МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Алгебра

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра алгебры и математической логики
Направление подготовки01.03.02. Прикладная математика и информатика
ПрофильМатематическое и компьютерное моделирование в природных и индустриальных системах
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный план01_03_02_Прикладная математика и информатика_МКМПиИС-2023
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 128
самостоятельная работа 169
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 15,5 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 24 24 28 28 52 52
Практические 48 48 28 28 76 76
Сам. работа 81 81 88 88 169 169
Часы на контроль 27 27 0 0 27 27
Итого 180 180 144 144 324 324

Программу составил(и):
к.ф.-м.н., доцент, Шахова С.А.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Вараксин С.В.

Рабочая программа дисциплины
Алгебра

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 01.03.02 Прикладная математика и информатика (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 9)

составлена на основании учебного плана:
01.03.02 Прикладная математика и информатика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра алгебры и математической логики

Протокол от 31.08.2023 г. № 6
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.ф.-м.н. Будкин А.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра алгебры и математической логики

Протокол от 31.08.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой профессор, д.ф.-м.н. Будкин А.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Развить способность к самоорганизации самообразованию: изучив основные приемы решения стандартных профессиональных задач, научить самостоятельно строить и видоизменять алгоритмы решения стандартных профессиональных задач ,развить
способностью приобретать новые научные и профессиональные знания, используя современные образовательные и информационные технологии, а также учебную и профессиональную литературу.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять фундаментальные знания, полученные в области математических и (или) естественных наук, и использовать их в профессиональной деятельности
ОПК-1.1 Обладает навыками работы с учебной литературой по основным дисциплинам математических и (или) естественных наук
ОПК-1.2 Использует фундаментальные знания (основные понятия, факты, концепции, принципы математики, информатики, естественных наук и т.д.) для решения практических задач, связанных с прикладной математикой и информатикой
ОПК-1.3 Умеет применять на практике математических моделей и компьютерных технологий для использовать их при решении задач профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-1.1 Знает фундаментальные основы в области математики.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-1.2 Умеет решать стандартные профессиональные задачи с применением фундаментальных знаний в области математики.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-1.3 Владеет навыками исследования объектов профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Симмитрическая группа
1.1. Группа, простейшие свойства. Лекции 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
1.2. Группа, простейшие свойства. Практические 1 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
1.3. Группа, простейшие свойства. Сам. работа 1 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
1.4. Симметрическая группа. Разложение подстановки в произведение попарно независимых циклов. Теорема о четности подстановки, умноженной на транспозицию. Число четных подстановок Лекции 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
1.5. Симметрическая группа. Разложение подстановки в произведение попарно независимых циклов. Теорема о четности подстановки, умноженной на транспозицию. Число четных подстановок Практические 1 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
1.6. Симметрическая группа. Разложение подстановки в произведение попарно независимых циклов. Теорема о четности подстановки, умноженной на транспозицию. Число четных подстановок Сам. работа 1 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
1.7. Теорема о разложении подстановки в произведение транспозиций и следствие о четности подстановки. Инверсии и четность подстановки. Подгруппа. Теорема о множестве четных подстановок. Лекции 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
1.8. Теорема о разложении подстановки в произведение транспозиций и следствие о четности подстановки. Инверсии и четность подстановки. Подгруппа. Теорема о множестве четных подстановок. Практические 1 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
1.9. Теорема о разложении подстановки в произведение транспозиций и следствие о четности подстановки. Инверсии и четность подстановки. Подгруппа. Теорема о множестве четных подстановок. Сам. работа 1 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
Раздел 2. Кольцо матриц и определители
2.1. Кольцо. Кольцо матриц. Лекции 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
2.2. Кольцо. Кольцо матриц. Практические 1 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
2.3. Обратимые матрицы. Группа невырожденных матриц. Нахождение обратной матрица методом решения системы уравнений. Лекции 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
2.4. Кольцо. Кольцо матриц. Сам. работа 1 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
2.5. Обратимые матрицы. Группа невырожденных матриц. Нахождение обратной матрица методом решения системы уравнений. Практические 1 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
2.6. Обратимые матрицы. Группа невырожденных матриц. Нахождение обратной матрица методом решения системы уравнений. Сам. работа 1 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
2.7. Определитель, простейшие свойства. Лекции 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
2.8. Определитель, простейшие свойства. Практические 1 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
2.9. Определитель, простейшие свойства. Сам. работа 1 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
2.10. Миноры и их алгебраические дополнения. Разложение определителя по строке и по столбцу. Нахождение обратной матрицы с помощью определителя. Лекции 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
2.11. Миноры и их алгебраические дополнения. Разложение определителя по строке и по столбцу. Нахождение обратной матрицы с помощью определителя. Практические 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
2.12. Миноры и их алгебраические дополнения. Разложение определителя по строке и по столбцу. Нахождение обратной матрицы с помощью определителя. Сам. работа 1 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
2.13. Решение систем линейных уравнений с невыраженной матрицей Лекции 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
2.14. Решение систем линейных уравнений с невыраженной матрицей Практические 1 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
2.15. Решение систем линейных уравнений с невыраженной матрицей Сам. работа 1 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
Раздел 3. Поле комплекстных чисел
3.1. Поле. Поле комплексных чисел. Основные свойства. Лекции 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
3.2. Поле. Поле комплексных чисел. Основные свойства. Практические 1 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
3.3. Поле. Поле комплексных чисел. Основные свойства. Сам. работа 1 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
3.4. Тригонометрическая форма комплексного числа. Извлечение корня из комплексного числа. Лекции 1 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
3.5. Тригонометрическая форма комплексного числа. Извлечение корня из комплексного числа. Практические 1 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
3.6. Тригонометрическая форма комплексного числа. Извлечение корня из комплексного числа. Сам. работа 1 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
Раздел 4. Кольцо многочленов
4.1. Кольцо многочленов. Теорема о делении с остатком. Алгоритм Евклида Лекции 1 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
4.2. Кольцо многочленов. Теорема о делении с остатком. Алгоритм Евклида Практические 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
4.3. Кольцо многочленов. Теорема о делении с остатком. Алгоритм Евклида Сам. работа 1 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
4.4. Теорема о наибольшем общем делителе. Лекции 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
4.5. Теорема о наибольшем общем делителе. Практические 1 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
4.6. Теорема о наибольшем общем делителе. Сам. работа 1 7 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
4.7. Теорема Безу и ее следствие. Кратные корни многочленов, ее связь со значениеми производных. Формулы Виета. Теорема о рациональных корнях многочлена с целыми коэффициентами. Уравнения 3-й степени. Лекции 1 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
4.8. Теорема Безу и ее следствие. Кратные корни многочленов, ее связь со значениеми производных. Формулы Виета. Теорема о рациональных корнях многочлена с целыми коэффициентами. Уравнения 3-й степени. Практические 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
4.9. Теорема Безу и ее следствие. Кратные корни многочленов, ее связь со значениеми производных. Формулы Виета. Теорема о рациональных корнях многочлена с целыми коэффициентами. Уравнения 3-й степени. Сам. работа 1 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
4.10. Неприводимые многочлены. Неприводимые многочлены над R и над С. Лемма Гаусса о примитивных многочленах. Эквивалентность неприводимостей над Q и над Z. Критерий Эйзенштейна Лекции 1 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
4.11. Неприводимые многочлены. Неприводимые многочлены над R и над С. Лемма Гаусса о примитивных многочленах. Эквивалентность неприводимостей над Q и над Z. Критерий Эйзенштейна Практические 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
4.12. Неприводимые многочлены. Неприводимые многочлены над R и над С. Лемма Гаусса о примитивных многочленах. Эквивалентность неприводимостей над Q и над Z. Критерий Эйзенштейна Сам. работа 1 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
Раздел 5. Векторные пространства
5.1. Векторные пространства. Линейная зависимость. Базис. Размерность. Теорема о базисах конечномерного векторного пространства. Теорема о дополнении линейно независимой системы векторов до базиса конечномерного пространства. Следствие о линейной зависимости системы из n+1 вектора в n-мерном векторном пространстве. Лекции 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
5.2. Векторные пространства. Линейная зависимость. Базис. Размерность. Теорема о базисах конечномерного векторного пространства. Теорема о дополнении линейно независимой системы векторов до базиса конечномерного пространства. Следствие о линейной зависимости системы из n+1 вектора в n-мерном векторном пространстве. Практические 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
5.3. Векторные пространства. Линейная зависимость. Базис. Размерность. Теорема о базисах конечномерного векторного пространства. Теорема о дополнении линейно независимой системы векторов до базиса конечномерного пространства. Следствие о линейной зависимости системы из n+1 вектора в n-мерном векторном пространстве. Сам. работа 2 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
5.4. Координаты вектора. Изоморфизм векторных пространств. Ранг матрицы. Теорема о ранге. Метод окаймления миноров. Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
5.5. Координаты вектора. Изоморфизм векторных пространств. Ранг матрицы. Теорема о ранге. Метод окаймления миноров. Сам. работа 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
5.6. Определение подпространства. Сумма и пересечение подпространства. Ранг системы векторов. Теорема о том, что ранг системы векторов равен размерности пространства, натянутого на эту систему векторов. Лекции 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
5.7. Определение подпространства. Сумма и пересечение подпространства. Ранг системы векторов. Теорема о том, что ранг системы векторов равен размерности пространства, натянутого на эту систему векторов. Сам. работа 2 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
Раздел 6. Системы линейных уравнений
6.1. Теорема Кронекера-Капелли. Системы линейных однородных уравнений. Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
6.2. Теорема Кронекера-Капелли. Системы линейных однородных уравнений. Практические 2 3 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
6.3. Теорема Кронекера-Капелли. Системы линейных однородных уравнений. Сам. работа 2 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
6.4. Системы линейных неоднородных уравнений. Теорема о нахождении базиса пересечения подпространств. Теорема о размерности суммы и пересечения подпространств. Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
6.5. Системы линейных неоднородных уравнений. Теорема о нахождении базиса пересечения подпространств. Теорема о размерности суммы и пересечения подпространств. Практические 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
6.6. Системы линейных неоднородных уравнений. Теорема о нахождении базиса пересечения подпространств. Теорема о размерности суммы и пересечения подпространств. Сам. работа 2 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
Раздел 7. Линейные операторы
7.1. Линейные операторы векторных пространств. Простейшие свойства. Матрица линейного оператора. Ее преобразование при смене базиса. Многочлены от линейных операторов. Ранг и дефект линейного оператора. Условие существования обратного оператора. Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
7.2. Линейные операторы векторных пространств. Простейшие свойства. Матрица линейного оператора. Ее преобразование при смене базиса. Многочлены от линейных операторов. Ранг и дефект линейного оператора. Условие существования обратного оператора. Практические 2 3 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
7.3. Линейные операторы векторных пространств. Простейшие свойства. Матрица линейного оператора. Ее преобразование при смене базиса. Многочлены от линейных операторов. Ранг и дефект линейного оператора. Условие существования обратного оператора. Сам. работа 2 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
7.4. Инвариантные подпространства и матрицы линейных операторов. Прямая сумма подпространств. Характеристический многочлен. Собственные векторы и собственные значения. Достаточное условие приводимости матрицы линейного оператора к диагональному виду. Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
7.5. Инвариантные подпространства и матрицы линейных операторов. Прямая сумма подпространств. Характеристический многочлен. Собственные векторы и собственные значения. Достаточное условие приводимости матрицы линейного оператора к диагональному виду. Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
7.6. Инвариантные подпространства и матрицы линейных операторов. Прямая сумма подпространств. Характеристический многочлен. Собственные векторы и собственные значения. Достаточное условие приводимости матрицы линейного оператора к диагональному виду. Сам. работа 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
7.7. Самосопряженные и ортогональные (унитарные) операторы. Евклидовы векторные пространства. Простейшие свойства скалярного произведения. Процесс ортогонализации. Ортонормированные базисы, ортогональные дополнения. Определители Грама и объем параллелепипеда. Изоморфизм евклидовых пространств Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
7.8. Самосопряженные и ортогональные (унитарные) операторы. Евклидовы векторные пространства. Простейшие свойства скалярного произведения. Процесс ортогонализации. Ортонормированные базисы, ортогональные дополнения. Определители Грама и объем параллелепипеда. Изоморфизм евклидовых пространств Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
7.9. Самосопряженные и ортогональные (унитарные) операторы. Евклидовы векторные пространства. Простейшие свойства скалярного произведения. Процесс ортогонализации. Ортонормированные базисы, ортогональные дополнения. Определители Грама и объем параллелепипеда. Изоморфизм евклидовых пространств Сам. работа 2 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
7.10. Ортогональный оператор евклидовых пространств и ортогональные матрицы. Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
7.11. Ортогональный оператор евклидовых пространств и ортогональные матрицы. Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
7.12. Ортогональный оператор евклидовых пространств и ортогональные матрицы. Сам. работа 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
7.13. Симметрический оператор евклидовых пространств и симметрические матрицы. Структура симметрического оператора евклидова пространства. Лекции 2 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
7.14. Симметрический оператор евклидовых пространств и симметрические матрицы. Структура симметрического оператора евклидова пространства. Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
7.15. Симметрический оператор евклидовых пространств и симметрические матрицы. Структура симметрического оператора евклидова пространства. Сам. работа 2 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
7.16. Унитарное векторное пространство. Простейшие свойства скалярного произведения. Процесс ортогонализации. Унитарные операторы и унитарные матрицы. Симметрические операторы и эрмитовы матрицы. Лекции 2 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
7.17. Унитарное векторное пространство. Простейшие свойства скалярного произведения. Процесс ортогонализации. Унитарные операторы и унитарные матрицы. Симметрические операторы и эрмитовы матрицы. Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
7.18. Унитарное векторное пространство. Простейшие свойства скалярного произведения. Процесс ортогонализации. Унитарные операторы и унитарные матрицы. Симметрические операторы и эрмитовы матрицы. Сам. работа 2 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
7.19. Структура линейного оператора. Структура ортогонального оператора. Лекции 2 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
7.20. Структура линейного оператора. Структура ортогонального оператора. Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
7.21. Структура линейного оператора. Структура ортогонального оператора. Сам. работа 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
7.22. Теоремы о существовании и единственности жордановой нормальной формы матрицы линейного оператора. Лекции 2 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
7.23. Теоремы о существовании и единственности жордановой нормальной формы матрицы линейного оператора. Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
7.24. Теоремы о существовании и единственности жордановой нормальной формы матрицы линейного оператора. Сам. работа 2 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
Раздел 8. Квадратичные формы
8.1. Квадратичные формы и их матрицы. Матрица квадратичной формы, ее преобразование при замене переменных, ранг квадратичной формы. Лекции 2 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
8.2. Квадратичные формы и их матрицы. Матрица квадратичной формы, ее преобразование при замене переменных, ранг квадратичной формы. Сам. работа 2 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
8.3. Приведение квадратичной формы к нормальному виду методом Лагранжа и с помощью ортогонального преобразования. Лекции 2 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
8.4. Приведение квадратичной формы к нормальному виду методом Лагранжа и с помощью ортогонального преобразования. Сам. работа 2 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
8.5. Закон инерции квадратичной формы. Положительно определенная квадратичная форма. Критерий Сильвестра. Сам. работа 2 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=628

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ:
ОПК-1: Способен применять фундаментальные знания, полученные в области математических и (или) естественных наук, и использовать их в профессиональной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Отображение множества A в множество B – это …
Ответ: закон или правило, по которому каждому элементу множества A ставится в соответствие единственный элемент из множества B.
2. n-ая декартова степень множества A – это …
Ответ: всевозможные последовательности длины n, заполненные элементами из множества A.
3. Инъективное отображение множества A в множество B – это …
Ответ: отображение, при котором разным элементам множества A ставятся в соответствие разные элементы множества B.
4. Сюръективное отображение множества A в множество B – это …
Ответ: отображение, при котором у каждого элемента b из множества B есть прообраз, т.е. элемент из множества A, которому при данном отображении поставлен в соответствие элемент b.
5. n-арная операция на множестве A – это …
Ответ: отображение n-ой декартовой степени множества A в множество A.
6. Унарная операция на множестве A – это …
Ответ: отображение множества A в множество A.
7. Бинарная операция на множестве A – это …
Ответ: отображение 2-ой декартовой степени множества A в множество A.
8. Универсальная алгебра – это …
Ответ: непустое множество, с определёнными на нём операциями.
9. Группа – это …
Ответ: универсальная алгебра с одной унарной и одной бинарной операциями, в которой выполнены аксиомы ассоциативности, существования единичного элемента и закон сокращения.
10. Абелева группа – это …
Ответ: группа, в которой бинарная операция коммутативна, т.е. результат её не зависит от порядка элементов в паре.
11. Кольцо – это …
Ответ: универсальная алгебра, с двумя бинарными операциями (сложение и умножение) и одной унарной операцией (взятие противоположного элемента или вычитание), которая относительно сложения и вычитания является абелевой группой, операция умножения ассоциативна и выполнены законы дистрибутивности слева и справа относительно сложения.
12. Единица кольца – это …
Ответ: элемент кольца, нейтральный при умножении.
13. Коммутативное кольцо – это …
Ответ: кольцо, в котором результат умножения не зависит от порядка сомножителей.
14. Элемент a кольца называется обратным к элементу b этого кольца, если …
Ответ: их произведение не зависит от порядка сомножителей и равно единице кольца.
15. Поле – это …
Ответ: коммутативное кольцо с единицей, в котором каждый ненулевой элемент имеет обратный.
16. Тело – это …
Ответ: кольцо с единицей, в котором каждый ненулевой элемент имеет обратный.
17. Коммутативное тело – это …
Ответ: поле.
18. Мультипликативная запись определения группы – это …
Ответ: такая запись, при которой бинарная операция обозначается как операция умножения, а унарная операция – как операция взятия обратного элемента.
19. Аддитивная запись определения группы – это …
Ответ: такая запись, при которой бинарная операция обозначается как операция сложения, а унарная операция – как операция взятия противоположного элемента.
20. Обобщённая запись определения группы – это …
Ответ: такая запись, при которой бинарная и унарная операции обозначены некоторыми буквенными символами, например, f и g.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:

21. Выберите правильные варианты ответа на вопрос: сколько бинарных операций в группе? Оставьте ответ пустым, если правильные варианты отсутствуют.
a. 1
b. 2
Ответ: a
22. Выберите правильные варианты ответа на вопрос: сколько унарных операций в группе? Оставьте ответ пустым, если правильные варианты отсутствуют.
a. 1
b. 2
Ответ: a
23. Выберите правильные варианты ответа на вопрос: сколько операций в группе? Оставьте ответ пустым, если правильные варианты отсутствуют.
a. 1
b. 2
Ответ: b
24. Выберите правильные варианты ответа на вопрос: сколько единиц в группе? Оставьте ответ пустым, если правильные варианты отсутствуют.
a. 1
b. 2
Ответ: a
25. Выберите правильные варианты ответа на вопрос: сколько различных прообразов может иметь элемент при инъективном отображении? Оставьте ответ пустым, если правильные варианты отсутствуют.
a. 1
b. 2
c. ни одного
Ответ: ac
26. Выберите правильные варианты ответа на вопрос: сколько различных прообразов может иметь элемент при сюръективном отображении? Оставьте ответ пустым, если правильные варианты отсутствуют.
a. 1
b. более одного
c. ни одного
Ответ: ab
27. Выберите правильные варианты ответа на вопрос: сколько различных прообразов может иметь элемент при взаимно однозначном отображении множества A на множество B? Оставьте ответ пустым, если правильные варианты отсутствуют.
a. 1
b. более одного
c. ни одного
Ответ: a
28. Выберите правильные варианты ответа на вопрос: сколько решений имеет уравнение ax=b в группе (a, b – фиксированные элементы группы)? Оставьте ответ пустым, если правильные варианты отсутствуют.
a. 1
b. 2
c. 0
Ответ: a
29. Выберите правильные варианты ответа на вопрос: сколько решений имеет уравнение xa=b в группе (a, b – фиксированные элементы группы)? Оставьте ответ пустым, если правильные варианты отсутствуют.
a. 1
b. 2
c. 0
Ответ: a
30. Выберите правильные варианты ответа на вопрос: сколькими различными способами можно определить порядок выполнения действий в выражении abc, где a, b, c – элементы группы? Оставьте ответ пустым, если правильные варианты отсутствуют.
a. 1
b. 2
Ответ: b
31. Выберите правильные варианты ответа на вопрос: сколько бинарных операций в кольце? Оставьте ответ пустым, если правильные варианты отсутствуют.
a. 1
b. 2
Ответ: b
32. Выберите правильные варианты ответа на вопрос: сколько унарных операций в кольце? Оставьте ответ пустым, если правильные варианты отсутствуют.
a. 1
b. 2
Ответ: a
33. Выберите правильные варианты ответа на вопрос: сколько операций в кольце? Оставьте ответ пустым, если правильные варианты отсутствуют.
a. 3
b. 2
Ответ: a
34. Выберите правильные варианты ответа на вопрос: сколько единиц в кольце? Оставьте ответ пустым, если правильные варианты отсутствуют.
a. 1
b. 2
Ответ: a
35. Выберите правильные варианты ответа на вопрос: сколько нулей в кольце? Оставьте ответ пустым, если правильные варианты отсутствуют.
a. 1
b. 0
Ответ: a
36. Выберите правильные варианты ответа на вопрос: что такое поле? Оставьте ответ пустым, если правильные варианты отсутствуют.
a. коммутативное кольцо
b. коммутативное тело
c. кольцо с единицей
Ответ: b
37. Выберите правильные варианты ответа на вопрос: сколько операций арности 3 в группе? Оставьте ответ пустым, если правильные варианты отсутствуют.
a. 1
b. 2
c. 0
Ответ: c
38. Выберите правильные варианты ответа на вопрос: сколько операций может иметь универсальная алгебра? Оставьте ответ пустым, если правильные варианты отсутствуют.
a. 1
b. более одной
c. 0
Ответ: ab
39. Выберите правильные варианты ответа на вопрос: является ли возведение в квадрат инъективным отображением на множестве действительных чисел?
a. да
b. нет
Ответ: b
40. Выберите правильные варианты ответа на вопрос: является ли возведение в куб инъективным отображением на множестве действительных чисел?
a. да
b. нет
Ответ: a

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
* «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кострикин А.И. Введение в алгебру. Часть 3: Основные структуры алгебры.: учеб. пособие М.: МЦМНО, 2009 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=62951
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru;
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань»: www.e.lanbook.com;
Э3 электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": www.biblioclub.ru.
Э4 Алгебра portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от
08.12.2010), (бессрочно);

Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от
22.04.2013), (бессрочно);

Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);

7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);

AcrobatReader
(http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_co
m_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);

ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-
linux-special-edition/), (бессрочно);

LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);

Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/),
(бессрочно);

Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня
2024);

Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);

Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);

Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. http://www.lib.asu.ru - Научная библиотека Алтайского государственного университета;
2. http://www.biblioclub.ru - электронно-библиотечная система издательства «Лань»;
3. http://exponenta.ru - Образовательный математический сайт
4. http://www.biblioclub.ru - электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online";
5. База данных литературы информационно-методического кабинета факультета социологии АлтГУ "ФОЛИАНТ"

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у преподавателя.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.