«Российская газета» опубликовала статью о разработке ученых АлтГУ

5 мая 2014 Отдел по связям с общественностью

Биологи Алтайского госуниверситета подали заявку в Роспатент на разработанный ими портативный ГМО-тестер, позволяющий оперативно определить, есть ли в том или ином продукте генетически модифицированные организмы (ГМО). Небольшой (весом всего в 350 граммов) аппарат оснащен набором тестов на присутствие определенных генов. В него помещается картридж с реагентами и образцом для исследований. Анализатор работает от аккумулятора. Процедура пока длится пятьдесят минут, но алтайские ученые уверены, что в скором времени смогут сократить ее время вдвое.

«Чтобы провести анализ на ГМО, сейчас необходимо обращаться в специализированную лабораторию. Но таковых даже в крупных регионах очень мало, одна-две. Наша лаборатория биоинженерии Алтайского госуниверситета не первый год работает в области молекулярной генетики, поэтому мы и начали разработку доступных для каждого экспресс-методов контроля», — рассказывает завлабораторией, кандидат биологических наук Максим Куцев.

В основе работы тестера лежит ПЦР-анализ, разработанный 30 лет назад американцем Мюллисом, награжденным Нобелевской премией (сейчас этот анализ используют в клинической диагностике, и его в обязательном порядке проходят роженицы). ПЦР полимеразная цепная реакция, экспериментальный метод молекулярной биологии, позволяющий добиться значительного увеличения малых концентраций определенных фрагментов ДНК в биологической пробе.

«У нас был ряд наработок в этом направлении. Методом ПЦР мы анализируем наличие определенных фрагментов, характерных для генетически модифицированных организмов. Определяем, есть встроенный ген или нет. За рубежом в том же направлении работали в США. Достаточно малогабаритное оборудование создано в Австрии для таможенников, хотя основа реагентной базы отличается от нашей», — поясняет Куцев.

Алтайский ГМО-тестер уже прошел испытания и в Москве. В качестве лабораторного образца был взят трансгенный помидор, выращенный в лаборатории искусственного климата в Пущино. Прибор отреагировал адекватно, определил наличие ГМО. После этого испытатели заглянули в школьную столовую, а также в буфеты депутатов Госдумы и Совета Федерации. И если у школьников и депутатов салаты и сосиски оказались чистыми, то после исследования картофельного пюре для сенаторов на дисплее тестера высветилась надпись «Внимание! ГМО!».

К серийному производству ГМО-тестеров как бытовой техники можно приступать, когда будут оформлены все необходимые документы. Был бы потребительский спрос. По мнению многих экспертов, распространение ГМО уже никакими запретами не остановить. Максим Куцев с этим согласен:

«Пока есть два полюса: Старый Свет, который не приемлет генетически модифицированные организмы, и Америка, где производителю даже необязательно указывать, использовал он ГМО или нет. Минус запрета на ГМО в том, что мы начнем отставать в развитии новых технологий. А они связаны не только с выведением новых сортов кукурузы, но и, к примеру, с разработкой лекарственных средств, многие из которых нельзя синтезировать (к примеру, гормоны или ферменты), и помочь может только генная инженерия. К чему это приведет? К нелегальному ввозу лекарств. Вообще в теме легализации ГМО на территории России и других стран много популистской шумихи как со стороны противников, так и со стороны сторонников.

Процесс необратим

«Фактов вреда здоровью от ГМО, доказанных медициной, нет. Конечно, свою семью ГМО-продуктами я бы кормить не хотел. Но мы их едим: это соевые соусы, соевые добавки, в том числе в колбасу. А давайте задумаемся, какой корм ест скот? Экспансия ГМО — необратимый процесс, хотя он не везде приветствуется. Слава богу, нет пока генетически модифицированной пшеницы, но и она неизбежно появится», — отметил вице-президент Союза зернопереработчиков Алтая Валерий Гачман.

Сергей Зюзин.

поделиться
https://www.asu.ru/?v=sw0