Образование — наука — практика: в единстве сила

8 апреля 2014 Александра Артемова

В настоящий момент в университете реализуются несколько важных проектов, которые тесно взаимодействуют между собой и связывают в единое целое образование, науку и практику по одному из приоритетных направлений развития университета — «Геоэкологический мониторинг и рациональное природопользование». Речь идет о Программе стратегического развития АлтГУ, германо-российском научно-исследовательском проекте «Кулунда — как предотвратить следующий глобальный синдром "Dust Bowl“ — пыльных бурь?» и программе дополнительного образования на немецком языке (DSG) «Менеджмент и мониторинг окружающей среды», поддержанной Службой академических обменов Германии(DAAD).

Немного истории

В 2007 году в университете был открыт набор для студентов естественнонаучных факультетов АлтГУ на программу дополнительного образования на немецком языке (DSG), реализуемую на базе и преподавателями географического факультета АлтГУ и Института наук о земле и географии Университета Мартина Лютера (Германия). Кроме того, что слушатели программы учат немецкий язык, они приобщаются к передовому опыту в сфере геоэкологического мониторинга, ориентированного, в том числе, и на обеспечение устойчивого развития сельских территорий. 

Научно-исследовательский международный проект «Кулунда» вырос из многолетнего сотрудничества ученых АлтГУ с преподавателями Университета Мартина Лютера и после напряженной подготовительной работы начал реализовываться с 2011 года. Цель и задачи этого сложного по структуре и беспрецедентного (в истории Алтайской науки) по числу исполняющих организаций и ученых с русской и немецкой стороны проекта ориентированы на решение региональных проблем деградации почв, внедрение новых технологий земледелия, изучение климатических процессов и, как итог, на устойчивое развитие сельских районов Алтайского края. Ведущей организацией в проекте с российской стороны является Алтайский государственный университет. Если в первый год в реализации проекта принимали участие сотрудники географического и биологического факультетов, то в настоящий момент к ним примкнули физики, математики, социологи и экономисты.

В 2012 году поддержку Миобрнауки РФ получила Программа стратегического развития АлтГУ, включающая в себя целый ряд направлений, при формировании которых были учтены и существующие наработки в сфере международной кооперации. В частности, речь идет о проекте ПСР «Решение комплексных проблем по геоэкологическому мониторингу и прогнозированию состояния геосистем для устойчивого социально-экономического развития региона». В ходе реализации этого проекта в университете совместно с институтами СО РАН были созданы профильные лаборатории, в том числе «Лаборатория мониторинга геосферно-биосферных процессов» (зав. — профессор М.М. Силантьева) и «Лаборатория физических проблем мониторинга агросистем» (зав. — доцент В.В. Щербинин). Тематика исследований данных лабораторий исходно строилась на принципах взаимного дополнения и ориентированности на междисциплинарный подход, что обеспечивает тесное взаимодействие не только преподавателей, но и обучающихся в их учебно-исследовательской деятельности.

Научный проект в основе образовательной практики

«Все эти три направления  исследовательский проект, предусмотренный Программой стратегического развития, деятельность новых лаборатории, программа DSG и "Кулунда" очень удачно сочетаются и взаимно дополняют друг друга, расширяя возможности преподавателей и обучающихся, делая научную работу и образовательный процесс междисциплинарными и практикоориентированными»,  отмечает преподаватель программы DSG и участник проекта «Кулунда» А.А. Бондарович. К примеру, в этом году слушатели программы «Менеджмент и мониторинг окружающей среды» посещают не только лекции и семинары, но и впервые на выездных занятиях знакомятся с приборной базой университета, приобретенной в рамках реализации ПСР, а также иностранными приборами, переданными университету нашими зарубежными партнерами и установленными на опытных участках крестьянско-фермерских хозяйств края благодаря проекту «Кулунда»».

Совсем недавно группа обучающихся по программе DSG вернулась с полевой практики, которая проходила на базе фермерского хозяйства «Партнер» (руководитель — А.А. Кожанов), расположенного в селе Полуямки Михайловского района. Это одно из хозяйств, где в рамках проекта «Кулунда» проводятся опыты по земледелию и установлена инновационная приборная база.

Андрей Александрович сообщил подробности:

«Практика была запланирована в два этапа. Мы специально выбрали входные дни, для того чтобы студенты могли без отрыва от основных занятий получить уникальные практические навыки по работе с приборами по измерению почвенных параметров и климата непосредственно в поле. Во время выездов студенты познакомились в полевых "реальных" условиях  с принципами сбора, передачи и хранения данных, а также конструкцией единственной в России лизиметрической станции, автоматических метеостанции и автоматических станций по измерению влажности почв и температуры на различной глубине. В полевых работах принимали участие не только представители географического и биологического факультетов, но и физики нашего университета. В частности, руководитель лаборатории мониторинга агросистем В.В.Щербинин в дневное время провел уникальный тренинг в полевых условиях по работе с высокотехнологичным измерительным оборудованием, размещенным на исследовательском стационаре; а в вечернее время провел для студентов трех факультетов лекцию о методах дистанционного зондирования влажности почв и необходимости использования для этого автоматических наземных наблюдений. Кроме того, студенты узнали много нового о традиционных и новых технологиях обработки почв, осмотрели передовую для нашего времени сельскохозяйственную технику, изучили на практике особенности миграции в почве элементов минерального питания. Алтайские фермеры объяснили суть системы нулевой обработки почвы (no-till) и технологии полосного земледелия (strip-till). В поездке также принимали участие лектор Службы академических обменов Германии(DAAD) Филипп Фенгхауз и тьютор программы набора 2009-2010 Мизгирев Александр, что позволило студентам пообщаться в неформальной обстановке с "носителями" немецкого языка, а Филиппу, как представителю фонда, увидеть и оценить уровень подготовки слушателей программы, а также эффективность реализации программы. Подобные выезды дают студентам наглядное представление о практической реализации научных разработок в реальных условиях агроприродопользования».

Впечатления студентов:

Татьяна Маринович, биологический факультет: «Для меня было очень интересным, что во время выездных занятий лекции плавно переходили в практические занятия. Обычно темы занятий часто идут вразрез, а здесь, после того как материал был доходчиво объяснен, мы воочию увидели то, о чем нам говорили на лекциях. Так, в фермерском хозяйстве Кожановых мы увидели, как работает лизиметрическая и метеорологическая станции, как востребованы получаемые данные мониторинга для повышения эффективности землепользования. Вообще, очень интересен подход к построению работы конкретного хозяйства на научно-обоснованной программе».

Александр Герман, географический факультет: «Сельское хозяйство является важнейшей отраслью нашего края, поэтому применение передовых научных наработок для повышения рентабельности производства, с одной стороны, и сохранение экологического равновесия, с другой – интересная и очень актуальная задача. Важно не быть равнодушным к тому, что происходит в крае. На выездном занятии было интересно ознакомиться с механизмами, которые применяются на современном этапе в крестьянско-фермерских хозяйствах».

Марина Мельникова, географический факультет: «Я очень рада, что участвую в программе DSG. Она открывает возможность расширить знание языка и предмета, дает шанс на продолжение обучения в одном из университетов Германии. Думаю, полученные знания послужат мне хорошей базой для работы в Алтайском крае. Планирую связать тему курсовой работы с проблемами организации мониторинга окружающей среды».

Дмитрий Ковалев, географический факультет: «Наша группа состояла из студентов-географов, биологов, физиков. Особенно запоминающимся стало общение с одним из сотрудников крестьянско-фермерского хозяйства Никиты Кожанова. Он рассказывал о новейшей технике, которая используется на их ферме, о технологиях, которые применяются на территории хозяйства. Для меня это был определенно полезный опыт. Уверен, что полученные знания смогу использовать в своей курсовой работе».

В единстве наша сила

После занятий в поле студенты трех факультетов посетили методические семинары на базе лаборатории мониторинга геосферно-биосферных процессов и лаборатории физических проблем мониторинга агросистем, где смогли закрепить навыки работы на современном оборудовании.

«Практико-ориентированное обучение — один из приоритетов реализации международной образовательной программы "Менеджмент и мониторинг окружающей среды" (DSG). Для нас, преподавателей данной программы, очень важно, чтобы обучение проходило на основе современных научных достижений, поэтому исследовательская работа студентов тоже, насколько это возможно, должна быть «привязана» к реальным научным проектам, выполняющимся сегодня в университете. Особенно важно, что мы смогли в рамках реального учебного процесса обеспечить междисциплинарность в содержании образования, а также привлечь одно из передовых сельскохозяйственных предприятий края к участию в реализации программы. Для студентов такая организация образовательного процесса очень привлекательна, это дает серьезную мотивацию к овладению тем материалом, который мы предлагаем на занятиях. Думаю, что именно такой практикоориентированный подход к реализации образовательных программ обеспечит в будущем безусловную конкурентоспособность АлтГУ на рынке образовательных услуг» — отметил к. г. н., доцент географического факультета, преподаватель программы DSG А.А. Бондарович.

Эффективный опыт взаимодействия студентов и преподавателей разных направлений подготовки является замечательным примером обмена знаниями и навыками, способствующим получению новых научных результатов и обеспечивающим высокий уровень подготовки будущих специалистов, максимально готовых сразу по окончании обучения приступить к работе на предприятиях и организациях Алтайского края и за его пределами.

Версия для печати
поделиться