МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Деловое общение: риторика и письмо

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки40.03.01. Юриспруденция
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планФлБел_z40_03_01_Юриспруденция_Общеправовой-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., Доцент, Малюкова Е.В.

Рецензент(ы):
к.п.н., Доцент, Семенченко И.В.

Рабочая программа дисциплины
Деловое общение: риторика и письмо

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 г. № 1011)

составлена на основании учебного плана:
40.03.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 23.06.2023 г. № 1
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н доцент Малюкова Е.В


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 23.06.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой к.ф.н доцент Малюкова Е.В


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения курса "Деловое общение: риторика и письмо" - овладение теоретическими знаниями и необходимыми практическими навыками эффективного делового общения на уровне современной науки и практического опыта, позволяющими оптимизировать управленческие решения, предупреждать и преодолевать коммуникативные барьеры, кризисные и конфликтные коммуникации профессиональной деятельности и личной жизни, устанавливать и развивать позитивные и надежные контакты в рамках российского и мирового сообщества,включая личную коммуникативную культуру и умения общаться с коллективом для достижения продуктивной деятельности, создании благоприятной нравственной атмосферы, умение вести
переговоры с партнерами.
Считать основными задачами курса:
- достижение понимания студентами общественной значимости коммуникативных технологий в достижении согласия и стабильности на уровне межличностных, межгрупповых и международных отношений;
- обучение знаниям теоретических основ, сущности и специфических особенностей технологий делового общения, понятийного аппарата в области коммуникаций;
- обучение правилам и практическим приемам эффективного делового общения;
- обучение знаниям и соблюдению этических норм и принципов делового общения;
- обучение пользованию вербальными и невербальными средствами общения, а также распознаванию намерений партнеров , пользующихся этими средствами.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-4 Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи; особенности современных коммуникативно-прагматических правил и этики речевого общения
3.2.Уметь:
3.2.1.Проводит анализ конкретной речевой ситуации; оценивая степень эффективности общения и определяя причины коммуникативных удач и неудач, выявляя и устраняя собственные речевые ошибки
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Создаёт устные и письменные высказывания, учитывая коммуникативные качества речи.
Владеет устными и письменными речевыми жанрами; принципами создания текстов разных функционально-смысловых типов; общими правилами оформления документов различных типов; письменным аргументированным изложением собственной точки зрения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Деловое общение
1.1. Понятие делового общения. Культура делового общения и его эффективность Сам. работа 1 1 УК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Понятие делового общения. Культура делового общения и его эффективность Практические 1 1 УК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Риторика делового общения Практические 1 1 УК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.4. Речевое воздействие в деловой коммуникации Сам. работа 1 1 УК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.5. Риторика делового общения Лекции 1 1 УК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.6. Речевое воздействие в деловой коммуникации Сам. работа 1 1 УК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.7. Этикет делового общения. Основы делового протокола Сам. работа 1 1 УК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.8. Этикет делового общения. Основы делового протокола Практические 1 1 УК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.9. Деловое общение Сам. работа 1 21 УК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Речевые жанры делового общения
2.1. Функционально-стилистические разновидности русского языка Сам. работа 1 1 УК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Функционально-стилистические разновидности русского языка Сам. работа 1 10 УК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Специфика официально-делового стиля речи. Жанры делового стиля Лекции 1 1 УК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.4. Специфика официально-делового стиля речи. Жанры делового стиля Практические 1 1 УК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.5. Речевые жанры делового общения Сам. работа 1 21 УК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Язык делового общения
3.1. Языковые нормы в официально-деловом стиле речи Лекции 1 2 УК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.2. Языковые нормы в официально-деловом стиле речи Сам. работа 1 1 УК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.3. Правила организации делового текста Лекции 1 2 УК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.4. Правила организации делового текста Сам. работа 1 10 УК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.5. Язык делового общения Сам. работа 1 21 УК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=9437

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-4 Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Пример 1 . В каких документах применяется официально-деловой стиль:
а) государственные акты
б) международные договоры
в) деловая переписка
г) частная переписка
Ответ: а, б, в

Пример 2
Главными функциями официально-делового стиля являются:
а) функция сообщения
б) функция коммуникативная
в) функция информационная
г) функция воздействия
Ответ: а, в, г

Пример 3
Как по-другому можно назвать официально-деловой стиль:
а) административный стиль
б) деловая речь
в) разговорная речь
г) стиль делового общения
Овет: а, б, г

Пример 4
К важнейшим особенностям официально-делового стиля относятся:
а) стабильность
б) замкнутость
в) открытость
г) стандартизованность
Ответ: а, б, г

Пример 5
Каким требованиям подчиняется язык документов:
а) точность формулировок
б) необходимость абсолютной адекватности
в) стандартизованный характер изложения
г) возможность двоякой интерпретации
того, что представлено в документе
Ответ: а, б, г

Пример 6
Какие средства лексического уровня языка не используются в деловых документах:
а) общеупотребительная лексика
б) терминологическая лексика
в) специальная лексика
г) просторечная лексика
Ответ: г

Пример 7
Какие особенности характеризуют устную форму деловой речи:
а) полный стиль произношения
б) особая выразительность интонации
в) логические ударения
г) нелитературное произношение
Ответ: а, б, в

Пример 8
Устная форма делового общения предполагает:
а) жалоба
б)выступление государственных деятелей на торжественных собраниях
б) выступления общественных деятелей на заседаниях
в) выступления общественных и государственных деятелей на приемах
г) выступления общественных и государственных деятелей на закрытых вечеринках
Ответ: а, б, в

Пример 9
Какое устойчивое словосочетание не относится к официально-деловому стилю:
а) кассационная жалоба
б) подписка о невыезде
в) акт неповиновения
г) соломоново решение
Ответ: г

Пример 10
Какая часть речи практически не используется в официально-деловом стиле:
а) междометие
б) глагол
в) существительное
г) прилагательное
Ответ: а

Пример 11
Какая часть речи в незначительной степени используется в официально-деловом стиле:
а) глагол
б) существительное
в) прилагательное
г) отглагольные существительные

Ответ: а
Пример 12
К жанрам дипломатического подстиля официально-делового стиля не относится:
а) коммюнике
б) конвенция
в) меморандум
г) нота
д) устав

Ответ: д
Пример 13
К жанрам законодательного подстиля официально-делового стиля не относится:
а) Конституция
б) указ
в) устав
г) уголовный акт
д) коммюнике
Ответ: д

Пример 14
К жанрам административно-канцелярского подстиля официально-делового стиля не относится:
а) заявление
б) доверенность
в) автобиография
г) расписка
д) устав
Ответ: д

Пример 15
В официально-деловом стиле активно используются:
а) междометия
б) модальные слова
в) слова с суффиксами субъективной оценки
г) существительные
Ответ: г

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Закрытых Вопросов: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69%
заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Пример 1
Какие синтаксические особенности характерны для официально-делового стиля?

(строгий порядок слов, определенный порядок слов, четкий порядок слов)

Пример 2
Какие подстили имеются в официально-деловом стиле?

(дипломатический, законодательный, административно-канцелярский)

Пример 3

Какие жанры относятся к дипломатическому подстилю официально-делового стиля?

(конвенция, меморандум, нота)

Пример 3
Какие жанры относятся к законодательному подстилю официально-делового стиля?

(закон, конституция, указ)

Пример 4
Какие жанры относятся к административно-канцелярскому подстилю официально-делового стиля?

(заявление, доверенность, расписка)

Пример 5
Назовите документы, ко орые без стандартной формы теряют юридическую силу?

(паспорт, свидетельство о браке, свидетельство о рождении)

Пример 6
Назовите документы, которые не имеют стандартной формы?

(протокол, постановление, отчет)

Пример 7
Какими синтаксическими особенностями отличается дипломатический подстиль официально-делового стиля?

(преобладание длинных предложений, использование предложений, осложненных причастными оборотами, использование придаточных определительных)

Пример 8

Какими особенностями отличается язык законов?

(простота, краткость, точность)

Пример 9
Какими особенностями от личается морфология законодательного подстиля официально-делового стиля?

(использование отыменных предлогов, использование от глагольных существительных, использование личных существительных, обозначающих названия людей)

Пример 10

Какие особенности характерны для синтаксиса законодательного подстиля официально-делового стиля?

(преобладание сложных предложений, использование в сложных предложениях придаточных условных, использование условно-инфинитивных конструкций)
Пример 11

Что такое деловое общение?

(взаимодействие людей, ведущее к развитию в процессе трудовой деятельности)

Пример 12
Какие отношения регулирует деловое общение?

(производственные и непроизводственные)

Пример 13
Какова цель делового общения?

(развитие сотрудничества)

Пример 14
Кто является субъектом делового общения?

(человек, коллектив, аудитория, общество)

Пример 15
Назовите функции делового общения.

( информационная, интерактивная, согласительная)

Пример 16
Назовите принципы делового общения.

(принцип историзма, принцип направленности на высокие цели, принцип научности, принцип правдивости, принцип аксиологичности, дидактический принцип()

Пример 17
На какие две разновидности с точки зрения формы речи делится деловое общение?

(устная и письменная)

Пример 18
На какие две разновидности с точки зрения однонаправленности-двунаправленности речи между говорящим и слушающим делится деловое общение?

(диалогическая и монологическая)

Пример 19
Какие местоимения практически не используются в официально-деловом стиле?

(личные местоимения, указательные местоимения, неопределенные местоимения)

Пример 20
Какие союзы чаще всего используются в официально-деловом стиле?

(подчинительные союзы)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета
(для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) . Зачет / Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. .
Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

1. Понятие и сущность общения в различных науках.

2. Сущность, структура, виды и функции общения.

3. Деловое общение, его виды и формы

4. Перцептивная сторона общения: первое впечатление, длительное общение.

5. Коммуникативная сторона общения

6. Интерактивная сторона общения

7. История ораторского искусства

8. История развития делового этикета в России.

9. Деловой разговор как основная форма деловой коммуникации.

10. Деловая беседа как основная форма деловой коммуникации.

11. Собеседование как частная форма деловой беседы.

12. Деловая беседа по телефону как основная форма деловой коммуникации.

13. Деловое совещание как основная форма деловой коммуникации.

14. Пресс-конференция как основная форма деловой коммуникации.

15. Деловые переговоры как основная форма деловой коммуникации.

16. Типичные модели поведения на переговорах.

17. Психологические особенности публичного выступления: подготовка к выступлению; начало и завершение выступления.

18. Презентация как основная форма деловой коммуникации.

19. Понятие и структура конфликта. Виды и причины конфликтов.

20. Разрешение конфликтов и стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

21. Деловая дискуссия, полемика, спор и их психологические особенности.

22. Имидж делового человека.

23. Служебный этикет как унифицированная форма общения.

24. Визитная карточка – краткий информатор о деловом партнере.

25. Особенности этикета в международных переговорах.

Практические вопросы на зачете:

1. Как связаны между собой речь и дыхание?

2. Для чего артисты работают над скороговорками?

3. Для чего и в каких случаях нужно контролировать темп своей речи?

4. В каких случаях неуместен слишком громкий голос?

5. Кто такие Демосфен и Цицерон? Как Демосфен сумел преодолеть недостатки своей речи?

6. Для чего нужны паузы в устной речи? По какому принципу определяется место паузы в тексте?

7. Почему необходимо следить за чистотой речи и добиваться устранения слов и звуков-паразитов?

8. Почему и в каких случаях тембр и диапазон голоса требуют корректировки?

9. Каким голосом и тоном должен говорить диктор радио? учитель в классе? мать с ребенком? милиционер с задержанным? спортивный комментатор? Дайте максимальное количество определений голоса и тона каждого из перечисленных персонажей.

10. Какой тон необходимо исключить при разговоре с: учителем, директором школы, секретарем в учреждении, милиционером, товарищем по классу, соседкой, матерью, нетрезвым человеком? Каким тоном следует разговаривать в учреждении, по телефону?

11. Какой голос и тон следует исключить в деловом общении, при переговорах?

12. Чем отличается устное выступление от письменного текста? Какие приемы используются, чтобы письменный текст изложить устно?

13. Приведите примеры эмоционально окрашенных слов — как положительно, так и отрицательно. Приведите примеры нейтрально окрашенной лексики.

14. Какие голосовые и речевые приемы привлечения внимания слушателей вы знаете?

15. Какую роль играют мимика, жесты, пластика для оратора? Какие виды жестов бывают?

16. Как можно проанализировать рукопожатие?

17. Как менеджеры по персоналу трактуют манеру посадки собеседника?

18. Какая походка вызывает скрытую антипатию и какая симпатию окружающих? Почему?

19. Какую роль играет костюм в наше время? Какие требования к нему предъявляются?

20. Для чего и как оратор должен учитывать уровень сознания и эмоциональное состояние собеседника, аудитории?

21. Какие элементы включает в себя грамотное общение по телефону, когда речь идет о звонящем?

22. Как завоевать и удержать внимание аудитории?

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кондратьева О.Н. Жанры официально-деловых текстов: учебное пособие Кемерово : КемГУ, 2019 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Панфилова А..П. Культура речи и деловое общение. Часть 2: учебник и практикум для академического бакалавриата Москва : Издательство Юрайт, 2018 urait.ru
Л2.2 Панфилова А.П. Культура речи и деловое общение. Часть 1: учебник и практикум для академического бакалаврниата Москва: Юрайт, 2018 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭУМК "Деловое общение, риторика и письмо" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Chrome http://www.chromium.org/chromium-os/licenses бессрочно
7-Zip https://www.7-zip.org/ бессрочно
Архиватор Ark https://apps.kde.org/ark/ бессрочно
Редактор изображений Gimp https://www.gimp.org/ бессрочно
Okular https://okular.kde.org/ru/download/ бессрочно
1С:Предприятие 8 Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
1С:Предприятие (учебная версия) Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
Libre Office https://www.libreoffice.org/download/license/ бессрочно
Windows 10 для образовательных учреждений Лицензии OEM, Academic Код продукта: 003 бессрочно
Microsoft Office Office 2013 Standart, бессрочно
Acrobat Reader https://get.adobe.com/reader/ бессрочноMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)
Электронная библиотечная система "Лань" https://e.lanbook.com/
Электронная библиотечная система "Онлайн" https://biblioclub.ru/index.php?page=book_blocks&view=main_ub
Электронная библиотечная система "Юрайт" https://urait.ru/
Электронная библиотечная система "Консультант студента" https://www.studentlibrary.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки.
№ 7 (филиал в г. Белокуриха) учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и (или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 110 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по курсу «Деловое общение: риторика и письмо» в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается базовый объем базовых и специальных знаний и навыков теоретического и прикладного характера в изучаемой области. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену.
Практические занятия ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС, а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по предыдущему занятию и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие, решать практические кейсы.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, выполнение практических заданий.
В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студенту следует обратиться к ведущему преподавателю.