МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономика и управление

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение экономики и информационных технологий
Направление подготовки10.02.05. специальность Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость ЗЕТ
Учебный план10_02_05_ОбеспИнфБезАвтСистем-2022_9кл
Часов по учебному плану 38
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 4
индивидуальные консультации 2
контроль 8
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 4 4 4 4
Консультации 2 2 2 2
Часы на контроль 8 8 8 8
Итого 38 38 38 38

Программу составил(и):
Бортникова С.В.

Рецензент(ы):
преп, Кисиль М.С.

Рабочая программа дисциплины
Экономика и управление

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 10.02.05 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1553)

составлена на основании учебного плана:
Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение экономики и информационных технологий

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. экон. наук, Глубокова Людмила Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.дать будущим специалистам знания для принятия эффективных экономических решений и сформировать у них важнейшие навыки управленческой деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам
ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
ОК 04 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учётом особенностей социального и культурного контекста
ОК 06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения
ОК 09 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
ОК 11 Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере
ПК 1.4 Осуществлять проверку технического состояния, техническое обслуживание и текущий ремонт, устранять отказы и восстанавливать работоспособность автоматизированных (информационных) систем в защищенном исполнении
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.общие положения экономической теории, маркетинга и менеджмента;
основные элементы и технико-экономические показатели разработки бизнес-плана в области информационной безопасности;
сущность, содержание и функции управления, порядок выработки управленческого решения и организацию его выполнения;
формы и методы инструктажа и обучения сотрудников;
организационное обеспечение документирования управления персоналом и трудовой деятельности работников.
3.2.Уметь:
3.2.1.рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели бизнес-плана;
готовить технико-экономические предложения для организации закупок и ремонта оборудования;
принимать управленче¬ские решения;
организовывать деловое общение с различными категориями работников;
проводить инструктаж сотрудников
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Введение Лекции 5 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09, ОК 10, ОК 11, ПК 1.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Раздел 1. Экономика (Экономика предприятия)
2.1. Организация в условия рыночной экономики Лекции 5 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09, ОК 10, ОК 11, ПК 1.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.2. Подготовка к практическим занятиям, с использованием методических рекомендаций преподавателя Сам. работа 5 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09, ОК 10, ОК 11, ПК 1.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.3. Производственные ресурсы предприятия Лекции 5 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09, ОК 10, ОК 11, ПК 1.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.4. Расчет производственных ресурсов предприятия по заданным параметрам Практические 5 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09, ОК 10, ОК 11, ПК 1.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.5. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 5 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09, ОК 10, ОК 11, ПК 1.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.6. Основные показатели деятельности организации Лекции 5 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09, ОК 10, ОК 11, ПК 1.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.7. Расчет основных показателей деятельности предприятия по заданным параметрам. Практические 5 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09, ОК 10, ОК 11, ПК 1.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Раздел 2 Управление (Менеджмент)
3.1. Менеджмент: Сущность и характерные черты. Структура организации. Внешняя и внутренняя среда организации Лекции 5 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09, ОК 10, ОК 11, ПК 1.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.2. Планирование в системе менеджмента. Система методов управления Лекции 5 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09, ОК 10, ОК 11, ПК 1.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.3. Организация контроля на предприятии. Практические 5 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09, ОК 10, ОК 11, ПК 1.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.4. Управление конфликтами и стрессами Лекции 5 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09, ОК 10, ОК 11, ПК 1.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.5. Руководство: власть и партнерство Лекции 5 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09, ОК 10, ОК 11, ПК 1.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.6. Разработка системы коммуникации между руководителями и подчиненными в организации Практические 5 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09, ОК 10, ОК 11, ПК 1.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.7. Консультации 5 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09, ОК 10, ОК 11, ПК 1.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (практические задания, индивидуальные творческие задания, тесты ) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https:https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8482
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам
Закрытые вопросы
1. Содержание вопроса: Дайте общее определение понятию менеджмент
1. Менеджмент – это управление человеческими коллективами в процессе общественного производства
2. Менеджмент – это целенаправленный, осознанный процесс регулирования процессов производства для достижения целей организации
3. Менеджмент – это управление производственно-хозяйственными системами: предприятиями, фирмами, компаниями, хозяйственными обществами и т. д.
4. Менеджмент – это деятельность по подготовке, выработке и реализации управленческих решений
Правильный ответ: 4
2. Содержание вопроса: Главное содержание менеджмента – это:
1. Обеспечение эффективной деятельности организации по достижению ее целей
2. Интегрированный процесс выработки решений по использованию ресурсов производственно-хозяйственной системы для достижения ее целей
3. Организация деятельности аппарата управления производственно-хозяйственной системы
4. Управление производством, кадрами и финансами организации для достижения поставленных целей
Правильный ответ: 1,2,3,4
 
3. Содержание вопроса: Что является основными факторами развития менеджмента?
1. Разделение и кооперация труда, технико - технологический уровень производства
2. Особенности и общий уровень общества, уровень развития науки и технологий
3. Доминирующий способ общественного производства
4. Уровень развития информационно - технического обеспечения производства и оснащенности управленческого труда
Правильный ответ: 1,2,3,4
4. Содержание вопроса: Менеджмент как наука– это:
1. Комплекс знаний о методах и способах управления производством в производственно-хозяйственных системах
2. Междисциплинарная экономическая наука о способах подготовки, принятия и реализации управленческих решений в сфере производства
3. Система методологических приемов и способов для изучения предмета науки менеджмент
4. Отрасль знаний со специфическим предметом и методами изучения закономерностей
Правильный ответ: 1
5. Содержание вопроса: Что выступает предметом науки менеджмент?
1. Общественно-экономические отношения в сфере производства и распределения материальных благ
2. Отношения между людьми в процессе управления предприятиями и организациями
3. Методы подготовки, принятия и реализации управленческих решений
4. Методы регламентации обязанностей, полномочий и ответственности в менеджменте
Правильный ответ: 3
6. Содержание вопроса: Основное достижение классической теории управления:
1. Формирование системы закономерностей и принципов управления
2. Сглаживание противоречий между менеджментом и наемным трудом
3. Формирование научной системы взглядов на методологию менеджмента
4. Создание научно обоснованной системы организации труда на капиталистическом предприятии
Правильный ответ: 1
7. Содержание вопроса: Менеджмент, как наука об управлении, стала рассматриваться с появлением:
1. современных количественных методов обоснования управленческих решений
2. школы "человеческих отношений"
3. достижений психологической и социологической наук, оказывающих решающее воздействие на человека в системе управления
4. классической школы управления
Правильный ответ: 4
8. Содержание вопроса: Основное достижение классической теории управления:
1. Формирование системы закономерностей и принципов управления
2. Сглаживание противоречий между менеджментом и наемным трудом
3. Формирование научной системы взглядов на методологию менеджмента
4. Создание научно обоснованной системы организации труда на капиталистическом предприятии
Правильный ответ: 1,3
9. Содержание вопроса: Процессный подход рассматривает управление как
1. непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций
2. взаимодействие работников
3. определённую ситуацию
4. совокупность элементов системы
Правильный ответ: 1
10. Содержание вопроса: Делегирование – это
1. передача задач и полномочий другому лицу, которое добровольно берет на себя ответственность за их выполнение
2. поручение подчиненному выполнить конкретный объем работы
3. задание, которое руководитель дает каждому своему подчиненному
4. помощь, которую работник оказывает своему руководителю
Правильный ответ: 1

Открытые вопросы

11. Содержание вопроса: Назовите наиболее важную черту современной модели менеджмента
Правильный ответ: Быстрое изменение организационных форм производства и управления ими (ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).
12. Содержание вопроса: Ф. Тейлор является основателем….
Правильный ответ: школы научного менеджмента (ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).
13. Содержание вопроса: Менеджмент, как наука об управлении, стала рассматриваться с появлением
Правильный ответ: классической школы управления
14. Содержание вопроса: Представители какой школы использовали наблюдения, замеры, кинокамеру для усовершенствования операций ручного труда?
Правильный ответ: научного управления

15. Содержание вопроса: Существенные повторяющиеся объективные взаимосвязи явлений и процессов в хозяйственной деятельности – это
Правильный ответ: законы

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
Закрытые вопросы
1. Содержание вопроса: Что из перечисленного относится к внутренней среде предприятия:
1. конкуренты
2. персонал
3. поставщики
4. экономическая ситуация в стране
Правильный ответ: 2
2. Содержание вопроса: Что из перечисленного относится к внешней среде:
1. технология
2. структура предприятия
3. задачи
4. потребители
Правильный ответ: 4
3. Содержание вопроса: Что представляет собой перечень и количество выпускаемой им продукции (выполняемых работ и оказываемых услуг) для потребителей:
1. производственная программа
2. инновационная программа
3. структурная программа
4. экономическая программа
Правильный ответ: 1
4. Содержание вопроса: Применяются во внутрипроизводственном планировании для оценки трудоемкости единицы продукции и производственной программы:
1. натуральные измерители
2. трудовые измерители
3. производственные измерители
4. прогнозируемые измерители
Правильный ответ: 2
5. Содержание вопроса: Характеризуют производственную специализацию предприятия и его долю на рынке:
1. натуральные измерители
2. структура
3. доля рынка
4. уровень производства
Правильный ответ: 1
6. Содержание вопроса: В каком периоде развития человеческого общества возникает менеджмент как система закономерностей и принципов управления производством?
1. С времен, в которых возникала необходимость управления совместным трудом людей
2. В период формирования индустриального характера общественного производства
3. В период формирования капиталистического способа производства и широкого использования наемного труда
4. Менеджмент является неотъемлемой частью информационного общества
Правильный ответ: 3
7. Содержание вопроса: Что составляет основу методологии менеджмента?
1. Законы, закономерности и общенаучные методы познания диалектического материализма
2. Экономико-статистические и социологические методы исследования
3. Общенаучные методы анализа и синтеза, индукции и дедукции
4. Анкетирование, интервьюирование, социологические опросы в среде менеджмента и в трудовых коллективах
Правильный ответ: 3
8. Содержание вопроса: Основными функциям менеджмента являются
1. Мотивация и контроль
2. Организация и контроль
3. Планирование и анализ
4. Планирование, организация, мотивация, координация, контроль
Правильный ответ: 4
9. Содержание вопроса: Политические и социокультурные факторы относят
1. Внутренней среде организации
2. Внешней среде прямого воздействия
3. Внешней среде косвенного воздействия
4. Корпоративной культуре организации
Правильный ответ: 3
10. Содержание вопроса: Синергизм это
1. Совместное действие индивидов, при котором результат намного превосходит совокупную возможность отдельных ее исполнителей
2. Направление современного менеджмента
3. Метод мотивации работников
4. Период становления менеджмента
Правильный ответ: 1

Открытые вопросы
11. Содержание вопроса: Готовая продукция, предназначенная для реализации на сторону, а также для удовлетворения собственных нужд как производственного, так и непроизводственного характера …..
Правильный ответ: товарная продукция
12. Содержание вопроса: Выработка цели менеджмента, прогнозирование и перспективное планирование являются составными частями ______
Правильный ответ: стратегического управления
13. Содержание вопроса: Процесс стратегического планирования, предназначенный для контроля факторов, внешних по отношению к организации, с целью определения возможностей и опасностей это ___________
Правильный ответ: анализ внешней среды (ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).
14. Содержание вопроса: Полномочия, которые передаются от начальника непосредственно подчиненному и далее другим подчиненным называются _______
Правильный ответ: линейные полномочия
15. Содержание вопроса: Общий, всесторонний план достижения целей -это________
Правильный ответ: стратегия

ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
Закрытые вопросы
1. Содержание вопроса: Экономические методы воздействуют на личные интересы работников через:
1. правильно поставленную критику
2. заработную плату, премии, штрафы
3. ценообразование
4. дисциплину
Правильный ответ: 2
2. Содержание вопроса: Какая особенность не характерна для административных методов?
1. Являются наиболее сильным средством поддержания дисциплины и порядка на предприятии
2. Предопределяют, как правило, однозначное решение вопроса и не предоставляют исполнителю большой инициативы
3. Принадлежат к средствам волевого воздействия
4. Способствуют самореализации исполнителей
Правильный ответ: 4
3. Содержание вопроса: Социально-психологические методы действуют на основе
1. Экономических законов и закономерностей развития природы и общества
2. Формирования и развития общественного мнения относительно общественно и индивидуально значимых ценностей
3. Организационных отношений
4. Экономических интересов личности
Правильный ответ: 2
4. Содержание вопроса: На какие две группы подразделяются современные теории мотивации?
1. Классические, прогрессивные
2. Социальные, экономические
3. Содержательные, процессуальные
4. Теоретические, эмпирические
Правильный ответ: 3
5. Содержание вопроса: Что из перечисленного не относится к компетенции менеджеров среднего уровня?
1. Управление эффективностью деятельности сотрудников и инструктаж подчиненных.
2. Разработка стратегических планов
3. Планирование и распределение организационных ресурсов
4. Координация отдельных групп и управление межгрупповой эффективностью
Правильный ответ: 1,2

6. Содержание вопроса: Поступательное движение личности в какой-либо сфере деятельности, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью, называется в менеджменте термином
1. Самоменеджмент
2. Повышение квалификации
3. Маркетинг личности
4. Деловая карьера
Правильный ответ: 4

7. Содержание вопроса: Кадровый резерв - это:
1. Специалисты, оказывающие консультационные услуги по вопросам работы с кадрами
2. Группа работников: потенциально способных к определенной профессиональной деятельности; отвечающих требованиям, предъявляемым должностью; подвергшихся отбору и прошедших систематическую целевую квалификационную подготовку
3. Руководители и специалисты, владеющие современными формами и методами работы.
Правильный ответ: 2

8. Содержание вопроса: Карьера - это:
1. Форма гарантированной занятости;
2. Субъективно осознанные собственные суждения работника о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения трудом;
3. Предлагаемая организацией последовательность различных ступеней (должностей, рабочих мест, положений в коллективе), которые сотрудник потенциально может пройти.
4. Последовательность профессиональных ролей, статусов и видов деятельности в жизни человека
Правильный ответ: 2

9. Содержание вопроса: Система служебно-профессионального продвижения персонала представляет собой:
1. Последовательность профессиональных ролей, статусов и видов деятельности в жизни человека;
2. Результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом;
3. Совокупность средств и методов должностного продвижения персонала, применяемых в различных организациях.
4. Субъективно осознанные собственные суждения работника о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения трудом
Правильный ответ: 3
10. Содержание вопроса: Форма социальной деятельности, характеризующаяся наличием знаний, умений, навыков, способностей личности, называется
1. Работой
2. Профессией
3. Квалификацией
4. Специальностью
Правильный ответ: 2

Открытые вопросы
11. Содержание вопроса: Как называется система правил и норм, сложившихся в организационной системе и направленных на обеспечение гармоничного и эффективного включения сотрудников в жизнь организации?
Правильный ответ: кадровая политика
12. Содержание вопроса: Конкретные приемы и способы воздействия на процесс формирования и развития самого коллектива и отдельных работников являются методами____
Правильный ответ: социально-психологическими методами управления (ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).
13. Содержание вопроса: Лайман Портер и Эдвард Лоурел разработали комплексную теорию мотивацию. Согласно ей результаты достигнутые сотрудником зависят от …..

Правильный ответ: Затраченных усилий, способностей и особенностей работника, осознания своей роли в процессе труда (ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).
14. Содержание вопроса: Психологический или физиологический дефицит чего либо, отраженный в восприятии человека называется_______
Правильный ответ: потребность
15. Содержание вопроса: Создание внутреннего побуждения к действиям, направленным на достижение цели это?
Правильный ответ: мотивация

ОК 04 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
Закрытые вопросы
1. Содержание вопроса:
Правильный ответ:
2. Содержание вопроса: Доктрина Мэйо - это:
1. Иерархическая теория человеческих потребностей
2. Ситуационный подход к управлению
3. Теория человеческих отношений
4. Теория социальных систем
Правильный ответ: 3
3. Содержание вопроса: Что наиболее характерно для «японской» модели менеджмента?
1. Этатизм (огосударствление) отношений управления
2. Широкое развитие инициативы совершенствования методов управления и производства непосредственно в трудовых коллективах
3. Переход от сугубо частнокапиталистического производства к социальному партнерству
4. Широкое использование внутрифирменных методов совершенствования менеджмента и кадрового протекционизма
Правильный ответ: 2,4
4. Содержание вопроса: Что наиболее характерно для западноевропейской модели менеджмента?
1. Переход от сугубо частнокапиталистического производства к социальному партнерству
2. Индивидуализация отношений менеджмента и наемного персонала
3. Применение широкого спектра мер социальной защиты персонала
4. Создание систем участия наемных работников в распределении доходов предприятия
Правильный ответ: 2,4
5. Содержание вопроса: Назовите основные отличительные черты современного отечественного менеджмента
1. Этатизм (огосударствление) отношений управления
2. Быстрое развитие рыночных форм производства и управления
3. Низкий уровень социального сознания и широкое использование авторитарных методов управления
4. Незавершенность процесса экономических реформ и недостаточный уровень менеджмента
Правильный ответ: 3
6. Содержание вопроса: Отличительной чертой формальной организации является
1. Отсутствие единства в действиях ее членов
2. Жесткое давление на ее членов
3. Наличие должностных инструкций и предписаний
4. Сознательная координация действий двух или более лиц
Правильный ответ: 4
7. Содержание вопроса: Оказывает ли влияние неформальная структура организации на результаты её деятельности?
1. Не оказывает
2. Может значительно повлиять на результаты
3. Влияет несущественно
4. Никогда не влияет
Правильный ответ: 2
8. Содержание вопроса: Метод управления – это:
1. Совокупность приёмов и способов воздействия на управляемый опыт для достижения поставленных организацией целей
2. Существенные, повторяющиеся, объективные взаимосвязи явлений и процессов в хозяйственной деятельности
3. Совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определённую целостность
4. Область трудовой деятельности
Правильный ответ:1
9. Содержание вопроса: Организация – это
1. 1 человек
2. 2 человека, деятельность которых координируется для достижений общей цели
3. 3 человека
4. 2 человека, которые не рассматривают себя как часть группы
Правильный ответ: 2
10. Содержание вопроса: Отличительной чертой формальной организации является
1. Отсутствие единства в действиях ее членов
2. Жесткое давление на ее членов
3. Наличие должностных инструкций и предписаний
4. Сознательная координация действий двух или более лиц
Правильный ответ: 4

Открытые вопросы
11. Содержание вопроса: Заполните пропуск________ создаются не распоряжениями и постановлениями руководства, а членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, увлечениями, привычками и т.п.
Правильный ответ: неформальные группы
12. Содержание вопроса: Совокупность основных руководящих ориентиров, которым необходимо следовать в управленческой деятельности – это ….
Правильный ответ: принципы

13. Содержание вопроса: Совокупность приёмов и способов воздействия на управляемый опыт для достижения поставленных организацией целей это ….
Правильный ответ: метод управления
14. Содержание вопроса: Инструментом каких методов менеджмента является стиль руководства?
Правильный ответ: социально-психологических
15. Содержание вопроса: Взаимоотношения, обеспечивающие координацию действий работников, находящихся на одном уровне управления, являются …
Правильный ответ: горизонтальными связями управления

ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учётом особенностей социального и культурного контекста
Закрытые вопросы
1. Содержание вопроса: Что характеризуют горизонтальные связи организационной структуры управления?
1. Наличие совместно решаемых звеньями задач
2. Подчиненность и ответственность по всем вопросам
3. Подчиненность в рамках определенной функции
Правильный ответ: 1
2. Содержание вопроса: Невербальный метод коммуникации – это:
1. модуляция голоса и интонация
2. словесная форма общения
3. формулирование идеи или отбор информации
Правильный ответ: 1
3. Содержание вопроса: Что характеризует стиль руководства?
1. Форму взаимоотношений руководителей и подчиненных
2. Схему подчиненности и ответственности
3. Связь кооперации и координации
4. Технический норматив
Правильный ответ: 1
4. Содержание вопроса: Влияние или харизма руководителя согласно теории менеджмента должна осуществляться на основе
1. Власти, основанной на силе личных качеств и стиля руководителя
2. Функции управления;
3. Знаний и умения использовать формы морального поощрения;
4. Прямых связей с работником;
Правильный ответ: 1
5. Содержание вопроса: К основным методам управления персоналом относятся
1. Административные
2. Экономические 
3. Социально-психологические
4. Делегирование полномочий
Правильный ответ: 1,2,3
6. Содержание вопроса: В менеджменте недостатком авторитарного стиля управления является
1. Тенденция к сдерживанию инициативы
2. Жесткий контроль за выполнением заданий
3. Единство действий в кризисной ситуации
4. Делегирование полномочий
Правильный ответ: 1
7. Содержание вопроса: Неформальные связи в организации
1. Появляются тогда, когда формальные связи не выполняют своей роли
2. Существуют всегда
3. Являются основой формирования неформальной структуры организации
4. Появляются при авторитарном стиле управления
Правильный ответ: 3
8. Содержание вопроса: При исполнении функции организации руководитель должен (выберите правильные утверждения)
1. Проверить соответствие существующей организационной структуры управления новым
2. Установить показатели контроля деятельности подчиненных
3. Посредством организационных методов распределить задачи и ответственность среди исполнителей
4. Выбрать средства стимулирования подчиненны
Правильный ответ: 1,3
9. Содержание вопроса: Если в организации существует неформальная группа следует
1. Сотрудничать с ней
2. Выявить и уволить неформальных лидеров
3. Понизить премиальные выплаты членам этой группы
4. Наделить ее членов большей ответственностью
Правильный ответ: 1
10. Содержание вопроса: Власть – это
1. возможность влиять на поведение других, оказывая на них влияние, то есть воздействие, изменяющее поведение в нужную для организации сторону и побуждающее более эффективно работать
2. способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение каких-либо целей
3. харизма
Правильный ответ: 1

Открытые вопросы
11. Содержание вопроса: Какова роль субординации в деловом общении ______
Правильный ответ: поддерживать иерархическую структуру управления ((ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).
12. Содержание вопроса: Часть организации процесса управления, связанная с разработкой и установлением правил по регулированию порядка проведения какой-либо работы или деятельности является _______
Правильный ответ: регламентация
13. Содержание вопроса: Какой вид коммуникации в рамках организации не относится к восходящей коммуникации? ___
Правильный ответ: должностные инструкции
14. Содержание вопроса: Группа методов, оказывающих прямое директивное воздействие на систему в целом или на ее элементы _______
Правильный ответ: организационно – распорядительные
15. Содержание вопроса: Школа, в центре внимания которой человеческий фактор и отношения людей в процессе работы это ______
Правильный ответ: школа человеческих отношений

ОК 06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения
Закрытые вопросы
1. Содержание вопроса: Какой стиль поведения в конфликте целесообразен, когда решение очевидно и изменить его в Вашу пользу не представляется возможным?
1. Приспособление
2. Уклонение от конфликта
3. Совместная деятельность
4. Конкурентный стиль
Правильный ответ: 3
2. Содержание вопроса: Какой фактор, способствует выравниванию напряженности в конфликте:
5. Проявление интереса к проблемам партнера
6. Избежание пространственной близости и контакта глаз с партнером.
7. Обвинения, угрозы, наказания.
8. Принижение проблемы.
Правильный ответ: 1
3. Содержание вопроса: Что из перечисленного не является причиной конфликта в организациях
1. Возраст
2. Различия в целях
3. Нечеткое разделение обязанностей
4. Недостаток ресурсов
Правильный ответ: 1
4. Содержание вопроса: Делегирование – это
1. Передача задач и полномочий другому лицу, которое добровольно берет на себя
2. Поручение подчиненному выполнить конкретный объем работы
3. Задание, которое руководитель дает каждому своему подчиненному
4. Помощь, которую работник оказывает своему руководителю
Правильный ответ: 1
5. Содержание вопроса: К структурным методам управления конфликтами относятся
1. Уклонение
2. Общеорганизационные цели
3. Принуждение
4. Компромисс
5. Система вознаграждений
Правильный ответ: 2,5
6. Содержание вопроса: В процессе работы организации формальные и неформальные группы
1. Соперничают
2. Противостоят, конфликтуют друг с другом
3. Взаимодействуют друг с другом
Правильный ответ: 3
7. Содержание вопроса: Метод управления основанный на материальной заинтересованности работников
1. Административный
2. Организационно-правовой
3. Экономический
4. Социально-психологический
Правильный ответ: 3
8. Содержание вопроса: Стиль руководства – это
1. Способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение каких-либо целей
2. Совокупность конкретных способов воздействия руководителей на подчиненных
3. Возможность влиять на поведение других, оказывая на них влияние, то есть воздействие, изменяющее поведение в нужную для организации сторону и побуждающее более эффективно работать
Правильный ответ: 2
9. Содержание вопроса: Нарушения принципа единоначалия характерно для
1. Линейной структуры управления
2. Матричной структуры управления
3. Функциональной структуры управления
4. Дивизиональной структуры управления
Правильный ответ: 3
10. Содержание вопроса: К объективным причинам конфликта относятся
1. Неудовлетворительные коммуникации
2. Установки личности
3. Манера поведения
4. Взаимозависимость задач
5. Этические ценности
Правильный ответ:2, 5

Открытые вопросы
11. Содержание вопроса: Как называется процесс, при котором руководители поручают часть своих прав людям, ответственным перед ним, тем самым, преумножая свою власть?
Правильный ответ: делегирование полномочий
12. Содержание вопроса:
13. Иванов А.И. работает под вашим руководством 5 лет и несколько перерос свою должность. По объективным причинам карьерный рост не возможен. Доход Иванова А.И. достаточно высок, есть также комиссионные. Используя пирамиду потребностей А. Маслоу, найдите пути дополнительной мотивации сотрудника.
Правильный ответ: потребности признания и самоуважения

14. Содержание вопроса: Конкретная ценность, к обладанию которой стремятся противоборствующие стороны - это:
Правильный ответ: объект конфликта
15. Содержание вопроса: Требование к управленческому решению, согласно которому оно должно не отставать от потребностей задач управления в организации и не опережать их, в менеджменте называется
Правильный ответ: подчиненностью главной цели

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
Закрытые вопросы
1. Содержание вопроса: Что является основной целью управляющей системы?
1. поддержание и развитие управляемой системы в запланированном направлении при выполнении определенных количественных и качественных показателей и ограничений
2. Передача информации от руководителя подчиненному
3. Получение информации из внешней среды
Правильный ответ: 1

2. Содержание вопроса: Вербальная коммуникация осуществляется посредством передачи информации с помощью:
1. Речи
2. Мимики
3. Жестов
4. Все ответы верны
Правильный ответ: 1

3. Содержание вопроса: Коммуникации это
1. Процесс обмена информацией, ее смысловым значением
2. Передача информации от руководителя подчиненному
3. Получение информации из внешней среды
Правильный ответ: 1

4. Содержание вопроса: Система это
1. Некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристику целого
2. Совокупность элементов, каждый из которых не влияет друг на друга
3. Процесс обмена информацией в организации
Правильный ответ: 1
 
5. Содержание вопроса: Технология это
1. Средство преобразования сырья (люди, информация, физические материалы) в искомые продукты, услуги
2. Средство преобразования сырья (люди, информация, физические материалы) в искомые продукты, услуги
3. Способ изготовления деталей при производстве сложных изделий
Правильный ответ: 1
 
6. Содержание вопроса: В коммуникационном процессе выделяют следующие элементы
1. Отправитель и получатель
2. Сообщение и канал передачи
3. Отправитель, сообщение, канал, получатель
Правильный ответ: 3
 
7. Содержание вопроса: Обмен содержащими информацию знаками без использования слов
1. Обмен вербальной информацией
2. Обмен невербальной информацией
3. Обмен неформальной информацией
Правильный ответ: 2
 
8. Содержание вопроса: С точки зрения системного подхода в динамическом взаимодействии с внешней средой находятся ________ системы
1. Закрытые
2. Открытые
3. Структурированные
4. Технические
Правильный ответ: 2

9. Содержание вопроса: Понятие коммуникация характеризуется 
1. Передачей информации с целью получения ответа
2. Обмен информацией о идеях или переживаниях
3. Передача информации от источника во вне
4. Воссоздание информационных идей посредством ключевого символа или темы
Правильный ответ: 4
10. Содержание вопроса: Обратная связь - это вербальный или невербальный сигнал от получателя информации к его источнику, служащий ответом на инициирующее высказывание или поведение, выполняющий … или коррективную функцию. 
1. Комплиментарную
2. Поясняющую
3. Объяснительную
4. Сигнальную
Правильный ответ: 4

Открытые вопросы
11. Содержание вопроса: Какая школа зародилась во время Второй мировой войны и начала внедрять в управление такие науки как статистику, моделирование, математику?
Правильный ответ: школа количественных методов
12. Содержание вопроса: В системе управления организацией - субъект управления это____
Правильный ответ: управляемая подсистема
13. Содержание вопроса: При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Назовите второй этап?
Правильный ответ: кодирование и выбор канала

14. Содержание вопроса: Какие процессы сопровождают коммуникативный акт?
Правильный ответ: кодирование и декодирование информации
15. Содержание вопроса: Информационным критерием эффективности межличностной коммуникации является …….
Правильный ответ: близость смысла принятого сообщения к смыслу посланного сообщения (ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).

ОК 10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках 
Закрытые вопросы
1. Содержание вопроса: Оперативное планирование, как правило, осуществляется на срок до:
1. Одного месяца
2. Трех месяцев
3. Шести месяцев
4. Одного года
Правильный ответ: 4
2. Содержание вопроса: Какие принципы лежат в основе планирования
1. Гибкости
2. Непрерывности
3. Оперативности
4. Участия
5. Научности

Правильный ответ: 1,2,4
3. Содержание вопроса: Функция организации базируется на таких категориях
1. Полномочие, ответственность, делегирование 
2. Полномочие, ответственность
3. Полномочие, ответственность, стимулирование, делегирование
Правильный ответ: 1
6. Содержание вопроса: Укажите, какая из перечисленных ниже организаций является коммерческой 
1. Производственный кооператив;
2. Потребительский кооператив;
3. Благотворительный фонд
Правильный ответ: 1
4. Содержание вопроса: С какого момента фирма считается созданной?
1. С момента принятия устава;
2. С момента заключения учредительного договора;
3. С момента государственной регистрации.
Правильный ответ: 3
5. Содержание вопроса: Что является производственным результатом деятельности предприятия? 
1. Объем произведенной продукции;
2. Выручка от реализации продукции
3. Прибыль от реализации продукции.
Правильный ответ: 1
6. Содержание вопроса: Что следует включить в состав готовой продукции текстильного предприятия? 
1. Пряжу, потребленную на предприятии;
2. Пряжу, предназначенную для реализации другим предприятиям;
3. Готовую ткань;
4. Работы по текущему ремонту оборудования.
Правильный ответ: 2
7. Содержание вопроса: К чему стремятся предприятия-производители различных благ в рамках рыночных отношений? 
1. К обмену своих товаров на другие нужные им блага с целью получить дополнительный объем благ;
2. К возмещению издержек, связанных с производством своего товара;
3. К улучшению условий своего существования.
Правильный ответ: 1
8. Содержание вопроса: Что предполагает право собственности предприятия 
1. Право владения объектом собственности;
2. Право распоряжений и использования объектов;
3. Право владения, распоряжения и использования объектов собственности в целях и пределах, установленных законодательством.
Правильный ответ: 3
9. Содержание вопроса: Что является общим для всех организационно правовых форм собственности?
1. Принадлежность имущества предприятия группе физических и юридических лиц;
2. Принадлежность имущества предприятия одному владельцу – физическому лицу;
3. Принадлежность имущества предприятия группе совладельцев собственности.
Правильный ответ: 1
10. Содержание вопроса: Какая из форм коллективной собственности основана преимущественно на личном труде членов этого коллектива
1. товарищество;
2. кооперативы;
3. арендные предприятия.
Правильный ответ:2

Открытые вопросы
11. Содержание вопроса: Законодательные акты, регулирующие права и обязанности объекта управления и определяющие рамочные условия для функционирования предприятий, относятся к _______________ методам управления на макроуровне
Правильный ответ: административным
12. Содержание вопроса: Обязательство сотрудника выполнить поставленную задачу и отвечать за ее удовлетворительное исполнение - это ______
Правильный ответ: ответственность

13. Содержание вопроса: Основной и неограниченный источники валового и чистого дохода для каждого предприятия это
Правильный ответ: увеличение масштабов производства продукции и оказание услуг в пределах емкости рынка (ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).
14. Содержание вопроса: Главный фактор, который зависит от общей конъюнктуры рынка в конкурентной рыночной экономике
Правильный ответ: цена на продукцию (услуги)
15. Содержание вопроса: В каких случаях фирма признается банкротом?
Правильный ответ: неспособность удовлетворить за счет результатов своих текущих операций имущественные и денежные претензии кредиторов (ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).

ОК 11 Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере
Закрытые вопросы
1. Содержание вопроса: Величина, определяемая вычитанием из суммы активов организации, принимаемых к расчету, суммы ее обязательств, принимаемых к расчету.
1. чистые активы
2. баланс
3. оборотный капитал
4. основной капитал
Правильный ответ: 1
2. Содержание вопроса: Центральное звено управления, процесс разработки планов, программ и проектов на основе использования экономических законов и передового опыта.
1. прогнозирование
2. планирование
3. анализ
4. стратегия
Правильный ответ: 2
3. Содержание вопроса: Производительность - это
1. Достижение высоких количественных и качественных результатов с одновременным регулированием исходных факторов производства;
2. Показатель эффективности использования трудовых ресурсов;
3. Характеристика использования трудовых ресурсов; измеряется как отношение результата к затратам живого труда во всех сферах деятельности.
Правильный ответ: 2,3
4. Содержание вопроса: Назовите источники финансовых ресурсов предприятия:
1. Денежные вклады учредителей в уставной фонд;
2. Заемный капитал;
3. Собственные средства, коммерческий и банковский кредит.
Правильный ответ: 3
5. Содержание вопроса: Укажите, какие налоги не входят в издержки плательщика налога:
1. Налог на имущество и на землю
2. Налог на транспортные средства
3. Косвенные налоги
Правильный ответ: 3
1. Содержание вопроса: В каком документе отражаются данные учета рабочего времени в человеко-днях? 
1. Ведомости на зарплату
2. Отчетах руководителей подразделений
3. Табеле учета рабочего времени.
Правильный ответ:3
6. Содержание вопроса: Как определяется тарифный коэффициент при оплате труда? 
1. Соотношение уровня оплаты труда конкретного разряда к предыдущему
2. Соотношение уровня оплаты труда конкретного разряда к первому
3. Соотношение уровня оплаты труда определенного разряда к последующему.
Правильный ответ: 2
7. Содержание вопроса: Какие заемные средства могут использоваться фирмой длительное время?
1. Кредиторская задолженность поставщикам;
2. Прочие краткосрочные обязательства;
3. Долгосрочные кредиты банков.
Правильный ответ: 3
8. Содержание вопроса: В каких конкретных формах может быть представлен капитал предприятия в целом? 
1. Средства производства
2. Деньги
3. Товары
Правильный ответ: 1,2,3
9. Содержание вопроса: Что включается в имущество предприятия? 
1. Основной капитал
2. Оборотный капитал
3. Производственный капитал.
Правильный ответ: 1,2
10. Содержание вопроса: Какие из перечисленных объектов относятся к пассивной части основных производственных средств? 
1. Здания
2. Транспортные средства
3. Машины и оборудование
Правильный ответ: 1

Открытые вопросы
11. Содержание вопроса: Разница между совокупным доходом организации и бухгалтерскими (явными) издержками - это
Правильный ответ: бухгалтерская прибыль
12. Содержание вопроса: Разница между совокупным доходом и экономическими (явными и неявными) издержками - это
Правильный ответ: Экономическая прибыль

13. Содержание вопроса: Данный вид прибыли определяется вычитанием из валовой прибыли налогов, отчислений и других платежей
Правильный ответ: чистая прибыль
14. Содержание вопроса: Прибыль, включающая прибыль от реализации продукции, прибыль от реализации имущественных прав и внереализационные доходы, называется -
Правильный ответ: Валовая прибыль
15. Содержание вопроса: Оклад работника составляет 21 000 руб. в месяц. Количество рабочих дней в месяце — 24. Фактически работник отработал 21 день. Необходимо определить заработок за месяц.
Правильный ответ: 18375 рублей

ПК 1.4 Осуществлять проверку технического состояния, техническое обслуживание и текущий ремонт, устранять отказы и восстанавливать работоспособность автоматизированных (информационных) систем в защищенном исполнении

Закрытые вопросы
1. Содержание вопроса: Под принятием решения понимается:
1. Сознательный выбор действий из имеющихся альтернатив для достижения желаемых результатов
2. Способ побуждения людей для достижения определенных целей
3. Процесс формирования альтернатив
4. Процесс обмена информацией между двумя и более субъектами
Правильный ответ: 1
2. Содержание вопроса: Целью координации и регулирования, как общих функций менеджмента является?
1. Уточнение распределения обязанностей и ответственности менеджеров для устранения отклонений в ходе производства
2. Определение резервов, выделяемых предприятием, для выполнения дополнительных работ
3. Выяснение причин отклонения в выполнении плановых заданий
4. Повышение рентабельности продаж на новом сегменте рынка
Правильный ответ: 1
3. Содержание вопроса: Роль диагностики в процессе управления:
1. Позволяет определить проблему на основе оценки ситуации
2. Характеризует роль и значение человеческого фактора в управлении
3. Дает наиболее полную характеристику цели управления
4. Определяет необходимость и ценность информации для разработки управленческого решения
Правильный ответ: 1
5. Содержание вопроса: В системе управления контроль выполняет корректирующую функцию, заключающуюся в том, что на основе полученных результатов состояние и поведение объекта изменяются таким образом, чтобы обеспечивалась
1. Устойчивость его функционирования
2. Обратная связь с субъектом управления
3. Обработка информации о состоянии объекта
4. Прогнозная функция управления
Правильный ответ: 1
6. Содержание вопроса: Каким образом осуществляется текущий контроль в организации
1. Путем заслушивания работников организации на производственных совещаниях
2. Путем наблюдения за работой работников
3. С помощью системы обратной связи между руководящей и руководимой системами
Правильный ответ: 3
7. Содержание вопроса: Какие меры необходимо принять для сокращения потребности в контроле
1. Создавать организационные и социально-психологические условия для персонала
2. Создавать соответствующие социальные условия для персонала
3. Создавать соответствующие организационные условия для персонала
4. Постоянно совершенствовать систему стимулирования труда персонала
Правильный ответ: 1
8. Содержание вопроса: Контроль как функция менеджмента это:
1. Вид управленческой деятельности по обеспечению выполнения определенных задач и достижения целей организации
2. Наблюдение за работой персонала организации
3. Наблюдение за выполнением персоналом отдельных заданий
4. Постоянная проверка того, как организация осуществляет свои цели и корректирует свои действия
Правильный ответ: 3
9. Содержание вопроса: Процесс стратегического планирования, предназначенный для контроля факторов, внешних по отношению к организации, с целью определения возможностей и опасностей это
1. Процесс контроллинга
2. Анализ внешней среды
3. Анализ производственных операций
Правильный ответ: 2
10. Содержание вопроса Суть процессов управления заключается в:
1. Разработке и осуществлению определенных воздействий со стороны субъекта управления на те или иные объекты управления в процессе определенной целенаправленной деятельности
2. Отношениям руководителя-подчиненного
3. Распределении материальных ресурсов по горизонтальным и вертикальным уровням управления
Правильный ответ 1
Открытые вопросы
11. Содержание вопроса: Что делается на I этапе (диагностика проблемы) принятия рационального управленческого решения
Правильный ответ: собирается внутренняя и внешняя информация и анализируется (ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).
12. Содержание вопроса: Какой вид управленческого контроля связан с анализом и подбором ресурсов для осуществления производственного процесса? ___
Правильный ответ: предварительный контроль

13. Содержание вопроса: Процесс принятия решений начинается с _____
Правильный ответ: выявления проблемы
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).
14. Содержание вопроса: Принять управленческое решение означает
Правильный ответ: выбрать из нескольких вариантов действий по устранению проблемы наиболее приемлемый (ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).
15. Содержание вопроса: Функция ____________ состоит в количественной и качественной оценке и корректировке результатов работы организации
Правильный ответ: контроль

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения экзамена
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Представляет собой экзаменационный рейтинг Rэкз
Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Итоговое тест»
https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=344237
Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Экзамен «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 70 баллов и более.
за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 60 вопросов, студент может получить максимум 60 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Всего в банке тестовых заданий 288 тестовых заданий. При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов
Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,3 ·Rэкз
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов
Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. М. Магомедов Экономика организации : учебник для СПО М. : Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А.Чалдаева, Основы экономики организации. Практикум: учеб.пособие для СПО М. : Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
Л2.2 Л.А. Чалдаева, Основы экономики организации: учебник и практикум для СПО М. : Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Злектронный курс portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Список программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
213Н кабинет экономики и менеджмента; кабинет экономики, менеджмента и маркетинга; кабинет менеджмента и экономики организации; кабинет менеджмента и управления персоналом; кабинет экономики организации; кабинет менеджмента; кабинет экономической теории; кабинет экономики организации и управления персоналом – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 84 посадочных места; рабочее место преподавателя; трибуна; маркерная доска; интерактивная доска – 1 ед.; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: Acer) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы; тематические плакаты
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При реализации учебной дисциплины «Экономика и управление» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий:лекция–визуализация (презентация),лекция-беседа.
При проведении практических занятий:ситуационные методы (кейс-технологии, анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач), дискуссия.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в выполнении индивидуальных и групповых творческих заданий

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «Экономика и управление»
Для успешного овладения дисциплиной необходимо выполнять следующие требования:
-посещать все лекционные и практические занятия
-все рассматриваемые на лекциях и практических занятиях темы и вопросы обязательно фиксировать в тетради;
-обязательно выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или практических занятиях;
-в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо обязательно самостоятельно изучать соответствующий материал
При изучении дисциплины «Экономика и управление» обучающимся рекомендуется пользоваться лекциями по дисциплине; учебниками и учебными пособиями; периодическими изданиями по тематике изучаемой дисциплины, Рекомендуемый перечень литературы приведен в рабочей программе дисциплины «Экономика организации».
Запись лекции одна из основных форм активной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки.
ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Целью самостоятельной работы студентов является: овладение практическими знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по специальности, опытом творческой, исследовательской деятельности.
Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине предполагает:
-самостоятельный поиск ответов и необходимой информации по предложенным вопросам;
-выполнение заданий для самостоятельной работы;
-изучение теоретического и лекционного материала, а также основной и дополнительной литературы при подготовке к практическим занятиям, написании рефератов;
-подготовка к контрольным работам по темам, предусмотренным программой дисциплины;
-выполнение индивидуальных заданий по отдельным темам дисциплины

ПОДГОТОВКА К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическое занятие
При подготовке к практическому занятию по дисциплине «Экономика и управление» следует:
-внимательно изучить задание, определить круг вопросов;
-определить список необходимой литературы и источников, используя список, предложенный в рабочей программе дисциплины;
-изучить рекомендованную литературу.
Особое внимание необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов.
В процессе этой работы необходимо понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана и конспекта по изучаемому материалу (вопросу). План позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. Конспект составляется в свободной форме.
РАБОТА С НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
Грамотная работа с научной литературой, предполагает соблюдение ряда правил:
1.Ознакомление с оглавлением, содержанием предисловия или введения.
2.Чтение текста
3.Выяснение незнакомых слов, терминов, выражений, неизвестных имен, названий.
Научная методика работы с литературой предусматривает также ведение записи прочитанного. Это позволяет привести в систему знания, полученные при чтении, сосредоточить внимание на главных положениях, зафиксировать, закрепить их в памяти, а при необходимости вновь обратиться к ним.
Методические рекомендации по составлению конспекта
Конспект - сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности.
Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта. Выделите главное, составьте план, представляющий собой перечень заголовков, подзаголовков, вопросов, последовательно раскрываемых затем в конспекте.
Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного.

ПОДГОТОВКА К КОНТРОЛЬНЫМ РАБОТАМ
Контрольная работа - вид учебной и научно-исследовательской работы, отражающая знания, навыки и умения студента, полученные в ходе освоения дисциплины.
Цель контрольной работы- закрепление и углубление теоретических знаний по дисциплине «Экономика и управление», овладение студентами методикой решения экономических задач.
Этапы подготовки:
1.Внимательно прочитайте материал по конспекту, составленному на учебном занятии.
2.Прочитайте тот же материал по учебнику, учебному пособию.
3.Постарайтесь разобраться с непонятным, в частности новыми терминами.
4.Ответьте на контрольные вопросы для самопроверки, имеющиеся в учебнике.
5.Кратко перескажите содержание изученного материала «своими словами».
6.Выучите определения основных понятий, законов.
Критерии оценки:
-правильность ответов на вопросы;
-полнота и лаконичность ответа;
-способность правильно квалифицировать факты и обстоятельства,
-логика и аргументированность изложения.
НАПИСАНИЕ РЕФЕРАТА
Реферат–вид самостоятельной работы студента, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях.
Ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие элемент новизны.
Реферат может включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на определенную тему на семинарах, конференциях.
Регламент озвучивания реферата – 7-10 мин.
Этапы подготовки реферата:
1.Определить идею и задачу реферата.
2.Ясно и четко сформулировать тему или проблему. Она не должна быть слишком общей.
3.Найти нужную литературу по выбранной теме.
4.Составить перечень литературы, которая обязательно должна быть прочитана.
Только после предварительной подготовки следует приступать к написанию реферата. Прежде всего, составить план, выделить в нем части:
-введение – значение проблемы, ее актуальность;
-текстовое изложение материала с необходимыми ссылками на источники, использованные автором
-заключение
-список использованной литературы
СОСТАВЛЕНИЕ ТАБЛИЦ
Таблица - вид самостоятельной работы студента по систематизации объемной информации, которая сводится (обобщается) в рамки таблицы
Этапы составления таблицы:
1.изучить информацию по теме;
2.выбрать оптимальную форму таблицы;
3.информацию представить в сжатом виде
4.заполнить основные графы таблицы
Критерии оценки:
-соответствие содержания теме;
-логичность структуры таблицы;
-правильный отбор информации;
-наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного) характера изложения информации;
-соответствие оформления требованиям;
-работа сдана в срок.
СОЗДАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИЙ
Презентация - вид самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint.
Этот вид работы требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде.
Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint.
Презентация должна содержать не менее 15 многослойных слайдов с использованием возможностей анимации и различного оформления. Приветствуется наличие в презентации звукового сопровождения (комментариев) и реальных примеров (картинок).
После проведения демонстрации слайдов презентации студент должен дать личную оценку социальной значимости изученной проблемной ситуации и ответить на заданные вопросы.
Этапы подготовки презентации:
1.изучить материалы темы, выделяя главное и второстепенное;
2.установить логическую связь между элементами темы;
3.представить характеристику элементов в краткой форме;
4.выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы;
5.оформить работу и предоставить к установленному сроку.
Критерии оценки:
-соответствие содержания теме;
-правильная структурированность информации;
-наличие логической связи изложенной информации;
-эстетичность и соответствие требованиям оформления;
-работа представлена в срок