Участники стратсессии в АлтГУ отметили важность педагогической роли преподавателя в формировании гражданской позиции молодежи

15 декабря 2022 Институт гуманитарных наук

Важность признания этнокультурного многообразия общества стала одним из ключевых тезисов стратегической проектной сессии, которая состоялась 13 декабря в Алтайском госуниверситете. «Радикальное изменение этнического и этнокультурного состава населения влечет за собой трансформацию социокультурной среды в условиях новых дискурсов культурного и политического диалога в современном региональном социуме», подчеркнули эксперты.

Напомним, стратегическая проектная сессия «Этноконфессиональный, культурный и политический диалог в вузах Алтайского края» была организована при поддержке Министерства науки и высшего образования России в рамках программы «Научно-методическое и ресурсное обеспечения системы образования». Ее участниками стали представители органов государственной власти, общественных объединений, аспиранты и студенты вузов региона. В целом 250 человек, из них 40 выступили на конференции в качестве экспертов и докладчиков.

«В целом Алтайский край относится к числу регионов с невысокими количественными показателями преступности экстремистской и террористической направленности. Вместе с тем статистические данные показывают, что в нашем регионе имеют место факты привлечения к уголовной ответственности за преступления экстремистской и террористической направленности представителей студенческой молодежи, обучающихся в вузах края. Студенчество как социальная группа отличается определенными характеристиками: отсутствием социальной устойчивости и формированием в этом возрасте гражданской позиции и политических взглядов. Все это способствует распространению в студенческой среде деструктивных идей радикального характера. Следовательно, образовательные организации Алтайского края должны держать в фокусе своего внимания проблему распространения экстремистской идеологии, идеологии насилия и террора среди студентов, а также должны использовать имеющийся у них инструментарий для ведения собственной профилактической работы», — отметила модератор стратегической проектной сессии, заведующий кафедрой социальной и молодежной политики ИГН АлтГУ, доктор социологических наук, профессор Светлана Максимова.

Эксперты сессии отметили, что практика организации работы по профилактике распространения идеологии терроризма, экстремизма и иной деструктивной идеологии показывает, что к важнейшему направлению такой работы со студенчеством относится создание условий для организации занятости студентов в общественно полезной деятельности. Предоставление студентам возможности для интеллектуальной, творческой, спортивной, волонтерской самореализации на базе вузов является важнейшим средством направить их активность, в том числе гражданскую, в конструктивное русло. Так, например, становясь участниками каких-либо студенческих объединений, молодежь включается в позитивную деятельность, реализуя на практике созидательные способы изменения окружающей действительности в лучшую сторону.

В частности, ярким примером позитивной деятельности молодежи стала представленная студентами института гуманитарных наук — участниками театра-студии «Живое слово» — литературно-музыкальная композиция «Будьте первыми», посвященная 85-летию Роберта Рождественского, которая открыла работу одного из направлений стратсессии — «Этноконфессиональный и культурный диалог: кейсы Алтайского края».

«Последние социологические исследования, проведенные на территории Алтайского края, показывают рост апатии в студенческой среде. Безразличие к происходящим в российском обществе событиям, с одной стороны, говорит о снижении интереса к протестным формам гражданской активности, а с другой стороны, показывает, что молодежь не интересуют и позитивные формы гражданской активности. Среднестатистический студент вузов Алтайского края не желает брать на себя бремя общественных проблем, демонстрируя коммуникативную закрытость», — подчеркивает Светлана Максимова.

В этой связи участники сессии обратили внимание на важность педагогической деятельности преподавателя, способного мотивировать студента на позитивную деятельность. Преподаватель должен быть носителем конструктивных взглядов, который явно или скрыто противостоит деструктивной позиции, пропагандируемой различными субъектами, в том числе анонимно действующими через интернет и различные соцсети.

«Одним из факторов успешной воспитательно-профилактической работы вузов является наличие внятной молодежной социальной политики. Работа образовательных организаций высшего образования на территории Алтайского края в направлении противодействия распространению экстремистской идеологии, идеологии насилия ведется на основе федеральных и региональных нормативных правовых актов. Это касается и Алтайского государственного университета, который на плановой основе проводит мероприятия по реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г.», — подытожила профессор Светлана Максимова.

поделиться
https://www.asu.ru/?v=sw0