| Закреплена за кафедрой | Кафедра археологии, этнографии и музеологии |
|---|---|
| Направление подготовки | 46.03.03. Антропология и этнология |
| Профиль | Этнокультурное наследие Центральной Азии |
| Форма обучения | Очная |
| Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
| Учебный план | 46_03_03_Антропология и этнология_ЭнЦА-2024 |
|
|
||||||||||||||
Распределение часов по семестрам
| Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
|---|---|---|---|---|
| Недель | 16 | |||
| Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
| Лекции | 24 | 24 | 24 | 24 |
| Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
| Сам. работа | 48 | 48 | 48 | 48 |
| Консультации | 20 | 20 | 20 | 20 |
| Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
| 1.1. | Цель курса Познакомить слушателей в ходе проблемно-исторического изложения материала с историей формирования истории первобытного общества (ИПО), основными методами и задачами ИПО, а также дать представление о специфике, особенностях и закономерностях развития общества на различных этапах древнейшей истории человечества. Создать у студентов цельную картину становления и развития основных социальных и экономических структур, возникновения и эволюции духовной жизни общества. Цель практического раздела – рефлексия и углубленное изучение наиболее сложных проблем ИПО: становления дуально-родовых и семейных структур, различные типы организации социума, особенности первобытной экономики и т.п. В соответствии с указанной целью определены следующие задачи курса: • Раскрыть этапы и движущие силы антропосоциогенеза; • Проследить особенности развития производительных сил общества и взаимосвязь их с эволюцией социальных структур; • Проанализировать становление и развитие духовной жизни на различных этапах истории первобытного общества; • Выявить закономерности становления и эволюционную динамику семейно-брачных отношений; • Ознакомить с концепциями сложения на протяжении истории первобытного общества собственности (от коллективной к частной); • Дать системные представления о хозяйственно-культурных типах общества на различных этапах его развития, возникновение и эволюция производящего хозяйства; • Способствовать формированию навыков самостоятельной исследовательской работы. |
|---|
| Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05 |
| ОПК-1 | Способен применять на базовом уровне знания исторических, антропологической и этнологической наук при решении практических, исследовательских или педагогических задач; |
| ОПК-1.1 | Знает основы отечественной и всеобщей истории, антропологической, этнологической наук, аспекты их применения при решении исследовательских, практических или профессиональных задач деятельности |
| ОПК-1.2 | Умеет выявлять взаимосвязь между историческими явлениями, процессами и экономическими, социальными, политическими, культурными факторами |
| ОПК-1.3 | Владеет навыками научно-исследовательской и педагогической деятельности |
| В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
| 3.1. | Знать: |
|---|---|
| 3.1.1. | Основные положения истории первобытного общества и месте данной дисциплины в системе исторических наук; Основные этапы развития и историографии, научные школы и концепции ИПО; Возможности использования субдисциплин, в том числе методов и методик естественных наук при реконструкции древнейших исторических процессов; Периодизацию и хронологию ИПО; Особенности и содержание основных периодов развития общества и движущие силы антропо- и социогенеза; О проблемах и причинах эволюции социальных структур (семейно-брачных, политических, экономических и др.). |
| 3.2. | Уметь: |
| 3.2.1. | Студент должен знать и уметь применять: • социально-гуманитарную терминологию; • анализировать и оценивать научную информацию; • теоретические основы и инструментарий (методы) историко-культурного знания в научных исследованиях; • современные теории культуры и ведущие направления современной социокультурной деятельности (концепций и инструментария) в организационно-управленческой работе; • разработки культурно-образовательных программ в системе учебных учреждений и культурных центров • современные знания о мировой культуре в разработке и реализации направлений культурного туризма. |
| 3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
| 3.3.1. | • навыками аргументированного изложения собственной точки зрения, ведения дискуссии; • владения теоретическими проблемами антропогенеза и разработок по ИПО; • применения антропологической, социально-гуманитарной и исторической терминологии; • анализа и критической оценкой тематической научной информации из литературных, цифровых и иных источников; • ведения корректной научной дискуссии и межличностного общения. |
| Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
|---|---|---|---|---|---|---|
| Раздел 1. История первобытного общества как наука | ||||||
| 1.1. | История первобытного общества – предмет и объект исследования. Соотношение и наполнение терминов «история первобытного общества» и «доистория». Первобытность древняя и «современная»: понятия доисторических (апополитейных) и протоисторических (синполитейных) культур. Место дисциплины в системе наук. Синтетический характер знания о классической первобытности. Особенности первобытной истории. Значение изучения первобытной истории: познавательный, мировоззренческий и практический аспекты.Содержание понятия история первобытного общества (ИПО). Задачи и цели курса ИПО. Структура курса ИПО. Периодизация и хронология истории первобытного общества. Предмет и объект ИПО. Литература (основная и дополнительная) и учебники по курсу. Неразработанность проблем завершающих этапов развития первобытного общества. Борьба сторонников цивилизационного и формационного подходов к изучению истории. Источниковедение истории первобытного общества. Источники ИПО: археология, этнография, историческая антропология, геология и палеозоология, палеоботаника, физика, химия, лингвистика, социология. Роль и значение реконструкций ИПО. Проблемы критического отношения к источникам. Сложности анализа известных этнографических данных с целью палеоисторических реконструкций. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
| Раздел 2. Историография ИПО | ||||||
| 2.1. | Первый период. Представления о ранних этапах истории в древности и средневековье. Накопление письменных источников. Знания о первобытных народах на Древнем Востоке. Библейская версия начала человеческой истории. Второй период. Начало обобщения накопленных данных: М. Монтень, Дж. Толанд, Т. Гоббс, Дж. Локк, Г. Форстер, Ж.Ф. Лафито, А. Фергюсон (теория «благородного дикаря»). Идеи универсальной стадиальности исторического развития в контексте эволюции семейно-брачных отношений (Я. Бахофен, Дж. Мак-Леннан). Третий период. Становление истории первобытного общества как науки. Концепции эпохи просвещения. Открытия XIX в. и возникновение учения Ч. Дарвина. Теория эволюции и её адаптация применительно к анализу человека (Ч. Дарвин) и общества (Г. Спенсер). Классики эволюционизма о первобытной культуре (Л.Г. Морган, Э. Тайлор, Д.Д. Фрэзер). Марксистская концепция первобытности. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
| 2.2. | Четвертый период. Изучение ИПО в новейшее время. Зарубежные, советские и российские школы и направления в изучении ИПО. Критика однолинейного эволюционизма и складывание различных направлений в разработке проблем первобытной истории в первой половине ХХ столетия. Диффузионистская концепция происхождения и распространения древних культур (Ф. Ратцель, Ф. Гребнер, В. Шмидт). Тотем и табу: психоаналитическая теория происхождения общества, религии, нравственности (З.Фрейд). Архетипы в сознании и поведении человека (К.Г. Юнг). Особенности первобытного мышления (Л. Леви-Брюль) и архаичной экономики (М.Мосс) в контексте социологии Э. Дюркгейма. Позитивистские установки в исследовании первобытных культур в англо-американской науке. Школа Ф. Боаса: дихотомия истории и науки, релятивизм системы ценностей, всесторонний (холистский) анализ отдельных культур. Функционалистский переворот: культура, традиция, функция, социальная структура в интерпретации Б. Малиновского и А. Радклифф-Брауна. Включенное наблюдение как основ | Сам. работа | 1 | 9 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
| 2.3. | Источниковедение и историография истории первобытного общества | Практические | 1 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
| Раздел 3. Начало антропосоциогенеза | ||||||
| 3.1. | Предпосылки возникновения человеческого общества. Понятия «социальное», «биологическое», «культура». Роль социально-экономических отношений в развитии общества. Характеристика сообществ приматов. Доминирование и зоологический индивидуализм. Характеристика сообществ хищных животных. Реконструкция сообщества древнейших предлюдей как коллектива охотников и собирателей, использующих примитивные орудия из камня и кости. Проблема примата социального над биологическим. Доказательства наличия охоты у древнейших предков человека. Возникновение двуногой локомации и первой орудийной деятельности. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
| 3.2. | «Первый кризис» возникающего человеческого общества и выход из него. Борьба в грегарных сообществах предлюдей биологического (зоологический индивидуализм) и социального. Необходимость регулирования отношения полов (высокая смертность предженщин). Появление полового и пищевого табу как первых социально-регулирующих законов в стаде предлюдей. Промискуитет, агамия, аномия, эндогамия, экзогамия, разборные отношения. Биологические и социальные изменения в древнейших коллективах как следствие преодоления «первого кризиса». Проблема отражения указанных изменений в древнейших обрядах, зафиксированных в этнографических и письменных источниках. | Сам. работа | 1 | 9 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
| 3.3. | Открытие и изучение ископаемых остатков предлюдей | Практические | 1 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
| Раздел 4. Открытие и изучение ископаемых предков человека | ||||||
| 4.1. | Антропологическая характеристика палеоантропов. Начальный этап расообразования. Различия архантропов и палеоантропов. Возникновение первых расовых отличий. Особенности морфологического строения ранних и поздних палеоантропов. Непрерывность и эволюция материальной культуры. Палеоклиматические и социальные причины специализации палеоантропов. Причины возникновения расовых отличий. Проблема преемственности ранних и поздних палеоантропов Культура классических (поздних) неандертальцев. Социальные достижения поздних неандертальцев: погребения, примитивное искусство, взаимопомощь (погребения в пещере Шанидар). Тотемизм: захоронения черепов и натуральный макет. Истоки религиозных представлений поздних предлюдей. Феномен неандертальских захоронений. Проблема взаимосвязи натурального макета с тотемизмом. «Второй кризис» формирующегося человеческого общества и выход из него. Инбридинг и его последствия для поздних предлюдей. Характеристика праобщин заключительной стадии формирования человеческого общества. Этнографич Открытие и изучение австралопитеков. Распространение четырех видов австралопитеков на территории Африки. Свидетельства ранней орудийной деятельности. Реконструкция хозяйственной деятельности. Полицентризм и моноцентризм в свете проблемы австралопитеков. Открытие и изучение архантропов. Расширение древней ойкумены. Изменения в антропологическом строении и орудийной деятельности архантропов. Проблема возникновения языка и речи. Гипотеза Н.А. Тих о кинетическом праязыке. Находки ашельской индустрии в Северной Азии. Проблема соотношения изученных раннепалеолитических стоянок Северной Азии с архантропами. Открытие и изучение палеоантропов. Неандертальская проблема: классические (шапельские) и ранние неандертальцы. Эпоха мустье Старого Света. Достижения хозяйства палеоантропов. Мустьерские памятники Алтая. Проникновение палеоантропов в Северную Азию. Проблема датировки эпохи мустье. Леваллуазская техника расщепления камня и ее значение для дальнейшего развития человеческого общества. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
| 4.2. | Сам. работа | 1 | 12 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
| 4.3. | Возникновение и особенность расовых типов | Практические | 1 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
| Раздел 5. Раннепервобытная община охотников, собирателей и рыболовов | ||||||
| 5.1. | Возникновение раннепервобытной родовой общины. Структура дуально-родовой и дуально-фратриальной общины. Социальная организация родового строя: возникновение племен. Преемственность материальной культуры от палеоантропа к неоантропу (Homo Sapiens). Археологические культуры позднего палеолита и достижения этого периода. Достоверность палеосоциологических реконструкций. Проблема эпох перигорда и ориньяка. Проблема преемственности материальной культуры эпохи мустье и верхнего палеолита. «Сценарии перехода от среднего к верхнему палеолиту» (гипотеза Л.Б. Вишняцкого). Заселение человеком современного типа новых территорий и становление рас. Освоение Нового Света, Австралии, Океании. Древнейшие культуры этих территорий. Особенности человеческих рас. Проблемы адаптации человеческого организма к различным климатическим и природным зонам. Расы и расовые типы. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
| Раздел 6. Материальная и духовная культура раннеродового общества | ||||||
| 6.1. | Материальная культура раннеродового общества. Прогрессивное развитие производительных сил. Домостроение. Особенности материальной культуры раннеродового общества в Сибири и на Алтае. Формирование хозяйственно-культурных типов присваивающей экономики. Практические знания. Проблемы охотничьей специализации раннеродовых племен. Трасологические исследования древних орудий труда. Вопросы соотношения археологических культур эпохи палеолита и реальных раннеродовых этнических групп. «Третий кризис» человеческого общества и становление производящего хозяйства. Завершение ледниковой эпохи, вымирание мамонтовой фауны и кризис раннеродового хозяйства. Мезолит: развитие индивидуальной охоты и рыболовства. Неолитическая революция. Семь центров доместикации растений (Н.И. Вавилов). Возникновение скотоводства. Проблема «первобытного изобилия». Вопрос о появлении и последствиях распространения рыболовства. Взаимоотношения первобытного земледелия и скотоводства. Понятие «кочевничество». | Лекции | 1 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
| 6.2. | Духовная культура раннеродового общества. Верхнепалеолитическое искусство и его особенности. Макароны, трафареты рук, канонизированный контурный рисунок, полихромная живопись, мелкая пластика, орнамент. Тотемизм, магия, первобытный обряд, анимизм, культы сил природы, фетишизм. Взаимосвязь раннепервобытного искусства, тотемизма и магии. Проблема современных пережитков раннеродовых религиозных воззрений. | Сам. работа | 1 | 9 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
| 6.3. | Искусство раннеродового общества | Практические | 1 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
| Раздел 7. Позднепервобытная община земледельцев, скотоводов, высших охотников, собирателей, рыболовов | ||||||
| 7.1. | Переход от присваивающего хозяйства к производящему и его последствия. Появление избыточного продукта. Межобщинное разделение труда. Ранние формы собственности. Дарообменная (престижная) экономика. Появление ремесла. Вопросы влияния личной и общинной собственности на социальную структуру позднеродового общества. Социальная организация позднеродовой общины. Половозрастная структура и разделение труда. Сегменация общины: линидж, субклан, род, фратрия, племя. Адопция. Археологические и этнографические данные о социальной структуре позднеродовой общины. Проблема взаимоотношения «сегментов» позднеродовой общины.Возникновение и эволюция парного брака и парной семьи. Влияние экономических достижений на структуру родства и брака и динамику их эволюции. Появление парной семьи и ее взаимоотношения с общиной и родьей. Противоборство отношений ранних форм собственности с родовыми отношениями. Бигмены. Вопросы влияния ранней формы собственности на изменение брачно-семейных отношений. Этнографические свидетельства пережитков конфронтации зарождающихся семейных и родовых отношений. | Лекции | 1 | 0,5 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
| Раздел 8. Духовная и материальная культура позднеродового общества | ||||||
| 8.1. | Духовная культура позднеродового общества. Искусство неолита и его особенности. Появление архитектуры, керамического производства (терракота), ткачества и т.д. Религиозные воззрения земледельцев-скотоводов (культ огня и плодородия) и охотников, собирателей, рыболовов (шаманизм). Особенности шаманизма. Начало становления «мировых» религий. Мифы, сказки, предания, легенды. Появление жречества. Проблемы ранних форм религии, их становления и развития. Значение для позднеродовых общин появления «стройных» религиозных систем. Причины усиливающихся в позднеродовом обществе религиозных различий (вплоть до антагонизма) между общинами производящего и присваивающего ХКТ. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
| Раздел 9. Распад первобытного общества. Эпоха классообразования | ||||||
| 9.1. | В настоящее время различных концепций, объясняющих причины возникновения государства существует большое множество. Разнообразие этих концепций обусловлено сложностью и многоплановостью данной проблемы, отрывочностью знаний об эпохе генезиса государства, существенным различием исходных позиций и авторитета авторов соответствующих теорий, различием их мировоззрения, социально-политических взглядов, наличия естественно-научных подходов и др.: • Религиозные (теологические) концепции; • Материалистическая теория; • Концепция общественного договора (естественного права); • Патриархальная концепция; происхождения государства • Теория насилия; • Органическая концепция возникновения государства.Производственные предпосылки распада первобытного общества. Начало обработки металлов: медь, бронза, железо. Центры рудодобычи и металлообработки. Повышение производительности труда и его значение: тягловые животные, плуг, вьючные и верховые животные, средства передвижения. Проблема энеолита. Вопросы первоначального использования металлов (бронза, железо). Проблема кочевничества. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
| Раздел 10. Социальная организация общества в эпоху классообразования | ||||||
| 10.1. | Появление частной собственности и соседской общины. Изменения в социальной структуре общества в связи с победой частной собственности. Институт вождизма. Вызревание раннеклассовых структур. Особенности соседской общины. Появление и развитие торговли. Взаимоотношения общинной и родоплеменной организации. Различия в процессе победы частной собственности между земледельцами и скотоводами. Особенности ранней торговли и межобщинного разделения труда. Брак и семья в эпоху распада первобытного общества. Победа отцовской фелиации и начало подчиненного положения женщины в обществе. Понятие «иждивенчество». Становление и развитие моногамной семьи, основанной на мужской частной собственности. Патриархат. Победа отцовского рода, как свидетельство начала преобладания отношений на основе частной собственности и окончательной гибели родовых отношений. Укрепление племенной организации. Племя как социально-потестарная общность. Наследственное лидерство. Усложнение общественного производства. Рост противоречий и конфликтов в | Лекции | 1 | 0,5 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
| Раздел 11. Религиозные представления в первобытном обществе | ||||||
| 11.1. | Ранние формы религии в первобытном обществе (анимизм, тотемизм, фетишизм, магия) Религиозные представления в позднеродовом обществе: • складывание мифологических систем; • зарождение и особенности шаманизма; Религиозные представления в период классообразования (распада родовых отношений): • зарождение жречества (язычество); • начало формирования мировых религий. | Лекции | 1 | 0,5 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
| Раздел 12. История первобытного общества как наука | ||||||
| 12.1. | История первобытного общества – предмет и объект исследования. Соотношение и наполнение терминов «история первобытного общества» и «доистория». Первобытность древняя и «современная»: понятия доисторических (апополитейных) и протоисторических (синполитейных) культур. Место дисциплины в системе наук. Синтетический характер знания о классической первобытности. Особенности первобытной истории. Значение изучения первобытной истории: познавательный, мировоззренческий и практический аспекты. | Лекции | 1 | 0,5 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
| Раздел 13. Историография ИПО | ||||||
| 13.1. | Первый период. Представления о ранних этапах истории в древности и средневековье. Накопление письменных источников. Знания о первобытных народах на Древнем Востоке. Библейская версия начала человеческой истории. Второй период. Начало обобщения накопленных данных: М. Монтень, Дж. Толанд, Т. Гоббс, Дж. Локк, Г. Форстер, Ж.Ф. Лафито, А. Фергюсон (теория «благородного дикаря»). Идеи универсальной стадиальности исторического развития в контексте эволюции семейно-брачных отношений (Я. Бахофен, Дж. Мак-Леннан). Третий период. Становление истории первобытного общества как науки. Концепции эпохи просвещения. Открытия XIX в. и возникновение учения Ч. Дарвина. Теория эволюции и её адаптация применительно к анализу человека (Ч. Дарвин) и общества (Г. Спенсер). Классики эволюционизма о первобытной культуре (Л.Г. Морган, Э. Тайлор, Д.Д. Фрэзер). Марксистская концепция первобытности. | Лекции | 1 | 0,5 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
| 13.2. | Источниковедение и историография истории первобытного общества | Практические | 1 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
| Раздел 14. Начало антропосоциогенеза | ||||||
| 14.1. | Предпосылки возникновения человеческого общества. Понятия «социальное», «биологическое», «культура». Роль социально-экономических отношений в развитии общества. Характеристика сообществ приматов. Доминирование и зоологический индивидуализм. Характеристика сообществ хищных животных. Реконструкция сообщества древнейших предлюдей как коллектива охотников и собирателей, использующих примитивные орудия из камня и кости. Проблема примата социального над биологическим. Доказательства наличия охоты у древнейших предков человека. Возникновение двуногой локомации и первой орудийной деятельности. | Лекции | 1 | 1,5 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
| 14.2. | Открытие и изучение ископаемых остатков предлюдей | Практические | 1 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
| Раздел 15. Открытие и изучение ископаемых предков человека | ||||||
| 15.1. | Антропологическая характеристика палеоантропов. Начальный этап расообразования. Различия архантропов и палеоантропов. Возникновение первых расовых отличий. Особенности морфологического строения ранних и поздних палеоантропов. Непрерывность и эволюция материальной культуры. Палеоклиматические и социальные причины специализации палеоантропов. Причины возникновения расовых отличий. Проблема преемственности ранних и поздних палеоантропов Культура классических (поздних) неандертальцев. Социальные достижения поздних неандертальцев: погребения, примитивное искусство, взаимопомощь (погребения в пещере Шанидар). Тотемизм: захоронения черепов и натуральный макет. Истоки религиозных представлений поздних предлюдей. Феномен неандертальских захоронений. Проблема взаимосвязи натурального макета с тотемизмом. «Второй кризис» формирующегося человеческого общества и выход из него. Инбридинг и его последствия для поздних предлюдей. Характеристика праобщин заключительной стадии формирования человеческого общества. Этнографич | Лекции | 1 | 0,5 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
| 15.2. | Открытие и изучение австралопитеков. Распространение четырех видов австралопитеков на территории Африки. Свидетельства ранней орудийной деятельности. Реконструкция хозяйственной деятельности. Полицентризм и моноцентризм в свете проблемы австралопитеков. Открытие и изучение архантропов. Расширение древней ойкумены. Изменения в антропологическом строении и орудийной деятельности архантропов. Проблема возникновения языка и речи. Гипотеза Н.А. Тих о кинетическом праязыке. Находки ашельской индустрии в Северной Азии. Проблема соотношения изученных раннепалеолитических стоянок Северной Азии с архантропами. Открытие и изучение палеоантропов. Неандертальская проблема: классические (шапельские) и ранние неандертальцы. Эпоха мустье Старого Света. Достижения хозяйства палеоантропов. Мустьерские памятники Алтая. Проникновение палеоантропов в Северную Азию. Проблема датировки эпохи мустье. Леваллуазская техника расщепления камня и ее значение для дальнейшего развития человеческого общества. | Сам. работа | 1 | 6,5 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
| 15.3. | Возникновение и особенность расовых типов | Практические | 1 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
| Раздел 16. Раннепервобытная община охотников, собирателей и рыболовов | ||||||
| 16.1. | Возникновение раннепервобытной родовой общины. Структура дуально-родовой и дуально-фратриальной общины. Социальная организация родового строя: возникновение племен. Преемственность материальной культуры от палеоантропа к неоантропу (Homo Sapiens). Археологические культуры позднего палеолита и достижения этого периода. Достоверность палеосоциологических реконструкций. Проблема эпох перигорда и ориньяка. Проблема преемственности материальной культуры эпохи мустье и верхнего палеолита. «Сценарии перехода от среднего к верхнему палеолиту» (гипотеза Л.Б. Вишняцкого). Заселение человеком современного типа новых территорий и становление рас. Освоение Нового Света, Австралии, Океании. Древнейшие культуры этих территорий. Особенности человеческих рас. Проблемы адаптации человеческого организма к различным климатическим и природным зонам. Расы и расовые типы. | Лекции | 1 | 0,5 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
| Раздел 17. Материальная и духовная культура раннеродового общества | ||||||
| 17.1. | Материальная культура раннеродового общества. Прогрессивное развитие производительных сил. Домостроение. Особенности материальной культуры раннеродового общества в Сибири и на Алтае. Формирование хозяйственно-культурных типов присваивающей экономики. Практические знания. Проблемы охотничьей специализации раннеродовых племен. Трасологические исследования древних орудий труда. Вопросы соотношения археологических культур эпохи палеолита и реальных раннеродовых этнических групп. «Третий кризис» человеческого общества и становление производящего хозяйства. Завершение ледниковой эпохи, вымирание мамонтовой фауны и кризис раннеродового хозяйства. Мезолит: развитие индивидуальной охоты и рыболовства. Неолитическая революция. Семь центров доместикации растений (Н.И. Вавилов). Возникновение скотоводства. Проблема «первобытного изобилия». Вопрос о появлении и последствиях распространения рыболовства. Взаимоотношения первобытного земледелия и скотоводства. Понятие «кочевничество». | Лекции | 1 | 0,5 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
| 17.2. | Искусство раннеродового общества | Практические | 1 | 1 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
| Раздел 18. Позднепервобытная община земледельцев, скотоводов, высших охотников, собирателей, рыболовов | ||||||
| 18.1. | Переход от присваивающего хозяйства к производящему и его последствия. Появление избыточного продукта. Межобщинное разделение труда. Ранние формы собственности. Дарообменная (престижная) экономика. Появление ремесла. Вопросы влияния личной и общинной собственности на социальную структуру позднеродового общества. Социальная организация позднеродовой общины. Половозрастная структура и разделение труда. Сегменация общины: линидж, субклан, род, фратрия, племя. Адопция. Археологические и этнографические данные о социальной структуре позднеродовой общины. Проблема взаимоотношения «сегментов» позднеродовой общины. | Лекции | 1 | 0,5 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
| Раздел 19. Духовная и материальная культура позднеродового общества | ||||||
| 19.1. | Духовная культура позднеродового общества. Искусство неолита и его особенности. Появление архитектуры, керамического производства (терракота), ткачества и т.д. Религиозные воззрения земледельцев-скотоводов (культ огня и плодородия) и охотников, собирателей, рыболовов (шаманизм). Особенности шаманизма. Начало становления «мировых» религий. Мифы, сказки, предания, легенды. Появление жречества. Проблемы ранних форм религии, их становления и развития. Значение для позднеродовых общин появления «стройных» религиозных систем. Причины усиливающихся в позднеродовом обществе религиозных различий (вплоть до антагонизма) между общинами производящего и присваивающего ХКТ. | Лекции | 1 | 0,5 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
| Раздел 20. Распад первобытного общества. Эпоха классообразования | ||||||
| 20.1. | В настоящее время различных концепций, объясняющих причины возникновения государства существует большое множество. Разнообразие этих концепций обусловлено сложностью и многоплановостью данной проблемы, отрывочностью знаний об эпохе генезиса государства, существенным различием исходных позиций и авторитета авторов соответствующих теорий, различием их мировоззрения, социально-политических взглядов, наличия естественно-научных подходов и др.: • Религиозные (теологические) концепции; • Материалистическая теория; • Концепция общественного договора (естественного права); • Патриархальная концепция; происхождения государства • Теория насилия; • Органическая концепция возникновения государства. | Лекции | 1 | 0,5 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
| Раздел 21. Социальная организация общества в эпоху классообразования | ||||||
| 21.1. | Появление частной собственности и соседской общины. Изменения в социальной структуре общества в связи с победой частной собственности. Институт вождизма. Вызревание раннеклассовых структур. Особенности соседской общины. Появление и развитие торговли. Взаимоотношения общинной и родоплеменной организации. Различия в процессе победы частной собственности между земледельцами и скотоводами. Особенности ранней торговли и межобщинного разделения труда. Брак и семья в эпоху распада первобытного общества. Победа отцовской фелиации и начало подчиненного положения женщины в обществе. Понятие «иждивенчество». Становление и развитие моногамной семьи, основанной на мужской частной собственности. Патриархат. Победа отцовского рода, как свидетельство начала преобладания отношений на основе частной собственности и окончательной гибели родовых отношений. Укрепление племенной организации. Племя как социально-потестарная общность. Наследственное лидерство. Усложнение общественного производства. Рост противоречий и конфликтов в | Лекции | 1 | 0,5 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
| Раздел 22. Религиозные представления в первобытном обществе | ||||||
| 22.1. | Ранние формы религии в первобытном обществе (анимизм, тотемизм, фетишизм, магия) Религиозные представления в позднеродовом обществе: • складывание мифологических систем; • зарождение и особенности шаманизма; Религиозные представления в период классообразования (распада родовых отношений): • зарождение жречества (язычество); • начало формирования мировых религий. | Лекции | 1 | 0,5 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
| 22.2. | Ранние формы религии в первобытном обществе (анимизм, тотемизм, фетишизм, магия) Религиозные представления в позднеродовом обществе: • складывание мифологических систем; • зарождение и особенности шаманизма; Религиозные представления в период классообразования (распада родовых отношений): • зарождение жречества (язычество); • начало формирования мировых религий. Ранние формы религии в первобытном обществе (анимизм, тотемизм, фетишизм, магия) | Практические | 1 | 1 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
| 22.3. | Политеизм и его структура на примере язычества древних славян: Род, Сварог и Сварожичи, Трилав,Даждьбог, Перун, Хорс и др. нечистая сила и специфика «темного пантеона». | Сам. работа | 1 | 2,5 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
| 22.4. | Консультации | 1 | 20 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | ||
| 5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
| Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6708 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: Способен применять на базовом уровне знания исторических, антропологической и этнологической наук при решении практических, исследовательских или педагогических задач. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА ВОПРОС 1. ПЕРВОБЫТНЫЕ ОБЩЕСТВА, СУЩЕСТВОВАВШИЕ ДО ПОЯВЛЕНИЯ ПЕРВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ, НАЗЫВАЮТСЯ А) апополитейными Б) синполитейными. ОТВЕТ: а. ВОПРОС 2. В ОСНОВЕ ПЕРИОДИЗАЦИИ ПЕРВОБЫТНОЙ ИСТОРИИ МОРГАНА-ЭНГЕЛЬСА ЛЕЖИТ А) уровень развития производительных сил Б) физическое развитие человека В) уровень развития культур ОТВЕТ: ВОПРОС 3. В ИСТОРИИ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА ИЗ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПЕРИОДИЗАЦИЙ УПОТРЕБЛЯЕТСЯ А) Геологическая Б) Экологическая В) Морфологическа ОТВЕТ: а. ВОПРОС 4. ПЕРВЫЕ ГОСУДАРСТВА ВОЗНИКЛИ А) 5 тыс. лет назад Б) 10 тыс. лет назад В) 3 тыс. лет назад. ОТВЕТ: а. ВОПРОС 5. ЭПОХА МЕЗОЛИТА - ЭТО ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД А) от нижнего к верхнему палеолиту Б) от палеолита к неолиту В) от неолита к бронзовому. ОТВЕТ: б. ВОПРОС 6. ЭПОХА ГОЛОЦЕНА - ЭТО ПЕРИОД А) доледниковый Б) ледниковый В) межледниковый Г) послеледниковый. ОТВЕТ: г. ВОПРОС 7. Трудовое распределение в первобытной общине связано с продуктом: А) избыточным; Б) жизнеобеспечивающим; В) прибавочным. ОТВЕТ: а. ВОПРОС 8. Праобщиной следует считать: А) раннюю форму человеческого общества; Б) форму объединения предлюдей; В) объединение животных. ОТВЕТ: б. ВОПРОС 9. Эпохе раннепервобытной общины соответствует период: А) нижнего палеолита; Б) средний палеолита; В) верхний палеолита; Г) неолита; Д) эпоха раннего металла. Ответ: в. ВОПРОС 10. Плейстоцен сменился на голоцен, что ознаменовало наступление: А) среднего палеолита Б) верхнего палеолита В) мезолита Г) неолита. Ответ: г. ВОПРОС 11. Число взрослых членов праобщины в среднем составляло: А) 5-10; Б) 10-15; В) 20-30; Г) 50-60. ОТВЕТ: 20-30. ВОПРОС 12. В период разложения родовых отношений основной формой брака становится: А) Парный Б) Групповой В) Коллективный Г) Моногамный. ОТВЕТ: г. ВОПРОС 13. Общественный продукт, превышающий жизнеобеспечение, но еще не приведший к отношениям эксплуатации, называется: А) прибавочным; Б) избыточным; В) необходимым. ОТВЕТ: б. ВОПРОС 14. Движущими силами антропогенеза являются: А) труд и половой отбор; Б) половой отбор и естественный отбор; В) естественный отбор и труд; Г) труд, естественный отбор и половой отбор. ОТВЕТ: г. ВОПРОС 15. ПО КАКОМУ КРИТЕРИЮ СОСТАВЛЕНА АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА? А) биологическое развитие древнего человека; Б) развитие Земли; В) социально-экономическое развитие общества; Г) материал и техника изготовления орудий труда. ОТВЕТ: г. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА ВОПРОС 1: В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ РАЗЛИЧАЛОСЬ _____ И ______ РОДСТВО. ОТВЕТ: Биологическое и социальное. ВОПРОС 2: ФОРМИРОВАНИЕ РАННЕПЕРВОБЫТНОЙ ОБЩИНЫ ПО АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПЕРИОДИЗАЦИИ ПРОИСХОДИТ В ЭПОХУ ____________ ____________ . ОТВЕТ: ВЕРХНЕГО ПАЛЕОЛИТА ВОПРОС 3: В ПОЗДНЕПЕРВОБЫТНОЙ ОБЩИНЕ КОЛЛЕКТИВНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ ДОПОЛНЯЕТСЯ_____________ ОТВЕТ: ЛИЧНОЙ. ВОПРОС 4. В РАМКАХ ПОЗДНЕПЕРВОБЫТНОЙ ОБЩИНЫ ФУНКЦИОНИРУЕТ, ОСНОВАННАЯ НА ДАРООБМЕНЕ____________ ЭКОНОМИКА. ОТВЕТ: ПРеСТИЖНАЯ. ВОПРОС 5. Группа семей, связанная родственными отношениями и совместно владеющая средствами производства, называется __________ общиной. ОТВЕТ: родовой. ВОПРОС 6. ОБЩИНА: ПРАОБЩИНА, РАННЕПЕРВОБЫТНАЯ, ПОЗДНЕПЕРВОБЫТНАЯ,_________. ОТВЕТ: СОСЕДСКАЯ/ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ВОПРОС 7. ИНСТИТУТ НЕПОСРЕДСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ, СОВМЕСТНО ВЛАДЕЮЩИХ СРЕДСТВАМИ ПРОИЗВОДСТВА, НАЗЫВАЕТСЯ ____________. ОТВЕТ: ОБЩИНА ВОПРОС 8. ОСНОВНОЙ ФОРМОЙ БРАКА В ПЕРИОД РАЗЛОЖЕНИЯ ПЕРВОБЫТНО-РОДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ЯВЛЯЛСЯ ________________БРАК ОТВЕТ: Моногамный ВОПРОС 9. В ЗАПАДНОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ ДОПИСЬМЕННАЯ ИСТОРИЯ НАЗЫВАЕТСЯ_________________ ОТВЕТ: 2. Праистория ВОПРОС 10. ПОЗДНЕПЕРВОБЫТНОЙ ОБЩИНЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКИ СООТВЕТСТВУЕТ ЭПОХА ______________________. ОТВЕТ: неолит ВОПРОС 11. ПЕРИОДУ КЛАССООБРАЗОВАНИЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКИ СООТВЕТСТВУЕТ ЭПОХА ______________________. ОТВЕТ: 11. палеометалла, бронзовый век ВОПРОС 12: В МЕЗОЛИТЕ ЭПОХА ПЛЕЙСТОЦЕНА СМЕНЯЕТСЯ ЭПОХОЙ ______________. Ответ: голоценом ВОПРОС 13: В ЗЕМЛЕДЕЛИИ РЕГУЛЯРНАЯ СМЕНА ОБРАБАТЫВАЕМЫХ УЧАСТКОВ НАЗЫВАЕТСЯ______________ ОТВЕТ: ПЕРЕЛОГ ВОПРОС 14: ГОСПОДСТВО МУЖЧИНЫ В СЕМЬЕ И ОБЩЕСТВЕ НАЗЫВАЕТСЯ______________________ ОТВЕТ: ПАТРИАРХАТ ВОПРОС 15. Праздник с раздачей юогатств у индейских племен Северной Америки называется ____________ . ОТВЕТ: патлач. ВОПРОС 16. Общественный продукт, превышающий жизнеобеспечение, но еще не приведший к отношениям эксплуатации, называется ____________________ . ОТВЕТ: избыточным. ВОПРОС 17. Группировка нескольких родов одного племени, объединенная экзогамией, называется ________________ . ОТВЕТ: фратрией. ВОПРОС 18. Обряд перехода в категорию взрослых членов общины называется ______________ . ОТВЕТ: Инициация. ВОПРОС 19. Взаимобрачная организация двух родов или фратрий называется ______________________ организацией. ОТВЕТ: дуальной. ВОПРОС 20: Четыре основные периодизации, используемые в Истории первобытного общества _____________________ ОТВЕТ: Геологическая-археологическая-антропологическая-социальноэкономическая КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
| 5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
| Примеры тематики письменных контрольных работ различного типа: 1. Представления о ранних этапах истории в древности и средневековье. 2. Становление истории первобытного общества как науки. 3. Зарубежные, советские и российские школы и направления в изучении ИПО. 4. Реконструкция сообщества древнейших предлюдей, как коллектива охотников и собирателей, использующих примитивные орудия из камня и кости. 5. Неандертальская проблема: классические (шапельские) и ранние неандертальцы. 6. Социальные достижения поздних неандертальцев: погребения, примитивное искусство, взаимопомощь (погребения в пещере Шанидар). |
| 5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
| Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6708 Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 заданий КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
| 6.1. Рекомендуемая литература | ||||
| 6.1.1. Основная литература | ||||
| Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
| Л1.1 | Кремлев М.Т. | Историческая социология в 3 ч. Часть 1. Первобытное общество.: Учебное пособие для бакалавров и магистратуры | Юрайт, 2017 | biblio-online.ru |
| Л1.2 | Сост.А.П. Беликов | Первобытное общество: Учебное пособие | СКФУ, 2017 | biblioclub.ru |
| 6.1.2. Дополнительная литература | ||||
| Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
| Л2.1 | Шер Я.А. | Введение в археологию: учебное пособие | М., Берлин: Директ-Медиа, 2015 | biblioclub.ru |
| 6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
| Название | Эл. адрес | |||
| Э1 | Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества: Учеб. для вузов по спец. «История». М.: Высш. шк., 1990. 351 с. | www.istmira.com | ||
| Э2 | Воронцов Н.Н. Эрнст Геккель и судьбы учения Дарвина // Научно-просветительский журнал «Скепсис" | scepsis.ru | ||
| Э3 | Думанов X.М., Першиц А.И. Матриархат: новый взгляд на старую проблему | vivovoco.astronet.ru | ||
| Э4 | Кабо В. Теоретические проблемы реконструкции первобытности | vladimirkabo.com | ||
| Э5 | Кирсанов В. Краткий курс истории антропогенеза, или Сущность и происхождение труда, сознания и языка | fisinter.ru | ||
| Э6 | Книжный сайт «Мир книг» | www.mirknig.com | ||
| Э7 | Марков Г.Е. Религиозные верования. Предполагаемый генезис и история. Этно-Журнал | www.ethnonet.ru | ||
| Э8 | Семёнов Ю. Введение во всемирную историю. Выпуск I. Проблема и понятийный аппарат. Возникновение человеческого общества. Научно-просветительский журнал «Скепсис» | scepsis.ru | ||
| Э9 | Семёнов Ю.И. Введение во всемирную историю. Выпуск 2. История первобытного общества. М., 1999 | scepsis.net | ||
| Э10 | Семёнов Ю. Льюис Генри Морган: легенда и действительность // Научно-просветительский журнал «Скепсис» | scepsis.ru | ||
| Э11 | Семёнов Ю.С. П. Толстов как теоретик этнологической и исторической науки // Научно-просветительский журнал «Скепсис» | scepsis.ru | ||
| Э12 | Семёнов Ю. Экономическая антропология // Научно-просветительский журнал «Скепсис» | scepsis.ru | ||
| Э13 | Семёнов Ю. Возникновение религии и ее первая, исходная форма – магия // Научно-просветительский журнал «Скепсис» | scepsis.ru | ||
| Э14 | Семёнов Ю. Формы общественной воли в доклассовом обществе: табуитет, мораль и обычное право // Научно-просветительский журнал «Скепсис» | scepsis.ru | ||
| Э15 | Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства | www.hrono.ru | ||
| Э16 | Антропогенез.ру / Каталог находок | antropogenez.ru | ||
| Э17 | Археология Европы / Archaeological Resource Guide for Europe | odur.let.rug.nl | ||
| Э18 | Археология. Ру | www.archaeology.ru | ||
| Э19 | Археология Алтая | archaeology.asu.ru | ||
| Э20 | Наука и жизнь: путешествие к колыбели человечества | www.nkj.ru | ||
| Э21 | Неандерталец | ru.wikipedia.org | ||
| Э22 | Палеолит | ru.wikipedia.org | ||
| Э23 | Первобытное искусство: виртуальный музей | web.archive.org | ||
| Э24 | Первобытное искусство и культура | www.mystic-chel.ru | ||
| Э25 | Плейстоценовые гоминиды. Web – энциклопедия // Портал «Сибирика» | www.sati.archaeology.nsc.ru | ||
| Э26 | Библиотека портала Антропогенез.ру | antropogenez.ru | ||
| Э27 | Марков А.В. «Происхождение и эволюция человека. Обзор достижений палеоантропологии, сравнительной генетики и эволюционной психологии» Доклад, прочтенный в Институте Биологии Развития РАН 19 марта 2009 | www.elibrary.ru | ||
| Э28 | Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества: Учеб. для вузов по спец. «История». М.: Высш. шк., 1990. 351 с. | www.istmira.com | ||
| Э29 | Воронцов Н.Н. Эрнст Геккель и судьбы учения Дарвина // Научно-просветительский журнал «Скепсис» | scepsis.ru | ||
| Э30 | Думанов X.М., Першиц А.И. Матриархат: новый взгляд на старую проблему | www.portalus.ru | ||
| Э31 | Кабо В. Теоретические проблемы реконструкции первобытности | vladimirkabo.com | ||
| Э32 | Кирсанов В. Краткий курс истории антропогенеза, или Сущность и происхождение труда, сознания и языка | fisinter.ru | ||
| Э33 | Марков Г.Е. Религиозные верования. Предполагаемый генезис и история. Этно-Журнал | www.ethnonet.ru | ||
| Э34 | Семёнов Ю. Введение во всемирную историю. Выпуск I. Проблема и понятийный аппарат. Возникновение человеческого общества. Научно-просветительский журнал «Скепсис» | scepsis.ru | ||
| Э35 | Семенов Ю.И. Введение во всемирную историю. Выпуск 2. История первобытного общества М., 1999 | scepsis.net | ||
| Э36 | История первобытного общества | portal.edu.asu.ru | ||
| 6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
| Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
| 6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
| Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/) | ||||
| Аудитория | Назначение | Оборудование |
|---|---|---|
| 519М | электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей |
| 319М | кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт. |
| Хронологически курс "История первобытного общества" (ИПО) охватывает несколько миллионов лет. В этот период произошло становление человека современного физического типа (Homo Sapiens), производительных сил общества, социальных и семейно-брачных структур, сложились основные расовые и антропологические типы, народы и языки. Кроме этого изучение ИПО является своего рода подготовкой к восприятию основных процессов и понятий курсов "Истории древнего мира", "Истории России" (древнейший период), "Основы археологии", "Основы этнологии" и т.д. Исходя из вышесказанного нами определены следующие цели курса ИПО: 1) создание цельной картины становления и ранней истории человеческого общества. 2) характеристика развития основных социальных и экономических структур. 3) возникновение и эволюция духовной жизни общества. Для достижения намеченных целей курса поставлены следующие задачи: 1) раскрытие этапов и движущих сил антропосоциогенеза; 2) особенности развития производительных сил общества и взаимосвязь их с эволюцией социальных структур; 3) анализ становления и развития духовной жизни на различных этапах истории первобытного общества; 4) становление и эволюция семейно-брачных отношений; 5) сложение и изменение на протяжении истории первобытного общества собственности (от коллективной к частной); 6) хозяйственно-культурные типы общества на различных этапах его развития, возникновение и эволюция производящего хозяйства. Следует также отметить то, что наполнение конкретным материалом, особенно иллюстрирующим те или иные теоретические положения, может способствовать изучению материалов Алтайского края. Соотнесение разработок и теорий ИПО с региональными необходимо еще и потому, что сейчас в школьном образовании, согласно принятым образовательным стандартам, значительное место уделено изучению регионального компонента. При этом состояние изученности археологических комплексов Алтая вполне позволяет осуществить подобное сочетание. |