МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психологическая интервенция (развитие, коррекция и реабилитация)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки37.03.01. Психология
ПрофильОбщая психология и психология личности
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость12 ЗЕТ
Учебный планФлБел_v37_03_01_Психология_ОПиПЛ-2022
Часов по учебному плану 432
в том числе:
аудиторные занятия 106
самостоятельная работа 152
индивидуальные консультации 120
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8, 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) 5 (9) Итого
Недель 23 20
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 34 34 44 44
Лабораторные 28 28 12 12 40 40
Практические 0 0 22 22 22 22
Сам. работа 91 91 61 61 152 152
Консультации 60 60 60 60 120 120
Часы на контроль 27 27 27 27 54 54
Итого 216 216 216 216 432 432

Программу составил(и):
к.псих.н, доцент, Шамардина М.В.

Рецензент(ы):
к.псих.н, доцент, Волкова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
Психологическая интервенция (развитие, коррекция и реабилитация)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 37.03.01 Психология (приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 г. № 839)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 24.06.2022 г. № 3
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н. доцент Малюкова Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 24.06.2022 г. № 3
Заведующий кафедрой к.ф.н. доцент Малюкова Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать представления о необходимых психологических качествах субъекта для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям, а также исправления особенностей психологического развития.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-9 Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах
ОПК-4 Способен использовать основные формы психологической помощи для решения конкретной проблемы отдельных лиц, групп населения и (или) организаций, в том числе лицам с ограниченными возможностями здоровья и при организации инклюзивного образования
ПК-2 Способен проводить оценку эффективности, разрабатывать и реализовывать мероприятия по совершенствования консультативной и диагностической деятельности, составления психологических заключений и портретов личности обучающихся
ПК-6 Способен выполнять и организовывать диагностическую, профилактическую и коррекционную работу, направленную на адаптацию работников организаций и обучающихся к образовательным условиям
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные методологические подходы решения проблем, обеспечивающие повышение эффективности психокоррекционной деятельности; основные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи;
основные теоретические подходы к организации психокоррекционной деятельности в практической деятельности психолога
3.2.Уметь:
3.2.1.составлять, реализовывать и осуществлять оценку эффективности психокоррекционных программ в работе с детьми с нарушениями эмоционально-волевой, личностной сферы и поведения;
владеть индивидуальными и групповыми формами работы с детьми,
охарактеризовать основные методы коррекционной работы.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.технологиями организации основных методов и приемов коррекционной работы,
средствами и формами проведения психопрофилактической и психокоррекционной деятельности психолога, основными методами и приемами коррекционной работы в школе, а также организацией профилактической работы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие психологической коррекции и реабилитации
1.1. Психологическая коррекция и реабилитация как ведущие категории курса Лекции 8 2 ПК-2, ПК-6, УК-9, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
1.2. Психологическая коррекция и реабилитация как ведущие категории курса Лабораторные 8 4 ПК-2, ПК-6, УК-9, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
1.3. Анализ ведущих понятий, отличительные характеристики Лекции 8 2 ПК-2, ПК-6, УК-9, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
1.4. Анализ ведущих понятий, отличительные характеристики Лабораторные 8 4 ПК-2, ПК-6, УК-9, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
1.5. Диатез-стресс модель Лекции 8 2 ПК-2, ПК-6, УК-9, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
1.6. Диатез-стресс модель Лабораторные 8 4 ПК-2, ПК-6, УК-9, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
1.7. Анализ понятий и решение ситуаций Лабораторные 8 4 ПК-2, ПК-6, УК-9, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Виды экстремальных ситуаций и особенности психологической работы с клиентом и сотрудниками в них
2.1. Анализ психологической работы в экстремальных ситуациях Лекции 8 2 ПК-2, ПК-6, УК-9, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.2. Анализ психологической работы в экстремальных ситуациях Лабораторные 8 4 ПК-2, ПК-6, УК-9, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.3. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) и стресс Лекции 8 2 ПК-2, ПК-6, УК-9, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.4. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) и стресс Лабораторные 8 4 ПК-2, ПК-6, УК-9, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.5. Психологическая помощь при ПТСР и остром стрессе Лабораторные 8 4 ПК-2, ПК-6, УК-9, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.6. Психологическая помощь пережившим насилие Консультации 8 60 ПК-2, ПК-6, УК-9, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.7. Анализ психологической работы в экстремальных ситуациях Сам. работа 8 91 ПК-2, ПК-6, УК-9, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.8. Особенности переживания горя и утраты: варианты психологической помощи Лекции 9 2 ПК-2, ПК-6, УК-9, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.9. Особенности переживания горя и утраты: варианты психологической помощи Лабораторные 9 2 ПК-2, ПК-6, УК-9, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.10. Особенности переживания горя и утраты: варианты психологической помощи Практические 9 2 ПК-2, ПК-6, УК-9, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.11. Возможности психологической помощи женщинам и мужщинам пережившим сексуальное насилие Лекции 9 2 ПК-2, ПК-6, УК-9, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.12. Возможности психологической помощи женщинам и мужчинам пережившим сексуальное насилие Лабораторные 9 2 ПК-2, ПК-6, УК-9, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.13. Психологическая помощь пережившим насилие Лекции 9 2 ПК-2, ПК-6, УК-9, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.14. Психологическая помощь пережившим насилие Лабораторные 9 2 ПК-2, ПК-6, УК-9, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.15. Экстренная психологическая помощь пострадавшим при пожаре Лекции 9 2 ПК-2, ПК-6, УК-9, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.16. Экстренная психологическая помощь пострадавшим при пожаре Лабораторные 9 2 ПК-2, ПК-6, УК-9, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.17. Экстренная психологическая помощь пострадавшим при наводнении и землятресение Лекции 9 2 ПК-2, ПК-6, УК-9, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.18. Экстренная психологическая помощь пострадавшим при наводнении и землетрясение Лабораторные 9 2 ПК-2, ПК-6, УК-9, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.19. Психологическая помощь при голодовке Лекции 9 2 ПК-2, ПК-6, УК-9, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.20. Психологическая помощь при голодовке Практические 9 2 ПК-2, ПК-6, УК-9, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.21. Субъект как заложник террористических действий Лекции 9 2 ПК-2, ПК-6, УК-9, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.22. Субъект как заложник террористических действий Практические 9 2 ПК-2, ПК-6, УК-9, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.23. Экстренная психологическая помощь пострадавшим при пожаре, наводнении и землятресении Лекции 9 4 ПК-2, ПК-6, УК-9, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.24. Экстренная психологическая помощь пострадавшим при пожаре, наводнении и землетрясении Практические 9 2 ПК-2, ПК-6, УК-9, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.25. Экстренная психологическая помощь пострадавшим при пожаре, наводнении и землетрясении Лабораторные 9 2 ПК-2, ПК-6, УК-9, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.26. Психологическая работа с суицидентом Лекции 9 4 ПК-2, ПК-6, УК-9, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.27. Психологическая работа с суицидентом Практические 9 2 ПК-2, ПК-6, УК-9, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.28. Работа психолога при катастрофе Лекции 9 4 ПК-2, ПК-6, УК-9, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.29. Работа психолога при катастрофе Практические 9 4 ПК-2, ПК-6, УК-9, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.30. Моббинг и боссинг: варинты психологической помощи Лекции 9 4 ПК-2, ПК-6, УК-9, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.31. Моббинг и боссинг: варианты психологической помощи Практические 9 4 ПК-2, ПК-6, УК-9, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.32. Работа с клиентами со смертельным диагнозом Лекции 9 4 ПК-2, ПК-6, УК-9, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.33. Работа с клиентами со смертельным диагнозом Практические 9 4 ПК-2, ПК-6, УК-9, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.34. Решение практических задач Сам. работа 9 61 ПК-2, ПК-6, УК-9, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.35. Консультации 9 60 ПК-2, ПК-6, УК-9, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.36. Экзамен Экзамен 8 27 ПК-2, ПК-6, УК-9, ОПК-4 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=7877.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-9 Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Психокоррекция – это…
А) система обучения и воспитания аномальных детей.
Б) метод психологического воздействия на человека, направленный на психологические механизмы взаимодействия со средой, которые нарушают его социальную адаптацию.
В) метод замещения или перестройки нарушенных или недоразвитых функций организма, вследствие врождённых или приобретённых аномалии.
Верный вариант Б)

2. Психология, направленная на решение жизненно важных для человека вопросов?
А) практическая +
Б) теоретическая
В) превентивная
Верный вариант А)

3. По характеру направленности выделяют коррекцию:
А) симптоматическую, каузальную
Б) общую, специальную
В) директивную и недирективную
Верный вариант А)

4. Причинная коррекция направлена:
А) на источники отклонений
Б) на источники и причины отклонений
В) на структуру и причину отклонений
Верный вариант Б)

5. По форме организации работы с клиентом, различают:
А) каузальную и директивную коррекцию
Б) специальную и частичную коррекцию
В) индивидуальную и групповую коррекцию
Верный вариант В)

6. Психокоррекция (по продолжительности), которая направлена на разрешение актуальных, изолированных проблем и конфликтов?
А) отсроченная
Б) сверхкороткая
В) быстрая
Верный вариант Б)

7. По масштабу решаемых задач, различают психокоррекцию:
А) общую, индивидуальную
Б) общую, частную, специальную
В) частную, групповую, общую
Верный вариант Б)


8. Психоккорекция, направленная на исправление последствий неправильного воспитания, нарушившего гармоническое развитие и социализацию личности ребенка?
А) частная
Б) общая
В) специальная
Верный вариант Б)

9. Специалист, который оказывает человеку помощь в решении проблем, связанных с психическим здоровьем, не относящихся к психопатологическим расстройствам?
А) психотерапевт
Б) психиатр
В) психоаналитик
Верный вариант А)

10. Система мероприятий, направленных на исправление недостатков личности, эмоционально – волевой сферы и поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия, это:
А) психотерапия
Б) психокоррекция
В) психопрофилактика
Верный вариант Б)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Психокоррекция – это…
ответ: метод психологического воздействия на человека, направленный на психологические механизмы взаимодействия со средой, которые нарушают его социальную адаптацию.

2. Психология, направленная на решение жизненно важных для человека вопросов?
Ответ: практическая

3. По характеру направленности выделяют коррекцию:
Ответ: симптоматическую, каузальную

4. Причинная коррекция направлена:
Ответ: на источники и причины отклонений

5. По форме организации работы с клиентом, различают:
Ответ: индивидуальную и групповую коррекцию

6. Психокоррекция (по продолжительности), которая направлена на разрешение актуальных, изолированных проблем и конфликтов?
Ответ: сверхкороткая

7. По масштабу решаемых задач, различают психокоррекцию:
Ответ: общую, частную, специальную

8. Психокоррекция, направленная на исправление последствий неправильного воспитания, нарушившего гармоническое развитие и социализацию личности ребенка?
Ответ: общая

9. Специалист, который оказывает человеку помощь в решении проблем, связанных с психическим здоровьем, не относящихся к психопатологическим расстройствам?
Ответ: психотерапевт

10. Система мероприятий, направленных на исправление недостатков личности, эмоционально – волевой сферы и поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия, это:
Ответ: психокоррекция


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4 Способен использовать основные формы психологической помощи для решения конкретной проблемы отдельных лиц, групп населения и (или) организаций, в том числе лицам с ограниченными возможностями здоровья и при организации инклюзивного образования

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Предметом исследования психокоррекции является:
А) симптоматика нарушений психического дизонтогенеза +
Б) дети с физическими и психическими недостатками и проблемы их обучения и воспитания
В) особенности нарушения физического и психического развития ребёнка в контакте социализации
Верный вариант А)

2. Набор психолого-педагогических воздействий, представляющих собой для детского и подросткового возраста психотерапевтические и психоккорекционные приёмы – это…
А) общая психокоррекция
Б) специальная психокоррекция
В) частная психокоррекция
Верный вариант В)

3. Комплекс приёмов и методов, которые подбираются для детей и являются более эффективными для достижения конкретного результата – это…
А) специальная психокоррекция +
Б) общая психокоррекция
В) частная психокоррекция
Верный вариант А)

4. Воспитание в детях упорства и самостоятельности, терпения в трудных ситуациях, отсутствие любого бессмысленного принуждения, оскорблений, наказаний – это главная задача с точки зрения…
А) З. Фрейда
Б) К. Юнга
В) А. Адлера
Верный вариант В)

5. Автор термина «психодинамика»?
А) Р.Вудвортс+
Б) М.Маллер
В) З.Фрейд
Верный вариант А)

6. На что направлены основные техники психоанализа?
А) поиск скрытых болезненных очагов в пространстве бессознательного
Б) установление правильных отношений, анализ и проработка личностной позиции клиента
В) развитие внутреннего самосознания
Верный вариант А)

7. Согласно, какому автору, человек, прежде всего сознательное существо, которое само себя определяет к жизни, посредством свободы выбора, смысла жизни и стремления к самореализации?
А) З.Фрейд
Б) К. Роджерс
В) А.Адлер
Верный вариант В)

8. Автором клиент - центрированного подхода является:
А) К.Роджерс
Б) А.Маслоу
В) Ф.Перлз
Верный вариант А)

9. Основателем логотерапии является:
А) С.Кьеркегор
Б) А. Эллис
В)В.Франкл
Верный вариант В)

10. Основателем экзистенциализма является:
А) М. Хайдеггер
Б) Б.Скиннер
В) С. Кьеркегор
Верный вариант Б)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Предметом исследования психокоррекции является:
Ответ: симптоматика нарушений психического дизонтогенеза

2. Набор психолого-педагогических воздействий, представляющих собой для детского и подросткового возраста психотерапевтические и психокоррекционные приёмы – это…
Ответ: частная психокоррекция

3. Комплекс приёмов и методов, которые подбираются для детей и являются более эффективными для достижения конкретного результата – это…
Ответ: специальная психокоррекция

4. Воспитание в детях упорства и самостоятельности, терпения в трудных ситуациях, отсутствие любого бессмысленного принуждения, оскорблений, наказаний – это главная задача с точки зрения…
Ответ: А. Адлера

5. Автор термина «психодинамика»?
Ответ: Р.Вудвортс

6. На что направлены основные техники психоанализа?
Ответ: поиск скрытых болезненных очагов в пространстве бессознательного

7. Согласно, какому автору, человек, прежде всего сознательное существо, которое само себя определяет к жизни, посредством свободы выбора, смысла жизни и стремления к самореализации?
Ответ: А. Адлера

9. Основателем логотерапии является:
Ответ:В.Франкл

10. Основателем экзистенциализма является:
Ответ: Б.Скиннер

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2 Способен проводить оценку эффективности, разрабатывать и реализовывать мероприятия по совершенствования консультативной и диагностической деятельности, составления психологических заключений и портретов личности обучающихся

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Какая теория стала основой для создания поведенческой коррекции?
А) клиент-центрированный подход К.Роджерса
Б) психоаналитическая теория З.Фрейда
В) классическая теория условных рефлексов И.П.Павлова
Верный вариант В)

2. С какими именами связана теория оперантного обусловливания?
А) К.Ясперс, М.Хайдеггер
Б) Э.Торндайк, Б.Скиннер
В) Б.Скиннер, А.Бандура
Верный вариант Б)

3. Когнитивная психология появилась как ответная реакция на:
А) на бихевиоризм и гештальтпсихологию
Б) на психоанализ и клиент - центрированную психологию
В) на бихевиоризм и психоанализ
Верный вариант А)

4. Основная задача психокоррекции – это…
А) приведение индивидуального поведения аномальных детей в соответствие с системой общественных норм.
Б) психолого-педагогическая коррекция отклонений в психическом развитии ребёнка
В) устранение негативного влияния среды
Верный вариант Б)

5. В чём состоит основная задача развития в психокоррекции?
А) перестроить поведение у человека
Б) работать с уже сформированными качествами личности
В) сформировать у человека нужные психологические качества
Верный вариант В)

6. В качестве объектов коррекционного воздействия могут выступать:
А) личность, семья или группа
Б) дети, семья
В) дети – подростки
Верный вариант А)

7. Принцип коррекции «сверху вниз», был выдвинут:
А) Л.С. Выготским
Б) Д.Б. Элькониным
В) И.В. Дубровиной
Верный вариант А)

8. Принцип, определяющий выбор средств, путей и способов достижения поставленной цели – это…
А) деятельностный принцип
Б) единство диагностики и коррекции развития
В) единство возрастного и индивидуального развития
Верный вариант А)

9. Главная задача коррекции «снизу вверх»?
А) вызывание любыми способами заданной модели поведения и её немедленное подкрепление
Б) вызывание разными способами модели желаемого поведения
В) вызывание конкретными способами заданной модели желательного поведения
Верный вариант В)

10. Модель, объясняющая этиологию отклонений в развитии снижением темпа органического созревания?
А) педагогическая модель
Б) медицинская модель
В) биологическая модель
Верный вариант В)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Какая теория стала основой для создания поведенческой коррекции?
Ответ: классическая теория условных рефлексов И.П.Павлова

2. С какими именами связана теория оперантного обусловливания?
Ответ: Э.Торндайк, Б.Скиннер

3. Когнитивная психология появилась как ответная реакция на:
Ответ: на бихевиоризм и гештальтпсихологию

4. Основная задача психокоррекции – это…
Ответ: психолого-педагогическая коррекция отклонений в психическом развитии ребёнка

5. В чём состоит основная задача развития в психокоррекции?
Ответ: сформировать у человека нужные психологические качества

6. В качестве объектов коррекционного воздействия могут выступать:
Ответ: личность, семья или группа

7. Принцип коррекции «сверху вниз», был выдвинут:
Ответ: Л.С. Выготским

8. Принцип, определяющий выбор средств, путей и способов достижения поставленной цели – это…
Ответ: деятельностный принцип

9. Главная задача коррекции «снизу вверх»?
Ответ: вызывание конкретными способами заданной модели желательного поведения

10. Модель, объясняющая этиологию отклонений в развитии снижением темпа органического созревания?
Ответ: биологическая модель

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-6 Способен выполнять и организовывать диагностическую, профилактическую и коррекционную работу, направленную на адаптацию работников организаций и обучающихся к образовательным условиям

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Форма определения целей коррекции, представляющая собой описание поведения деятельности, личностных особенностей, которые должны быть устранены, описание того, чего не должно быть?
А) позитивная форма
Б) негативная форма
В) отрицательная форма
Г) положительная форма
Верный вариант Г)


2. Год введения термина «психодинамика»?
А) 1915
Б) 1918
В) 1925
Верный вариант Б)

3. Центральное понятие в представлении всех сторонников психоданимического подхода о причинах нарушения в поведении и эмоциональной жизни клиента является понятие…
А) противоречие
Б) конфронтация
В) конфликт
Верный вариант В)

4. Цель психоданимического направления?
А) помочь клиенту в выявлении неосознаваемых причин тягостных переживаний и болезненных проявлений
Б) исправление переработки ошибочной информации
В) помочь клиенту в изменении
Верный вариант Б)

5. В рамках какого подхода, движущими силами поведения считаю инстинкты:
А) гештальттерапия
Б) когнитивный подход
В) психоанализ
Верный вариант В)

6. Центральной инстанцией саморегуляции личности в психоанализе является:
А) ЭГО
Б) СУПЕР ЭГО
В) ОНО
Верный вариант А)

7. Какая процедура в психоанализе предполагает преобразование неосознанных деталей и явлений в осознанные?
А) конфронтация
Б) кларификация
В) интерпритация
Верный вариант В)

8. Главное препятствие на пути самореализации человека по концепции А. Адлера?
А) базисное чувство неполноценности
Б) закомплексованность
В) страх
Верный вариант А)

9. По А. Адлеру индивидуальность – это…
А) систематические ошибки в суждениях под влиянием эмоций
Б) неповторимый путь выработки способа самоутверждения, стиля жизни +
В) становление человека как личности
Верный вариант Б)

10. Требования и ожидания от клиента в концепции А.Адлера?
А) клиент должен быть способен реагировать на глубинный интерес к самому себе
Б) клиенту отводится роль ученика
В) от клиента ожидаются активность, ответственность, стремление к сотрудничеству и взаимное доверие
Верный вариант В)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Главным препятствием на пути самореализации человека, по мнению А.Адлера является:
Ответ: чувство неполноценности

2. Установление конгруэнтности, вербализация, отражение эмоций, это основные компоненты…
Ответ: эмоциональной терапии

3. Задача логотерапии?
Ответ: помочь человеку обрести смысл жизни

4. Основные методы логотерапии?
Ответ: анализ сновидений, рефлексия

5. Что рассматривает логотерапия?
Ответ: смысл человеческого существования и поиск этого смысла


6. Если у человека возникает состояние потери смысла жизни В, Франкл рекомендует:
Ответ: понять и почувствовать уникальность и неповторимость собственной жизни

7. Какой психологический феномен по Беку располагает человека к психологическому стрессу?
Ответ: когнитивная уязвимость

8. При каких условиях по Беку схемы являются устойчивыми когнитивными структурами и становятся активными?
Ответ: при действии специфических стимулов, стрессов

9. Систематические ошибки в суждениях под влиянием эмоций – это…
Ответ: когнитивные искажения

10. Когнитивные искажения, связанные с преувеличением последствий каких-либо событий – это…
Ответ: сверхгенерализация

11. Когнитивные искажения, связанные с неоправданным обобщением на основе единичного случая:
Ответ: сверхгенерализация

12. Центральным понятием в реальностной терапии является:
Ответ: чувство реальности

13. Выделите основное отличие психокоррекции от психотерапии
Ответ:
Отличие психокоррекции от психотерапии заключается в направленных на психологическое развитие человека воздействий, в том, что психокоррекция имеет дело с уже сформированными качествами личности или видами поведения и направлена на их переделку.
Различие между психотерапией и психокоррекцией заключается в том, что психотерапия имеет дело с различного рода нарушениями у людей, страдающих различными вида¬ми соматических или психических заболеваний (расстройств).

14. Указать пропущенные структурные компоненты, этапы и фазы психологического консультирования по Р.С. Немову. Настроечный этап , диагностический этап, рекомендательный этап.
Ответ:
Немов Р.С. в книге «Основы психологического консультирования» предлагает следующую периодизацию.
1. Подготовительный этап»
2. Настроечный этап
3. Диагностический этап
4. Рекомендательный этап.
5. Контрольный этап

15. Приведите примеры стимулирующих вопросов, которые необходимо применять на протяжении всего стратегического этапа консультирования.
Ответ:
• Как иначе можно это решить?
• Как бы Вы решали данную проблему, если бы Вам было сейчас десять (двадцать, пятьдесят восемь) лет? • Какое решение предложила бы Ваша мать (отец, тетя, праде-душка...)?

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших экзамен по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

1. Коррекция и развитие. Специфические черты, различие воздействий, возможности применения психокоррекционных и психоразвивающих мероприятий.
2. Принципы психокоррекции.
3. Единство целей и задач психокоррекции. Правила постановки целей психокоррекционных и психоразвивающих воздействий.
4. Принципы составления психокоррекционных и психоразвивающих программ.
5. Основные блоки программ психолого-педагогического воздействия.
6. Виды программ психолого-педагогического воздействия.
7. Основные требования, предъявляемые к планированию психокоррекционных и психоразвивающих программ.
8. Оценка эффективности коррекционных и развивающих мероприятий.
9. Требования, предъявляемые к специалисту, оказываемому психологическую помощь.
10. Коррекционное воздействие в классическом психоанализе. Цели, особенности позиции психолога и требования, предъявляемые к клиенту, основные стадии психоанализа, базовые техники.
11. Аналитическая индивидуальная коррекция Адлера. Особенности подхода, основные понятия, цели коррекции, позиция психолога и требования к клиенту. Основные этапы и приемы работы.
12. Трансактный анализ в психокоррекции. Цель коррекционной работы, требования, предъявляемые к психологу и клиенту. Основные понятия.
13. Поведенческое направление. Понятия, позиции психолога и клиента, сфера применения. Методы и техники.
14. Гешталь-терапия. Основные понятия, цели коррекции, позиции психолога и клиента, техники.
15. Клиент-центрированный подход К.Роджерса. Цели, основные этапы, техники. Позиция психолога и требования, предъявляемые к клиенту, условия для создания атмосферы между ними.
16. Экзистенциальное направление. Базисные понятия, цели коррекции, особенности взаимодействия между психологом и клиентом. Основные задачи, стоящие перед психологом и подходы к решению проблем клиента.
17. Рационально-эмотивная терапия А.Эллиса. Теоретическое положение, основные этапы работы, цель коррекции, позиции психолога и клиента, основные техники.
18. Логотерапия В.Франкла. Основные положения, методы и приемы.
19. Когнитивный подход А.Бека. Основные понятия, этапы работы, позиции клиента и психолога, техники.
20. Реальностная терапия У.Глассера. Сфера применения, цели и задачи коррекции, требования к психологу и клиентам, основные этапы работы.
21. Применение телесно-ориентированных методов в коррекционной работе.
22. Общество АА и Сайнанон-группы. Основные задачи, программы работы.
23. Группы тренинга умений. Виды, компоненты, техника проведения занятий.
24. Группы встреч. Принципы, этапы, техника занятий и упражнения.
25. Тренинговые группы. Социально-психологический тренинг. Этапы, принципы, виды, цели и задачи.
26. Групповые методы психокоррекционной и психоразвивающей работы. Цели и задачи. Особенности комплектования групп.
27. Руководство коррекционной группой. Роли психокорректора, требования, предъявляемые к нему. Руководство групповым напряжением.
28. Индивидуальная психокоррекция. Случаи показания, стадии осуществления. Позиции психолога.
29. Методологические основы психокоррекционной работы с детьми младшего школьного возраста. Учет при планировании диагностической и коррекционной работы.
30. Методологические основы психокоррекционной работы с детьми подросткового возраста. Учет при планировании диагностической и коррекционной работы.
31. Методологические основы психокоррекционной работы с детьми старшего школьного возраста. Учет при планировании диагностической и коррекционной работы.
32. Понятие игротерапии. Основные виды и формы игротерапии. Игротерапия психоанализа. Игротерапия, центрированная на клиенте. Игротерапия отреагирования. Игротерапия построения отношений. Показания к проведению. Механизмы коррекционного воздействия игры. Принципы недирективной игротерапии. Игровая комната и ее оснащение.
33. Библиотерапия, этапы проведения. Достоинства методы. Специфическая и неспецифическая библиотерапия.
34. Куклотерапия. Виды кукол. Показания проведения куклотерапии. Характеристика аспектов куклотерапии. Куклотерапия детей и подростков.
35. Основы коррекционного воздействия сказки. Принципы планирования сказко-коррекционного или развивающего мероприятия. Сказкотерапия как метод психокоррекции. Основные приемы работы со сказкой.
36. Цель и задачи арттерапии. Основные направления арттерапии. Характеристика факторов психотерапевтического воздействия в арттерапии. Системное описание арттерапевтического воздействия.
37. Характеристика основных школ музыкотерапии. Характеристика направлений музыкотерапии. Формы музыкотерапии. Особенности музыкотерапии детей и подростков.
38. Понятие библиотерапии и сущность данного метода. Этапы библиотерапии. Литературные жанры, используемые в библиотерапии.
40. Понятие танцетерапии. Факторы, способствующие развитию танцетерапии как метода психокоррекции. Техника танцевально-двигательной терапии. Методика проведения танцетерапии детей и подростков.
41. Показания к использованию проективного рисунка в психокоррекционной работе с детьми и подростками. Основные этапы коррекционного процесса с использованием метода проективного рисования.
42. Психогимнастика как метод психокоррекции. Содержание подготовительной, пантомимической и заключительной части психогимнастического занятия.
43. Формы и виды психодрамы. Методика психодрамы.
44. Понятие «психопрофилактика» и «психогигиена». Основные принципы психопрофилактики . Характеристика направлений психопрофилактической работы.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Авдиенко Г. Ю. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ УЧАСТНИКОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ. Учебник и практикум для бакалавриата и специалитета: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э5 Психологическая интервенция ( развитие , коррекция и реабилитация) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Chrome http://www.chromium.org/chromium-os/licenses бессрочно
7-Zip https://www.7-zip.org/ бессрочно
Архиватор Ark https://apps.kde.org/ark/ бессрочно
Редактор изображений Gimp https://www.gimp.org/ бессрочно
Okular https://okular.kde.org/ru/download/ бессрочно
1С:Предприятие 8 Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
1С:Предприятие (учебная версия) Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
Libre Office https://www.libreoffice.org/download/license/ бессрочно
Windows 10 для образовательных учреждений Лицензии OEM, Academic Код продукта: 003 бессрочно
Microsoft Office Office 2013 Standart, бессрочно
Acrobat Reader https://get.adobe.com/reader/ бессрочноMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки.
№ 7 (филиал в г. Белокуриха) учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и (или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 110 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по курсу «Психологическая интервенция (развитие, коррекция и реабилитация)» в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается базовый объем базовых и специальных знаний и навыков теоретического и прикладного характера в изучаемой области. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену.
Практические занятия ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС, а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по предыдущему занятию и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие, решать практические кейсы.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, выполнение практических заданий.
В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студенту следует обратиться к ведущему преподавателю.