МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Природно-ресурсный потенциал территории

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки38.04.01. Экономика
ПрофильПрикладная экономика
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планv38_04_01_Экономика_ПЭ-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 116
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 13
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 116 116 116 116
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Селезнева Е.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Природно-ресурсный потенциал территории

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.01 Экономика (приказ Минобрнауки России от 11.08.2020 г. № 939)

составлена на основании учебного плана:
38.04.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н. доцент Ненашева Г.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н. доцент Ненашева Г.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциалины "Природно-ресурсный потенциал территории" - ознакомление студентов с актуальными проблемами ресурсного обеспечения и природно-ресурсной безопасности на глобальном и региональном уровнях.
Задачи:
- изучить современные подходы к определению ПРП Териитории;
- освоить методы исследования ПРП территории;
- овладеть методами анализа ПРП.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен проводить бизнес-анализ развития территориальных систем различного уровня
ПК-1.1 Знает методологию бизнес-анализа развития территориальных систем различного уровня
ПК-1.2 Умеет проводить бизнес-анализ развития территориальных систем различного уровня
ПК-1.3 Владеет навыками представления результатов бизнес-анализа развития территориальных систем различного уровня
ПК-2Способен проектировать направления развития территориальных систем различного уровня и обеспечивать аналитическое сопровождение стратегии их развития
ПК-2.1 Знает экономические основы развития территориальных систем различного уровня истребования к аналитическому сопровождению стратегии ихразвития
ПК-2.2 Умеет проектировать направления развития территориальных систем различного уровня
ПК-2.3 Умеет обеспечивать аналитическое сопровождение стратегии ихразвития
ПК-2.4 Владеет способами и приёмами представления результатов аналитического сопровождение стратегии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знает методологию бизнес-анализа развития территориальных систем различного уровня;
ПК-2.1. Знает экономические основы развития территориальных систем различного уровня и требования
к аналитическому сопровождению стратегии их развития;
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2. Умеет проводить бизнес-анализ развития территориальных систем различного уровня;
ПК-2.2. Умеет проектировать направления развития территориальных систем различного уровня;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3. Владеет навыками представления результатов бизнес-анализа развития территориальных систем различного уровня;
ПК - 2.3. Умеет обеспечивать аналитическое сопровождение стратегии их развития.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Геосферы, ресурсы пространства и времени.
1.1. Геосферы, ресурсы пространства и времени. Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
1.2. Геосферы, ресурсы пространства и времени. Практические 2 4 Л1.1
1.3. Геосферы, ресурсы пространства и времени. Сам. работа 2 24 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Природно-ресурсный потенциал территории.
2.1. Основные подходы к определению понятия ПРП. Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
2.2. Различные подходы к определению ПРП. Практические 2 6 Л1.1
2.3. зарубежный опыт определения ПРП. Сам. работа 2 24 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Основные виды природных ресурсов.
3.1. Водные ресурсы териитории. Практические 2 6 Л1.1
3.2. Биоразнообразие как фактор безопасности. Сам. работа 2 24 Л2.2, Л1.1
3.3. Биоразнообразие как ресурс. Лекции 2 4 Л1.1
Раздел 4. Минерально-сырьевая безопасность.
4.1. Минерально-сырьевая безопасность. Лекции 2 2 Л1.1
4.2. Минерально-сырьевая безопасность. Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
4.3. Минерально-сырьевая безопасность. Сам. работа 2 24 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.4. Подготовка к зачету Сам. работа 2 20 Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-1: Способен проводить бизнес-анализ развития территориальных систем различного уровня

Тестовые задания (выбор одного из вариантов).

1. Что такое ресурсоведение?
а) межотраслевая дисциплина, изучающая закономерности формирования и пространственное размещение различных типов ресурсов;
б) наука, объектом которой служат полезные ископаемые находящиеся в толще грунта;
в) раздел географии, занимающийся ведением наблюдений за ресурсным потенциалом регионов

2. Под словом «ресурсы» понимают:
а) количество полезных материалов, залегающих в конкретной единичной площади;
б) любые источники и предпосылки получения необходимых людям материальных и духовных благ;
в) блага природы направленные на поддержание жизнедеятельности человека

3. Энергетические ресурсы это:
а) все доступные для промышленного и бытового использования источники разнообразных видов энергии: механической, тепловой, химической, электрической, ядерной;
б) особый вид полезных ископаемых, способных воспроизводить энергетический заряд за счёт своей переработки;
в) энергоресурс, который осуществляет выработку электрической энергии

4. Что относится к депонированным энергетическим ресурсам:
а) природный газ, уголь, нефть;
б) горючие сланцы, торф, залежи фосфоритов;
в) солнечная и космическая энергия

5. Укажите верное определение. Водные ресурсы это:
а) объекты водного потенциала, расходуемые в целях и интересах человеческих потребностей;
б) поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы;
в) водные потоки, направленные на сельскохозяйственную деятельность

6. Металлические и неметаллические руды, нерудные ископаемые относятся:
а) к неэнергетическим минеральным ресурсам;
б) к геоморфологическим ресурсам литосферы;
в) к ресурсам метаморфического происхождения

7. Что представляет собой ПРП (природно-ресурсный потенциал)?
а) общий комплекс всех биотических компонентов;
б) это часть природных ресурсов, которая может быть вовлечена в хозяйственную деятельность на конкретной территории при данных технических и социально-экономических возможностях общества с условием сохранения среды жизни человека;
в) часть биосферы, отвечающая за процессы жизнедеятельности, происходящие в природе

8. Ресурсообеспеченность – это
а) соотношение величины запасов ресурсов с размерами их использования;
б) соотношение размеров использования к величине запасов ресурсов;
в) отношение объемов всего количества используемых ресурсов к общим затратам на добычу и восстановление

9. Разновидность опроса, в ходе которого респондентами являются эксперты - высококвалифицированные специалисты в определенной области деятельности – является методом
а) статистическим;
б) социального мониторинга;
в) экспертных оценок

10. Ископаемые, которые извлекают из недр Земли, принято называть ресурсами
а) литосферными;
б) метаморфическими;
в) минеральными

11. Выберите список стран, обладающих наибольшими запасами угля
а) Аргентина, Ливия, Польша;
б) Россия, США, Китай;
в) ЮАР, Испания, Колумбия

12. Лидирующая страна по разведанным запасам нефти
а) Саудовская Аравия;
б) Иран;
в) Кувейт

13. По каким категориям принято учитывать энергетические топливные ресурсы
а) общегеологических и разведанных;
б) традиционных и оценённых;
в) прогнозных и статистических

14. Выберите страны, лидирующие по разведанным запасам природного газа
а) Нигерия, США, Ирак;
б) ОАЭ, Саудовская Аравия, Польша;
в) Россия, Иран, Катар

15. Какие полезные ископаемые всегда генетически связаны с осадочными отложениями, а также магматического и метаморфического происхождения
а) металлические;
б) неметаллические;
в) вулканические

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. а;
2. б;
3. а;
4. а;
5. б;
6. а;
7. б;
8. а;
9. в;
10. в;
11. б;
12. а;
13. а;
14. в;
15. а

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом). Дополните следующие предложения или ответьте на вопросы:

1. Напишите три страны, лидирующие по запасам железных руд
Ответ: Россия, Австралия, Бразилия

2. Напишите, что относится к нерудным полезным ископаемым?
Ответ: поваренная и калийная соли, фосфориты, сера

3. Источниками чего являются уран, торий и радиоактивный калий?
Ответ: главными источниками разогрева недр планеты

4. Что является главным богатством глубоководного ложа?
Ответ: железомарганцевые конкреции

5. Какой район в России является основным по добыче нефти?
Ответ: Западно-Сибирский

6. Что относится к неисчерпаемым ресурсам?
Ответ: энергия приливов и отливов

7. Укажите наиболее обеспеченные лесными ресурсами страны:
Ответ: США, Россия, Канада

8. Напишите страны, с наиболее высоким гидроэнергетическим потенциалом:
Ответ: Китай, Россия, США

9. Укажите залив, имеющий крупные запасы нефти.
Ответ: Персидский

10. Какой объем мировых запасов пресной воды сосредоточен на территории России?
Ответ: 20%

11. В какой части России растет меньше всего лесов?
Ответ: Европейская часть

12. Укажите страну, обладающую наибольшими запасами нефти
Ответ: Саудовская Аравия

13. Укажите, что относится к рудным полезным ископаемым?
Ответ: руды цветных и черных металлов

14. Что относится к исчерпаемым ресурсам?
Ответ: полезные ископаемые, минеральные, земельные ресурсы, ресурсы растительного и животного мира

15. Что относится к возобновляемым ресурсам?
Ответ: ресурсы растительного и животного мира, плодородие почв, пресная вода, воздух

16. Что такое природные ресурсы?
Ответ: это объекты и силы природы, используемые человеком для поддержания своего существования. К ним относятся солнечный свет, вода, почва, воздух, полезные ископаемые, энергия приливов и отливов, сила ветра, растительный и животный мир, внутриземная теплота и др.

17. Что такое природопользование?
Ответ: процесс эксплуатации природных ресурсов в целях удовлетворения материальных и культурных потребностей общества

18. Укажите природные ресурсы, относящиеся к исчерпаемым возобновимым
Ответ: почвенно-земельные ресурсы, полезные ископаемые, пресная вода и морские воды Мирового океана

19. Что используется для получения электрической и паровой энергии?
Ответ: гидротермы

20. Дайте определение полезным ископаемым
Ответ: природные минеральные образования земной коры, которые могут быть эффективно использованы в сфере материального производства.

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-2: Способен проектировать направления развития территориальных систем различного уровня и обеспечивать аналитическое сопровождение стратегии их развития

Тестовые задания (выбор одного из вариантов).


1. Что представляет собой ПРП (природно-ресурсный потенциал)?

а) общий комплекс всех биотических компонентов;
б) это часть природных ресурсов, которая может быть вовлечена в хозяйственную деятельность на конкретной территории при данных технических и социально-экономических возможностях общества с условием сохранения среды жизни человека;
в) часть биосферы, отвечающая за процессы жизнедеятельности, происходящие в природе

2. Под словом «ресурсы» понимают:
а) количество полезных материалов, залегающих в конкретной единичной площади;
б) любые источники и предпосылки получения необходимых людям материальных и духовных благ;
в) блага природы направленные на поддержание жизнедеятельности человека

3. Энергетические ресурсы это:
а) все доступные для промышленного и бытового использования источники разнообразных видов энергии: механической, тепловой, химической, электрической, ядерной;
б) особый вид полезных ископаемых, способных воспроизводить энергетический заряд за счёт своей переработки;
в) энергоресурс, который осуществляет выработку электрической энергии

4. Что относится к депонированным энергетическим ресурсам:
а) природный газ, уголь, нефть;
б) залежи фосфоритов;
в) солнечная и космическая энергия

5. Укажите верное определение. Водные ресурсы это:

а) объекты водного потенциала, расходуемые в целях и интересах человеческих потребностей;
б) поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы;
в) водные потоки, направленные на сельскохозяйственную деятельность

6. Металлические и неметаллические руды, нерудные ископаемые относятся:
а) к неэнергетическим минеральным ресурсам;
б) к геоморфологическим ресурсам литосферы;
в) к ресурсам метаморфического происхождения

7. Ресурсообеспеченность – это
а) соотношение величины запасов ресурсов с размерами их использования;
б) соотношение размеров использования к величине запасов ресурсов;
в) отношение объемов всего количества используемых ресурсов к общим затратам на добычу и восстановление

8. Разновидность опроса, в ходе которого респондентами являются эксперты - высококвалифицированные специалисты в определенной области деятельности – является методом
а) статистическим;
б) социального мониторинга;
в) экспертных оценок

9. Ископаемые, которые извлекают из недр Земли, принято называть ресурсами
а) литосферными;
б) метаморфическими;
в) минеральными

10. Выберите список стран, обладающих наибольшими запасами угля
а) Аргентина, Ливия, Польша;
б) Россия, США, Китай;
в) ЮАР, Испания, Колумбия

11. Лидирующая страна по разведанным запасам нефти
а) Саудовская Аравия;
б) Иран;
в) Кувейт

12. По каким категориям принято учитывать энергетические топливные ресурсы
а) общегеологических и разведанных;
б) традиционных и оценённых;
в) прогнозных и статистических

13. Выберите страны, лидирующие по разведанным запасам природного газа
а) Нигерия, США, Ирак;
б) ОАЭ, Саудовская Аравия, Польша;
в) Россия, Иран, Катар

14. Какие полезные ископаемые всегда генетически связаны с осадочными отложениями, а также магматического и метаморфического происхождения
а) металлические;
б) неметаллические;
в) вулканические

15. Выберите первые три страны, лидирующие по запасам железных руд
а) Россия, Австралия, Бразилия;
б) ЮАР, Бразилия, Китай;
в) Россия, США, Китай

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. б;
2. б;
3. а;
4. а;
5. б;
6. а;
7. а;
8. в;
9. в;
10. б;
11. а;
12. а;
13. в;
14. а;
15. а.

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
Дополните следующие предложения или ответьте на вопросы:

1. Как называют тела и силы природы, которые существенны для жизни и деятельности человека, но непосредственно не используются им в производственной деятельности?
Ответ: природные условия
2. Упорядоченную совокупность сведений о природном, правовом, хозяйственном, экономическом и производственном положении земельной собственности называют:
Ответ: земельным кадастром

3. Важнейшую группу ресурсов, используемых в процессе производства товаров и услуг, называют:
Ответ: экономическими ресурсами

4. Кто из отечественных ученых первым сформулировал концепцию природного потенциала?
Ответ: Н.А. Солнцев

5. По запасам какого вида полезных ископаемых Россия занимает первое место в мире:
Ответ: газа

6. Как называется система наблюдений за состоянием литосферы в условиях
многолетней мерзлоты:
Ответ: геокриологический мониторинг

7. Как называется совокупность всех форм и видов использования водных ресурсов в общей системе природопользования?
Ответ: водопользование

8. Что является господствующей мировой тенденцией земельных ресурсов:
Ответ: сокращение

9. Основной проблемой в области охраны земельных ресурсов является...
Ответ: эрозия

10. Что является наиболее продуктивной растительной формацией на Земле:
Ответ: леса

11. К какой группе относятся леса многолесных районов, имеющих преимущественно эксплуатационное значение?
Ответ: 3 группа

12. Как называется вид природопользования, связанный с использованием ресурсов животного мира?
Ответ: промысловое

13. К какому виду лесопользования относят заготовку дикорастущих плодов, ягод, грибов?
Ответ: побочное
14. Как называют социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы е занята в производстве?
Ответ: безработица

15. Совокупность сведений в различных областях называют:
Ответ: информацией

16. Что такое природно-ресурсный потенциал?
Ответ: совокупность природных ресурсов территории, которые могут быть вовлечены в хозяйственный оборот с учётом экономической целесообразности и возможностей научно-технического прогресса

17. Как классифицируются природные ресурсы по их производственному
назначению?
Ответ: по виду природных ресурсов и отраслям хозяйства

18. Какие классификации природных ресурсов вы знаете?
Ответ: по происхождению, по исчерпаемости, по возможности восстановления,
по возможности замены, по виду использования в народном хозяйстве, по возможности использования, по взаимоотношению видов использования, по величине запасов и экономической значимости ресурса, по характеру торговли,
по целесообразности использования, по степени разведанности.

19.Укажите залив, имеющий крупные запасы нефти
Ответ: Персидский

20.Приведите примеры природных ресурсов.
Ответ: воздух, солнце, ветер, вода, земля, лес, естественные строительные материалы, полезные ископаемые и др.

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов:

1. Познание природных законов, стереотипы и мифы
2. Развитие наук – борьба идеологического освещения явлений и событий. Основные концепции устойчивого развития: ресурсно-техносферная, биосферная, ноосферная (коэволюционная).
3. Классификации катастрофических ситуаций и катастроф.
4. Ресурсные функции геосфер
5. Восстановительный потенциал исчерпаемых и неисчерпаемых ресурсов. Зависимость атмосферных ресурсов от природных и антропо-генных воздействий.
6. Межгеосферный обмен веществ и энергий
7. Современное состояние ландшафтов, роль антропогенных ландшафтов.
8. Динамика изменений политкарты мира.
9. Теория малых стран Б.Н. Зимина.
10. Историческое место и время стран – гигантов.
11. Направленность территориальных изменений в хозяйственной деятельности. Причины и следствия.
12. Внутренние и внешние часы.
13. Биотические ритмы.
14. Ритмы и колебания в пассивных системах.
15. Соотношение внешних и внутренних факторов биологических ритмов.
16. Адаптация животных и человека к природной среде и ко времени. Глобальный экологический кризис как следствие отличий темпов адаптации и толерантности.
17. Ритмика исторического процесса.
18. Временные ряды и циклы.
19. Интегрированная скорость развития цивилизаций и отклонения от нее. Дефицитность ресурса времени и его значение для дифференцированного развития.
20. Территориальная безопасность России
21. Климатическая позиция распределение земельных угодий по природным зонам.
22. Неравномерность заселения Мира.
23. Задворки мирового хозяйства.
24. Трансформации хозяйственного пространства России в поре-форменный период
25. Соотношение освоенных и неосвоенных земель.
26. Экологическое донорство.
27. Современное состояние водных ресурсов
28. Состояние пресноводных биологических видов. Годовой забор грунтовых вод.
29. Ветланды и их роль в природной очистке вод.
30. Процессы, снижающие качество поверхностных вод
31. Экономия водных ресурсов – важнейшее направление водо-пользования.
32. Возможности экономии вод в сфере производства продуктов питания.
33. Формирование химического состава вод под влиянием при-родно-техногенных факторов.
34. Процессы формирования естественных гидрогеохимических провинций.
35. Техногенные процессы формирование качественного состава подземных вод.
36. Влияние антропогенных факторов на формирование гидрогео-химических провинций.
37. Взаимосвязи поверхностных и подземных вод.
38. Типы подземных вод по характеру их использования – минеральные, теплоэнергетические, промышленные, хозяйственно-питьевые. Современное состояние экологических водных проблем.
39. Концепции и модели биоразнообразия
40. Географические закономерности разнообразия видов
41. Временные аспекты биоразнообразия
42. Видовое богатство палеонтологической летописи. Палеоэкология.
43. Измерение и оценка биологического разнообразия
44. Основные факторы возможного сокращения биоразнообразия. Антропогенное давление на биоразнообразие
45. Глобальное энергопотребление.
46. Потребление энергии в России, ее динамика и эффективность. Структуры энергобаланса традиционных видов энергии
47. Состояние добычи энергоресурсов в России, их рентабельность: газ, нефть, уголь, гидроресурсы.
48. Прогнозы развития энергетики.
49. Трансгенные растения в сельском хозяйстве.
50. Биотехнологическое применение трансгенных животных.
51. «Просчеты» генетики.
52. Генетические загрязнения. Утечка ГМ-растений в культуры традиционной селекции.
53. Общая энергетическая обстановка в мире и России.
54. Повседневная реальность захламления планеты РАО.
55. Обзор состояния и тенденций развития атомной энергетики.
56. Стоимость электроэнергии от различных источников.
57. Атомно-энергетическая безопасность России.
58. Доля глобального потребления и населения в различных регионах.
59. Состояние продовольственной безопасности России.
60. Состояние сельского хозяйства и его отраслей в России.
61. Эпидемии и болезни, связанные с использованием мясной и молочной продукции.

Критерии оценивания
В ходе проверки оценивается:
1. Полнота изложения теоретического материала;
2. Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий);
3. Самостоятельность ответа;
4. Культура речи.
Каждая позиция оценивается 1 баллом.
Оценивание работы в целом:
«5» – 3,6–4 балла.
«4» – 2,8–3,5 балла.
«3» – 2–2,7 балла.
«2» – менее 2 баллов.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу.
Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА:
1) Понятие термина «ресурсы». Классификации ресурсов.
2) Основные ресурсоведческие законы. Энтропия.
3) Классификация энергетических ресурсов. Топливные ресурсы (нефть, газ, уголь).
4) Гидроэнергетические ресурсы (использование, распределение, экологические проблемы).
5) Атомная энергетика (использование, распределение, экологические проблемы).
6) Альтернативные источники энергии (приливная, геотермальная, солнечная, ветровая энергии).
7) Энергетические ресурсы России и Алтайского края.
8) Классификации минерально-сырьевых ресурсов. Понятие месторождения полезного ископаемого.
9) Минерально-сырьевые ресурсы мира, России, Алтайского края (состояние на данный момент, степень освоенности, прогнозные оценки).
10) Экологические последствия добычи и использования минерально-сырьевых ресурсов.
11) Антропогенное преобразование ландшафтов и способы снижения нагрузки на ландшафты.
12) Мероприятия по увеличению комплексности использования ресурсов.
13) Звенья круговорота воды (атмосферное, океаническое, литосферное, почвенное, речное, озёрное, ледниковое, биологическое).
14) Водный баланс. Уравнение водного баланса М.И. Львовича. Элементы водного баланса.
15) Водные ресурсы России и Алтайского края (современное состояние, проблемы использования, перспективы развития).

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА:
16) Антропогенное загрязнение водоемов. Методы борьбы с антропогенным загрязнением водоёмов (химические, биологические, физические).
17) Обеспеченность водными ресурсами стран на 1 км2 и на душу населения. Структура водопотребления.
18) Состояние почвенного покрова мира. Распределение почвенного фонда на Земле.
19) Почвенные ресурсы мира, России, Алтайского края (современное состояние, проблемы использования, перспективы развития).
20) Качественные показатели почвенного покрова. Экологические функции почв.
21) Основные причины деградации почвенного покрова: эрозия, дефляция, опустынивание, вторичное засоление, химическая и физическая деградации, закисление почв. Мероприятия, направленные на предотвращение данных причин деградации.
22) Лесные ресурсы мира. Распределение лесных ресурсов на Земле (современное состояние, проблемы использования, перспективы развития).
23) Лесные ресурсы России и Алтайского края (современное состояние, проблемы использования, перспективы развития).
24) Методы и темпы восстановления лесов.
25) Растительные ресурсы низших растений. Ресурсы водорослей, лишайников, грибов. Ресурсы лекарственных трав Алтайского края.
26) Состояние зоологических ресурсов в мире. Биологическое разнообразие.
27) Проблема сохранения генетического фонда планеты. Создание особо охраняемых территорий.
28) Животные ресурсы мира, России, Алтайского края (современное состояние, проблемы использования, перспективы развития).
29) Понятие и сущность экономических оценок естественных ресурсов.
30) Экономическая оценка отдельных видов естественных ресурсов: минерально-сырьевых, лесных, сельскохозяйственных, водных.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лузгин, Б. Н Природно-ресурсная безопасность: учеб. пособие для студентов и магистрантов вузов АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Барышников Г.Я.,Отто О.В. Природно-ресурсный потенциал переходных зон горных сооружений (на примере Алтайского края): Монография Изд-во АлтГУ, 2007
Л2.2 Барышников Г.Я.,Красослободцева Н.А. Природно-хозяйственный каркас переходной зоны Алтая: монография Изд-во АлтГУ, 2012 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Экология и жизнь. Научно-популярный и образовательный журнал. www.ecolife.ru/
Э2 Курс в Moodle «Природно- ресурсный потенциал территории» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС "Университетская библиотека online"-http://www.biblioclub.ru
ЭБС "Лань" - http://e.lanbook.com /
ЭБС "Юрайт" - https://biblio-online.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа над конспектом лекции
Основу теоретического обучения студентов составляют лекции. Они дают систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их активной познавательной деятельности, творческого мышления, развитию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные).
Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Осуществляя учебные действия на лекционных занятиях, студенты должны внимательно воспринимать действия преподавателя, запоминать складывающиеся образы, мыслить, добиваться понимания изучаемого предмета, применения знаний на практике, при решении учебно-профессиональных задач. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. В процессе работы на лекции необходимо так же выполнять в конспектах модели изучаемого предмета (рисунки, схемы, чертежи и т.д.), которые использует преподаватель.
Непременным условием глубокого усвоения учебного материала является знание основ, на которых строится изложение материала. Обычно преподаватель напоминает, какой ранее изученный материал и в какой степени требуется подготовить к очередному занятию. Обращение к ранее изученному материалу не только помогает восстановить в памяти известные положения, выводы, но и приводит разрозненные знания в систему, углубляет и расширяет их. Каждый возврат к старому материалу позволяет найти в нем что-то новое, переосмыслить его с иных позиций, определить для него наиболее подходящее место в уже имеющейся системе знаний. Неоднократное обращение к пройденному материалу является наиболее рациональной формой приобретения и закрепления знаний.
Работа с рекомендованной литературой
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.
В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Подготовка к семинару
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа:
- организационный,
- закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Одобряется и поощряется инициативные выступления с докладами и рефератами по темам семинарских занятий.
Подготовка докладов, выступлений и рефератов
Реферат представляет письменный материал по определенной теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. В нем в обобщенном виде представляется материал на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Рефераты могут являться изложением содержания какой-либо научной работы, статьи и т.п. Доклад представляет публичное, развернутое сообщение (информирование) по определенному вопросу или комплексу вопросов, основанное на привлечении документальных данных, результатов исследования, анализа деятельности и т.д. При подготовке к докладу на семинаре по теме, указанной преподавателем, студент должен ознакомиться не только с основной, но и дополнительной литературой, а также с последними публикациями по этой тематике в сети Интернет. Необходимо подготовить текст доклада и иллюстративный материал в виде презентации. Доклад должен включать введение, основную часть и заключение. На доклад отводится 20-25 минут учебного времени. Он должен быть научным, конкретным, определенным, глубоко раскрывать проблему и пути ее решения. Особенно следует обратить внимание на безусловную обязательность решения домашних задач, указанных преподавателем к семинару.