МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Базы данных

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение экономики и информационных технологий
Направление подготовки10.02.05. специальность Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость ЗЕТ
Учебный план10_02_05_ОбеспИнфБезАвтСистем-2022_9кл
Часов по учебному плану 76
в том числе:
аудиторные занятия 58
самостоятельная работа 18
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 40 40 40 40
Сам. работа 18 18 18 18
Итого 76 76 76 76

Программу составил(и):
Препод., Кочкин Андрей Сергеевич

Рецензент(ы):
Препод., Плешков Максим Геннадьевич

Рабочая программа дисциплины
Базы данных

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 10.02.05 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1553)

составлена на основании учебного плана:
Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение экономики и информационных технологий

Протокол от 28.02.2023 г. № 5
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. эконом. наук, Глубокова Л.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен освоить основной вид деятельности «эксплуатация автоматизированных (информационных) систем в защищенном исполнении» и соответствующие ему общие компетенции и профессиональные компетенции

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: МДК.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 09 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
ПК 1.1 Производить установку и настройку компонентов автоматизированных (информационных) систем в защищенном исполнении в соответствии с требованиями эксплуатационной документации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. состав и принципы работы автоматизированных систем, операционных систем и сред;
 принципы разработки алгоритмов программ, основных приемов программирования;
 модели баз данных;
 теоретические основы компьютерных сетей и их аппаратных компонент, сетевых моделей, протоколов и принципов адресации;
 порядок установки и ввода в эксплуатацию средств защиты информации в компьютерных сетях;
3.2.Уметь:
3.2.1. осуществлять комплектование, конфигурирование, настройку автоматизированных систем в защищенном исполнении компонент систем защиты информации автоматизированных систем;
 организовывать, конфигурировать, производить монтаж, осуществлять диагностику и устра-нять неисправности компьютерных сетей, работать с сетевыми протоколами разных уровней;
 осуществлять конфигурирование, настройку компонент систем защиты информации авто-матизированных систем;
 производить установку, адаптацию и сопровождение типового программного обеспечения, входящего в состав систем защиты информации автоматизированной системы
 настраивать и устранять неисправности программно-аппаратных средств защиты информа-ции в компьютерных сетях по заданным правилам;
- обеспечивать работоспособность, обнаруживать и устранять неисправности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. установки и настройки компонентов систем защиты информации автоматизированных (ин-формационных) систем;
 администрирования автоматизированных систем в защищенном исполнении;
 эксплуатации компонентов систем защиты информации автоматизированных систем;
- диагностики компонентов систем защиты информации автоматизированных систем, устранения отказов и восстановления работоспособности автоматизированных (информационных) систем в защищенном исполнении

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 2 Базы данных
1.1. Тема 1. Основные понятия теории баз данных, модели данных и основы реляционной алгебры. Лекции 4 2 ПК 1.1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Л/Р №1. Операции над отношениями Лабораторные 4 4 ПК 1.1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. С/Р №1. Подготовка презентации на тему «Развитие СУБД» Workbench. Сам. работа 4 2 ПК 1.1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Тема 2. Базовые понятия и классификация систем управления базами данных, с фокусом на целостности данных как ключевом аспекте. Лекции 4 2 ПК 1.1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. С/Р №2. Выполнение индивидуального задания по теме «Организация запросов». Сам. работа 4 2 ПК 1.1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Тема 3. Информационные модели, нормализация таблиц и проектирование связей в реляционных базах данных. Лекции 4 2 ПК 1.1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Л/Р №2. Разработка инфологической модели данных и структуры базы данных. Лабораторные 4 4 ПК 1.1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.8. С/Р №3. Выполнение индивидуального задания по теме «Проектирование инфологической модели базы данных». Сам. работа 4 2 ПК 1.1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.9. Тема 4. Средства автоматизации проектирования, создание и манипулирование данными в базе данных. Лекции 4 2 ПК 1.1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.10. Л/Р №3. Проектирование и создание базы данных с использованием CASE-средств, включая работу с таблицами через СУБД: добавление, редактирование, удаление и навигацию по записям. Лабораторные 4 4 ПК 1.1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.11. С/Р № 4. Выполнение индивидуального задания по теме «Создание пользовательского приложения средствами СУБД». Сам. работа 4 2 ПК 1.1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.12. Тема 5. Основы языка SQL. Индексы, связи, объединение таблиц в контексте структурированного языка запросов SQL. Лекции 4 2 ОК 09, ПК 1.1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.13. Л/Р №4. Создание взаимосвязей, сортировка, поиск и фильтрация данных, а также редактирование, вставка и удаление данных с использованием языка SQL при создании базы данных. Лабораторные 4 4 ОК 09, ПК 1.1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.14. С/Р № 5. Выполнение индивидуального задания по теме «Создание базы данных. Создание таблиц. Организация межтабличных связей» Сам. работа 4 2 ОК 09, ПК 1.1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.15. Тема 6. Операторы и функции SQL, архитектуры распределенных баз данных. Лекции 4 2 ПК 1.1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.16. Л/Р №5. Создание и использование запросов, группировка и агрегирование данных, а также управление доступом к объектам базы данных. Лабораторные 4 4 ПК 1.1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.17. С/Р № 6. Выполнение индивидуального задания по теме «Нормализация отношений». Сам. работа 4 2 ПК 1.1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.18. Тема 7. Обеспечение целостности данных, перехват и обработка ошибок для поддержания достоверности и непротиворечивости. Лекции 4 2 ПК 1.1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.19. Л/Р №6. Реализация запросов в СУБД с использованием языка SQL при создании базы данных. Лабораторные 4 6 ПК 1.1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.20. С/Р №7. Разбор синтаксиса хранимых процедур и триггеров. Сам. работа 4 4 ПК 1.1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.21. Тема 8. Механизмы защиты, работа с датой, сортировка в СУБД. Лекции 4 2 ПК 1.1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.22. Л/Р №7. Управление правами доступа, аудит данных с использованием средств СУБД и триггеров, а также резервное копирование и восстановление баз данных. Лабораторные 4 6 ПК 1.1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.23. Тема 9. Серверная и клиентская части распределенной базы данных. Лекции 4 2 ОК 09, ПК 1.1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.24. Л/Р №8. Установка и настройка компонентов СУБД, создание форм, отчетов, меню, а также генерация и запуск приложений. Лабораторные 4 6 ОК 09, ПК 1.1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.25. С/Р №8. Подготовка презентаций по теме «Организация и использование механизмов защиты базы данных». Сам. работа 4 2 ОК 09, ПК 1.1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.26. Итоговая аттестация (тест) Лабораторные 4 2 ОК 09, ПК 1.1 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (лабораторные работы, индивидуальное задание, тесты) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10793

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по итогам освоения дисциплины
ОК 09: Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

Закрытые вопросы

1. Содержание вопроса: Укажите какие типы контроля реализуются в CASE-средствах? (выберите два верных варианта ответа):
1. Контроль безопасности.
2. Сквозной контроль диаграмм.
3. Контроль декомпозиции функций.
4. Контроль ошибок.
Правильный ответ: 2, 3

2. Содержание вопроса: Укажите какой оператор управления транзакциями transaction control language (TCL) завершает комплексную взаимосвязанную обработку информации, объединенную в транзакцию в языке SQL?
1. COMMIT
2. SAVEPOINT
3. ROLLBACK
Правильный ответ: 1

3. Содержание вопроса: Укажите тип данных в MySQL представляющий целые числа от 2 147 483 648 до 2 147 483 647?
1. SMALLINT
2. BIGINT
3. INT
Правильный ответ: 3

Открытые вопросы

4. Содержание вопроса: Укажите не менее двух моделей данных в классификации СУБД и опишите их.
Правильный ответ:
Иерархические. В этой модели данных используется представление БД в виде древовидной структуры, состоящей из данных разных уровней.
Сетевые. Данная модель является расширением иерархического подхода. Иерархическая модель подразумевает, что запись-потомок может иметь строго одного предка, в то время как в сетевой структуре потомок может иметь любое количество предков.
Реляционные. СУБД, ориентированные на организацию данных как набор связанных записей и атрибутов в двумерной таблице.
Объектно-ориентированные. Для управления БД, основанными на объектной модели данных. Как правило основываются на объектно-ориентированных языках программирования.
Объектно-реляционные. Объединяет в себе концепции реляционной модели с дополнительными объектно-ориентированными возможностями.
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).

5. Содержание вопроса: Укажите не менее четырех компонентов интегрированного CASE-средства.
Правильный ответ: репозиторий; графические средства анализа и проектирования; средства разработки приложений, языки и генераторы кодов; средства конфигурационного управления; средства документирования; средства тестирования; средства управления проектом; средства реинжиниринга.
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).

6. Содержание вопроса: Укажите в ответ одно слово на латинице.
Укажите предикат вхождения во множество
Правильный ответ: in

7. Содержание вопроса: Укажите трафаретный символ, используемый для обозначения любого одиночного символа при задании шаблона для предиката LIKE
Правильный ответ: _

8. Содержание вопроса: Укажите трафаретный символ, используемый для обозначения любой последовательности символов при задании шаблона для предиката LIKE
Правильный ответ: %

9. Содержание вопроса: Укажите в ответ одно слово на латинице.
Укажите функцию выделения подстроки
Правильный ответ: Substring

10. Содержание вопроса: Дайте определение. СУБД — это…
Правильный ответ: СУБД — это комплекс языковых и программных средств, предназначенный для создания, ведения и совместного использования БД многими пользователями.
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).

11. Содержание вопроса: Дайте определение. SQL — это …
Правильный ответ: SQL — это язык, содержащий элементы реляционного исчисления и реляционной алгебры.
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).

12. Содержание вопроса: Дайте определение. Реляционная модель данных — это …
Правильный ответ: Реляционная модель данных — это логическая модель данных, прикладная теория построения баз данных, которая является приложением к задачам обработки данных таких разделов математики, как теория множеств и логика первого порядка.
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).

13. Содержание вопроса: Перечислите не менее четырех объектов баз данных.
Правильный ответ: таблицы, запросы, формы, отчеты, страницы, макросы и модули.

15. Содержание вопроса: Дайте определение термина «Агрегатные функции»
Правильный ответ: Агрегатные функции (агрегации) — это функции, которые вычисляются от группы значений и объединяют их в одно результирующее. Если в поле с измерением добавить агрегацию, то поле становится показателем.
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).

15. Содержание вопроса: Дайте определение. Нормальная форма Бойса-Кодда — это…
Правильный ответ: Нормальная форма Бойса-Кодда — это одна из возможных нормальных форм отношения в реляционной модели данных. Иногда нормальную форму Бойса — Кодда называют усиленной третьей нормальной формой, поскольку она во всех отношениях сильнее по сравнению с ранее определённой 3НФ.
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).


ПК 1.1 Производить установку и настройку компонентов, автоматизированных (информационных) систем в защищенном исполнении в соответствии с требованиями эксплуатационной документации

Закрытые вопросы

1. Содержание вопроса: Укажите какое сопоставление операторов определения данных (DDL) является верным? (выберите два верных варианта ответа):
1. Удалить схему базы данных - DROP COLLATION
2. Создать последовательность – CREATE COLLATION
3. Создать схему базы данных - CREATE DOMAIN
4. Удалить домен – DROP DOMAIN0
Правильный ответ: 2, 4

2. Содержание вопроса: Укажите какая категория обладает самой высокой степенью интеграции? Средства данной категории представляют собой интегрированную совокупность инструментальных средств, поддерживающих практически весь процесс разработки.
1. Tools
2. ToolKit
3. Workbench
Правильный ответ: 3

3. Содержание вопроса: Укажите какой оператор манипулирования данными data manipulation language (DML) заменяет все операторы реляционной алгебры и позволяет сформировать результирующее отношение, соответствующее запросу.
1. INSERT
2. UPDATE
3. SELECT
Правильный ответ: 3
Открытые вопросы

4. Содержание вопроса: Укажите в ответ одно слово на латинице.
Укажите тип данных, представляющий дату и время в формате '0000-00-00 00:00:00'
Правильный ответ: DATETIME

5. Содержание вопроса: Укажите в ответ одно слово на латинице.
Укажите название поля, по которому выполняется сортировка
SELECT stud.lname, stud.fname
FROM stud
Order by stud.lname
Правильный ответ: lname

6. Содержание вопроса: Ответьте на вопрос числом.
Сколько байт занимает формат 'YYYY-MM-DD HH:MM:SS' в диапазоне от 1000-01-01 00:00:00 до 9999-12-31 00:00:00
Правильный ответ: 8

7. Содержание вопроса: Ответьте на вопрос числом.
Сколько байт занимает тип DATE, использующийся для величин с информацией только о дате, без части, содержащей время в формате 'YYYY-MM-DD' и диапазоне величин от '1000-01-01' до '9999-12-31'
Правильный ответ: 3

8. Содержание вопроса: Ответьте на вопрос числом.
Сколько байт занимает тип TIMESTAMP, данные которого хранятся в виде количества секунд, прошедших с начала «эпохи Юникса» в диапазоне значений: 1970-01-01 00:00:00 — 2038-12-31 00:00:00
Правильный ответ: 4

9. Содержание вопроса: Укажите в ответ одно слово на латинице.
Укажите предикат сравнения с образцом
Правильный ответ: LIKE

10. Содержание вопроса: Укажите в ответ одно слово на латинице.
Для обозначения неопределенных значений в БД используется
Правильный ответ: NULL

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения дифференцированного зачёта:
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.
Процедура проведения: предполагающем два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (тест множественного выбора). Выполняется студентом, который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rэкз.

Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к дифференцированному зачёту» https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=522156

Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Дифференцированный зачёт «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 70 баллов и более.
2) за выполнение теста множественного выбора, состоящий из 15 вопросов, студент может получить максимум 100 первичных баллов (по 2-3 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент вписывает правильный вариант и получает баллы, либо отвечает не правильно и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов (сопоставить), при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный ответ студент может набрать 1 балл. За неправильный ответ 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 38 тестовых задания. На выполнение теста отводится 15 минут. При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Б. Я. Советов, В. В. Цехановский, В. Д. Чертовской. Базы данных : учебник для СПО Юрайт, 2023 urait.ru
Л1.2 В. М. Илюшечкин Основы использования и проектирования баз данных: учебник для СПО Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Нестеров, С. А. Базы данных: учебник и практикум для среднего профессионального образования Москва : Издательство Юрайт, 2019 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 БД portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
203Н кабинет математики; кабинет математических дисциплин; кабинет статистики; кабинет математики и информатики; кабинет информационных систем в профессиональной деятельности – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 54 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска – 1 ед.; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; интерактивная доска (марка: Smart) – 1 ед.; проектор (марка: Smart) – 1 ед..; калькуляторы; чертежные принадлежности; модели геометрических тел; раздаточный дидактический материал; учебно-методические издания; таблицы.
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
312Н полигон разработки бизнес-приложений; полигон проектирования информационных систем; лаборатория информационно-коммуникационных систем; лаборатория информационных систем; лаборатория компьютерных сетей; лаборатория «Учебный банк» – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Автоматизированные рабочие места на 11 обучающихся; автоматизированное рабочее место преподавателя; маркерная доска; компьютеры (марка: RAMEC с монитором диагональю 21,5") с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду АлтГУ; тематические плакаты.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного овладения профессиональным модулем необходимо выполнять следующие требования:
-посещать все лекционные и лабораторные занятия
-все рассматриваемые на лекциях и лабораторных занятиях темы и вопросы обязательно фиксировать в тетради;
-обязательно выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или лабораторных занятиях;
-в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо обязательно самостоятельно изучать соответствующий материал.
При изучении дисциплины обучающимся рекомендуется пользоваться лекциями, учебниками и учебными пособиями. Рекомендуемый перечень литературы приведен в рабочей программе.
Запись лекции одна из основных форм активной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки.
При подготовке к лабораторному занятию следует:
-внимательно изучить задание, определить круг вопросов;
-определить список необходимой литературы и источников, используя список, предложенный в рабочей программе;
-изучить конспект лекций по данной теме.
В процессе этой работы необходимо понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует закреплением материала, с использованием при необходимости соответствующих программных продуктов.
При реализации дисциплины используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-беседа.
При проведении лабораторных занятий: работа в малых группах, моделирование производственных процессов и ситуаций.