МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Безопасность жизнедеятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение экономики и информационных технологий
Направление подготовки10.02.05. специальность Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость ЗЕТ
Учебный план10_02_05_ОбеспИнфБезАвтСистем-2022_9кл
Часов по учебному плану 68
в том числе:
аудиторные занятия 60
самостоятельная работа 8
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 16 16
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 18 18 28 28
Практические 14 14 18 18 32 32
Сам. работа 8 8 0 0 8 8
Итого 32 32 36 36 68 68

Программу составил(и):
Препод., Тищенко И.В.

Рецензент(ы):
Препод., Гердт Антонина Павловна

Рабочая программа дисциплины
Безопасность жизнедеятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 10.02.05 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1553)

составлена на основании учебного плана:
Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение экономики и информационных технологий

Протокол от 28.02.2023 г. № 5
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
кандидат экономических наук, доцент Глубокова Людмила Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование профессиональной безопасности, под которой понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 04 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
ОК 06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения
ОК 07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
ОК 08 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения;
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящие на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
3.2.Уметь:
3.2.1.организовывать и проводить мероприятия по защите работников и населения от негативных воздейс ости и быту;
использовать средства индивидуальной твий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельн
и коллективной защиты от оружия массового поражения;
применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них – родственные полученной специальности;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Основы гражданской защиты
1.1. Правовые основы безопасности личности, общества и государства. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) Лекции 5 2 ОК 06, ОК 07, ОК 08 Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1
1.2. Выполнение домашних заданий, систематическая проработка учебной литературы, подготовка к практическим занятиям. Сам. работа 5 2 ОК 04, ОК 06 Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1
1.3. Организация гражданской обороны в Российской Федерации. Защита населения и территорий при стихийных бедствиях Лекции 5 2 ОК 04 Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1
1.4. Выполнение домашних заданий, систематическая проработка учебной литературы, подготовка к практическим занятиям. Сам. работа 5 2 ОК 06, ОК 07 Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1
1.5. Защита населения и территорий при авариях и катастрофах на транспорте. Защита населения и территорий при авариях и катастрофах на производственных объектах Лекции 5 2 ОК 02, ОК 04 Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1
1.6. Выполнение домашних заданий, систематическая проработка учебной литературы, подготовка к практическим занятиям. Сам. работа 5 2 ОК 04, ОК 07 Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1
1.7. Устойчивость работы объектов экономики в чрезвычайных ситуациях Лекции 5 2 ОК 06, ОК 07, ОК 08 Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1
1.8. Выполнение домашних заданий, систематическая проработка учебной литературы, подготовка к практическим занятиям. Сам. работа 5 2 ОК 02, ОК 04 Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1
1.9. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций Лекции 5 2 ОК 06, ОК 07 Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1
1.10. Огнетушащие вещества и средства тушения пожаров Практические 5 4 ОК 06, ОК 07 Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1
1.11. Дозиметрические приборы радиационного контроля и разведки Практические 5 4 ОК 02, ОК 06, ОК 08 Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1
1.12. Приборы химического контроля Практические 5 6 ОК 04, ОК 07 Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Раздел 2. Основы военной службы
2.1. Вооружённые Силы России на современном этапе Лекции 6 2 ОК 04 Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1
2.2. Общевоинские уставы Вооружённых Сил Российской Федерации Лекции 6 4 ОК 04, ОК 06, ОК 07 Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1
2.3. Строевая подготовка Лекции 6 4 ОК 02, ОК 04, ОК 08 Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1
2.4. Выполнение воинского приветствия. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от начальника Практические 6 4 ОК 02, ОК 06 Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1
2.5. Строевые приёмы и движение без оружия, строевые приемы и движение с оружием Практические 6 4 ОК 02, ОК 06, ОК 07 Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1
2.6. Движения строевым шагом, повороты, команды, выполняемые при движении Практические 6 4 ОК 07, ОК 08 Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1
2.7. Огневая подготовка Лекции 6 4 ОК 02, ОК 06 Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1
2.8. Неполная разборка и сборка автомата АК-74 М», «Принятие исходного положения для стрельбы из автомата АК-74 М, подготовка к стрельбе, прицеливание. Практические 6 2 ОК 02, ОК 04, ОК 07 Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1
2.9. Военно-медицинская подготовка Лекции 6 4 ОК 02, ОК 06 Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1
2.10. Первая медицинская помощь при переломах, первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях, первая медицинская помощь при клинической смерти Практические 6 2 ОК 06, ОК 07 Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1
2.11. Промежуточная аттестация. Зачет Практические 6 2 ОК 02, ОК 04, ОК 06, ОК 07, ОК 08 Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (тест, устный опрос, эссе) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9356
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОК 02.
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
Закрытые вопросы
1. Содержание вопроса: Общевоинские уставы:
1. Это официальные нормативно-правовые документы, регламентирующие несение службы в ВС, права и обязанности военнослужащих;
2. Это официальный нормативный документ об организации войск, походных и боевых порядков;
3. Это свод правил по соблюдению моральных принципов военнослужащих;
4. Это свод правил по организации войск.
Правильный ответ: 1
2. Содержание вопроса: Какой из государственных документов в ВС России обязывает служению верности и долга обороны нашего Отечества:
1. Конституция РФ;
2. Военный билет;
3. Военная присяга;
4. Кодекс Чести ВС РФ.
Правильный ответ: 3
3. Содержание вопроса: С какого возраста, лица мужского пола, подлежат призыву на воинскую службу, где защита Отечества является долгом гражданина Российской Федерации:
1. с 18 лет до 27 лет;
2. с 17 лет до 26 лет;
3. с 18 лет до 30 лет;
4. с 19 лет до 28 лет.
Правильный ответ: 3
4. Содержание вопроса: Назовите виды военной службы в Российской Федерации:
1. по призыву, по контракту, альтернативная;
2. гражданская, по найму, договорная;
3. частная, по соглашению сторон, пограничная;
4. сухопутная, военно-морская, военно-воздушная.
Правильный ответ: 1
5.Содержание вопроса: Что обязывает воинская дисциплина каждого военнослужащего России:
1. выполнять свой воинский долг умело и мужественно;
2. быть верным военной присяге, строго соблюдать Конституциюи законы Российской Федерации;
3. стойко переносить трудности военной службы, не щадить своей жизни для выполнения воинского долга;
4. честно выполнять приказы командования.
Правильный ответ: 2
6. Содержание вопроса: Что такое воинская дисциплина:
1. Знать Дисциплинарный Устав Вооруженных сил РФ;
2. Установленный порядок поведения людей, отвечающий сложившимсяв обществе нормам права и морали;
3. Соблюдать ритуал Военной присяги;
4. Чётко соблюдать распорядок дня воинской части.
Правильный ответ: 2
7. Содержание вопроса: Когда осуществляется первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола:
1. с 17 лет до 18 лет;
2. с 16 лет до 17 лет;
3. при достижении возраста 18 лет;
4. в год достижения 17 лет (с января по март включительно).
Правильный ответ: 4
8. Содержание вопроса: В каком случае на воинский учет становятся граждане РФ женского пола:
1. Если обучаются в учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию;
2. Если имеют соответствующую строевую выправку и желание служить;
3. Если имеют военно-учетную специальность;
4. Если отец или родной брат являются военнослужащими по контракту.
Правильный ответ: 3
9. Содержание вопроса: Кто осуществляет воинский учет граждан в РФ?
1. Военные комиссариаты районов и городов;
2. Органы государственной власти;
3. Штабы воинских частей и гарнизонов;
4. Органы местного самоуправления.
Правильный ответ: 1
10.Содержание вопроса: Воинская обязанность граждан РФ, это:
1. Установленный законодательством РФ порядок службы по призыву в рядах Российской Армии;
2. Обязанность граждан своевременно являться по повестке в военный комиссариат и не допускать уклонения от службы в Армии;
3. Обязанность проходить службу по призыву и состоять в запасе ВС;
4. Воинский учет, призыв и прохождение военной службы, пребывание в запасе, прохождение военных сборов.
Правильный ответ: 4
11. Содержание вопроса: Для чего создаются ВС и устанавливается воинская обязанность граждан РФ?
1. Для осуществления военных действий;
2. Для сохранения целостности и суверенитета РФ;
3. Для обороны с применением средств вооруженной борьбы;
4. Для сохранения границ государства.
Правильный ответ: 3
12. Содержание вопроса: Общее руководство Вооруженными силами РФ осуществляет:
1. Министр обороны РФ;
2. Президент РФ;
3. Генеральный штаб обороны РФ;
4. Совет безопасности РФ.
Правильный ответ: 2
13.Содержание вопроса: Понятие «отсрочка» подразумевает:
1. Освобождение от военной службы в армии;
2. Временное освобождение от призыва на военную службу;
3. Признание негодным к военной службе;
4. Признание ограниченно годным к военной службе.
Правильный ответ: 2
14. Содержание вопроса: Военно-врачебной комиссией призывник признан временно негодным по состоянию здоровья к прохождению военной службы, ему должны предоставить:
1. Освобождение от военной службы;
2. Военный билет;
3. Направление на альтернативную службу.
4. Отсрочку от призыва.
Правильный ответ: 4
15. Содержание вопроса: В каком Уставе определены общие обязанности солдата (матроса) и командира отделения?
1. В Дисциплинарном Уставе ВС РФ;
2. В Строевом Уставе ВС РФ;
3. В Уставе внутренней службы;
4. В Уставе гарнизонной и караульной службы.
Правильный ответ: 3
16.Содержание вопроса: Какие права и свободы имеют военнослужащие ВС РФ?
1. Все общегражданские права и свободы предусмотренные Конституцией Российской Федерации;
2. В период прохождения военной службы права и свободы на военнослужащих не распространяются;
3. Общегражданские права и свободы предусмотренные Конституцией РФ распространяются на военнослужащих, с ограничениями связанными с особенностями военной службы;
4. Все права и свободы указанные в Уставах ВС РФ.
Правильный ответ: 3
Открытые вопросы
17.Содержание вопроса: Система политических, экономических, военных, социальных и правовых мер по обеспечению готовности государства к защите от вооруженного нападения, а также защите населения, территории и суверенитета РФ – это:_________________
Правильный ответ: Национальная безопасность.
18.Содержание вопроса: Назовите основные задачи Вооруженных сил Российской Федерации:_________________________________________________
Правильный ответ: Обеспечение ядерного сдерживания в интересах предотвращения как ядерной, так и обычной крупномасштабной или региональной войны и осуществление миротворческой деятельности.
19.Содержание вопроса: С 1705 г. Пётр I увеличил численность русской армии за счёт комплектования:_____________________________________________
Правильный ответ: Рекрутских полков
20.Содержание вопроса:Продолжите фразу: Альтернативная гражданская служба это особый вид трудовой деятельности______________________________________
Правильный ответ: осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.
ОК 04.
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
Закрытые вопросы
1. Содержание вопроса: Граждане Российской Федерации проходят военную службу:
1. по призыву и в добровольном порядке (по контракту)
2. только по призыву
3. только в добровольном порядке (по контракту)
Правильный ответ: 1

2. Содержание вопроса: В случае поражения электрическим током, прежде всего необходимо:
1. создать покой пострадавшему и обследовать его;
2. прекратить действие электрического тока на пострадавшего;
3. принять меры по доставке пострадавшего в медицинское учреждение или вызвать «скорую помощь»;
Правильный ответ: 2

3. Содержание вопроса: Каким способом можно прекратить действие электрического тока на пострадавшего:
1. отбросить от пострадавшего электропровод одной рукой;
2. отбросить от пострадавшего провод двумя руками;
3. отбросить провод сухой палкой.
Правильный ответ: 3

4. Содержание вопроса: При оказании помощи пострадавшему от теплового или солнечного удара и в первую очередь следует:
1. дать обильное питьё;
2. вызвать «скорую помощь»;
3. перенести его в прохладное место.
Правильный ответ: 3

5. Содержание вопроса: Воинская обязанность — это:
1. особый вид государственной службы, исполняемой в Вооруженных Силах, других войсках, органах и воинских формированиях
2. система знаний о подготовке и ведении военных действий
3. установленный законом почетный долг граждан с оружием в руках защищать свое Отечество, нести службу в рядах Вооруженных Сил, проходить вневойсковую подготовку и выполнять другие связанные с обороной страны обязанности.
Правильный ответ: 3

6. Содержание вопроса: Как называется промежуток времени от момента заражения до появления первых клинических проявлений?
1. начальный;
2. инкубационный (скрытый);
3. основных проявлений болезни.
Правильный ответ: 2

7. Содержание вопроса: Какой период развития инфекционной болезни сопровождается её общими проявлениями?
1. основных проявлений болезни;
2. инкубационный (скрытый);
3. начальный.
Правильный ответ: 3

8. Содержание вопроса: Какой период развития болезни характеризуется возникновением наиболее существенных и специфических симптомов данной болезни?
1. начальный;
2. инкубационный (скрытый);
3. основных проявлений болезни.
Правильный ответ: 3

9. Содержание вопроса: Военно-политические конфликты, как форма разрешения внутриполитических противоречий в обществе, приводят к
1. увеличению продолжительности жизни в стране;
2. уменьшению продолжительности жизни в стране;
3. не влияют на продолжительность жизни.
Правильный ответ: 2

10. Содержание вопроса: Социально-политические конфликты, протекающие в виде забастовок и саботажей, приводят к
1. усилению экономики в стране;
2. ослабляют экономику страны;
3. не влияют на экономику страны.
Правильный ответ: 2
Открытые вопросы

11. Содержание вопроса: Где закрепляются добровольность поступления гражданина (иностранного гражданина) на военную службу, срок, в течение которого гражданин (иностранный гражданин) обязуется проходить военную службу_________________________________________________________________
Правильный ответ: контракт

12. Содержание вопроса: Комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время – _______________________________________________.
Правильный ответ: Мобилизация

13. Содержание вопроса: Увольнение с военной службы — это:
Правильный ответ: установленное законом освобождение от дальнейшего несения службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

14. Содержание вопроса: Профессиональный психологический отбор граждан, призываемых на военную службу, осуществляется с целью:____________________________________
Правильный ответ: обеспечения соответствия индивидуально-психологических качеств граждан, призываемых на военную службу, современным требованиям в Вооруженных Силах Российской Федерации.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения
Закрытые вопросы
1. Содержание вопроса: Воинская обязанность носит название всеобщей, когда ее выполнение возлагается на всех граждан:
1. независимо от пола;
2. мужского пола, достигших определенного возраста;
3. годных по состоянию здоровья к военной службе.
Правильный ответ: 2
2. Содержание вопроса: Из перечисленных условий: 1) достижение установленного возраста; 2) физическая годность; 3) нравственное достоинство — выполнение гражданами воинской обязанности возникает при наличии только:
1. 1, 2;
2. 1, 2, 3;
3. 2, 3;
Правильный ответ: 1
3. Содержание вопроса: Воинский учет организуется:
1. военными комиссариатами по месту работы или учебы;
2. органами местного самоуправления по месту жительства граждан;
3. военными комиссариатами или органами местного самоуправления при отсутствии комиссариата;
Правильный ответ: 3

4. Содержание вопроса: Комиссию по первоначальной постановке на воинский учет возглавляет:
1. глава органа местного самоуправления;
2. военный комиссар;
3. руководитель предприятия, где осуществляется постановка;
Правильный ответ: 2

5. Содержание вопроса: Гражданин, состоящий на воинском учете, обязан сообщать в военный комиссариат об изменениях в анкетных данных в течение:
1. 1 месяца;
2. 2 недель;
3. до очередного призыва.
Правильный ответ: 2
6. Содержание вопроса: Заключение по результатам освидетельствования категории «Б» означает:
1. годен к военной службе с незначительными ограничениями;
2. временно не годен к военной службе;
3. ограниченно годен к военной службе.
Правильный ответ: 1

7. Содержание вопроса: Комиссия по постановке граждан на воинский учет утверждается главой органа местного самоуправления (местной администрации) в следующем составе:
1. военный комиссар района (города) либо заместитель военного комиссара, специалист по профессиональному психологическому отбору, секретарь комиссии, врачи-специалисты;
2. представитель командования военного округа, представитель органа местного самоуправления, врачи-специалисты;
3. военный комиссар района (города), руководитель (заместитель руководителя) органа внутренних дел, секретарь комиссии, врачи (хирург, терапевт, невропатолог);
Правильный ответ: 1

8. Содержание вопроса: Что предусматривает обязательная подготовка к военной службе?
1. подготовку по основам военной службы в общеобразовательных учреждениях и учебных пунктах органов местного самоуправления,
2. участие в военно-патриотической работе и подготовку в военно-патриотических объединениях;
3. овладение одной или несколькими военно-учётными специальностями;
Правильный ответ: 1

9. Содержание вопроса: Как называется, с точки зрения ПДД, лицо, ведущее по дороге санки?
1. пешеход;
2. водитель;
3. дорожный рабочий.
Правильный ответ: 1

10. Содержание вопроса: Можно ли переходить дорогу, если на транспортном светофоре постоянно горит мигающий желтый сигнал?
1. нет;
2. да;
3. да, если с вами идут взрослые.

Правильный ответ: 2

11. Содержание вопроса: Можете ли вы перейти дорогу, если одновременно горит желтый и красный сигнал светофора?
1. да;
2. да, т. к. будет включен зеленый сигнал;
3. нет.
Правильный ответ: 3
12. Содержание вопроса: Как должны двигаться пешеходы, ведущие велосипед за город?
1. по правой стороне дороги;
2. навстречу движению транспорта;
3. в попутном направлении.
Правильный ответ: 2

Открытые вопросы
13. Содержание вопроса: Управление ГОЧС передало сообщение об аварии на АЭС. В нем жителям района, в котором вы живете, рекомендовано покинуть свои квартиры (дома) и прийти на сборный пункт для эвакуации в безопасную зону. Родители находятся на работе. Вы располагаете временем 1,5 часа. Ваши действия и их последовательность___________________________________________________________
Правильный ответ:
позвонить родителям на работу и сообщить о случившемся;
выключить газ, электричество, погасить огонь в печи;
закутать мокрыми тряпками вентиляционные отверстия;
освободить холодильник от продуктов, вынести скоропортящиеся продукты и мусор в мусоросборник;
вывесить на двери табличку об отсутствии в квартире жителей и следовать на сборный пункт;
использовать намоченный носовой платок в качестве средства защиты органов дыхания при следовании на сборный пункт.

14. Содержание вопроса: Гидродинамические аварии это______________________________
Правильный ответ: аварии на гидродинамических опасных объектах, в результате которых могут произойти катастрофические затопления.

15. Содержание вопроса: При движении по зараженной радиоактивными веществами местности необходимо___________________________________________________
Правильный ответ: находиться в средствах индивидуальной защиты, избегать движения по высокой траве и кустарнику, без надобности не садиться и не прикасаться к местным предметам, не принимать пищу, не пить, не курить, не поднимать пыль и не ставить вещи на землю;
ОК 07.
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
Закрытые вопросы
1. Содержание вопроса: производственные аварии и катастрофы относятся к:
1. ЧС экологического характера;
2. ЧС природного характера;
3. ЧС техногенного характера;
Правильный ответ: 3

2. Содержание вопроса: Чем отличается катастрофа от аварии:
1. наличием человеческих жертв, значительным ущербом;
2. воздействием поражающих факторов на людей;
3. воздействием на природную среду.
Правильный ответ: 1

3. Содержание вопроса: Объект народного хозяйства или иного назначения, при аварии на котором может произойти гибель людей, сельскохозяйственных животных и растений, возникнуть угроза здоровью людей, либо будет нанесен ущерб экономике или окружающей природной среде, это:
1. аварийный объект;
2. потенциально опасный объект;
3. катастрофически опасный объект.
Правильный ответ: 2

4. Содержание вопроса: Взрыв характеризуется следующими особенностями:
1. большим количеством газообразных продуктов;
2. резким повышением температуры;
3. сильным звуковым эффектом (грохот, громкий звук, шум сильный хлопок);
4. мощным дробящим действием.
Правильный ответ: 2,3

5. Содержание вопроса: Среди перечисленных ниже причин укажите те, которые характерны для взрыва на промышленных предприятиях и в быту:
1. повышение температуры внутри производственного оборудования;наличие инертных газов (хлодон, азот и др.) в зоне взрыва.
2. несвоевременное проведение ремонтных работ;
3. отсутствие специальных приборов, указывающих превышение концентрации химически опасных веществ;
4. неосторожное обращение с взрывчатыми веществами;повышение давления в технологическом оборудовании;
5. неправильная эксплуатация газовых приборов и газового оборудования;
Правильный ответ: 1,4,5

6. Содержание вопроса: Среди перечисленных ниже поражающих факторов укажите те, которые характерны для пожара:
1. открытый огонь;
2. разрушение зданий и поражение людей за счет смещения поверхностных слоев земли;
3. интенсивное излучение гамма-лучей, поражающее людей;
4. токсичные продукты горения, поражающие органы дыхания человека;
Правильный ответ: а, 3.4

7. Содержание вопроса: Как вы поступите, если увидите, что маленькие дети разожгли во дворе костер и бросают в огонь бумагу, пластмассовые упаковки и баллончики из-под аэрозолей?
1. остановитесь и объясните им, что это опасно;
2. пройдете мимо;
3. затушите костер.
Правильный ответ: 1,3

8. Содержание вопроса: Прибыв на место размещения в случае эвакуации из зоны аварии с выбросом ОВ, необходимо:
1. немедленно зарегистрироваться;
2. снять верхнюю одежду, принять душ с мылом, промыть глаза, прополоскать рот;
3. помочь эвакуируемым разместится на сборных пунктах, пройти на пункт питания.
Правильный ответ: 2

9. Содержание вопроса: Какой способ защиты является наиболее эффективным в условиях заражения окружающей среды АХОВ:
1. Использование средств индивидуальной защиты кожи;
2. Использование средств индивидуальной защиты органов дыхания;
3. Использование защитных сооружений.
Правильный ответ: 2

10. Содержание вопроса: Основные способы защиты населения от АХОВ:
1. Применение средств индивидуальной защиты, эвакуация населения;
2. Эвакуация населения;
3. Применение средств индивидуальной защиты органов дыхания, использование убежищ, временное укрытие в жилых зданиях, эвакуация населения.
Правильный ответ: 3

11. Содержание вопроса: Сирены и прерывистые гудки предприятий и транспортных средств означают сигнал:
1. «Внимание! Опасность!»;
2. «Внимание всем!»;
3. «Тревога!».
Правильный ответ: 2
12. Содержание вопроса: Каковы пути проникновения радиоактивных веществ в организм человека при внутреннем облучении?
1. через одежду и кожные покровы;
2. в результате прохождения радиоактивного облака;
3. в результате потребления загрязненных продуктов питания, загрязненной воды,
4. вдыхания радиоактивной пыли и аэрозолей;
5. в результате радиоактивного загрязнения поверхности земли, зданий и сооружений;

Правильный ответ: 3

13. Содержание вопроса: Какое заболевание вызывает проникающая радиация у незащищенных людей? Назовите правильный ответ:
1. поражение центральной нервной системы;
2. поражение опорно-двигательного аппарата;
3. лучевую болезнь.
Правильный ответ: в)
Открытые вопросы

14. Содержание вопроса: Аварийно- химически опасное вещество – это:_________________________________

Правильный ответ: опасное, химическое вещество, применяемое в промышленности и в сельском хозяйстве, при аварийном выбросе которого может произойти загрязнение окружающей среды и поражению людей;

15. Содержание вопроса: При оповещении об аварии на химически опасном объекте необходимо действовать в указанной последовательности:______________________________________________
Правильный ответ: включить радио и выслушать сообщение, необходимо надеть СИЗ, закрыть окна, выключить газ, электричество, взять необходимые вещи, продуты питания, документы, предупредить соседей, выйти из здания и укрыться в ближайшем убежище или покинуть зону заражения;

16. Содержание вопроса: Перечислите, что относится к радиационно- опасным объектам_______________
Правильный ответ: предприятия по производству ядерного топлива; атомные электростанции; хранилища твердых и жидких радиоактивных отходов; транспортные ядерные энергетические установки;

Критерий оценивания:
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.



ОК 08.
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности»
Закрытые вопросы
1. Содержание вопроса: Граждане Российской Федерации проходят военную службу:
1. по призыву и в добровольном порядке (по контракту)
2. только по призыву
3. только в добровольном порядке (по контракту)
Правильный ответ: 1

2.Содержание вопроса: В случае поражения электрическим током, прежде всего необходимо:
1. создать покой пострадавшему и обследовать его;
2. прекратить действие электрического тока на пострадавшего;
3. принять меры по доставке пострадавшего в медицинское учреждение или вызвать «скорую помощь»;
Правильный ответ: 2

3.Содержание вопроса: Каким способом можно прекратить действие электрического тока на пострадавшего:
1. отбросить от пострадавшего электропровод одной рукой;
2. отбросить от пострадавшего провод двумя руками;
3. отбросить провод сухой палкой.
Правильный ответ: 3

4.Содержание вопроса: При оказании помощи пострадавшему от теплового или солнечного удара и в первую очередь следует:
1. дать обильное питьё;
2. вызвать «скорую помощь»;
3. перенести его в прохладное место.
Правильный ответ: 3

5.Содержание вопроса: Воинская обязанность — это:
1. особый вид государственной службы, исполняемой в Вооруженных Силах, других войсках, органах и воинских формированиях
2. система знаний о подготовке и ведении военных действий
3. установленный законом почетный долг граждан с оружием в руках защищать свое Отечество, нести службу в рядах Вооруженных Сил, проходить вневойсковую подготовку и выполнять другие связанные с обороной страны обязанности.
Правильный ответ: 3

6.Содержание вопроса: Как называется промежуток времени от момента заражения до появления первых клинических проявлений?
1. начальный;
2. инкубационный (скрытый);
3. основных проявлений болезни.
Правильный ответ: 2

7.Содержание вопроса: Какой период развития инфекционной болезни сопровождается её общими проявлениями?
1. основных проявлений болезни;
2. инкубационный (скрытый);
3. начальный.
Правильный ответ: 3

8.Содержание вопроса: Какой период развития болезни характеризуется возникновением наиболее существенных и специфических симптомов данной болезни?
1. начальный;
2. инкубационный (скрытый);
3. основных проявлений болезни.
Правильный ответ: 3

9.Содержание вопроса: Военно-политические конфликты, как форма разрешения внутриполитических противоречий в обществе, приводят к
1. увеличению продолжительности жизни в стране;
2. уменьшению продолжительности жизни в стране;
3. не влияют на продолжительность жизни.
Правильный ответ: 2

10.Содержание вопроса: Социально-политические конфликты, протекающие в виде забастовок и саботажей, приводят к
1. усилению экономики в стране;
2. ослабляют экономику страны;
3. не влияют на экономику страны.
Правильный ответ: 2

11. Содержание вопроса: Среди перечисленных ниже причин укажите те, которые характерны для взрыва на промышленных предприятиях и в быту:
1. повышение температуры внутри производственного оборудования;наличие инертных газов (хлодон, азот и др.) в зоне взрыва.
2. несвоевременное проведение ремонтных работ;
3. отсутствие специальных приборов, указывающих превышение концентрации химически опасных веществ;
4. неосторожное обращение с взрывчатыми веществами;повышение давления в технологическом оборудовании;
5. неправильная эксплуатация газовых приборов и газового оборудования;
Правильный ответ: 1,4,5

12. Содержание вопроса: Сирены и прерывистые гудки предприятий и транспортных средств означают сигнал:
1. «Внимание! Опасность!»;
2. «Внимание всем!»;
3. «Тревога!».
Правильный ответ: 2

13. Содержание вопроса: Прибыв на место размещения в случае эвакуации из зоны аварии с выбросом ОВ, необходимо:
1. немедленно зарегистрироваться;
2. снять верхнюю одежду, принять душ с мылом, промыть глаза, прополоскать рот;
3. помочь эвакуируемым разместится на сборных пунктах, пройти на пункт питания.
Правильный ответ: 2

14. Содержание вопроса: Комиссию по первоначальной постановке на воинский учет возглавляет:
1. глава органа местного самоуправления;
2. военный комиссар;
3. руководитель предприятия, где осуществляется постановка;
Правильный ответ: 2

15.Содержание вопроса: Что позволяет человеку прожить здоровым до глубокой старости?
1. тяжёлый физический труд;
2. здоровый образ жизни;
3. вредные привычки.
Правильный ответ: 2

16.Содержание вопроса: Чрезвычайные ситуации военного характера по скорости распространения могут быть
1. умеренными;
2. плавно распространяемыми;
3. вялотекущими;
4. взрывными, стремительными, быстро распространяемыми.
Правильный ответ: 4

Открытые вопросы

17.Содержание вопроса: Где закрепляются добровольность поступления гражданина (иностранного гражданина) на военную службу, срок, в течение которого гражданин (иностранный гражданин) обязуется проходить военную службу__________________________________________________________________________

Правильный ответ: контракт

18.Содержание вопроса: Комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время – _______________________________________________.

Правильный ответ: Мобилизация

19.Содержание вопроса: Увольнение с военной службы — это:

Правильный ответ: установленное законом освобождение от дальнейшего несения службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

20.Содержание вопроса: Профессиональный психологический отбор граждан, призываемых на военную службу, осуществляется с целью:____________________________________

Правильный ответ: обеспечения соответствия индивидуально-психологических качеств граждан, призываемых на военную службу, современным требованиям в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Критерии оценивания:
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.




5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
• ЧС техногенного характера, причины и классификация.
• Промышленные аварии и катастрофы.
• Аварии на химически опасных объектах.
• Аварии на гидротехнических сооружениях.
• Техногенные катастрофы на предприятиях ядерного комплекса.
• Транспортные аварии.
• Авария на Чернобыльской АЭС.
• Авария на Саяно-Шушенской ГЭС.
• ЧС природного характера общая характеристика и классификации.
• Геофизические опасные явления.
• Геологические опасные явления.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения зачёта:
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.
Процедура проведения: предполагающем два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (тест множественного выбора). Выполняется студентом, который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rэкз.

Пример оценочного средства Итоговое тестирование https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6171&section=8

Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Дифференцированный зачёт «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 70 баллов и более.
2) за выполнение теста множественного выбора, состоящий из 15 вопросов, студент может получить максимум 100 первичных баллов (по 2-3 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент вписывает правильный вариант и получает баллы, либо отвечает не правильно и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов (сопоставить), при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный ответ студент может набрать 1 балл. За неправильный ответ 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 38 тестовых задания. На выполнение теста отводится 15 минут. При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Б. О. Хренников, Н. В. Гололобов, Л. И. Льняная; Под ред. С. Н. Егорова Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс.: М.:Просвещение, 2023 https://znanium.com/catalog/product/2089933
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. И. Каракеян, И. М. Никулина Организация безопасности в чрезвычайных ситуациях : Гриф УМО СПО Москва : Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
Л2.2 Белов С. В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность) в 2 ч. Часть 1: Гриф УМО СПО М: Юрайт, 2022 urait.ru
Л2.3 Каракеян В.И., Никулина И.М. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
Л2.4 Каракеян В.И. Безопасность жизнедеятельности : учебник и практикум для среднего профессионального образования М: Юрайт, 2021 https://urait.ru/bcode/469496
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Безопасность жизнедеятельности portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

Профессиональные базы данных:
1.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
501К лаборатория проблем комплексной безопасности; кабинет безопасности жизнедеятельности; кабинет безопасности жизнедеятельности и охраны труда - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 44 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран; стационарный проектор: Optoma DS347 - 1 ед.; средства индивидуальной защиты, комплект индивидуальных дозиметров, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий; набор плакатов.
401С кабинет огневой подготовки - стрелковый тир Стрелковый тренажер БОЕЦ 2.1: цельнометаллический антивандальный шкаф; сенсорный монитор 19”; встроенный ПК; контроль доступа к оружию; одновременное обучение от 1 до 6 человек; массогабаритные имитаторы оружия
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При реализации учебной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-беседа, лекция-визуализация.
При проведении практических занятий: тест, письменная работа, кейс-задание, доклад-визуализция, работа в малых группах.
В самостоятельной работе студентов используются индивидуальные творческие задания (кейс-задание, доклад-визуализация).
Для успешного овладения дисциплиной "Безопасность жизнедеятельности" необходимо выполнять следующие требования:
•посещать все лекционные и практические занятия
•все рассматриваемые на лекциях и практических занятиях темы и вопросы обязательно фиксировать в тетради;
•обязательно выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или практических занятиях;
•в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо обязательно самостоятельно изучать соответствующий материал.
У девушек обучение по основам военной службы проходит совместно с юношами.

При изучении дисциплины обучающимся рекомендуется пользоваться лекциями по дисциплине; учебниками и учебными пособиями; периодическими изданиями по тематике изучаемой дисциплины. Рекомендуемый перечень литературы приведен в рабочей программе дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".

Изучение каждой новой темы начинается с лекции. Она последовательно раскрывает важнейшие проблемы, дает конкретные методические советы студентам для самостоятельной работы.
Записывать следует кратко. Лекцию необходимо слушать внимательно, а записывать только существенное, например:
– проблемы поставленные в лекции и то, как они обосновываются;
– примеры, факты, нормативные источники;
– обобщающие положения и выводы лектора по каждому вопросу (проблеме).
При этом для облегчения записи лекции вполне допустимо делать сокращения фраз, слов, но с соблюдение одного непременного условия: сокращения нужно делать таким образом, чтобы были понятны записывающему и могли быть им в любой момент и быстро расшифрованы. Сокращения носят индивидуальный характер.
Обращайте внимание на оформление конспекта. Наиболее важные мысли и определения следует выделять. Для этого пользуйтесь подчеркиванием, особенно цветными карандашами или фломастерами; текст делите на абзацы, оставляйте место для доработки лекции.
Доработку записанных лекций следует проводить не откладывая, желательно в тот день, когда состоялась лекция. Так легче будет восстановить пропущенные записи в лекции, выделить основные положения.

Практические занятия могут включать в себя выполнение тестов, письменных работ, решение кейс-задани, дискуссии, подготовка доклада-визуализации.
На занятии каждый его участник должен быть готовым к предложенным заданиям, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление по докладу-визуализации должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно первоисточникам, использовать знание художественной литературы и искусства, факты и наблюдения современной жизни и т.д.

Целью самостоятельной работы студентов является: овладение практическими знаниями, опытом творческой, исследовательской деятельности.
Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине Обществознание предполагает:
• самостоятельный поиск ответов и необходимой информации по предложенным вопросам;
• выполнение заданий для самостоятельной работы;
• изучение теоретического и лекционного материала, а также основной и дополнительной литературы при подготовке к практическим занятиям, написании докладов;
• подготовка к контрольным работам по темам, предусмотренным программой дисциплины;
• выполнение индивидуальных заданий по отдельным темам дисциплины.
Этапы самостоятельной работы студентов:
1. поиск в литературе и изучение теоретического материала на предложенные преподавателем темы и вопросы;
2. анализ полученной информации из основной и дополнительной литературы;
3. запонимание терминов и понятий.