Закреплена за кафедрой | Кафедра философии и политологии |
---|---|
Направление подготовки | 1.3.8.. Физика конденсированного состояния |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 1_3_8 Физика конденсированного состояния_2022 |
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 36 | 36 | 36 | 36 |
Практические | 36 | 36 | 36 | 36 |
Сам. работа | 144 | 144 | 144 | 144 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
1.1. | Целью освоения дисциплины является ввести аспирантов в общее проблемное поле истории и философии науки, показать этапы становления и развития научного знания, смену научных парадигм, типов научной рациональности. Кроме этого, необходимо выработать у обучающихся понимание смысла и концептуального своеобразия научной деятельности, а также уяснения места науки в современном обществе, ее социального и ценностного статуса. |
---|
Цикл (раздел) ООП: 2.1.1 |
ПК-2 | Способен проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - общие проблемы философии науки, основные научные подходы при проектировании и осуществлении комплексных исследований |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - методологически грамотно осмысливать конкретно-научные проблемы с видением их в мировоззренческом контексте истории науки |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | -культурой научного исследования |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. Наука: понятие, специфика, рефлексия. | ||||||
1.1. | Понятие науки. Критерии научности знания. Важнейшие характеристики науки как познавательной деятельности. Наука как социальный институт. Проблема возникновения науки. Основные подходы к определению науки и времени её возникновения. Проблема взаимоотношения науки и философии: метафизический и позитивистский подходы. Проблема взаимоотношения науки и философии: антиинтеракционистский и диалектический подходы. | Лекции | 1 | 8 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 | |
1.2. | Понятие науки. Критерии научности знания. Важнейшие характеристики науки как познавательной деятельности. Наука как социальный институт. Проблема возникновения науки. Основные подходы к определению науки и времени её возникновения. Проблема взаимоотношения науки и философии: метафизический и позитивистский подходы. Проблема взаимоотношения науки и философии: антиинтеракционистский и диалектический подходы. | Сам. работа | 1 | 20 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 | |
Раздел 2. Раздел 2. Предмет, основные проблемы и основные концепции философии науки. | ||||||
2.1. | Предмет философии науки и его философская трансформация. О. Конт как основатель нового раздела философского знания – философии и методологии науки. Позитивизм как форма становления и развития философии науки. Понимание целей и задач философии науки в учениях Дж. Ст. Милля и Г. Спенсера. Эмпириокритицизм как этап развития философии науки. Философские взгляды Р. Авенариуса и Э. Маха. Конвенционалистская концепция философии науки. Философские идеи логического позитивизма. Проблема развития научного знания в философии К. Поппера. Трактовка специфики научных традиций и научных революций в философии Т. Куна. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса. Особенности развития науки в философии методологического анархизма П. Фейерабенда. | Лекции | 1 | 24 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 | |
2.2. | Предмет философии науки и его философская трансформация. О. Конт как основатель нового раздела философского знания – философии и методологии науки. Позитивизм как форма становления и развития философии науки. Понимание целей и задач философии науки в учениях Дж. Ст. Милля и Г. Спенсера. Эмпириокритицизм как этап развития философии науки. Философские взгляды Р. Авенариуса и Э. Маха. Конвенционалистская концепция философии науки. Философские идеи логического позитивизма. Проблема развития научного знания в философии К. Поппера. Трактовка специфики научных традиций и научных революций в философии Т. Куна. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса. Особенности развития науки в философии методологического анархизма П. Фейерабенда. | Сам. работа | 1 | 40 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 | |
Раздел 3. Раздел 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции. | ||||||
3.1. | Преднаука и становление науки в период Античности. Взаимосвязь практик Востока и теоретические модели Запада. Экзотеричность и эзотеричность научного познания. Античные формы науки и образования. Научное познание в период средневековья и Возрождения. Роль христианства и церкви в развитии научного познания и системы образования. Апологеты и критики мирского знания. Проблема веры и разума. Проблема универсалий. Нелегитимность алхимии, астрологии и магии и их влияние на становление естественных наук. Арабское научное наследие и его влияние на становление естественнонаучного знания Запада. Кризис схоластического метода познания и постановка проблемы поиска нового метода научного познания. Формирование и обоснование идеалов экспериментального и математизированного познания природы. Научная революция XVI-XVII вв. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Формирование науки как профессиональной деятельности. Классическая наука XVIII-XIX вв. Рост научного знания и дифференциация наук. Формирование технических наук и технологическое применение научных знаний. Становление социальных и гуманитарных наук. Просвещенческий культ разума и науки, его критика, философское обоснование и истоки неклассической науки. | Практические | 1 | 24 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 | |
3.2. | Преднаука и становление науки в период Античности. Взаимосвязь практик Востока и теоретические модели Запада. Экзотеричность и эзотеричность научного познания. Античные формы науки и образования. Научное познание в период средневековья и Возрождения. Роль христианства и церкви в развитии научного познания и системы образования. Апологеты и критики мирского знания. Проблема веры и разума. Проблема универсалий. Нелегитимность алхимии, астрологии и магии и их влияние на становление естественных наук. Арабское научное наследие и его влияние на становление естественнонаучного знания Запада. Кризис схоластического метода познания и постановка проблемы поиска нового метода научного познания. Формирование и обоснование идеалов экспериментального и математизированного познания природы. Научная революция XVI-XVII вв. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Формирование науки как профессиональной деятельности. Классическая наука XVIII-XIX вв. Рост научного знания и дифференциация наук. Формирование технических наук и технологическое применение научных знаний. Становление социальных и гуманитарных наук. Просвещенческий культ разума и науки, его критика, философское обоснование и истоки неклассической науки. | Сам. работа | 1 | 40 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 | |
Раздел 4. Раздел 4. Структура и формы организации научного знания. Методы научного познания. | ||||||
4.1. | Структура эмпирического уровня научного познания. Формы организации эмпирического знания: протокольные предложения, факты, эмпирические законы, классификации, феноменологические теории. Структура теоретического уровня научного знания. Отличие теоретического уровня научного знания от эмпирического. Структура теоретического знания: идеальный объект, частная теоретическая модель, развитая теория и её структура. Метатеоретический уровень научного знания. Философские основания науки. Научная проблема – исходный пункт научного исследования. Эмпирические методы исследования. Теоретические методы исследования. Методы и функции научного объяснения. Методы и функции понимания. Методы предвидения и прогнозирования. Системный метод исследования. | Практические | 1 | 10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 | |
4.2. | Структура эмпирического уровня научного познания. Формы организации эмпирического знания: протокольные предложения, факты, эмпирические законы, классификации, феноменологические теории. Структура теоретического уровня научного знания. Отличие теоретического уровня научного знания от эмпирического. Структура теоретического знания: идеальный объект, частная теоретическая модель, развитая теория и её структура. Метатеоретический уровень научного знания. Философские основания науки. Научная проблема – исходный пункт научного исследования. Эмпирические методы исследования. Теоретические методы исследования. Методы и функции научного объяснения. Методы и функции понимания. Методы предвидения и прогнозирования. Системный метод исследования. | Сам. работа | 1 | 24 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 | |
Раздел 5. Раздел 5. Типы научной рациональности. Этические проблемы науки. | ||||||
5.1. | Классическая наука и классический тип рациональности знания. Неклассическая наука и ее специфика.Постнеклассическая наука (постнеклассический тип рациональности). | Лекции | 1 | 4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 | |
5.2. | Этика науки и ответственность ученого. Нормы и ценности научного сообщества. | Практические | 1 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 | |
5.3. | Классическая наука и классический тип рациональности знания. Неклассическая наука и ее специфика.Постнеклассическая наука (постнеклассический тип рациональности). Этика науки и ответственность ученого. Нормы и ценности научного сообщества. | Сам. работа | 1 | 20 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Митрошенков О.А. | История и философия науки : Учебник | Москва : Издательство Юрайт, , 2022 | urait.ru |
Л1.2 | Бессонов, Б. Н. | История и философия науки : Учебник | Москва : Издательство Юрайт, , 2024 | urait.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | А. С. Мамзин, Е. Ю. Сиверцев | История и философия науки: хрестоматия: Учебник | Москва : Издательство Юрайт, , 2022 | https://urait.ru/bcode/488967 |
Л2.2 | Черданцева И. В., Ельчанинов В. А., Мельников А. Н., Федюкин В. П., Метелев А. В., Сердюк Т. Г., Серединская Л. А., Дегтярев С. И., Романова И. М. | История и философия науки: хрестоматия: Хрестоматия | Барнаул: АлтГУ, , 2017 | http://elibrary. asu.ru/handle/ asu/4233 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | История и философия науки | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | Информационно-правовая система КонсультантПлюс | www.consultant.ru | ||
Э3 | Информационно-правовая система Гарант | www.garant.ru | ||
Э4 | Университетская библиотека ONLINE | www.biblioclub.ru | ||
Э5 | ЭБС «Лань» | www.biblioclub.ru | ||
Э6 | ЭБС АлтГУ | elibrary.asu.ru | ||
Э7 | Поисковая система «Google» | www.google.ru | ||
Э8 | LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ | www.library.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1. MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint 2. MicrosoftWindows 3. 7-Zip 4. AcrobatReader Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ - http://www.library.ru/ 2. Поисковая система «Google» - https://www.google.ru/ 3. ЭБС АлтГУ - http://elibrary.asu.ru/ 4. ЭБС «Лань» - http://www.biblioclub.ru 5. Университетская библиотека ONLINE - http://www.biblioclub.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
519М | электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ АСПИРАНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д. В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем. 1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю. Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции. 2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу. 3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление Методика конспектирования учебного материала. Конспект — универсальная форма записи. Он объединяет все или две любые из этих форм. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Конспекты можно условно подразделить па четыре типа: плановые, текстуальные, свободные и тематические. Плановый конспект составляется с помощью предварительного плана литературного источника. Каждому вопросу плана в такой записи соответствует определенная часть конспекта. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ. Практические занятия по курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании аспирантов основные проблемы истории и философии науки и пути их решения. Задачи практических занятий: 1. становление и развитие познавательной мотивации аспирантов; 2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности; 3. овладение понятийным аппаратом в области истории и философии науки; 4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения. Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как: 5. повторение и закрепление знаний; 6. контроль; 7. педагогическое общение. Приступая к подготовке темы семинарского занятия, магистранты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к семинарам следует использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы. Аспиранты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого семинара. Отвечать на тот или иной вопрос рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. Самостоятельная работа аспирантов проводится с целью: 1. закрепления знаний обучающегося в области истории и философии науки; 2. углубления и расширения общекультурного уровня аспиранта; 3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу; 4. развития познавательных способностей аспиранта, а также его творческого потенциала; 5. формирования навыков научно-исследовательской работы. Для достижения указанных целей аспирант должен решать следующие задачи: 1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам; 2. выполнять предлагаемые задания; 3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям. Самостоятельная работа аспиранта делится на аудиторную – во время которой аспирант составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям. Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания аспирант конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к экзамену. |