Закреплена за кафедрой | Отделение экономики и информационных технологий |
---|---|
Направление подготовки | 38.02.07. Банковское дело |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 0 ЗЕТ |
Учебный план | 38_02_07_БанкДело-2024_9кл |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 9,3299999237061 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 22 | 22 | 22 | 22 |
Практические | 28 | 28 | 28 | 28 |
Сам. работа | 4 | 4 | 4 | 4 |
Часы на контроль | 6 | 6 | 6 | 6 |
Итого | 60 | 60 | 60 | 60 |
1.1. | способствовать формированию профессиональных и общих компетенций,связанных с формированием навыков страховой и социальной деятельности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: ОП |
ОК 01. | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам |
ОК 02. | Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности |
ОК 03. | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях |
ОК 04. | Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде |
ОК 05. | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста |
ОК 09. | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках |
ПК 1.2. | Осуществлять безналичные платежи с использованием различных форм расчетов в национальной и иностранной валютах |
ПК 1.5. | Осуществлять международные расчеты по экспортно-импортным операциям |
ПК 2.1. | Оценивать кредитоспособность клиентов |
ПК 2.2. | Осуществлять и оформлять выдачу кредитов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Общая характеристика страхования. | ||||||
1.1. | Сущность, роль и функции страхования | Лекции | 6 | 2 | ОК 01., ПК 2.2. | |
1.2. | Решение задач | Практические | 6 | 2 | ОК 01., ПК 2.2. | |
Раздел 2. Правовые и экономические основы осуществления страховой деятельности. | ||||||
2.1. | Экономическая сущность страхования | Лекции | 6 | 2 | ОК 01., ПК 2.2. | |
2.2. | Решение задач | Практические | 6 | 2 | ОК 01., ПК 2.2. | |
Раздел 3. Организация страховой деятельности. | ||||||
3.1. | Риски их финансирование и анализ эффективности методов управления. | Лекции | 6 | 2 | ОК 01., ПК 2.2. | |
3.2. | Решение задач | Практические | 6 | 2 | ОК 01., ПК 2.2. | |
3.3. | Организация страхового дела | Лекции | 6 | 2 | ОК 01., ПК 2.2. | |
3.4. | Решение задач | Практические | 6 | 6 | ОК 01., ПК 2.2. | |
3.5. | Подготовка к практическим | Сам. работа | 6 | 2 | ОК 01., ПК 2.2. | |
Раздел 4. Классификация видов и форм страхования. | ||||||
4.1. | Классификация видов и форм страхования | Лекции | 6 | 4 | ОК 01., ОК 03., ОК 05., ОК 09., ПК 1.2., ПК 1.5., ПК 2.1., ПК 2.2., ОК 02., ОК 04. | |
4.2. | Решение задач | Практические | 6 | 4 | ОК 01., ПК 2.2. | |
4.3. | Страхование имущества | Лекции | 6 | 5 | ОК 01., ПК 2.2. | |
4.4. | Решение задач | Практические | 6 | 6 | ОК 01., ПК 2.2. | |
4.5. | Личное страхование | Лекции | 6 | 5 | ОК 01., ПК 2.2. | |
4.6. | Решение задач | Практические | 6 | 6 | ОК 01., ПК 2.2. | |
4.7. | Подготовка к практическим | Сам. работа | 6 | 2 | ОК 01., ПК 2.2. |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Тест №1 Плата за страхование, вносимая страхователем страховщику в соответствии с договором ли законом, это: 1. страховой взнос 2. страховой платеж 3. страховая премия 4. все варианты Тест №2 В страховой практике зачастую вместо термина «страховой взнос» используется термин: 1. страховой ущерб 2. страховой платеж 3. страховая премия Тест №3 Плата за страхование, вносимая страхователем страховщику за рубежом: 1. страховой взнос 2. страховой платеж 3. страховая премия Тест №4 Страховой взнос рассчитывается по следующей формуле: 1. страховой тариф – скидка + надбавка 2. страховой тариф + скидка – надбавка 3. страховой тариф – надбавка + скидка 4. страховой тариф + надбавка – скидка Тест №5 Страховой ущерб это: 1. материальный убыток, нанесенный страхователю в результате страхового случая 2. материальный убыток, нанесенный страхователю в результате страхового события 3. прямой убыток + косвенный убыток Тест №6 Прямой убыток представляет собой: 1. количественное уменьшение застрахованного имущества 2. качественное уменьшение застрахованного имущества 3. реально наблюдаемый убыток 4. главный фактор, определяющий страховое возмещение 5. первичный ущерб Тест №7 Косвенный убыток представляет собой: 1.ущерб, нанесенный впоследствии прямого убытка 2. качественное уменьшение застрахованного имущества 3. производный, скрытый убыток 4. вторичный ущерб Тест №8 Общий убыток представляет собой: 1. сумму прямого и косвенного убытка 2. разницу между прямым и косвенным убытком 3. произведение прямого и косвенного убытка Тест №9 Был разрушен цех в заводе. Это: 1. прямой убыток 2. косвенный убыток 3. общий убыток Тест №10 После разрушения, цех не работал 1месяц, и потерял прибыль на 10 млн. руб. Это: 1. прямой убыток 2. косвенный убыток 3. общий убыток Тест №11 Страховое возмещение это: 1. причитающаяся к выплате страхователю часть суммы ущерба 2. причитающаяся к выплате страхователю полная сумма ущерба 3. оба варианта Тест №12 Величина, условия и метод страхового возмещения убытка зависят от: 1. системы страховой ответственности 2. системы финансовой ответственности 3. системы налоговой ответственности Тест №13 Система страховой ответственности обуславливает соотношение между: 1. страховой суммой и фактическим убытком 2. страховым взносом и фактическим убытком 3. страховым тарифом и фактическим убытком Тест №14 Применяется следующая система страховой ответственности: 1. система действительной стоимости, система пропорциональной ответственности 2. система первого риска, система дробной части 3. страхование по восстановительной стоимости, система предельной ответственности 4. система действительной стоимости, система пропорциональной ответственности, система первого риска, система дробной части, страхование по восстановительной стоимости, система предельной ответственности Тест №15 При страховании по системе действительной стоимости определяется как: 1. фактическая стоимость имущества на день заключения договора 2. разница между заранее установленным пределом и достигнутым уровнем дохода 3. цена нового имущества соответствующего вида Тест №16 Страхование по системе пропорциональной ответственности означает: 1. выплату только в размере ущерба, но в пределах страховой суммы 2. неполное страхование стоимости объекта 3. наличие определенного предела страхового возмещения Тест №17 Система первого риска предусматривает: 1. выплату только в размере ущерба 2.выплату строго в пределах страховой суммы 3. оба варианта Тест №18 Ущерб составил 30 млн. руб. Страховое возмещение по системе первого риска составит: 1. 30 млн. руб. 2. 40 млн. руб. 3. 50 млн. руб. Тест №19 При страховании по системе дробной части устанавливаются две страховые суммы: 1. страховая сумма и показная стоимость 2. действительная стоимость и показная стоимость 3. убыток и показная стоимость Тест №20 Страхование по восстановительной стоимости означает: 1. выплату только в размере ущерба, но в пределах страховой суммы 2. неполное страхование стоимости объекта 3.наличие определенного предела страхового возмещения 4. страховое возмещение за объект равно цене нового имущества соответствующего вида |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета. 1. Функции страхования. 2. Сущность понятия «страховой фонд». 3. Характеристика основных форм страховых фондов. 4. Отличительные признаки страхования как экономической категории. 5. Основные источники формирования страхового фонда страховой организации? 11 6. Характеристика основополагающих экономических принципов страхования. 7. Характеристика основополагающих принципов реализации страховых правоотношений. 8. Страховая защита и страхование как экономические категории. 9. Централизованная форма организации страхового фонда. 10. Самострахование как форма страховой защиты. 11. Взаимное страхование. 12. Самострахование: достоинства и недостатки данного способа формирования страховых фондов. 13. Система страхового права. 14. Нормы гражданского, административного, финансового, государственного права, регулирующие страховую деятельность. 15. Характеристика трехуровнего правового обеспечения страхования. 16. Основные нормативные документы, регулирующие страховую деятельность в РФ. 17. Необходимость и содержание государственного регулирования страховой деятельности. 18. Функции органов страхового надзора в РФ. 19. Сравнительная характеристика систем регулирования страховой деятельности в РФ и ЕС. 20. Лицензирование страховой деятельности в РФ. Основные требования, предъявляемые к страховым компаниям. 21. Характеристика стадий страхового контроля. 22. Закон «Об организации страхового дела в РФ», его основные положения и значение для развития страхового рынка. 23. Характеристика основных субъектов страховых отношений. 24. Договор страхования, его роль в организации страхового процесса. 25. Порядок оформления, прекращения договора страхования. 26. Права и обязанности страховщика и страхователя. 27. Экономическая сущность и назначение личного страхования. 28. Экономическая сущность и назначение социального страхования. 29. Основные отличия социального страхования от добровольного личного страхования. 30. Принципы личного страхования. 31. Личное страхование (виды страховой деятельности). 32. Сущность, функции и цели страхования жизни. 33. Пенсионное страхование. 34. Страхование от несчастных случаев и болезней. Основные формы и виды проведения страхования. 35. Обязательное медицинское страхование, порядок проведения. 36. Добровольное медицинское страхование. 37. Характеристика основных видов аннуитетов. 38. Экономическая сущность и назначение страхования ответственности. 39. Сущность договорной и внедоговорной (деликтной) ответственности, отличительные особенности каждой. 40. Предмет, объект, страховой случай в страховании ответственности. 41. Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств и перспективы его развития в России. 42. Система «Зеленая карта». 43. Страхование профессиональной ответственности: сущность, условия проведения КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: «Отлично» : студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок. «Хорошо» : студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями. «Удовлетворительно» : студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий. «Неудовлетворительно» : студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Страхование | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Операционная система Windows и/или AstraLinux Open Office или Libreoffice PyCharm Community Edition Chromium Mozilla FireFox Ark Okular Gimp Inkscape Visual Studio Code VirtualBox R Studio GitHub Desktop PovRay Anaconda PSPP Common Lisp Strawberry Prolog Android Studio Intellij Idea IDE NetBeans Blender DBeaver Community' Dia Krita Drakon Xampp Unity NetEmul Lazarus scilab QTEPLOT GNUplot QGIS ГИС Аксиома XnView Audacity Dr.Explain | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/) Профессиональные базы данных: 1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
При реализации учебной дисциплины используются активные и интерактивные формы проведения занятий. При проведении лекционных занятий:лекция–визуализация (презентация),лекция-беседа. При проведении практических занятий:ситуационные методы (кейс-технологии, анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач), дискуссия. В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в выполнении индивидуальных и групповых творческих заданий Для успешного овладения дисциплиной необходимо выполнять следующие требования: - посещать все лекционные и практические занятия - все рассматриваемые на лекциях и практических занятиях темы и вопросы обязательно фиксировать в тетради; - обязательно выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или практических занятиях; - в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо обязательно самостоятельно изучать соответствующий материал. Рекомендации для студентов при подготовке к лекционным занятиям. При изучении дисциплины «Рынок ценных бумаг» обучающимся рекомендуется пользоваться лекциями по дисциплине; учебниками и учебными пособиями; федеральными законнами, периодическими изданиями по тематике изучаемой дисциплины, В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать на экономические категории, формулировки раскрывающие содержание экономических процессов. Желательно оставлять в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки, а также подчеркивать важность теоретических положений и выводов. Рекомендации для студентов при подготовке к практическим занятиям. Обучающимся при подготовке к практическим занятиям необходимо: - ознакомиться с конспектом лекций, а также по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия; - при подготовке к практическим занятиям следует подобрать и использовать нормативно- правовые акты и материалы правоприменительной практики, так как в них могут быть внесены изменения, дополнения, которые не всегда отражены в учебной литературе; - при подготовке к практическим занятиям следует ознакомиться, а при необходимости самостоятельно выполнить задания в рабочей тетради по освоению дисциплины; - в целях актуализации изучаемого материала темы при подготовке к практическим занятиям необходимо ознакомиться с мнением и научными взглядами специалистов в периодической печати, а также на официальных сайтах в глобальной сети Интернет; - следует составить конспект по материалу, подготовленному в дополнение к материалу, изложенному на лекции. В начале занятий обучающемуся следует задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения при его подготовке, а также по решению задач, заданных для самостоятельного решения. В ходе опроса на практическом занятии необходимо давать конкретные, четкие ответы на поставленные вопросы. При выполнении заданий в рабочей тетради следует при решении задач демонстрировать понимание проведенных расчетов (анализов, ситуаций), в случае затруднений обращаться к преподавателю. Обучающимся, пропустившим занятия (независимо от причин), не имеющим письменного решения задач или не подготовившимся к практическому занятию, рекомендуется явиться на консультацию к преподавателю и отчитаться по теме, рассмотренной на занятии. Рекомендации для студентов при подготовке к контрольной работе Контрольная работа – письменная работа небольшого объема, предполагающая проверку знаний заданного к изучению материала и навыков его практического применения. Контрольные работы по дисциплине «Рынок ценных бумаг» состоять из одного или нескольких теоретических вопросов и практического задания. Темы контрольных работ определяет преподаватель. При подготовке к контрольной работе обучающийся должен хорошо изучить тему контрольной работы, путем прочтения лекционного материала, соответствующих разделов учебника, учебного пособия, рекомендованных преподавателем. Затем постараться разобраться новыми и непонятными терминами, выучить определения финансовых понятий, законов, а также формулы используемые при решении задач. Контрольная работа должна демонтировать: - умение правильно и лаконично излагать ответы на поставленные вопросы; - владение понятийным и терминологическим аппаратом; - умение рассчитывать финансовые показатели. Контрольная работа оценивается по балльной оценке. Рекомендации по работе с литературой Грамотная работа с научной литературой, предполагает соблюдение ряда правил: 1 Ознакомление с оглавлением, содержанием предисловия или введения. 2 Чтение текста 3 Выяснение незнакомых слов, терминов, выражений, неизвестных имен, названий. Научная методика работы с литературой предусматривает также ведение записи прочитанного. Это позволяет привести в систему знания, полученные при чтении, сосредоточить внимание на главных положениях, зафиксировать, закрепить их в памяти, а при необходимости вновь обратиться к ним. Рекомендации по составлению конспекта Конспект - сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта. Выделите главное, составьте план, представляющий собой перечень заголовков, подзаголовков, вопросов, последовательно раскрываемых затем в конспекте. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. При изучении данной дисциплины с учетом использования балльно-рейтинговой системы студент должен сдать контрольные и тестовые работы. Промежуточная аттестация проводится в форме зачета. |