МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Сети и системы передачи информации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение экономики и информационных технологий
Направление подготовки10.02.05. специальность Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость ЗЕТ
Учебный план10_02_05_ОбеспИнфБезАвтСистем-2022_9кл
Часов по учебному плану 38
в том числе:
аудиторные занятия 38
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 20 20 20 20
Итого 38 38 38 38

Программу составил(и):
Препод., Коханенко Д.В.

Рецензент(ы):
преп, Кочкин А.С.

Рабочая программа дисциплины
Сети и системы передачи информации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 10.02.05 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1553)

составлена на основании учебного плана:
Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение экономики и информационных технологий

Протокол от 28.02.2023 г. № 5
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. экон. наук, Глубокова Людмила Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование совокупности знаний и представлений об организации, принципах построения и функционирования современных компьютерных сетей, организации в единое целое разнородной информации, а также об организации доступа к распределенным данным

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: МДК.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам
ПК 1.2 Администрировать программные и программно-аппаратные компоненты автоматизированной (информационной) системы в защищенном исполнении
ПК 1.3 Обеспечивать бесперебойную работу автоматизированных (информационных) систем в защищенном исполнении в соответствии с требованиями эксплуатационной документации
ПК 1.4 Осуществлять проверку технического состояния, техническое обслуживание и текущий ремонт, устранять отказы и восстанавливать работоспособность автоматизированных (информационных) систем в защищенном исполнении
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные понятия компьютерных сетей: типы, топологии, методы доступа к среде передачи;
Аппаратные компоненты компьютерных сетей;
Принципы пакетной передачи данных;
Понятие сетевой модели;
Сетевую модель OSI и другие сетевые модели;
Протоколы: основные понятия, принципы взаимодействия, различия и особенности распространенных протоколов, установка протоколов в операционных системах;
Адресацию в сетях, организацию межсетевого воздействия.
3.2.Уметь:
3.2.1.Организовывать и конфигурировать компьютерные сети;
Строить и анализировать модели компьютерных сетей;
Эффективно использовать аппаратные и программные компоненты компьютерных сетей при решении различных задач;
Выполнять схемы и чертежи по специальности с использованием прикладных программных средств;
Работать с протоколами разных уровней (на примере конкретного стека протоколов: TCP/IP, IPX/SPX);
Устанавливать и настраивать параметры протоколов;
Обнаруживать и устранять ошибки при передаче данных.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.установкой и настройкой компонентов систем защиты информации автоматизированных (информационных) систем;
администрированием автоматизированных систем в защищенном исполнении;
эксплуатацией компонентов систем защиты информации автоматизированных систем;
диагностикой компонентов систем защиты информации автоматизированных систем, устранения отказов и восстановления работоспособности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 3 Сети и системы передачи информации
1.1. Основные понятия и определения Лекции 5 4 ОК 01 Л1.1, Л2.1
1.2. Принципы передачи информации в сетях и системах связи Лекции 5 4 Л1.1, Л2.1
1.3. Типовые каналы передачи и их характеристики Лекции 5 4 Л1.1, Л2.1
1.4. Расчет пропускной способности канала связи Лабораторные 5 4 ПК 1.2, ПК 1.4 Л1.1, Л2.1
1.5. Архитектура и принципы работы современных сетей передачи данных Лекции 5 2 ПК 1.3 Л1.1, Л2.1
1.6. Расчет пропускной способности канала связи Лабораторные 5 2 ПК 1.2 Л1.1, Л2.1
1.7. Конфигурирование сетевого интерфейса маршрутизатора по протоколу IP Лабораторные 5 2 ПК 1.2 Л1.1, Л2.1
1.8. Коррекция проблем интерфейса маршрутизатора на физическом и канальном уровне Лабораторные 5 2 ПК 1.3, ПК 1.4 Л1.1, Л2.1
1.9. Диагностика и разрешение проблем сетевого уровня Лабораторные 5 2 ПК 1.2 Л1.1, Л2.1
1.10. Диагностика и разрешение проблем протоколов транспортного уровня Лабораторные 5 2 ПК 1.3 Л1.1, Л2.1
1.11. Диагностика и разрешение проблем протоколов прикладного уровня Лабораторные 5 2 ОК 01, ПК 1.2, ПК 1.4 Л1.1, Л2.1
1.12. Беспроводные системы передачи данных Лекции 5 2 ПК 1.3 Л1.1, Л2.1
1.13. Настройка Wi-Fi маршрутизатора Лабораторные 5 2 ПК 1.3 Л1.1, Л2.1
1.14. Сотовые и спутниковые системы Лекции 5 2 ПК 1.3 Л1.1, Л2.1
1.15. Принципы функционирования систем сотовой связи. Стандарты GSM и CDMA. Спутниковые системы передачи данных. Лабораторные 5 2 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (лабораторные работы, индивидуальное задание, тесты) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10794

Контрольные вопросы и задания.
ОК 01: Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам

Закрытые вопросы

1. Содержание вопроса: Физическую среду распространения сигналов, связывающую некое множество технических устройств, обычно называют:
1. многоканальной системой передачи
2. линией связи
3. непрерывным каналом связи
4. сетью передачи информации
Правильный ответ: 2
2. Содержание вопроса: Маршрутизатор выполняет поиск оптимального маршрута на основе…
1. таблиц коммутации
2. метрик
3. трафика сообщений
4. адресов источника и получателя сообщений
Правильный ответ: 1
3. Содержание вопроса: Какие протоколы присущи транспортному уровню сетевой модели TCP/IP? Выберите 2 варианта.
1. TCP
2. SMTP
3. UDP
4. IP
5. DNS
Правильный ответ: 1, 3
4. Содержание вопроса: Укажите, что означает аналоговая модуляция

1. способ представления дискретных данных в виде графика параболы
2. способ представления дискретных данных в виде непрерывного синусоидального сигнала 
3. способ представления дискретных данных в виде хаотично колебающейся прямой
4. способ представления аналоговых данных в виде непрерывного косинусоидального сигнала 

Правильный ответ: 2
5. Содержание вопроса: Сети сотовой связи 2G относятся к сетям:
1. смешанным
2. с коммутацией пакетов
3. с коммутацией каналов
4. с коммутацией сообщений
Правильный ответ: 3
6. Содержание вопроса: Укажите основную технологию, которая используется в локальных сетях
1. IPX/SPX
2. Frame Relay
3. IP
4. Ethernet
Правильный ответ: 4
7. Содержание вопроса: Единицей информации канального уровня сетевой модели OSI является:
1. Кадр
2. Поток
3. Сообщение
4. Бит
Правильный ответ: 1

8. Содержание вопроса: Укажите количество уровней сетевой модели OSI
1. 7
2. 4
3. 10
4. 12
Правильный ответ: 1

9. Содержание вопроса: Укажите утилиту командной строки, которая выдает имя компьютера, подключенному к сети.
1. Hostname
2. Ipconfig
3. Ping
4. Arp
Правильный ответ: 1

10. Содержание вопроса: Укажите название ретрансляционной системы, соединяющая две коммуникационные сети либо их части
1. Маршрутизатор
2. Шлюз
3. Репитер
4. Концентратор
Правильный ответ: 1

Открытые вопросы
1. Содержание вопроса: Перечислите уровни сетевой модели OSI, начиная с первого.
Правильный ответ: Физический, Канальный, Сетевой, Транспортный, Сеансовый, Уровень Представления, Прикладной
2. Содержание вопроса: Распишите, чем различаются протоколы UDP и TCP
Правильный ответ: Семейство TCP /IP включает в себя два таких протокола–TCP и UDP. TCP обеспечивает виртуальные соединения между пользовательскими приложениями и гарантирует точную доставку данных. UDP служит для быстрого обмена специальными сообщениям (датаграммами) без гарантии доставки.

3. Содержание вопроса: Укажите виды кабелей, применяемых в сетях
Правильный ответ: Витая пара, коаксиальный кабель, волоконно-оптический

4. Содержание вопроса: Запишите классификацию телекоммуникаций по размеру сети:
Правильный ответ: персональные, локальные, региональные, глобальные.

5. Содержание вопроса: Запишите уровни сетевой модели TCP/IP
Правильный ответ: От хоста к сети, межсетевой, транспортный, прикладной


ПК 1.2: Администрировать программные и программно-аппаратные компоненты автоматизированной (информационной) системы в защищенном исполнении
Закрытые вопросы

1. Содержание вопроса: Укажите, как называется центральный компьютер, предоставляющий остальным компьютерам локальной сети сервисы и данные
1. рабочая станция
2. последовательный порт связи
3. сервер
4. маршрутизатор
Правильный ответ: 3
2. Содержание вопроса: Укажите название топологии, представленной на рисунке:

1. Звезда
2. Шина
3. Кольцо
4. Дерево
Правильный ответ: 1

3. Содержание вопроса: Какую роль играют сетевые операционные системы
1. Распределяет работы по различным машинам системы
2. Роль интерфейса, экранирующего от пользователя все детали низкоуровневых программно-аппаратных средств сети
3. Роль связи по сети
4. Роль взаимодействия с ПО компьютера
Правильный ответ: 2

4. Содержание вопроса: Укажите, что из перечисленного является универсальным и уникальным числовым идентификатором для каждого компьютера в сети
1. RARP
2. Физический адрес
3. DNS
4. ARP
5. IP адрес
Правильный ответ: 5
5. Содержание вопроса: Укажите, чему равняется адрес сети для префикса 172.30.60.0/2

1. 172.30.16.0 
2. 172.30.48.0
3. 172.30.32.0
4. 172.30.0.0
Правильный ответ: 2

6. Содержание вопроса: Укажите, при использовании операционной системы Windows, какая команда отображает информацию о компьютере, включая IP-адрес, маску подсети, шлюз по умолчанию и дополнительные сведения о DHCP и DNS?
1. ipconfig/all
2. ipconfig
3. hostname
4.getmac
Правильный ответ: 2

7. Содержание вопроса: Выберите утверждение, касающееся команд ping и tracert
1. Обе команды - ping и tracert могут отображать результаты на дисплее в графическом виде.
2. Команда Tracert использует IP-адреса; команда ping их не использует.
3. Команда Ping отображает результат передачи; команда tracert не отображает.
4. Команда Tracert отображает каждый участок пути, в то время как команда ping отображает только ответ конечного устройства.
Правильный ответ: 4

8. Содержание вопроса: Сколько сетей класса C зарезервированы для пространства частных адресов?
1. 256
2. 128
3. 1
4. 16
Правильный ответ: 1
9. Содержание вопроса: Какое сокращение связано с использованием телефонной связи через Интернет?
1. SNMP
2. HTML
3. IM
4. VoIP
Правильный ответ: 4
10. Содержание вопросов: Определите, какой тип подключения в FTP закрывается автоматически по завершении передачи файла
1. управляющий поток
2. процесс передачи данных
3. преобразователь протокола
4. сеанс UDP
Правильный ответ: 2
Открытые вопросы
1. Содержание вопроса: Укажите ширину полосы пропускания для Ethernet 10Base-T.
Правильный ответ: При манчестерском кодировании каждому биту соответствует одно колебание, таким образом ширина полосы пропускания будет равняться 10 МГц.
2. Содержание вопроса: Имеется сеть 128.138.243.0/16, напишите ее сетевую маску, сетевой и широковещательный адрес.
Правильный ответ: Сетевая маска: 255.255.0.0 Сетевой адрес: 128.138.0.0 Широковещательный адрес: 128.138.255.255

3. Содержание вопроса: Укажите, какими командами можно просмотреть содержимое таблицы маршрутизации
Правильный ответ: netstat, route

4. Содержание вопроса: Укажите, в чем разница кабеля обжатого по стандарту TIA-568B от TIA-568А
Правильный ответ: Разница только в цветовой схеме обжимки, на параметры это не влияет.

5. Содержание вопроса: Опишите протокол ARP и его назначение
Правильный ответ: ARP (Address Resolution Protocol — протокол разрешения адресов) — протокол сетевого уровня, предназначенный для преобразования IP-адресов (адресов сетевого уровня) в MAC-адреса (адреса канального уровня) в сетях TCP/IP.


ПК 1.3: Обеспечивать бесперебойную работу автоматизированных (информационных) систем в защищенном исполнении в соответствии с требованиями эксплуатационной документации

Закрытые вопросы
1. Содержание вопроса: Какой стандарт технологии беспроводной связи обеспечивает максимальную совместимость с предыдущими стандартами беспроводной связи, но при этом демонстрирует более высокую производительность?
1. 802.11b
2. 802.11g
3. 802.11a
4. 802.11n

Правильный ответ: 4

2. Содержание вопроса: Определите понятие фишинга
1. Техника безопасности, используемая для защиты сетевых ресурсов
2. Незаконные действия для получения личной информации пользователей
3. Программа для выявления компьютерных вирусов
4. Программа для оптимизации компьютерной сети
Правильный ответ: 2

3. Содержание вопроса: Обоснуйте понятие двухфакторной аутентификации?
1. Метод защиты, использующий два разных пароля
2. Метод проверки личности, который требует двух независимых подтверждений
3. Метод защиты, использующий, шифрование данных
4. Метод, при котором пароль вводится 2 раза.
Правильный ответ: 2

4. Содержание вопроса: Определите понятие DDoS-атака
1. Попытка получить несанкционированный доступ к системе
2. Атака на сервер, ограничивающая его доступность
3. Защитная система, предотвращающая атаки на сеть
4. Вид компьютерных вирусов
Правильный ответ: 2

5. Содержание вопроса: Определите, что такое межсетевой экран
1. Программа для защиты от вредоносных программ
2. Оборудование или ПО, контролирующее потоки данных между сетями
3. Технология шифрования информации
4. Приложение для защиты данных пользователя
Правильный ответ: 2

6. Содержание вопроса: Определите понятие «фильтр спама»
1. Программа или устройство, фильтрующее нежелательные электронные сообщения
2. Шифрование данных для их защиты от несанкционированного доступа
3. Комплексная система защиты информации в сети
4. Программа для удаления ненужных электронных писем
Правильный ответ: 1

7. Содержание вопроса: Определите, что такое «вирус» в контексте компьютерной безопасности
1. Программа для проверки системы на наличие уязвимостей
2. Программа, распространяющаяся и внедряющаяся в систему без разрешения пользователя, вызывая различные проблемы.
3. Система, обеспечивающая шифрование данных и их безопасность
4. Вредоносная программа с внешних устройств
Правильный ответ: 2

8. Содержание вопроса: Механизм безопасности, который является сильным психологическим средством, напоминающим потенциальным нарушителям о неотвратимости наказания за несанкционированные действия, а пользователям - за возможные критические ошибки
1. регистрация и аудит
2. аутентификация
3. идентификация
4. VPN
5. межсетевой экран
Правильный ответ: 1

9. Содержание вопроса: Виртуальные частные сети включают следующие сервисы безопасности: ...
1. экранирование
2. шифрование
3. туннелирование
4. аудит
5. регистрацию и контроль доступа
6. электронную цифровую подпись
Правильный ответ: 1,2,3

10. Содержание вопроса: Укажите межсетевой протокол управления сообщениями 
1. IP
2. ICMP
3. ARP
4. RARP
5. UDP
6. TCP
Правильный ответ: 2

Отрытые вопросы
1. Содержание вопроса: Укажите уровень модели TCP/IP, определяющий способ общения пользовательских приложений
Правильный ответ: Прикладной уровень
2. Содержание вопроса: Какими способами можно задать прокси-сервер по умолчанию используемый на компьютерах пользователей?
Правильный ответ: групповые политики (GPO), DHCP
3. Содержание вопроса: Назовите протокол разрешения адресов, выполняющий преобразование логических сетевых адресов в аппаратные (аббревиатура латинскими буквами) 
Правильный ответ: ARP
4. Содержание вопроса: Укажите название виртуальной частной сети, которая обеспечивает защиту передаваемых данных, конфиденциальность и целостность информации.
Правильный ответ: VPN
5. Укажите название Федерального закона, который регулирует вопросы защиты информации от несанкционированного доступа, использования и распространения:
Правильный ответ: Об информации, информационных технологиях и о защите информации

ПК 1.4: Осуществлять проверку технического состояния, техническое обслуживание и текущий ремонт, устранять отказы и восстанавливать работоспособность автоматизированных (информационных) систем в защищенном исполнении

Закрытые вопросы
1. Содержание вопроса: Укажите, какой тип кабеля обычно используется для монтажа локальной вычислительной сети
1. Витая пара
2. Оптоволокно
3. Радиочастотный кабель
4. Телефонный кабель
5. Коаксиальный кабель
Правильный ответ: 1
2. Содержание вопроса: Укажите, какая топология сети является наиболее распространенной для монтажа локальной сети?
1. Шина
2. Кольцо
3. Дерево
4. Смешанная
5. Звезда
Правильный ответ: 5
3. Содержание вопроса: Укажите, какие устройства обычно используются для подключения компьютеров к локальной сети
1. Коммутаторы
2. Модемы
3. Сетевые карты
4. Маршрутизаторы
5. Хабы
Правильный ответ: 1
4. Содержание вопроса: Укажите, какой стандарт обычно используется для безопасности локальной сети
1. 3DES
2. WPA2
3. TLS
4. AES
5. SSL
Правильный ответ: 2
5. Содержание вопроса: Определите, какая технология обычно используется для разделения сети на виртуальные сегменты?
1. ARP
2. DHCP
3. NAT
4. VPN
5. VLAN
Правильный ответ: 5
6. Содержание вопроса: Укажите, какие устройства обычно используются для управления трафиком в локальной сети?
1. IDS/IPS системы
2. Коммутаторы
3. Firewall
4. Маршрутизаторы
5. Proxy-серверы
Правильный ответ: 4
7. Содержание вопроса: Укажите, какой стандарт обычно используется для настройки устройств в локальной сети?
1. FTP
2. SNMP
3. DNS
4. DHCP
5. HTTP
Правильный ответ: 4
8. Содержание вопроса: Укажите название инструмента для обжима кабеля витая пара
1. Кримпер
2. Стриппер
3. Клещи
4.Отвертка
Правильный ответ: 1

9. Содержание вопроса: Укажите, какой компонент серверной аппаратуры отвечает за управление взаимодействием между устройствами
1. Процессор
2. RAID-контроллер
3. Сетевой адаптер
4. Оперативная память
5. Материнская плата
Правильный ответ: 5
10. Содержание вопроса: Обмен информацией между компьютерными сетями, в которых действуют разные сетевые протоколы, осуществляется с использованием:
1. файл-серверов
2. шлюзов
3. хост-компьютеров
4. электронной почты
5. модемов
Правильный ответ: 5

Открытые вопросы
1. Содержание вопроса: Распишите цвета стандарта В при обжиме витой пары
Правильный ответ: бело-оранжевый, оранжевый, бело-зеленый, синий, бело-синий, зеленый, бело-коричневый, коричневый
2. Содержание вопроса: Укажите, Для чего нужны экранированные кабели и витые пары?
Правильный ответ: Основная цель этого — предотвратить перекрестные помехи. Перекрестные помехи — это электромагнитные помехи или шум, которые могут повлиять на передачу данных по кабелям.
3. Содержание вопроса: Определите, в чем разница между прямым и перекрестным кабелем
Правильный ответ: Прямой кабель используется для подключения компьютеров к коммутатору, концентратору или маршрутизатору. Перекрестный кабель используется для подключения к концентратору двух одинаковых устройств, например ПК-ПК или концентратора.
4. Содержание вопроса: Какой категории относится 4-парный кабель, если скорость передач данных до 1000 Мбит/с при использовании 4 пар?
Правильный ответ: CAT5e

5. Содержание вопроса: Определить какой из  режимов работы оборудования Wi-Fi изображен на схеме

Правильный ответ: Режим ретранслятора
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения дифференцированного зачёта:
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.
Процедура проведения: предполагающем два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (тест множественного выбора). Выполняется студентом, который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rэкз.

Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к дифференцированному зачёту» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10794

Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Дифференцированный зачёт «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 70 баллов и более.
2) за выполнение теста множественного выбора, состоящий из 15 вопросов, студент может получить максимум 100 первичных баллов (по 2-3 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент вписывает правильный вариант и получает баллы, либо отвечает не правильно и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов (сопоставить), при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный ответ студент может набрать 1 балл. За неправильный ответ 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 38 тестовых задания. На выполнение теста отводится 15 минут. При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дибров М.В. КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ. МАРШРУТИЗАЦИЯ В IP-СЕТЯХ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дибров М.В. КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ. МАРШРУТИЗАЦИЯ В IP-СЕТЯХ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2021 https://urait.ru/bcode/471910
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сети и системы передачи информации portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Список программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
213Н кабинет экономики и менеджмента; кабинет экономики, менеджмента и маркетинга; кабинет менеджмента и экономики организации; кабинет менеджмента и управления персоналом; кабинет экономики организации; кабинет менеджмента; кабинет экономической теории; кабинет экономики организации и управления персоналом – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 84 посадочных места; рабочее место преподавателя; трибуна; маркерная доска; интерактивная доска – 1 ед.; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: Acer) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы; тематические плакаты
312Н полигон разработки бизнес-приложений; полигон проектирования информационных систем; лаборатория информационно-коммуникационных систем; лаборатория информационных систем; лаборатория компьютерных сетей; лаборатория «Учебный банк» – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Автоматизированные рабочие места на 11 обучающихся; автоматизированное рабочее место преподавателя; маркерная доска; компьютеры (марка: RAMEC с монитором диагональю 21,5") с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду АлтГУ; тематические плакаты.
409Н кабинет программирования и баз данных; лаборатория технологии разработки баз данных; лаборатория информатики и компьютерной обработки документов; лаборатория управления проектной деятельностью; лаборатория информатики и информационных технологий; лаборатория технических средств управления; лаборатория информационных технологий – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Автоматизированные рабочие места на 10 обучающихся; автоматизированное рабочее место преподавателя (ноутбук); компьютеры (марка: RAMEC, IRV, HP) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду АлтГУ; маркерная доска - 1 ед.; тематические плакаты.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения дисциплины необходимо выполнять следующие требования:
- посещать все лекционные и лабораторные занятия;
- все рассматриваемые на лекциях и лабораторных занятиях темы и вопросы обязательно фиксировать в тетради;
- обязательно выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или лабораторных занятиях;
- в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо обязательно самостоятельно изучать соответствующий материал, фиксируя записи в тетради, а также выполнять лабораторные задания.
Оценивание результатов освоения дисциплины осуществляется в соответствии с балльно-рейтинговой системой. Все виды работ, выполненные в срок, оцениваются от 0 до 100 баллов. Работы выполненные позже установленного срока оцениваются от 0 до 50 баллов.
При изучении дисциплины используются следующие виды учебных занятий по дисциплине:
1. Лекции, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы данной дисциплины. Посещаемость лекций входит в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем. В ходе лекционных занятий обязательно конспектирование учебного материала. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д.
2. Лабораторные работы предполагают выполнение предложенных заданий в электронном виде, в зависимости от типа задания.
Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
Лабораторные работы также входят в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем
3. Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Самостоятельная работа студента над усвоением учебного материала может выполняться в библиотеке, учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях.
Учебный материал самостоятельной работы выносится на итоговый контроль наряду с учебным материалом, который разрабатывался при проведении учебных занятий. Содержание самостоятельной работы студента определяется учебной программой дисциплины, методическими материалами, заданиями и указаниями преподавателя.
Самостоятельная работа студентов в аудиторное время может включать:
- конспектирование (составление тезисов) лекций;
- выполнение контрольных работ;
- решение задач;
- работу со справочной и методической литературой;
- защиту выполненных работ;
- участие в тестировании и др.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
- внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них;
- внимательно прочитать рекомендованную литературу;
- составить краткие конспекты ответов (планы ответов).
При реализации учебной дисциплины "Сети и системы передачи информации" используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-беседа, лекция-визуализация.
При проведении лабораторных работ: моделирование производственных процессов и ситуаций