МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Юридическая психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки40.03.01. Юриспруденция
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планФлБел_z40_03_01_Юриспруденция_Общеправовой-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., Доцент, Малюкова Е.В.

Рецензент(ы):
к.п.н., доцент, Семенченко И.В.

Рабочая программа дисциплины
Юридическая психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 г. № 1011)

составлена на основании учебного плана:
40.03.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 23.06.2023 г. № 1
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н доцент Малюкова Е.В


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 23.06.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой к.ф.н доцент Малюкова Е.В


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели освоения дисциплины: помочь сформировать научно обоснованные, целостные представления о современном состоянии проблемы юридической психологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 Способен обеспечивать законность, правопорядок,безопасность личности, общества и государства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основных психологических закономерностях системы «человек-право»; основах профессиограммы юридических профессий; внутренних личностных предпосылках, способствующих созданию криминогенных ситуаций; факторах формирования личности потерпевшего; закономерностях психической деятельности всех лиц, участвующих в рассмотрении уголовного дела в суде; психологических сторонах перевоспитания лиц, совершивших преступление.

3.2.Уметь:
3.2.1.использовать и оценить знания о психологических особенностях личности преступника, преступных групп, личности потерпевшего; о психологии осужденных и психологические основы их ресоциализации и реадаптации после отбывания наказания; о психологическом содержании деятельности работников правоохранительных органов, о факторах профессиональной деформации и ее предупреждении у работников правоохранительных органов; об основах судебно-психологической экспертизы.

Уметь: учитывать психологические особенности личности преступника, преступных групп, личности потерпевшего, осужденных; предупреждать профессиональную деформацию у работников правоохранительных органов; применять познания в области современной психологической диагностики, производить отбор методов и методик исследования в системе «человек-право»; ориентироваться в системе психических состояний, в закономерностях взаимодействия человека со средой.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.составления рекомендаций по ресоциализации осужденных и реадаптации их после отбывания наказания; приемами по составлению рекомендаций по повышению эффективности деятельности правоохранительных органов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая характеристика основ юридической психологии
1.1. Основы юридической психологии Сам. работа 3 4 ПК-4 Л1.1, Л2.1
1.2. Основы юридической психологии Сам. работа 3 8 ПК-4 Л1.1, Л2.1
1.3. Подобрать и проанализировать методы изучения личности в профессиональной деятельности юриста; методы психологического воздействия на личность; методы судебно-психологической экспертизы, используемые специалистами-психологами в сфере правоохранительной деятельности Сам. работа 3 14 ПК-4 Л1.1, Л2.1
1.4. Психология юридического труда Сам. работа 3 10 ПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Психология личности и деятельности в системе права
2.1. Разработать рекомендации по нейтрализации юристом негативного воздействия на психику состояний эмоциональной напряженности в своей практической деятельности Сам. работа 3 20 ПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Судебная психология
3.1. Криминальная психология Лекции 3 4 ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.2. Психология потерпевшего Сам. работа 3 10 ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.3. Психология несовершеннолетних Сам. работа 3 6 ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.4. Использование психолога в качестве консультанта, специалиста и эксперта Сам. работа 3 6 ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.5. Исправительно-трудовая психология Практические 3 6 ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.6. Подготовка к составлению и защите программ по адаптации осужденных к условиям жизни на свободе Сам. работа 3 16 ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.7. Устный опрос Зачет 3 4 ПК-4 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4933

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4
Способен обеспечивать законность, правопорядок, безопасность личности, общества и государства

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Что не относится к правовым чувствам субъекта?
- потребность в еде
- чувство уважения к закону
- чувство страха перед наказанием
- неприязнь к оппоненту в судебном заседании;
Ответ: потребность в еде

Вопрос 2. Кто является одним из основоположников психологической школы права?
- Маркс Карл
- Энгельс Фридрих
- Бжезинский Збигнев
- Лев Петражицкий
Ответ: Лев Петражицкий

Вопрос 3. Кто не является субъектом правовой психологии?
- нации
- государства
- роботы-советники
- индивиды
Ответ: роботы-советники

Вопрос 4. Какую задачу в применении норм материального права решает правовая психология?
- задача систематизации знаний о методах осуществления юридической деятельности
- задача мотивации правомерного варианта поведения
- задача кодификации законодательства
- задача точного лингвистического перевода
Ответ: задача мотивации правомерного варианта поведения

Вопрос 5. Деловое общение юристов – это:
- установление контакта, информационный обмен, побуждение, координация, установление взаимопонимания, эмоциональное воздействие, установление отношений, регуляция поведения
- адаптация к субъекту, нарушение личных границ, отсутствие понимания
- психологическая манипуляция, воздействие, эмоциональное выгорание
- запретные темы, сбор информации, установление давления, неустойчивое психологическое состояние
Ответ: установление контакта, информационный обмен, побуждение, координация, установление взаимопонимания, эмоциональное воздействие, установление отношений, регуляция поведения

Вопрос 6. Какие виды юридических терминов востребованы в деловом общении юристов:
- общеупотребляемые, специально-технические, специально-юридические
- давно вышедшие из употребления
- неопределённые
- ненаучные
Ответ: общеупотребляемые, специально-технические, специально-юридические

Вопрос 7. При толковании норм процессуального права в суде имеет важное значение:
- орган, издавший нормативно-правовой акт
- мотивы свидетелей по делу
- юридическое образование судьи
- время рассмотрения дела
Ответ: юридическое образование судьи

Вопрос 8. Теория права и государства как наука:
- изучает правовую психологию
- никак не затрагивает проблематику правовой психологии
- проводит психологические экспертизы
- не изучает влияние правовой психологии на применение нормативно-правовых актов
Ответ: изучает правовую психологию

Вопрос 9. Психологическое побуждение к .юридическому поступку называется
- мотивом
- абсурдом
- правонарушением
- парадоксом
Ответ: мотивом

Вопрос 10. К бессознательным компонентам правовой психологии НЕ относится:
- память
- правосознание
- интуиция
- стереотипы
Ответ: правосознание

Вопрос 11. Психологический механизм применения нормативно-правовых актов включает:
- мотивацию
- тексты
- документы
- кодификацию
Ответ: мотивацию

Вопрос 12. Стадии правоприменения включают:
- отрасли права – уголовное, административное, гражданское
- методологию права
- антропологию права
- выбор правовой нормы
Ответ: выбор правовой нормы

Вопрос 13.Способно ли право регулировать чувства людей?
- да, полностью
- да, относительно
- да, абсолютно
- нет
Ответ: да, относительно

Вопрос 14.С психологической точки зрения, для определения виновности субъекта имеют важное значение:
- следы рук
- мотивы
- стиль одежды
- перерыв судебного заседания
Ответ: мотивы

Вопрос 15. Какой законодательный акт в Российской Федерации посвящен оказанию психиатрической помощи?
- Закон О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании
- Закон О благотворительной деятельности
- Гражданский кодекс
- Кодекс об административных правонарушениях
Ответ: Закон О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Имеет ли значение совесть в применении нормативно-правовых актов?
Ответ: Да, имеет для правосудного юрисдикционного решения.

Вопрос 2. Какая прикладная юридическая наука изучает психологию судебной деятельности?
Ответ: судебная психология

Вопрос 3. Как называется способность субъекта права свободно с преодолением препятствий осуществлять выбор правомерного варианта поведения?
Ответ: воля

Вопрос 4. Что такое юридическая тактика?
Ответ: юридическая тактика – это линия поведения, образ действий, заключающийся в планировании юридической деятельности, её организации для достижения поставленной цели

Вопрос 5. Как называется направленность личности к правомерному либо противоправному поведению?
Ответ: мотивация

Вопрос 6. Как называется документ, содержащие решения индивидуального характера?
Ответ: правоприменительные акты / правореализационные документы

Вопрос 7. Как называются устойчивые переживания, выражающие отношение субъекта права к правовой действительности?
Ответ: правовые чувства

Вопрос 8. Как называются правила, позволяющие соотнести выполнение юридических действий с реальной обстановкой, в которой приходится работать юристу?
Ответ: содержательные правила

Вопрос 9. В чем заключается суть антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов?
Ответ: Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов организуется и проводится в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

Вопрос 10. Что такое вина правонарушителя?
Ответ: отношение лица к содеянному

Вопрос 11. Назовите три примера правовых чувств.
Ответ: чувство страха перед наказанием, чувство стыда за содеянное правонарушение, чувство уважения к суду.

Вопрос 12. Что регулирует право в сфере правовой психологии?
Ответ: внутренний мир человека: его сознание и чувства

Вопрос 13. В каком случае не виновен субъект права?
Ответ: субъект права не виновен, если он не стремился к причинению вреда другим субъектам (человеку, обществу, государству).

Вопрос 14. В чем заключается роль правосознания при применении нормативно-правовых актов?
Ответ: правосознание позволяет осуществлять правильный выбор норм и принципов права для разрешения дела и устойчиво придерживаться правомерной линии поведения.

Вопрос 15. В чем заключается психологическая сторона толкования нормативно-правовых актов?
Ответ: Толкование нормативно-правовых актов предполагает сознательный и эмоциональный, совестный акт.

Вопрос 16. Сдерживают ли преступления формы электронного контроля?
Ответ: Да, сдерживают. Электронный контроль – это документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.

Вопрос 17. В чем заключается психологическое значение юридического наказания?
Ответ: Наказание является поводом для психологических переживаний субъекта права по поводу изменения образа жизни и серьезных психотравмирующим фактором.

Вопрос 18. Перечислите психологические этапы подготовки юридического документа.
Ответ: определение адресата документа, определение общей структуры документа, систематизация материала и аргументов по соответствующим разделам, написание текста документа, прогнозирование и анализ возможных последствий, редактирование материала

Вопрос 19. Какие из общеправовых принципов права требуют учета психологических особенностях личности правонарушителя?
Ответ: принцип милосердия, принцип справедливости

Вопрос 20. Какое значение для правовой психологии имеет правовая культура общества?
Ответ: Правовая культура общества позволяет поддерживать правопорядок в условиях чрезвычайных ситуаций за счет ресурса правового воспитания, мотивации граждан на правомерное поведение и уважения к государству.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
зачтено: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
не зачтено: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.




5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости). Аттестация проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: вопрос ы теоретического характера

1. предмет, задачи и система юридической психологии. История становления и развития юридической психологии.
2. Психика. Учения Сеченова, Павлова в развитии психологической науки.
3. Сознание. Неосознаваемое в поведение человека.
4. Психические процессы. Роль в юридической деятельности.
5. Психические состояния. Роль в юридической деятельности.
6. Психические свойства личности. Роль в правоохранительной деятельности.
7. Темперамент. Учет его в правоохранительной деятельности.
8. Воля. Регуляция волевых состояний в процессе расследования преступлений.
9. Учет и регуляция эмоциональных состояний в следственной и судебной практике.
10. Способности, их учет в деятельности следователя, судьи.
11. Характер: понятие, классификация Учет психологических свойств личности в судебно-следственной практике.
12. Понятие восприятия. Классификация восприятий. Общие закономерности восприятия.
13. Особенности поведения в состоянии аффекта. Сужение сознания. Стадии аффекта, его виды.
14. Понятие памяти. Классификация явлений памяти. Формы памяти. Процессы памяти. Виды памяти. Типы памяти.
15. Понятие мышления. Классификация явлений мышления. Мыслительные операции.
16. Психология очной ставки.
17. Понятие личности преступника. Типология личности преступника.
18. Понятие о личности. Человек, индивид, личность, индивидуальность.
Психологические теории личности.
19. Деформация ценностно-нормативной системы личности преступника. Механизм преступного поведения.
20. Опознание как узнавание, осуществляемое в рамках процессуальной регламентации. Психология узнавания.
21.Определение способностей, знаний, умений и навыков, проявляющихся в действиях,
проверяемых путем следственного эксперимента.
22.Психология проверки показаний на месте.
23.Психологические особенности судебных действий.
24.Психология допроса подсудимого, потерпевших и свидетелей в судебном заседании.
25.Коммуникативный, познавательный, удостоверительный аспекты деятельности судьи, обвинителя и адвоката.
26.Психология общения. Роль и особенности общения в деятельности юриста.
27.Судебная речь как разновидность официального общения. Психологическое
воздействие в процессе общения.
28.Система правомерного психического воздействия на личность осужденного с целью его ресоциализации.
29.Функциональная и структурная организация коллектива осужденных.
30.Детерминация преступного поведения. Взаимодействие объективных и субъективных факторов преступного поведения.
31.Психологические особенности следственной деятельности.
32. Проявление закономерностей восприятия в формировании свидетельских показаний.
33.Наблюдение и наблюдательность. Наблюдательность следователя при производстве отдельных следственных действий.
34.Психология конфликта в деятельности юриста.
35.Обыск как поисковая деятельность. Психология прячущего и ищущего.
36.Понятие воображения. Роль воображения в мотивации поведения. Формы воображения. Виды воображения. Функции воссоздающего и творческого воображения.
37.Психологические особенности допроса обвиняемых и подозреваемых.
38.Правомерное психическое воздействие с целью получения правдивых показаний.
39.Психология корыстных преступников.
40.Психологические особенности допроса потерпевших.
41.Психологические особенности допроса несовершеннолетних потерпевших.
42.Проявление и использование закономерностей памяти при допросе. Приемы оказания мнемической помощи в следственной практике.
43. Психологические особенности допроса свидетелей.
44.Психологические особенности допроса несовершеннолетних.
45. Понятие психологического котакта. Приемы установления психологического контакта с допрашиваемым.
46.Профессионально-психологические особенности личности следователя.
47.Психологические причины девиантного поведения молодежи.
48.Правовая социализация, правосознание и законоисполнительное поведение. Социализация личности. Дефекты социализации.
49.Психология деятельности прокурора в суде. Речь прокурора.
50.Поводы обязательного назначения СПЭ и постановка вопросов перед СПЭ.
51.Психология деятельности адвоката. Речь адвоката.
52.Психология предъявления доказательств.
53.Психология постановления приговора.
54.Насильственный тип преступника. Психологические особенности преступников профессионалов и рецедивистов.
55.Психология насильника и жертвы
56.Психологический портрет террориста.
57.Использование полиграфа при расследовании преступлений. Нетрадиционные приемы, используемые при допросе.
58.Психологические особенности женщин-преступниц.
59.Психологическая культура юриста.
60. Правовая социализация, правосознание и законоисполнительное поведение.

оценка «зачтено» выставляется, если студентом даны развернутые ответы на поставленные вопросы, где студент демонстрирует приобретенные знания, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение юридической речью, логичность и последовательность ответа.
Оценка «не зачтено» выставляется, если студентом даны ответы, которые содержат ряд серьезных неточностей, обнаруживающие незнание процессов изучаемой предметной области, отличающиеся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением юридической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сорокотягин И.Н., Сорокотягина Д.А. Юридическая психология: Учебник и практикум М. : Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/83436326-8555-48D8-8E35-154512F0FDD9.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Нагаев В.В. Основы судебно-психологической экспертизы: уч.пособие М.: Издатель: Юнити-Дана, 2015 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Алтайская краевая универсальная научная библиотека www.rsl.ru, www.akunb.altlib.ru.
Э2 ЭБС "Университетская библиотека онлайн" www.biblioclub.ru
Э3 Annual Review of Psychology http://www.annualreviews.org/journal/psych - на английском
Э4 Psychology Collection http://www.sciencemag.org/cgi/collection/psychology - на английском
Э5 Elibrary - электронная библиотека научных публикаций http://elibrary.ru/titles.asp - на английском
Э6 ЕНИП - ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА "НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ" nasledie.enip.ras.ru
Э7 Психологическая библиотека psylib.kiev.ua
Э8 Психологические тренинги azps.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
hrome http://www.chromium.org/chromium-os/licenses бессрочно
7-Zip https://www.7-zip.org/ бессрочно
Архиватор Ark https://apps.kde.org/ark/ бессрочно
Редактор изображений Gimp https://www.gimp.org/ бессрочно
Okular https://okular.kde.org/ru/download/ бессрочно
1С:Предприятие 8 Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
1С:Предприятие (учебная версия) Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
Libre Office https://www.libreoffice.org/download/license/ бессрочно
Windows 10 для образовательных учреждений Лицензии OEM, Academic Код продукта: 003 бессрочно
Microsoft Office Office 2013 Standart, бессрочно
Acrobat Reader https://get.adobe.com/reader/ бессрочно
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС "КонсультантПлюс" - http://www.consultant.ru
Научная электронная библиотека elibrary - http://elibrary.ru
Электронная библиотечная сиситема Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
ГАС Правосудие - https://sudrf.ru/
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки.
№ 7 (филиал в г. Белокуриха) кабинет безопасности жизнедеятельности – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 110 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03; стенды; электронный тир, робот-тренажер, макет автомата Калашникова, макеты гранат, комплект индивидуальной защиты, противогазы, контрольно-измерительные приборы (дозиметр для измерения радиации, приборы химической разведки), сумка санитарная с укладкой медицинских изделий и прочих средств, носилки тканевые, огнетушители.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по курсу «Юридическая психология» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается базовый объем базовых и специальных знаний и навыков теоретического и прикладного характера в изучаемой области. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену.
Практические занятия ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС, а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по предыдущему занятию и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие, решать практические кейсы.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, выполнение практических заданий.
В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студенту следует обратиться к ведущему преподавателю.