Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет психологии (1994 г.). Специальность: Психолог, преподаватель психологии. Аспирантура факультета психологии МГУ (1997 г.)
Кандидатская диссертация по теме «Представления о жизненных перспективах старшеклассников в контексте субъективной картины жизненного пути» по специальности 19.00.05 – Социальная психология, Москва, МГУ, 1997 г.
Докторская диссертация по теме «Перестройка системы жизненных перспектив человека в контексте переломных событий» по специальности 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии, Томск, ТГУ, 2012 г.
Повышение квалификации и переподготовка
Сертификаты участия в различных обучающих программах международного и всероссийского уровня, в том числе долгосрочных, наиболее значимые из них: долговременная учебная программа «Теория и практика гештальт-терапии» (415 часов), Международный практический семинар повышения квалификации гештальт-терапевтов (432 часа),
Семинар-тренинг «Психологические процессы в организации» (112 часов),
Обучающий семинар «Теория поля в психотерапевтическом процессе» (72 часа)
Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Культурно-историческая психология и социальные практики" 72 ч., 2018 г., АлтГУ;
Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Когнитивно-поведенческий подход в консультационно-коррекционной работе при реализации ФГОС», 16 ч., 2019 г., АлтГГПУ им. В.М. Шукшина;
Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Соблюдение работниками организаций ограничений и запретов, исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции», 18 ч., 2019 г., АлтГУ;
Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Инновационные современные образовательные технологии обучения взрослых», 72 ч., 2019 г., КГПУ им. В.П. Астафьева;
Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Основы противопожарной безопасности, техники безопасности, оказания первой (доврачебной) помощи в условиях вуза», 72 ч., 2019 г., АлтГУ;
Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Психологическое консультирование и психотерапия», 72 ч., 2019 г., АлтГУ;
Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Подготовка статьи для издания из международных баз цитирования», 36 ч., 2020 г., АлтГУ;
Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Инклюзивное образование», 24 ч., 2020 г., ФГАОУ ВО «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет»;
Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Особенности преподавания в вузе с использованием системы дистанционного обучения», 72 ч., 2021 г., АлтГУ.
Почетные звания и другие заслуги
Диплом победителя конкурса грантов (2000 г.);
Почетный диплом лауреата VIII конкурса Европейской академии для молодых ученых России по разделу «Гуманитарные науки» (2001 г.);
Почетная грамота за вклад в развитие университета (2008 г.);
Почетная грамота за выдающиеся успехи в научно-исследовательской деятельности (2007 г.);
Почетная грамота за активное участие в развитии факультета (2003 г.);
Благодарственное письмо от администрации г. Барнаула (2009 г.);
Благодарственное письмо от Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования (2007 г.);
Почетная грамота за многолетний добросовестный труд в системе образования и наук (2013 г.);
Диплом III степени в номинации «Лучшее научное издание» в I Международном конкурсе «Лучшая книга по психологии» (2016 г.);
Благодарность за проведение открытых лекций (2016 г.);
Свидетельство о занесении в Галерею почета Алтайского государственного университета в 2017 г.;
Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации (2018 г.).
Поддержка проектов в форме грантов:
РГНФ: № 97-03-0435, «Социальная логотерапия как научная дисциплина, учебный предмет и технология социального управления», 1997–1998,
РГНФ: № 99-06-00142, «Психологические механизмы формирования жизненной перспективы старшеклассников в контексте жизненного пути», 1999–2001,
РГНФ: № 02-06-00034а, «Основные тенденции взаимосвязи структуры ценностно-смысловых образований и специфики переживания времени жизни личностью в ситуации "множественного кризиса"», 2002–2003,
РФФИ: № 96-15-98629, «Социология жизненных сил человека», 1997–1999,
РФФИ: № 00-06-80455-а, «Регион экологического неблагополучия как объект социально-психологического исследования», 2000–2002,
РФФИ: № 99-06-80455-а, «Социальные изменения на рубеже XX–XXI веков: историко-культурные и актуальные политико-экономические основания трансформации представлений о социальной справедливости, 1999–2001,
РФФИ: № 01-06-06013, Программа поддержки молодых ученых, 2001,
Минобразование РФ: № 89, Исследование психологических проблем здоровья населения региона экологического неблагополучия, 1998–1999,
Минобразование РФ: № 58, «Социальная безопасность и социальные риски воспроизводства девиаций: проблемы взаимообусловленности в современных нестабильных социально-экономических условиях», 2009–2011,
Минобразование РФ: № 5.4482.2011, «Психологическая адаптация человека к экстремальным ситуациям», 2011– 2014,
РФФИ № 17-36-00023, Конкурс поддержки молодых ученых 2017 года «Жизненные перспективы человека в изменяющемся мире», 2017–2019,
Грант Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества № 17-2-001568, «Создание благоприятных условий развития и обучения детей с особыми образовательными потребностями – дело общее», 2018.
Участие в разработке и осуществлении программ переподготовки:
Программа профессиональной переподготовки «Технология психологического тренинга в бизнесе» (1100 часов) (2016–2017 гг.; 2017–2018 гг.)
Программа профессиональной переподготовки «Психолог в социальной сфере» (1100 часов) ( 2017–2018 гг.)/
Диссертации, защищенные под руководством
Гурова Ольга Сергеевна, «Психологические особенности планирования жизненных перспектив участниками локальных войн», 2004;
Шмыкова Ирина Владимировна, «Ценностная обусловленность психологического времени женщин с пищевой аддикцией», 2005;
Ипполитова Елена Александровна, «Особенности представлений о жизненных перспективах личности в период кризиса середины жизни», 2005;
Янова Н.Г., Ральникова И.А., Лужбина Н.А. Культурная компетентность психолога: вопросы диагностики и консультирования // Человеческий капитал. – 2020. – № 7 (139). – С. 167–180.
Ральникова И.А., Шамардина М.В. Социальная тревога как фактор становления субъективной картины жизненного пути в период нормативного кризиса юности // Психолог. – 2020 - №2. – С. 15-30.
Ральникова И.А. Динамика адаптивности мужчин и женщин, переживающих переломные события в процессе психологической коррекции // Научно-педагогическое обозрение. – 2021. – № 2 (36). – С. 170–180.
Воронцов А.В., Ральникова И.А. Копинг-модели принятия решения в опасных условиях выполнения профессиональной деятельности руководителями и членами ОГ в муниципальных образованиях // Научно-практический бюллетень. Специальный (научный) выпуск Национального антитеррористичекого комитета. – 2021. – №10 (60). – С. 173–184.
Ральникова И.А. Психологическая готовность специалистов к работе в инклюзивной среде: контекст профессиональной деформации // Психология обучения. – 2021 – №3. – С. 71–82.
Ральникова И.А., Савельева Т.И. Эмоциональное выгорание и профессиональные деформации педагогических работников сферы инклюзивного образования // Педагогика и психология. – 2021. – №3 (48).
научные статьи WOS, SCOPUS
Ippolitova E.A., Gurova O.S., Ralnikova I.A. Family prospects of Russian youth in conditions of social change // SHS Web of Conferences. Volume 55, 2018. International Conference on Advanced Studies in Social Sciences and Humanities in the Post-Soviet Era (ICPSE 2018). Barnaul, Russia, May 25–26, 2018. https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/abs/2018/16/shsconf_icpse2018_02002/shsconf_icpse2018_02002.html.
Ralnikova I., Smirnova Y. Life prospects of the unemployed: invariant and variable components in the prism of the last decade (2009–2018) // SHS Web of Conferences. Volume 55, 2018.International Conference on Advanced Studies in Social Sciences and Humanities in the Post-Soviet Era (ICPSE 2018). Barnaul, Russia, May 25–26, 2018. https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/abs/2018/16/shsconf_icpse2018_02028/shsconf_icpse2018_02028.html.
Ralnikova I., Shamardina M. Youth personal identity as a factor in the formation of a time perspective // SHS Web of Conferences. Volume 55, 2018.International Conference on Advanced Studies in Social Sciences and Humanities in the Post-Soviet Era (ICPSE 2018). Barnaul, Russia, May 25–26, 2018. https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/abs/2018/16/shsconf_icpse2018_02031/shsconf_icpse2018_02031.html.
Ральникова И.А., Смирнова Я.К. Временные установки современных мужчин и женщин // Российский психологический журнал. – 2018. – т. 15. – № 4.
Darenskikh S., Ralnikova I., N. Luzbina. Contemporary transformations of aggressive behavior: insights from a border region // Advances in Social Science, Education and Humanities Research, volume 364.International Conference on Sustainable Development of Cross-Border Regions: Economic, Social and Security Challenges. http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0
Yanova N, Ralnikova I. A mental territory map and secure borders // Advances in Social Science, Education and Humanities Research, volume 364. International Conference on Sustainable Development of Cross-Border Regions: Economic, Social and Security Challenges. http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0.
Ralnikova I.A., Luzhbina N.A., Gurova O. S., Darenskikh S. S. Attitudes to the Personal Future of Boys and Girls with Different Degrees of Social Anxiety and Social Fears //«International Scientific and Practical Conference on Education, Health and Human Wellbeing». Advances in Social Science, Education and Humanities Research, 396. https://www.atlantis-press.com/proceedings/iceder-19/articles.
Гаськова Ю.В., Ральникова И.А. Жизненные перспективы в сфере профессиональной деятельности у студентов, осваивающих творческие специальности // Сибирский психологический журнал. – 2017. – №65.