МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Дискретная математика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра алгебры и математической логики
Направление подготовки01.03.02. Прикладная математика и информатика
ПрофильМатематическое и компьютерное моделирование в природных и индустриальных системах
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план01_03_02_Прикладная математика и информатика_МКМПиИС-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 88
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 26 26 26 26
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 88 88 88 88
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.ф.-м.н., Доцент, Шахова С.А.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., Доцент, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Дискретная математика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 01.03.02 Прикладная математика и информатика (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 9)

составлена на основании учебного плана:
01.03.02 Прикладная математика и информатика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра алгебры и математической логики

Протокол от 31.08.2023 г. № 6
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.ф.-м.н. Будкин А.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра алгебры и математической логики

Протокол от 31.08.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой профессор, д.ф.-м.н. Будкин А.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель - приобретение знаний в области дискретной и умение их применять в различных исследованиях теоретического и прикладного характера.
Задачи:
1. Изучение основных принципов дискретной математики.
2. Получение теоретических знаний в области дискретной математики.
3. Применение знаний к решению практических задач.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять фундаментальные знания, полученные в области математических и (или) естественных наук, и использовать их в профессиональной деятельности
ОПК-1.1 Обладает навыками работы с учебной литературой по основным дисциплинам математических и (или) естественных наук
ОПК-1.2 Использует фундаментальные знания (основные понятия, факты, концепции, принципы математики, информатики, естественных наук и т.д.) для решения практических задач, связанных с прикладной математикой и информатикой
ОПК-1.3 Умеет применять на практике математических моделей и компьютерных технологий для использовать их при решении задач профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-1.1 Знает фундаментальные основы в области математики.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-1.2 Умеет решать стандартные профессиональные задачи с применением фундаментальных знаний в области математики.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-1.3 Владеет навыками исследования объектов профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Комбинаторика
1.1. Выборки, перестановки, сочетания, перестановки с повторениями. Полиномиальная теорема. Формула включения и исключения Лекции 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.2. Выборки, перестановки, сочетания, перестановки с повторениями. Полиномиальная теорема. Формула включения и исключения Практические 3 3 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.3, Л1.2
1.3. Выборки, перестановки, сочетания, перестановки с повторениями. Полиномиальная теорема. Формула включения и исключения Сам. работа 3 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.3, Л1.2
1.4. Производящие функции и рекуррентные соотношения Лекции 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.3, Л1.2
1.5. Производящие функции и рекуррентные соотношения Практические 3 3 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.3, Л1.2
1.6. Производящие функции и рекуррентные соотношения Сам. работа 3 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.3, Л1.2
Раздел 2. Графы и сети
2.1. Графы, основные понятия. Оценка числа неизоморфных графов с q ребрами Практические 3 3 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.3, Л2.4, Л1.2
2.2. Графы, основные понятия. Оценка числа неизоморфных графов с q ребрами Сам. работа 3 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.3, Л2.4, Л1.2
2.3. Эйлеровы и гамильтоновы графы Лекции 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.3, Л2.4, Л1.2
2.4. Эйлеровы и гамильтоновы графы Практические 3 3 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.3, Л2.4, Л1.2
2.5. Эйлеровы и гамильтоновы графы Сам. работа 3 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.3, Л2.4, Л1.2
2.6. Укладки графов, планарность Лекции 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.3, Л2.4, Л1.2
2.7. Укладки графов, планарность Практические 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.3, Л2.4, Л1.2
2.8. Укладки графов, планарность Сам. работа 3 5 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.3, Л2.4, Л1.2
2.9. Деревья. Оценка числа неизоморфных корневых деревьев с q ребрами. Теорема Кэли Лекции 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.3, Л2.4, Л1.2
2.10. Деревья. Оценка числа неизоморфных корневых деревьев с q ребрами. Теорема Кэли Практические 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.3, Л2.4, Л1.2
2.11. Деревья. Оценка числа неизоморфных корневых деревьев с q ребрами. Теорема Кэли Сам. работа 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.3, Л2.4, Л1.2
2.12. Потоки в сетях Лекции 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.3, Л2.4, Л1.2
2.13. Потоки в сетях Практические 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.3, Л2.4, Л1.2
2.14. Потоки в сетях Сам. работа 3 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.3, Л2.4, Л1.2
2.15. Дискретные экстремальные задачи, алгоритм Краскаля нахождения минимального основного дерева. Метод ветвей и границ Лекции 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.3, Л2.4, Л1.2
2.16. Дискретные экстремальные задачи, алгоритм Краскаля нахождения минимального основного дерева. Метод ветвей и границ Практические 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.3, Л2.4, Л1.2
2.17. Дискретные экстремальные задачи, алгоритм Краскаля нахождения минимального основного дерева. Метод ветвей и границ Сам. работа 3 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.3, Л2.4, Л1.2
2.18. Графы, основные понятия. Оценка числа неизоморфных графов с q ребрами Лекции 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.3, Л2.4, Л1.2
Раздел 3. Булевы функции
3.1. Способы задания булевых функций. Элементарные функции и их свойства. Разложение функций по переменной Практические 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.2. Способы задания булевых функций. Элементарные функции и их свойства. Разложение функций по переменной Лекции 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.3. Способы задания булевых функций. Элементарные функции и их свойства. Разложение функций по переменной Сам. работа 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.4. Совершенная дизъюнктивная нормальная форма. Полные системы функций. Полиномы Жегалкина. Представление булевых функций полиномами Лекции 3 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.5. Совершенная дизъюнктивная нормальная форма. Полные системы функций. Полиномы Жегалкина. Представление булевых функций полиномами Практические 3 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.6. Совершенная дизъюнктивная нормальная форма. Полные системы функций. Полиномы Жегалкина. Представление булевых функций полиномами Сам. работа 3 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.7. Замкнутые классы функций. Классы Т0 и Т1. Линейные функции. Принцип двойственности. Монотонные функции. Теорема о неполноте систем функций алгебры логики. Предполные классы. Базисы Лекции 3 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.8. Замкнутые классы функций. Классы Т0 и Т1. Линейные функции. Принцип двойственности. Монотонные функции. Теорема о неполноте систем функций алгебры логики. Предполные классы. Базисы Практические 3 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.9. Замкнутые классы функций. Классы Т0 и Т1. Линейные функции. Принцип двойственности. Монотонные функции. Теорема о неполноте систем функций алгебры логики. Предполные классы. Базисы Сам. работа 3 5 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.10. Дизъюнктивные нормальные формы (ДНФ). Виды ДНФ, их свойства, методы построения Лекции 3 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.11. Дизъюнктивные нормальные формы (ДНФ). Виды ДНФ, их свойства, методы построения Практические 3 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.12. Дизъюнктивные нормальные формы (ДНФ). Виды ДНФ, их свойства, методы построения Сам. работа 3 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2
Раздел 4. k-значная логика
4.1. Функции k-значной логики. Элементарные функции. Полнота систем функций. Представление функций из Рk полиномами Лекции 3 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2
4.2. Функции k-значной логики. Элементарные функции. Полнота систем функций. Представление функций из Рk полиномами Практические 3 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2
4.3. Особенности функций k-значной логики. Замкнутые классы и их базисы Практические 3 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2
4.4. Функции k-значной логики. Элементарные функции. Полнота систем функций. Представление функций из Рk полиномами Сам. работа 3 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2
4.5. Особенности функций k-значной логики. Замкнутые классы и их базисы Лекции 3 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2
4.6. Особенности функций k-значной логики. Замкнутые классы и их базисы Сам. работа 3 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2
4.7. Теорема Кузнецова о функциональной полноте в Рk. Существенные функции. Теорема Слупецкого Лекции 3 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2
4.8. Теорема Кузнецова о функциональной полноте в Рk. Существенные функции. Теорема Слупецкого Практические 3 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2
4.9. Теорема Кузнецова о функциональной полноте в Рk. Существенные функции. Теорема Слупецкого Сам. работа 3 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2
Раздел 5. Теория кодирования
5.1. Побуквенное кодирование. Разделимые коды. Префиксные коды Лекции 3 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.3, Л1.2
5.2. Побуквенное кодирование. Разделимые коды. Префиксные коды Практические 3 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.3, Л1.2
5.3. Побуквенное кодирование. Разделимые коды. Префиксные коды Сам. работа 3 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.3, Л1.2
5.4. Линейные коды и их простейшие свойства; коды Боуза-Чоудхури Лекции 3 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.3, Л1.2
5.5. Линейные коды и их простейшие свойства; коды Боуза-Чоудхури Практические 3 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.3, Л1.2
5.6. Линейные коды и их простейшие свойства; коды Боуза-Чоудхури Сам. работа 3 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лавров И.А., Максимова Л.Л. Задачи по теории множеств, математической логике и теории алгоритмов.: для бакалавров и магистров Физматлит, 2002 biblioclub.ru
Л1.2 Копылов В.И. Курс дискретной математики: Учебник СПб.: Лань // ЭБС "Лань", 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ивин А.А Практическая логика:задачи и упражнения: Учебное пособие для СПО М. : Издательство Юрайт,, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Лавров И. А. , Максимова Л. Л. Задачи и упражнения по математической логике, дискретным функциям и теории алгоритмов.: для бакалавров и магистров Лань, 2002 biblioclub.ru
Л2.3 Н. П. Редькин Дискретная математика:: учеб. пособие СПб. : Лань, 2003
Л2.4 Харари Ф. Теория графов: учеб. пособие М.: УРСС, 2003
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru;
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань»: www.e.lanbook.com;
Э3 электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": www.biblioclub.ru;
Э4 свободная энциклопедия «Википедия»: http://ru.wikipedia.org
Э5 Единый образовательный портал Moodle - Дискретная математика portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от
08.12.2010), (бессрочно);

Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от
22.04.2013), (бессрочно);

Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);

7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);

AcrobatReader
(http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_co
m_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);

ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-
linux-special-edition/), (бессрочно);

LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);

Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/),
(бессрочно);

Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня
2024);

Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);

Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);

Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. http://www.lib.asu.ru - Научная библиотека Алтайского государственного университета;
2. http://www.biblioclub.ru - электронно-библиотечная система издательства «Лань»;
3. http://exponenta.ru - Образовательный математический сайт
4. http://www.biblioclub.ru - электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online";
5. База данных литературы информационно-методического кабинета факультета социологии АлтГУ "ФОЛИАНТ"
6. Единый образовательный портал - http://portal.edu.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания

Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Самостоятельную подготовку к занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Если к занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.

Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.

Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у преподавателя.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на занятии, изучите их самостоятельно.