МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Конфликтология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки37.03.01. Психология
ПрофильОбщая психология и психология личности
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планФлБел_v37_03_01_Психология_ОПиПЛ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 55
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 55 55 55 55
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Старший преподаватель, Фишер Ю.А.

Рецензент(ы):
к.п.н., Доцент, Семенченко И.В.

Рабочая программа дисциплины
Конфликтология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 37.03.01 Психология (приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 г. № 839)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н. доцент Малюкова Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой к.ф.н. доцент Малюкова Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – формирование компетенций в области управления конфликтами, изучение методологических и прикладных подходов к анализу социальных конфликтов в обществе, формирование на этой основе у студентов целостного представления о социальных конфликтах, происходящих в современном российском обществе.
Задачи курса:
- сформировать у студентов разностороннее представление о сущности и формах проявления социального конфликта во всех сферах общественной и личной жизни социальных субъектов в современных условиях;
- ознакомить студентов с закономерностями и особенностями возникновения и развития социальных конфликтов в российском обществе;
- ознакомить студентов с комплексом конфликтологических теорий, их базовых положениях, методологией, методикой и техникой эмпирических исследований конфликтов разных типов;
- ознакомить студентов с общими правилами и технологией диагностики конфликтов;
- ознакомить студентов с набором моделей решения конфликтов, условий их применения и методов их реализации;
- ознакомить студентов с формами и технологиями посредничества в конфликте;
- ознакомить студентов со спецификой эмпирических исследований социальных конфликтов в современной России, достижениями и актуальными проблемами современной конфликтологии;
- подготовить студентов к дальнейшей исследовательской деятельности по мониторингу конфликтности локальных социумов и социальной напряжен-ности в них;
- способствовать применению студентами на практике полученных теоретических знаний по конфликтологии;
- предоставить студентам возможность активной самостоятельной рабо-ты по изучению социальных конфликтов в современных условиях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 Способен использовать основные формы психологической помощи для решения конкретной проблемы отдельных лиц, групп населения и (или) организаций, в том числе лицам с ограниченными возможностями здоровья и при организации инклюзивного образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-4.1. Знает основные формы психологической помощи для решения конкретной проблемы отдельных лиц, групп населения и (или) организаций, в том числе лицам с ограниченными возможностями здоровья и при организации инклюзивного образования.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-4.2. Умеет применять основные формы психологического вмешательства разного характерареализации в индивидуальном и групповом формате для решения задач в сфере профессиональной деятельности, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и при организации инклюзивного образования.ОПК-
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-4.3. Владеет основными формами психологической помощи и инструментами психологического воздействия(методами профилактики, коррекции, развития, реабилитации)для решения конкретной психологической проблемы отдельных лиц, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья,групп населения, организаций ипри организации инклюзивного образования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основы конфликтологии
1.1. Научный статус и уровни конфликтологического знания Лекции 3 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
1.2. Конфликт, его природа и сущность Практические 3 6 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
1.3. Научный статус и уровни конфликтологического знания Лекции 3 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
1.4. История, теория и методология конфликтологии Сам. работа 3 9 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Технологии диагностики и разрешения социальных конфликтов
2.1. Анализ и диагностика социального конфликта Лекции 3 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
2.2. Основные модели разрешения социальных конфликтов Сам. работа 3 8 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
2.3. Посредничество в социальном конфликте Лекции 3 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
2.4. Конфликтность и толерантность в общении Практические 3 6 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
2.5. Посредничество в социальном конфликте Сам. работа 3 9 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Основные типы социальных конфликтов
3.1. Межличностные конфликты Лекции 3 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
3.2. Поведение людей в конфликте Практические 3 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
3.3. Конфликты в семье Сам. работа 3 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
3.4. Внутриличностные конфликты Сам. работа 3 9 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
3.5. Конфликты в организациях Сам. работа 3 8 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
3.6. Массовые конфликты Сам. работа 3 8 ОПК-4 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4 Способен использовать основные формы психологической помощи для решения конкретной проблемы отдельных лиц, групп населения и (или) организаций, в том числе лицам с ограниченными возможностями здоровья и при организации инклюзивного образования

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Отличительными признаками комплексного междисциплинарного исследования по конфликтологической тематике являются:
а) направленность на решение конфликта
б) поиск новых вариантов решения конфликта
в) системность и комплексность
г) строгая отчетность
Ответ: а

Вопрос 2. К методам комплексного междисциплинарного исследования по конфликтологической тематике не относятся:
а) общенаучные методы
б) частнонаучные методы
в) междисциплинарные методы
г) определяющие методы
Ответ: г

Вопрос 3. К какому принципу научного познания относится рассмотрения факторов внешней среды, воздействующих на конфликт:
а) системности
б) комплексности
в) эффективности
г) аналитичности
Ответ: б,г

Вопрос 4. В структуре общенаучных методов и приемов междисциплинарного исследования по конфликтологической тематике выделяют три уровня. Что из перечисленного к ним не относится:
а) наблюдение
б) эксперимент
в) сравнение
г) формализация
Ответ: г

Вопрос 5. Замысел междисциплинарного исследования по конфликтологической тематике – это:
а) основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет порядок проведения исследования, его этапы
б) оформление результатов исследования
в) сбор и систематизация фактического материала о конфликтах
г) обработка полученных данных
Ответ: а

Вопрос 6. В процессе диагностики конкретного конфликта осуществляется следующие исследовательские подходы:
а) структурный
б) организационный
в) функциональный
г) структурный, организационный и функциональный
Ответ: г

Вопрос 7. Исходя из полученных результатов, междисциплинарное исследование по конфликтологической тематике может быть:
а) фундаментальное
б) прикладное
в) в виде разработок
г) фундаментальная, прикладная и в виде разработок
Ответ: г

Вопрос 8. Основное внимание РФФИ уделяет финансированию научно-исследовательских работ по конфликтологической тематике:
а) региональных
б) фундаментальных
в) прикладных
г) в виде разработок
Ответ: б

Вопрос 9. Методика междисциплинарного исследования по конфликтологической тематике представляет собой:
а) систему последовательно используемых приемов в соответствии с целью исследования
б) систему и последовательность действий по исследованию конкретного конфликта
в) совокупность теоретических принципов и методологию исследования реальных конфликтов
г) способ познания конфликтов при помощи последовательных наблюдений за ними
Ответ: а

Вопрос 10. Отрасль конфликтологии, в рамках которой ведутся междисциплинарные исследования, это:
а) научное направление
б) научная теория
в) научная концепция
г) научный подход
Ответ: а

Вопрос 11. Обычно междисциплинарное исследование по конфликтологической тематике состоит из трех основных этапов. Какой из перечисленных ниже этапов лишний:
а) подготовительный
б) творческий
в) полевой
г) заключительный
Ответ: б

Вопрос 12. Проблема междисциплинарного исследования по конфликтологической тематике – это:
а) то, что предстоит открыть, доказать, нечто пока неизвестное
в) то, что пока не получается у автора научного исследования
в) источник информации, необходимой для исследования конфликта
г) более конкретный источник информации, необходимой для исследования конфликта
Ответ: а

Вопрос 13. Тема междисциплинарного исследования по конфликтологической тематике – это:
а) уточнение проблемы, конкретизирующее основной замысел
б) то, что предстоит открыть, доказать, нечто пока неизвестное
в) источник информации, необходимой для исследования конфликта
г) более конкретный источник информации, необходимой для исследования конфликта
Ответ: а

Вопрос 14. Целенаправленное изучение конфликта, которое опирается в основном на его восприятие – это:
а) ощущение конфликта
б) наблюдение за развитием конфликта
в) эксперимент над участниками конфликта
г) сравнение разных типов конфликта
Ответ: б

Вопрос 15. Активное и целенаправленное вмешательство исследователя в протекание изучаемого конфликта – это:
а) ощущение конфликта
б) наблюдение за развитием конфликта
в) эксперимент над участниками конфликта
г) сравнение разных типов конфликта
Ответ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. _____________ - это сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о реальных конфликтах.
Ответ: прикладная конфликтология

Вопрос 2. Из каких трех основных этапов обычно состоит междисциплинарное исследование по конфликтологической тематике:
Ответ: 1) подготовительный, 2) полевой, 3) заключительный

Вопрос 3. Управление конфликтом включает в себя следующие этапы:
Ответ: 1) анализ и диагностика конфликта, 2) определение целей, 3) выбор стратегии решения конфликта, 4) реализацию выбранной стратегии, 5) осуществление контроля.

Вопрос 4. Определение объекта и предмета, цели и задач междисциплинарного исследования по конфликтологической тематике происходит на _______________ этапе научного исследования.
Ответ: на подготовительном

Вопрос 5. Проверка гипотез междисциплинарного исследования по конфликтологической тематике происходит на _______________ этапе исследования.
Ответ: на полевом (исследовательском)

Вопрос 6. Формулировка выводов, их апробирование и уточнение происходит на _______________ этапе междисциплинарного исследования по конфликтологической тематике.
Ответ: на заключительном

Вопрос 7. Предмет междисциплинарного исследования по конфликтологической тематике – это:
Ответ: более конкретный источник информации, необходимой для исследования; то, что находится в границах объекта исследования

Вопрос 8. _____________ - это система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать на решение конкретной задачи, достижении определенного результата.
Ответ: Метод исследования

Вопрос 9. Методы конфликтологии и других социально-гуманитарных наук относятся к ________________ методам исследования.
Ответ: частнонаучным

Вопрос 10. Опрос, наблюдение, анализ документов относятся к _________________ методам исследования по конфликтологической тематике.
Ответ: количественным

Вопрос 11. Исследование, которое отличается большой совокупностью опрашиваемых, тщательно разработанной программой прикладного социологического исследования, называется:
Ответ: описательным

Вопрос 12. В зависимости от частоты проведения прикладные исследования по конфликтологической тематике делятся на:
Ответ: разовые и повторные

Вопрос 13. В зависимости от целей и задач прикладные исследования по конфликтологической тематике делятся на:
Ответ: аналитические, описательные, пилотажные

Вопрос 14. По месту проведения диагностики конфликтной ситуации различают исследования:
Ответ: полевые и лабораторные

Вопрос 15. Метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации исследователем конфликтных событий, происходящих в определенных условиях, называется:
Ответ: наблюдение

Вопрос 16. При каком виде наблюдения участники конфликта знают о существовании исследователя:
Ответ: открытое наблюдение

Вопрос 17. Что считается исследовательским инструментарием в методе наблюдения:
Ответ: дневник наблюдений

Вопрос 18. Свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значимые элементы структуры генеральной совокупности, называется:
Ответ: репрезентативность

Вопрос 19. Результаты исследования, проведенного кем-то другим, опубликованные в печати, называются:
Ответ: вторичные данные

Вопрос 20. Погрешности в результатах исследования, которые поддаются исчислению и ошибки при сборе информации, называются:
Ответ: случайные

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших экзамен по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
Перечень теоретических вопросов:
1. Научный статус конфликтологии.
2. Объект, предмет и уровни конфликтологии.
3. Взаимодействие конфликтологии с другими науками.
4. История российской конфликтологии.
5. История и направления зарубежной конфликтологии.
6. Диалектические и функционалистские концепции социального конфликта.
7. Методика исследований конфликтности локального социума.
8. Основные категории конфликтологии.
9. Типологии социальных конфликтов.
10. Диагностика социального конфликта.
11. Арбитражная форма посредничества в социальном конфликте.
12. Межличностные конфликты: симптомы, методики их профилактики и решения.
13. Конфликтные типы личностей.
14. Управление поведением оппонента в межличностном конфликте.
15. Стратегии и тактики поведения в конфликте.
16. Типологии конфликтов в организациях.
17. Сущность и технология конфликтологического консалтинга.
18. Основные способы (модели) разрешения социальных конфликтов.
19. Стадии развития социального конфликта.
20. Трудовые конфликты: способы профилактирования и разрешения.
21. Социальная напряженность: сущность, формы проявления, методы изучения.
22. Управленческие конфликты в организации.
23. Первопричина производственных конфликтов.
24. Правила организации и проведения конфликтологических переговоров.
25. Специфика работы в коллективе работников, имеющего социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
26. Принципы толерантного восприятия социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий в коллективе.

Практические задания:
1. Изобразите графически соотношение стратегий поведения в конфликте.
2. Предложите свой вариант решения предложенной преподавателем конкретной конфликтной ситуации.
3. Разработайте программу профилактики и предупреждения конфликтности, связанной с наличием в коллективе конкретной организации социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий.
4. Сделайте свой прогноз развития событий и процессов в коллективе конкретной организации, в которой уже несколько месяцев происходит задержка выплат работникам заработной платы.
5. Разработайте программу снижения уровня социальной напряженности в в коллективе конкретной организации социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий.
6. Предложите новую (свою собственную) типологию конфликтов в коллективе организации, имеющего социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
7. Проведите диагностику какого-либо конкретного конфликта.
8. Приведите примеры участия посредников-миротворцев в решении конфликтов.
9. С помощью методики определения межличностной совместимости людей А.Я. Анцупова проверьте степень своей совместимости со своими однокурсниками.
10. Проанализируйте свой последний межличностный конфликт в соответствии с методикой диагностики конфликтов.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лопарев, А. В. Конфликтология: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 www.biblio-online.ru/book/A3965F22-B30E-46E8-B7AC-DB744E01CBF8
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бунтовская, Л. Л. Конфликтология : учебное пособие для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/6CBED0CF-656E-4A94-8DFC-BAA67F70825C
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Конфликтология ru.wikipedia.org
Э2 Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Интегральный каталог образовательных интернет-ресурсов, электронная учебно-методическая библиотека, ресурсы системы федеральных образовательных порталов. web.archive.org
Э3 Курс в Moodle Конфликтология
6.3. Перечень программного обеспечения
Chrome http://www.chromium.org/chromium-os/licenses бессрочно
7-Zip https://www.7-zip.org/ бессрочно
Архиватор Ark https://apps.kde.org/ark/ бессрочно
Редактор изображений Gimp https://www.gimp.org/ бессрочно
Okular https://okular.kde.org/ru/download/ бессрочно
1С:Предприятие 8 Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
1С:Предприятие (учебная версия) Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
Libre Office https://www.libreoffice.org/download/license/ бессрочно
Windows 10 для образовательных учреждений Лицензии OEM, Academic Код продукта: 003 бессрочно
Microsoft Office Office 2013 Standart, бессрочно
Acrobat Reader https://get.adobe.com/reader/ бессрочноMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система "Юрайт" (https://biblio-online.ru/).
Информационная справочная система: СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки.
№ 7 (филиал в г. Белокуриха) учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и (или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 110 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по курсу «Конфликтология» в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается базовый объем базовых и специальных знаний и навыков теоретического и прикладного характера в изучаемой области. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к зачету и к экзамену.
Практические занятия ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС, а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по предыдущему занятию и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие, решать практические кейсы.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, выполнение практических заданий.
В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студенту следует обратиться к ведущему преподавателю.