Воспоминания журналиста Марии Рудаковой, выпускницы историко-филологического факультета: «Платье для госэкзамена»

Моя судьба решилась в 1977 году, когда на Димитрова строили новый корпус университета. Пока студенты таскали щебенку, мой отец руководил работой редколлегии – выпускал «Молнии» о ходе строительства. Через 17 лет я переступила порог этого, давно обустроенного и уже успевшего постареть здания, чтобы поступить. Поступить в АлтГУ.

Хочу учиться!

Родители мои были историками. Историко-филологический факультет, 141-я группа. Поступали, прежде всего, из любопытства. Первый в крае университет казался если не Сорбонной, то уж МГУ – точно. Впрочем, папа попытался сначала поступить в педагогический, но повстречав в приемной комиссии толпу девушек и не разглядев ни одного парня, мой далеко не женоненавистник-отец не то, чтобы испугался, просто документы предпочел подать в АлтГУ.

Абитуриентом он оказался хитроумным. Выбрав из соискателей студенческого билета одного, на первый взгляд не блистающего знаниями, папа на каждом экзамене отвечал после незадачливого товарища. И на его фоне выглядел достаточно выйгрышно. Не повезло на экзамене по иностранному языку: скромный мальчик оказался выпускником специализированной 22-й школы, и состязаться с ним в английском оказалось делом гибельным.

Двадцать лет назад абитуриенты, неизбалованные многообразием вузов, были куда настойчивее, упорнее нынешних. Так, одна девочка, не набрав должного количества баллов, пришла к декану и попросила взять ее на любую работу, и параллельно позволить ей посещать лекции. Девочку зачислили кандидатом («кандидат в студенты» – слышали ли вы такое раньше?), которому по статусу даже общежитие не предоставлялось. Однако, училась она прилежно и вскоре была признана полноправной студенткой. В благодарность АлтГУ был закончен с «красным» дипломом. Другому невезучему студенту пришлось некоторое время учиться на заочном отделении и посещать лекции вместе с очниками. Зато впоследствии с родным вузом он уже не расставался.

Ищи невесту на огороде или сказка о петушке

Вслед за поступлением пришли трудовые будни. Всех деревенских отправили в колхоз, а городским предоставили почетное право отмывать учебный корпус после ремонта. Именно тогда мои родители и познакомились. Недаром говорят: «Ищи невесту не в хороводе, а на огороде» (или в аудитории с ведром и шваброй на очередной трудовой вахте).

Впрочем, на изобилие трудодней никто не жаловался. Если верить родительским рассказам (особенно отцовским), именно с трудовыми буднями связаны лучшие студенческие воспоминания. Самой трогательной показалась мне история о дружбе трех юных студентов и замечательного пернатого товарища.

Итак, три искателя приключений волей судеб оказались в селе Озерки. Трудовая практика студентов мало отличалась от повседневной жизни селян, и прошла бы скучно, тяжело и безрадостно, если б не особое отношение наших героев к жизни. Казалось бы, три человека – компания идеальная и дополнительных людских ресурсов не требующая. Как раз людские ресурсы привлекать и не стали, но компанию все же разбавили: общими усилиями переманили на свою сторону петуха. Приручили птицу, а заодно научили пить. Нет бы чем добрым заняться.

Любимую птичку холили и лелеяли, даже спать с собой по очереди укладывали. А дальше все произошло по фабуле старой присказки «У попа была собака...» Что конкретно съел петух история умалчивает, но то, что его самого, в конце концов, съели, все участники пиршества помнят весьма отчетливо. Правда вкус курятины, приправленной алкоголем изнутри, постепенно забылся.

Пусть живут все девушки!

Если вам кажется, что 20 лет назад студентам было не до учебы, то вы глубоко заблуждаетесь – учились тогда гораздо прилежнее, чем сейчас. Прогулять лекцию означало совершить если не преступление, то весьма серьезное правонарушение. Так, до сих пор мои родители с ужасом и стыдом вспоминают, как однажды на втором курсе решили они пропустить пару по английскому и отправиться в кино. Милая банальная история закончилась трагически. Гулять «на полную катушку» они не решились и, посмотрев фильм, отправились на следующую пару.

На узком лестничном проходе судьба подготовила им сюрприз – встречу с преподавательницей. Та лишь улыбнулась незадачливым прогульщикам, возможно, в душе даже позавидовав их молодости и безалаберности. «Господи, лучше бы она отругала нас, тогда мы бы просто разозлились, но стыда не почувствовали», – в который раз говорит моя мама и даже через 20 с лишним лет краснеет. Возможно именно так сейчас ощущают себя ее ученики, решившиеся прогулять урок или не выполнить домашнее задание. Как оказалось, из веселых студентов вырастают довольно суровые педагоги.

Вообще иностранный язык стал для моих родителей одним из самых важных предметов. Мама, например, на первом курсе чуть было не бросила университет из-за неспособности овладеть латынью. Отцу же языки всегда давались легко, что очень льстило его мужскому самолюбию. Впрочем, «и на старуху...» Так, знаменитый «Гаудеамус» долго не поддавался переводу. Особенно настораживала первая строка – «Пусть живут все девушки!» И вправду, почему бы им не жить?

Студентов в первые годы существования АлтГУ было немного, что давало им несколько преимуществ. Во-первых, мало студентов было не только в Alma mater, но и в городе вообще. Так что в Шишковке очереди не выстраивались даже в лихую годину сессии. Во-вторых, преподаватели успевали запомнить каждого студента, и отношения обучающих и обучаемых отличались особой теплотой. Ректор В.И. Неверов старался посвятить неопытных студенток в тайны женской привлекательности, для чего приглашал в университет специалистов Дома моделей.

А ближе всего к студенту был, конечно, его куратор. У 141-й группы это были Дина Ивановна Мещерякова и Валерий Анатольевич Скубневский, кстати, лекции которого до сих пор хранятся в семейном архиве.

Цветы жизни в букете для экзаменатора

Хочется надеяться, что я была украшением трудовых и учебных будней своих родителей. Когда я появилась на свет, они были на четвертом курсе, так что все последующие сессии маме пришлось сдавать по отцовским лекциям. Студенты в ту пору, как я уже говорила, были прилежными, по чужим лекциям учиться не обученные, так что на зачетах и экзаменах мама выдавала такую информацию, которая для самих преподавателей всегда оказывалась эдаким открытием. Но вот сессии закончились, родители отправились в Ленинград проходить дипломную практику, оставив ребенка на попечение бабушек. А когда вернулись, ребенок их не узнал и поспешил спрятаться. Пришлось приручать собственную дочь подарками с берегов Невы.

Когда подошло время госэкзаменов, мне было почти два года. Бабушки мои были тогда молодые и работающие, так что пришлось поболеть за родителей. Правда, куда труднее пришлось семейной паре с таким маленьким ребенком – пока мама отвечала, папа убаюкивал младенца и наоборот. Я же хлопот никому не доставляла, развлекала всех присутствующих, возможно даже экзаменационную комиссию. Ребенком я была умным и веселым, поэтому наверняка запомнилась многим студентам и преподавателям. Мама, например, до сих пор помнит, что в тот день на мне было ярко-желтое платье. Так что в будущем году на госэкзамены прийду обязательно в желтом.

P.S.

Университет мои родители закончили в 1979 году (второй выпуск). Оба пошли работать в школы. Мама преподает историю уже больше 20-ти лет (кстати, не где-нибудь, а в лицее АлтГУ). Отец был учителем недолго, ушел в органы внутренних дел.

«За науку», № 16, 1998
https://www.asu.ru/?v=sw0