МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Правовая статистика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки40.03.01. Юриспруденция
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планФлБел_z40_03_01_Юриспруденция_Общеправовой-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., Доцент, Голева О.Г.

Рецензент(ы):
к.ю.н, доцент, Малюков С.Г.

Рабочая программа дисциплины
Правовая статистика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 г. № 1011)

составлена на основании учебного плана:
40.03.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 23.06.2023 г. № 1
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н. Малюкова Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 23.06.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой к.ф.н. Малюкова Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Ознакомление студентов с содержанием статистики как научной дисциплины, с ее основными понятиями, методологией и методиками расчета важнейших экономико- статистических показателей

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен разрабатывать нормативные правовые акты в соответствии с профилем профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.предмет, метод и задачи статистики;
общие основы статистической науки;
принципы организации государственной статистики;
современные тенденции развития статистического учета;
основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;
основные формы и виды действующей статистической отчетности;
технику расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления
3.2.Уметь:
3.2.1.собирать и регистрировать статистическую информацию;
проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;
выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы;
осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов, в том числе с использованием средств вычислительной техники;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеет навыками сбора и регистрировать статистической информации;
владеет навыками проведения первичной обработки и контроля материалов;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1.1 Предмет и методология статитстики
1.1. Введение в курс статистики Сам. работа 4 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.2. Практические занятия: тестирование, обсуждение вопросов темы. Практические 4 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.3. Проработка конспекта лекций Сам. работа 4 20 ПК-1 Л2.1
Раздел 2. 1.2 Статистические наблюдения Инструменты статистики
2.1. Виды и способы статистического наблюдения. Ошибки наблюдения и статистическая отчетность Сам. работа 4 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.2. Практические занятия: тестирование, обсуждение вопросов темы, решение задач Практические 4 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Изучение конспекта по темам. Подготовка к тестированию. Сам. работа 4 20 ПК-1 Л2.1
Раздел 3. 1.3.Сводка и группировка данных
3.1. Методологические вопросы статистических группировок, их значение, задачи и виды Лекции 4 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.2. Практические занятия: тестирование, обсуждение вопросов темы, решение задач Практические 4 1 ПК-1 Л2.1
3.3. Подготовка к тестированию и практическому занятию Сам. работа 4 20 ПК-1 Л2.1, Л1.2
Раздел 4. 1.4. Способы наглядного представления статистических данных
4.1. Статистические таблицы.Графическое изображение статистических показателей. Лекции 4 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1
4.2. Практическое занятие: тестирование, обсуждение вопросов темы. Практические 4 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1
4.3. Изучение конспекта по темам.Подготовка к тестированию и практическому занятию Сам. работа 4 8 ПК-1 Л2.1, Л1.2
Раздел 5. 1.5. Статистические показатели
5.1. Статистические величины: их виды и пособы и расчета Лекции 4 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1
5.2. Практические занятия: тестирование, обсуждение вопросов темы, решение задач Практические 4 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1
5.3. Изучение конспекта по темам.Подготовка к тестированию и практическому занятию Сам. работа 4 4 ПК-1 Л2.1
Раздел 6. 1.6. Ряды динамики статистических показателей
6.1. Динамические ряды и их виды. Методы анализа основной тенденции в рядах динамики Лекции 4 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1
6.2. Практические занятия: тестирование, обсуждение вопросов темы, решение задач Практические 4 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1
6.3. Изучение конспекта по темам.Подготовка к тестированию и практическим занятиям Сам. работа 4 4 ПК-1 Л2.1
Раздел 7. 1.7.Индексный метод в статистике
7.1. Изучение конспекта по темам.Подготовка к тестированию и практическому занятию Сам. работа 4 4 ПК-1 Л2.1
Раздел 8. 1.8. Выборочные наблюдения
8.1. Изучение конспекта по темам.Подготовка к тестированию и практическому занятию Сам. работа 4 4 ПК-1 Л2.1
Раздел 9. 1.9. Статистические связи между явлениями
9.1. Изучение конспекта по темам.Подготовка к тестированию и практическому занятию Сам. работа 4 8 ПК-1 Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1
способен разрабатывать нормативные правовые акты в соответствии с профилем профессиональной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Тестовые задания, предполагающие выбор одного из вариантов:
1) Укажите метод сбора социологических данных, в котором источниками информации выступают текстовые сообщения
а) опрос
б) анализ документов
в) наблюдение
г) эксперимент

2) Укажите метод сбора социологических данных, в котором источниками информации выступают люди, их мнения и оценки
а) опрос
б) анализ документов
в) наблюдение
г) эксперимент

3) Укажите метод сбора социологических данных, который предполагает целенаправленное, планомерное, определенным образом фиксируемое восприятия исследуемого объекта
а) опрос
б) анализ документов
в) наблюдение
г) эксперимент

4) Укажите метод сбора социологических данных, который предполагает наблюдение за изменением социального объекта под воздействием факторов, которые контролируют и направляют его развитие
а) опрос
б) анализ документов
в) наблюдение
г) эксперимент

5) Определите тип информации, который передается в процессе общения людей и отражает знания, эмоции, волевые и управленческие возможности
а) социальная информация
б) коммуникативная информация
в) культурно-историческая информация
г) опосредованная информация

6) Определите разновидность информации, включающую в себя сведения о состоянии экономической сферы; об интересующих значительное количество людей событиях общественной жизни внутри страны и за рубежом; о деятельности политических партий и движений т.д.
а) пропаганда
б) идеологическая информация
в) социально значимая информация
г) государственная информация

7) Укажите как в социологии называется первичная информация, полученная в результате социологического исследования
а) данные
б) материалы
в) коммуниканты
г) католог

8) Укажите какой признак общественной системы включает в себя возможность изменения с течением времени как общества в целом, так и отдельных его элементов
а) эмпиризм
б) системность
в) структурность
г) динамизм

9) Укажите видного представителя системного подхода в социологии
а) Аристотель
б) К. Маркс
в) Т. Киллмен
г) А.П. Андреев

10) Укажите вид социальной системы, состоящий из одинаковых по своим свойствам элементов
а) первичный
б) вторичный
в) гомогенный
г) гетерогенный

Ответы:
1) б
2) а
3) в
4) г
5) а
6) в
7) а
8) г
9) б
10) в

Критерии оценивания:
Каждый верный ответ оценивается одним баллом
«зачтено» - 50% и более правильных ответов (5 баллов и более)
«не зачтено» - менее 50% и боле правильных ответов (менее 5 баллов)

2. Тестовые задания открытого типа, предполагающие ответ в виде слова:

1) Укажите название приема изучения сложных социальных систем, предполагающий разбиение системы на элементы
2) Укажите название приема изучения сложных социальных систем, предполагающий объединение некоторых классов элементов в общую структуру и систему.
3) Вставьте пропущенный термин: «В зависимости от цели, социологические данные можно разделить на первичные и …».
4) Укажите как в социологии называется респондент, компетентный в проблемах, непосредственно связанных с предметом исследования
5) Вставьте пропущенный термин: «… и прикладная социология не противостоят друг другу, не отгорожены друг от друга, а представляют собой неразрывное единство, взаимно обогащают и дополняют друг друга».
6) Укажите метод сбора социологических данных, в котором источниками информации выступают текстовые сообщения
7) Укажите метод сбора социологических данных, в котором источниками информации выступают люди, их мнения и оценки
8) Укажите метод сбора социологических данных, который предполагает целенаправленное, планомерное, определенным образом фиксируемое восприятия исследуемого объекта
9) Укажите метод сбора социологических данных, который предполагает наблюдение за изменением социального объекта под воздействием факторов, которые контролируют и направляют его развитие
10) Укажите какой признак общественной системы включает в себя возможность изменения с течением времени как общества в целом, так и отдельных его элементов
11) Укажите понятие, характеризующее совокупность приемов и способов, используемых для получения научных знаний об обществе
12) Вставьте пропущенный термин: «… отвечает конкретным целям и задачам исследования, содержит в себе описание объекта и процедур изучения, способов фиксации и обработки полученных данных.»
13) Укажите принцип в теоретической социологии, согласно которому все события, совершающиеся в действительности, вызываются при данных условиях определенными причинами
14) Вставьте пропущенный термин: «Социальная система представляет собой общество в развитии, одновременно его статика и ….».
15) Вставьте пропущенный термин: «С уменьшением размеров групп, а следовательно, с увеличением влияния … фактора неточность социологических исследований возрастает»

Ответы:
1) декомпозиция
2) агрегирование
3) вторичные
4) эксперт
5) теоретическая
6) анализ документов
7) опрос
8) наблюдение
9) эксперимент
10) динамизм
11) метод
12) методика
13) детерминизм
14) динамика
15) субъективного

Критерии оценивания:
Каждое задание, выполненное в полном объеме, оценивается одним баллом
«зачтено» - 50% и более правильных ответов (8 баллов и более)
«не зачтено» - менее 50% и боле правильных ответов (менее 8 баллов)



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости). Аттестация проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса:

1. Объект, предмет, метод статистики
2. Статистика как общественная, социально-экономическая наука. Связь статистики с другими науками.
3. Задачи статистики на современном этапе. Централизованная и децентрализованная статистика.
4. Статистические совокупности.
5. Система статистических показателей
6. Статистическое наблюдение и его задачи. Виды статистического наблюдения.
7. . Ошибки статистического наблюдения, способы контроля и меры борьбы с ними.
8. Статистическая отчетность.
9. Понятие о статистической сводке. Статистические группировки, виды группировок.
10. Правила построения таблиц. Статистическая сводка материалов наблюдения, ее этапы.
11. Виды группировок в социально-экономической статистике.
12. Дискретные и интервальные ряды распределения, их характеристики (частота, плотность, кумулята).
13. Графическое распределение рядов. Структурные средние величины (мода, медиана), их расчет в дискретном и интервальном вариационном ряду.
14. Абсолютные статистические показатели.
15. Относительные статистические величины.
16. Средние степенные величины статистики.
17. Средние структурные величины статистики
18. Понятие о вариации, показатели вариации.
19. Понятие о рядах динамики и их виды. Показатели рядов динамики.
20. Понятие об индексах и сферы их применения. Индивидуальные индексы.
21. Агрегатные индексы.
22. Взаимосвязь индексов.
23. Индексы переменного, постоянного состава, индекс структурных сдвигов.
24. Понятие о выборочном наблюдении. Методы случайного отбора.
25. Прямая задача выборки. Средние и предельные ошибки выборочного наблюдения.
26. Обратная задача выборочного наблюдения. Методы оценки дисперсии изучаемой генеральной совокупности.
27. Правила организации и расчета показателей выборки.
28. Взаимосвязи экономических явлений их виды и формы Построение функциональных зависимостей методом наименьших квадратов.
29. Многофакторный корреляционно-регрессионный анализ.
30. Сглаживание динамических рядов скользящей средней. Построение уравнения тренда и прогноз динамики.

оценка «зачтено» выставляется, если студентом даны развернутые ответы на поставленные вопросы, где студент демонстрирует приобретенные знания, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение юридической речью, логичность и последовательность ответа.
Оценка «не зачтено» выставляется, если студентом даны ответы, которые содержат ряд серьезных неточностей, обнаруживающие незнание процессов изучаемой предметной области, отличающиеся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением юридической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Долгова В.Н., Медведева Т.Ю. СТАТИСТИКА. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Минашкин В.Г. - под ред. СТАТИСТИКА. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Яковлев В.Б. СТАТИСТИКА. РАСЧЕТЫ В MICROSOFT EXCEL 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральная служба государственной статистики (Росстат) www.gks.ru
Э2 Курс portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Chrome http://www.chromium.org/chromium-os/licenses бессрочно
7-Zip https://www.7-zip.org/ бессрочно
Архиватор Ark https://apps.kde.org/ark/ бессрочно
Редактор изображений Gimp https://www.gimp.org/ бессрочно
Okular https://okular.kde.org/ru/download/ бессрочно
1С:Предприятие 8 Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
1С:Предприятие (учебная версия) Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
Libre Office https://www.libreoffice.org/download/license/ бессрочно
Windows 10 для образовательных учреждений Лицензии OEM, Academic Код продукта: 003 бессрочно
Microsoft Office Office 2013 Standart, бессрочно
Acrobat Reader https://get.adobe.com/reader/ бессрочно



Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС "КонсультантПлюс" - http://www.consultant.ru
Научная электронная библиотека elibrary - http://elibrary.ru
Электронная библиотечная сиситема Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
ГАС Правосудие - https://sudrf.ru/
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки.
№ 7 (филиал в г. Белокуриха) кабинет экологических основ природопользования – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивиду-альных консультаций, текущего контроля и про-межуточной аттестации. Учебная мебель на 110 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


Аудиторные занятия со студентами по курсу «Правовая статистика» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается базовый объем базовых и специальных знаний и навыков теоретического и прикладного характера в изучаемой области. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к зачету.
Практические занятия ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС, а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по предыдущему занятию и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие, решать практические кейсы.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, выполнение практических заданий.
В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студенту следует обратиться к ведущему преподавателю.