МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Юридическая клиника

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки40.03.01. Юриспруденция
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планФлБел_v40_03_01_Юриспруденция_Общеправовой-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5, 6, 7, 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 15 20 14,5 21
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Практические 18 18 18 18 18 18 18 18 72 72
Сам. работа 18 18 18 18 18 18 18 18 72 72
Итого 36 36 36 36 36 36 36 36 144 144

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Малюкова Е.В.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Малюков С.Г.

Рабочая программа дисциплины
Юридическая клиника

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 г. № 1011)

составлена на основании учебного плана:
40.03.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 23.06.2023 г. № 1
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н. доцент Малюкова Е.В


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 23.06.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой к.ф.н. доцент Малюкова Е.В


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины и деятельности юридической клиники является оказание бесплатной юридической помощи социально незащищенным категориям граждан и развитие, обучение и совершенствование профессиональной подготовки студентов юридического факультета АлтГУ, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция».
Задачи дисциплины:
1. защита прав незащищенных категорий населения;
2. формирование моделей взаимодействия институтов общества и государства по оказанию правовой помощи социально незащищенным категориям населения;
3. выработка у студентов практических навыков профессиональной деятельности в процессе разрешения реальных правовых ситуаций;
4. осознание студентами социальной значимости профессии юриста
5. укрепление и развитие связи юридической науки и практики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ФТД.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен разрабатывать нормативные правовые акты в соответствии с профилем профессиональной деятельности
ПК-3 Способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
ПК-6 Способен давать квалифицированные заключения и юридические консультации в конкретных видах профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знает виды и особенности нормативных правовых актов по юридической силе.
ПК-3.1. Знает практику, тенденции и проблемы применения правовых норм.
ПК-6.1. Знает правовые основы экспертно-консультационной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2. Умеет разрабатывать нормативные правовые акты в соответствии с профилем профессиональной деятельности.
ПК-3.2. Умеет анализировать правовые нормы и юридические факты.
ПК-6.2. Умеет давать квалифицированные заключения по вопросам правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3. Владеет приемами подготовки нормативных правовых актов.
ПК-3.3. Владеет навыками принятия правовых решений и осуществления иных юридических действий в точном соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными актами.
ПК-6.3. Владеет навыками анализа юридико-фактической ситуации и определения акта, подлежащего применению.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Консультирование граждан
1.1. Консультирование граждан Практические 5 18 ПК-1, ПК-3, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.9
1.2. Правовое консультирование как вид юридической помощи: понятие, цели, признаки. Принципы проведения правового консультирования. Субъекты, осуществляющие правовое консультирование. Интервьюирование клиента: значение, стадии. Правила проведения интервьюирования. Анализ дела как профессиональный навык. Сам. работа 5 18 ПК-1, ПК-3, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Составление обращений в соответствующие органы
2.1. Устная консультация: структура, правила проведения. Письменная консультация: понятие, структура, этапы подготовки. Соглашение об оказании юридической помощи. Понятие и признаки юридической техники. Элементы юридической техники. Практические 6 18 ПК-1, ПК-3, ПК-6 Л1.1, Л2.4
2.2. Устная консультация: структура, правила проведения. Письменная консультация: понятие, структура, этапы подготовки. Соглашение об оказании юридической помощи. Понятие и признаки юридической техники. Элементы юридической техники. Сам. работа 6 18 ПК-1, ПК-3, ПК-6 Л1.2, Л2.3
Раздел 3. Составление процессуальных документов
3.1. Юридический документ: понятие и признаки. Виды юридических документов. Требования, предъявляемые к юридическим документам и последствия их несоблюдения. Практические 7 18 ПК-1, ПК-3, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л2.6
3.2. Подготовка ответа на вопросы граждан, подготовка письменных ответов, подготовка процессуальных документов Сам. работа 7 18 ПК-1, ПК-3, ПК-6
Раздел 4. Сопровождение исполнительного производства
4.1. Составление заявлений о возбуждении исполнительного производства, о выдаче исполнительного листа, жалоб на действия (бездействия СПИ) и т.д. Практические 8 18 ПК-1, ПК-3, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.7
4.2. Выработка позиции по делу. Профессиональная этика при правовом консультировании.Конфликт интересов, возникающий при правовом консультировании. Альтернативные способы разрешения споров Сам. работа 8 18 ПК-1, ПК-3, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.8

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»

ПК-1 Способен разрабатывать нормативные правовые акты в соответствии с профилем профессиональной деятельности


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-:1 Способен разрабатывать нормативные правовые акты в соответствии с профилем профессиональной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА


1. Участие юридического лица в судебном процессе осуществляется через:
а) представителя +
б) рукоприкладчика
в) посредника

2. Квалификационная комиссия принимает решение о присвоении либо об отказе в присвоении претенденту статуса адвоката в … со дня подачи претендентом заявления:
а) двухмесячный срок
б) трехмесячный срок +
в) месячный срок

3. К услугам адвоката относится участие в:
а) преподавательской деятельности
б) правотворчестве
в) органах разрешения конфликтов +

4. Может ли адвокат выступать в качестве представителя в налоговых правоотношениях:
а) да +
б) нет
в) нет, так как это публичные правоотношения

5. Адвокатура — это профессиональное сообщество адвокатов, которое:
а) входит в систему государственной власти РФ
б) является обособленным подразделением Министерства Юстиции РФ
в) как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления +

6. Принцип, в соответствии с которым адвокатура организована в качестве профессионального сообщества лиц, объединенных общими интересами и целью, именуется:
а) независимостью
б) корпоративностью +
в) равноправием адвокатов

7. В третейском суде адвокат принимает участие в качестве:
а) защитника
б) посредника
в) представителя +

8. Статус адвоката:
а) не ограничивается определенным возрастом адвоката +
б) ограничивается общим пенсионным возрастом
в) ограничивается двенадцатилетним сроком

9. Представитель допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента:
а) предъявления обвинения правонарушителю
б) рассмотрения протокола об административном правонарушении
в) составления протокола об административном правонарушении +

10. Только совет адвокатской палаты вправе:
а) избирать ревизионную комиссию и членов квалификационной комиссии из числа адвокатов
б) создавать по представлению органов государственной власти субъекта РФ юридические консультации +
в) утверждать сметы расходов на содержание адвокатской палаты

11. Адвокат-представитель в арбитражном процессе не вправе ходатайствовать об (о):
а) заключении сторонами мирового соглашения +
б) обеспечении доказательств до предъявления иска
в) рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей

12. Апелляционная жалоба представляется с копиями:
а) в количестве 5 экземпляров
б) число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле +
в) в количестве 30 экземпляров

13. Адвокат-представитель вправе обращаться в третейский суд с:
а) исковым заявлением +
б) прошением
в) жалобой

14. Адвокатская палата является негосударственной некоммерческой организацией, основанной на:
а) на добровольном членстве адвокатов одного субъекта РФ
б) доверии
в) обязательном членстве адвокатов одного субъекта РФ +

15. Члены коллегии адвокатов:
а) не отвечают по ее обязательствам, а коллегия адвокатов не отвечает по обязательствам своих членов +
б) отвечают по ее обязательствам, а коллегия адвокатов отвечает по обязательствам своих членов
в) отвечают по ее обязательствам, но коллегия адвокатов не отвечает по обязательствам своих членов

16. Адвокат-представитель обязан подать апелляционную жалобу через:
а) Высший Арбитражный Суд РФ
б) Суд, принявший решение в первой инстанции +
в) Федеральный арбитражный суд округа

17. В уголовном судопроизводстве адвокат вправе участвовать в деле в качестве защитника с момента:
а) возникновения подозрения в отношении лица о причастности его к совершению преступления
б) регистрации повода для возбуждения уголовного дела
в) вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого +

18. В уголовном судопроизводстве адвокат вправе участвовать в деле в качестве защитника с момента:
а) возникновения подозрения в отношении лица о причастности его к совершению преступления
б) возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица +
в) регистрации повода для возбуждения уголовного дела

19. Общая часть курса предполагает изучение … адвоката
а) деятельности
б) процессуально-отраслевых полномочий
в) корпоративных прав +

20. Легальное определение адвокатской деятельности таково:
а) квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, имеющими юридическое образование
б) квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию +
в) квалифицированная юридическая помощь, оказываемая в учреждениях министерства юстиции РФ, лицами, получившими статус адвоката

21. Представитель допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента:
а) составления протокола об административном правонарушении +
б) возбуждения административного дела
в) предъявления обвинения правонарушителю

22. Территориальный орган юстиции вносит сведения об адвокате в региональный реестр в месячный срок со дня:
а) сдачи квалификационного экзамена
б) получения уведомления +
в) прохождения собеседования

23. Совет адвокатской палаты избирается собранием адвокатов тайным голосованием в количестве:
а) не более 25 человек
б) не более 20 человек
в) не более 15 человек +

24. В уголовном процессе адвокат-защитник не вправе:
а) принимать участие в следственных действиях
б) самостоятельно получать объяснения у лиц с их согласия +
в) истребовать документы от органов государственной власти

25. Решение арбитражного суда об отказе в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда может быть обжаловано в месячный срок со дня его вынесения в:
а) надзорной инстанции
б) апелляционной инстанции
в) кассационной инстанции +

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Продолжите перечень видов правил юридической техники, предъявляемых к нормативным актам и их проектам: содержательные, логические, структурные, ___________.
Ответ: языковые / реквизитные / процедурные.

2. Требование ______________ нормативно-правового акта означает, что все цели его издания реализованы с наименьшим ущербом для различных социальных ценностей, с меньшими экономическими затратами, в наиболее короткие сроки.
Ответ: эффективности.

3. В какой структурной части нормативно-правового акта указываются цели его принятия, задачи, который он призван разрешить, и положения, мотивирующие человека его соблюдать.
Ответ: в преамбуле.

4. ____________- это часть нормативного акта, которая представляет собой государственно-властное установление, предназначенное для специального текстового или символического подчеркивания, имеющее сопроводительный характер.
Ответ: примечание.

5. Последовательность мыслительных операций, используемых при построении правовых актов, относится к __________________ правилам правотворческой техники.
Ответ: логическим.

6. Какая структурная единица нормативно-правового акта включает в себя правовой институт или субинститут?
Ответ: глава.

7. __________________- это сокращения словосочетаний, образованные из первых букв слов, в них входящих.
Ответ: аббревиатуры.

8. Средства юридической техники способствуют законодательной и лингвистической _____________ при конструировании правовых норм.
Ответ: экономии.

9. Что должна включать в себя дефиниция?
Ответ: дефиниция включает в себя все основные признаки понятия, которое характеризует.

10. Чем дефиниция отличается от термина?
Ответ: термин только обозначает понятие, а дефиниция описывает его.

11. Приведите пример федерального закона, который необходимо принять в РФ. Свой ответ аргументируйте.
Ответ: например, ФЗ «Об источниках права в РФ». Необходим единый нормативный акт, где будут закреплены все требования к каждому из них.

12. Приведите пример оптимального выбора конкретных средств юридической техники или модели правового регулирования определенных общественных отношений.
Ответ: например, для регулирования общественных отношений с участием роботов необходимо использование презумпции вины владельца или разработчика (в зависимости от правовой ситуации) источника повышенной опасности, а не фикции, аналогичной фикции юридического лица, то есть наделяющей робота правосубъектностью. Определение правового статуса робота как сложного механизма, а не как субъекта права. Такой выбор обусловлен необходимостью обеспечения безопасности общества.

13. Какое требование юридической техники, предъявляемое к нормативно-правовому акту, не соблюдено, если его принятие происходит без учета необходимости решения перспективных задач, долгосрочных последствий правового регулирования и снижает качество нормативной базы в целом?
Ответ: стабильности.

14. Что означает логическое правило убедительности нормативно-правовых актов?
Ответ: аргументированность принятия акта, использования в нем определенных моделей, средств и способов правового регулирования.

15. Укажите значение реквизитов нормативно-правовых актов.
Ответ: определение действия актов во времени, пространстве и по кругу лиц, их места в системе законодательства, облегчение поиска и систематизации.

16. В какой структурной части нормативно-правового акта указывается порядок его вступления в силу?
Ответ: в заключительных положениях.

17. Как называется документ, прилагаемый к законопроекту и содержащий предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта, а также мотивированное обоснование необходимости принятия или одобрения законопроекта.
Ответ: пояснительная записка.

18. Какое требование юридической техники, предъявляемое к проекту нормативно-правового акта, нарушено, если он не соответствует интересам общества, государства и граждан в реальных условиях?
Ответ: целесообразности.

19. Гражданин Иванов неоднократно обращался в Государственную Думу Федерального Собрания РФ с просьбой принять закон «О социальных льготах работников образовательных организаций». Но всякий раз из законодательного органа ответ не приходил, а указанный закон не принимался. Обязана ли Государственная Дума принимать к рассмотрению законопроекты, разработанные гражданами?
Ответ: нет, не обязана; отдельные граждане не входят в круг субъектов законодательной инициативы.

20. Норморайтер – это специалист по _____________________.
Ответ: созданию нормативно-правовых актов.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3 Способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Выберите верное утверждение.
А. Отсутствие в срочном договоре оснований его заключения или ссылки на конкретную часть ст. 59 ТК РФ свидетельствует о его незаконности
Б. Обязанность доказать наличие обстоятельств, делающих невозможным заключение трудового договора с работником на неопределенный срок, возлагается на работодателя.
В. Перечень оснований для заключения срочного трудового договора, равно как и лиц, с которыми допускается возможность заключения срочного трудового договора по соглашению сторон, является открытым.
Ответ: Б.

2. Верно ли следующее утверждение? Согласно принципу юридического стиля, текст должен быть изложен от третьего лица единственного или множественного числа.
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: А

3. Юридический стиль должен быть __________________.
А. Разговорным
Б. Литературным
В. Художественным.
Ответ: Б.

4. В военных судах гражданское судопроизводство ведется
А. на русском языке
Б. на русском языке или на государственном языке республики, которая входит в состав Российской Федерации и на территории которой находится соответствующий суд
В. на русском языке или на государственном языке республики, которая входит в состав Российской Федерации
Ответ: А

5. Не входит в обязательный перечень кадровых документов …
А. Штатное расписание
Б. Личная карточка работника
В. График отпусков
Г. Трудовые договоры, дополнительные соглашения к ним
Ответ: Б.

6. Расположите в правильной последовательности.
Решение суда состоит из …
А Мотивировочная часть
Б Вводная часть
В Описательная часть
Г Резолютивная часть
Ответ: БВАГ

7. Возможно ли установление платы за предоставление государственным органом или органом местного самоуправления информации о своей деятельности?
А. Невозможно
Б. Возможно
В. Возможно только в случаях и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Ответ: В

8. Верно ли следующее утверждение? Профессиональная деятельность судьи включает в себя не только исполнение обязанностей по судебному разбирательству дела и принятию решения, но и выполнение других задач и полномочий, в том числе организационно-распорядительного характера, имеющих отношение к деятельности суда.
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: А

9. Юридическая техника представляет собой
А. процессуальную отрасль права
Б. материальную отрасль права
В. отрасль знаний о приёмах, способах и методах ведения юридической работы и создания в её процессе различных юридических документов
Ответ: В

10. Верно ли следующее утверждение? Юридическая техника представляет собой совокупность юридических инструментов (средств, приёмов, способов, методов).
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: А.

11. Верно ли следующее утверждение? В тех случаях, когда какие-либо вопросы судейской этики не урегулированы Кодексом судейской этики, судья должен действовать по-своему усмотрению.
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: Б

12. В период нахождения на должности судьи, судья не вправе:
А. Оказывать юридическую помощь членам своей семьи
Б. Участвовать в мероприятиях, направленных на развитие права и совершенствование законодательства, судебной системы и правосудия.
В. Заниматься преподавательской деятельностью
Г. Участвовать в сборе средств в пользу общественной организации
Ответ: Г

13. Выберите верное утверждение.
А. Речь представителя в суде должна быть длинной и эффектной с внедрением философских мыслей
Б. Эффективность речи представителя в суде заключается в точности, ясности и доступности. Основные тезисы должны быть уложены в короткий промежуток времени.
Ответ: Б.

14. Действие Кодекса судейской этики распространяется....
А. На всех судей, кроме судей, пребывающих в отставке
Б. На всех судей, в том числе на судей, пребывающих в отставке
В. На всех судей и их помощников
Ответ: Б.

15. Верно ли следующее утверждение? Отступление от закона, его обход в исключительных случаях не противоречат профессиональной этики юриста.
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: Б.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Участники процесса в гражданском судопроизводстве обращаются к судьям со словами: _________
Ответ: Уважаемый суд

2. Юридический __________ - это рациональная форма интеллектуальной коммуникации в юридической практике, направленная на обсуждение, объяснение или решение правовых проблем.
Ответ: диалог

3. Судебные речи служат строго определенной цели – выяснению _________
Ответ: истины / правды

4. _____________ — это учётный документ с информацией о структуре компании, численности работников, их должностях, квалификации, окладах и надбавках.
Ответ: штатное расписание

5. _____________________ система бесплатной юридической помощи формируется на добровольных началах.
Ответ: негосударственная

6. Составление мотивированного решения суда может быть отложено на срок не более чем __________ дней со дня окончания разбирательства дела.
Ответ: пять / 5

7. ________________ юридическая помощь оказывается в виде: правового консультирования в устной и письменной форме; составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера; представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Ответ: бесплатная

8. В ___________________ части решения суда могут содержаться ссылки на постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики, постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации, а также на обзоры судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденные Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.
Ответ: мотивировочной

9. В случае истечение срока действия нормативного правового акта происходит ___________ действия этого НПА.
Ответ: прекращение

10. Как называется локальный акт, издаваемый работодателем при отзыве работника из отпуска?
Ответ: приказ

11. Правила ясности, точности, нейтральности, экономичности юридических текстов, однозначности используемых в тексте терминов, совершенства синтаксических конструкций, устойчивости способов выражения норм относятся к ______________ группе.
Ответ: языковой

12. ________________ часть решения суда должна содержать выводы суда об удовлетворении иска либо об отказе в удовлетворении иска полностью или в части, наименование истца и ответчика, а также один из идентификаторов указанных лиц, указание на распределение судебных расходов, срок и порядок обжалования решения суда.
Ответ: резолютивная

13. Вид судебного акта, который выносится судом по вопросам, требующим разрешения в ходе судебного разбирательства, но которым не решается дело по существу.
Ответ: определение

14. К _______________ информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.
Ответ: общедоступной

15. Судья может участвовать в общественной деятельности, если она не наносит ущерба ______________ суда и надлежащему исполнению судьей своих профессиональных обязанностей.
Ответ: авторитету

16. Вправе ли судья заниматься преподавательской деятельностью на платной основе в период нахождения на должности судьи? (вправе\не вправе)
Ответ: вправе

17. Вправе ли судья оказывать юридическую помощь членам своей семьи в период нахождения на должности судьи? (вправе\не вправе)
Ответ: вправе

18. Каждый судья имеет право свободно выражать свое _____________. Это право включает свободу придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.
Ответ: мнение

19. Вправе ли судья заниматься адвокатской и иной юридической практикой, оказывать юридические услуги в период нахождения в должности судьи? (вправе\не вправе)
Ответ: не вправе

20. Любые данные, к которым ограничен доступ законодательством, считаются ____________________
Ответ: конфиденциальными.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-6 Способен давать квалифицированные заключения и юридические консультации в конкретных видах профессиональной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Вправе ли юрист давать комментарии СМИ по какому-либо делу?
А. Не вправе, это конфиденциальная информация
Б. Вправе, деятельность юриста является гласной
В. Вправе, при условии, что этим не нарушаются его обязанности перед клиентом
Ответ: В

2. Верно ли следующее утверждение? Интервьюирование является необходимой составляющей деятельности любого юриста, в какой бы области юриспруденции он ни работал.
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: А.

3. Верно ли следующее утверждение? К юристам, помимо нравственных и этических, предъявляются ещё и эстетические требования требования.
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: А

4. Выберите верное утверждение.
А. Спор и конфликт соотносятся между собой как часть и целое
Б. Разногласие — это основа конфликта и (или) спора.
Ответ: Б

5. Расположите этапы юридического интервьюирования в хронологическом порядке
А. Завершение интервьюирования
Б. Выяснение характера правовых проблем клиента, установление хронологии событий
В. Резюмирование
Г. Свободное изложение клиентом сути своего обращения
Д. Встреча, взаимное представление
Е. Подготовка к интервьюированию
Ответ: ЕДГБВА

6. Верно ли следующее утверждение? В юридическом тексте должна присутствовать эмоциональная окраска.
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: Б

7. Верно ли следующее утверждение? Как правило правовая информация делится на два типа: нормативно-правовая и иная официальная правовая информация.
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: А

8. Выберите верное утверждение.
А. Закон и нравственность в профессии юриста должны быть выше воли доверителя.
Б. Воля доверителя превыше всего.
Ответ: А

9. Верно ли утверждение? Каждый договор должен быть составлен письменно.
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: Б

10. Кодекс профессиональной этики нотариусов в РФ устанавливает нормы профессионального поведения
А. Только для нотариуса
Б. Для нотариуса и лица, его замещающего.
В. Для нотариуса, лица, его замещающего и для помощника нотариуса
Ответ: Б.

11. В какой момент может быть принята процедура медиации если спор был передан на рассмотрение суда?
А. В любой момент до принятия решения
Б. На стадии судебного разбирательства
В. На стадии подготовки дела к судебному разбирательству
Ответ: А

12. Верно ли следующее утверждение? Противоречие между объективными и субъективными факторами юридического познания детерминируют нравственный конфликт и даже психологический дискомфорт юриста в выборе приоритетной ориентации для принятия решения.
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: А

13. Верно ли следующее утверждение? Любые сделки можно оспорить.
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: А

14. Верно следующее ли утверждение? Заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами.
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: А

15. Верно следующее ли утверждение? Деловое общение должно основываться на интересах дела, уважительности, порядочности, доброжелательности.
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: А

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Юрист должен сохранять ________________ при выполнении своего профессионального долга.
Ответ: независимость

2. При входе судей в зал судебного заседания все присутствующие в зале ________.
Ответ: встают

3. Юридический _____________ — спор, связанный с правоотношениями сторон и влекущий юридические последствия.
Ответ: конфликт

4. ____________ — это процесс принятия совместного решения двумя или более сторонами.
Ответ: Переговоры

5. Официальная ___________ информация – это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.
Ответ: правовая

6. Все виды правовой информации составляют в своей совокупности правовой информационный ________.
Ответ: фонд

7. Юридическая ____________ правовой информации - это специальная технология подготовки справок, комментариев к документу, расставление ссылок между документами, классификация актов.
Ответ: обработка

8. Вправе ли нотариус осуществлять научную и преподавательскую деятельность на платной основе? (вправе/ не вправе)
Ответ: вправе

9. Совокупность приемов, которые используются при создании документов, называется юридической ___________.
Ответ: техникой

10. Кодекс ______________ этики представляет собой свод базовых принципов, норм и правил работы и поведения сотрудников.
Ответ: корпоративной

11. Кто проводит процедуру медиации?
Ответ: судья в отставке

12. Перечень оснований для заключения срочного трудового договора, равно как и лиц, с которыми допускается возможность заключения срочного трудового договора по соглашению сторон, является ______________.
Ответ: исчерпывающим

13. Процесс классификации (или _________________) документов заключается в определении тем нормативных частей акта, соотнесении их с рубриками классификатора и присвоении обрабатываемому документу индексов соответствующих рубрик.
Ответ: рубрикации

14. ______________________— документ со списком сотрудников и количеством фактически отработанного ими времени.
Ответ: табель учёта рабочего времени

15. В соответствии с Конституцией Российской Федерации судьи _____________ и подчиняются только Конституции и закону.
Ответ: независимы

16. Решение является ___________________ тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Ответ: обоснованным

17. ________________ судебного разбирательства означает открытость судебного заседания.
Ответ: Гласность

18. __________ _________ юриста – это устойчивый порядок его поведения при выполнении служебных полномочий, выражающий внешнее содержание принципов морали и состоящий из правил вежливого обхождения в обществе (манеры, формы обращения и приветствия, одежда и др.).
Ответ: Служебный этикет

19. Для профессиональной этики юриста характерна особо тесная связь правовых и ____________ норм, регулирующих его профессиональную деятельность.
Ответ: моральных

20. Если истец изменил основание или предмет иска, увеличил или уменьшил его размер, ответчик признал иск полностью или частично, об этом следует указать в ___________________ части решения суда.
Ответ: описательной

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших экзамен по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

1. Правовое консультирование как вид юридической помощи: понятие, цели, признаки.
2. Принципы проведения правового консультирования.
3. Субъекты, осуществляющие правовое консультирование.
4. Интервьюирование клиента: значение, стадии.
5. Правила проведения интервьюирования.
6. Анализ дела как профессиональный навык.
7. Устная консультация: структура, правила проведения.
8. Письменная консультация: понятие, структура, этапы подготовки.
9. Соглашение об оказании юридической помощи.
10. Понятие и признаки юридической техники.
11. Элементы юридической техники.
12. Юридический документ: понятие и признаки.
13. Виды юридических документов.
14. Требования, предъявляемые к юридическим документам и последствия их несоблюдения.
15. Выработка позиции по делу.
16. Профессиональная этика при правовом консультировании.
17. Конфликт интересов, возникающий при правовом консультировании.
18. Альтернативные способы разрешения споров.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А.В. Асосков, А.В. Барков, А.А. Богер и др.; под ред. Е.А. Суханова, Л.В. Санниковой Сфера услуг: гражданско-правовое регулирование: Сборник статей Инфотропик Медиа, 2011
Л1.2 Султанов А.Р. Европейские правовые стандарты, уроки истории и правоприменительная практика.: Монография Статут, 2012
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е.Ю. Булакова, Л.А. Воскобитова, М.Р. Воскобитова и др.; под ред. Л.А. Воскобитовой, И.Н. Лукьяновой, Л.П. Михайловой Адвокат: навыки профессионального мастерства : Учебное пособие Волтерс Клувер, 2006
Л2.2 Барщевский М. Проект кодекса адвокатской этики : , 2000
Л2.3 Васcали Ч. Адвокатская этика и профессионализм в США: Материалы конференции 24-27 марта 2000 года Проспект, 2000
Л2.4 Доброхотова Е.Н. Навыки юриста: Учебное пособие Изд–во СПбГУ, 2006
Л2.5 Максуров А.А. Проблемы обязательности учета позиции Европейского суда по правам человека в правоприменительной практике в Российской Федерации: Статья , 2010
Л2.6 Муранов А.И. IBA - Международная ассоциация юристов: Резолюции, принципы, стандарты, заявления и иные документы. : Юридический бизнес,
Л2.7 Воскобитова Л.А., Михайлова Л.П., Шугрина Е.С. Профессиональные навыки юриста. Опыт практического обучения : Учебное пособие Дело, 2001
Л2.8 Редин М.П. Тупик российского правосудия : Статья , 2006
Л2.9 Шугрина Е.С. Техника юридического письма: Учебно–практическое пособие. Дело, 2000
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт Российской газеты www.rg.ru
Э2 сайт Верховного суда РФ www.supcourt.ru
Э3 айт Высшего арбитражного суда www.arbitr.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Chrome http://www.chromium.org/chromium-os/licenses бессрочно
7-Zip https://www.7-zip.org/ бессрочно
Архиватор Ark https://apps.kde.org/ark/ бессрочно
Редактор изображений Gimp https://www.gimp.org/ бессрочно
Okular https://okular.kde.org/ru/download/ бессрочно
1С:Предприятие 8 Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
1С:Предприятие (учебная версия) Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
Libre Office https://www.libreoffice.org/download/license/ бессрочно
Windows 10 для образовательных учреждений Лицензии OEM, Academic Код продукта: 003 бессрочно
Microsoft Office Office 2013 Standart, бессрочно
Acrobat Reader https://get.adobe.com/reader/ бессрочно
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС "КонсультантПлюс" - http://www.consultant.ru
Научная электронная библиотека elibrary - http://elibrary.ru
Электронная библиотечная сиситема Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
ГАС Правосудие - https://sudrf.ru/
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки.
№ 7 (филиал в г. Белокуриха) учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и (или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 110 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03.
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по курсу «Юридическая клиника» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается базовый объем базовых и специальных знаний и навыков теоретического и прикладного характера в изучаемой области. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к зачету.
Практические занятия ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС, а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по предыдущему занятию и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие, решать практические кейсы.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, выполнение практических заданий.
В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студенту следует обратиться к ведущему преподавателю.