включают этические взгляды педагога?

Ответ:
 идеалы детства, отрочества, юности,
 принципы диалогового взаимодействия учителя с учащимися,
 осознание своего профессионального долга,
 осмысление для себя понятий чести, достоинства, профессиональной совести учителя,
 понимание основных моральных категорий (добра и зла) применительно к педагогической деятельности.

Вопрос 2. Назовите ведущие нравственные чувства педагога.

Ответ:
 любовь к детям,
 профессиональная ответственность за жизнь, здоровье и развитие ребенка,
 терпимость,
 доброжелательность,
 доверие и уважение к учащимся.
Вопрос 3. Назовите способы выражения любви к ребенку.
Ответ: визуальный, кинестетический, психологический, педагогический.

Вопрос 4. Назовите функции педагогического общения по Л.М.Митиной.

Ответ:
 информационная,
 социально-перцептивная,
 самопрезентативная,
 интерактивная,
 аффективная.

Вопрос 5. Назовите функции общения, которые играют главную роль в формировани этики человеческих отношений.

Ответ:
 «открытие» ребенка на общение,
 «соучастие» ребенку в процессе общения,
 «возвышение» ребенка в процессе общения.

Вопрос 6. Назовите принципы педагогического общения.

Ответ:
 принцип ненасилия (право ученика быть тем, что он есть),
 принцип паритетности взаимоотношений,
 принцип уважения труда познания ученика,
 принцип уважения неудач и слез ребенка,
 принцип уважения тяжелой работы роста,
 принцип уважения самобытности ученика,
 принцип безусловной любви воспитателя к воспитаннику,
 принцип оптимальной требовательности и уважения,
 принцип опоры на положительное в ребенке,
 принцип компромиссности спорных решений.

Вопрос 7. Дайте определение понятию "Эмпатия".

Ответ: сопереживание, умение поставить себя на место другого, способность человека к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей.
Вопрос 8. Дайте определение понятию "Симпатия".
Ответ: устойчивое положительное (одобрительное, хорошее) отношение к кому- или чему-нибудь (другим людям, их группам, социальным явлениям), проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания, помощи (альтруизму).

Вопрос 9. Дайте определение понятию "Аттракция".

Ответ: привлечение, притяжение одного человека к другому
.
Вопрос 10. Дайте определение понятию "Антипатия".

Ответ: неприязнь, нерасположение, эмоциональное отношение неприятия кого-либо или чего-либо: отдельных черт характера и вкусов человека, его голоса и т.п.

Вопрос 11. Дайте определение понятию "Стиль общения"

Ответ: особенности коммуникативных возможностей учителя, достигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческая индивидуальность педагога (В.А. Кан-Калик).

Вопрос 12. Назовите основные стили управления и общения.

Ответ: авторитарный, демократический, либеральный.

Вопрос 13. Назовите стили педагогического общения по классификации В.А. Кан-Калика.

Ответ: «СОВМЕСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО»,«ДРУЖЕСКОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ», «ЗАИГРЫВАНИЕ»,«ОБЩЕНИЕ-ДИСТАНЦИЯ»,«МЕНТОРСКИЙ, «УСТРАШЕНИЕ».

Вопрос 14. Назовите виды стиля педагогической деятельности.

Ответ:
 репродуктивный стиль;
 ситуативный стиль;
 репродуктивно-творческий стиль;
 творческий стиль.

Вопрос 15. Назовите барьеры восприятия в общении.

Ответ:
 Эффект ореола – распространение общего оценочного впечатления о человеке на все его еще неизвестные личностные качества и свойства, действия и поступки. Ранее сложившееся представление мешает по – настоящему понять человека: «Она отличница и такая милая девочка, и я сомневаюсь, что она могла совершить дурной поступок».
 Эффект первого впечатления - обусловленность восприятия и оценивания человека первым впечатлением о нем, которое может оказаться ошибочным.
 Эффект первичности – придание большого значения при восприятии и оценивании незнакомого воспитанника или группы той информации о нем (ней), которая поступила раньше: «Это ужасный класс, как вы согласились в нем работать».
 Эффект новизны – придание большого значения более поздней информации при восприятии и оценивании знакомого человека.
 Эффект проекции – приписывание своих достоинств «приятным» воспитанникам или другим людям, и своих недостатков – «неприятным».
 Эффект стереотипизации – использование в процессе межличностного восприятия устойчивого образа человека. Приводит к упрощению в познании человека, построению неточного образа другого, к возникновению предубеждения: «Он из неполной семьи? Наверняка хулиган и трудновоспитуемый»

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
"Отлично" (зачтено): ответ полный, развернутый.Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
"Хорошо" (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов.Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
"Удовлетворительно" (зачтено): ответ не полный. В терминологии имеются недостатки.Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки.Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Как соотносятся между собой понятия «этика», «мораль», «нравственность», «педагогическая этика»? Что объединяет эти понятия?
2. Раскройте понятийный аппарат «педагогической этики», предмет, задачи, функции, основные методы исследования.
3. Восстановите в памяти общую историческую картину развития этикопедагогической мысли с античности до наших дней.
4. Проанализируйте понятия: «педагогическая справедливость», «профессиональный педагогический долг», «совесть» и др., относительно к эпохе I века.
5. Найдите общие педагогические понятия, связывающие данные термины педагогической этики с терминами теории воспитания.
6. Каковы, на ваш взгляд, наиболее острые проблемы и противоречия современной школы, которые приводят к нарушению принципа гуманизма в воспитательно - образовательном процессе школы?
7. Какие нормативно - правовые документы провозглашают основные права ребенка? С
какой целью принимались данные документы, в чем их отличие и какие основные права ребенка они закрепляют?
8. Что необходимо дать школьникам в области прав человека, какова цель и необходимость данных занятий?
9. Дайте определение сущности нравственного сознания учителя. Какую роль играет нравственность учителя в педагогической деятельности?
10. Назовите и кратко охарактеризуйте элементы структуры нравственного сознания учителя.
11. Раскройте суть таких понятий, как «любовь к детям», «уважение к личности ученика»,
«профессиональная ответственность за жизнь и здоровье ребенка».
12. Какие эталоны и аксиомы нравственного профессионализма должен соблюдать педагог? Имеют ли данные аксиомы какое-либо отношение к родителю, как педагогу, воспитывающему собственного ребенка?
13. Дайте общую характеристику понятиям «общение», «педагогическое общение».
14. Какие вы знаете этические функции общения, как они реализуются в обращении педагога с учеником?
15. Раскройте выше приведенные этические принципы педагогического общения. По возможности проиллюстрируйте данные принципы педагогическими ситуациями, в которых соблюдаются (или нарушаются) этические нормы общения.
16. Как вы понимаете данные понятия: «эмпатия», «симпатия», «антипатия»? Какую роль играет эмпатия и симпатия в установлении межличностных контактов между учителем и учениками?
17. Какое влияние оказывает стиль общения педагога с учащимися на учебный процесс, на воспитание личности ребенка? Есть ли возможность с уверенностью сказать, что данный стиль общения является самым оптимальным для реализации продуктивного общения? Аргументируйте свой ответ.
18. Насколько необходимы современному учителю знания в области этической защиты в процессе общения? Можете ли вы предложить свои варианты реагирования на бестактность (грубость) ученика?

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1.Подготовьте сообщение на одну из тем:
 Этика: становление и современность.
 Этические идеи средневековой педагогики.
 Основные положения педагогической этики в деятельности
В.А.Сухомлинского.
 Педагогическая справедливость - показатель объективности действий педагога.
 Авторитет педагога – основа воспитательного влияния на взаимоотношения в разных системах педагогического процесса.
2. Выделите основные положения педагогической этики, имевшей место в 70-80 г.г 20 в. в деятельности учителей – новаторов (Ш.А. Амонашвили, В.Ф.Шаталов, Е.Н.Ильин и др.);
3. Многие правила этикета, особенно современного практически совпадают с элементарной вежливостью. Не следует ли отсюда вывод, что человек, строго выполняющий требования этикета, является высоконравственной личностью? Аргументируйте свой ответ.
4. Чем объяснить, что в школе сегодня доминирует авторитарный, антигуманный стиль общения, идет нарушение педагогической этики? Какая причина, по-вашему, наиболее существенно влияет на этот процесс? Аргументируйте свой ответ.
5.Согласны ли вы с данным утверждением, приведенным в пособии Д.Г.Левитеса? Какова ваша точка зрения на эту проблему? «Чем талантливей, ярче, убедительней педагог, тем большую угрозу он представляет для воспитанника, ибо, порой сам того не осознавая, всем своим обликом подавляет волю,
внутреннюю свободу ученика, не столько не раскрывает в нем его самого, сколько навязывает себя как эталон, образец самореализации».
6. Выпишите, на ваш взгляд, основные статьи Конвенции ООН о правах ребенка, которые в обязательном порядке должны знать: а) учащиеся, б) учителя, в) родители.
7.Предложите свою методику знакомства школьников с правами человека (воспользуйтесь методикой Певцовой Е.А. Детская правовая школа в образовательном учреждении // Народное образование.-2011№ 6.-с.40-44; Певцова Е. А.Детская правовая школа в образовательном учреждении [Текст] / Е. А. Певцова // Российское образование. - 2011. -№ 6. - С. 32-36.)
8.Создайте вместе с учащимися во время педагогической практики «Кодекс равенства в общении».
9.Подготовьте сообщение на темы:
a) «Гуманистическая педагогика в исторической перспективе» (Иванова С.В. Влияние идей гуманизма на формирование гуманитарного знания» // Вопросы философии .2007.-№10.; Е. А. Коломиец Психология «русского гуманизма» как методологическая основа теории самореализации личности // Психология человека в современном мире. Том 6. Духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Проблема индивидуальности в трудах отечественных психологов (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15–16 октября 2009 г.) / Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, М. И. Воловикова, Т.А. Ребеко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», -2009. – с.58-61.
ipras.ru›engine/documents/document2007.pdf
b) «Насилие и ребенок: разрешение проблемы» (Болотова Е.Л.Правовые механизмы противодействия насилию в образовании// Народное образование. - 2012. - N 1. - С. 56-62 и др. см. список дополнительной лит-ры к занятию)
10.Выберите утверждения, характеризующие признаки гуманного воспитания:
а) уважение прав и свобод личности,
б) поощрение добрых дел,
в) предъявление разумных и посильных требований,
г) уважение позиции воспитанника,
д) уважение права человека быть самим собой,
е) воспитание в духе христианской морали,
ж) полная свобода действий воспитанника,
з) воспитание милосердия,
и) отказ от наказаний, унижающих достоинство человека,
к) формирование положительных качеств личности .
11. Сегодня, как считает А.Ф.Никитин, нравственное чувство, которое К.Д.Ушинский называл чувством общественности, заменяется все больше чувством групповщины. Люди - часто с детского возраста - приучаются оценивать себя, окружающее, происходящее с точки зрения не общенародных, а групповых, корпоративных интересов: уличной дворовой компании (неформального объединения), профессионального клана и т.д.. Отсюда - релятивная нравственность: «что добро для них, зло для нас» и наоборот, свобода от моральных соображений в выборе средств деятельности, нагнетание враждебности.
Согласны ли вы с мнением А.Ф.Никитина? Аргументируйте свой ответ. Можно ли таким образом добиться сплоченности подростков и выстроить общение между ними и педагогами на основе корпоративного неформального общения с учетом нравственных критериев?
12. «Если педагог утрачивает способность любить ребенка – он утрачивает способность
воспитывать». Согласны ли вы с таким утверждением Азарова Ю.П.? Аргументируйте
свой ответ.

13. Нужно ли любить ученика или достаточно добросовестно относиться к своим обязанностям педагога? Какова Ваша точка зрения?
14. Подготовьте сообщение по теме: «Педагоги-гуманисты об уважительном отношении к личности ребенка» (при подготовке используйте статью Г.И.Ризз Я.Корчак: ребенка надо уважать / Педагогика, № 4,1996,с. 69-72; Я.Корчак Как любить детей.- Москва -Воронеж, 1999 / глава Право детей на уважение /с.156-158).
15. Подготовьте сообщение на тему: «Формирование культуры чувств в школьной среде»(при подготовке используйте работы А.Шемшуриной Этическая грамматика /см.общий список литературы к пособию/)
16. Подготовьте сообщение на тему: «Дидактогения: причины и ее возможные последствия для ребенка» (при подготовке используйте статьи: Северный А.А., Иовчук Н.М. К вопросу о дидактогенных депрессиях у младших школьников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru 2012. №1. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru).
17. Представьте, что вы являетесь членом законодательного органа, созданного волей педагогического сообщества (учителей, учеников, родителей). Создайте свою версию нормативного акта: «Эталоны и аксиомы нравственного профессионализма учителя».
18. Подготовьте сообщение на тему:
a) «Как научить подростка общаться?» используйте статьи 1)Кучерявенко В.И., Сорокоумова Е.А. Особенности понимания современными подростками ситуаций
взаимодействия и общения (психолого-педагогическая программа обучения подростков пониманию социальных ситуаций)// Воспитание школьников.-2011.-№4 с.47-52; А. А. 2)Чернова Проблемы духовно-нравственного развития и воспитания детей и подростков в современном обществе Психология человека в современном мире. Том 6. Духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Проблема индивидуальности в трудах отечественных психологов (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15–16 октября 2009 г.) / Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, М. И. Воловикова, Т.А. Ребеко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», -2009. – с.325-327 ipras.ru›engine/documents/document2007.pdf; 3)Плеханова Е.А.Динамика нравственных отношений в подростковом возрасте Автореферат канд. дисс. Казань,-2012.
b) «Стили общения в аспекте соционики». (Т. Антонова, Н.Сироткина, Л.Тихонова Разные социотипы – разные стили // Управление школой .-2003.-№ 7)
19.Создайте ряд педагогических этюдов (ситуаций общения учителя с ребенком) где бы наглядно Вы могли продемонстрировать реализацию данных функций этического общения: «открытие» ребенка на общение, «соучастие» ученику в процессе общения.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Нестерова А.А., Суслова Т.Ф. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ПСИХОЛОГА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Е. С. Протанская, С. В. Семенова, О. В. Ходаковская Профессиональная этика психолога: учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Протанская, Е. С. Профессиональная этика психолога: учебник и практикум для академического бакалавриата: учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/72EEFFEF-D97E-489C-960F91D370305D98.
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Шамардина М.В. Правовое обеспечение деятельности психолога [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / АлтГУ ; сост. М. В. Шамардина. - Барнаул : АлтГУ, 2018. - 1 эл. опт. диск (DVD+R). - № гос. регистрации 0321802254.: учебно-методическое пособие Барнаул : АлтГУ, 2018. - 1 эл. опт. диск (DVD+R). - № гос. регистрации 0321802254., 2018 URI: http://elibrary.asu.ru/handle/asu/5768
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э2 Курс в Moodle " Правовое обеспечение деятельности психолога" URI: http://elibrary.asu.ru/handle/asu/5768
6.3. Перечень программного обеспечения
Chrome http://www.chromium.org/chromium-os/licenses бессрочно
7-Zip https://www.7-zip.org/ бессрочно
Архиватор Ark https://apps.kde.org/ark/ бессрочно
Редактор изображений Gimp https://www.gimp.org/ бессрочно
Okular https://okular.kde.org/ru/download/ бессрочно
1С:Предприятие 8 Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
1С:Предприятие (учебная версия) Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
Libre Office https://www.libreoffice.org/download/license/ бессрочно
Windows 10 для образовательных учреждений Лицензии OEM, Academic Код продукта: 003 бессрочно
Microsoft Office Office 2013 Standart, бессрочно
Acrobat Reader https://get.adobe.com/reader/ бессрочноMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки.
№ 7 (филиал в г. Белокуриха) учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и (или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 110 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по курсу «Этика и нормы права в профессиональной деятельности психолога» в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается базовый объем базовых и специальных знаний и навыков теоретического и прикладного характера в изучаемой области. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к зачету и к экзамену.
Практические занятия ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС, а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по предыдущему занятию и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие, решать практические кейсы.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, выполнение практических заданий.
В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студенту следует обратиться к ведущему преподавателю.