МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Колледж Алтайского государственного университета

Основы бережливого производства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за отделениемГуманитарное отделение
Направление подготовки40.02.04. Юриспруденция
Форма обученияОчная
Учебный план40_02_04_Юриспруденция-2024_11кл
Часов по учебному плану 36
в том числе:
аудиторные занятия 36
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 12 12 12 12
Итого 36 36 36 36

Программу составил(и):
преподаватель, Юркова Маргарита Алексеевна

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Основы бережливого производства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.04 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (приказ Минобрнауки России от 27.10.2023 г. № 798)

составлена на основании учебного плана:
Направление 40.02.04 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 27.06.2024 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании Совета колледжа

Протокол от 28.02.2024 г. № 05
Срок действия программы: 20242025 уч. г.

Заведующий отделением
Аношкина Людмила Анатольевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование способности использовать принципы бережливого производства для повышения эффективности организации работ в рамках своей профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ППСЗ

Цикл (раздел) ППСЗ: СГ

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ПК. 1.2. Применять нормы права для решения задач в профессиональной деятельности.
ПК 2.1. Осуществлять контроль соблюдения законодательства Российской Федерации субъектами права.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы и концепцию бережливого производства;
основы картирования потока создания ценностей;
методы выявления, анализа и решения проблем производства;
инструменты бережливого производства;
принципы организации взаимодействия в цепочке процесса;
виды потерь и методы их устранения;
современные технологии повышения эффективности
технологии внедрения улучшений;
технологии вовлечения персонала в процесс непрерывных улучшений;
система подачи предложений.
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять профессиональную деятельность с соблюдением принципов бережливого производства;
моделировать производственный процесс и строить карту потока создания ценностей;
применять методы диагностики потерь и устранять потери в процессах
применять ключевые инструменты анализа и решения проблем, оценивать затраты на несоответствие;
организовывать работу коллектива и команды в рамках реализации проектов по улучшениям;
применять инструменты бережливого производства в соответствии со спецификой бизнес-процессов организации/производства
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Бережливое производство: основные понятия, принципы, методология, проблематизация
1.1. Основные понятия и методология бережливого производства Лекции 1 2 ОК 01., ОК 03., ОК 07., ПК 2.1., ОК 02., ПК. 1.2. Л2.2, Л1.1
1.2. Практическое занятие 1.1 Фабрика процессов Практические 1 2 ОК 01., ОК 03., ОК 07., ПК 2.1., ОК 02., ПК. 1.2. Л2.4, Л1.1
1.3. Бережливый проект.Картирование потока создания ценности. Потери и действия,добавляющие ценность. Лекции 1 4 ОК 01., ОК 03., ОК 07., ПК 2.1., ОК 02., ПК. 1.2. Л2.2, Л1.1
1.4. Практическое занятие 1.2 Разработка паспорта проекта Практические 1 2 ОК 01., ОК 03., ОК 07., ПК 2.1., ОК 02., ПК. 1.2. Л2.4, Л1.1
1.5. Методы решения проблем Лекции 1 4 ОК 01., ОК 03., ОК 07., ПК 2.1., ОК 02., ПК. 1.2. Л2.1, Л1.1
1.6. Практическое занятие 1.3 Выбор инструментов решения проблемы в рамках реализуемого проекта по результатам картирования Практические 1 2 ОК 01., ОК 03., ОК 07., ПК 2.1., ОК 02., ПК. 1.2. Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Раздел 2. Реализация принципов бережливого производства в профессиональной деятельности
2.1. Инструменты бережливого производства Лекции 1 4 ОК 01., ОК 03., ОК 07., ПК 2.1., ОК 02., ПК. 1.2. Л2.1, Л1.1
2.2. Практическое занятие 2.1. Применение методов бережливого производчства в выбранном студентами проекте Практические 1 2 ОК 01., ОК 03., ОК 07., ПК 2.1., ОК 02., ПК. 1.2. Л2.4, Л1.1
2.3. Внедрение методов бережливого производства Лекции 1 4 ОК 01., ОК 03., ОК 07., ПК 2.1., ОК 02., ПК. 1.2. Л2.1, Л1.1
2.4. Практическое занятие 2.2. Определение целей и способов их достижения. Подготовка вариантов решения с использованием методов БП. Практические 1 2 ОК 01., ОК 03., ОК 07., ПК 2.1., ОК 02., ПК. 1.2. Л2.1, Л1.1
2.5. Технология вовлечения и мотивации персонала Лекции 1 6 ОК 01., ОК 03., ОК 07., ПК 2.1., ОК 02., ПК. 1.2. Л2.1, Л1.1
2.6. Практическое занятие 2.3 Применение методов мотивации персонала.Защита проектов "Итоговая фабрика процессов" Практические 1 2 ОК 01., ОК 03., ОК 07., ПК 2.1., ОК 02., ПК. 1.2. Л2.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (практические занятия, индивидуальные задания, тесты)размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10682
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по итогам освоения дисциплины

Тестовые задания:
1) На каком предприятии впервые системно применили принципы и инструменты Бережливого производства?
1 Motorolla
2 Toyota
3 Ford
4General Electrics
2)Какой из следующих подходов используется в бережливом производстве?
1 расчет оптимального размера партии
2 производство на склад
3 производить, пока есть материалы
4 избыток производительности оборудования
3) Основная цель любой деятельности по совершенствованию – это:
1 сокращение персонала
2 устранение потерь
3 снижение гибкости
4 исключение возможности принятия решений на нижних уровнях управления
4) Что лежит в основе Бережливого подхода?
1 Сокращение финансовых затрат
2 Ценность для потребителя
3 Увеличение доли рынка
4 Качество продукции
5) Расчет цены продукции в бережливом производстве:
1 Себестоимость + Прибыль = Цена для покупателя.
2 Прибыль = Цена покупателя – Затраты на производство
6) Система 5S это:
1 Система планирования административно-хозяйственной деятельности
2 Система, которая внедряется после стандартизации рабочих мест
3 Система, направленная на эффективную организацию рабочих мест
4 Система, обеспечивающая уборку рабочих мест
7) На что влияет система 5 «S»?
1 На качество и периодичность уборки рабочих мест
2 На трудоемкость, рабочую последовательность и сложность выполняемой работы
3 На производительность, безопасность и качество.
4 Все вышеперечисленные
8) Какой этап не входит в процесс 5S?
1 Стандартизируй
2 Сортируй
3 Содержи в порядке
4 Созерцай
9) На каком этапе 5S начинают использовать метод красных ярлыков?
1 Сортировка
2 Создание порядка
3 Содержание в порядке
4 Стандартизация
10) 5S – это на самом деле метод...
1 визуального управления
2 очистки
3 управление запасами
4 организации
5 все из вышеперечисленного
11) Поток ценности – это:
1 Управление информационными потоками от заказа до поставки
2 Преобразование от сырья до готового продукта в руках потребителя
3 Действия, которые требуется совершить, чтобы преобразовать сырье и информацию в готовое изделие и сервис
12) Карта потока создания ценности – это:
1 Взаимосвязь действий по изготовлению изделия.
2 Метод наблюдения, осуществляемый для изучения затрат времени.
3 Достаточно простая и наглядная графическая схема.
13) Для начала любой работы по совершенствованию потоком создания ценности критически важна следующая информация:
1 состояние производственных мощностей
2 требования потребителя
3 возможности поставщика
4 состояние системы управления производством
14) Ценность для потребителя определяется как:
1 стоимость
2 доставка
3 надежность
4 реакция на требования
5 все из перечисленного
15) Муда это:
1 Создание добавляющей ценности
2 Время на переналадку оборудования
3 Встраивание контроля качества
4 Потери
5 Выравнивание производства
16) Отметьте виды потерь:
1 Ремонт оборудования
2 Перепроизводство
3 Ожидание
4 Уборка рабочей зоны
5 Лишняя траектория
6 Лишние движения
7 Избыток запасов
8 Переналадка оборудования
9 Лишние этапы обработки
10 Исправление и брак
17) Этот вид потерь появляется при задержке изделия на предыдущем этапе обработки, при простое или поломке оборудования
1 Ненужная транспортировка
2 Перепроизводство
3 Ожидание
4 Лишний этап обработки
18) Что из перечисленного не является одним из семи видом потерь?
1 перепроизводство
2 транспортировка материалов
3 ожидание
4 избыточная производительность оборудования
19) Каким японским термином в Бережливом производстве называют неравномерность выполнения работ?
1 Муда
2 Мура
3 Мури
4 Андон
20)____ – средство информирования, с помощью которого дается разрешение или указание на производство или изъятие (передачу) изделий в вытягивающей системе
1 Кайдзен
2 Канбан
3 Андон
4 SMED
21) ____ – это система планирования материально-технического снабжения, предусматривающая полную синхронизацию с производственным процессом
1 Программа «Пять нулей»
2 Кружки качества
3 Система 5S
4 Система «Канбан»
5 Система «Just-in-Time»
22) Какая из техник оказывает максимальное влияние на время переналадки?
1 Непрерывный поток
2 Стандартизация
3 SMED
4 5S
23) Время на переналадку оборудования – это …
1 полезное производственное время
2 потери
3 частично полезное рабочее время и частично потери
24) Какой термин обозначает «защита от дурака» или «предотвращение ошибок»
1 Андон
2 Муда
3 Дзидока
4 Пока-ёка
25) Какой инструмент применяется для определения потерь и действий, не добавляющих ценность?
1 Диаграмма причинно-следственных связей
2 Картирование процесса
3 Диаграмма Парето
4 FMEA
26) На каком принципе основана диаграмма Парето?
1 Принцип минимизации затрат
2 Принцип 80/20
3 Принцип увеличения производительности
4 Принцип непрерывного совершенствования
27) Что отображает диаграмма Исикавы?
1 Причины возникновения проблемы
2 Возможные пути решения проблемы
3 Ответственных за возникновение проблемы
4 Затраты на ликвидацию последствий проблемы
28) Что является моделью непрерывного улучшения качества?
1 цикл PDSA
2 цикл процесса
3 производственный цикл
4 ничего из перечисленного
29) TPM - всеобщее обслуживание оборудования это...
1 обслуживание оборудования механиком, сотрудником и энергетиком
2 обслуживание, обеспечивающее его наивысшую эффективность в течении всего жизненного цикла с участием всего персонала
3 обслуживание оборудования всей производственной бригадой, в которой состоит оператор, работающий на этом оборудовании
30) Увеличение каких затрат приведет к общему снижению затрат?
1 транспортные расходы
2 предупреждающие затраты
3 затраты на оплату труда
31) Какие затраты относятся к внутренним затратам на дефект
1 Отходы и переделки, возникшие по вине поставщиков
2 Обучение вопросам качества
3 Переделки и ремонт
4 Проверки и испытания

Критерии оценки для тестирования:
«5» - 85-100% верных ответов
«4» - 69-84% верных ответов
«3» - 51-68% верных ответов
«2» - 50% и менее
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения дифференцированного зачета (Может включать несколько блоков оценивания):
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rзач.

Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к зачету» https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=519704 (Ссылка на тест в электр
Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Дифзачет «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 50 баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 50 вопросов, студент может получить максимум 100 первичных баллов (по 2 балла за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный ответ студент может набрать 1 балл. За неправильный ответ 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 67 (указывается фактическое количество в банке) тестовых задания. На выполнение теста отводится 50 минут (указывается время необходимое для выполнения). При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,2 ·Rзач
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.

Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49



6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Староверова К.О. Основы бережливого производства: учебное пособие для СПО Юрайт, 2024 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Елагина, В. Б. Менеджмент качества и основы бережливого производства : учебное пособие Поволжский государственный технологический университет, 2019 biblioclub.ru
Л2.2 Царенко, А. С. Бережливое мышление» в государственном управлении : Монография Юрайт, 2023 URL: https://urait.ru/bcode/519862
Л2.3 Царенко, А. С. «Бережливое мышление» в государственном управлении: монография Юрайт, , 2021 urait.ru
Л2.4 Ушаков, О. В./ О. В. Ушаков, Е. Е. Можаев, Е. Н. Закабунина. Организация рабочего пространства в условиях бережливого производства по «5S»: учебное пособие Москва : Директ-Медиа, 2022 URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=687394
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
Э2 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э3 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета http://elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Open Office или Libreoffice
PyCharm Community Edition
Chromium
Mozilla FireFox
Ark
Okular
Gimp
Inkscape
Visual Studio Code
VirtualBox
R Studio
GitHub Desktop
PovRay
Anaconda
PSPP
Common Lisp
Strawberry Prolog
Android Studio
Intellij Idea
IDE NetBeans
Blender
DBeaver Community'
Dia
Krita
Drakon
Xampp
Unity
NetEmul
Lazarus
scilab
QTEPLOT
GNUplot
QGIS
ГИС Аксиома
XnView
Audacity
Dr.Explain
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
402Н кабинет дисциплин права; кабинет профессиональных дисциплин; кабинет правового и документационного обеспечения профессиональной деятельности; кабинет правового обеспечения профессиональной деятельности – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска маркерная; трибуна; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: Epson) – 1 ед.; экран (марка: ScreenMedia) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы; Конституция РФ; Трудовой кодекс; Гражданский кодекс; кодекс РФ об административных правонарушениях.
211Н кабинет гуманитарных и социально-экономических дисциплин; кабинет социально-экономических дисциплин; кабинет гуманитарных и социальных дисциплин; кабинет междисциплинарных курсов – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; трибуна; передвижная маркерная доска; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: BenQ) – 1 ед.; экран (марка: Lumien) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы; тематические плакаты
202С библиотека (читальный зал) - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу)
108М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении междисциплинарного курса «Основы бережливого производства» используются следующие формы работы:

1. Лекции, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы дисциплины.
В ходе лекционных занятий студенту необходимо вести конспектирование учебного материала, а также обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт.
Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы.
Посещаемость лекций входит в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем.

2. Практические занятия, на которых проводится опрос по теоретическим вопросам изучаемых тем, разбираются проблемные ситуации, решаются задачи, заслушиваются доклады. Посещаемость практических занятий и их выполнение входит в балльную оценку по дисциплине.
Практические занятия позволяют развивать у студентов творческое теоретическое мышление, умение самостоятельно изучать литературу, анализировать практику; учат четко формулировать мысль, вести дискуссию, то есть имеют исключительно важное значение в развитии самостоятельного мышления. Начиная подготовку к семинарскому занятию, необходимо, прежде всего, указать студентам страницы в конспекте лекций, разделы учебников и учебных пособий, чтобы они получили общее представление о месте и значении темы в изучаемом курсе. Затем следует рекомендовать им поработать с дополнительной литературой, сделать записи по рекомендованным источникам.
Подготовка к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1й – организационный;
2й - закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов.
В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.
Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. В начале занятия студенты под руководством преподавателя более глубоко осмысливают теоретические положения по теме занятия, раскрывают и объясняют основные положения публичного выступления. В процессе творческого обсуждения и дискуссии вырабатываются умения и навыки использовать приобретенные знания для различного рода ораторской деятельности.
Записи имеют первостепенное значение для самостоятельной работы студентов. Они помогают понять построение изучаемого материала, выделить основные положения, проследить их логику и тем самым проникнуть в творческую лабораторию автора. Ведение записей способствует превращению чтения в активный процесс, мобилизует, наряду со зрительной, и моторную память. Следует помнить: у студента, систематически ведущего записи, создается свой индивидуальный фонд подсобных материалов для быстрого повторения прочитанного, для мобилизации накопленных знаний. Особенно важны и полезны записи тогда, когда в них находят отражение мысли, возникшие при самостоятельной работе. Важно развивать у студентов умение сопоставлять источники, продумывать изучаемый материал.
Большое значение имеет совершенствование навыков конспектирования у студентов. Преподаватель может рекомендовать студентам следующие основные формы записи: план (простой и развернутый), выписки, тезисы.
Результаты конспектирования могут быть представлены в различных формах.
План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект.
Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
- План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
- Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
- Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
- Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
Ввиду трудоемкости подготовки к семинару преподавателю следует предложить студентам алгоритм действий, рекомендовать еще раз внимательно прочитать записи лекций и уже готовый конспект по теме семинара, тщательно продумать свое устное выступление.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам, использовать знание художественной литературы и искусства, факты и наблюдения современной жизни и т. д.
Вокруг такого выступления могут разгореться споры, дискуссии, к участию в которых должен стремиться каждый. Преподавателю необходимо внимательно и критически слушать, подмечать особенное в суждениях студентов, улавливать недостатки и ошибки, корректировать их знания, и, если нужно, выступить в роли рефери. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную выступающим студентом.
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. Изучение студентами фактического материала по теме практического занятия должно осуществляться заблаговременно. Под фактическим материалом следует понимать специальную литературу по теме занятия, систему нормативных правовых актов, а также судебную практику по рассматриваемым проблемам.
Особое внимание следует обратить на дискуссионные теоретические вопросы: изучить различные точки зрения ведущих ученых, обозначить противоречия современного законодательства. Для систематизации основных положений по теме занятия рекомендуется составление конспектов. Обратить внимание на:
- Составление списка нормативных правовых актов и учебной и научной литературы по изучаемой теме.
- Изучение и анализ выбранных источников.
- Изучение и анализ судебной практики по данной теме, представленной в информационно-справочных правовых электронных системах «КонсультантПлюс», «Гарант» или других.
- Выполнение предусмотренных программой заданий в соответствии с тематическим планом.
- Выделение наиболее сложных и проблемных вопросов по изучаемой теме, получение разъяснений и рекомендаций по данным вопросам с преподавателями кафедры на их еженедельных консультациях.
- Проведение самоконтроля путем ответов на вопросы текущего контроля знаний, решения представленных в учебно-методических материалах кафедры задач, тестов, написания рефератов и эссе по отдельным вопросам изучаемой темы.

3
. При реализации дисциплины «Основы бережливого производства» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении практических занятий: устный опрос,выполнение практических письменных работ и докладов.
4. Дифференцированный зачёт по дисциплине.
Зачёт сдается в форме тестирования. Представляет собой структурированное задание по всем разделам дисциплины.
Для подготовки к зачету следует воспользоваться рекомендованным преподавателем учебниками, конспектами лекций. Процедура проведения дифференцированного зачета (Может включать несколько блоков оценивания): Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.
Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rзач.
Итоговое тестирование «Тест к зачету» (Ссылка на тест в электронном курсе дисциплины)