О 3D и VR-технологиях, которые используют ученые Большого Алтая, написали Интерфакс и Минобрнауки

18 апреля 2022 НОЦ алтаистики и тюркологии «Большой Алтай»
Сайт Министерства науки и высшего образования РФ и информационное агентство «Интерфакс-Россия» написали о современных технологиях, которые используют ученые Большого Алтая для создания онлайн-музея древнего тюркского мира. 

Напомним, историки и IT-cпециалисты университетских музеев Хакасии, Кемерово, Барнаула, Новосибирска и Горно-Алтайска договорились об обмене виртуальными артефактами тюркского времени на проектной сессии НОЦ «Большой Алтай» в Алтайском госуниверситете.

Музеев много, культура одна — тюркская

По словам руководителя Научно-образовательного центра алтаистики и тюркологии «Большой Алтай», профессора Сергея Землюкова, найденные на территории Большого Алтая артефакты, относящиеся к тюркскому времени, рассредоточены по многим музеям России и Казахстана.

«Задача виртуального музея «Большой Алтай — прародина тюрков», созданного в Алтайском государственном университете в рамках проекта «Тюркский мир Большого Алтая», — облегчить доступ специалистам к археологическим памятникам тюркского времени и в будущем стать научно-образовательной онлайн-площадкой, где будет в комплексе представлено богатое историко-культурное наследие тюркских народов Большого Алтая», — рассказал Сергей Землюков.

На сайте музея «Большой Алтай — прародина тюрков» уже сейчас доступно несколько десятков 3D-моделей артефактов из семи музеев Сибири и Казахстана. Это каменные изваяния, оружие, предметы декоративно-прикладного искусства и украшения. Благодаря технологиям визуализации экспонаты удобно рассматривать в многократном увеличении, перемещать и изучать в разрезе. При этом даже при вращении адекватно отражаются их пропорции, а также свойства материала.

Виртуальный пазл и древние рисунки на камнях

Одними из первых 3D-технологии в работе с археологическими материалами стали использовать ученые из Хакасии. По словам заведующего учебно-экспериментальной лабораторией информационных систем Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова Дмитрия Яковлева, на базе лаборатории открыт учебный проект по созданию 3D-моделей археологических артефактов. В проекте участвуют студенты и школьники, в том числе учащиеся образовательного центра «Сириус». На сегодня уже создано около 30 цифровых копий.

Запуск платформы с виртуальными артефактами крупных археологических комплексов Хакасии (Оглахтинская крепость, курган «Барсучий лог») планируется в начале лета.

Фотограмметрическую съемку предметов для музея выполнили специалисты Центра информационных технологий Алтайского государственного аграрного университета. Директор центра Сергей Бондаренко напоминает, что 3D-модель, в отличие от обычной фотографии, позволяет сделать развертку поверхности сосуда.

«Развертка нужна, когда узор на поверхности сохранился с утратами, и трудно понять соотношение между рисунком и фоном. 3D-визуализация также дает возможность проверить тот или иной вариант реставрации керамических сосудов: осколки можно сопоставить прямо на модели. Кроме того, компьютерные технологии помогают «прочитать» наскальные рисунки в тех случаях, когда это недоступно человеческому глазу в полной мере», — пояснил Сергей Бондаренко.

Когда история увлекательнее игры

Сотрудники Хакасского национального краеведческого музея им. Л.Р. Кызласова уже проводят виртуальные экскурсии по Салбыкскому кургану, одному из самых крупных археологических памятников Среднего Енисея. По словам главного научного сотрудника Хакасского национального краеведческого музея Евгения Данькина, представить результаты археологического исследования массовой аудитории — довольно сложная задача.

Поэтому сотрудники музея создали виртуальную экскурсию по Салбыкскому кургану на базе шлема виртуальной реальности Oculus Quest.

Человек в VR-шлеме видит реконструкцию быта представителей тагарской культуры, к которой относится памятник, и процесс строительства кургана. Экскурсия напоминает компьютерную игру, но без конечного результата: много живых персонажей, с помощью контроллеров можно «брать» предметы руками.

VR-технологии в целом становятся инструментом популяризации археологии, особенно среди молодых людей. Например, 3D-дизайнер Центра информатизации и новых технологий Республики Хакасия Денис Береженко сейчас работает над проектом визуализации Боярской писаницы — большого фриза с наскальными рисунками, памятника тагарской культуры.

«Вид сверху лучше»

Еще одна новая современная технология — дроны, их в своей работе использует Институт географии АлтГУ для беспилотной съемки в археологических исследованиях. Результат работы можно увидеть на сайте виртуального музея центра «Большой Алтай» — это 3D-модель археологического комплекса в долине реки Сентелек.

«Урочище Балчикова-3» — единственный крупный комплекс разновременных памятников, включающий «царский» курган пазырыкской культуры, в районе северных предгорий Алтая. Съемка с беспилотника позволяет создать информативную объемную карту большого археологического комплекса. Его масштаб и особенности (например, в упомянутом памятнике некоторые насыпи скрыты почвенным слоем) становятся более очевидными на 3D-карте», — рассказал заведующий кафедрой экономической географии и картографии Института географии АлтГУ Евгений Крупочкин.

Цифровизация делает историю более наглядной и создает объемную цветную картинку, и в результате детали тюркского мира проступают все более отчетливо. Потенциал взаимодействия исторических наук и цифровых технологий огромный — в музеях Алтайского края и соседних регионов хранятся интереснейшие археологические материалы, которые только ждут своего воплощения в 3D-формате.

поделиться

Об Алтайском государственном университете в средствах массовой информации

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
https://www.asu.ru/?v=sw0