1.1. Краткая характеристика
Алтайский государственный университет – ведущий и динамично развивающийся научно-образовательный центр Сибирского федерального округа, уступающий в нем по численности контингента только СФУ.
Алтайский государственный университет характеризуется следующими показателями:
9 институтов (включая институты фундаментальной и естественно-научной направленности: Институт цифровых технологий, электроники и физики, Институт математики и информационных технологий, Институт химико-фармацевтических технологий, Институт биологии и биотехнологий), Колледж АлтГУ, 4 филиала на территории Алтайского края: в Бийске, Рубцовске, Славгороде и Белокурихе, базы учебных практик «Озеро Красилово», «Чемал» и «Голубой утес»;
более 21,4 тыс. обучающихся (ТОП-3 за Уралом по численности обучающихся с учетом СПО, в т.ч. опережает все вузы г. Томска, Новосибирска, Иркутска, Омска, и уступает только СФУ и ДВФУ (по данным мониторинга эффективности вузов);
22% обучающихся на программах магистратуры и аспирантуры по образовательным программам высшего образования;
20 базовых кафедр и 2 филиала кафедр при ведущих предприятиях и организациях Алтайского края;
25 образовательных программ университета прошли международную профессионально-общественную аккредитацию;
21 публикация типов «Article», «Review» с аффилиацией университета за последние пять полных лет, входящих в 1% самых цитируемых (Highly Cited Papers);
более 1,3 тыс. публикаций, индексируемых в международной базе данных «Scopus» за последние пять полных лет и отнесенных к I и II квартилям SNIP;
33,3% НПР в возрасте до 39 лет;
26% иностранных граждан по программам магистратуры и аспирантуры;
25 зарубежных представительских центров и опорных базовых школ (Казахстан, Киргизия, Китай, Таджикистан, Узбекистан, Монголия);
3 центра русского языка и культуры (Китай, Монголия, Киргизия);
Ассоциация азиатских университетов;
НОЦ «Большой Алтай»;
базовый вуз Университета ШОС по 4 направлениям подготовки, по 10 совместным образовательным программам.
Консолидированный бюджет университета составляет почти 3 млрд. рублей.
За более чем полувековую историю в АлтГУ сложилась современная научно-экспериментальная база, состоящая из:
трех баз практик в Алтайском крае и Республике Алтай, на которых, помимо учебного процесса, реализуются совместные проекты с институтами РАН и университетами Большого Алтая;
Южно-Сибирского ботанического сада;
научно-исследовательских институтов, десятков совместных с СО РАН лабораторий;
инжинирингового центра «Промбиотех», центра рекомбинантных технологий, сетевого центра инжиниринга курортно-рекреационного проектирования, эколого-химического центра.
АлтГУ авторитетно представлен на мировой и национальной карте науки, в частности, по направлениям исследования глобального значения биоразнообразия Алтая для восстановления и сохранения мирового био- и генофонда, а также снижения негативных последствий изменения климата. Научные школы по биологии, биоразнообразию, мониторингу и математическому моделированию природных и климатических процессов и состояний обеспечивают 43% научных статей в Scopus по профилю университета.
Уникальность биоразнообразия и природно-климатических условий предопределили специализацию в межрегиональном разделении труда для Алтайского края, в его ВРП значимую долю составляют сельскохозяйственное производство, переработка сельскохозяйственной продукции и пищевая промышленность, закрепившие бренд «Алтай – житница Сибири». Повышение эффективности агропромышленного комплекса связано с внедрением новых технологий, цифровизацией и биологизацией. АлтГУ совместно с участниками консорциумом разрабатывает инновационные технологии и биопродукты для аграрного сектора, используя научную и опытно-промышленную инфраструктуру: инжиниринговый центр «Промбиотех»; центр прикладных биотехнологий; лаборатория биоинженерии.
Алтай – уникальная территория, где сконцентрировано множество объектов исторического и цивилизационного наследия народов Большого Алтая и Центральной Азии, благодаря чему мировая наука обогащается новыми открытиями, такими как находки денисовского человека (Homo altaiensis). В АлтГУ сформированы междисциплинарные научные коллективы международного уровня, специализирующиеся на исследованиях в области истории, археологии, а также изучении социально-экономических и политических процессов.
Эффективная реализация уникального потенциала позволила АлтГУ достичь уровня международной конкурентоспособности и войти в число ведущих университетов России, что подтверждается российскими и мировыми рейтингами.
АлтГУ в 7-ой раз достойно представлен в глобальном рейтинге QS World University Rankings®, заняв в 2024 году 19 место среди вузов РФ.
АлтГУ в 3-ий раз подтвердил свои позиции в глобальном рейтинге Times Higher Education World University Rankings®, заняв в 2024 году 26 место среди вузов РФ.
АлтГУ добился признания в 11 предметных списках ведущих мировых рейтингов. В 2025 году позиции АлтГУ в этих рейтингах таковы:
QS «Археология» (51–100 позиции (1–3 место среди вузов РФ)),
QS «Искусство и Дизайн» (51–100 позиции (1 место среди вузов РФ)),
QS «Английский язык и литература» (301–330 позиции (10 место среди вузов РФ)),
QS «Экономика и эконометрика» (301–350 позиции (9 место среди вузов РФ)),
QS «Бизнес и менеджмент» (551–600 позиции (12 место среди вузов РФ)),
THE «Гуманитарные науки» (401–500 позиции (9 место среди вузов РФ)),
THE «Науки о жизни» (801–1000 позиции (11 место среди вузов РФ)),
THE «Социальные науки» (801–1000 позиции (12 место среди вузов РФ)),
THE «Физические науки» (1001+ позиции (23 место среди вузов РФ)),
THE «Инженерия» (1251+ позиции (32 место среди вузов РФ)),
Московский международный рейтинг вузов "Три миссии университета" по направлению “География” (20 место среди вузов РФ).
Кроме того, в 2024 г. АлтГУ впервые вошел в мировой рейтинг лучших междисциплинарных университетов от THE, заняв 13 позицию среди вузов РФ.
1.2. Ключевые результаты развития в предыдущий период
С 2014 г. АлтГУ являлся участником нескольких национальных программ и проектов в области развития образования. АлтГУ успешно реализовал:
Программу преобразования университета в центр инновационного, технологического и социального развития Алтайского края (2017-2019 гг.);
Программу развития АлтГУ как опорного вуза РФ (2017-2021 гг.).
АлтГУ имеет статус 4-х федеральных инновационных площадок:
в сфере повышения квалификации и переподготовки специалистов на 2014-2016 гг. (Приказ Минобрнауки РФ №395 от 22.04.14);
в области высшего образования на 2015-2019 гг. (Приказ Минобрнауки РФ №1600 от 19.12.14);
в сфере дополнительного образования детей на 2016-2020 гг. (Приказ Минобрнауки РФ №1563 от 30.12.15);
в сфере подготовки педагогических кадров на 2021-2025 гг. (Приказ Минобрнауки РФ №28 от 19.01.24).
С 2021 г. университет является участником базовой части гранта программы стратегического академического лидерства “Приоритет-2030”.
Полученная за четыре года успешного участия АлтГУ в программе стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» федеральная поддержка и формирование собственного бюджета развития для реализации программы позволили улучшить инфраструктуру университета для технологических исследований и разработок. Благодаря программе в АлтГУ ускоренно развиваются такие направления, как биотехнологии, технологии живых систем, технологии мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды, информационные технологии и др.
Изменения в управлении, образовательной и научной деятельности повысили привлекательность вуза и укрепили взаимодействие с органами власти региона. Расширен портфель проектно-ориентированных программ, внедрены гибкие образовательные программы с возможностью индивидуализации образовательных траекторий, создано несколько молодёжных лабораторий, в которых работают талантливые студенты и аспиранты, реализуются сетевые магистерские программы. Происходит перевод инициативных научных разработок на «продуктовые рельсы» для консолидации ресурсов под импортозамещение и обеспечение технологического суверенитета, что приводит к повышению престижности статуса университета как научного центра в глазах индустриальных партнеров.
Реализуя программу «Приоритет-2030», университет активно инвестирует в совершенствование научно-исследовательской базы, модернизацию лабораторий, приобретение нового передового оборудования, развитие человеческого капитала. Все это позволяет студентам, преподавателям и исследователям повышать свой профессиональный уровень, осуществлять передовые исследования в области биотехнологий и многих других сферах, способствует росту качества образования, научных открытий и развитию инноваций.
В университете заметно преображается образовательная среда, в фокусе которой – устойчивое научно-технологическое партнерство с региональными и федеральными компаниями в рамках исследовательского, цифрового и предпринимательского треков, что позволило разработать новые образовательные программы высшего и среднего профессионального образования, программы ДПО, направленные на формирование компетенций для стратегических и иных инновационных проектов вуза, и экономики региона, и осуществить на них набор.
Внедряется система мониторинга основных образовательных программ: разработка критериев эффективности, выстраивание рейтинга программ; совершенствование независимой оценки качества и модернизация портфеля программ.
Сформированная в АлтГУ модель персонализированной подготовки охватывает полный цикл от образа абитуриента до выпускника, идет осмысленное выстраивание профессиональной среды «Школа-колледж-вуз-предприятие». 14 компаний региона участвуют в раннем формировании компетенций у талантливых школьников.
Для поддержки и продвижения инициатив в университете созданы новые коворкинг-пространства, нацеленные на развитие креативных и творческих способностей абитуриентов и студентов. В АлтГУ открыта Региональная «Точка Кипения», обеспечивающая открытый диалог в области инновационных решений науки, образования, бизнеса и власти Алтайского края. По запросу и совместно с ИТ-компаниями для подготовки кадров технологического лидерства созданы: в сфере кибербезопасности – совместная лаборатория «Корпоративная защита от угроз информационной безопасности», уникальная в регионе по уровню оснащения; VR/AR лаборатория; лаборатория умных технологий и ИИ; цифровая лаборатория современных функциональных материалов (в области физического материаловедения); проектно-образовательное пространство для студентов, обучающихся по образовательной программе «Умные технологии и искусственный интеллект в агробизнесе» в Школе IT-превосходства DIGITAL UP; многофункциональная лаборатория создания продуктов на платформе 1С; центр ГИС-технологий; цифровая лаборатория отраслевого перевода «TRE*ASU*RE» для овладения обучающимися цифровыми технологиями переводческой деятельности; лаборатория «Инноватика» для организации опытно-конструкторской и экспериментальной деятельности студентов в области междисциплинарных социальных и нейро-исследований по проектированию новой социальной среды; студия «Лексема», оснащенная современным оборудованием трансляции, визуализации и акустики для проведения занятий в гибридном формате с участием иностранных студентов; коворкинг-центр «Учитель будущего» для подготовки педагогических кадров и работы с мотивированными на профессию учителя талантами и лаборатория «Химические технологии».
Изменена модель разработки образовательных программ: создаются междисциплинарные проектные группы из ведущих ученых и преподавателей университета, в которых обязательно присутствуют заказчики из высокотехнологичных компаний. В основу таких программ заложена сквозная проектная работа в профессиональных и научных областях (один из примеров – магистратура «Промышленная микробиология и биотехнологии») с привлечением ресурсов индустриальных партнеров.
В целях подготовки кадров для ИТ-сферы АлтГУ реализует проект «Цифровой актив региона» совместно с более чем 20 ИТ-компаниями, в плотном взаимодействии с Минцифрой Алтайского края. На цифровой кафедре вуза уже прошли обучение 2645 чел. и обучается еще более 2 тыс. студентов.
Подверглось трансформации направление, связанное с ДПО. Университет планомерно решал задачи по наращиванию числа обучающихся для выполнения целевого показателя программы “Приоритет 2030” по увеличению доли коммерческих “розничных” и корпоративных слушателей, призванных компенсировать снижение заказов со стороны государственного сектора, освоения рынков онлайн-образования за пределами Алтайского края. Институты и центры ДПО активно включились в работу, и эти задачи были успешно решены.
1.3. Анализ современного состояния университета (по ключевым направлениям деятельности) и имеющийся потенциал
Алтайский государственный университет успешно трансформирует свою образовательную, исследовательскую и инновационную деятельность, способствуя достижению национальных целей России, эффективной реализации Стратегии научно-технологического развития РФ и Стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2035 года.
Краткие результаты развития в 2020-2024 гг., характеризующие состояние и потенциал АлтГУ, представлены ниже.
Результаты трансформации образовательной политики:
общая численность обучающихся по программам среднего профессионального образования увеличилась с 2282 до 4036 чел. (177% роста);
численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры по очной форме обучения, увеличилась с 8 536 до 10488 чел. (123% роста);
численность студентов, обучающихся по программам магистратуры по очной форме обучения, увеличилась с 1391 до 1812 чел. (130% роста);
общая численность аспирантов увеличилась с 329 до 483 чел. (147% роста);
общая численность слушателей программ дополнительного профессионального образования увеличилась с 6030 до 10461 чел. (173% роста);
доля обучающихся по очной форме обучения, получивших на бесплатной основе дополнительную квалификацию, увеличилась с 0,2% до 8,81%;
доля обучающихся по очной форме обучения, принятых на обучение в соответствии с договорами о целевом обучении, увеличилась с 2,6% до 6,4%;
численность иностранных студентов увеличилась с 1550 до 1971 чел. (127% роста).
Результаты трансформации научно-исследовательской политики:
объем затрат на проведение научных исследований и разработок за счет собственных средств университета в расчете на одного НПР увеличился с 9,86 до 56,6 тыс. руб. (574% роста);
доходы от выполнения НИОКР по грантам РНФ увеличились с 33,5 до 75,25 млн. руб. (225% роста);
количество публикаций, индексируемых в международной базе данных «Scopus» за один год и отнесенных к I и II квартилям CiteScore увеличилось с 134 до 241 ед. (180% роста);
количество публикация типов «Article», «Review» с аффилиацией университета за один год, входящих в 1% самых цитируемых (Highly Cited Papers) CiteScore, увеличилось с 2 до 8 ед. (400% роста).
Результаты реализации политики управления человеческим капиталом:
доля НПР в возрасте до 39 лет увеличилась с 27,1% до 33,3%.
Результаты реализации финансовой модели программы развития:
доходы университета из средств от приносящей доход деятельности в расчете на одного НПР увеличились с 1456,3 до 2351,4 тыс. руб. (161% роста).
Научные исследования и технологические разработки АлтГУ согласуются с приоритетными направлениями НТР страны: продовольственная безопасность и сбережение здоровья граждан.
В части развития и совершенствования потенциала для решения задач продовольственной безопасности научные группы фокусировали усилия на ускоренном повышении уровня исследовательских компетенций по таким критическим технологиям, как: биотехнологии и технологии живых систем, получение новых сортов и гибридов растений, создание биологических и химических средств для повышения урожайности сельскохозяйственных культур, методы синтетической биологии и генной инженерии.
В области комплексного решения задач развития генетических технологий и управления свойствами живых объектов коллективы АлтГУ ежегодно обеспечивают привлечение более 60% от общего объема грантовой поддержки, выделяемой на эти цели в Алтайском крае, и более 70% объема высокорейтинговых публикаций Алтайского края.
Доля НИР от реального сектора экономики в общем объеме НИОКР университета возросла с 8,4% (2022 г.) до 20,5% (2024 г.). В целях коммерциализации РИД в 2024 г. заключено 23 лицензионных соглашения (впервые были заключены лицензионные договоры на селекционные достижения). За последний год доход от этого вида деятельности вырос на 153% относительно 2023 г. Больше трети регистрируемых РИДов оформляются в рамках реализации программы «Приоритет-2030».
В 2024 году поданы 22 заявки в ФСИ, победителями стали 9 проектов по конкурсу студенческий стартап (в 2023 году – 3 победителя) и 1 проект по программе УМНИК, касающийся разработок в области продуцентов биологически-активных веществ, агротехнологий и повышения всхожести семян, а также 1 проект по программе СТАРТ по применению искусственного интеллекта для диагностики заболеваний.
В области биоинженерии и биотехнологии коллективы АлтГУ сформировали уникальные компетенции на стыке приборостроения и биоинформатики. Так, был разработан прототип устройства счетчика клеток для живых объектов. Счетчик клеток позволяет производить контроль нормы СанПиН 2.3.2.1078-01 в области пищевой и перерабатывающей промышленности. Устройство апробировано на титрах бактерий Escherichia coli. Разработана конструкторская документация счетчика клеток, проведена сертификация оборудования и реагентов. В ходе данной разработки проведены основные этапы НИР по использованию технологий машинного зрения в идентификации биологических объектов, их характеризации, что является основой и для других приложений с применением ИИ в аграрном секторе (автоматическая идентификация сортов растений, обработка данных с оптических и физико-химических датчиков). В настоящее время ведутся работы совместно с ООО «АРОССА» по усовершенствованию технологий анализа данных в рамках разработки “Зеленого робота” (программно-аппаратного комплекса автоматизации сельского хозяйства).
Также ведутся работы по продвижению передовых методов исследования в области паспортизация сортов, осуществляется разработка экспресс-методов по выявлению гибридизационных процессов в области селекции.
В области молекулярно-генетического маркирования проведены лабораторные исследования, в ходе которых выявлены перспективные микросателлиты (SSR) для Rhodiola rosea (золотой корень) (УГТ 4), сосны обыкновенной (УГТ 3) и сортов томатов (УГТ 2). Следующим этапом станет проведение массовых натурных испытаний и выявление частот аллелей в популяциях. Селекционная работа томатов ведется в течение пяти лет, получено более 7 кандидатов в сорта, необходимы испытания (срок испытаний и регистрации нового сорта – 2 года) (УГТ 4). Также выявлены перспективные ДНК-маркеры продуктивности марала – ARPC1A, ATF6, FGFR2, PIGN, RPL12, LCORL-9 (требуется массовый скрининг поголовья для выявления статистической значимости и оптимизации протокола) (УГТ 3). Проведен анализ генов лежкости (Md-Exp7, Md-ACSI и Md-ACOI) яблони алтайской селекции, апробирована тест-система, в настоящее время требуется валидация в условиях массовых полевых испытаний (УГТ 3). Разработаны наборы ПЦР выявления полиморфизма микросателлитов хмеля и благородного оленя, проведена валидация методик и сертификация наборов реагентов. В 2025 г. ожидается серийный выпуск наборов для выявления генетического полиморфизма на базе АлтГУ, а также исследование возможности использования новых маркеров на основе однонуклеотидных полиморфизмов для выявления сортовой чистоты хмеля.
В лаборатории биоинженерии АлтГУ разработаны наборы реагентов для выявления генетического разнообразия живых объектов (хмель, марал), технические задания конструкторской документации (два наименования), получены последовательности микросателитных локусов и разработаны ТУ на реагенты в соответствии с ГОСТ 2.114-2016 (УГТ 9). В настоящее время технологии используются для генотипирования поголовья благородного оленя в мараловодческих хозяйствах Алтайского края и республики Алтай.
Впервые в стране разработана технология клонального микроразмножения сортового хмеля (патент № 2777200), по своим характеристикам соответствующая разработкам ведущих иностранных коллективов в данной сфере и позволяющая получать из одного образца до 150 тысяч идентичных клонов в год, что может быть использовано для решения проблемы недостатка посадочного материала в хмелеводстве. В 2023-2024 г. опытные партии размноженных в биотехнологической лаборатории оздоровленных саженцев хмеля были высажены на плантациях индустриальных партнеров в Алтайском крае и Республике Алтай, а также переданы для дальнейшего изучения в Чувашский НИИСХ – филиал ФАНЦ Северо-Востока им. Н.В. Рудницкого, где содержится единственная в стране полевая генетическая коллекция хмеля, и с которым заключено соглашение о сотрудничестве.
Технология прошла апробацию в 2024 г. по заказу ООО “Тепличный комбинат “Толмачевский” (ГК Горкунов) при клональном микроразмножении хризантемы (передана опытная партия растений 10 сортов in vitro (УГТ 5)). При научно-консультационной поддержке сотрудников АлтГУ запущена биотехнологическая лаборатория в Алтайском отделении тепличного комбината.
Реализованы перспективные проекты в области производства микробиологических препаратов. Завершена отработка технологии ферментации штамма-продуцента рекомбинантной Фосфолипазы С (патент № 2822431) по заказу лидера национальной биотехнологической индустрии ПО Сиббиофарм. Технология передана для внедрения в крупнотоннажное производство биопрепаратов (УГТ 8). Патентные права на нее разделены в равных долях между АлтГУ и заказчиком.
В 2024 году создан международный научный и внедренческий консорциум «Интеракватекс», который объединил два университета – АлтГУ и Стелленбошский университет (ЮАР), а также две индустриальные компании ООО “Арсал”, крупнейшую российскую экспортную компанию, которая осуществляет заготовку и переработку цист рачка артемии, и GK Aqua (Малайзия), инновационную биотехнологическую компанию по выращиванию пресноводных креветок. Разработанная в АлтГУ технология двухступенчатой активации цист артемии в малом объеме внедрена в деятельность промышленного партнера ООО “Арсал” и рекомендуется клиентам с примитивными системами водоподготовки. В настоящее время в рамках технологической кооперации предприятий консорциума “Интеракватекс” в инжиниринговом центре «Промбиотех» АлтГУ разрабатываются новые методы активации цист артемии для повышения продуктивности в местах происхождения. Эти методы включают использование различных физико-химических и биологических факторов, таких как ультразвук, шоковая проморозка, озон, ультрафиолет, химические ингибиторы, танины, пробиотики и др. Для анализа реакции артемии на различные активаторы учеными АлтГУ используется специально разработанная нейросеть, обученная распознавать цисты и выклевавшихся из них науплий на основе фотографий и видеоматериалов, что позволяет более точно подсчитывать продуктивность. Проводимые исследования АлтГУ дополняют и отчасти «зеркалят» работы лаборатории по изучению артемии Стелленбошского университета в Южной Африке.
Накопленные заделы позволяют констатировать наличие у АлтГУ компетенций в области современных биотехнологий, соответствующих целям национального развития и призванных лечь в основу стратегического технологического проекта.
1.4. Вызовы, стоящие перед университетом
Внешние факторы, влияющие на развитие университета.
Снижение рождаемости, сокращение численности учащихся школ и колледжей, а также миграционный отток выпускников из Алтайского края влекут за собой снижение числа абитуриентов, поступающих в региональные ВУЗы. Это обусловливает необходимость разработки комплекса мер (в т.ч. образовательного характера), направленных на удержание потенциальных абитуриентов из Алтайского края в регионе, для поступления в АлтГУ, а также поиска механизмов привлечения молодежи из других регионов и стран. Сбережение населения соответствует приоритетам пространственного развития РФ.
Обострение конкуренции на рынке образовательных услуг, распространение корпоративного онлайн-образования стимулирует ВУЗы искать новое содержание и форматы путем расширения контента образовательных программ и схем их сопровождения через продвинутые образовательные технологии и электронные сервисы.
Трансформация модели современного университета, предусматривающая отход от массовой подготовки кадров к активному присутствию на 3-х рынках: образования, исследований и технологий, находит отражение в реформе системы образования России, предусматривающей эволюционные изменения уровней образования и образовательных стандартов, в том числе под задачи технологического развития, требует быстрой пересборки и адаптации образовательных программ под запросы реального сектора экономики.
Острая необходимость в сокращении разрывов между содержанием образовательных программ и требованиями к современным рабочим местам. Образовательные программы должны соответствовать потребностям рынка труда, а получаемые выпускниками компетенции - опережать запросы работодателей, для этого АлтГУ необходимо активное взаимодействие с работодателями и экспертами отрасли.
Высокоскоростная цифровая трансформация образовательного ландшафта страны, развитие новых цифровых технологий, внедрение элементов ИИ в образовательный процесс требуют постоянного обновления материально-технической базы, поиска и внедрения новых подходов в образовательную дидактику.
Процессы, протекающие в современной мировой политике, отражаются в изменении содержания научной и образовательной повестки, динамики международного сотрудничества, характера академической мобильности. Расценивая научно-образовательную деятельность как инструмент мягкой силы, АлтГУ выступает в качестве интегрирующего центра для выстраивания международных консорциумов с партнерами из государств центрально-азиатского региона.
Возрастающая роль в жизни региона и города. Университеты становятся центрами развития и фактором привлекательности территорий. Это выдвигает особые требования к мероприятиям, связанных с задачами территориального развития.
Внутренние факторы, влияющие на развитие университета.
Старение НПР, низкий уровень мотивации молодежи выстраивать карьеру в региональном университете обостряют проблему дефицита кадров. Для ее решения АлтГУ необходимо искать способы пробуждения интереса у молодых сотрудников через деятельностную вовлеченность в решение научно-практических проблем, с одновременным выстраиванием карьеры и совершенствованием системы стимулирования (в том числе за счет повышения уровня оплаты труда).
Утечка кадров из региональных университетов поднимает вопрос о необходимости разработки комплекса мер для удержания высококвалифицированных научных сотрудников и сотрудников из числа профессорско-преподавательского состава, создании благоприятных условий труда для творческой работы в виде современной образовательной, научной инфраструктуры, лабораторий и оборудования. А формирование благоприятной открытой среды для научного творчества и обмена знаниями, способствующей повышению эффективности исследований, становится ключевым фактором обеспечения конкурентоспособности современного университета;
Преобладание фундаментальной исследовательской повестки в университете не в полной мере отвечает задачам технологического развития. Механизмы управления научной деятельностью предстоит выстроить таким образом, чтобы обеспечить трансфер фундаментальных исследований в прикладные результаты. Фокус на развитие R&D становится необходимым и обязательным условием для устойчивого и сбалансированного развития университета в тесной кооперации с индустриальными заказчиками и партнерами научно-исследовательской сети.
Отстающие темпы роста стоимости образовательных программ по сравнению с темпами роста инфляции на протяжении ряда лет обусловливают эффект “ножниц”, следствием которого является недофинансирование образовательных и научных проектов, социальных программ, уменьшение инвестиций в образовательную и научную инфраструктуру. Это обусловливает необходимость реализации финансовой стратегии, сочетающей поиск новых источников дохода, а также комплексную программу реструктуризации затрат.
Развитие информационных технологий и обеспечение кибербезопасности становятся критически важными аспектами выстраивания системы управления университетом. Кратно увеличивающиеся объемы информации заставляют перепроектировать структуру информационных потоков и автоматизировать многие внутренние процессы (включая системы поддержки принятия решений, планирование бюджетов, управление проектами). Это также обусловливает необходимость модернизации ИТ-инфраструктуры и повышения уровня цифровой грамотности сотрудников.
Управление развитием объективно требует совершенствования подходов к функционированию системы управления и согласованной работы управленческой команды на всех уровнях. Неопределенность и меняющиеся задачи на разных этапах обусловливают необходимость сочетания проектного и программного подходов. Если первый направлен на гарантированное получение результатов, то второй обеспечивает синхронизацию целей, задач, рациональное распределение ресурсов и комплементарность реализуемых проектов по достигаемым результатам и срокам. В частности, новые задачи, связанные с реализацией технологических проектов, потребуют изменений в структуре управления программой в виде выделения функционала офиса технологического лидерства. Также необходимо будет провести упорядочивание реестра реализуемых проектов и их ресурсного обеспечения в разрезе проектных команд и подразделений АлтГУ.
Основываясь на комбинации выделенных ключевых факторов и внешних вызовов, АлтГУ увязывает свое развитие до 2036 года с целевой моделью (раздел 2.2 программы развития).