МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение экономики и информационных технологий
Направление подготовки10.02.05. специальность Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость ЗЕТ
Учебный план10_02_05_ОбеспИнфБезАвтСистем-2022_9кл
Часов по учебному плану 96
в том числе:
аудиторные занятия 62
самостоятельная работа 20
индивидуальные консультации 2
контроль 12
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 26 26 26 26
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 20 20 20 20
Консультации 2 2 2 2
Часы на контроль 12 12 12 12
Итого 96 96 96 96

Программу составил(и):
Преподавтель, Завьялов Алексей Александрович;

Рецензент(ы):
Преподаватель первая к.к., Косач Елена Владимировна;

Рабочая программа дисциплины
История

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 10.02.05 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1553)

составлена на основании учебного плана:
Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение экономики и информационных технологий

Протокол от 28.02.2023 г. № 5
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
кандидат экономических наук, доцент Глубокова Людмила Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование представлений об особенностях развития современной России и основных регионов мира на основе осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории второй половины 20 века-начала 21 века

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОГСЭ

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам
ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учётом особенностей социального и культурного контекста
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте
 номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности
 приемы структурирования информации
 формат оформления результатов поиска информации, современные средства и устройства информатизации
 порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности в том числе с использованием цифровых средств
 формат оформления результатов поиска информации, современные средства и устройства информатизации
 сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей
 О роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
3.2.Уметь:
3.2.1. выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы
 определять задачи для поиска информации
 определять необходимые источники информации
 планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию
 выделять наиболее значимое в перечне информации
 оценивать практическую значимость результатов поиска
 оценивать практическую значимость результатов поиска
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Развитие СССР и его место в мире в 1980-е гг.
1.1. Тема 1. СССР в годы Великой Отечественной войны Лекции 3 4 ОК 05 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. пр. 1. Кейс-задание: работа с историческими документами по Второй Мировой войне Практические 3 4 ОК 01, ОК 05 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Тема 2. Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине 80-х гг. Лекции 3 4 ОК 05 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.4. пр. 2. Сравнительный анализ дезинтеграционных процессов в Советском Союзе и странах Восточной Европы в период с 1985 по 1991 год Практические 3 2 ОК 01, ОК 02, ОК 05 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.5. пр. 3. Роль Гласности и Перестройки в дезинтеграционных процессах в Советском Союзе. Практические 3 2 ОК 01, ОК 02, ОК 05 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.6. пр. 4. Дезинтеграционные процессы в Германии и их влияние на объединение страны. Практические 3 2 ОК 01, ОК 02, ОК 05 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.7. пр. 5. Экономические аспекты дезинтеграции: разрушение плановой экономики в России и Восточной Европе Практические 3 2 ОК 01, ОК 02, ОК 05 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.8. пр. 6. Роль национализма в дезинтеграции: кейс Балтийских стран. Практические 3 2 ОК 01, ОК 02, ОК 05 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.9. пр. 7. Социокультурные изменения в результате дезинтеграции: влияние на общество и личное поведение. Практические 3 2 ОК 01, ОК 02, ОК 05 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Раздел 2. Россия и мир в конце XX - начале XXI века.
2.1. Тема 1. Постсоветское пространство в 90-е гг. XX века. Лекции 3 4 ОК 05 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.2. Тема 2. Россия на пост советском пространстве Лекции 3 4 ОК 05 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.3. пр. 8. Экономические реформы в постсоветском пространстве в 90-е годы: успешные и неудачные стратегии. Практические 3 2 ОК 01, ОК 05 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.4. пр. 9. Политические трансформации в постсоветском пространстве: сравнительный анализ. Практические 3 2 ОК 01, ОК 05 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.5. пр. 10. Социокультурные изменения в постсоветском пространстве в 90-е годы. Практические 3 2 ОК 01, ОК 05 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.6. пр. 11. Экономические отношения России с постсоветскими странами: торговля, инвестиции, энергетика Практические 3 2 ОК 01, ОК 05 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.7. пр. 12. Интеграционные инициативы России на постсоветском пространстве: от Евразийского союза до Содружества Независимых Государств. Практические 3 2 ОК 01, ОК 05 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.8. Тема 3. Россия и мировые интеграционные процессы Лекции 3 4 ОК 05 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.9. пр. 13. Влияние мировых санкций на участие России в интеграционных процессах. Практические 3 2 ОК 02, ОК 05 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.10. пр. 14. Роль России в международных интеграционных инициативах: возможности и вызовы Практические 3 2 ОК 02, ОК 05 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.11. пр. 15. Анализ партнерств России с крупнейшими мировыми игроками в контексте мировых интеграционных трендов, Практические 3 2 ОК 02, ОК 05 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.12. пр. 16. Оценка стратегии России в рамках Евразийского экономического союза. Практические 3 2 ОК 02, ОК 05 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.13. Тема 4. Развитие культуры в России. Лекции 3 4 ОК 05 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.14. Тема 5. Перспективы развития РФ в современном мире Лекции 3 2 ОК 05 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.15. Запись лекций Сам. работа 3 20 ОК 01, ОК 02, ОК 05 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.16. Текущая аттестация по семестру - тест Практические 3 2 ОК 01, ОК 02, ОК 05 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.17. Консультация по экзамену Консультации 3 2 ОК 01, ОК 02, ОК 05 Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (практические задания, индивидуальные творческие задания, тесты ) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11338
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированный зачет по итогам освоения дисциплины.
Тестовые задания:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам

Закрытые вопросы

1. Содержание вопроса: В послевоенный период (1945-1953 гг.) в СССР прошли следующие политические процессы. (выберите два верных варианта ответа):
1. «Ленинградское дело»;
2. «дело врачей»;
3. «шахтинское дело»;
4. «дело троцкистско-зиновьевского террористического центра».

Правильный ответ: 1, 2

2. Содержание вопроса: Понятие «новое политическое мышление», появившееся в период перестройки в СССР означает:
1. использование военной силы в решении спорных вопросов;
2. восстановление ""железного занавеса";
3. нормализация отношений Восток-Запад через разоружение;
4. свертывание торговых отношений со странами Запада.

Правильный ответ: 3

3. Содержание вопроса: Укажите название судебного процесса над нацистскими военными преступниками, проходившего в 1945-1946 годах
1. Варшавский процесс;
2. Нюрнбергский процесс;
3. Берлинский процесс;
4. Токийский процесс.

Правильный ответ: 2

Открытые вопросы

4. Содержание вопроса: Заполните пропуск в предложении. Авария на Чернобыльской АЭС произошла в … году

Правильный ответ: 1986

5. Содержание вопроса: Укажите фамилию первого Президента СССР
Правильный ответ: Горбачев

6. Содержание вопроса: Укажите событие, изображенное на картинке (в ответе запишите два слова)



Правильный ответ: бомбардировка Хиросимы

7. Содержание вопроса: Дополните предложение. Глобальное геополитическое, военное, технологическое, экономическое и идеологическое противостояние мирового масштаба в период с 1946 года до конца 1980-х между двумя блоками государств с различными социальными и экономическими системами - …

Правильный ответ: холодная война


ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

Закрытые вопросы

1. Содержание вопроса: Разработчиками программы «500 дней» являются: (выберите два верных варианта ответа):
1. А. Сахаров;
2. М. Горбачев;
3. Г. Явлинский;
4. С. Шаталин

Правильный ответ: 3,4

2. Содержание вопроса: Последствием августовских событий 1991 г. в СССР явилось:
1. укрепление СССР;
2. распад СССР и образование СНГ;
3. продолжение М.С. Горбачевым реформаторского курса;
4. усиление политического авторитета Президента СССР.

Правильный ответ: 2

3. Содержание вопроса: В Фултонской речи У. Черчилля говорилось:
1. об экономической помощи Англии странам Восточной Европы
2. о необходимости борьбы западных стран с военно-политическим влиянием СССР
3. о заключении военно-политического союза Англии и США с СССР для сохранения мира
4. о дружбе и сотрудничестве США И СССР

Правильный ответ: 2

Открытые вопросы

4. Содержание вопроса: Укажите страну, на которую напала гитлеровская Германия 1 сентября 1939 года

Правильный ответ: Польша

5. Содержание вопроса: Укажите год, когда произошло событие, изображенное на картинке



Правильный ответ: 2014

6. Содержание вопроса: Укажите, каковы были цели, созданного в 1955 году военно-политического союза европейских социалистических государств, при ведущей роли СССР (ОВД). Запишите ответ.

Правильный ответ: Обеспечение безопасности стран-участниц договора. Поддержание мира в Европе.
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).
7. Содержание вопроса: Укажите фамилию политического деятеля, изображенного на карикатуре



Правильный ответ: Гитлер


ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

Закрытые вопросы

1. Содержание вопроса: Укажите верные суждения о данном изображении. (выберите два верных варианта ответа):


1. Представленная на изображении монета была выпущена в 1965 году
2. Изображенный на монете памятник, находится в Москве
3. Автор, изображенного на монете памятника – М.М. Антокольский
4. Одним из элементов изображенного на монете памятника является поверженная фашистская символика

Правильный ответ: 1, 4

2. Содержание вопроса: В результате травли со стороны государства этот писатель отказался от Нобелевской премии по литературе
1. Б. Пастернак
2. А. Солженицын
3. А. Фадеев
4. М. Шолохов

Правильный ответ: 1

3. Содержание вопроса: Самое крупное танковое сражение в Великой Отечественной войне произошло в ходе:
1. Московской битвы;
2. Сталинградской битвы;
3. Курской битвы;
4. Битвы за Днепр

Правильный ответ: 3

Открытые вопросы

4. Содержание вопроса: Назовите негативные последствия распада СССР для бывших советских республик. Укажите не менее двух последствий.
Правильный ответ: Ослабление обороноспособности. Обострение межнациональных противоречий. Ухудшение социально-экономического положения.
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).
5. Содержание вопроса: Укажите фамилию руководителя СССР удостоенного Нобелевской премии мира

Правильный ответ: Горбачев

6. Содержание вопроса: Заполните пропуск в предложении. Данный плакат посвящен событиям …года



Правильный ответ: 1945

7. Содержание вопроса: Назовите российский фильм, удостоенный премии «Оскар» в 1995 году (ответ запишите в кавычках)

Правильный ответ: «Утомленные солнцем»

8. Содержание вопроса: Укажите фамилию человека изображенного на фотографии



Правильный ответ: Гагарин



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено


5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения экзамена
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Представляет собой экзаменационный рейтинг Rзач
Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Итоговое тест»
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11338
Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Зачет «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 50 баллов и более.
за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 30 вопросов, студент может получить максимум 30 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Всего в банке тестовых заданий 40 тестовых заданий. При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов
Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,3 ·Rэкз
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов
Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 ред. Хейфец В.Л. История новейшего времени : учебник и практикум для СПО Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М.Б. Некрасова История России: Учебник и практикум для СПО М: Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
Л2.2 Р.А. Крамаренко История России: Учебное пособие для СПО М: Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 История portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Список программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
211Н кабинет гуманитарных и социально-экономических дисциплин; кабинет социально-экономических дисциплин; кабинет гуманитарных и социальных дисциплин; кабинет междисциплинарных курсов – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; трибуна; передвижная маркерная доска; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: BenQ) – 1 ед.; экран (марка: Lumien) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы; тематические плакаты
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
414Н кабинет истории; кабинет основ философии - учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска маркерная; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: Epson) – 1 ед; экран (марка: ScreenMedia) – 1 ед.; карты по истории, раздаточные материалы
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При реализации учебной дисциплины История используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий:проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция-беседа.
При проведении практических занятий:дискуссии, кейс-задания.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в разработке презентаций, написании эссе, рефератов и др.
Посещение аудиторных занятий и подготовка к ним являются обязательными.

Лекциям принадлежит ведущая роль в изучении практически всех гуманитарных дисциплин, в том числе и Истории. Изучение каждой новой темы начинается с лекции. Она последовательно раскрывает важнейшие проблемы и особенности рассматриваемого исторического периода, дает конкретные методические советы студентам для самостоятельной работы.
Записывать следует кратко. Лекцию следует слушать внимательно, а записывать только существенное, например:
– какие проблемы в лекции ставятся и как они обосновываются;
– примеры, факты, документальные источники, архивные материалы, сведения из периодической печати, художественной литературы, кинофильмов;
– обобщающие положения и выводы лектора по каждому вопросу (проблеме).
При этом для облегчения записи лекции вполне допустимо делать сокращения фраз, слов, но с соблюдение одного непременного условия: сокращения нужно делать таким образом, чтобы были понятны записывающему и могли быть им в любой момент и быстро расшифрованы. Сокращения носят индивидуальный характер.
Обращайте внимание на оформление конспекта. Наиболее важные мысли и определения следует выделять. Для этого пользуйтесь подчеркиванием, особенно цветными карандашами или фломастерами; текст делите на абзацы, оставляйте место для доработки лекции. Доработка лекционного материала
Доработку записанных лекций следует проводить не откладывая, желательно в тот день, когда состоялась лекция. Так легче будет восстановить пропущенные записи в лекции, выделить основные положения.

По дисциплине История большая часть практических занятий проводится с использованием устного опроса студентов, для проверки уровня заний по теме. План устных практических занятий состоит из ряда тем, каждая из которых, в свою очередь, содержит блок проблем (вопросов) по истории. В течение семестра каждый студент должен подготовиться ко всем вопросам всех тем.
После вопросов темы следуют даты, термины и имена деятелей, знание которых обязательно для студентов СПО. Практические занятия необходимы для обобщения литературных источников, помогают студентам глубже усвоить теоретический материал, приобрести навыки творческой работы над историческими документами и первоисточниками.
Планы занятий, их тематика, рекомендуемая литература сообщаются преподавателем на лекционных занятиях.
При подготовке к практическому занятию по дисциплине История следует:
внимательно изучить задание, определить круг вопросов;
определить список необходимой литературы и источников, используя список, предложенный в рабочей программе дисциплины;
изучить рекомендованную литературу.
Особое внимание необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, В процессе этой работы необходимо понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана и конспекта по изучаемому материал(вопросу). План позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. Конспект составляется в свободной форме.
На заняитии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно первоисточникам, использовать знание художественной литературы и искусства, факты и наблюдения современной жизни и т.д.
Вокруг выступления могут разгораться споры, дискуссии, к участию в которых должен стремиться каждый. В заключении преподаватель, как руководитель занятия подводит итоги. Он может выборочно проверить конспекты студентов и если потребуется внести в них исправления и дополнения.

Самостоятельная работа является одним из основных методов глубокого, творческого изучения учебного материала.
Домашние и индивидуальные работы как вид самостоятельной работы, предполагают выполнение системы заданий, направленных на формирование практических умений и навыков по заданной тематике.
Рекомендации по выполнению заданий:
ознакомится с тематикой и содержанием задания.
изучить соответствующий материал, представленный в конспектах.
при необходимости, изучить дополнительный материал, имеющийся в основной и дополнительной литературе, представленной в программе.
проанализировать задания, выполненные в ходе практических занятий.
выполнить работу в установленые сроки.
Критерии оценки:
правильность выполнения работы (отсутствие фактических, логических и других ошибок);
полнота выполнения работы;
своевременность выполнения.
Задания выполненные позже установленного срока оцениваются минимальным количеством баллов.