МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные технологии проектирования программ психологического вмешательства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.03.01. Психология
ПрофильПсихологическая диагностика и психологическое консультирование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_03_01_Психология_ПДиПК-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 56
индивидуальные консультации 10
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6
курсовой проект: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Лабораторные 26 26 26 26
Сам. работа 56 56 56 56
Консультации 10 10 10 10
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к. психол.н., Доцент, Волкова Т.Г.;Доцент, Мазурова Е.В.

Рецензент(ы):
к.психол.н., доцент, Шамардина М.В.

Рабочая программа дисциплины
Современные технологии проектирования программ психологического вмешательства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 37.03.01 Психология (приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 г. № 839)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 08.06.2022 г. № 12
Срок действия программы: 2021-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Волкова Т.Г., доцент, канд.психол.н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 08.06.2022 г. № 12
Заведующий кафедрой Волкова Т.Г., доцент, канд.психол.н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: углубление представлений о психологическом консультировании по проблемам здоровья и самочувствия

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7Способен проектировать и выполнять работы по психологическому просвещению и повышению психологической культуры различных возрастных и социальных групп населения
ПК-7.1 Знает современные методы психологического просвещения и повышения психологической культуры различных возрастных и социальных групп населения и организаций, в том числе при психологической помощи уязвимым слоям населения
ПК-7.2 Умеет планировать профилактическую работу и апробировать мероприятия по психологическому просвещению и повышению психологической культуры различных возрастных и социальных групп населения, работников органов и организаций социальной сферы
ПК-7.3 Владеет навыками и приемами профилактической и консультационной работы, направленной на по психологическое просвещение и повышение психологической культуры различных возрастных и социальных групп населения, работников органов и организаций социальной сферы
ПК-8Способен проектировать образовательную среду и осуществлять психолого-педагогическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося, различных возрастных и социальных групп населения
ПК-8.1 Знает теоретические основы развития образовательной среды, психолого-педагогического сопровождения и психологического консультирования участников образовательных отношений при освоении основных и дополнительных образовательных программ с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося, возрастных и социальных групп
ПК-8.2 Умеет применять современные методы психологического консультирования в образовательной среде в соответствии с задачами консультирования и с учетом особенностей образовательной среды, особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося, возрастных и социальных групп
ПК-8.3 Владеет навыками психологического консультирования и психолого-педагогического сопровождения в образовательной среде в соответствии с задачами консультирования при сопровождении основных и дополнительных образовательных программ с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося, возрастных и социальных групп
ПК-9Способен разрабатывать и апробировать программы психологического сопровождения образовательных процессов в образовательной организации, в том числе психолого-профилактические программы, программы формирования благоприятного психологического климата на основе социально-психологической диагностики особенностей обучающихся и развития коллективов обучающихся.
ПК-9.1 Знает теорию, теории, принципы, приемы нарушений и развития межличностных отношений обучающихся, психологической диагностики особенностей и уровня группового развития формальных и неформальных коллективов обучающихся, диагностики социально психологического климата в коллективе
ПК-9.2 Умеет диагностировать социально-психологический климат в коллективе, выявлять психологические причины нарушений межличностных отношений обучающихся с учителями, сверстниками, родителями и применять методы развития межличностных отношений обучающихся с учителями, сверстниками, родителями, формирования благоприятного психологического климата
ПК-9.3 Способен разрабатывать и апробировать программы психологического сопровождения образовательных процессов в образовательной организации, в том числе психолого-профилактические программы, программы формирования благоприятного психологического климата на основе социально-психологической диагностики особенностей обучающихся и развития коллективов обучающихся
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятие психологического консультирования, его цели, задачи; принципы, приемы психологического консультирования по вопросам здоровья и самочувствия.
3.2.Уметь:
3.2.1.консультировать клиентов разного возраста по проблемам, связанным со здоровьем и самочувствием.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.техническими приемами, опытом консультирования клиентов разного возраста по проблемам, связанным со здоровьем и самочувствием.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Основные направления психологического вмешательства Лекции 6 2 ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3 Л1.1, Л2.1
1.2. Программы оказания психологической помощи: типы и виды Лекции 6 2 ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3 Л1.1, Л2.1
1.3. Алгоритм создания и структура программы Лабораторные 6 4 ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3 Л1.1, Л2.1
1.4. Основные качественные характеристики психологических программ. Лабораторные 6 4 ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3 Л1.1, Л2.1
1.5. Требования к структуре и описанию элементов структуры программы. Типичные ошибки. Сам. работа 6 10 ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3 Л1.1, Л2.1
1.6. Определение типов программ оказания психологической помощи Лабораторные 6 0 ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3
1.7. Экспертиза аннотации и пояснительной записки психологической программы Лабораторные 6 0 ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3
1.8. Нормотивные и правовые требования к постановке целей, задач, планируемых результатов и критериев программ психологического вмешательства их оценивани Сам. работа 6 4 ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2.
2.1. Проектирование содержания психологических программ и программ психолого-педагогического сопровождения Лекции 6 2 ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3 Л1.1, Л2.1
2.2. Учет особенностей детей с ОВЗ при реализации групповых программФайл Лекции 6 2 Л1.1, Л2.1
2.3. Отбор содержания психологических программ.Файл Лекции 6 2 ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3 Л1.1, Л2.1
2.4. Алгоритм составления программ психолого-педагогического сопровожденияФайл Лекции 6 2 ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3 Л1.1, Л2.1
2.5. Экспертиза формулировок целей и задач в психологических программа Лабораторные 6 2 ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3 Л1.1, Л2.1
2.6. Проектирование ожидаемых результатов и критериев результативности для программ различных типов Лекции 6 2 ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3
2.7. Проектирование ожидаемых результатов и критериев результативности для программ различных типов Лабораторные 6 2 ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3 Л1.1, Л2.1
2.8. Экспертиза прописанных рисков реализации программы Лекции 6 2 ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3 Л1.1, Л2.1
2.9. Экспертиза прописанных рисков реализации программы Лабораторные 6 2 ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3
2.10. Проектирование ожидаемых результатов и критериев результативности для программ различных типов Сам. работа 6 8 ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3 Л1.1, Л2.1
2.11. Составление теста. Методический материал - программы для прохождения теста Лабораторные 6 4 ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3
2.12. Проектирование содержания психологических программ для детей с ОВЗ Сам. работа 6 9 ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3 Л1.1, Л2.1
2.13. Анализ психологического занятия Лабораторные 6 2 ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3 Л1.1, Л2.1
2.14. Проектирование целей и задач различных типов психологических программ Сам. работа 6 4 ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3 Л1.1, Л2.1
2.15. Использование и составление упражнений интернет-сервиса LearningApps.org в разработке психологического занятия» Лабораторные 6 2 ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3 Л1.1, Л2.1
2.16. Анализ и систематизация упражнений интернет-сервиса LearningApps.org в разработке психологического занятия» Сам. работа 6 1 ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3 Л1.1, Л2.1
2.17. Использование возможностей интернет-сервисов LearningApps.org и JigsawPlanet в работе психолога»Файл Сам. работа 6 10 ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3 Л1.1, Л2.1
2.18. Использование возможностей Использование интернет-сервисов LearningApps.org и JigsawPlanet в работе психолога»Файл Лабораторные 6 2 ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3 Л1.1, Л2.1
2.19. Проектирование упражнения на создание психологической поддерживающей атмосферы для целевой аудитории Лабораторные 6 2 ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3
2.20. Составление теста. Методический материал - программы для прохождения теста. Сам. работа 6 10 ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3 Л1.1, Л2.1
2.21. Консультации 6 10

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мальцева Т.В., Реуцкая И.Е. Профессиональное психологическое консультирование: учебное пособие М.: Юнити-Дана, 2015 // ЭБС "Университетская библиотека online",20 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л.Ю. Шавшаева, Л.С. Самсоненко Психологическое сопровождение деятельности педагога в дополнительном профессиональном образовании: учебно-методическое пособие Флинта // ЭБС "Университетская библиотека online", 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС «Университетская библиотека online» www.biblioclub.ru
Э2 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э3 курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации студенту

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение лекционных занятий, ведение конспектов лекций, применение информации, полученной на лекциях при подготовке домашних заданий, творческих заданий, прохождения тестов по предмету, сдачи экзамена.
2. Обязательное посещение практических занятий, выступление на практических занятиях; при подготовке к практическим занятиям необходимо вдумчивое знакомство с обязательной и дополнительной литературой, указанной в рабочей программе дисциплины.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: обсуждение домашних заданий; дискуссиях, выполнении индивидуальных практических заданий, творческих заданиий и др.
4. При подготовке доклада студенту рекомендуется:
1. Составить план выступления;
2. При изложении материала стремиться воспроизвести содержание в доступной для слушателей форме;
3. Обозначать авторов научных подходов (идей, положений, взглядов и др.)
4. Подготовить примеры для иллюстрации ключевых положений доклада;
5. Время доклада 10 минут;
6. После доклада выступающий отвечает на вопросы аудитории;
7. Приветствуется использование электронной презентации;
8. Предварительно, в письменном виде (не более 1-2 стр.) по материалу доклада составляется краткое резюме, которое может быть использовано другими слушателями в процессе подготовки к экзамену.