МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История и философия науки

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки1.3.8.. Физика конденсированного состояния
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план1_3_8 Физика конденсированного состояния_2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 144

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 36 36 36 36
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 144 144 144 144
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
д.ф.н., Профессор, Черданцева И.В.

Рецензент(ы):
к.ф.н., Доцент, Серединская Л.А.

Рабочая программа дисциплины
История и философия науки

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральные государственные требования к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий аспирантов (адъюнктов) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2021 г. № 951)

составлена на основании учебного плана:
1.3.8. Физика конденсированного состояния
утвержденного учёным советом вуза от протокол № .

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Черданцева Инна Владимировна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является ввести аспирантов в общее проблемное поле истории и философии науки, показать этапы становления и развития научного знания, смену научных парадигм, типов научной рациональности. Кроме этого, необходимо выработать у обучающихся понимание смысла и концептуального своеобразия научной деятельности, а также уяснения места науки в современном обществе, ее социального и ценностного статуса.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: 2.1.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 Способен проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- общие проблемы философии науки, основные научные подходы при проектировании и осуществлении комплексных исследований
3.2.Уметь:
3.2.1.- методологически грамотно осмысливать конкретно-научные проблемы с видением их в мировоззренческом контексте истории науки
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-культурой научного исследования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Наука: понятие, специфика, рефлексия.
1.1. Понятие науки. Критерии научности знания. Важнейшие характеристики науки как познавательной деятельности. Наука как социальный институт. Проблема возникновения науки. Основные подходы к определению науки и времени её возникновения. Проблема взаимоотношения науки и философии: метафизический и позитивистский подходы. Проблема взаимоотношения науки и философии: антиинтеракционистский и диалектический подходы. Лекции 1 8 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Понятие науки. Критерии научности знания. Важнейшие характеристики науки как познавательной деятельности. Наука как социальный институт. Проблема возникновения науки. Основные подходы к определению науки и времени её возникновения. Проблема взаимоотношения науки и философии: метафизический и позитивистский подходы. Проблема взаимоотношения науки и философии: антиинтеракционистский и диалектический подходы. Сам. работа 1 20 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Раздел 2. Предмет, основные проблемы и основные концепции философии науки.
2.1. Предмет философии науки и его философская трансформация. О. Конт как основатель нового раздела философского знания – философии и методологии науки. Позитивизм как форма становления и развития философии науки. Понимание целей и задач философии науки в учениях Дж. Ст. Милля и Г. Спенсера. Эмпириокритицизм как этап развития философии науки. Философские взгляды Р. Авенариуса и Э. Маха. Конвенционалистская концепция философии науки. Философские идеи логического позитивизма. Проблема развития научного знания в философии К. Поппера. Трактовка специфики научных традиций и научных революций в философии Т. Куна. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса. Особенности развития науки в философии методологического анархизма П. Фейерабенда. Лекции 1 24 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Предмет философии науки и его философская трансформация. О. Конт как основатель нового раздела философского знания – философии и методологии науки. Позитивизм как форма становления и развития философии науки. Понимание целей и задач философии науки в учениях Дж. Ст. Милля и Г. Спенсера. Эмпириокритицизм как этап развития философии науки. Философские взгляды Р. Авенариуса и Э. Маха. Конвенционалистская концепция философии науки. Философские идеи логического позитивизма. Проблема развития научного знания в философии К. Поппера. Трактовка специфики научных традиций и научных революций в философии Т. Куна. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса. Особенности развития науки в философии методологического анархизма П. Фейерабенда. Сам. работа 1 40 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Раздел 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции.
3.1. Преднаука и становление науки в период Античности. Взаимосвязь практик Востока и теоретические модели Запада. Экзотеричность и эзотеричность научного познания. Античные формы науки и образования. Научное познание в период средневековья и Возрождения. Роль христианства и церкви в развитии научного познания и системы образования. Апологеты и критики мирского знания. Проблема веры и разума. Проблема универсалий. Нелегитимность алхимии, астрологии и магии и их влияние на становление естественных наук. Арабское научное наследие и его влияние на становление естественнонаучного знания Запада. Кризис схоластического метода познания и постановка проблемы поиска нового метода научного познания. Формирование и обоснование идеалов экспериментального и математизированного познания природы. Научная революция XVI-XVII вв. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Формирование науки как профессиональной деятельности. Классическая наука XVIII-XIX вв. Рост научного знания и дифференциация наук. Формирование технических наук и технологическое применение научных знаний. Становление социальных и гуманитарных наук. Просвещенческий культ разума и науки, его критика, философское обоснование и истоки неклассической науки. Практические 1 24 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Преднаука и становление науки в период Античности. Взаимосвязь практик Востока и теоретические модели Запада. Экзотеричность и эзотеричность научного познания. Античные формы науки и образования. Научное познание в период средневековья и Возрождения. Роль христианства и церкви в развитии научного познания и системы образования. Апологеты и критики мирского знания. Проблема веры и разума. Проблема универсалий. Нелегитимность алхимии, астрологии и магии и их влияние на становление естественных наук. Арабское научное наследие и его влияние на становление естественнонаучного знания Запада. Кризис схоластического метода познания и постановка проблемы поиска нового метода научного познания. Формирование и обоснование идеалов экспериментального и математизированного познания природы. Научная революция XVI-XVII вв. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Формирование науки как профессиональной деятельности. Классическая наука XVIII-XIX вв. Рост научного знания и дифференциация наук. Формирование технических наук и технологическое применение научных знаний. Становление социальных и гуманитарных наук. Просвещенческий культ разума и науки, его критика, философское обоснование и истоки неклассической науки. Сам. работа 1 40 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Раздел 4. Структура и формы организации научного знания. Методы научного познания.
4.1. Структура эмпирического уровня научного познания. Формы организации эмпирического знания: протокольные предложения, факты, эмпирические законы, классификации, феноменологические теории. Структура теоретического уровня научного знания. Отличие теоретического уровня научного знания от эмпирического. Структура теоретического знания: идеальный объект, частная теоретическая модель, развитая теория и её структура. Метатеоретический уровень научного знания. Философские основания науки. Научная проблема – исходный пункт научного исследования. Эмпирические методы исследования. Теоретические методы исследования. Методы и функции научного объяснения. Методы и функции понимания. Методы предвидения и прогнозирования. Системный метод исследования. Практические 1 10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Структура эмпирического уровня научного познания. Формы организации эмпирического знания: протокольные предложения, факты, эмпирические законы, классификации, феноменологические теории. Структура теоретического уровня научного знания. Отличие теоретического уровня научного знания от эмпирического. Структура теоретического знания: идеальный объект, частная теоретическая модель, развитая теория и её структура. Метатеоретический уровень научного знания. Философские основания науки. Научная проблема – исходный пункт научного исследования. Эмпирические методы исследования. Теоретические методы исследования. Методы и функции научного объяснения. Методы и функции понимания. Методы предвидения и прогнозирования. Системный метод исследования. Сам. работа 1 24 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Раздел 5. Типы научной рациональности. Этические проблемы науки.
5.1. Классическая наука и классический тип рациональности знания. Неклассическая наука и ее специфика.Постнеклассическая наука (постнеклассический тип рациональности). Лекции 1 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.2. Этика науки и ответственность ученого. Нормы и ценности научного сообщества. Практические 1 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.3. Классическая наука и классический тип рациональности знания. Неклассическая наука и ее специфика.Постнеклассическая наука (постнеклассический тип рациональности). Этика науки и ответственность ученого. Нормы и ценности научного сообщества. Сам. работа 1 20 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Митрошенков О.А. История и философия науки : Учебник Москва : Издательство Юрайт, , 2022 urait.ru
Л1.2 Бессонов, Б. Н. История и философия науки : Учебник Москва : Издательство Юрайт, , 2024 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. С. Мамзин, Е. Ю. Сиверцев История и философия науки: хрестоматия: Учебник Москва : Издательство Юрайт, , 2022 https://urait.ru/bcode/488967
Л2.2 Черданцева И. В., Ельчанинов В. А., Мельников А. Н., Федюкин В. П., Метелев А. В., Сердюк Т. Г., Серединская Л. А., Дегтярев С. И., Романова И. М. История и философия науки: хрестоматия: Хрестоматия Барнаул: АлтГУ, , 2017 http://elibrary. asu.ru/handle/ asu/4233
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 История и философия науки portal.edu.asu.ru
Э2 Информационно-правовая система КонсультантПлюс www.consultant.ru
Э3 Информационно-правовая система Гарант www.garant.ru
Э4 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
Э5 ЭБС «Лань» www.biblioclub.ru
Э6 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э7 Поисковая система «Google» www.google.ru
Э8 LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ www.library.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
2. MicrosoftWindows
3. 7-Zip
4. AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ - http://www.library.ru/
2. Поисковая система «Google» - https://www.google.ru/
3. ЭБС АлтГУ - http://elibrary.asu.ru/
4. ЭБС «Лань» - http://www.biblioclub.ru
5. Университетская библиотека ONLINE - http://www.biblioclub.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ АСПИРАНТОВ
В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Он объединяет все или две любые из этих форм. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Конспекты можно условно подразделить па четыре типа: плановые, текстуальные, свободные и тематические.
Плановый конспект составляется с помощью предварительного плана литературного источника. Каждому вопросу плана в такой записи соответствует определенная часть конспекта. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.
Практические занятия по курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании аспирантов основные проблемы истории и философии науки и пути их решения.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации аспирантов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области истории и философии науки;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы семинарского занятия, магистранты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к семинарам следует использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Аспиранты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого семинара.
Отвечать на тот или иной вопрос рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.
Самостоятельная работа аспирантов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося в области истории и философии науки;
2. углубления и расширения общекультурного уровня аспиранта;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей аспиранта, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей аспирант должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа аспиранта делится на аудиторную – во время которой аспирант составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания аспирант конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к экзамену.