МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в DevOps

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильУправление IT-проектами; ERP-системы и прикладное программирование
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz09_03_03_Прикладная информатика_Профили-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 90
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Лабораторные 10 10 10 10
Сам. работа 90 90 90 90
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. физ.-мат. наук, доцент, Журенков Олег Викторович

Рецензент(ы):
канд. техн. наук, доцент, Стерлягов Сергей Петрович

Рабочая программа дисциплины
Введение в DevOps

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 22.03.2022 г. № 8
Срок действия программы: 20222025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Трошкина Галина Николаевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 22.03.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Трошкина Галина Николаевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучить современные принципы и технологии построения ИТ-инфраструктуры предприятия с целью повышения эффективности процесса разработки ПО;
изучить современные технологии, методы и инструментальные средства, используемых для поддержки процессов разработки, сборки и интеграции программного обеспечения информационных систем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен выполнять моделирование архитектуры предприятия, разработку требований и проектирование программного обеспечения
ПК-1.1 Знает концепцию архитектуры предприятия, нотации моделирования бизнес-процессов и программного обеспечения
ПК-1.2 Умеет описывать архитектуру предприятия, разрабатывать модели бизнес-процессов, выполнять объектно- ориентированный анализ и проектирование программного обеспечения
ПК-1.3 Владеет инструментами моделирования архитектуры предприятия и е? элементов, технологией проектирования программного обеспечения по методологии MDA
ПК-2Способен выполнять работы по созданию, внедрению, сопровождению и модификации информационных систем в прикладных областях
ПК-2.1 Знает модели жизненного цикла и методологии созданию информационных систем
ПК-2.2 Умеет выполнять базовые работы по созданию, внедрению, сопровождению и модификации информационных систем в прикладных областях
ПК-2.3 Владеет технологиями создания, внедрения, сопровождения и модификации информационных систем в прикладных областях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.компоненты ИТ-инфрасруктуры предприятия;
особенности операционных систем (ОС) Linux/Unix;
основные принципы и команды CLI;
основы администрирования в ОС Linux/Unix;
основы построения компьютерных сетей;
основные инструменты разработчика;
принципы управления версиями и документацией;
основы Continuous Integration (CI).
3.2.Уметь:
3.2.1.устанавливать и настраивать основные инфраструктурные компоненты для проектирования и разработки информационных систем;
выполнять базовые функции администрирования ОС Linux/Unix;
работать с CLI и системными утилитами;
конфигурировать локальные сети;
устанавливать и настраивать инструменты разработчика и необходимые библиотеки;
управлять репозиторием проекта (локальным и удалённым);
генерировать документацию программного кода;
строить пайплайны для веб-приложений и API.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.современными технологиями построения и управления ИТ-инфраструктуры предприятия;
навыками работы и администрирования в ОС Linux/Unix;
навыками работы с Git/GitHub/GitLab и Doxygen;
навыками построения пайплайнов для веб-приложений и API.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в дисциплину
1.1. Введение. Основные понятия. ИТ-инфраструктура предприятия. Лекции 3 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.9
1.2. Чтение лекции и литературы. Сам. работа 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.9
Раздел 2. Вычислительная инфраструктура
2.1. Организация серверов. Виртуализация. Облачные вычисления. Сам. работа 3 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.1
2.2. Чтение лекции и литературы. Сам. работа 3 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.1
2.3. Основы виртуализации. Сам. работа 3 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1
2.4. Национальные особенности развития инфраструктуры. Отечественные технологические компоненты. Сам. работа 3 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1
2.5. Виртуализация XenServer. Лабораторные 3 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
2.6. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 3 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
2.7. Облачная инфраструктура. Сам. работа 3 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2
Раздел 3. Введение в сетевые операционные системы
3.1. Стеки сетевых протоколов. Адресация в IP-сетях. Утилиты для работы с сетью. Топология сетей. Сам. работа 3 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.10, Л1.2
3.2. Процессы в ОС. Отличительные особенности ОС Astra Linux, системные требования. Создание и настройка параметров ВМ; Установка Astra Linux на ВМ. Пользовательские интерфейсы в Astra Linux. Работа с графическим интерфейсом Astra Linux. Структура команд в Astra Linux. Командные оболочки. Работа в терминале Astra Linux: запуск, настройки, общие принципы. Astra Linux. Модель доступа к ресурсам в Astra Linux. Пользователи. Управление пользователями и правами доступа. Файловая система, root. Настройка сетевого подключения. SSH. Источники ПО в Astra Linux. Установка и удаление ПО. Управление процессами в Astra Linux. Понятие и основы написания файлов сценариев командной строки – shell-скриптов. Переменные среды. Текстовые Фильтры. Регулярные выражения в командах и скриптах. Операторы в bash Сам. работа 3 20 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.10, Л1.2
3.3. Корпоративная сеть. Сам. работа 3 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.10, Л1.2
3.4. Обеспечение безопасности. Управление доступом. Шифрование. Сам. работа 3 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.10, Л1.2
3.5. Чтение лекции и литературы. Сам. работа 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.10, Л1.2
3.6. Создание безопасной экспериментальной среды. Лабораторные 3 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.10, Л1.2
3.7. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 3 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.10, Л1.2
Раздел 4. Автоматизация процессов разработки ПО
4.1. Инструменты разработчика. Сам. работа 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.4, Л2.5, Л2.10, Л2.11
4.2. Развёртывание среды разработки. Лабораторные 3 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.10, Л2.11
4.3. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.10, Л2.11
4.4. Автоматизация документирования программного кода. Лекции 3 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.3
4.5. Чтение лекции и литературы. Сам. работа 3 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.3
4.6. Документирование программного кода с помощью Doxygen. Лабораторные 3 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.3
4.7. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.3
4.8. Управление изменениями. Контроль версий с использованием Git. Лекции 3 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.3
4.9. Чтение лекции и литературы. Сам. работа 3 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.3
4.10. Управление версиями с помощью Git. Лабораторные 3 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.3
4.11. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.3
4.12. Основы Continuous Integration (CI). Лекции 3 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.6, Л2.7, Л2.8, Л2.11
4.13. Чтение лекции и литературы. Сам. работа 3 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.6, Л2.7, Л2.8, Л2.11
4.14. Создание пайплайнов для веб-приложений. Лабораторные 3 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.6, Л2.7, Л2.11
4.15. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.6, Л2.7, Л2.11
4.16. Создание пайплайнов для API. Лабораторные 3 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.3, Л2.4, Л2.7, Л2.8
4.17. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.3, Л2.4, Л2.7, Л2.8

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале
«Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2181

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

ПК-1: Способен выполнять моделирование архитектуры предприятия, разработку требований и проектирование программного обесечения

1. Как называется виртуальный суперкомпьютер в виде группы соединённых с помощью сети слабосвязанных гетерогенных компьютеров, объединённых высокоскоростными каналами связи и представляющая с точки зрения пользователя единый аппаратный ресурс?
• Гипервизор
• Монитор виртуальных машин
• Кластер
• Аппаратная виртуализация
• Грид
• Паравиртуализация
2. Укажите элементы, которые относятся к публичной инфраструктуре. Выберите один или
несколько ответов:
• телекоммуникационные сети интернет-провайдера
• банковские сети
• система межведомственного электронного взаимодействия
• телекоммуникационные оборудование интернет-провайдера
• маршрутизаторы корпоративного ЦОДа
• сеть интернет
• локальная сеть
• корпоративный портал
• сервисы PaaS в частном облаке
5.3. В России есть несколько компаний, выпускающих операционные системы. Выберите один
ответ:
• Верно
• Неверно
5.4. Что такое NAS?
• система хранения данных прямого подключения
• сетевой компьютер для запуска приложений
• сетевое устройство хранения данных
• менеджер логических томов
• сеть хранения данных
5.5. Как называется концепция, смысл которой в использовании личных мобильных устройств
в рабочих целях?
Ответ:
11
5.6. Укажите компоненты технологической архитектуры.
Выберите один или несколько ответов:
• Сервисы данных
• Сетевые сервисы
• Перечень типов лицензий на операционные системы
• Вычислительная инфраструктура
• Прикладное программное обеспечение
• Список производителей оборудования
• Middleware
• Базы данных
• Сервисы безопасности
• Прикладные сервисы
5.7. Виртуализация серверов позволяет объединять несколько физических серверов в один
логический. Выберите один ответ:
• Верно
• Неверно
5.8. Как называется возможность увеличить вычислительную мощность сервера или операционной системы за счёт установки большего числа процессоров, оперативной памяти и
т. д. или их замены на более производительные?
Ответ:
9. Как называется семейство протоколов для высокоскоростной передачи данных?
• USB
• Fibre Channel
• SAS
• eSATA
• IEEE 1394
• ATA
• SATA
• SCSI
5.10. Как называется технология, реализованная фирмой Intel в своих чипсетах (начиная с
ICH6R)?
• RAID 50
• Matrix RAID
• RAID 7
• RAID 60
• RAID 10
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки к зачету:
1. Основные понятия ИТ-инфраструктуры предприятия.
2. Компоненты технологической архитектуры.
3. Оценка состояния и требований к технологической инфраструктуре.
4. Топология сетей.
5. Стеки сетевых протоколов. Модель OSI.
6. Структура стека TCP/IP.
7. Адресация в IP-сетях.
8. Утилиты для работы с сетью.
9. Организация серверов.
10. Надёжность серверов.
11. Производительность серверов. Масштабируемость серверов.
12. Мэйнфреймы.
13. Виртуализация.
14. Гипервизор.
15. Типы виртуализации.
16. Организация дисковой памяти. Понятие RAID, классификация RAID.
17. RAID 0, RAID 1, RAID 2, RAID 3.
18. RAID 4, RAID 5.
19. RAID 6, RAID 7, Matrix RAID.
20. Разновидности накопителей информации.
21. Интерфейсы жёстких дисков.
22. Понятие SAN, топологии SAN.
23. Системы хранения данных.
24. Центры обработки данных. Основные понятия.
25. Структура центра обработки данных. Отказоустойчивость.
26. Дополнительное оборудование ИТ инфраструктуры. Межсетевой экран. Балансировщик нагрузки.
27. Специализированное оборудование ИТ инфраструктуры. Концепция BYOD.
28. Национальные особенности развития инфраструктуры.
29. Первые итоги. Отечественные ОС.
30. Облачные вычисления.
31. IaaS, PaaS. Понятие частного и гибридного облака.
32. Разновидности облачных сервисов. Понятие публичного облака.
33. Облачные хранилища информации.
34. Развитие ИТ-инфраструктуры.
35. Возможности выбора для ИТ-инфраструктуры.
36. Сравнительный анализ затрат на организацию ИТ-инфраструктуры различных типов.
37. Традиционные компоненты типичной ИТ-инфраструктуры и их эквиваленты в облачной инфраструктуре.
38. Преимущества облачной инфраструктуры.
39. Примеры действующих облачных сервисов.
40. Описание ИТ-инфраструктуры.
41. Оценка состояния и требований к ИТ-инфраструктуре.
42. СХД EMC2 VNXe.
43. Физические и логические разделы дисковой памяти. LUN.
44. Резервное копирование данных. Снимки и клоны.
45. Unisphere для управления СХД EMC2 VNXe.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Зачтено: студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
Не зачтено: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы да

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Олейник А. И. ИТ-инфраструктура: Профессиональная литература Издательский дом Высшей школы экономики, 2012 biblioclub.ru
Л1.2 Колисниченко Д. Н. LINUX. Полное руководство По работе и администрированию: Уровень образования: Бакалавриат, Магистратура, Специалитет, Аспирантура Наука и Техника, 2021 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Долженко А.И. Управление информационными системами: М.: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2008 biblioclub.ru
Л2.2 Губарев В. В., Савульчик С. А., Чистяков Н. А. Введение в облачные вычисления и технологии: учебное пособие НГТУ //ЭБС "ONLINE", 2013 biblioclub.ru
Л2.3 Л. Рамальо Python. К вершинам мастерства: ДМК Пресс, 2016//ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Л2.4 Коэльо Л.П., Ричарт В. Построение систем машинного обучения на языке Python: Издательство "ДМК Пресс", 2016 e.lanbook.com
Л2.5 Гринберг М. Разработка веб-приложений с использованием Flask на языке Python: Издательство "ДМК Пресс", 2014 e.lanbook.com
Л2.6 Вестра Э. Разработка геоприложений на языке Python: Издательство "ДМК Пресс", 2017 e.lanbook.com
Л2.7 Митчелл Р. Скрапинг веб-сайтов с помощю Python: Самоучители и руководства Издательство "ДМК Пресс", 2016 e.lanbook.com
Л2.8 Шарден Б., Массарон Л., Боскетти А. Крупномасштабное машинное обучение вместе с Python: Учебные пособия Издательство "ДМК Пресс", 2018 //ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Л2.9 Данилин А. В., Слюсаренко А. И. ИТ-стратегия: Учебная литература для ВУЗов Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 biblioclub.ru
Л2.10 Гончарук С. В. Администрирование ОС Linux: Учебная литература для ВУЗов Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 biblioclub.ru
Л2.11 Персиваль Г. Python. Разработка на основе тестирования. Повинуйся Билли-тестировщику, используя Django, Selenium и JavaScript / перевод с английского А. В. Логунов.: Москва : ДМК Пресс, 2018 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 DevOps — ключевые идеи и практики | Yandex Cloud cloud.yandex.ru
Э2 Открытые системы osp.ru
Э3 Курс в Moodle "Введение в DevOps" portal.edu.asu.ru
Э4 Учебный центр SoftLine edu.softline.com
Э5 Git git-scm.com
Э6 IBM developerWorks developer.ibm.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Oracle VirtualBox/KVM;
дистрибутив GNU/Linux (любой, общего назначения, с поддержкой репозитория);
стандартный набор утилит Linux;
Apache;
MariaDB;
phpMyAdmin;
PostgreSQL;
pgAdmin;
GnuPG;
Git;
TeX Live,
Kile/TeXmaker,
doxygen+doxywizard;
Python3;
IDLE/Anaconda/Spider;
PEP8;
Flake8;
Pylint;
FastAPI;
Flask;
Visual Studio Code;
Firefox/Chrome/Chromium/Opera;
Libre Office/Open Office;
Okular/AcrobatReader.
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно).
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Образовательный портал АлтГУ http://portal.edu.asu.ru/
2. Электронный каталог НБ АлтГУ «Книги»: http://www.lib.asu.ru/app/elecat/elecat=index1?base=book
3. Издательство «Лань» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://e.lanbook.com/
4. Издательство «Юрайт» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://biblio-online.ru
5. ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
6. ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


На лекциях преподаватель знакомит слушателей с основными понятиями и положениями по текущей теме. На лекциях слушатель получает только основной объём информации по теме. Только посещение лекций является недостаточным для подготовки к лабораторным занятиям и экзамену. Требуется также самостоятельная работа по изучению основной и дополнительной литературы и закрепление полученных на лабораторных занятиях навыков.
Практические задания по темам выполняются на лабораторных занятиях в компьютерном классе. Если лабораторные занятия пропущены (по уважительной или неуважительной причине), то соответствующие задания необходимо выполнить самостоятельно и представить результаты преподавателю на очередном занятии, консультации или через образовательный портал.
Самостоятельная работа студентов – способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний, умений и навыков без непосредственного участия в этом процессе преподавателя.
Качество получаемых студентом знаний напрямую зависит от качества и количества необходимого доступного материала, а также от желания (мотивации) студента их получить. При обучении осуществляется целенаправленный процесс взаимодействия студента и преподавателя для формирования знаний, умений и навыков.
Все необходимые методические материалы размещены на образовательном портале АлтГУ
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2181.