МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Криптография и теория кодирования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра алгебры и математической логики
Направление подготовки02.04.01. Математика и компьютерные науки
ПрофильАлгебра и дискретная математика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план02_04_01_Математика и компьютерные науки_АиДМ-2023
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 99
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 34 34 34 34
Сам. работа 99 99 99 99
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.ф.-м.н., Доцент, Баянова Н.В.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., Доцент, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Криптография и теория кодирования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 02.04.01 Математика и компьютерные науки (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 810)

составлена на основании учебного плана:
02.04.01 Математика и компьютерные науки
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра алгебры и математической логики

Протокол от 31.08.2023 г. № 6
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
Будкин Александр Иванович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра алгебры и математической логики

Протокол от 31.08.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой Будкин Александр Иванович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель – развить способность к разработке алгоритмических и программных решений в области математических, информационных моделей.А также способность формировать суждения о значении и последствиях своей профессиональной деятельности с учетом социальных, профессиональных и этических позиций.Освоение студентамиосновные понятия в области алгоритмизации, свойства алгоритмов, методы анализа сложности алгоритмов и принципов современной криптографии и умение практического применения знаний для защиты информации.Научиться применять при решении задач типичные алгоритмы.Овладеть навыками формировать суждения о своей профессиональной деятельности.


Для достижения цели ставятся задачи:
дать представления о классических системах шифрование;
дать представление о современных симметричных блочных шифров и о методах их взлома
дать представление о современных потоковых шифрах
познакомить с современной ассиметричной криптографией

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен демонстрировать базовые знания математических и естественных наук при решении фундаментальных и прикладных задач в области алгебры и дискретной математики.
ПК-1.1 Знает фундаментальные основы в области математических и естественных наук.
ПК-1.2 Умеет решать стандартные задачи алгебры и дискретной математики.
ПК-1.3 Владеет навыками математического моделирования с использованием прикладных программных комплексов.
ПК-3Способен представлять и адаптировать математические знания и информационные технологий для решения собственных задач в области алгебры и дискретной математики.
ПК-3.1 Умеет осуществлять теоретическое обобщение научных данных, результатов экспериментов и наблюдений.
ПК-3.2 Владеет навыками оформления результатов научноисследовательских работ с использованием ИКТ.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знает фундаментальные основы в области математических и естественных наук.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2. Умеет решать стандартные задачи алгебры и дискретной математики.
ПК-3.1. Умеет осуществлять теоретическое обобщение научных данных, результатов экспериментов и наблюдений.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3. Владеет навыками математического моделирования с использованием прикладных программных комплексов.
ПК-3.2. Владеет навыками оформления результатов научноисследовательских работ с использованием ИКТ.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Криптография и теория кодирования
1.1. Понятие информации и её кодирование. Основные задачи теории кодирования. Алфавитное кодирование. Практические 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Понятие информации и её кодирование. Основные задачи теории кодирования. Алфавитное кодирование. Лекции 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Понятие информации и её кодирование. Основные задачи теории кодирования. Алфавитное кодирование. Сам. работа 3 9 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Математическая идея шифров с закрытым ключом. Лекции 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.5. Математическая идея шифров с закрытым ключом. Практические 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.6. Математическая идея шифров с закрытым ключом. Сам. работа 3 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.7. Математическая идея шифров с открытым ключом. Лекции 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.8. Математическая идея шифров с открытым ключом. Практические 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.9. Математическая идея шифров с открытым ключом. Сам. работа 3 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.10. Префиксные коды Шеннона и Гильберта-Мура. Лекции 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.11. Префиксные коды Шеннона и Гильберта-Мура. Практические 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.12. Префиксные коды Шеннона и Гильберта-Мура. Сам. работа 3 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.13. Конечные поля, неприводимые многочлены, циклические коды. Лекции 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.14. Конечные поля, неприводимые многочлены, циклические коды. Практические 3 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.15. Конечные поля, неприводимые многочлены, циклические коды. Сам. работа 3 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.16. Реккурентные соотношения в кольцах вычетов и конечных полях. Лекции 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.17. Реккурентные соотношения в кольцах вычетов и конечных полях. Практические 3 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.18. Реккурентные соотношения в кольцах вычетов и конечных полях. Сам. работа 3 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.19. Арифметический подход к искажению знаков в шифрах простой замены. Лекции 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.20. Арифметический подход к искажению знаков в шифрах простой замены. Практические 3 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.21. Арифметический подход к искажению знаков в шифрах простой замены. Сам. работа 3 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.22. Ассиметрические шифры. Задача об укладке рюкзака, рюкзачная система шифрования. Лекции 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.23. Ассиметрические шифры. Задача об укладке рюкзака, рюкзачная система шифрования. Практические 3 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.24. Ассиметрические шифры. Задача об укладке рюкзака, рюкзачная система шифрования. Сам. работа 3 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.25. Система шифрования RSA. Лекции 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.26. Система шифрования RSA. Практические 3 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.27. Система шифрования RSA. Сам. работа 3 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.28. Криптографические хэш-функции. Лекции 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.29. Криптографические хэш-функции. Практические 3 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.30. Криптографические хэш-функции. Сам. работа 3 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2466

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ:
ПК-3: Способен представлять и адаптировать математические знания и информационные технологий для решения собственных задач в области алгебры и дискретной математики.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Остаток от деления числа 123 на 25 равен:
а) 21 , б) 23 , в) 33, г) -2
Ответ: б
Вопрос 2. Остаток от деления числа -150 на 23 равен:
а) -21 , б) 22 , в) 11, г) -12
Ответ: в
Вопрос 3. Число положительных делителей числа 100 равно:
а) 9 , б) 4 , в) 6, г) 12
Ответ: а
Вопрос 4. Сумма всех положительных делителей числа 120 равно:
а) 9 , б) 4 , в) 6, г) 360
Ответ: г
Вопрос 5. Значение функции Эйлера для числа 77 равно:
а) 7 , б) 11 , в) 60, г) 36
Ответ: в
Вопрос 6. Числовой эквивалент биграммы «ДА» русского алфавита, состоящего из 33 букв, которым соответствуют числовые эквиваленты 0-32, равен:
а) 4 , б) 37 , в) 143, г) 132
Ответ: г
Вопрос 7. Числовой эквивалент триграммы «АБВ» русского алфавита, состоящего из 33 букв, которым соответствуют числовые эквиваленты 0-32, равен:
а) 33 , б) 37 , в) 43, г) 35
Ответ: г
Вопрос 8. Обратное преобразование для аффинного преобразования y=4x+3(mod 7) имеет вид:
а) x=2y+1(mod 7) , б) x=-y+3(mod 7) ,
в) x=2y-5(mod 7), г) x==-y-5(mod 7)
Ответ: а
Вопрос 9. Обратное преобразование для аффинного преобразования y=4x+3(mod 8) имеет вид:
а) x=2y+1(mod 8) , б) исходное преобразование необратимо,
в) x=2y-5(mod 8), г) x=3y+4(mod 8)
Ответ: б
Вопрос 10. Укажите число аффинных преобразований для алфавита длины N=10.
а) 40 , б) 39 , в) 41, г) 38
Ответ: б
Вопрос 11. Неподвижным элементом аффинного преобразования y=13x+6(mod 15) является:
а) 4 , б) 9 , в) 2, г) 3
Ответ: в
Вопрос 12. Неподвижным элементом аффинного преобразования y=13x+8(mod 15) является:
а) 4 , б) 9 , в) 2, г) нет неподвижных элементов
Ответ: г
Вопрос 13. Указать обратимый элемент в кольце вычетов по модулю 12:
а) 4 , б) 9 , в) 2, г) 5
Ответ: г
Вопрос 14. Сколько решений имеет сравнение 5x≡6(mod 13)?
а) 13 , б) 2 , в) 1, г) 5
Ответ: в
Вопрос 15. Сколько решений имеет сравнение 3x≡6(mod 15)?
а) 2 , б) 5 , в) 1, г) 3
Ответ: г

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:

Вопрос 1. Найдите число неподвижных точек для шифрующего преобразования у=10x+6(mod 15).
Ответ: 3
Вопрос 2. Сколько существует различных преобразований сдвига для 50-буквенного алфавита?
Ответ: 49
Вопрос 3. Сколько существует различных линейных шифрующих преобразований f(x)=аx(mod 33) для 33-буквенного алфавита?
Ответ: 20.
Вопрос 4. Укажите пару чисел (x;y) таких, что 21x+5y=НОД(21; 5).
Ответ: (1;-4)
Вопрос 5. Что такое открытый текст?
Ответ: исходное сообщение, которое надо зашифровать.
Вопрос 6. Что такое шифр (криптоалгоритм)?
Ответ: множество обратимых преобразований открытого текста, проводимых с целью его защиты.
Вопрос 7. Что такое шифротекс?
Ответ: результат шифрования открытого текста.
Вопрос 8. Криптоалгоритмы, в которых для зашифровывания и расшифровывания используются одинаковые ключи называются?
Ответ: симметричными.
Вопрос 9. Криптоалгоритмы, в которых для зашифровывания и расшифровывания используются разные ключи называются?
Ответ: асимметричными.
Вопрос 10. Что такое атака в криптографии?
Ответ: попытка вскрыть шифр.
Вопрос 11. Если целью атаки является определение по шифротексту открытого текста или ключа, то атака называется?
Ответ: пассивной.
Вопрос 12. Если целью атаки является подмена сообщения, так чтобы это не заметил ни отправитель, ни получатель, то атака называется?
Ответ: активной.
Вопрос 13. Стеганография – это техника передачи сообщения, при котором?
Ответ: скрывается факт передачи сообщения.
Вопрос 14. Что такое ключ?
Ответ: сменный элемент шифра, определяющий выбор конкретного преобразования данного текста.
Вопрос 15. Чему равно количество всех ключей в шифрах-перестановках на 6-буквенном алфавите?
Ответ: 720.
Вопрос 16. Криптостойкость шифра называется?
Ответ: стойкость шифра к взлому.
Вопрос 17. Что такое взлом (вскрытие)?
Ответ: расшифровывание шифротекста без знания ключа.
Вопрос 18. Зашифровать сообщение «фи», записанное в 33-буквенном русском алфавите, используя аффинное преобразование с ключами шифрования а=7, b=4.
Ответ: тб

Вопрос 19. Пользуясь 33-буквенным русским алфавитом, зашифровать сообщение «да» с помощью матрицы, первая строка которой состоит из чисел 3 и 5, а вторая строка из чисел 5 и 3.
Ответ: лу.
Вопрос 20. Зашифровать открытый текст «АЯ», записанный в 33-буквенном русском алфавите, используя шифрующую матрицу, первая строка которой состоит из чисел 2 и 3, а вторая строка из чисел 4 и 8.
Ответ: эш.

ПК-1: Способен демонстрировать базовые знания математических и естественных наук при решении фундаментальных и прикладных задач в области алгебры и дискретной математики.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Остаток от деления числа 123 на 25 равен:
а) 21 , б) 23 , в) 33, г) -2
Ответ: б
Вопрос 2. Остаток от деления числа -150 на 23 равен:
а) -21 , б) 22 , в) 11, г) -12
Ответ: в
Вопрос 3. Число положительных делителей числа 100 равно:
а) 9 , б) 4 , в) 6, г) 12
Ответ: а
Вопрос 4. Сумма всех положительных делителей числа 120 равно:
а) 9 , б) 4 , в) 6, г) 360
Ответ: г
Вопрос 5. Значение функции Эйлера для числа 77 равно:
а) 7 , б) 11 , в) 60, г) 36
Ответ: в
Вопрос 6. Числовой эквивалент биграммы «ДА» русского алфавита, состоящего из 33 букв, которым соответствуют числовые эквиваленты 0-32, равен:
а) 4 , б) 37 , в) 143, г) 132
Ответ: г
Вопрос 7. Числовой эквивалент триграммы «АБВ» русского алфавита, состоящего из 33 букв, которым соответствуют числовые эквиваленты 0-32, равен:
а) 33 , б) 37 , в) 43, г) 35
Ответ: г
Вопрос 8. Обратное преобразование для аффинного преобразования y=4x+3(mod 7) имеет вид:
а) x=2y+1(mod 7) , б) x=-y+3(mod 7) ,
в) x=2y-5(mod 7), г) x==-y-5(mod 7)
Ответ: а
Вопрос 9. Обратное преобразование для аффинного преобразования y=4x+3(mod 8) имеет вид:
а) x=2y+1(mod 8) , б) исходное преобразование необратимо,
в) x=2y-5(mod 8), г) x=3y+4(mod 8)
Ответ: б
Вопрос 10. Укажите число аффинных преобразований для алфавита длины N=10.
а) 40 , б) 39 , в) 41, г) 38
Ответ: б
Вопрос 11. Неподвижным элементом аффинного преобразования y=13x+6(mod 15) является:
а) 4 , б) 9 , в) 2, г) 3
Ответ: в
Вопрос 12. Неподвижным элементом аффинного преобразования y=13x+8(mod 15) является:
а) 4 , б) 9 , в) 2, г) нет неподвижных элементов
Ответ: г
Вопрос 13. Указать обратимый элемент в кольце вычетов по модулю 12:
а) 4 , б) 9 , в) 2, г) 5
Ответ: г
Вопрос 14. Сколько решений имеет сравнение 5x≡6(mod 13)?
а) 13 , б) 2 , в) 1, г) 5
Ответ: в
Вопрос 15. Сколько решений имеет сравнение 3x≡6(mod 15)?
а) 2 , б) 5 , в) 1, г) 3
Ответ: г

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:

Вопрос 1. Найдите число неподвижных точек для шифрующего преобразования у=10x+6(mod 15).
Ответ: 3
Вопрос 2. Сколько существует различных преобразований сдвига для 50-буквенного алфавита?
Ответ: 49
Вопрос 3. Сколько существует различных линейных шифрующих преобразований f(x)=аx(mod 33) для 33-буквенного алфавита?
Ответ: 20.
Вопрос 4. Укажите пару чисел (x;y) таких, что 21x+5y=НОД(21; 5).
Ответ: (1;-4)
Вопрос 5. Что такое открытый текст?
Ответ: исходное сообщение, которое надо зашифровать.
Вопрос 6. Что такое шифр (криптоалгоритм)?
Ответ: множество обратимых преобразований открытого текста, проводимых с целью его защиты.
Вопрос 7. Что такое шифротекс?
Ответ: результат шифрования открытого текста.
Вопрос 8. Криптоалгоритмы, в которых для зашифровывания и расшифровывания используются одинаковые ключи называются?
Ответ: симметричными.
Вопрос 9. Криптоалгоритмы, в которых для зашифровывания и расшифровывания используются разные ключи называются?
Ответ: асимметричными.
Вопрос 10. Что такое атака в криптографии?
Ответ: попытка вскрыть шифр.
Вопрос 11. Если целью атаки является определение по шифротексту открытого текста или ключа, то атака называется?
Ответ: пассивной.
Вопрос 12. Если целью атаки является подмена сообщения, так чтобы это не заметил ни отправитель, ни получатель, то атака называется?
Ответ: активной.
Вопрос 13. Стеганография – это техника передачи сообщения, при котором?
Ответ: скрывается факт передачи сообщения.
Вопрос 14. Что такое ключ?
Ответ: сменный элемент шифра, определяющий выбор конкретного преобразования данного текста.
Вопрос 15. Чему равно количество всех ключей в шифрах-перестановках на 6-буквенном алфавите?
Ответ: 720.
Вопрос 16. Криптостойкость шифра называется?
Ответ: стойкость шифра к взлому.
Вопрос 17. Что такое взлом (вскрытие)?
Ответ: расшифровывание шифротекста без знания ключа.
Вопрос 18. Зашифровать сообщение «фи», записанное в 33-буквенном русском алфавите, используя аффинное преобразование с ключами шифрования а=7, b=4.
Ответ: тб

Вопрос 19. Пользуясь 33-буквенным русским алфавитом, зашифровать сообщение «да» с помощью матрицы, первая строка которой состоит из чисел 3 и 5, а вторая строка из чисел 5 и 3.
Ответ: лу.
Вопрос 20. Зашифровать открытый текст «АЯ», записанный в 33-буквенном русском алфавите, используя шифрующую матрицу, первая строка которой состоит из чисел 2 и 3, а вторая строка из чисел 4 и 8.
Ответ: эш.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
* «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета/экзамена по всему изученному за семестр материалу. Зачет/экзамен проводится в устной и письменной формах по билетам.
ПРИМЕРЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ НА ЗАЧЕТЕ/ЭКЗАМЕНЕ:
1. Разложить на простые множители число а) 3551 ; б) 2407; в) 6497
2. Используя решето Эратосфена найти все простые числа из [1;100]
3. Доказать, что в натуральном ряду существуют сколь угодно большие отрезки, не содержащие простых чисел.
4. Найти НОД (99, 162), а также представление НОД через исходные числа.
5. Найти НОД(91427,3960,3360).
6. Найти сумму и число все возможных делителей чисел а) 375; б) 1200; в) 1890
7. Доказать свойства числовых сравнений.
8. Найти функцию Эйлера для чисел а) 720; б) 1200; в)5^10
9. Найти функцию Эйлера для числа 11*14*15
10. Решить уравнение phi(2x)=phi(3x)
11. Образуют ли полную систему вычетов по модулю 6 числа -40; -45;31;26;-48;-34
12. Образуют ли привеlенную систему вычетов по модулю 12 числа 385; -287;-133;--197.
13. Проверить теорему Эйлера для а=24, n=24.
14. Найти решения в целых числах 17x+13y=1.
15. Программа ROT13 (OC UNIX) циклически сдвигает каждую букву латинского алфавита на 13 позиций вправо. Как расшифровать криптограмму , применяя программу ROT13?
16. Пусть кодовый текст ЛЕДЕНЕЦ соответствует фразе открытого текста ПОВЕРНУТЬ КЛЮЧ ВПРАВО НА 90 градусов. Расшифровать кодовый текст ЛЕДЕНЕЦ + ЛЕДЕНЕЦ+ ЛЕДЕНЕЦ.
17. (Шриф ПОЛИБИЯ) Восстановить тест ЕИЙТДЕФЪЙЭ ФЭКЧЛЫ ДЧФЕЩГЕЩДЕСКЧ ВЯУЬЧ ШЩОМЩЙН_ЧЧ АЧФЫУЧКИКХКУВ_ЯЙ
18. Пусть секретный ключ состоит из одного слова ЗИМА , а открытый текст Т=ШИФР_ВИЖЕНЕРА_ДЛЯ_ХАРЕРОВ. Зашифровать текст с помощью таблицы Виженера.
19. Расшифровать сообщение Т=FBRNLWUGAJINZTHHXTEPHBNXSW зашифрованное линейным шифрующим преобразованием триграмм 26-буквенного алфавита A-Z c числовыми эквивалентами 0-25. Известно, что последние три триграммы – это подпись отправителя JAMESBOND. Найти дешифрирующую матрицу и прочитать сообщение.
20. Построить криптосистему RSA для всех трех вариантов и зашифровать текст Т=ПАУК_НА_СУРАНЕН_КЕРЦЕ
21. Построить схему установления подлинности адресата на основе криптосистемы RSA(применить его числовой вариант).
22. Пусть два участника А( ключ а) и В (ключ в) решили установить между собой секретную связь без передачи ключей при открытом ключе р=23. Пусть а=5, в=7. Определить секретные ключи из соответствующих сравнений as=9 и вs=19. Зашифровать и подписать сообщение Т= НЕ ПИШИТЕ ДЛИННЫЕ ПИСЬМА.
23. Построить криптосистему Эль-Гамаля для р=19 и подписать сообщение Т=ВЕРНИСЬ_В_АРЦАХ.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ:
1. Делимость целых чисел. Основные свойства делимости.
2. Простые и составные числа.
3. НОД и НОК чисел.
4. Числовые сравнения и их свойства.
5. Кольцо Zn.
6. Полна и приведенная система вычетов. Функция Эйлера.
7. Теорема Эйлера и Ферма.
8. Диофантовы уравнений первой степени и способы их решения.
9. Китайская терема об остатках.
10. Основные понятия криптографии.
11. Виды криптографических атак.
12. Шифры перестановки (определение, примеры).
13. Шифры простой замены (определение, примеры).
14. Шифры сложной замены (определение, примеры).
15. Симметричные системы шифрования.
16. Современные блочные шифры (общая схема и пример конкретного шифра с краткой характеристикой)
17. Режимы шифрование блочных шифров.
18. Современные потоковые шифры (общая схема и пример конкретного шифра с краткой характеристикой).
19. Ассиметричные системы шифрования (основные принципы).
20. Комбинированным метод шифрования.
21. Алгоритм RSA.
22. Хеш-функции (определение, примеры).
23. Цифровая подпись (определение, примеры).
24. Криптографические протоколы (определение, примеры).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Зачтено»: студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок. Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями. Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Незачет»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Смарт Н. Криптография: учеб. пособие М: Техносфера, 2005
Л1.2 Авдошин С.М., Набебин А.А. Дискретная математика. Модулярная алгебра, криптография, кодирование: Самоучители и руководства Издательство "ДМК Пресс", 2017 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шнайер Б. Прикладная криптография: учеб. пособие Триумф, 2003
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека www.lib.asu.ru
Э2 Образовательный математический сайт www.exponenta.ru
Э3 Свободная энциклопедия Википедия ru.wikipedia.org
Э4 Электронная библиотека www.biblioclub.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. http://www.lib.asu.ru - Научная библиотека Алтайского государственного университета;
2. http://www.biblioclub.ru - электронно-библиотечная система издательства «Лань»;
3. http://exponenta.ru - Образовательный математический сайт
4. http://www.biblioclub.ru - электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online";
5. База данных литературы информационно-методического кабинета факультета социологии АлтГУ "ФОЛИАНТ"

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету возьмите перечень примерных вопросов у преподавателя.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед зачетом.
- Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.