Об открывшейся в АлтГУ конференции к 90-летию Турксиба написала знаменитая газета железнодорожников «Гудок»

30 октября 2020 Управление информации и медиакоммуникаций
Российская общефедеральная газета железнодорожников «Гудок», издаваемая в Москве с 1917 года, опубликовала материал под названием «Школа инженеров путей сообщения», посвященный открывшейся в АлтГУ конференции к 90-летию Турксиба.

Вчера в Алтайском государственном университете открылась международная научная конференция «Индустриальное строительство в Центральной Азии: историческое значение для региона», приуроченная к 90-летию со дня открытия Туркестано-Сибирской железной дороги.

История Туркестано-Сибирской железнодорожной магистрали тесно взаимосвязана с историей Алтая. Она определяла и продолжает оказывать мощное воздействие на динамику социально-экономического развития региона с начала строительства и до сегодняшнего дня.

– Идея постройки железной дороги для связи Туркестана и Сибири возникла ещё в 1886 году. Магистраль рассматривалась как важный стратегический объект, способный существенно усилить товарооборот между регионами, упростить вывоз центрально-азиатского хлопка в Сибирь и доставку сибирского зерна в Туркестан. В 1906 году кабинет министров Российской империи принял решение о начале строительства линии Новониколаевск – Барнаул – Семипалатинск, северной ветви Турксиба. Алтайская железная дорога была сдана во временную эксплуатацию в 1915 году, в постоянную – в 1917 году, – рассказала завкафедрой востоковедения Алтайского государственного университета, доктор исторических наук, профессор Юлия Лысенко.

Туркестано-Сибирская железная дорога стала одним из центральных экономических проектов Советского Союза 20-х годов ХХ века, наряду с Днепростроем и Волго-Донским каналом. Решение о возобновлении строительства магистрали было принято 3 декабря 1926 года Советом труда и обороны СССР. Главной целью строительства новой железнодорожной магистрали было обеспечение более короткой транспортной связи Сибири со Средней Азией для динамичного развития межрегиональных экономических контактов.

Работы развернулись одновременно с севера и юга навстречу друг другу – от Семипалатинска и от станции Луговой. Предстояло проложить 1145 км рельсового пути – через горные реки, скалистые хребты, раскалённые пески. Укладка первого звена трассы от станции Семипалатинск произошла 15 сентября 1927 года, с другого конца, от станции Луговая – 19 ноября. Согласно казахскому обычаю, первый паровоз вышел с Луговой на новую линию через специально построенную арку, символизирующую юрту, через которую проносят новорожденного. На одной стороне арки было написано «Туркестан», на другой – «Сибирь». На паровозе трепетал кумач с лозунгом «Даёшь Сибирь!».

К маю 1929 года было проложено 562 км пути на севере и 350 км на юге. Дорога ещё строилась, но по ней уже шли поезда. 10 мая 1929 года первый регулярный пассажирский поезд прошёл от Семипалатинска до Сергиополя (Аягуза).

Рельсы Турксиба сомкнулись 25 апреля 1930 года. Первый поезд на открывшейся магистрали провёл бывший пастух Кошкинбаев, обучившийся на машиниста паровоза.

Турксиб известен как школа отечественного железнодорожного строительства. Дорога сооружалась по проекту и под руководством советских инженеров, трудом рабочих, представляющих многие национальности страны. Здесь прошли хорошую профессиональную выучку и выросли замечательные инженерные кадры.

Кстати, открытие Турксиба описано в книге Ильфа и Петрова «Золотой телёнок». Правда, там Турксиб представлен как Восточная магистраль, а станция Айнабулак – как Гремящий Ключ. Именно здесь Остап Бендер наконец получил желанный миллион у подпольного миллионера Корейко. Авторы романа присутствовали на смычке в качестве корреспондентов газеты «Гудок».

поделиться
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
https://www.asu.ru/?v=sw0