Получили по достоинству

24 ноября 2009

В Петербурге прошел фестиваль «Дебошир-фильм». Фильмы из 36 стран мира в течение 5 дней показывали на 4 киноплощадках. Самой серьезной в этом году оказалась программа короткометражного кино: картины молодежное жюри просматривало в течение 33 часов.

О денежных мешках

В Петербурге завершился XII фестиваль независимого кино «Дебошир-фильм». У кинопроекта есть свой подзаголовок - «Чистые грезы». Но первое, что сделал главный «дебошир» фестиваля - основатель форума Александр Баширов - это призвал давать взятки независимому жюри.

Еще накануне его открытия он кинул клич: «Давайте в конвертах, незаметно подсовывайте в книгах, кулуарно обсуждайте, кому и за что дать. Всячески кучкуйтесь на фестивале, организовывайте междусобойчики и напрямую лоббируйте свои фильмы. Наше жюри много ведь не берет, - скромно заметил актер.- Сколько там? Рублей 500-600… Я в свою очередь тоже готов поспособствовать победе какого-нибудь фильма - обращайтесь, пожалуйста».

Метафора Баширова проста: «Коррупция в государстве цветет махровым цветом. И мы не собираемся чинить ей препятствий на нашем фестивале» и самоиронична - денег на проведение фестиваля в этом году практически не было - только и осталось, что собирать средства с конкурсантов.

«В этом году было как никогда тяжело, - рассказал актер. – Все в этот раз работают бесплатно, на чистом энтузиазме и может быть, поэтому все организовано так хорошо. Куда делись все денежные мешки – я не знаю: нам от них ничего не досталось.
Даже афиши и буклеты к фестивалю в этом году печатали в Киеве».

О дешевом кино

Единственное, на чем не сказался кризис – количество картин. На фестиваль привезли 102 фильма, из них - 22 участвовало в программе короткометражного кино.

Эксперты отмечают, что российские ленты заметно уступают западным: картинка у европейцев и американцев «взрослее», с темами на Западе - проще и веселее, при этом денег тамошние творцы тратят примерно столько же, сколько и наши режиссеры. Бюджеты фильмов финалистов «короткого метра» колебались в районе 4000-5000 долларов.

«Но это уже бюджет «больших мастеров». Картина-победитель конкурса анимационная лента - «Цвет ветра» снята за 300 рублей!» - отметил председатель молодежного жюри Антон Имамгалиев.

Фильм «взял» только своей и искренностью и простотой. Но покорять вершины такими способами под силу далеко не всем. Российская режиссура, утверждают критики, варится в собственном соку. В отличие от европейской она почему-то не желает общаться. Отсюда кризис идей и скудость сюжетов.
«Наши режиссеры почему-то не стремятся вывести свои картины, например, на Роттердамский фестиваль. Может быть, они вообще о нем не знают», - сказал Имамгалиев.

Добавим, что среди финалистов «короткого метра» – несколько российских картин, посвященных межэтнической толерантности. Если исходить только из статистки, то национальный вопрос - проблема №1 в России.

Например, 10-летняя героиня документального фильма «Мона Лиза», выговаривающая «Азербайджан» как «Азейбарджан» рассказывает о своих одноклассниках: «Нет, будь он хоть черный, хоть синий, хоть зеленый, если у него в голове все нормально, то он в общем-то нормальный человек. Но если у него, извините, в голове тю-тю и он мне под юбку лезет…»

О денежных мешках

В Петербурге завершился XII фестиваль независимого кино «Дебошир-фильм». У кинопроекта есть свой подзаголовок - «Чистые грезы». Но первое, что сделал главный «дебошир» фестиваля - основатель форума Александр Баширов - это призвал давать взятки независимому жюри.

Еще накануне его открытия он кинул клич: «Давайте в конвертах, незаметно подсовывайте в книгах, кулуарно обсуждайте, кому и за что дать. Всячески кучкуйтесь на фестивале, организовывайте междусобойчики и напрямую лоббируйте свои фильмы. Наше жюри много ведь не берет, - скромно заметил актер.- Сколько там? Рублей 500-600… Я в свою очередь тоже готов поспособствовать победе какого-нибудь фильма - обращайтесь, пожалуйста».

Метафора Баширова проста: «Коррупция в государстве цветет махровым цветом. И мы не собираемся чинить ей препятствий на нашем фестивале» и самоиронична - денег на проведение фестиваля в этом году практически не было - только и осталось, что собирать средства с конкурсантов.

«В этом году было как никогда тяжело, - рассказал актер. – Все в этот раз работают бесплатно, на чистом энтузиазме и может быть, поэтому все организовано так хорошо. Куда делись все денежные мешки – я не знаю: нам от них ничего не досталось.
Даже афиши и буклеты к фестивалю в этом году печатали в Киеве».

О независимости и отвертке

Призы между российским и иностранным кино в этом году поделили почти поровну. Один из башировских «подсвечников» уехал в США - к режиссеру Чузи Хейни-Джардин, автору фильма «Где угодно в Америке». Лента победила в международном конкурсе полнометражных фильмов.

За ироничное отношение к себе отметили специальным призом работу Иво Трожкова «Киновведение в философию создания авторского фильма» (Чехия и Македония). Кстати, участие в конкурсе македонского фильма удивило Баширова: «Я был в этой стране - ее пешком обойти можно. Но оказывается и там есть своя киноиндустрия».

В конкурсе полнометражного российского кино приз «За всю Хурму» получила картина «Зоб» Вячеслава Корнева. Диплом с формулировкой «За мощь» отдали фильму «Любовь отменяется» Олеси Бондаревой и «За симпатичное нам противостояние несуществующей системе» отметили работу «Apokalepsia» Виктора Опекина.

Лучшим документальным кино жюри единодушно признало картину «Саня и воробей» Андрей Грязева. Простое и пронзительное кино рассказывает о жизни двух рабочих на щебеночном перевале.

В конкурсе короткометражек призами отметили сразу две картины: дипломную работу выпускника ВГИКа «Мама» (Илья Казанков) и анимационную ленту «Цвет ветра» (Мария Дружинина).

Несмотря на то, что призов — главных и дополнительных - на фестивале было с избытком, на взгляд автора, форуму независимого кино не хватает отдельного приза «За независимость». Причем европейцам этот приз можно было бы давать сразу и не уточнять, от чего именно независимы их фильмы. Немцы, французы, англичане способные на пустом месте сделать отличную с технической точки зрения ленту, в своем творческом порыве оказываются свободны от всего — от коммерции, от зрителя, нередко - от логики, а иногда даже и от искусства.

Условность европейского кино так быстро приближается к своему пределу, что на возникающий после просмотра фильма вопрос: «Это о чем?», ответить из россиян почти никто не может.

А вот российский арт-хаус свою независимость обозначает четко. Кино независимо от коммерческого и государственного кинематографа, настаивает программный директор «Дебошир-фильма» Игорь Холодов. «Никита Михалков утверждает, что кино - это индустрия вроде автомобилестроения. Но мы уверены, что кино - это в первую очередь искусство», - утверждает Холодов.

Если же слова Михалкова станут реальностью, а российское кино будет собираться, как машины на «Автовазе», то в следующем году вместо подсвечников Холодов пообещал раздать победителям отвертки.

И вместе с тем кино ставит огромную жирную точку в вопросе толерантности: чужих в этой вселенной нет. Даже инопланетян может стать родителем человека.

Месседж привычен: «Дебошир-фильм» по-прежнему приветствует «экономические, политические и сексуальные формы давления и готов сам в них участвовать ради одного результата - сотворения Человека». поровну. Один из башировских «подсвечников» уехал в США - к режиссеру Чузи Хейни-Джардин, автору фильма «Где угодно в Америке». Лента победила в международном конкурсе полнометражных фильмов.

www.baltinfo.ru

поделиться

Об Алтайском государственном университете в средствах массовой информации

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
https://www.asu.ru/?v=sw0