Закреплена за кафедрой | Кафедра природопользования и геоэкологии |
---|---|
Направление подготовки | 1.6.21.. Геоэкология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 1_6_21 Геоэкология_2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Часы на контроль | 108 | 108 | 108 | 108 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
1.1. | Целью проведения кандидатского экзамена является определение уровня сформированности знаний, умений, навыков по дисциплине «Геоэкология». Программа данного кандидатского экзамена ориентирована на подготовку научных и научно-педагогических кадров в области геоэкологии, владеющих, наряду с профессиональными знаниями в предметной области, научными методами исследования. |
---|
Цикл (раздел) ООП: 2.3 |
ПК-3 | Способен применять методологию и методический аппарат географии и геоэкологии для решения научно-исследовательских и практических задач |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Основные ключевые идеи и связь между ними в своей профессиональной области. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Выстраивать последовательную структуру и содержание научного исследования, получать научные результаты, удовлетворяющие требованиям к содержанию диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Методами и приемами осуществления научного исследования. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. Подготовка к сдаче и сдача кандидатского экзамена | ||||||
1.1. | Геоэкология | Экзамен | 3 | 108 | ПК-3 | Л2.1, Л2.2, Л1.6, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.5 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Перечень вопросов для подготовки к кандидатскому экзамену: 1. Взаимозависимость человеческого общества и системы Земля. Соотношение эконо-мических и экологических устремлений общества. Экологический кризис современ-ной цивилизации. 2. Геоэкология как междисциплинарное научное направление. Основные понятия. Междисциплинарный, системный подход к проблемам геоэкологии; возникающие при этом трудности. 3. Устойчивость природных систем к различным типам техногенного воздействия, принципы и методы ее оценки. 4. Геоэкологические аспекты функционирования природно-антропогенных (природно-технических, природно-техногенных) систем. 5. Географический детерминизм, географический поссибилизм, и энвайронментализм. 6. Разработка экологической политики на глобальном уровне: международные экологи-ческие конвенции. 7. Основные особенности атмосферы, её роль в динамической системе Земля. 8. Антропогенные изменения состояния атмосферы и их последствия (изменения альбе-до поверхности Земли, изменения влагооборота, климат городов и пр.) 9. Загрязнение воздуха: источники, загрязнители, последствия. Проблемы загрязнения атмосферного воздуха в России и Алтайском крае. 10. Кислотные осадки: источники, последствия выпадения, механизмы предотвращения. 11. Мониторинг и управление качеством воздуха. Состояние воздушного бассейна и ме-тоды управления им в России и в других странах. 12. Парниковые газы. Изменения климата вследствие парникового эффекта: ожидаемые природные, экономические, социальные и политические последствия; стратегии при-способления и управления. Международная конвенция по изменению климата. 13. Нарушения озонового слоя: факторы и процессы, состояние озонового слоя и его из-менения, последствия. Озоновые "дыры". Международные соглашения. 14. Основные особенности гидросферы. Глобальный круговорот воды, его роль в функ-ционировании биосферы. 15. Природные воды как индикатор и интегратор природных и антропогенных процес-сов в бассейне. 16. Основные особенности Мирового океана, его роль в динамической системе Земли. 17. Морское природопользование. Негативные последствия антропогенного воздействия на Мировой океан. 18. Водные экосистемы, их абиотические и биотические компоненты. Проблема устой-чивости и уязвимости водных экосистем. 19. Экологические проблемы изъятия, регулирования и перераспределения стока, разви-тия орошения и осушения земель. 20. Основные проблемы качества воды. 21. Загрязнение вод: источники, загрязнители, последствия. 22. Водно-экологические катастрофы. 23. Основные особенности литосферы. Её роль в системе Земля и человеческом обще-стве. Ресурсные, геодинамические, геохимические и медико-геохимические экологи-ческие функции литосферы. 24. Антропогенные воздействия на литосферу и их последствия. 25. Опасные геологические процессы и явления и их влияние на хозяйственную дея-тельность человека. 26. Учения В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Место человечества в эволюции биосферы. 27. Общие принципы функционирования экосистем и биосферы. Трофическая структура экосистем и биосферы. 28. Антропогенное воздействие на биосферу и экосистемы. Проблемы биологического разнообразия. Создание искусственных экосистем. 29. Проблемы обезлесения: распространение, природные и социально-экономические факторы, стратегии, международное сотрудничество. 30. Проблемы опустынивания: определение понятия, распространение, роль естествен-ных и социально-экономических факторов, стратегии. Международная конвенция по борьбе с опустыниванием. 31. Система ООПТ и их роль в сохранении биоразнообразия. Редкие и исчезающие виды флоры и фауны. Красные книги живой природы. Пути сохранения биоразнообразия в условиях интенсивного использования земель. 32. Биологические ресурсы Мирового океана и их использование: биоразнообразие и биологическая продуктивность морских экосистем, рыбные ресурсы. 33. Антропогенное влияние на рыбные ресурсы и мировой промысел. Искусственное поддержание и повышение вторичной биологической продуктивности. 34. Национальные стратегии охраны природы. 35. Основные особенности геосферы почв (педосферы) и её значение в функционирова-нии системы Земля. 36. Геохимические барьеры в почвах и их экологическая роль. 37. Естественные и антропогенные факторы деградации почвенных ресурсов. Ухудше-ние качества земельных угодий при различных видах хозяйственного использования. 38. Мелиорация земель, положительные и отрицательные последствия мелиорации (за-болачивание; вторичное засоление, эрозия, слитизация почв). 39. Применение минеральных органических удобрений, пестицидов. Радиоактивное и химическое загрязнение почв. 40. Эрозия почв. Противоэрозионные мероприятия, методы контроля. 41. Ландшафтная сфера как среда зарождения, развития и современного существования человечества и земной цивилизации. Этногенез и ландшафтная среда. 42. Антропогенизация ландшафтной сферы, основные этапы и направления. 43. Представления о культурном ландшафте. Ландшафтное планирование; экологиче-ский каркас и ландшафтный дизайн. 44. Окружающая среда и здоровье населения. Физиологические реакции, адаптация к биогеохимической среде. Биогеохимические эндемии (микроэлементы) человека. 45. Методы оценки, контроля и управления в области экологии человека: медико-географические, картографические, математико-статистические, социально-гигиенические, биогеохимические, аэрокосмические. 46. Понятие о мониторинге. Значение геоэкологического мониторинга для исследования взаимодействия природной среды с техносферой. Системы мониторинга: детальные, локальные, региональные, национальные (глобальные). 47. Нормирование качества окружающей среды. Покомпонентные и комплексные крите-рии оценки состояния природной среды. 48. Использование ГИС в геоэкологических исследованиях. 49. Аэрокосмические методы в геоэкологических исследованиях. 50. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС): основные понятия, цель, задачи, принципы применения. Порядок (этапы) проведения ОВОС. 51. Экологическая экспертиза: основные понятия, цели, задачи и объекты экспертизы. 52. Экологический риск. Основные понятия и определения. 53. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды). Оптимизация методов наблюдений: частота, про-странственная дискретность, точность. 54. Мониторинг состояния отдельных природных сред (атмосферного воздуха, природ-ных вод, почв, биоты). 55. Геоэкологический мониторинг при различных видах освоения территорий: монито-ринг в промышленных, горнодобывающих регионах, городских агломерациях, райо-нах сельскохозяйственного и гидромелиоративного освоения, атомных и тепловых электростанциях, нефтегазопроводов и линейных транспортных сооружений. 56. Глобальный мониторинг состояния биосферы. Биосферные заповедники, региональные базовые станции. Дистанционное зондирование биосферы. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Чендев, Ю. Г. | Геохимия окружающей среды : учебное пособие для вузов | Юрайт, 2022 | |
Л1.2 | Милютин А. Г., Андросова Н. К., Калинин И. С., Порцевский А. К. | Экология. Основы геоэкологии : | Юрайт, 2021 | urait.ru |
Л1.3 | Е. Г. Язиков, А. Ю. Шатилов | Геоэкологический мониторинг: учебное пособие | Томск : ТПУ, 2008 | e.lanbook.com |
Л1.4 | Мананков, А. В. | Геоэкология. Методы оценки загрязнения окружающей среды: учебник и практикум для вузов : учебник и практикум для вузов | Юрайт, 2022 | urait.ru |
Л1.5 | Романова, Э. П. | Глобальные геоэкологические проблемы : Учебное пособие для вузов | Юрайт, 2022 | urait.ru |
Л1.6 | Р. С. Зарипова | Биогеография: учебное пособие для вузов | Москва : Издательство Юрайт, 2025 | urait.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Лебедев, С.В. | Геохимия окружающей среды: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | СтГАУ, 2013 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Стримжа Т.П., Леонтьев С.И. | Прикладная геохимия: учебное пособие | Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2015 | www.studentlibrary.ru |
Л2.3 | Ю. И. Рябухин, Н. П. Поморцева | Геохимия. Определения, понятия, термины: учебное пособие для вузов | Санкт-Петербург : Лань, 2022 | e.lanbook.com |
Л2.4 | С. В. Лебедев, Е. М. Нестеров | Пространственное ГИС-моделирование геоэкологических объектов в ArcGIS : учебник | РГПУ им. А. И. Герцена, 2018 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | курс Кандидатский экзамен "Геоэкология" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1. Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная) 2. Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная) 3. Corel DRAW Graphics Suite X5 Education License ML (61 - 300), серийный №LCCDGSX5MULAB (30 мест/лицензий). 4. MapInfo – лицензия для образовательных учреждений, серийный № MINWRS1200026830 5. ENVI – № лицензии 503626 6. ArcGIS Desktop Advanced Educational Teaching Lab Pak (31), v. 10.3.1, № 302914 от 12.02.16 (бессрочная) Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/) 2. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) 3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) 4. Научная электронная библиотека «НЭБ» (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
505М | конституционный центр программы "Tempus" по направлению "Экология и природопользование" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 12 посадочных мест; компьютеры: марка Asus - 6 единиц; интерактивная доска: марка SmartBoard модель 680 - 1 единица; телевизор LCD LG 47" 47LD650 Black |
408М | кабинет природопользования и геоэкологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 25 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; карты – 2 ед. |
505М | конституционный центр программы "Tempus" по направлению "Экология и природопользование" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 12 посадочных мест; компьютеры: марка Asus - 6 единиц; интерактивная доска: марка SmartBoard модель 680 - 1 единица; телевизор LCD LG 47" 47LD650 Black |
408М | кабинет природопользования и геоэкологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 25 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; карты – 2 ед. |
Подготовку к сдаче кандидатского экзамена по «Геоэкологии» аспиранту рекомендуется осуществлять в соответствии с рабочей программой данной дисциплины в ходе активной работы на лекционных и практических занятиях и самостоятельной работы. Проведение кандидатского экзамена по дисциплине осуществляется в форме открытого заседания экзаменационной комиссии.Порядок проведения государственного экзамена с применением дистанционных образовательных технологий определяется локальным актом Университета.Кандидатский экзамен проводится в устной форме. Аспиранты с ограниченными возможностями здоровья могут сдавать данный экзамен как в устной форме, так и в письменной форме. На экзамене аспиранты могут пользоваться: программой кандидатского экзамена; словарями, энциклопедиями, нормативными документами и т.д.; техническими средствами обучения, электронными информационными и образовательными ресурсами и компьютерной техникой. Кандидатский экзамен проводится в отдельной аудитории, количество обучающихся в одной аудитории не должно превышать при сдаче экзамена в устной форме 6 человек. На подготовку к ответу, первому обучающемуся предоставляется от 45 до 60 минут, остальные сменяются и отвечают по мере готовности в порядке очередности, причем на подготовку каждому очередному обучающемуся также выделяется не менее 45 минут. Аспирант представляет план и основные тезисы ответа на предложенные комиссией вопросы(задания) на специальных экзаменационных листах, имеющих штамп учебно-методического управления. Экзаменационные листы с ответами обучающихся хранятся в отделе магистратуры и аспирантуры после приема экзамена в течение года. При ответе на вопросы экзаменационного билета члены комиссии могут задавать дополнительные вопросы обучающемуся только в рамках содержания учебного материала билета. Во время заседания экзаменационной комиссии ведется протокол в соответствии с установленным образцом. Решение экзаменационной комиссии принимается на закрытом заседании простым большинством голосов членов комиссии. При равном числе голосов голос председателя является решающим. Результаты сдачи кандидатского экзамена определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» означают успешное прохождение аттестационного испытания. Результаты сдачи кандидатского экзамена оформляются протоколом в соответствии с установленным порядком и объявляются всем обучающимся в тот же день после завершения экзамена. |