Закреплена за кафедрой | Отделение экономики и информационных технологий |
---|---|
Направление подготовки | 38.02.07. Банковское дело |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 0 ЗЕТ |
Учебный план | 38_02_07_БанкДело-2024_9кл |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16,170000076294 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Часы на контроль | 6 | 6 | 6 | 6 |
Итого | 46 | 46 | 46 | 46 |
1.1. | формирование у учащихся основ теоретических знаний, практических умений в области статистических исследований, анализа социально-экономических явлений, навыков составления статистической отчетности, развитие аналитического мышления, воспитание ответственности за формирование объективной экономической информации для всех уровней управления. |
---|
Цикл (раздел) ООП: ОП |
ОК 01. | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам |
ОК 02. | Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности |
ПК 2.1. | Оценивать кредитоспособность клиентов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | предмет и методы статистики; структуру органов государственной статистики; современные технологии организации статистического учета; формы, виды, способы статистического наблюдения; понятие ошибок статистического наблюдения; виды статистической сводки и группировки данных; представление результатов сводки и группировки статистических данных; атрибутивные и вариационные ряды распределения; элементы вариационного ряда; виды статистических таблиц и правила их построения; виды графиков по форме графического образа и способу построения; индивидуальные и сводные абсолютные показатели; относительные показатели динамики, планового задания, выполнения плана, структуры, координации, интенсивности и сравнения; средние величины и показатели вариации; виды рядов динамики (интервальные и моментные (с равноотстоящими и неравноотстоящими уровнями ряда во времени)); показатели изменения уровней рядов динамики (базисные, цепные), связь между цепными и базисными показателями рядов динамики; понятие об индексах в статистике, сфере их применения, классификации и взаимосвязи. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | проводить статистическое наблюдение; проводить арифметический и логический контроль качества информации; проводить сводку и группировку по качественным и количественным признакам; определять величину интервала; строить ряды распределения (дискретные, непрерывные). строить статистические таблицы и статистические графики; рассчитывать относительные показатели; исчислять средние уровни с использованием различных видов средних величин, структурных средних величин и интерпретировать полученные результаты; исчислять абсолютные и относительные показатели вариации и интерпретировать их; анализировать различные виды рядов динамики с помощью базисных, цепных, средних показателей; исчислять индивидуальные, агрегатные и средние индексы; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Не предусмотрено. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. | ||||||
1.1. | Введение в статистику. Статистическое наблюдение. | Лекции | 5 | 2 | ОК 01., ОК 02. | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Введение в статистику. Статистическое наблюдение. | Практические | 5 | 2 | ОК 01., ОК 02. | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Сводка и группировка статистических данных. Ряды распределения. | Лекции | 5 | 2 | ОК 01., ОК 02. | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Сводка и группировка статистических данных. Ряды распределения. | Практические | 5 | 2 | ОК 01., ОК 02. | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Способы наглядного представления статистических данных. | Лекции | 5 | 2 | ОК 01., ОК 02. | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Абсолютные и относительные величины в статистике. | Лекции | 5 | 2 | ОК 01., ОК 02. | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Абсолютные и относительные величины в статистике. | Практические | 5 | 2 | ОК 01., ОК 02. | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.8. | Средние величины и показатели вариации в статистике. | Лекции | 5 | 4 | ОК 01., ОК 02. | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.9. | Средние величины и показатели вариации в статистике. | Практические | 5 | 4 | ОК 01., ОК 02. | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.10. | Ряды динамики в статистике. | Лекции | 5 | 4 | ОК 01., ОК 02. | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.11. | Ряды динамики в статистике. | Практические | 5 | 4 | ОК 01., ОК 02. | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.12. | Экономические индексы. | Лекции | 5 | 4 | ОК 01., ОК 02. | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.13. | Экономические индексы. | Практические | 5 | 4 | ОК 01., ОК 02. | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.14. | Промежуточная аттестация (Зачет) | Практические | 5 | 2 | ОК 01., ОК 02. | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля (темы докладов-презентаций, тесты, ситуационные задачи) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10365 Контрольные вопросы и задания для проведения текущей аттестации по итогам освоения дисциплины. Тестовые задания (выбор одного или нескольких вариантов). 1. Объектом статистики является: а) количественная сторона массовых общественных явлений в связи с их качественным содержанием в конкретных условиях места и времени; б) качественная сторона массовых общественных явлений в конкретных условиях места и времени; в) массовые явления социально-экономической и политической жизни; г) закономерности конфигурации явлений и действий; д) оценка общественных, экономических и других явлений и закономерностей их развития. 2. Предметом статистики как науки является: а) метод статистики; б) количественные закономерности массовых варьирующих общественных явлений. в) статистические показатели; г) группирование и классификации. 3. В соответствии с законом больших чисел статистическая закономерность будет точнее при: а) более качественном обследовании единиц; б) обследовании большей массы индивидуальных явлений; в) избежании ошибок регистрации; г) обследовании большего количества единиц; д) применении научного подхода к организации статистического наблюдения. 4. Вариация - это изменение: а) значений признака; б) массовых явлений во времени; в) структуры статистической совокупности в пространстве; г) состава совокупности; д) массовых явлений в пространстве. 5. Перепись населения является _____________, специально организованным _____________ наблюдением: а) периодическим, несплошным; б) единовременным, сплошным; в) периодическим, сплошным; г) единовременным, несплошным. 6. Способ наблюдения, при котором дается подробное описание отдельных единиц наблюдения в статистической совокупности, называется: а) сплошным наблюдением; б) обследованием основного массива; в) монографическим обследованием; г) выборочным наблюдением. 7. Для определения качества поступившего товара фирма провела обследование путём отбора десятой его части и тщательного осмотра каждой единицы товара в ней. По полноте охвата это обследование можно отнести к наблюдению: а) методом основного массива; б) сплошному; в) выборочному; г) монографическому. 8. По времени регистрации фактов наблюдение бывает: а) отчётность, специально организованное наблюдение; б) сплошным, несплошным, монографическим; в) текущим, периодическим, разовым; г) непосредственным, документальным, опросом. 9. К дискретным относятся признаки: а) суммы уплаченных налогов по группе предприятий; б) тарифный разряд рабочего; в) выпуск продукции; г) форма собственности предприятия; д) количество членов домохозяйства. 10. К непрерывным признакам относятся: а) прибыль предприятия; б) количество членов домохозяйства; в) отраслевая принадлежность предприятия; г) выпуск продукции; д) тарифный разряд рабочего. 11. В статистическом учете используются данные: а) текущего учета; б) оперативного учета; в) выборочного учета; г) бухгалтерского учета; д) стратегического учета. 12. Совокупность - это: а) любое множество явлений природы и общества; б) реально существующее множество однородных элементов, которым присущие общие признаки и внутренняя связь; в) математическое множество; г) множество элементов, которым присущи общие признаки. 13. Планомерный, научно организованный сбор данных о явлениях и процессах по заранее намеченным признакам – это: а) цель наблюдения; б) программа наблюдения; в) статистическое наблюдение; г) выборочное наблюдение. 14. Единицей статистического наблюдения является: а) первичная единица совокупности, о которой получают информацию; б) социально-экономическое явление (или процесс), которое изучается; в) первичный элемент, признаки которого регистрируются; г) статистический реестр (отчет, анкета, учетная карточка). 15. При обследовании предприятий по форме собственности единицей совокупности являются: а) форма собственности; б) совокупность обследуемых компаний; в) группировка предприятий по форме собственности; г) отдельные обследуемые предприятия. Правильные ответы: 1. в) 2. б) 3. г) 4. а) 5. б) 6. в) 7. в) 8. в) 9. б), д) 10. а), г) 11. б) г) 12. г) 13. в) 14. в) 15. г). 1. Критерии оценивания: Уровень освоения Критерии 85-100 баллов (оценка «отлично») своевременно и правильно выполнено 85-100% заданий предложенного теста 70-84 баллов (оценка «хорошо») своевременно и правильно выполнено 70-84% заданий предложенного теста 50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») своевременно и правильно выполнено 50-69% заданий предложенного теста 0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») своевременно и правильно выполнено 0-49% заданий предложенного теста Ситуационная задача № 1 Данные о значениях текущих коэффициентов ликвидности по группе предприятий на конец отчетного года приведены в таблице. Таблица – Распределение предприятий по значениям текущих коэффициентов ликвидности Коэффициент ликвидности Количество предприятий до 1,0 1 1,0 – 1,2 5 1,2 – 1,4 10 1,4 – 1,6 22 1,6 – 1,8 10 1,8 – 2,0 2 Итого: 50 Определить средний коэффициент ликвидности по формуле средней и способом моментов, размах вариации, коэффициент осцилляции, квадратичный коэффициент вариации. Сделать выводы. 4. Критерии оценивания: Уровень освоения Уровень освоения 85-100 баллов (оценка «отлично») ставится при условии полного изложения материала, четкого правильного определения основных понятий, правильно использованы термины; студент правильно применяет формулы для расчета требуемых показателей, не допускает ошибок в расчетах, правильно формулирует выводы по результатам расчетов. 70-84 баллов (оценка «хорошо») ставится при условии частичного изложения основного материала, в целом правильно даны определения терминов. Допущены незначительные нарушения в последовательности изложения, небольшие неточности в формулировке терминов и применении знаний на практике. 50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») ставится, если усвоено основное содержание, но его изложение фрагментарно. Определения понятий не всегда четкие и последовательные в изложении. Допущены ошибки и неточности в изложении и применении теоретического материала на практике. 0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») ставится студенту, если основное содержание материала не раскрыто, не даны ответы на вспомогательные вопросы преподавателя. Допущены грубые ошибки при изложении и практическом применении материала. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Рекомендуемые темы докладов-презентаций: 1. Возникновение статистики как науки. 2. Вклад в развитие статистики Германа Конринга. 3. Вклад в развитие статистики Готфрида Ахенваля. 4. Вклад в развитие статистики Йоганна Петера Анхерсена. 5. Вклад в развитие статистики Августа фон Шлёцера. 6. Вклад в развитие статистики В.Н. Татищева. 7. Вклад в развитие статистики И.К. Кириллова. 8. Вклад в развитие статистики Вильяма Петти. 9. Вклад в развитие статистики Адольфа Кетле. 10. Вклад в развитие статистики В.Н. Ломоносова. 11. Развитие статистики за рубежом. 12. Развитие статистики в России. 13. Статистические школы. 14. Статистика в Англии. 15. Статистика в США. 16. Статистика в Германии. 17. Статистика в Франции. 18. Статистика в Японии. 19. Современная организация статистики в России, принципы официального статистического учета и системы государственной статистики. 20. Роль статистики в экономике. 21. Перепись населения в России: проблемы и перспективы развития переписей. 22. Государственная статистическая отчетность, формирование государственного заказа статистических работ. 23. Законодательные акты, регламентирующие деятельность государственной статистики в Российской Федерации. 4. Критерии оценивания: Уровень освоения Критерии 85-100 баллов (оценка «отлично») Количество слайдов соответствует содержанию и продолжительности выступления (не более 10 слайдов), наличие титульного слайда и слайда с выводами, используются средства наглядности информации (таблицы, схемы, графики и т. д.), для всех слайдов презентации используется один и тот же шаблон оформления, содержит полную, понятную информацию по теме работы, орфографическая и пунктуационная грамотность. Выступающий свободно владеет содержанием, ясно и грамотно излагает материал, свободно и корректно отвечает на вопросы и замечания аудитории, точно укладывается в рамки регламента (7 минут) 70-84 баллов (оценка «хорошо») Количество слайдов соответствует содержанию и продолжительности выступления (не более 10 слайдов), наличие титульного слайда и слайда с выводами, используются средства наглядности информации (таблицы, схемы, графики и т. д.), для всех слайдов презентации используется один и тот же шаблон оформления, содержит полную, понятную информацию по теме работы, орфографическая и пунктуационная грамотность. Выступающий владеет содержанием, ясно и грамотно излагает материал, с затруднениями отвечает на вопросы и замечания аудитории, выходит за рамки регламента (более 7 минут) 50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») Количества слайдов недостаточно для раскрытия содержания темы доклада (менее 10 слайдов)., наличие титульного слайда и слайда с выводами, не используются средства наглядности информации (таблицы, схемы, графики и т. д.), для всех слайдов презентации используется один и тот же шаблон оформления, содержит неполную, непонятную информацию по теме работы, существуют негрубые орфографические ошибки. Выступающий владеет содержанием, грамотно излагает материал, с затруднениями отвечает на вопросы и замечания аудитории, выходит за рамки регламента (более 7 минут) 0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») Количества слайдов недостаточно для раскрытия содержания темы доклада (менее 10 слайдов), нет титульного слайда и слайда с выводами, не используются средства наглядности информации (таблицы, схемы, графики и т. д.), слайды презентации оформлены по-разному, содержит неполную, непонятную информацию по теме работы, существуют грубые орфографические ошибки. Выступающий слабо владеет содержанием, неграмотно излагает материал, не отвечает на вопросы и замечания аудитории, выходит за рамки регламента (более 7 минут) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Процедура проведения: основным оценочным средством является задание «Итоговое тестирование по курсу: Зачет проводится после выполнения и сдачи всех обязательных заданий текущего контроля и суммарной оценке заданий текущего контроля не ниже 40 баллов. Студенты, выполнившие на положительную оценку все обязательные виды запланированных учебных заданий, могут автоматически получить оценку в соответствии с набранными баллами, согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ № 1594/п от 03.11.2022г.). Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Перечень вопросов к зачету: 1. Современная организация статистики. Задачи органов статистики в условиях рыночных отношений. 2. Статистическое наблюдение. Основные организационные формы статистического наблюдения. 3. Виды статистического наблюдения. 4. Организация статистической отчетности. Специальные статистические наблюдения. Ошибки наблюдения. 5. Задачи группировок. Виды группировок: типологические, структурные, аналитические. 6. Группировочные признаки, их сущность и значение. 7. Важнейшие группировки и классификации, применяемые в статистике. 8. Ряды распределения. Их виды, назначение и использование. 9. Абсолютные величины и их значение в статистическом исследовании. Виды абсолютных величин, единицы измерения. 10. Виды относительных величин, способы их расчета и формы выражения. 11. Виды средних и способы определения их величин. 12. Выборочное наблюдение - основные приемы расчета ошибок. 13. Задачи статистического изучения вариации. Основные показатели вариации. 14. Виды дисперсии. Правило сложения дисперсий. 15. Понятие о рядах динамики и их значение. 16. Основные правила построения рядов динамики. 17. Виды зависимостей между факторами. Показатели регрессии. 18. Аналитические модели зависимости между факторами. 19. Анализ рядов динамики. 20. Аналитические приемы обработки рядов динамики. 21. Понятие об индексах. Значение индексов в анализе социально- экономических явлений. 22. Классификация индексов. 23. Индивидуальные и общие индексы. 24. Агрегатный индекс как основная форма общего индекса. 25. Средний арифметический и гармонический индексы. 26. Система взаимосвязей индексов. 27. Индексы постоянного, переменного состава и структурных сдвигов. 28. Базисные и цепные индексы, их взаимосвязь. Тестовые задания Тест содержит 50 вопросов закрытого типа с выбором одного или нескольких вариантов ответа из общей базы в СДО moodle. В вопросах с выбором одного ответа студент за правильный ответ получает 1 балл, а за неправильный - 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбраны не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. При прохождении теста студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей и вернуться в оставшееся время. Максимальное время прохождения теста 60 минут. 1. Предметом статистики как науки является: а) метод статистики; б) количественные закономерности массовых варьирующих общественных явлений. в) статистические показатели; г) группирование и классификации. 2. В соответствии с законом больших чисел статистическая закономерность будет точнее при: а) более качественном обследовании единиц; б) обследовании большей массы индивидуальных явлений; в) избежании ошибок регистрации; г) обследовании большего количества единиц; д) применении научного подхода к организации статистического наблюдения. 3. Способ наблюдения, при котором дается подробное описание отдельных единиц наблюдения в статистической совокупности, называется? а) сплошным наблюдением; б) обследованием основного массива; в) монографическим обследованием; г) выборочным наблюдением. 4. Статистическая группировка — это: а) разделение единиц изучаемой совокупности на качественно однород¬ные группы по значениям одного или нескольких признаков; б) обозначение границ интервалов при разбиении совокупности по ко¬личественному признаку; в) обобщение и упорядочение единиц совокупности по варьирующему признаку; г) определение числа групп, на которые может быть разбита изучаемая совокупность. 5. К атрибутивным признакам группировок относят: а) стаж работы; б) вид продукции; в) специальность работника; г) цену товара; д) пол человека. 6. К количественным признакам группировок относят: а) площадь квартиры; б) урожайность пшеницы; в) качество продукции; г) доход домохозяйства; д) уровень образования. 7. К статистическим таблицам можно отнести: а) таблицу умножения; б) письмо опроса при социологическом обследовании; в) таблицу, характеризующую численность населения по полу и возрасту; г) таблицу Менделеева; д) таблицы сопряженности. 8. Для графического изображения вариационного ряда используются: а) гистограмма; б) столбиковая диаграмма; в) полигон; г) кумулята; д) статистическая карта. 9. Динамику изучаемых явлений можно изобразить с помощью: а) столбиковой диаграммы; б) секторной диаграммы; в) линейной диаграммы; г) гистограммы; д) картодиаграммы. 10. Соотношением разноименных показателей рассчитываются относительные величины: а) интенсивности; б) территориального сравнения; в) динамики; г) выполнения плана. 11. Укажите относительные величины интенсивности: а) среди студентов высших учебных заведений каждый четвертый учится на бюджетной основе; б) выполнение плана по выпуску продукции в отчетном периоде составляет 110%; в) оборотные средства предприятия за прошлый год увеличились на 15%; г) на 10000 чел. населения приходится 240 человек, обучающихся в высших учебных заведениях; д) плотность населения в регионе „А” больше, чем в регионе „В”, в 2 раза. 12. Если в прошлом периоде на предприятии было произведено 100 т продукции А, в отчетном периоде планировалось произвести 200 т продукции, а фактически было произведено 240 т, относительная величина выполнения плана по выпуску продукции составляет: а) 120%; б) 0,5; в) 2; г) 20%; д) 40 т. 13. Абсолютный прирост вычисляется как: а) отношение уровней; б) разность уровней; в) произведение уровней; г) сумма уровней; д) среднее уровней ряда. 14. Трудоемкость технического обслуживания станков в текущем периоде сократилась на 20%. Индекс производительности труда составляет: а) 1,20; б) 0,80; в) 1,25; г) 0,83. 15. К индексам количественных показателей относятся: а) индекс физического объема производства продукции; б) индекс себестоимости; в) индекс трудоемкости. Правильные ответы: 1. б) 2. г) 3. в) 4. а) 5. б), в), д) 6. а), б), г) 7. в), д) 8. а), в), г) 9. а), в) 10. а) 11. г) 12. а) 13. б) 14. в) 15. а) Критерии оценивания: Уровень освоения Оценка Критерии 85-100 баллов (оценка «отлично») Зачтено своевременно и правильно выполнено 85-100% заданий предложенного теста 70-84 баллов (оценка «хорошо») своевременно и правильно выполнено 70-84% заданий предложенного теста 50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») своевременно и правильно выполнено 50-69% заданий предложенного теста 0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») Не зачтено своевременно и правильно выполнено 0-49% заданий предложенного теста. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | под ред. И.И.Елисеевой | Статистика: Гриф УМО СПО | Юрайт, 2023 | https://urait.ru/bcode/533499 |
Л1.2 | И. И. Елисеева | Статистика : учебник и практикум для СПО: учебник и практикум для СПО | М. : Издательство Юрайт, 2023 | urait.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Елисеева И.И. | Статистика: Гриф УМО СПО | Юрайт, 2022 | urait.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Статистика | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Операционная система Windows и/или AstraLinux Open Office или Libreoffice PyCharm Community Edition Chromium Mozilla FireFox Ark Okular Gimp Inkscape Visual Studio Code VirtualBox R Studio GitHub Desktop PovRay Anaconda PSPP Common Lisp Strawberry Prolog Android Studio Intellij Idea IDE NetBeans Blender DBeaver Community' Dia Krita Drakon Xampp Unity NetEmul Lazarus scilab QTEPLOT GNUplot QGIS ГИС Аксиома XnView Audacity Dr.Explain | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/) Профессиональные базы данных: 1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
310Н | методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией. |
519М | электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей |
203Н | кабинет математики; кабинет математических дисциплин; кабинет статистики; кабинет математики и информатики; кабинет информационных систем в профессиональной деятельности – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 54 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска – 1 ед.; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; интерактивная доска (марка: Smart) – 1 ед.; проектор (марка: Smart) – 1 ед..; калькуляторы; чертежные принадлежности; модели геометрических тел; раздаточный дидактический материал; учебно-методические издания; таблицы. |
При реализации учебной дисциплины «Статистика» используются активные и интерактивные формы проведения занятий. При проведении лекционных занятий:лекция–визуализация (презентация),лекция-беседа. При проведении практических занятий:доклад-презентация, кейс-задание. В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в выполнении индивидуальных и групповых творческих заданий. Планирование и организация времени, необходимого для изучения дисциплины. Важным условием успешного освоения дисциплины «Статистика» является создание системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, что позволит сделать обучение более эффективным. Наличие самоконтроля, является необходимым условием успешной учебы. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы лекционного курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях. Подготовка к лекциям. В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Конспектирование лекций – сложный вид аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Подготовка к практическим занятиям. Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме. Подготовка к промежуточной аттестации. При изучении данной дисциплины с учетом использования балльно-рейтинговой системы студент должен сдать контрольные и тестовые работы. Промежуточная аттестация проводится в форме зачета. При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно: - внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них; - внимательно прочитать рекомендованную литературу; - составить краткие конспекты ответов (планы ответов); - порешать основные типовые задачи. |